Ваали. В еврейском языке слово «baal» может означать: «муж», «господин» и «Ваал» (языческий бог). В будущем отношения Израиля с Господом станут подобны тем, которые установились со времени его первого исхода из Египта. Своей глубиной они будут подобны отношениям любящих супругов ( Еф. 5,25–32 ), в противоположность отношениям между господином и рабом, и не осквернятся каким-либо напоминанием о поклонении Ваалу (ст. 17). 2 союз. Иеремия, «посмертный ученик» Осии, толкует завет как дарование нового сердца ( Иер. 31,31–34 ). с полевыми зверями. Будущему царству не будут угрожать ни дикие звери ( Ис. 11,6–9 ), ни вторжения внешнего врага ( Пс. 45,10 ; Ис. 9,5 ; Мих. 4,3 ). В иносказательном смысле это повествование об изменении природы всех вещей и наступлении мира и спокойствия вследствие обновления, которое началось, когда Христос явился миру в первый раз, и окончательно завершится при Его Втором пришествии. 2:19–20 обручу. Обручение было последним шагом в процедуре сватовства и включало в себя выкуп отцу невесты (ср. 2Цар. 3,14 ). В данном случае такие качества, как «правда», «суд» (т.е. праведность, справедливость), благость, милосердие, верность составляют цену выкупа и характеризуют полноценный брачный союз. в правде. Это слово может включать в себя значения спасения и освобождения, оправдания, правосудия и справедливости в контексте подтвержденных заветом отношений Израиля с Богом (10,12; Ам. 5,7; 6,12 ). суде. Это понятие может относиться к судебной практике, благодаря которой утверждалась и восстанавливалась справедливость (5,11; 6,5; 10,4; Ам. 5,7.15.24; 6,12 ; Мих. 6,8 ). в благости. Это слово означает преданность, покорность согласно завету, верность и доброту (4,1; 6,4.6; 10,12; 12,6; Быт. 20,13 ; Исх. 34,6.7 ; Нав. 2,12 ; 1Цар. 15,6 ; 2Цар. 15,20 ; Пс. 35,8 ; Иер. 2,2 ). милосердии. Это понятие может относиться к милости, сердечной теплоте чувств и любви (1,6; Быт. 43,14 ; Втор. 13,17 ; 2Цар. 24,14 ). в верности. Значение этого слова включает в себя понятия: надежность, правдивость, стойкость, ответственность в отношениях. Оно синонимично словам «милость», «истина» ( Пс. 87,12; 88,2.3.6.9.25; 91,3; 95,13; 97,3 ). Народ Божий наследовал эти добродетели завета через смирение и жертвенность Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

не допускала касаться их птицам небесным. У евреев считалось величайшим позором допустить, чтобы тела убитых стали пищей для птиц и зверей ( Втор. 28,26 ; 1Цар. 17,44.46 ; Пс. 78,2 ; Ис. 18,6 ; Иер. 7,33; 16,4 ). Рицпа была намерена стеречь тела до тех пор, пока не удастся похоронить их надлежащим образом (ст. 11–14). 21:11–14 Неусыпное бдение Рицпы побудило Давида собрать не только останки недавно погибших, но и кости Саула и Ионафана, и предать их погребению в усыпальнице Киса, отца Саула. 21 и умилостивился Бог над страною после того. Точно такие же слова звучат в конце книги (24,25), после прекращения моровой язвы, которую навлекла предпринятая Давидом перепись. 21:15–22 Данные стихи описывают победы Давида и его воинов над филистимлянами. Даже приблизительную хронологию этих событий установить затруднительно. 21 один из потомков Рефаимов. Слово «Рефаимы» в данном контексте следует, по всей видимости, связывать с народом, населявшим Ханаан до прихода туда израильтян ( Быт. 14,5; 15,20 ; Втор. 2,20 ; Нав. 17,15 ) и славившимся огромным ростом (см., напр., Втор. 3,11 ). «Рефаимами» иногда называли и другие народы, отмеченные особой силой и статью (такие как эмимы, замзумимы и енакимы, Втор. 2,10.11.20.21 ). Иисус Навин поразил енакимов и на горе Иудиной, и на горе Израилевой ( Нав. 11,21.22 ), однако те могли уцелеть в Газе, Гефе и Азоте т.е. на территории, о которой идет речь в следующих стихах. триста сиклей. Т.е. около трех килограммов. Наконечник копья Голиафа весил вдвое больше ( 1Цар. 17,7 ). 21 Авесса. См. ком. к 2,18. светильник Израиля. В этой метафоре находит отражение то обстоятельство, что обетование благословения и все упования Израиля были сосредоточены исключительно на личности Давида и на его доме (см. ком. к 1Цар. 3,3 ). 21 Рефаимов. См. ком. к ст. 16. 21 убил Елханан... Голиафа. Т.е. данный стих приписывает победу над Голиафом не Давиду, а другому человеку. Соответствующий ему стих 1Пар. 20,5 однозначно разрешает это недоразумение, ибо в нем говорится, что Елханан поразил «Лахмия, брата Голиафова». Однако именно по этой причине названное место книги Паралипоменон вызывает сомнения у большинства комментаторов. Некоторые из них склонны объяснять текст книги Царств, исходя из предположения, что Елханан второе имя Давида (ср. 12,25, где Соломон наречен вторым именем Иедидиа). Но такое объяснение создает некоторые трудности для объяснения 1Пар. 20,5 , разве что победы над Голиафом и Лахмией были одержаны действительно одним человеком Давидом-Елхананом. Неоспоримым, однако, является факт победы Давида над Голиафом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Замечено, что в большей части случаев форма   в текстах ВЗ употреблена с грамматическим отрицанием или в негативном контексте, так что в целом эти выражения передают идею отсутствия, невозможности или даже нежелательности В. ( Jepsen. P. 300-303). Гл. обр. это наблюдение относится к лит-ре Премудрости. Так, даже Бог не верит Своим слугам и «святым Своим», не говоря уже о людях (Иов 4. 18; 15. 15-16), и невозможно поверить в то, что Он откликнется на зов человека (Иов 9. 16). Не только нечестивый и заблудший «не надеется спастись от тьмы» (15. 22; ср. ст. 31), но и вообще «никто не уверен за жизнь свою» (24. 22; ср.: Втор 28. 66; Иов 29. 24; 39. 12 и 24). Книга Притч говорит о доверии как о черте глупца, противопоставляя ему «внимательность к путям своим» как свойство мудрого (Притч 14. 15), что неудивительно, ведь порой не только врагу нельзя доверять (Притч 26. 25), но и другу (Мих 7. 5) и даже брату (Иер 12. 6). В 1 Цар 27. 12,   употребляется в положительном высказывании, но в более широком контексте вновь приобретает тот же отрицательный оттенок (1 Цар 27. 10-11). В тех случаях, когда речь идет о В. к.-л. сообщению или вестнику, приносящему это сообщение, так что все выражение имеет значение «довериться вестнику» или «считать некое утверждение заслуживающим доверия, надежным, истинным или возможным», отрицание также обычно содержится или подразумевается (Быт 45. 26; 3 Цар 10. 7; Иер 40. 14; 2 Пар 32. 15; Ис 53. 1; Плач 4. 12; Авв 1. 5). В целом, т. о., выражения с   предполагают предпочтение недоверия к человеку или сообщению и предостерегают от слишком легкой доверчивости и принятия слов за правду, поскольку это часто приводит к тяжелым последствиям, наглядный пример чему - история взаимоотношений Давида с царем Анхусом (1 Цар 27. 12). Такое общее отношение ветхозаветного сознания к феномену, выражаемому глаголом  , оттеняет исключительность самого факта использования этого термина в богословском языке и придает особый вес положительным утверждениям о проявлении В. Возможно, этим объясняется крайняя малочисленность такого рода высказываний в ВЗ. В. Авраама

http://pravenc.ru/text/150359.html

Глава 15 1–9. Бедственная судьба моавитян. Ис.15:1 . Пророче­с­т­во о Моаве. – Так! ночью будет разо­рен Ар-Моав и уничтожен; так! ночью будет разо­рен Кир-Моав и уничтожен! Исаия видит в своем пророческом созерцании так высоко о себе думавших моавитян в самом жалком положении. С севера на Моавитскую землю напали враги, опустошающие моавитские города и тучные моавитские пажити и повсюду разносящие смерть. Слышатся громкие жалобные крики моавитян от одного конца их земли до другого. Даже воины моавитские пришли в отчаяние и толпы моавитян бегут к югу, надеясь найти себе убежище в южных крепостях, а другие прямо переходят за границу своих владений, в страну Едома. Города моавитские при этом пророк перечисляет в порядке их важности. Моавитяне были в родстве с Израилем ( Быт.19:30–38 ), но и внутренне и внешне – были чужды ему и даже всегда враждебны, к чему, конечно, подавала повод смежность владений моавитских с владениями колен Гадова (к северу) и Рувимова (к югу). Моавитяне долгое время после поселения Израиля в Палестине сохраняли свою самостоятельность и даже после смерти судии Израильского Гофониила в течение 18-ти лет угнетали Израиля ( Суд.3:11–14 ), и только Давид сделал их своими данниками ( 2Цар.8:2 ). Царь моавитский Меша, за 900 л. до Р. Х. снова завоевал для своего народа самостоятельность ( 4Цар.1:1 ; 4Цар.3:4 и сл. ср. надпись на памятнике царя Меши – Христ. Чтение 1870, ст. проф. Хвольсона: новооткрытый памятник царя Меши) и даже завладел некоторыми участками Гадова колена. В последующее время моавитяне еще более расширили свою область, как это видно из того, что Исаия изображает их обладателями г. г. Есевона и Елеалы, еще не принадлежавших царю Меше. На некоторое время царь израильский Иеровоам II восстановил власть Израиля над Моавом ( 4Цар.14:25 ), но при наступившем быстро по смерти этого царя ослаблении Израильского царства моавитяне снова окрепли. На пользу им послужили и те переселения, какие имели место по отношению к подданным Израильского царя при царе ассирийском Тиглат-Пилезере (734 г.), когда выведено было в Ассирию и много израильтян из-за иорданской области ( 4Цар.15 и 1Пар.5:6, 26 ) – и при Саргоне (в 722 г.). Моавитяне тогда возгордились, и Исаия вполне благовременно обратился к ним с грозными предвещаниями.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

ПЕРИОД ЕДИНОГО ИЗРАИЛЬСКОГО ЦАРСТВА ПЕРИОД ЕДИНОГО ИЗРАИЛЬСКОГО ЦАРСТВА Широкое использование железа в земледелии и кустарных промыслах и неуклонно растущая торговля в X в. свидетельствуют о радикальной перемене в экономике Израиля. Библия характеризует время Соломона (по крайней мере 1-ю половину его царствования) как период мира - в отличие от царствования Давида, сопровождавшегося почти постоянными войнами,- и экономического процветания (3 Цар 4. 20; 5. 4; 10. 14-29; 2 Пар 1. 14-17; 9. 13-28). В обществе образовалась значительная прослойка ремесленников, купцов, адм. служащих, военных, проживающих в укрепленных царских городах. В большом количестве появлялись предметы роскоши и керамика высшего качества, красноречиво свидетельствующие об изменениях в материальной культуре Израиля. К концу царствования Соломона на территориях, где проживали израильтяне, население, видимо, удвоилось за столетие (с начала царствования Саула). Бюрократический аппарат в царстве Соломона расширился по сравнению с царством Давида и стал более сложным по структуре; появились новые чиновники, напр. наместники в 12 адм. округах и их начальник, начальник над домом царским, начальники-надзиратели над тяглым трудом ханаанского населения, работающего на царских работах. В организации гос. аппарата при Соломоне усматривают егип. влияние ( Mettinger. 1971). Страны, подконтрольные Израилю, управлялись местными династиями и имели различный статус (см.: Avishur, Heltzer. 2000). Важнейшим событием в истории Израиля явилось строительство Соломоном храма в Иерусалиме на горе, которая позднее стала обозначаться как Сион (см. в ст. Иерусалим ) (в 2 Пар 3. 1 она названа «горой Мориа»; ср.: Быт 22. 2). Традиция, идентифицирующая Сион с горой, расположенной к западу от холма Офел, появляется не ранее рим. периода. Строительство длилось ок. 7,5 лет (3 Цар 6. 37-38; 2 Пар 3. 2), приблизительно с 966 по 959 г. Полагают, что часть возведенной Соломоном подпорной стены Храмовой горы сохранилась на ее вост. стороне (см., напр.: Laperrousaz. 1987). В строительстве Иерусалимского храма активное участие принимали финик. мастера и широко использовались финик. материалы. Храмы, возведенные по сопоставимым планам, были обнаружены в Телль-Тайинате (в 25 км от г. Антакья, Турция), Самале (близ совр. сел. Зенджирли, Турция) и Хаме (древний Хамат) в Сирии, но построены они были уже позже, в IX-VIII вв. Рядом с храмом, к югу от него, в течение последующих 13 лет (ок. 959-946) был построен царский дворец (3 Цар 7. 1; 9. 10; 2 Пар 8. 1), к к-рому примыкали дома царедворцев и иерусалимской знати. Иерусалим был обнесен массивной стеной с неск. монументальными воротами. Столица Израиля в определенном смысле уподобилась месопотамским «храмовым городам», в к-рых большинство населения группировалось вокруг храма и дворца. Согласно 3 Цар 9. 15, Соломон перестроил и укрепил Асор, Мегиддо и Гезер, что подтверждают и данные археологии.

http://pravenc.ru/text/293912.html

Получали ли израильские рабы, кроме пищи и одежды и плату, не вполне ясно. Только что упомянутый рассказ 1Цар.9:3 сл. может говорить за это. С другой стороны места, как Вт.15:13 сл. и 18, предполагают противное. Но в свою очередь предполагаемый в Лев.25:49 случай, что раб приобретает столь много, что может сам выкупить себя, может быть объяснен только таким образом, что он во время рабства имел доходы. 28 Другого рода усилия закона доставить израильским рабам свободу, будут рассмотрены ниже (§ 36 и дал.). Роды и колена – устройство и управление 13). Отдельные, родственные друг другу, семейства составляли большую группу – род, в свою очередь близкие роды образовывали еще высшую единицу – колено. Разделение это израильтяне вынесли из пастушеской жизни и не оставляли его никогда впоследствии, как ни мало, казалось, подходило оно к позднейшему развитию народа. Особенно прочные корни пустило сознание родства по колену. Как среди арабских племен встречается резкое неравенство и соперничество, так встречаем мы резкие контрасты и антагонизм и между израильскими коленами. В Быт. гл. 49 некоторым коленам изрекается проклятие, а одно колено осмеивается за то, что склонность его к жизни в довольстве лишила его свободы (ст. 14). В песне Деворы ( Суд.5 ) резко порицаются те колена, которые не захотели принять участие в великой битве. Знатнейшее колено Ефремово до крайности ревниво относится к меньшим племенам, оказавшимся передовыми в сражении, Суд.8:1 и д., 12:11 и д. Между Иудой с одной стороны и Ефремом с зависимыми от него коленами с другой стороны существует непреодолимое соперничество, которое уже при Давиде вызвало гражданскую войну, 2Цар.19:10 и д., 20, и наконец привело к разделению царства по смерти Соломона, 3Цар.12 . С этого времени различие по коленам отступает назад пред разделением на два царства, Израильское (Ефремово) и Иудино, но вполне оно отнюдь не исчезает, Ис.8:33, 9:20 . He так часто в допленное время упоминаются роды или поколения. Из Вениаминовых родов встречаются: Матрич, 1Цар.10:21 и, вероятно, Геры, Суд.3:16 , 2Цар.16:15 , ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

6 Ты будешь... мечу. Во многих древних переводах говорится: «Ты будешь мучиться схватками, но не разродишься. И даже если ты родишь ребенка, Я предам его мечу». Глава 7 7:1–7 Эта пророческая речь имеет две части: плач (ст. 1–6), состоящий из обвинения народа в преступлениях (ст. 1–4) и о горестях неправедной жизни народа (ст. 4–6), и выражение уверенности, что за осуждением последует спасение (ст. 7). 7 со мною. Михей, представляющий Господа, сравнивает себя с виноградарем. 7 провозвестников. Т.е. пророков. 7:5–6 Этот фрагмент впоследствии был использован в апокалипсической литературе для эсхатологического изображения дня Господня ( Мф. 10,35–39 ; Лк. 12,53 ). 7 взирать. В ожидании спасения. 7:8–20 Этот заключительный литургический гимн состоит из четырех строф: 1) Иерусалим в образе женщины, оказавшейся в беде и исповедующей свою веру в Господа (ст. 8–10); 2) пророк обещает Иерусалиму, что он станет в эсхатологической перспективе «овечьим загоном», дающим спасение всему осужденному миру (ст. 11–13); 3) Михей молит Господа, чтобы Он взял Свой народ под Свою пастырскую защиту (ст. 14); 4) народ в хвалебном гимне прославляет чудо Бог ввергнет его грехи в пучину морскую, чтобы исполнились Его заветные обетования патриархам (ст. 18–20). 7 во мраке. Образ осажденного города. 7 правду. Правда Божия также состоит в спасении верного Израиля (ст. 8,9) и сокрушении его неверного мучителя (ст. 10). 7 В тот день. См. 4,1.6; 5,10–15. от Египта до реки Евфрата. Ср. Быт. 15,18 ; Исх. 23,31 ; Втор. 11,24 ; 3Цар. 4,21.25 . 7 земля та будет пустынею. В день Страшного суда за пределами, в которых пребывает в безопасности избранный народ, осуждение будет всеобщим. 7 Кто... Ты. Имя Михея, означающее «кто подобен Богу», соединяет в себе упоминание имени Божиего с Его всепрощающей милостью. Без этого качества служение Михея не имело бы смысла. Бог не допустит, чтобы история Израиля закончилась тупиком. 7 ввергнешь в пучину морскую. Когда Бог начал покровительствовать Израилю, Он ввергнул египтян в Чермное море; так и в конце истории этого народа Он бросит грехи его в небытие.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

5 нет. Ср. 6,25 и гл. 7. Бог не сокрушает всех хананеев, равно как и не спасает всех израильтян (ст. 13; см. ком. к 6,16.17). вождь воинства Господня. По-видимому, Ангел Господень (1,5 и ком.; ср. Быт. 16,7 ). 5 сними... свято. Непрерывная цепь событий, начавшаяся деяниями Моисея, продолжается трудами Иисуса Навина (ср. Исх. 3,5 ). Таким образом, Иисус Навин воистину является «новым Моисеем». Святость является фундаментальным качеством Бога. Люди или какие-либо предметы признаются святыми в том смысле, что они особым образом посвящены Богу. Глава 6 6:1–27 Этот раздел рассказывает о судьбе Иерихона первого города, обреченного на разрушение. Разгром хананеев в не меньшей степени, чем переход через Иордан, является делом Божиим, совершенным во исполнение завета (ср. гл. 3; 4; 6; см. 3,3.11.14.17; 4,16; 6,4 и ком.). Страшный суд Божий является преддверием обещанного спасения (см., напр., Исх. 14,13.14 ; Откр. 19,1.2 ). То, что милость Божия не ограничивается одним только Израилем ( Быт. 12,3 ), с очевидностью демонстрирует эпизод с Раав и ее домочадцами (ст. 24). 6 Иерихон. Возможно, название города означает «город Луны», т.е. центр языческого культа лунного божества ( Быт. 11,27 25,11). 6:2–3 шесть дней... седьмой день. Эти числа напоминают о начале мироздания. Как труд Божий по сотворению мира был завершен «к седьмому дню» ( Быт. 2,1–3 ), так же и Его труд по избавлению Израиля из Египта достигает своей цели в обретении израильтянами земли обетованной. Субботний отдых соотнесен и с сотворением мира, и с избавлением израильтян от египетского рабства ( Исх. 20,8–11 ; Втор. 5,12–15 ). 6 пред Господом. Как и в 3,11 (см. ком.), зримое свидетельство завета ковчег отождествляется с присутствием Самого Господа (1,5 и ком.). 6 пришли в стан. В Галгал (5,10). 6:16–17 В этих стихах квинтессенция гл. 6 и 7: Иерихон, осужденный Богом, падет, но Раав обретет милость; Израиль также будет осужден, если проявит непокорность Богу. 6 под заклятием. Иначе: «истребили» (2,10). Этим словом передается сущность осуждения, которое пало не только на Иерихон, но и на всю землю Ханаана (ст. 20; 11,11.12.14.20; Лев. 27,28.29 ; Втор. 13,16; 20,10–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

См. ст. 7. От имени Божиего зависит судьба Его народа. 14 Так говорит Господь. Слова Божий являются ответом на молитву Иеремии в ст. 7–9. народу сему. Господь уже не называет иудеев «Своим народом». 14 не молись. См. 7,16 и ком. В данном случае этот запрет непосредственно вызван молитвой Иеремии в ст. 7–9. 14 поститься... принесут всесожжения и дар. Осуждение формального обряда (ср. Ис 1,11–17 ; Мих. 6,6–8 ). мечом и голодом, и моровою язвою. Впервые появляющееся в этом стихе перечисление бедствий, которые приносит суд Божий ( Втор. 32,24.25 ), встречается в книге Иеремии 13 раз (см., напр., 15,2). 14 пророки. Т.е. те, от кого исходили ложные пророчества о мире (6,1–14; 8,11). Иеремия заступается перед Богом за обманутых ими людей. 14 народ. Моление пророка не достигает своей цели, ибо люди должны были испытывать пророков по пророчествам их ( Втор. 13,2.3; 18,21.22 ). некому будет хоронить. См. 7,33. 14 Ждем мира. Эту надежду вселило в людей учение ложных пророков (ст. 13 и ком.). ждем времени исцеления и вот ужасы. См. 3,22; 30,17. Исцеление будет и нравственным, и физическим. 14 ради имени Твоего. См. ст. 7 и ком. престола славы Твоей. Под этими словами пророк подразумевает храм (см. 4Цар. 19,15 ; ср. 3Цар. 8,27 ). завета Твоего. Пророк вспоминает завет Божий с Авраамом, Исааком и Иаковом ( Быт. 15,12–21; 26,3–5; 28,13–15 ; Лев. 26,42–45 ). Глава 15 15 Моисей и Самуил. Господь напоминает о великих заступниках израилевых ( Исх. 32,11–14 ; 1Цар. 12,23 ) и снова воспрещает Иеремии просить за свой народ (7,16; 11,14), отвергая только что произнесенную молитву пророка (14,19–22). 15 меч... псов... птиц... зверей. См. 7,33; 14,16; ср. 3Цар. 21,23 . 15 за Манассию. Сын царя-преобразователя Езекии Манассия был одним из самых нечестивых царей Иудеи. Его дела, которые не могли загладить даже последующие реформы его внука Иосии, послужили главной причиной постигших Иудею судов, в том числе и изгнания ( 4Цар. 23,26 ). 15 отступил назад. См. 3,22. Я устал миловать. См. 31,20. 15 развеваю их веялом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

То же принципиальное различие по–разному выражено Павлом в ст. 3: начавши духом – как противопоставление выражения «завершая плотью» (букв.). NIV передает второе предложение следующим образом: «…пытаясь достичь цели человеческими усилиями». Здесь четко схвачена мысль, но сглажен контраст между словами «плоть» и «Дух» – тема, которая повторяется в Послании к Галатам (см.: комментарии к 4:23,29; 5:13,16–26; 6:8,12). Здесь подчеркивается тот момент, что Павел вводит несколько терминов, которые образуют две разные, даже противоположные, системы понятий. Одна из них отражает дела закона, плоть, рабство, грех, смерть; другая – веру, Дух, наследие и обетование, свободу и усыновление (сыновство), праведность и жизнь. Первая группа терминов описывает современный мир зла (1:4); вторая отражает наступление новой эры, вышнего Иерусалима (4:26). Воспринимая ложное Евангелие иудействуюших, галаты отрицали собственный достоверный опыт получения Духа во всей Его силе и чудодейственном проявлении. Они должны понять, что это – движение вспять. Вместо того чтобы вести жизнь сыновей грядущего, они деградировали, вернувшись к вещественным началам этого мира (ср.: 4:8–10). 3:6 – 4:7 Основные аргументы Апостол теперь приступает к выстраиванию логической цепи, системы аргументов, с позиции которых рассматриваются взаимоотношения между обетованием Аврааму и дарованием закона. Ст. 6, вероятно, можно рассматривать как завершающий вступление или как открывающий новый раздел. В любом случае, он служит связующим комментарием, который проливает свет на реальную ситуацию с галатами, раскрывая, как стать сыном Авраама. Как показывает Павел, ответ не может быть получен через соблюдение закона, но через веру (3:4–14), а отсюда неизбежно возникает вопрос: «В чем тогда роль закона» (3:15–25)? 3:6–14 Обетование Аврааму. Цитата из Быт. 15:6 становится ключевым моментом для Павла, и он вновь будет использовать этот текст в Рим. 4 , рассуждая о значении личности Авраама. Здесь все просто: если Бог вменил Аврааму праведность по вере, тогда истинными его потомками становятся все, кто уверует так, как уверовал он (ср.: Рим. 4:11,12 ). Павел обращается еще к одному тексту в Книге Бытие, который подчеркивает значение примера жизни Авраама для язычников: «…благословятся в нем все народы земли» ( Быт. 18:18; 22:18 ; ср.: Быт. 12:3; 26:4; 28:14 ). Получается, что Благая весть о свободе, которую проповедует Павел, была возвещена задолго до пришествия Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010