Эта поэтическая композиция является, прежде всего, графическим контрастом между сущностью Бога и сущностью Его народа. Он является Твердыней (ст. 4, 18, 30:31). Они же находятся в тяжелом положении или опираются не на ту твердыню (ст. 37). Обширные исследования Г. Райта заложили основание для последующего понимания этой поэмы. Это он предположил, что данное произведение является «судебным процессом завета» с вызовом свидетелей (ст. 1); обвинением в форме вопроса (ст. 6); благодеяниями истца (Бога) обвиняемым (ст. 7–14); констатацией нарушения завета (ст. 15–18); последующим приговором и судом виновных (ст. 19 и последующие) 274 . Этот анализ до некоторой степени был признан большинством комментаторов. Только недавно была выдвинута ясная альтернатива. Менденхолл предполагает, что поэма является не судебным процессом завета, а скорее пророческим предсказанием. Он заявляет, что «здесь Яхве не предъявляет иск за нарушение завета; напротив, нарушение уже имело место, последствия были перенесены, и вопрос состоит в том, будет Яхве в будущем надежным убежищем или нет» 275 . Это истолкование имеет то преимущество, что оно перемещает основную часть поэмы из диатрибы против народа к славословию Бога. В прошлом Бог, возможно, «скрывал лицо Свое» (ст. 20). Теперь Моисей попытается позволить Израилю увидеть это лицо снова. Однако не ясно, увидят ли они его. Сам Моисей в этом не уверен. Поэтому во вступлении к поэме он может говорить только как о желаемом: «Польется, как дождь, учение мое, как роса, речь моя» (ст. 2). Будет пустой тратой времени пытаться установить определенные исторические события, на которые ссылается автор, хотя по существу поэма является конспектом истории Израиля. Даже фразы, которые, на первый взгляд, поддаются опознанию, кажутся странными. Например, поражает фраза: «Он нашел его в пустыне» (ст. 10; ср. с отзвуком этой фразы в Книге Пророка Осип (9:10): «Как виноград в пустыне, Я нашел Израиля»). «Пустыней» едва ли может быть Египет, хотя такое сравнение возможно. «Нашел» ли Бог Израиль в пустыне? Равным образом тщетной является попытка определить врагов в 27– 43-м стихах. Кто они – арамеи, ассирийцы, вавилоняне, самаряне или кто-то другой?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Не подлежит сомнению, что этот псалом составляет благодарственную песнь после счастливо прошедшей великой опасности. Древние толковники большею частью приписывают его Давиду, который воспел или после того, как признан был царем всеми коленами (глава угла), или же после подчинения себе языческих соседних народов (ст.10–12). Уже бл. Феодорит и за ним многие древние экзегеты относят этот псалом к после-пленному времени, и теперь большинством признается, что он воспет при закладке Зоровавелева храма ( 1Ездр.3:10–11 ; ср. ст.1–4 и ст.22 этого Пс.) или при освящении его; ст.19 указывает на праздник освящения (при закладке не было врат). Псалом начинается обращением к священникам и народу (2–4) прославлять милость Господа 1–4) 861 . С ст.5–18 указывается основание такому прославлению величественной помощи Божией. Псалмопевец говорит в первом лице, но, конечно, говорит как представитель всего народа. Народ в бедствиях плена взывал о помощи и был освобожден (ст.5) 862 ; ввиду этой Божественной помощи он исполнен надежды и на будущее (6–7), и ему ясно, что надежда на Бога превосходит все, что Бог один может помочь (8–9), и, конечно, поможет. Пусть все языческие народы угрожают нам, они ничего не в состоянии сделать против нас (10–12) 863 Если они нас (в плену) довели до близкой погибели (13) 864 ; но могущественный, прославленный Господь защитил и спас Свой народ (ст.14), возвратил в Свое отечество, и поэтому прославление Господа слышится по всей стране (ст.15). Могущественною Своею рукою Господь снова поднял поколебавшийся Свой народ (в освобождении из плена); его считали (национальность его) уже уничтоженным; но он будет существовать, и за это прославлять Господа, который только наказал его, но не предал погибели (16–18). С такими воспоминаниями псалмопевец, (празднующий народ в процессии) достиг до ворот (еще затворенных) воссозданного храма, и взывает к находящимся во храме (священникам), чтобы они теперь отворили врата, дабы нация праведников вошла чрез них и прославила во храме Господа (19–20) за полученное спасение (21) 865 Израиль будет хвалить Господа, потому что Он Свой народ, который язычники (зиждущие) уже отвергли, сделал важнейшим и замечательнейшим народом, спасением из плена снова утвердил его в этом его достоинстве, которое он, казалось, уже было потерял (ст.22) 866 . Такое столь чудное дело Бог сделал нам (23); будем радоваться в этот дарованный нам Господом день (24) и молиться о милости дня будущего (25) 867 . – Священники из отворенного храма (дому Господа) высказывают входящему народу благожелания (26) 868 и возбуждают, указанием на полученное от Бога спасение (явися нам), к достойному праздничному торжеству (27) 869 . Сам народ (псалмопевец как представитель его) вновь объявляет, что он будет хвалить Бога, возвысившего его, за полученную милость (28–29).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

13–22. В противоположность прежнему своему спокойному и обеспеченному положению под отеческим попечением Промысла Божия, молящийся праведник представляет трогательную картину настоящего своего крайне бедственного состояния, угрожающего ему неминуемою гибелью (ст. 13–19), и в виду этого усердно молит Господа сжалиться над ним и поспешить к нему на помощь и избавление (ст. 20–22). быдоша м тельцы мнози, юнцы держаша м: 13. Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня, верзоша на м уста сво, к левъ восхищай и рыкай. 14. раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий. 13–14. Множество врагов обступили страдальца; они с яростью нападают на него будто рассвирепевшее стадо молодых быков, или сильных Васанских волов, устремляющихся на хищного зверя. Раскрыли на него пасть свою (ср. Пл. Иер.2:16; 111:46 ), будто голодный лев, когда он рыкает, готовясь схватить и растерзать добычу свою (ср. Ам.3:4 ). С такою зверскою яростью преследовали Давида Саул и его сторонники (ср. Пс.7:3; 16:12; 34:16–17; 56:5 ); но еще разительнее исполнилось это на Иисусе Христе, между врагами и обвинителями которого пред судом Пилата ясно различаются две части – с одной стороны неразумная толпа народа, действовавшая, подобно стаду быков, под сторонним влиянием, упорно и с какою-то дикою яростью требуя осуждения Его на смерть ( Мф.27:20, 22, 23, 25 и др.), а с другой собственно враги Его – первосвященники, старейшины и книжники, которые именно с алчностью голодных львов искали Его смерти ( Мф.26:3–4, 59, 65–66 ; ср. Ин.12:10–11 и др.) и в буквальном смысле разверзли на Него уста свои, когда взводили на Него различные обвинения пред Пилатом и, требуя осуждения на смерть, вместе с толпой неистово кричали: смерть Ему! распни, распни Его! ( Лк.23:18, 21, 23 и др.). Сл.-гр.-русское тельцы соответствует евр. слову которое означает молодых быков с вполне развитыми рогами (ср. Пс.68:32 ), обладающих уже производительною способностью (ср. 1Цар.6:7:10 ) и употребляется для наименования этих животных в возрасте от 3 (Rosenmüller по Бохарту; ср. 1Цар.1:24 по греч.) до 7 лет ( Суд. 6:25 ). юнцы (=греч.-лат.) букв. с евр. сильные Васаиские (русск. Библ. Общ. и Лонд.), т. е. отличающиеся особенной крепостью и силою быки, откормленные на тучных пажитях Васана, Заиорданской области в пределах полуколена Манассиина, между горою Ермонон, рекою Иавоком и городом Салхою ( Втор.3:10, 13 ; И. Нав. 13:11, 29–30 ), которые славились богатыми пастбищами и множеством разводившегося на них лучшего в Палестине рогатого скота ( Иер.50:19 ; Мих. 7:14 ; Втор.32:14 ; Ам.4:1 ; Иез.39:18 ). 70 толк. имя Васана – принимали в нарицательном значении тучный (Ср. Пс.67:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Центральная тема гл. 13 – мудрость как таковая (см. особо: ст. 13–20). 13:2–12,19–26 Устремления человека и богатство. Когда речь идет о богатстве, возникает множество вопросов о загадочности человеческой натуры, о том, что внешность может быть обманчивой (7) и что исполнение желаний или крушение надежд может оказать глубокое воздействие на душу человека (12, 20). Некая тайна окружает и само стремление к богатству. Обретение богатства – палка о двух концах: с одной стороны, оно позволяет решить какие–то проблемы, а с другой – создает новые, которые были неведомы бедному (8). В метких афоризмах указываются пути, которые ведут к исполнению жизненных устремлений или к крушению надежд. Один из ключевых путей здесь – способность мудро пользоваться даром слова и умение вовремя промолчать (2, 3), другой путь – прилежный труд (4). В ст. 5–6, 9, 22–23 и 26 утверждается основополагающая мысль, что в основе всего лежат нравственные факторы, в ст. 11 это положение конкретизируется. В ст. 24 констатируется, что теоретические нравственные нормы и моральные законы не всегда работают в реальной жизни; подразумевается также, что несправедливость («беспорядок») не дает повода относиться к этим законам непочтительно. Примечания. 2 Зло, в том числе и по отношению к самому себе, – здесь ирония, ср.: 1:18.3 Слово душа означает здесь и саму личность, и человеческие устремления, желания. Это последнее значение проходит через всю главу: см. ст. 4 (желает), ст. 20 (желание), ст. 26 (ест до сытости). 9 Человек сравнивается с домом, где наличие света означает присутствие жизни (ср.: Иов. 18:5–6 ). 10 Высокомерие здесь означает гордыню, которая препятствует восприятию здравого учения (ср.: 21:23–24). 13:13–21 Мудрость. Среди изречений о стремлении к богатству и благополучию данные высказывания служат напоминанием о том, что эти поиски должны опираться на мудрость (см.: ст. 10 и 25 и особенно ст. 19). Способность воспринимать советы, желание учиться, а также обретение мудрости в общении с мудрыми людьми лежат в основе мудрого поведения, благополучия, благоприятных свершений, обретения уважения окружающих; и наоборот.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

к тобою избавлюс – перевод с вульгаты Евр. и греч. πειρατрιο (=разбойничья шайка, полчище) понято в переносном смысле испытаний различными несчастьями и опасностями (=πειρασμς), в каковом смысле употребляется это слово в Иов.19:12 и объясняется с греч. у св. Афанасия н бл. Феодорита. ла. Бгъ мой, непороченъ пть словеса Гдн Защититель всхъ уповающихъ на него. лв. к кто бгъ, разв гда; ил кто бгъ, разв бга нашег; 32. Ибо кто Бог, кроме Господа, и кто защита, кроме Бога нашего? В ст. 31–32 псалмопевец, повторяя высказанную выше общую мысль, что Господь есть щит всех уповающих на Него, усиливает ее новым исповеданием, что один только Господь такой Бог и нет кроме Его другого защитника, и таким образом переходит к 3-й части псалма, – подробнейшему изображению испытанных им на себе действий всесильной божественной помощи и защиты. Непороченъ: в евр. то же слово, которое в ст. 26 переведено неповинен, – русск. искренен, а в др. местах переводится: истинен ( Втор.32:4 ), совершен ( – 18:13). непороченъ пть всех делах Своих «Бог верен Своему Завету, совершенно свят и праведен и нет неправды в Нем ( Втор.32:4 ср. Пс.144:17 ). словеса Гдн – богооткровенное слово, все обетования Божии, разжжена, (=евр. греч.) – как переплавленное серебро или золото (ср. Пс.11 ), т. е. чистая, непреложная истина, которая не может остаться неисполненною ( Числ.23:19 ). Кто защита – букв. с евр. скала ср. ст. 3, – кроме Бога нашего? К слав.-гр.-лат. наименование Господа скалою или защитою заменяется прямым его именем Бгъ, как Втор.32:4, 15, 18, 30 и 31. лг. Бгъ препосй м силою, и полож непороченъ пть мой: 33. Бог препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь; 33 . Как воин, готовясь выступать против врага препоясывается мечом (ср. 1Цар.17:39 ), так Бог препоясывает, т. е. наделяет Давида силою телесною к одолению видимых врагов ( – 34–37) и к перенесению физических трудов и лишений, и духовною храбростью, и благоразумием ( 1Цар.18:5, 14, 17:30 ), кротостью и смирением ( 2Цар.6:20–22 ; Пс.130:1–2 ), великодушием ( 1Цар.24:5–7 и сл. 26:8–9 и сл. др.), терпением и другими нравственными качествами, – и тем пролагает ( полож – букв. пер. евр.-греч.; по ходу речи уместнее полагай ср. Амфилохий) ему верный, неуклонный и непреткновенный (непороченъ ср. ст. 31) путь, т. е. делает его способным к точному прохождению предназначенного ему служения в жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

8:1–18 Пророк перечисляет разновидности процветавшего в городе идолопоклонства: поклонение «идолу ревности» (ст. 5,6); поклонение «животным» (ст. 7–13); культ «Фаммуза» (ст. 14,15); поклонение «солнцу» (ст. 16). Все слои общества были заражены грехом: и старейшины (ст. 11,12), и женщины (ст. 14), и даже священники (ст. 16). 8 вот подобие мужа. См. 1,27. 8 принес меня... в Иерусалим. Некоторые исследователи предполагали, что пророк на самом деле перенесен был Духом Божиим в Иерусалим или что он сам однажды совершил туда поездку (см. ком. к 6,1–3). Но эти предположения не являются обязательными: пророк здесь путешествует лишь в воображении, такое с ним бывало и раньше, а также случалось с другими пророками (3,12.14; 37,1; 40,1; 2Кор. 12,20 ). 8 с северной стороны у ворот. Эти ворота соединяли внешний двор храма с внутренним. идол ревности. Ср. ст. 3: «возбуждающий ревность». Он навлекает на себя особый гнев ревнующего о собственной чести Господа ( Исх. 20,5 ), потому что как раз на этом месте следовало пребывать славе Божией (см. ст. 4), а отнюдь не идолу. Под идолом ревности подразумевается, вероятно, Астарта, ханаанская богиня. 8 изображения... животных. Поклонение животным это поклонение твари, а не Творцу ( Рим. 1,25 ). Человек по обетованию Божию должен владычествовать над животными ( Быт. 1,28 ), а не обожествлять их. 8 Иезания, сын Сафанов. Писец Сафан был исполнителем реформы царя Иосии ( 4Цар. 22,3–14 ; 2Пар. 34,8.15–20 ). Воскурение благовоний во храме составляло исключительное право священников ( 2Пар. 26,16–21 ; Исх. 30,7–10 ; Чис. 16,40; 18,1–7 ). 8 по Фаммузе. Во времена Иезекииля Фаммуз почитался как бог плодородия и владыка низшего мира. Поклонение Фаммузу было связано с ежегодными циклами умирания и возрождения растительности. См. Втор. 28,11.12 ; Агг. 1,10.11; 2,15–19 ; Зах. 8,10–12 ). 8 двадцати пяти мужей. В помещение между жертвенником и притвором храма могли входить только священники. Храм смотрел на восток. Вместо того, чтобы обратить свои лица ко храму и, будучи предстателями народа, оплакивать его прегрешения (9,4; ср. Иоил. 2,17 ), эти двадцать пять мужей буквально повернулись спинами к дому Божию и ко Господу, меж херувимами восседающему в нем, чтобы поклониться восходящему солнцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

19 Страх Господень. См. 1,7; 2,5 и ком. ведет к жизни. См. 3,18 и ком. 19:24 См. 6,6 и ком. 19 кощунника. Упорствующего в зле и цинизме. См. 9,7 и ком. простой. См. 1,4 и ком. 19:26 Описываемая ситуация это отрицание основ промысла Божиего относительно семейных отношений (17,6; Исх. 20,12 ). 19 Лукавый. См. ком. к 6,12. 19:29 См. ст. 25; 10,13; 14,3. Даже если наказание не остановит этих людей, оно ими заслужено. Глава 20 20:2 См. 16,14. 20:3 См. 15,18; 17,14. 20:4 См. 6,6–11. 20 глубокие воды. См. ком. к 18,4. вычерпывает их. Если «глубокие воды» являются символом бездны, то разумный человек способен извлечь мудрость из ее глубин. Этот стих можно понимать также как утверждение для человека возможности самопостижения. 20:6 Многие проповедуют верность, но немногие следуют ей. 20:7 См. 13,22 и ком.; 14,11. Праведник. См. 8,18 и ком. Праведный отец большее счастье для детей, нежели отец богатый. 20:9 Данный стих отрицает возможность самооправдания человека перед Богом. 20:10 См. 11,1 и ком. 20 отрока. Соответствующее древнееврейское слово включает широкий возрастной диапазон от младенчества до начала зрелости. 20:13 См. 6,6–11; 19,15. 20:14 Торг при купле-продаже представлял собой прочно укоренившийся ритуал, и данная пословица, хотя и несколько иронично, ссылается на устоявшиеся обычаи. 20:15 См. 3,14.15; 8,10.11; 16,16. Пословица не осуждает богатство, но учит, что мудрость предпочтительнее. 20 Возьми платье. Имеется в виду залог за ссуду. за чужого. Или, возможно, «за чужестранца», хотя в любом случае речь идет о человеке, не внушающем доверия. Купеческая мудрость учит: прежде чем заключать сделку, надо подстраховаться. 20:17 См. 9,17. хлеб. Это слово служит метафорой «богатства», стяжая которое человек забывает о нравственных устоях и потому пожинает горькие плоды. 20:18 При принятии решений человеку следует взвешивать все обстоятельства и не полагаться на волю случая (1,5; 15,22; ср. Лк. 14,28–32 ). 20:20 См. Исх. 21,17 . того светильник погаснет. См. 13,9 и ком. Смерть настигнет этого человека как кара за нарушение закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Он приходился на седьмой месяц (октябрь) и отмечался принесением различных жертв; в этот день первосвященник входил в Святое Святых, а в пустыню отпускался козел, несущий на себе грехи всего народа (описание каждой из приносимых в этот день жертв см. в ком. к гл. 1; 4; 5). Краткое перечисление обрядов дано в ст. 6–10, а более подробное или полное их описание в ст. 11–28. День Искупления проходил в несколько этапов: 1) первосвященник совершал омовение и одевался (ст. 4); 2) затем приносил тельца в жертву за свой грех (ст. 6; ср. ст. 11); 3) после этого брал двух козлов и по жребию выбирал одного из них для отпущения, а другого для принесения в жертву за грехи народа (ст. 7–9); 4) входил в Святое Святых и окроплял кровью жертв ковчег завета; 5) выходил во внешнюю часть скинии собрания (святилище) и окроплял ее кровью (ст. 16); 6) выходил во двор скинии и окроплял кровью жертвенник всесожжении (ст. 18,19); 7) исповедовал грехи израильтян, возложив руки на голову козла отпущения (ст. 21); 8) после того как козел отпускался в пустыню, первосвященник переодевался в свои обычные одежды и вновь совершал омовение (ст. 23,24); 9) наконец, приносил жертву всесожжения за себя и за весь израильский народ (ст. 24,25). Наиболее важными моментами этого обряда были вход первосвященника в Святое Святых с кровью жертвы за грех и отпущение козла в пустыню. Все жертвы за грех были призваны очистить земное святилище и людей, поклонявшихся Богу. Тот факт, что первосвященник входил в Святое Святых один раз в году, свидетельствовал о глубине совершаемого искупления. Обряд с козлом отпущения совершался только в этот день. Возлагая руки на голову козла, первосвященник как бы переносил грехи народа на животное. Затем козел символически уносил грехи народа в пустыню. Христиане давно усмотрели в козле отпущения прообраз Христа. В Послании к Евреям (7,20–27; 9,6 10,19) проводится множество параллелей между днем Искупления и смертью Христа. Тот факт, что Христос был предан в руки язычников и убит за пределами стен Иерусалима, показывает, что Он был отослан «за пределы стана» подобно тому, как в древности отпускали в пустыню козла отпущения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

В основном в притчах разумение или «умение различать» – это атрибуты повседневного житейского опыта – здравый смысл, мирская бытовая мудрость (напр.: 10:13; 19:25). О приобретении знаний и разумении говорится в 28:2,11,16; 29:19. Вместе с тем в 28:5 разумение связано с поисками Бога, а неразумные люди отождествляются со злыми. В ст. 7 разумный сын – это не только сын, послушный своим родителям, но и хранящий закон (ср.: 29:7, где слово «не разбирает» подразумевает не «воспринимает знания»). Религиозный и нравственный подход к знанию и разумению, отчетливо заявленый в этих стихах, добавляет новые оттенки в понимание этого ряда слов. Духовные и нравственные обертоны звучат даже там, где эти слова имеют, казалось бы, обыденный житейский смысл (см.: 28:2,11; 29:19). Примечательно, как тексты, построенные по принципу контраста (напр.: 28:4–5), ярко иллюстрируют мысль, что такие понятия, как закон, нечестие, зло, справедливость и поиски Бога, обретают противоположный смысл, если люди игнорируют закон и перестают искать Бога. В ст. 6–7 такие понятия, как непорочность, развращенность, закон и разумение, рассматриваются в контексте материального благополучия: богатые и бедные в ст. 6, расточительность в ст. 7 и неправедное богатство в ст. 8. Такие понятия, как закон, молитва, праведность и непорочность, оттеняют друг друга в ст. 9–10, а грех (преступление), раскаяние, милосердие, благоговение и жестокосердие соседствуют в ст. 13–14. Примечания. 17 Слово виновный здесь идентично слову неразумный в ст. 16, что подразумевает вину неразумного. 28:19–27 Процветание. Трудолюбие – основное условие благоденствия (19). Но поиски материального благополучия или даже сносных условий существования нравственно порочными путями тщетны и обречены на провал (20–24). Как и в ст. 1 – 18, взгляд на проблему с позиции веры (25) углубляет учение о мудрости: поиски благополучия тоже могут разделить людей, а платить такую цену крайне глупо, потому ключ к достижению благоденствия – это доверие Богу. Полагающийся на собственные силы оказывается глупцом (26). Парадоксально, но отдающий получает в результате еще больше (27). По принципу контраста построены и ст. 24–26, где встречаются вместе противоположности: зло/грех, доверие, Бог, глупость и мудрость. Мудрость здесь снова окрашена в тона духовности и нравственности. Мудрость и доверие Богу вместе противостоят самонадеянности.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

19:32–39 В этих стихах обозначена территория, данная в удел сынам Неффалима, который был шестым сыном Иакова и вторым от Валлы ( Быт. 30,7.8 ). 19 девятнадцать. Перечень, по-видимому, не полный. 19 удел. См. ком. к 1,6. 19:40–48 В этом фрагменте описывается удел колена сынов Дановых. Дан был пятым сыном Иакова и первым от Валлы ( Быт. 30,3–6 ). 19 вышел предел сынов Дановых мал для них. Другие возможные варианты перевода: «сыны Дановы с трудом взяли свой удел», «удел сынов Дановых был потерян для них». Более подробный рассказ о том, как сыновьями Дана был завоеван город Ласем (или Лаис), содержится в Суд. 18 . 19:49,50 См. ком. к 14,6–15. 19 по повелению Господню. Такое повеление Господа не зафиксировано в книгах Священного Писания (ср. ком. к 14,9; см. Чис. 14,30 ). Фамнаф-Сараи. Место, где будет погребен Иисус Навин (24,30). 19 Елеазар. См. ком. к 14,1. в Силоме. См. ком. к 18,1. пред лицем Господним. См. ком. к 18,6. скинии собрания. См. ком. к 18,1. Глава 20 20:1–9 После записи о разделе земли немедленно следует обеспечение основ правосудия на этой земле, что отражает Божию заботу как о справедливости, так и о самой человеческой жизни. Приведенная в гл. 20 концепция справедливости подразумевает адекватное возмездие за содеянные преступления и отвергает мщение, поскольку оно может обернуться несправедливостью (см. Втор. 4,41–43 ). 20 города убежища. Нарушившие закон (ст. 3) могли рассчитывать здесь на беспристрастный суд и спастись от неправедной мести. Кроме того, эти города были определены как места поселений левитов, что подразумевало обязательное исполнение Божиего Закона (21,13.21.27.32.36.38; Чис. 35,6 ). о которых Я говорил вам чрез Моисея. См. Исх. 21,12–14 ; Чис. 35,6–34 ; Втор. 19,1–13 . 20 по ошибке, без умысла . Неумышленный грех особо оговаривался в иудейском законе ( Лев. 4,2.13.22.27; 5,15,18 ; Чис. 15,22–29; 35,22 ; Втор. 4,42; 19,4 ; Иез. 45,20 ; ср. Евр. 9,7 ). мстящего за кровь. Подразумевается либо ближайший к убитому родственник мужского пола, либо должностное лицо того города, где было совершено убийство ( Чис. 35,19–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010