Точно так же изъяснил это пророчество псалма в апостол Павел в своей проповеди в Антиохии ( Деян. 13:34–37 ). 11 ст. Словами этого стиха, по толкованию апостола Петра, изображаются спасительные последствия для всего человечества славного воскресения Спасителя, которые состояли в том, что Спаситель открыл верующему человечеству путь к вечной жизни и вечному блаженству. Таким образом слова псалма о нетлении Праведника чрез Иисуса Христа исполнились и на Давиде, которого Победитель смерти вместе с другими ветхозаветными праведниками вывел из ада и приобщил к полноте Своего блаженства. Псалом 21 (22). Псалом Давида. «В конец, о заступлении утреннем». Это пророческий псалом о распятия Иисуса Христа на Голгофе. Ср. Ис. 52:13 53:12. Историческим поводом к написанию этого псалма послужило гонение Саула на Давида в пустыне Маон. Окруженный со всех сторон воинами Саула, Давид оказался в безвыходном положении, и только внезапное нападение филистимлян на Израильское царство, отвлекшее Саула, избавило Давида от рук Саула и неминуемой позорной смерти ( 1Цар. 23:24–26 ). Давид, внутренне переживший тогда как бы самые мучения и смерть от неправедных гонителей, описал в псалме не только свои собственные страдания, но по вдохновению Божию предызобразил также поругание, страсти и смерть своего великого Потомка, Господа нашего Иисуса Христа. По содержанию псалом разделяется на две части (стт. 1–22 и стт. 23–32). В первой части (стт. 1–22) предызображаются страдания и смерть невинного Праведника. Псалмопевец в молитвенном вопле выражает жалобы на то, что он оставлен Бегом, в то время как тяжелые обвинения, возводимые на него, отдаляют надежду на спасение, но он не отчаивается (2–3 стт.). Страдалец уверен, что Господь поможет ему так же, как Он помогал отцам и предкам его во всякой нужде, когда они с верою обращались к Нему (4–6 стт). Он находится в самом бедственном положении, враги же насмехаются над ним, злорадствуют и богохульно глумятся над его благочестивым упованием на Бога (7–9 стт.). Страдалец с молитвенным воплем снова обращается к Богу, указывая на тяжесть своего положения, на озлобление своих врагов и необходимость скорой помощи. Злобные враги со всех сторон окружили его, как дикие звери, и ждут его смерти (12–14).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

Ст. 13. ...в сердце – букв. «в лоно, внутрь». Ст. 14. Давид говорит о своем отношении к Саулу: в великой скорби о ненавидящем его болящем царе он постился и молился, чтобы умилостивить к нему Господа. Ст. 18. ...в церкви великой – зд.: в многолюдном собрании. Ст. 21. ...Добро тебе – зд.: насмешливое, лицемерное восклицание.   Псалом 35 Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4:1. Обличение лжи и лицемерия в этом псалме исторически может быть отнесено к личности Саула, который не перестал преследовать Давида даже тогда, когда сам убедился, что гонит его напрасно, что Давид предан ему и платит добром за зло (см.: 1Цар. 24:18–20; 26 ). Ст. 2. ...страха Божия – см. примеч. к пс. 33:10. Ст. 7. ...бездна великая – беспредельная таинственная глубина, непостижимая для человека. Ст. 8. ...Сыны человеческие – люди. Ст. 10. Этот стих входит в Великое славословие -молитву, читаемую или поемую в Православной Церкви на утрене.   Псалом 36 Псалом обращен к тем, кто, видя в мире нечестивых благоденствующими, – соблазняются этим и сомневаются в Божием промысле. Пророк Давид убеждает заботиться не о временных, но о вечных благах, ибо праведных за временное терпение скорбей ожидает благополучие вечное (свт. Афанасий Великий ). Ст. 2. Сравнение с зеленой растительностью часто встречается в Библии как образ вещей скоропреходящих (см.: Сир. 14:19 ; Ис. 40:6–7 ; Мф. 6:30 ). Ст. 11. ...кроткие наследуют землю – эти слова звучат в Нагорной проповеди Господа нашего Иисуса Христа (см.: Мф. 5:5 ). Ст. 26. Ср.: Притч. 19:17 . Праведник щедрой благотворительностью милует получающих, Господь же милует детей ради благоугождения родителей их. Ст. 30. Ср.: Притч. 10:31; 15:7 . Ведущий праведную жизнь получит от Господа дар благоразумия и говорит всегда премудро. Он не согрешит в словах и не сможет быть уловлен в них, потому что непрестанно содержит молитву и размышляет о заповедях Божиих. Ст. 31. Закон Бога... в сердце у него – человек, у которого Закон Бога укоренен в сердце, живет согласно этому Закону, а не по своим прихотям. Требование подчинить Богу глубинную сущность человека, его сердце, соединиться с Богом внутри себя настойчиво звучало у великих пророков Исаии (см.: Ис. 51:7 ), Иеремии (см.: Иер. 31:31–34 ), Иезекииля (см.: Иез. 36:26–28 ) как голос Бога, призывающего Свой народ к обновлению нравственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Об обстоятельствах жизни евангелиста Матфея, после призвания его к последованию за Иисусом, новозаветные священные книги никаких сведений не сообщают, кроме того, что имя его значится между 12 апостолов. Из предания известно, что по вознесении Господа, св. Матфей долгое время 52 проповедовал Евангелие среди иудеев в Палестине, а потом удалился на проповедь к другим народам и в Эфиопии, в Африке, умер мученически. 2) Об обстоятельствах происхождения Евангелия от Матфея Об обстоятельствах происхождения Евангелия от Матфея св. Папий, епископ Иерапольский (во Фригии, в начале II века), со слов некоего пресвитера Иоанна, ученика Господня, говорит: «Матфей записал слова (Λϒα) Господни на еврейском языке, а толковал (ηρμηνευσε) их, кто как мог» 53 . То же в сущности передает св. Ириней: «Матфей издал у евреев на их собственном языке писание Евангелия в то время, как Петр и Павел в Риме благовествовали и основали церковь » 54 . Вообще это было общее свидетельство в древней церкви, что первоначальными читателями Евангелия от Матфея были христиане из евреев, для которых поэтому оно и было первоначально написано на еврейском языке. 55 3) Отличительный его характер С этими историческими сведениями как о писателе первого Евангелия, так и об обстоятельствах его происхождения вполне согласен характер и содержание сего Евангелия. Так, оно начинается родословием И. Христа, которое имеет целью показать, что Иисус есть обетованный Мессия, потомок Авраама и Давида (1:1). Точно также в дальнейшем течении евангельской истории писатель очень часто приводит места из Ветхого Завета с целью показать исполнение на И. Христе ветхозаветных пророчеств и обетований (1:20–23, 2:5–6,15, 3:15 и др.). Особенно замечательно в этом Евангелии собрание тех речей Господа, в которых Он высказывает Свое отношение к ветхозаветному закону (гл. 5–7) и к современным представителям и истолкователям его, книжникам и фарисеям (23–24). Наконец, при сравнении этого Евангелия с другими нельзя не заметить и того, что в нем не объясняются обычаи и учреждения народа еврейского (напр. 15:1 и д. ср. Мар. 7:3 и д. Мф.9:14 ср. Мр. 2:18 . Мф.26:17 . Ср. Лук. 22:7 и мн. друг.). Все это указывает, что и писатель Евангелия был природный иудей, обстоятельно знакомый с писаниями Ветхого Завета, глубоко понимающий как истинный смысл ветхозаветного домостроительства, так и ложь плотского направления современного иудейского богословия и нравственности, и первоначальными читателями его Евангелия были христиане из евреев, для которых существенно важно показать в И. Христе и Его царстве осуществление ветхозаветных пророчеств и обетований.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

123 Подобно тому, как в первом видении жезл (или ветвь) бодрствуюшаго (тоже, что – миндального) дерева означает, что Господь бодрствует над своими словами, так во втором видении котел поджигаемый с севера означает, что с севера возгорятся бедствия. В том и другом случае заметно весьма близкое соответствие символических предметов с тем, что ими обозначается. 125 В конце первой главы (13–16 ст.) пророк сказал, что за нечестие народа еврейского против него возгорятся бедствия со стороны Навуходоносора, царя вавилонского; здесь же в дополнение этой мысли дает понять, что хотя Навуходоносор и будет исполнителем воли Божией, тем не менее он, как истребитель народа еврейского, этого первенца Божия, будет виновен пред Богом и за это сам понесет заслуженное наказание (ср. Ис. 49:26 ; Иер. 30:16 ). 126 Так называет пророк свою речь, потому что говорит её от имени Божия и по внушению Божию, на что указывают предыдущие слова: бысть слово Господне ко мне глаголющее, иди и возопий (1 ст.) и последующие: сия глаголет Господь (5 ст.) 128 Как имя собственное, Кармил есть название: а) одной горы на берегу Средиземного моря при впадении Кисона; гора эта известна, как место, где прор. Илия после чудесного жертвоприношения избил ложных пророков вааловых и астартиных ( 3Цар. 18 гл.), и б) одного города в колене Иудовом, известного по столкновению Давида с Навалом Кармильским, жена которого Авигея впоследствии стала женою Давида ( 1Цар. 25 и 26 гл.). 129 На этом между прочим основывался и закон о земельной собственности, в силу которого земельные участки никогда не продавались в вечное владение, а лишь отдавались в аренду на срок не далее 50 лет ( Лев. 25:13–17, 23–24 ). 130 Препрюся – тоже, что – судом претися имам, в том и другом случае по греч. стоит κριθσομαι, буду судиться. 131 Того ради есть перевод греческого διτι, а это последнее значит и того ради (потому что) и ибо (в самом деле). В данном случае по ходу речи представляется лучше удержать последнее значение. 134 Значит выше (2–3 ст.) пророку повелевалось проповедовать об этом только жителям Иерусалима (постоянным обитателям Иерусалимским и временно приходящим сюда мужам Иудиным).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Безличность самой молитвы ничего не говорит об этом. Но начальное слово сокращённое из и , указывающее на некоторого рода неоконченность предшествующего 242 , – несколько даёт понять, что здесь представляется молитва о том же лице, о котором была речь и прежде, т. е. о главном предмете всего псалма и в особенности предшествующих стихов 243 . Ещё более подтверждается это связью 25-го стиха с 26, в какую особенно поставил его народ, встречавший и сопровождавший Иисуса Христа, при торжественном входе Его в Иерусалим, когда слова 25 стиха (из которых посредством некоторого фонетического изменения халдейского произношения образовалось σανν) были впервые отнесены ко Христу, вместе с первым полустишием 26 стиха ( Мф. 21:9 .). Но в этом полустишии прямо благословляется одно лицо, грядущее во имя Господне, которое раньше представляется торжественно вступающим во врата правды (19–20 ст.) и которое вообще служит главною личностью псалма, т. е. торжественно шествующий победоносец Давид. Во втором полустишии 26 стиха даётся знать, что Давид не сам высказывает это благословение себе, а приветствуется им вместе с сопровождавшими его (ср. 26) от других, хотя и не определяются прямо эти лица. Они произносят своё приветствие из дома Господня, под которым многие разумеют храм, а потому считают их за левитов и священников. Но под словом можно разуметь и не храм 244 . Поэтому вовсе не необходимо предполагать, что приветствовавшими Давида были только левиты и священники, на чём между прочим настаивает Боль, забывая, что в таком случае много теряется для прообразовательного значения этого факта. Этими лицами могли быть вместе с левитами и священниками и обыкновенные люди, которым нет нужды напрасно трудиться помещать в какое-то преддверие храма, о котором вовсе не говорит псалом, хотя это и кажется необходимым Де-Ветте 245 . Здесь могло быть даже и войско, возвратившееся вместе с царём с победы и ставшее пред лицем Божиим в Сионе, только не одно, как представляет Гитциг 246 , так как ему не к кому было бы обратить своего приветствия кроме одного царя, который между тем по 26 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Терафимы считались богами-оракулами, в которым обращался народ за предсказанием будущего ( Иез 21.26 ; Зах 10.2 ; ср. Суд.17:1 ). LXX евр. терафимы поняли, как указание на урим и туммим и потому перевели сл. δξοι, слав. " явлени». Ос.3:5 . После того обратят­ся сыны Израилевы и взыщут Го­с­по­да Бога своего и Давида, царя своего, и будут бла­го­говеть пред Го­с­по­дом и бла­го­стью Его в по­следние дни. Пророк говорит о последствиях наказания Израиля. Как отпадение от Иеговы сопровождалось отложением Израиля от дома Давидова, так и обращение к Иегове будет сопровождаться воссоединением с Давидом. Слова «в последние дни», обозначающие в пророческих речах обыкновенно время мессианское ( Ис 2.2 ; Иез 38.8 ; Иер 30.24 и др.), показывают, что и под Давидом пророк разумеет не царский род Давидов, а великого потомка Давида – Мессию. Слав.: «почудятся о Господе» εκστσονται, означает: будут благоговеть, трепетать пред Господом. Гл. I-III содержат описание символического действия пророка. Исполнено ли было это символическое действие? По этому вопросу в экзегетической литературе существует три мнения. Одни комментаторы принимают рассказ пророка как литературный прием, причту или аллегорию для выражения известной истины; другие считают гл. I-III описанием того, что пророк пережил только в духе, в духовном созерцании или видении; третьи, наконец, полагают, что пророк рассказывает о фактах внешней действительности, о символическом действии, которое было исполнено. Первое понимание (аллегорическое) из наиболее известных экзегетов защищают Розенмюллер, Гитциг, Вюнше, Гоонакер; из русских Смирнов; второе (визионерное) было высказано блаж. Иеронимом, затем разделялось всей оригеновской школой, иудейскими толкователями и в новое время отстаивалось Генгстенбергом и Кейлем; третье (реалистическое) понимание гл. I-III в древности имело своими защитниками св. Кирилла, блаж. Феодорита, а в новое время – Курца, Шегга, Новака, Чейна и др., русских комментаторов – еп. Палладия, Бродовича и Яворского.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Образ льва взят из Быт. (49:9) и в приложении к Иисусу Христу, Которого изображает здесь Агнец, обозначает сильного победителя, царя по своему богочеловечеству. Иисус Христос, по выражению ап. Павла, воссиял из колена Иудина ( Евр. 7:14 ) и поэтому по справедливости может быть назван и действительно называется корнем Давида. Еще у пр. Исайи Мессия назван отраслью от корня Иессеева (11:1) и самым корнем Иессевым (11:10; Рим. 15:12 ; Апок. 22:16 ). Из сопоставления двух выражений пр. Исайи, по которым Мессия в одно и то же время и корень Иессея и отрасль от корня Иессеева, становится понятным, что Иисус Христос назван корнем Давида в глубочайшем смысле этого слова. Он Давидов-Иессеев корень, так как по Своей плоти через Св. Деву Марию происходил от той же самой крови, которая текла в жилах Иессея ( Мф. 1:1 ), подобно тому как и в отрасли сохраняется часть того сока, который прежде всего находился в корнях. По предвечному Божественному предопределению, Своим пришествием на землю, Своими страданиями и смертью Иисус Христос воссоединил человечество с Богом (ср. 5:10). Вместе с этим и через это Он сделался для людей источником Бож. Откровения (1:1; Ин. 12:32; 14:26; 15:26 ). Победа над смертью и вознесение на небо дали Иисусу Христу право и впредь быть для людей единственным ходатаем перед Богом и единственным их учителем ( Мф. 11:27; 23:8 ). В этом смысле должно понимать и выражение Апокалипсиса, что Он победил для того, чтобы открыть книгу (νικηδεν νοξαι) 312 , т.е. через Иоанна сообщить людям Божественное откровение относительно таинственного будущего. Сообразно с предваряющим голосом ангела св. Иоанн мог ожидать для открытия книги кого-либо величественного и сильного (льва), но перед его взором предстал совершенно противоположный образ. Между престолом и между престолами 24 старца 313 , на самом видном месте 314 , на первой ступени престола («посреди») Иоанн увидал стоящего Агнца, как бы закланного (ρνν στικς ς σφαγισμνον). Уменьшительное наименование агнца (ρνον) еще более выставляет противоположность между действительностью и ожиданием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

С 22-го стиха пророк говорит слова Господни. Слова эти раскрывают не только народу Израильскому, но и народу новому, пастве Христовой, что хотя бедствия Иудеев и Иерусалима суть наказания Господни, но что и народы, попиравшие Иудею и Иерусалим, исполненные злобы и греха, понесут должное наказание, так как в них должна быть наказана злая воля, влекшая их на попрание всех народов, которые были слабее их. „Враждуйте народы, но трепещите!“ восклицал пророк в гл. VIII, 9–10. Вы делаете сознательно зло, а что Господь обращает его на пользу человечеству, это не может служить вам в оправдание. Слова пророка, в главах VIII, X, XIV или XLIX, 26 о притеснителях, имеющих испытать на себе гнев Божий и испить ту чашу страданий, которую вкусил Израиль и в первые три века Христианства вкушала гонимая Церковь Христова, относятся ко всем народам, мучившим другия племена и преследовавшим свет истины. Так пали Ассур с Ниневией и Халдея с Вавилоном; так пала и Персидская монархия, когда она сделалась орудием жестокости и лжи. Так пал строй языческого высококультурного греко-римского мира, замененный Христианскими идеалами и стремлениями, и эта новая жизнь спасла этот мир. 1612 Многие относят этот Псалом, надписанный „учение сынов Кореевых“ ко времени Маккавеев, другие ко времени поражения и смерти Иосии (4Цар. 23ср. 2Пар. 35:20–25 , ср. еще Зах. 12:11 ). Некоторые же и в том числе Speaker’s Comm. считают вероятнее отнести его ко времени Давида, полагая, что одно из неудачных сражений подало повод к начертанию его (v. IV, Psalms; see. Ps. XLIV). 1617 См. в Изуч. Ев. от Иоанна, ч. II, стр. 100 –102, единство Св. Троицы в словах Господа Иисуса. 1619 См. прор. Иер. 25:15–29 „Возьми из руки Моей чашу сию с вином ярости, и напой из нее все народы“. Ниже перечисляются все народы известной тогда части земли, начиная с Иерусалима и Иудеи, с указанием (ст. 29), что если народ и город, на котором имя Господне, наказуются, то останутся ли ненаказанными другие народы. Ср. выше всю XXIV гл. Исаии с вашими замеч. 1622 Мы говорили в Опыте нашем изучения Ев. Св. Иоанна, ч. I, стр. 33–36, что: „разрушение Иерусалима и храма было не только наказанием злобному народу, но еще было, по воле Премудрого, началом полного отделения христианства от иудейства... необходимого для полной свободы церкви Христовой“. „Древний обрядовый религиозный мир окончился навсегда“... „Христианство отрешилось от всякой народности“... оно должно было стать всемирным.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010