осмелился войти. Очевидно, для Иосифа это было первое деяние веры, но оно было совершено в тот момент, когда ученики Иисуса бежали. Иосиф нарушил решение синедриона и тем самым поставил под угрозу свое будущее. 15 Пилат удивился. Удивление Пилата вызвано тем, что смерть наступила так быстро. 15 во гробе, который был высечен в скале. Согласно Мф. 27,60 , эта гробница принадлежала Иосифу и его семье. Глава 16 16 По прошествии субботы. После захода солнца в субботу вечером. помазать. Помазание тела умершего ароматическими маслами являлось символическим выражением любви и преданности. 16 кто отвалит нам камень. Ко входу в гробницу был привален большой камень (15,47; 16,4). 16 войдя во гроб. Точнее, в погребальное помещение, в дальнем конце которого было положено тело Иисуса. юношу. Обычный юноша не мог заставить этих взрослых женщин «ужаснуться» (ст. 5). Таким образом, Марк подтверждает Мф. 28,2 , где сказано, что это был ангел. 16 Назарянина. См. ком. к 1,24. Он воскрес. Если Евангелие от Марка достигает своей кульминации в исповедании сотником Иисуса как Сына Божия (см. ком. к 15,39), то развязкой этой кульминации является объявление о воскресении Иисуса, свидетельствующее о том, что проповедь Иисуса о приходе Его Царства в силе является истиной (см. ком. к 1,15 и 9,1). 16 и Петру. Эти два слова являются свидетельством того, что Иисус не отверг Петра, хотя Петр трижды отрекся Иисуса. Он предваряет вас. См. ком. к 14,28. 16 никому... ничего... боялись. Эти слова, очевидно, следует понимать так, что женщины ничего не сказали посторонним, потому что боялись властей (см. Лк. 24,9.10 ; Ин. 20,18 ). 16:9–20 Эти стихи отсутствуют в некоторых из наиболее авторитетных кодексов, и если рассматривать данный факт с учетом отличий в стиле и лексике, то возникают серьезные сомнения относительно подлинности данного фрагмента. 16 Марии Магдалине. См. ком. к 15,40. 16 двум из них. Ср. Лк.24,13–35 . 16 идите по всему миру. Ср. Мф. 28,19 . 16:16 См. статью «Крещение младенцев». 16 знамения. Об исполнении всего, что здесь предсказано (за исключением смертоносного яда), сообщается в книге Деяния святых Апостолов (см. также Рим. 15,19 ; Евр. 2,3.4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

15 должен умереть. Закон Моисеев требовал смертной казни тем, кто станет поклоняться иным богам ( Исх. 22,20 ; Втор. 13,6–16 ). 15 покой со всех сторон. См. ком. к 1Пар. 22,9 . 15 во все дни его. См. ком. к 14,3. 15 не было войны. См. ком. к 14,6. 1516,1 до тридцать пятого года... В тридцать шестой год. Согласно книге Царств, на двадцать шестом году правления Асы израильский престол перешел к сыну Ваасы Иле ( 3Цар. 15,33; 16,8 ), на двадцать седьмом году он был захвачен Замврием ( 3Цар. 16,10.15 ), а на тридцать первом году в Израиле воцарился Амврий ( 3Цар. 16,23 ). Таким образом, описываемое военное столкновение никак не могло произойти в тридцать шестом году царствования Асы (16,1). Во-первых, летописец мог вести отсчет не от года воцарения Асы, а от разделения царства, т.е. от 922 г. до Р.Х. Тогда названные даты соответствуют пятнадцатому и шестнадцатому годам царствования Асы; такое объяснение не бесспорно, и, тем не менее, оно вполне допустимо. Во-вторых, можно предположить, что цифры «тридцать пять» (15,19) и «тридцать шесть» (16,1) возникли в результате ошибки древнего переписчика; первоначально же на их месте стояло, соответственно, «двадцать пять» и «двадцать шесть». Это, пожалуй, более вероятно. Глава 16 16:1–6 Война с Ваасой ознаменовала собой начало падения Асы. Прежде, в битве с Зараем, Аса всецело положился на Господа (см. ком. к 14,2 16,14), а теперь предпочел заручиться поддержкой сирийского царя Венадада. 16 из сокровищниц дома Господня... к Венададу. Действия Асы были не угодны Богу. Во-первых, он посягнул на храмовые сокровищницы, проявив тем самым непочтение к храму и богослужению в нем (ср. 28,21). А во-вторых, вступил в союз с иноземной державой вместо того, чтобы уповать на Господа. Летописец неоднократно подчеркивает, сколь благотворно упование на Божественное заступничество (13,18; 14,11–15; 16,7.8; 32,10; 1Пар. 5,20 ). 16:7–10 В противоположность предыдущей встрече царя с пророком (15,1–19) на упрек Анания Аса разгневался на прозорливца (см. ком. к 14,2 16,14).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

сердце. Сердце в Ветхом Завете означает не только средоточие чувств, но и всю душевную природу человека, включая его разум и волю (4,19; Притч. 4,23; 16,23 ). 17 проникаю... испытываю. См. 9,7; ср. 11,20. внутренности. Здесь представлена связь между физическими и душевными качествами человека. 17:11 Этот стих составлен из двух пословиц (см. 8,7), где примеры также заимствованы из мира природы. Куропатка... таков. Пословица подчеркивает пагубность неправды. См. обращенные к Давиду упреки Нафана ( 2Цар. 12,1–7 ). глупцом. См. Притч. 23,4.5 . 17 Престол славы. См. ком. к 14,21; ср. Пс. 98,1 . от начала. Бог избрал Сион Своим престолом еще до того, как был построен храм Соломона (ср. Исх. 15,17 ). 17 надежда Израилева. См. 14,8.22. Целью упования должен быть Сам Бог, не Его храм. написаны на прахе. Букв.: «на земле». Иногда это слово означает преисподнюю или смерть ( Иов 7,21 ). Ср. Исх. 32,32 . источник воды живой. Ср. 15,18. 17 где слово Господне? Недруги Иеремии обвиняли пророка во лжи главным образом до первого нашествия вавилонян ( Втор. 18,21.22 ). См. Мих. 7,10 ; 2Пет. 3,4 . 17 вострепещут... бестрепетен. Ср. 11,20; 12,3; 15,15. сугубым. См. 16,18, где это слово относится к прегрешениям Иудеи (см. Ис. 40,2 и ком.). 17:19–27 Иеремия призывает народ соблюдать день субботний, напоминая о том, что послушание служит залогом благословения, а непокорность принесет осуждение. 17 в воротах сынов народа. Возможно, речь идет о вратах храма (см. 7,2), хотя слова пророка будут звучать и у городских ворот. 17 входящие сими воротами. Иеремия проповедует возле ворот, поскольку это было самым оживленным местом в городе (см. Неем. 13,15.19 ). 17 святите день субботний... отцам вашим. Этот стих напоминает об установлении празднования субботы ( Исх. 20,8–11 ; Втор. 5,12–15 ; Ис. 56,2 ; Неем. 10,31 ). 17:25–26 В этих стихах (ср. 22,4) говорится о восстановлении династии Давида и связанного с ней общественного устройства, равно как и о возобновлении богослужений в храме (см. также 23,5.6; 30,9; 33,14–26).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

24 окна с небесной высоты. Гнев Божий подобен потокам вод, проливающимся с небес (ср. Быт. 7,11; 8,2 ). основания... потрясутся. Метафора землетрясения, которому Исаия уподобляет явление Бога, получит развитие в ст. 19,20 (см. 6,4 и ком.; Пс. 17,7.15 ). 24 как пьяный... как колыбель. Эти сравнения отражают ненадежность земного бытия накануне катастрофы. 24 в тот день. В день Божиего гнева. воинство выспреннее. То же, что «воинство небесное». Суд коснется не только земли, но и неба. 24 покраснеет луна, и устыдится солнце. Имеются в виду затмения луны и солнца. Луна при затмении приобретает красный цвет («покраснеет»), солнца не будет видно вообще (оно скроется, как бы устыдившись). Однако Исаия подразумевает нечто большее, чем обычные астрономические явления. воцарится. Свет истинного Бога, Который «воцарится на... Сионе» затмит свет ложных богов, олицетворением которых являлись Луна и Солнце. Глава 25 25:1–12 В этих стихах Исаия говорит о грядущем радостном преображении всей земли. 25:1–5 Пророк восхваляет Господа за исполнение древних обетовании и предопределений. 25 Бог мой. См.7,13;49,4.5;57,21. предопределения. Ср. 28,29. истинны, аминь. Т.е. абсолютно истинны и сбываются совершенно точно. 25 город. См. ком. к 24,10. 25 притеснителей. Поработителей народа Божиего. 25:6–8 Исаия провидит великий праздник победы Божией. 25 на горе. На горе Сион, т.е. будущей Церкви Христовой, поскольку эта «гора» станет доступной всем народам. 25 покрывало. Все, что мешает людям видеть истину. Возможно, покрывало это занавес в храме, отделявший и закрывавший Святое Святых. 25 Поглощена будет смерть. См. 1Кор. 15,54 . 25 Бог наш! Пророк произносит эти слова от лица всего народа Божиего (1,10; 7,11; 26,13; 40,3.8; 55,7; 61,2.6). 25 рука. Т.е. рука, совершающая суд (9,11.12 и ком.; 9,17.21; 10,4). на горе сей. См. ком. к 2,2; 25,6. Моав. В данном случае Моав олицетворяет все противящиеся Богу народы (так же, как Едом в 34,5–17; 63,1–6; Авд., гл. 1). Глава 26 2627,1 Узы, соединяющие Бога с Его народом, любовь, почитание и вера.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

считая локоть в локоть с ладонью. См. ком. к 40,5. 43:18–27 Здесь излагаются уставы для освящения жертвенника. В первый день в жертву за грех приносится телец (ст. 18–21); во второй день козел без порока (ст. 22–24). Затем в остальные дни приносили по козлу, по тельцу и по овну (ст. 25,26). Когда закончится время освящения, смогут начаться регулярные жертвоприношения (ст. 27). Ср. 2Пар. 7,8.9 . Священники не из племени Садока (43,19) при освящении были исключены из служения (см. ком. к 44,15). 43 для кропления на него кровью. См. Исх. 29,16 ; Лев. 4,6; 5,9 . 43 на назначенном месте дома вне святилища. См. Исх. 29,14 ; Лев. 4,12.21; 8,17 . Автор Послания к Евреям воспринял эти наставления как свидетельство принесения Христом Самого Себя в жертву ( Евр. 13,11–13 ). Глава 44 44 они были затворены. Пророк был во внутреннем дворе (43,5), но теперь он взят к восточным воротам. Ворота остаются всегда закрытыми, потому что через них прошла в храм слава Господня (43,4; ср. Пс. 23,7–10 ). Закрытые ворота свидетельствуют, что Господь больше никогда не покинет храм (43,7.9). Так называемые Золотые Ворота в восточной стене старого города Иерусалима также были закрыты и заложены. Соответствующие ворота византийского времени (IV начало VII вв.) были восстановлены и открыты крестоносцами (XI-XII вв. по Р.Х.). Нет сомнения в том, что они были построены на остатках ворот более ранних периодов. Эти ворота снова заложили мусульмане в правление Сулеймана Великолепного (XVI в.). 44 он, как князь, сядет в них. Поскольку ворота закрыты, их проем превратился в комнату, и в ней князю позволяется вкушать ритуальную пищу. Это предписание, правда, никогда не было реализовано ни одним из израильских царей. В видении Иезекииля здесь символизируется особое отношение обетованного царя к храму (см. ком. к 37,24). 44:4–9 В то время, как в некоторых текстах Ветхого Завета подчеркивается, что иноплеменникам запрещено принимать участие в израильском богослужении ( Исх. 12,43 ; Лев. 22,25 ; Неем. 9,2 ; Иер. 51,51 ), из других ветхозаветных текстов видно, что это запрещение в свое время будет снято (47,22.23; 3Цар. 8,41.43 ; ср. Зах. 14,21 ; Еф. 2,12.19 ). Ср. Неем. 13,1–9 ; Агг. 2,14 . В Израиле Нового Завета, т. е. в Церкви, все запреты как для иудеев, так и для язычников устранены, за исключением различий на основе веры, духа, но отнюдь не плоти ( Рим. 2,28.29 ; Фил. 3,3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

26:1–6 В хвалебной песне Исаия превозносит твердыню города Божиего, противопоставляя ее слабым и непрочным земным городам. 26 В тот день. В день милости и благодати Божией. спасение... вместо стены и вала. Господь является для Своего народа стеной, обороняющей от всех бед (49,16; 58,12; 60,18; ср. Пс. 45 ). 26 Отворите ворота. Через отворенные ворота в город Божий входит его Царь со Своим народом (15,1–15;24,3–10; Пс. 117,19.20 ). 26 Твердого духом. Хранящего верность Господу. в совершенном мире. Этот мир праведные получают и распространяют (ст. 12; 32,17.18; 48,18; 54,10.13; 55,12; 66,12), но нечестивые будут отлучены от него (48,22; 57,21; 59,8; 60,17). Этот мир связан с пришествием Еммануила (см. ком. к 9,6; 11,9; 14,7). 26 твердыня. См. 8,14.15; ср. 1Цар. 2,2 . 26 высоко стоявший город. См. ком. к 24,10. 26 буду искать Тебя во внутренности моей. Исаия пророчески предвосхищает истину, которая будет открыта людям в новозаветное время Иисусом Христом человек есть храм Бога живого ( Лк. 17,21 ; Деян. 7,48 ; 1Кор. 3,16 ). живущие в мире. В мире с Богом. 26 нечестивый... не научится... правде. Нечестивого не могут обратить к правде ни Божий суды, ни милость Божия, т.к. нечестивый «не будет взирать на величие Божие», а искать всему происходящему земные объяснения и земные причины. 26 мир. См. ком. к ст. 9. 26 чрез Тебя... мы славим имя Твое. Бог является началом и побудительной причиной всех мыслей, слов и поступков праведников. 26 Мертвые... рефаимы. См. ком. к 14,9. 26 умножил... распространил. Возрождение народа Божиего после плена внушает надежду на окончательное возрождение всех живущих на земле (9,3; 54,2). 26 в бедствии он искал Тебя. Имеются в виду испытания, пережитые израильским народом. 26:17–18 Как беременная женщина... рождали как бы ветер. Это метафорическое изображение бесполезных мучений указывает на бесплодные усилия праведников утвердить на земле Царство Божие (49,4). 26 спасения... земле. Точнее: «не доставили счастья земле». прочие жители вселенной не пали. Правильный перевод: «Не явились на свет новые граждане мира».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

26,15; 33,20). 54 распространишься... населит. Пророчество об умножении народа Божиего; дети Божий верующие во Христа появятся в тех городах (странах), где прежде было духовное опустошение. 54 посрамление юности твоей. Египетское рабство и сорокалетнее блуждание по пустыне. о бесславии вдовства твоего. Вавилонское пленение. 54 Господь Саваоф. См. ком. к 1,9. Искупитель... Святый Израилев. См. ком. к 41,14. Богом всей земли. См. ком. к 50,1–3. скорбящую... отвержена. Подразумевается ассирийское и вавилонское пленение. 54 воды Ноя. Во дни потопа Господь обновил Свой завет с сотворенной Им вселенной ( Быт. 9,1–17 ). не гневаться... не укорять. Подчеркнутое отрицание выражает безграничную верность Бога народу завета. 54 Горы... холмы. Обязательства Бога перед Своим заветом милости превосходят Его обязательства перед заветом творения (51,6; ср. Пс. 45,3.4; 113,4.6 ). милость... завет мира. Этот вечный завет предвещает служение Иисуса Христа (42,6; 53,5). 54 Бедная, бросаемая бурею, безутешная! Эти слова относятся как к верному остатку народа Божия («дочери Сиона»), так и к новозаветной Церкви. на рубине... из сапфиров. В этих метафорах Исаия изображает несравненную красоту и славу Сиона, избранного Богом Своим городом (ср. Откр. 21,19 ). 54 наследие. Обетования завета. Глава 55 55 Жаждущие... у которых нет серебра. Речь идет о людях, ищущих и жаждущих правды Божией, т.е. мира с Богом ( Втор. 8,3 ; Пс. 41,3; 62,2 ; Притч. 9,5.6 ; Мф. 5,6 ; Ин. 4,10.11;7,37.38;0 ткр.21,6; 22,17). все. Это обращение, в котором отражается всеобъемлющий смысл рассматриваемых пророчеств, непосредственно связано с содержанием предыдущей главы (ст. 13,17). к водам. Говоря о новом веке спасения и царстве милости Божией, Исаия нередко прибегает к метафоре живительной влаги (см. ком. к 1,30). нет серебра... покупайте. Смысл этого парадокса в том, что для верующих, которые жаждут спасения, оно является свободным даром (52,3; Втор. 8,3 ; Рим. 6,23 ). вино и молоко. Символы изобилия и довольства. 55 завет вечный.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

37 Ливны. Город, завоеванный в свое время Иисусом Иавином и отданный левитам. Один из городов-убежищ. 37 о Тиргаке, царе Ефиопском. Тиргак, который во главе египетских войск «вышел сразиться» с Сеннахиримом в 701 г. до Р.Х., взошел на престол лишь в 689 г. до Р.Х. 37:10–11 Сеннахирим сомневается в том, что во власти Божией спасти Иудею. 37 отцы. Сеннахирим напоминает о военной славе Ассирии, сопровождавшей ее на протяжении многих поколений. Гозан... Едена. Города в Месопотамии. 37 Емафа... Иввы. Арамейские города (ср. 36,18.19; 10,7–9). 37:14–20 Езекия не отвечает на дерзость Рабсака и обращается к Богу с молитвой. В отличие от Ахаза, Езекия молится, исповедуя свою твердую веру в Господа Царя, Творца и Спасителя (ср. 38,2). Богословский акцент в этих стихах обобщает учение Исаии о сущности Бога. 37 Господи Саваоф. См. ком. к 1,9. Боже Израилев. По завету Господь является Богом всех двенадцати колен Израилевых (ср. ст. 21; 17,6; 21,17; 24,15; 29,23; 41,17; 45,3; 48,2; 52,12). седящий на Херувимах. См. 1Цар. 4,4 ; 2Цар. 6,2 ; Пс. 79,1; 98,1 . Помимо глубокого богословского смысла, в этих словах заключается напоминание о Святом Святых иерусалимского храма, где ковчег завета размещался между фигурами двух херувимов. Ты один Бог. См. 44,8; 45,5.6.14.22; 46,9. сотворил небо и землю. В своей молитве царь подчеркивает величие Яхве как единственного Создателя Вселенной (42,5; 45,8.12.18; 27,10.11). 37 Приклони, Господи, ухо Твое и услышь. Езекия, исповедуя живого Бога, обращается к Нему как к собеседнику. Езекия не имеет такого тесного общения с Богом, как Исаия, но убежден, что его молитва будет услышана об этом свидетельствует его непоколебимая уверенность, что Господь Сам защитит Иерусалим от ассирийцев. Бога живаго. См. 36,20. 37:19 О споре Исаии с идолопоклонниками см. 2,8. 37 Господи Боже наш. Ср. ст. 4; см. ком. к 25,9. Ты, Господи, Бог один. См. ком. к ст. 16. 37:21–35 Господь передает через Исаию Свое слово к Езекии и его народу. 37:22 девствующая дочь Сиона. Иерусалим. «Дочь Сиона» традиционный парафраз, широко используемый в Писании для обозначения иудейской столицы. Пророк имеет в виду, что столица Иудеи никогда никем не была завоевана, она «девственна» и обручена с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

7 Я не жил в доме. Бог сопутствовал избранному Им народу во всех его скитаниях (ст. 6,7) и не желал, чтобы дом имени Его (ст. 13) был построен прежде, чем Он «устроит место» Своему народу (ст. 10) и даст ему возможность пользоваться плодами мира (ст. 11). Подразумеваемые Богом мир и покой явно должны были стать более надежными и глубокими, чем те, что Израиль обрел с воцарением Давида в Иерусалиме (ст. 1). 7 был с тобою везде. См. ком. к 1Цар. 16,18 . истребил всех врагов твоих. Ср. ст. 1 и 11. Эти слова следует понимать не в том смысле, что благодаря Божественной помощи у Давида вообще не осталось врагов, а, скорее, как утверждение того, что во всех предшествовавших столкновениях с врагами Бог отдавал победу Давиду. сделал имя твое великим. Точнее: «сделаю имя твое великим». По-древнееврейски, в отличие от предыдущих фраз, эта стоит в будущем времени. Тем самым передается мысль о том, что, сколь бы ни были велики деяния Давида, Господь уготовил ему свершить в будущем нечто еще более великое. Этот обет Господа Давиду заставляет вспомнить о Его обещании «возвеличить имя» патриарха Авраама ( Быт. 12,2 ). Ср. 8,13, где о Давиде сказано, что он «сделал... себе имя». 7 Я успокою тебя от всех врагов твоих. См. ком. к ст. 1,6,9. Он устроит тебе дом. В ответ на отклоненное предложение Давида построить «дом» для Него (т.е. храм) Господь всемилостиво объявляет, что Он Сам «устроит дом» (т.е. царскую династию) для Давида. 7 семя твое. Имеется в виду Соломон (ср. ст. 13). которое произойдет из чресл твоих. Эти слова являются дословным повторением слов, обращенных Богом к Аврааму ( Быт. 15,4 ). 7 дом. Т.е. храм (ср. ст. 5–7). имени Моему. Именно «ради великого имени Своего» Господь не отверг Свой народ после того, как Израиль обратился к Самуилу с нечестивой просьбой поставить над ним царя ( 1Цар. 12,22 ). Теперь Он объявляет Давиду, что его сын, который унаследует израильский престол, «построит дом имени» Божиему. Об имени Божием см. Исх. 34,5–7 , а также ком. к 1Цар. 17,45 . 7 Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном. Смысл этого обещания, определяющего особый характер взаимоотношений Бога с царями из рода Давидова ( Пс. 2,7; 88,19–38 ), в полной мере раскрылся во Христе (см., напр., Мф. 1,11 ; Деян. 13,33 ; Евр. 1,5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

14 доброе дело. В противоположность ученикам, Иисус увидел в поступке Марии проявление верности и любви к Нему, стоявшему перед лицом смерти. Кроме того, для Иисуса было очевидно, что Мария этим актом почтила в Нем Мессию. 14:7 Противопоставлением слов «всегда» и «не всегда» Иисус противополагает вечное преходящему; любовь расчету, самоотречение здравому смыслу. 14 предварила помазать тело Мое к погребению. Мария, движимая пророческим духом, совершила действие, которое захотят сделать жены мироносицы, но им в этом будет отказа но (16,1–6). 14 из двенадцати. См. ком. к 3,14. Иуда Искариот. См. ком. к 13,19. Иуда был избран Самим Иисусом, Который с самого начала знал, кто предаст Его. Согласно Божиему плану, Иисус должен был страдать и умереть ( Откр. 13,8 ), но Иуда не был обречен стать предателем: его выбор дело его воли. 14 день опресноков. Первый день опресноков приходился на 15 нисана: пасхальная трапеза происходила 14 нисана, «когда закололи пасхального агнца». У Марка отмечается смещение этих праздников (см. ком. к 14,1). То обстоятельство, что Иисус умер именно тогда, «когда заколали пасхального агнца», имеет огромное значение Иисус не только символически, но и в прямом смысле явился тем Агнцем Божиим, Который взял на себя грехи мира. Именно поэтому евангелист Марк придает значение не конкретному дню, а связывает описываемые события с закланием пасхальной жертвы. 14 человек, несущий кувшин воды. Обычно кувшины с водой носили женщины. Мужчина, несущий кувшин с водой, это было редкое явление. 14 с двенадцатью. Все Евангелия, включая (хотя и косвенно) Евангелие от Иоанна, отмечают, что теми, кто присутствовал рядом с Иисусом в этот возвышеннейший момент Его служения, были двенадцать учеников, которых Он избрал вначале (ср. 3,14). Согласно Лк. 22,30 , именно в этот момент Иисус заявил, что в будущем они будут нести служение как «судьи» нового народа Божиего. Здесь они свидетельствуют о вступлении нового завета в силу. 14 один из двенадцати. См. ком. к 3,14. обмакивающий со Мною в блюдо. Участие в трапезе было знаком искренней дружбы. Потому многие и соблазнялись тем, что Иисус ел с мытарями и грешниками (2,16).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010