В сопутствии братства и геронты, я вступил в нее, а потом в собор Св. Пантелеймона для излияния признательных чувств пред Богом, Царицей Небесною и пред Св. Великомучеником Пантелеймоном. Там нас ожидали певчие – иноки. Я более не могу писать, остальное скажет тебе твое собственное сердце, если ты только когда-нибудь испытывал подобного рода дружеское свидание с милыми тебе, после давней, тяжкой, слишком тяжкой с ними разлуки... Таким образом я опять на св. горе, в безменной пустыне, в кругу спасающихся друзей моих. О, я теперь вполне счастлив, весел как дитя; чувства ангельского мира и райской тишины заменили тревожные смуты страннической жизни моей в России. На все её минувшие огорчения, на все неприятности со стороны людей, в настоящую пору я смотрю не иначе, как на терновый венец, как на залог загробных радостей и славы, которые предназначены для всех, чье имя пронесено, яко зло, кто тесним был и сатаною и людьми на всех своих жизненных путях. Искренне, по совести признаюсь, что пустынная жизнь кроме всех своих удобств к неблазненному шествию по стопам Голгофского Страдальца – Иисуса, имеет исключительно важное достоинство то, что человек, сроднившийся с ней, на всех людей смотрит не иначе, как на ангелов, а сам себя поставляет пред людьми хуже всех; а перед Богом, по выражению Аввы Исаака Сирина и прочих отцов, хуже падшего духа 47 ; – тогда как многие из мирян только в своем собственном лице видят идеал всех совершенств, а прочие перед ними почти тоже, что в очах бессмысленного Фарисея кающийся мытарь. Пускай мир упрекает нас в тунеядстве: злоязычие и клевета это свойства его; мы же, подобно нашему подвигоположнику, скромным молчанием будем заграждать неприязненные уста, с Ним же вопия в крестном изнеможении сердца: Отче! отпусти врагам нашим, неведят бо что творят и глаголят о нас. Со временем, если Бог благоволит, и буду жив, я постараюсь тебе передать исторические факты на то, как иногда, в крайности, народ и даже целый священный собор молитвенно просили о чем либо Бога, но Бог, не внемля молениям их, прямо указывал Сам, чтоб подвигли на ходатайство пред Ним одного какого-нибудь кроющегося от всех отшельника... И так случалось: чего не могли выплакать перед Богом целые тысячи народа, один какой-нибудь пустынный тунеядец (по мирскому выражению), воздеянием своих молитвенных дланей низводил от Него желаемое на плачущий народ. Припомним только Илию Фесфитянина, Пророка грозного, пустынника и отшельника самого примерного, который не нес никакой общественной обязанности, всего чаще крылся в горах и вертепах, а между тем – одним словом заключал и отверзал небо, карал врагов Божиих и творил дивные чудеса. А св. Иоанн Предтеча?...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Антихрист ещё не пришёл, но в мире уже есть много антихристов. Они его предтечи, готовящие его приход. Их тактика не такая, какая была у язычников, когда-то гнавших христиан: теперь они воюют с нами дипломатическими способами. Нам, христианам, нужно иметь внимание, молитву и терпение мучеников. Православная Церковь есть Церковь мучеников, и такой она должна оставаться до второго пришествия нашего Господа. Те, кто управляет Церковью, должны быть очень внимательными. Если они вычеркнут из писаний святых отцов даже самое малое, то это причинит вред христианам и соблазнит немощных в вере. Вопрос календаря – не вопрос веры, как утверждают старостильники. Но переход на новый стиль разделил Церковь на части, вызвал раскол, и она перестала быть целой. Любовь покинула православных, а вместо неё у них появились противостояния и споры. У старого стиля могут быть недостатки: неточность, потеря нескольких секунд в год, но по нему жили святые отцы. Я когда-то спросил у своего старца: «Отче, твоя книга Нового Завета стала совсем ветхой. Тебе принести новую?» – «Не надо, сынок, ведь она принадлежала моему отцу». Церковь не занимается исчислением времён и сроков. Она живёт по собственному времени. Моей душе очень больно из-за этого разделения в Церкви. Утрачено единство, о котором так много молился Я боюсь, как бы какое-нибудь очередное нововведение не сделало в Восточной Церкви ещё одного раскола». У отца Дионисия были слова и фразы, которые он особенно любил, а также те, что были ему отвратительны. Выражение «не обращай внимания» он считал разрушительным и для этой жизни, и для вечной, и всегда высказывал своё отвращение к нему. Также частое у мирских людей выражение «здесь и рай, здесь и ад» он считал отрицанием православного учения (согласно которому «здесь мы готовимся к вечной жизни»), девизом безбожия и неверия у современного человека. Были и любимые слова у этого святого пустынника. Одно из них – «душенька». Святой Андрей Критский обращается к своей душе: «Душе моя, душе – чтобы её разбудить, а старец говорил человеку «душенька моя», чтобы его успокоить, чтобы он стал бодрым и никогда не уступал в духовной войне.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1811

Одной из главных причин столь ярко выраженного анти аскетического учения о духовной жизни, к которому о. Порфирий так настойчиво призывает своих чад, является незнание им святоотеческого духовного опыта жизни. Его «путь» прямо идет в русле таких великих католических «святых», как Франциск Ассизкий, Катарина Сиенская, Тереза Авильская, Тереза Малая, и множества других, которые не знали Отцов Добротолюбия и пошли своим мечтательным путем. В незнании святых Отцов признается и сам о. Порфирий: «Мне нравились и нравятся книги, написанные Святыми Отцами: Златоустом, Василием, Григорием Богословом , Григорием Нисским , Григорием Паламой и другими. Но, искренне говорю вам, я не читал их…». Интересно, как может нравиться то, чего не читал? – В мечтах всё возможно. Учение о. Порфирия прельщает омирщенные души своей полной беструдностью спасения: мечтая о своей любви к Богу, можно не бороться с грехами и страстями. Греция уже от него в восторге. (В качестве иллюстрации. На очередном международном симпозиуме в католическом м-ре Бозе (Италия) в сентябре 2010 г. проф. А. Папатанасиу (Афинский богословский факультет) представил доклад на тему: «Афонский пустынник в сердце мира : старец Порфирий Кавсокаливит (1906–1991)».) Глубокую оценку легкого пути дает святитель Игнатий, характеризуя книгу «Подражание Иисусу Христу» Фомы Кемпийского: «Книга ведет читателей своих прямо к общению с Богом, без предочищения покаянием, почему и возбуждает особенное сочувствие к себе в людях страстных, незнакомых с путем покаяния, не предохраненных от самообольщения и прелести, не наставленных правильному жительству учением святых Отцов Православной Церкви. Книга производит сильное действие на кровь и нервы, возбуждает их, – и потому особенно нравится она людям, порабощенным чувственности: книгою можно наслаждаться, не отказываясь от грубых наслаждений чувственностью» (т. 1, с. 255). § 3. О святости в Православии 1. Бог и человек Сущность религии обычно, и справедливо, усматривается в особом единении человека с Богом, духа человеческого с Духом Божиим. При этом каждая религия указывает свой путь и свои средства к достижению этой цели. Однако всегда остается незыблемым постулат общерелигиозного сознания о необходимости духовного единства человека с Богом для достижения вечной жизни. Эта идея красной нитью проходит через все религии мира, воплощаясь в различных мифах, сказаниях, догматах и подчеркивая в разных планах и с различных сторон безусловную значимость и первичность духовного начала в жизни человека, в обретении им ее смысла.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

Блаженны плачущие Для отцов Церкви существует глубокая связь между покаянием и слезами, которые являются одним из главных критериев глубины покаяния. «Воистину благословен ты, авва Арсений, ибо ты оплакивал себя в этом мире! Тот, кто не оплакивает себя здесь, будет вечно плакать впоследствии; поэтому нельзя не плакать - либо по доброй воле, либо из-за страданий», - читаем мы в «Отечнике». Св. Григорий Богослов считал, что каждый должен плакать, причем он даже отождествлял покаяние со слезами, несмотря на то, что могут существовать и другие пути его выражения: «Все должны пролить слезы, все должны очиститься, все должны воспрянуть». Св. Симеон Богослов еще более категоричен: «Убери слезы, и с ними ты уберешь очищение; а без очищения никто не спасется». Греческое слово πνθος (скорбь, плач) имеет тот же самый корень, что и слово πθος (страдание): оба этимологически происходят от глагола «страдать». Страдание присутствует в угрызениях совести, которые также вызывают слезы. «Радостная печаль» преображает это страдание и боль благодаря действию благодати. Этот πνθος присутствует в плаче о потерянном присутствии Божием; это печаль о Его отсутствии и жажда о Нем. Человек пребывает в состоянии тяжелой утраты, поэтому отцы Церкви и литургические тексты говорят об Адаме, сидящем напротив рая и оплакивающем свою утрату и удаление от Бога. Св. Макарий говорит, что человек должен «выплакать свой путь обратно в рай». Но слезы - спутник и высшая степень покаяния - также являются решающим моментом на пути домой; это мольба о возвращении и первые плоды его радости. Жажда возвращения из изгнания также есть предвосхищение грядущей славы. Слезы показывают границу между настоящим и будущим. Восточнохристианская традиция придает особое значение «дару слез»: здесь можно указать на Новый Завет, отцов-пустынников, св. Иоанна Лествичника и позже - на св. Симеона Нового Богослова, одного из ее важнейших свидетелей. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5, 4). Это главным образом слезы «о Боге» и лишь затем «о нас». Одна средневековая французская история повествует о рыцаре, которому надо было заполнить бочку водой; он путешествовал для этого по всему миру, но вода всегда уходила через стены бочки. Видя, что его усилия ни к чему не приводят, он начал плакать, и одной слезинки стало достаточно, чтобы заполнить бочку. Слезы свидетельствуют о надежде, и они также есть доказательство прощения грехов. Но есть время плакать, и есть время радоваться, хотя одно вытекает из другого. Есть καιρς, «свое время» (Еккл. 3, 1) для каждого божественного дара, и этот καιρς - время, когда действует Бог, призывая нас стать причастными Его действию. Слезы - это путь и следствие очищения через покаяние; высшая же цель - превосходящие человеческую сущность свет и радость.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/2/40...

Характеристику творению святителя Игнатия «Слово о смерти» дал современник Святителя, один из подвижников Сергиевой пустыни, в своём обращении к нему: «Это не вы писали: это Бог дал вам написать». На это обращение сам Святитель ответил: «Очень верно!» (575). Православие ведёт к покаянию В наставлениях святых Отцов Восточной Церкви Святитель видит раскрытие внутреннего духовного подвига христианина, ведущего его к осознанию своей греховности, «к покаянию и плачу о себе», в то время как западные писатели ведут «к наслаждению и довольству собою» (607). Изречения первых – «бесценные перлы! Спускается в глубокое море водолаз, чтоб достать дорогую жемчужину: и святые Отцы удалялись в глубокие пустыни, там глубоко вникали в себя, находили различные бесценные духовные перлы: христоподражательное смирение, младенческую простоту и незлобие, ангелоподобное бесстрастие, рассуждение и мудрость духовные, – словом сказать, находили Евангелие» (421–422). И не надо смущаться, если в их выражениях кто-либо находит «недостатки в литературном отношении. Что до того? Часто смиренные пустынники, выходя из пустынь своих, лишь прикрытые рубищем, словом скудным и нескладным возвещали христианскому миру святую и спасительную Истину; напротив того, сколько видим книг, убранных звучными словами, в стройном систематическом порядке, – а они заключают в себе яд, убивающий души!» (250). Книги подвижников не готовились для выставки на премию и не могут готовиться для её получения, ибо они имеют достоинство не плотское, а духовное – они создавались «благодатью, не имея благоустройства человеческого слова. Слово же благодатное не может быть познано плотским человеком, который зрит только на внешность слова, и если сие внешнее слово не имеет внешнего устройства, то он всему ругается: юродство бо ему есть» (84). •     «Настанет нужда, – пророчески говорит святитель Игнатий, -чтобы деятельное учение Отцов, нравственное предание Церкви, почти совершенно забытое, было напомянуто» (750). Эта нужда настала! Пришло время напомнить о святых Отцах, ибо именно они «непрестанно напоминают нам Бога, Его благодеяния, наше назначение, будущность вечно блаженную и вечно несчастную, обличают коварство мира, его козни, показывают средства, как избежать этих козней и войти в пристанище спасения» (349).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Сначала Антоний Великий учится у неких «ревнителей» — христианских аскетов, живших в Египте до Антония (поэтому Антония Великого нельзя считать в строгом смысле основателем монашества). Затем он переселился в гробницу, где произошла его знаменитая борьба с демонами. В конце концов бесов разогнал Господь, и между Ним и Антонием Великим происходит примечательная беседа: «Где был Ты? Почему не явился вначале — прекратить мои мучения?» — спрашивает Антоний, и слышит в ответ: «Здесь пребывал Я, Антоний, но ждал, желая видеть твое ратоборство». Следующие двадцать лет Антоний Великий провел в затворе. Однако его слава росла и постепенно на горе Писпир вокруг Антония Великого образовалась целая колония анахоретов. Антоний дважды посетил Александрию: во время гонений язычников и ариан. Антоний Великий также посещал Нитрию (крупный монашеский центр) и основал там Келлии. Антоний Великий, конечно, не был хронологически первым христианским монахом, но именно он стал образцом для последующих аскетов и послужил как бы катализатором расцвета египетского монашества.   Житие и наставления Синклитикии Александрийской Одно из самых авторитетных святоотеческих творений, особо интересное тем, что описывает женскую святость. Синклитикия — основательница женского киновитства. Выражение «матери пустыни» сейчас звучит непривычно. Однако «Изречениях отцов-пустынников» наряду с поучениями 127 духовных отцов приводятся изречения трех «амм», то есть духовных матерей: Феодоры, Сары и Синклитикии. Эти «аммы», хотя и в меньшинстве, стоят в одном ряду с великими аввами Антонием, Арсением и Пименом.   Ж итие Марии Егепитской «Житие преподобныя матери нашея Марии Египетския», написанное свт. Софронием Иерусалимским — один из центральных текстов святоотеческой письменности. Жизнь Марии Египетской, раскаявшейся блудницы, стала образцом покаяния для всех христиан. Не зря целая неделя Великого поста посвящена именно ей. Приведем небольшой кусочек из Жития — поворотный момент, когда Мария понимает, что ее грехи мешают ей прийти к Богу:

http://blog.predanie.ru/article/kak_stat...

Это замечательное свидетельство твердого и живого осознания того, что мы называем «общением святых» и которое сегодня лишь с трудом можем ощутить в личном опыте, исходит из эпохи, в которую христиане, как гонимая община, не могли еще построить никакой «Церкви» в собственном смысле слова и должны были собираться в помещениях больших частных домов. Отцы со всей серьезностью приняли на свой счет предостережение Христа, приравнивающее публичное выражение своего благочестия лицемерию, этому тонкому пороку именно религиозного человека. Тщеславие советует молиться на площадях, но тот, кто борется с ним, молится в своей комнате 164 . Мы знаем из многих повествований, что отцы-пустынники делали все, чтобы иметь возможность совершать свое аскетическое делание, и, в особенности, творить молитву, всегда в сокрытом месте. Пример Христа, как и некоторых отцов, наводит нас на мысль, что речь не идет лишь о борьбе с грехом тщеславия. Ибо молитва по глубочайшей сути своей есть «беседа ума с Богом», во время которой присутствие других может быть причиной отвлечений. Авва Марк сказал авве Арсению: «По какой причине ты избегаешь общества и беседы с нами?» Старец ответил ему: «Знает Бог , что я люблю вас, но не могу быть вместе и с Богом и/одновременно/с людьми. На небе тысячи и тысячи тысяч имеют одну волю 165 , а у человеков воля многообразна: и потому не могу, оставив Бога, быть с людьми» 166 . Однако опасность отвлечения из-за других, с кем мы должны пребывать во время общей молитвы – это еще не последняя причина, по которой истинно молящийся желает уединения. В «пребывании с Богом», о котором говорит Арсений, между Творцом и тварью происходит, то, что по природе своей не предназначено для глаз и ушей посторонних. Брат отправился к хижине аввы Арсения в скит и увидел сквозь дверную скважину старца всего как бы огненным. Брат достоин был увидеть это. Когда он постучал, старец вышел, и, заметив изменения в лице брата, спросил давно ли он тут и не видел ли чего? Брат сказал, что ничего не видел. Старец, побеседовав с ним, отпустил его 167 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

Тем не менее я огромное количество очень важных вещей для себя у святых отцов нашел. Фото: peternalitch.com – Согласны ли вы с мнением, что святые отцы – не для мирян чтение, тем более не для современных мирян. Святые первых веков, пустынники – и мы, современные горожане… – Насколько я понимаю, святые отцы проходятся по тем болевым точкам, которые одинаковы во все времена, у всех людей. Марк Подвижник (преподобный Марк Подвижник, жил в конце IV – начале V века, автор аскетических сочинений. – Ред.) , например, – хорошо отвечает на все вопросы и абсолютно современен. Мне кажется, эти вещи не могут быть несовременными. Даже искусство – оно, как известно, вечно, то есть всегда современно. Разве может устареть Леонардо да Винчи? Так же и святоотеческие книги: Ефрем Сирин, Исаак Сирин – их труды актуальны, приложимы к нашей жизни. Да, у нас изменились способы коммуникации, больше информации через человека сегодня проходит, но в общем-то тебе приходится отслеживать в себе все те же самые вещи, о которых писали подвижники в первых веках – что-то тебя обижает, где-то ты начинаешь завидовать, где-то начинаешь злиться. Набор элементов одинаков всегда! Можно такую лажу наделать под вдохновением Фото: peternalitch.com – Вам пришлось как-то переосмыслить свою профессию? По поводу занятий музыкой святые отцы ничего не говорят? – Конечно! У преподобного Ефрема Сирина я нашел такое чудовищное низложение музыки – как раз того, чем я занимаюсь: «Как это можно, арфами, цимбалами брякать, какое паскудство!» Думаешь: выражения какие хорошие! Это как раз те вещи, которыми я с удовольствием занимаюсь! А еще такие вещи, как вдохновение и упоение музыкой – насколько они в формате христианства? Очевидно, что вдохновение не равно благодати. Можно такую лажу наделать под вдохновением, это опасная штука! Непонятно, искать его или не искать. Хотя иногда бывает, что благодать в этом есть, что это свыше. Вот как различить?.. Занятия музыкально-развлекательной деятельностью – насколько надо в это погружаться? Насколько совершенствоваться в этой деятельности? Или просто относиться, скажем, как к пропалыванию картошки. Если почитать святых отцов, они к работе именно так относились. А как относиться к работе творческой, которая захватывает тебя целиком, которой ты привык отдаваться без остатка? В принципе она должна быть на втором плане, целиком ты не должен отдаваться. И в таком случае она, может быть, даже лучше получится – если себя на второй план немножко отодвинешь. Но ясности у меня нет по этому поводу.

http://pravmir.ru/creative/petr-nalich-t...

Однако в «Послании к Диогнету» (нач. III в.) говорится: «Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; для них всякое отечество есть чужбина, и всякая чужбина – отечество. Находятся на земле, но суть граждане неба». Этот текст лишь развивает учение апостола Павла: верные, лаики – сограждане святым и свои Богу, они не имеют постоянного жительства на земле. Очевидно головокружительное падение этого достоинства «святых» (призванных к святости) до профанного состояния тех, кто занят лишь вещами мира сего. Это крайняя профанация святыни. Но даже в условиях такого упадка истинное Предание остается неизменным; мы находим его в догматах, в сакраментальном и литургическом сознании, в богатом и ясно выраженном учении отцов Церкви. Всеобщее священство никак не противопоставляется священству клира. Однако это священство не является и производным от лаиката, представительством конгрегационалистского типа 368 . Церковь , в соответствии с Божественным замыслом, получила свое иерархическое устройство через установление коллегии Двенадцати. Народ дифференцирован Богом по «священническому принципу» посредством харизматических служений. Епископат избран из народа, взят от его священнической плоти и крови, но он не составляет особой структуры над ним, поскольку он есть органическая часть Тела, онтологического единства всех членов. Его установление – божественное, он существует через преемство от апостолов. Всякий кандидат поставлен Богом: «Я избрал и утвердил вас» ( Ин.15:16 ). Священное право совершать таинства и, прежде всего, быть апостолическим свидетелем Евхаристии, право утверждать вероучительные определения – charisma veritatis certum 369 – принадлежит епископату в силу апостоличности Церкви; так же как и пастырская харизма вести Тело, Царство священников, к Парусии во славе. У живого образа Христа, епископа, единственная истинная власть – любовь, единственная истинная сила убеждения – мученичество. Как прекрасно сказано: «Мы не учителя вашей веры, мы рабы вашей радости». Суть восточной традиции ясна, это не анти-иерархический эгалитаризм и не клерикалистский разрыв единого Тела надвое, но священническое участие всех в единственном божественном Священстве посредством двух священств. Каждое утверждено Богом, и это божественное происхождение изымает их из мира и из всякой профанной перспективы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

О нищете прежних отцов Как мы сказали, Патриарх Иоаким III приходил исповедоваться в «малый» катунакийский скит Святой Анны. И кто-нибудь подумает, наверное, что после многочасового пешего перехода из Милопотама он находил там прием, сообразный его сану и выдающемуся авторитету. Но у кого и из каких средств? Отцы пустыни жили тогда как птицы небесные, а нищие их каливы, за малым исключением, кажутся и теперь ласточкиными гнездами на кручах Афона или орлиным пристанищем у его высот. Всякий раз, когда Святейший Владыка посещал убогую хижину духовника Григория, угощением ему служили три смоквы на глиняном блюдце да чистая вода. По достоверному известию очевидцев, подобной сему была и вседневная трапеза каливитов, но великий Первоиерарх, вкушая зелень или бобы, среди любезных ему пустынников чувствовал себя всецело упокоенным, а по возвращении говорил: «Я ел манну в пустыне». Отцы Нового Скита передают: когда великий в Патриархах Григорий V пришел из Святой Анны посетить ученого песнописца Иакова Новоскитянина, подвизавшегося в каливе Живоносного Источника, там не нашлось стеклянной посуды и ему подали напиться из деревянной чаши, при виде которой приснопамятный всем сердцем возрадовался. И впоследствии всегда с волнением вспоминал об этом, превознося нищету и нестяжательность тамошних насельников. Нищета есть спутница добрых монахов и отличительный признак истинных аскетов. И доныне живут в святых скитах и честных эримитириях Афона боголюбивые души, избравшие добровольную нищету, чтобы обогатиться духовно, и радостно разделяющие с другими нищими сухой хлеб, чтобы насытиться хлебом небесным. Об этих-то «нищих Христовых» мы и расскажем далее. Каруля От подножия горы Афон, а точнее – от ее предгорья Кармилион 83 , до круто обрывающегося в море склона простирается страшная и на первый взгляд Каруля. Безотрадное каменистое место, где весь ландшафт – отвесная скала с небольшими впадинами: ни следа зелени, ни капли воды… Склон до того крутой, что его можно принять за висячую доску с изображением отшельнических хибар, ибо укрывшиеся от мира обитатели Карули слывут, по выражению одного писателя, «стрижами Святой Горы».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010