1786 И по мнению Павского, начинать каждую часть Псалтири псалмами Давида гораздо естественнее и правильнее, почему он и старался, хотя и неудачно (см. выше, прим. 3), придумать такое деление Псалтири на 3 части, при котором бы все такие части начинались псалмами Давидовыми (Обозр. Кн. Пс. стр. 29 и примеч. к ней под буквою б). 1790 Кроме того Кн. Псалмов представляет некоторое сходство с Законом Моисеевым и в том еще отношении, что в ней мы видим разделение псалмов иеговических (1–41 и 85–150 с евр.) от елогимических (42–84 по евр.), подобно тому как и в Пятокнижии попеременно следуют отделения то елогимические (напр. Быт.1–3 ; гл. 5; 6, 9–8, 19; гл. 9–10; гл. 14 и 17; 19, 29–20, 17 и проч.), то иеговические (напр. Быт.4; 6:1–8; 8:20–22 ; гл. 11–13; 15–16; 18–19, 28 и проч.). 1791 Ср. об этом замечание св. Ипполита, буквально повторяемое Епифанием: Τοτ σε μ παρλϑοι, φιλλογε, τι κα τ ψαλτριον ε πντε διελον βιβλα ο βραοι στε εναι κα ατ λλον πενττευχον. Подобным образом замечается и в Мидраше на 1 Пс.: «Моисей дал Израильтянам пять книг Закона; соответственно этому и Давид дал им Книгу Псалмов, которая состоит из пяти книг». – см Delitzsch, Die Psalmen, – Einleit. S. 11. 1795 Неем.9:5 . И сказали левиты: «благословите Господа Бога нашего от века и до века. Да благословится имя славы Твоей и превознесется выше всякого благословения и хвалы». Тоже самое почти буквально и в заключительных славословиях: особенно же близко к этому заключительное славословие второй книги ( Пс.71:18–19 ); «Благословен Господь Бог, Бог Израилев… И благословенно имя славы Его во век». 1808 Пророк Захария выступил на пророческое служение еще юношей ( Зах.2:4 ), а скончался, по свидетельству сообщаемого у Дорофея, Исидора и Псевдо-Епифания предания, в глубокой старости. Подобное же предание мы читаем там и о пророке Аггее. По раввинским сказаниям, все три пророка представляются современниками Ездры и Неемии (Otto, lex rabb phil p. 175). Относительно пр. Захарии, кажется, дает это заключать и снесение в Неем.12:16, 12 и 26.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Иоанн незадолго до этого покидает пустынное житие, Бог ведет его и научает уготовать пути Господни, правы творить стези Его ( Мф. 3:3 ), приготовить Ему люди избранны ( Тит. 2:14 ). А так как все это совершалось посредством крещения покаяния, то он встречает идущего к нему Иисуса и восклицает: се Агнец Божий, вземляй грехи мира ( Ин. 1:29 ). Мой Христос требует у него крещения, Иоанн исполняется ужаса. Владыка принуждает его к послушанию, слуга противится и отказывается исполнить богоподобное дело. Вы можете себе представить, как в Предтече боролись два противоположных чувства: одно принуждало его к послушанию, а другое отталкивало к сознанию своего недостоинства. Поэтому он рассуждал совершенно справедливо и отвечал: «Как я, такой ничтожный и сам еще непосвященный, приму на себя образ посвятителя и посвящу Тебя, Всесвятого Бога? (84) Как я коснусь главы Того, Кто преклонил небеса (ср. Пс. 17:10; 143:5 ) и сошел оттуда? Кто постави горы в мериле ( Ис. 40:12 ), Кто измерил долины ярмом и всю землю пядию? Как я сойду в воду и увижу без одеяния Непостижимого, одевающего небо облаки ( Пс. 146:8 )? " Но Христос мой, несмотря на это (тако подобает нам исполнити всяку правду – Мф. 3:15 ), – о великое снисхождение! – снимает одежду, спускается в струи и крещается. И море, как говорит священный псалмопевец Давид, виде и побеже, Иордан возвратися вспять ( Пс. 113:3 ), снисшел в виде голубя Святой Дух, а также раздался глас Отца, свидетельствующий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих ( Мф. 3:17 ). Затем Христос – Спаситель и Просветитель душ наших выходит из воды. Блаженна рука коснувшегося Главы, Которая потом объявила его главою всех пророков ( Мф. 11:13 ; Лк. 16:16 )! Как велика длань, державшая за главу Того, Которого не вмещают ни небо, ни земля, ни весь мир? О, богопоставленный иерей, высший всех иереев, удостоившийся крестить Бога во плоти! В тот день, когда Солнце правды ( Мал. 4:2 ) поднялось из воды, воссиял свет, и духовно и чувственно радуется, веселится и блистает земля Завулоня и земля Неффалимля, путь моря об он пол Иордана, Галилеа язык ( Мф. 4:15 ), и более – вся вселенная.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Указывают на Боговоплощение и подобные этим слова про­рока Исаии: «с нами Бог» ( Ис.8:8, 10 ), по толкованию св. Васи­лия Великого и по всеобщему святоотеческому мнению относящиеся к Спасителю 393 . Точно также, «возвещая Его (Иисуса Христа) Еммануилом ( Ис.7:14–16 ), – говорит св. Ириней Л., – пророк открывает соединение Слова Божия с Своим созданием, именно, что Слово будет плотью, и Сын Божий – сыном человеческим» 394 , ибо «поскольку, будучи Бог по естеству, Он был с нами как Слово, когда явил­ся в подобии нам, – рассуждает и св. Кирилл Ал., – то весьма мудро и может быть называем Еммануилом» 395 , чтобы признавали Его «Богом, явившимся в человеческом образе, ибо когда Единородное Слово Божие явилось в по­добии нам, тогда Оно было и с нами ( Мф.1:23 ), так как Сущий выше всякой твари со делался подобен нам» 396 . Не особенно ясное и определенное пророчество о Боговоплощении св. Кирилл Александрийский у сего пророка находит в словах «насладитеся от входа славы его» ( Ис.66:11 ), ибо «славою, – говорит он, – (пророк) именует Христа (ср. Пс.84:10 ), а входом – таинство воплощения, чрез которое, будучи Бо­гом по естеству, Он стал человеком и как бы вошел в этот мир, почему пророк тотчас же и непосредственно с ясностью изображает явление Его с плотью» ( Ис.66:12 ; ср. Пс.35:8, 9 ) 397 . По выражению св. Иоанна Златоуста , «Богово­площение было предметом скорби для праотцов, предсказаний для пророков и желания видеть для праведников»; как бы в подтверждение этой мысли св. Отец указывает на слова того же пророка: «явится слава Господня» ( Ис.40:5 ), ибо она «наиболее явилась тогда, когда Бог принял природу человека» 398 ; еще – на прор. Иеремию, который также «возвестил, что Бог сделается человеком, не переставая быть Богом» 399 . Что касается малых пророков, то св. Кирилл Ал. про­рочество о сошествии Бога на землю указывает в словах прор. Михея: «будет Господь Бог в вас, Господь от дому свя­таго своего» ( Мих. 1:2 ), ибо «Слово снизошло к нам с неба, как из Его собственного и для него прелюбезнейшего дома» 400 , а также – в словах прор.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

12. 15-18); «совершенный ум - тот, который способен легко воспринять существенное ведение» (Keph. Gnost. III 12; ср.: Ibid. 24, 30, 72). Очистившийся ум по благодати Божией (τς νωθεν χριτος) обретает, наконец, «чистую молитву» (καθαρ προσευχ - De orat. 97; Pract. 23, 41; Ad Eulog. 30; De malign. cogit. 5, 16, 24; De octo vit. 11; Ad virg. 38; реже «истинную молитву» (ληθς προσευχ) - De orat. 64, 75, 113; «духовную молитву» (πνευματικ προσευχ) - Ibid. 28, 49, 62, 71, 101). В такой молитве ум освобожден от всякого чувственного и мысленного впечатления (τπωτος, τελεα μορφα) и отрешен от всего, кроме безвидного и бестелесного Бога, Который превосходит всякое чувство, мысль, образ и форму (Ibid. 4, 60, 66-67; 114-120; De malign. cogit. 24; Cap. cogn. 20, 22-23): «Молясь, не облекай в самом себе Бога в зримые формы и не позволяй, чтобы ум твой запечатлевался каким-либо образом (πρς μορφν τινα), но приступай как невещественный к Невещественному (λος τ λ), и постигнешь [Его]» (De orat. 66). Человек «становится равен ангелам (σϒϒελος) посредством истинной молитвы, и, желая видеть лицо Отца Небесного, во время молитвы не взыскует вообще никакого [Его] образа или вида» (παντελς μορφν σχμα - Ibid. 113-114). Предавшись высшему созерцанию, ум перестает осознавать даже самого себя (Schol. 2 in Ps. 126. 2//PG. 12. Col. 1644). В момент «чистой молитвы» он становится «храмом Святой Троицы» (νας τς ϒας Τριδος - Cap. cogn. 34; ср.: Keph. Gnost. V 84) и «местом и жилищем Божиим»: «Мы узнали от святого Давида, что такое место Божие, ибо он говорит: «И было в мире место Божие и жилище Его на Сионе» (Пс 75. 3, по LXX). Итак, место Божие - это разумная душа (λοϒικ ψυχ), а жилище Его - световидный ум (νος φωτοειδς), отринувший мирские вожделения и научившийся наблюдать логосы души» (Cap. cogn. 25). Е. П., т. о., переносит «место Бога», т. е. особое присутствие Бога, «внутрь человеческой личности, точнее в человеческий ум, но для того, чтобы «видеть» его, требуется перейти за пределы всякого обыденного умственного акта» ( Stewart.

http://pravenc.ru/text/180865.html

См.: Песн. 6: 9–10. См.: Пс. 44: 10. В экзегетической традиции это место вначале связывалось с образом Церкви, затем – Пресвятой Богородицы. См.: Песн. 7: 2. См.: Ис. 51: 9, 11–12. См.: Ис. 49: 16. См.: Ис. 61: 10. Девятое паримийное чтение Великой субботы согласно Типикону Великой Церкви. См.: Mateos J. Op. cit. P. 86–87. См.: Ис. 62: 12. См.: Ис. 62: 3. См.: Соф. 3: 14–15. Паримийное чтение праздника Входа Господня во Иерусалим. Ис. 62. Паримийное чтение Великой субботы. См.: Соф. 3: 14. Ср.: 1-й тропарь 7-я песни канона Великой субботы: «Уязвися ад, в сердце прием». Ср.: ирмос 7-й песни канона Великой Субботы: «Неизреченное чудо, в пещи избавивый преподобныя отроки из пламене, во гробе мертв бездыханен полагается во спасение нас поющих». Для свидетельства Фотия об изображениях святых существует две возможности интерпретации. Согласно первой, изображения апостолов и пророков находились в апсиде Святой Софии и не дошли до нас (Mango C. The Apse Mosaics of St. Sophia. P. 30). Согласно другой, имеются в виду мозаики в юго-западном углу Святой Софии, в покоях патриарха. До нас дошли фрагменты данных мозаик, среди них могут быть опознаны пророк Иезекииль, император Константин (Колпакова Г.С. Искусство Византии. М., 2007. С. 318). Ατοψας – этот термин соотносится с эпиграммой Феодора Студита и выраженным в ней учением об образе. Эта лексема также апеллирует к Евангелию от Луки: «как передано нам самовидцами (αυτοπταις) и служителями Слова» (Лк. 1: 2). Образ (или слово), начертанный на табличке, – особенность платонической гносеологии. По мнению некоторых исследователей (Грабар, Лаурдас), иконографический тип, соответствующий описанию Фотия, – Богородица Одигитрия, известная по печатям Михаила III, патриарха Фотия, т.н. Псалтири Гамильтона из Берлинской Библиотеки. См.: Grabar A. L’iconoclasme byzantine. Paris, 1957. P. 170. В данном случае Фотий представляет своим слушателям достаточно оригинальную и вполне самостоятельную версию теории восприятия Эмпедокла, реконструируемой, в частности, благодаря цитате в трактате Аристотеля «De sensu» (Fragmentum 84): «Вначале он [т.е. Эмпедокл] указывает, что свет есть огонь, а изливается он из глаз, и так возникает зрение. А затем добавляет, что зрение возникает либо так, либо благодаря истечениям, посредством которых от видимых вещей истекает то, что, подпадая взгляду, приспосабливается к имеющимся в глазу порам, чтобы прийти в соответствие ему и войти внутрь». См.: Die Fragmente der Vorsokratiker von Hermann Diels/Hrsg. Kranz W. Berlin, 1922. S. 307. Подробнее об этом см.: Василик В.В. OPTIKOI AKTINES в контексте антииконоборческой полемики. СПб., 1995. С. 252–258.

http://pravoslavie.ru/61321.html

70. РГБ ОР. Ф. 425. К. 1. 71. РНБ РО. Ф. 1000. 1924. 171. 72. РГИА. Ф. 832. Оп. 1. 73.  Митрополит Киевский Исидор — о нем см. с. 86. 74. РНБ РО. Ф. 1000. 1924. 171. Жизнеописание епископа Игнатия. Прилож. 75.  Соколов Л. А. Епископ Игнатий Брянчанинов. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. Ч. 2. С. 116–119. 76. См. письма Митрополита Киевского Филарета. С. 34–45. 77. Подробнее см. т. 8, с. 124–127. 78. См. письма Владыки Ярославского (Митрополита Киевского) с. 34–45. 79. О нем см. Настоящее издание, т. 5, с. 426. 80. См. также т. 8, с. 124–127. 81.  Антоний (Г. А. Рафальский; 1789–1848) — Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский в 1843–1848 гг. 82.  Никанор (Н. С. Клементьевский; 1787–1856) — Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский в 1848–1856 гг. 83.  Архиепископ Нил… — О нем см. с. 46–51. 84.  Ср:. Дни мои — как уклоняющаяся тень… (Пс. 101. 12). 85.  Григорий (Г. П. Постников; 1784–1860) — Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский в 1856–1860 гг. 86. РГБ ОР. Ф. 425. К. 4. 87. РГБ ОР. Ф. 425. К. 4. 88.  Преподобный старец Феодор Ушаков (в миру Иоанн; 1718–1791) — великий подвижник, восстановитель Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря и Арзамасской Алексеевской женской общины. 89. О нем см. Настоящее издание, т. 6, с. 516. 90. О нем см. с. 289–290. 91.  С. И. Снессорева. Игумения Феофания (Готовцева). СПб., 1868. С. 41. 92. О ней см. с. 524. 93.  С. И. Снессорева. Игумения Феофания (Готовцева). С. 189. 94. РНБ РО. Ф. 1927. С. 277–279. 95.  С. И. Снессорева. Игумения Феофания (Готовцева). С. 297. 96.  Укажи мне путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою. Господи… к Тебе прибегаю. Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой (Пс. 142. 8, 9, 10). 97.  ибо… двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18. 20). 98.  Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11. 28, 29, 30).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Сектанты хотят в словах апостола ( Рим.8:38–39 ) видеть ту мысль, будто бы их (как избранных Отцом) так Бог любит, что никто и ничто (даже их греховное состояние) не может лишить их Божеской любви, поэтому они «не могут быть вырваны из рук Христовых» и покойны за будущую свою участь. Бог , несомненно, любит человека ( Ин.3:16 ; Рим 5:8 и др.), зовет ко спасению, дарует все потребное ему для жизни и благочестия ( 2Пет.1:3 и др.), но если он остается нечестивым и порочным, «запутывается и побеждается сквернами мира» ( 2Пет.2:20 ), то сам лишает себя Божеской любви и подвергается праведному суду Божиему. Званым, но не ответившим любовью на любовь Божию, оказавшимся недостойными по своему нравственному состоянию Он скажет: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный» ( Мф.25:41 ). Бог – не только любовь, но и правда (ср. Пс.84:11, 7:12, 10:7, 144:17 ; Мф.16:27 ; Рим.2:6, 11 и др.). Отпадение сектантов от Церкви Христовой, хуления ее, их гордость, самомнение, вражда и злоба к православным свидетельствуют, что они сами себя отлучили от любви Божией и, как «удаляющие себя от Него, погибнут» ( Пс.72:27 ). Общее понятие о таинствах Почему Господь благоволил сообщать верующим Свою Благодать через внешние средства? Значение таинств. Отличие таинств от обрядов. «Таинство есть священное действие, которое под видимым каким-либо образом душе верующего сообщает невидимую благодать Божию, будучи установлено Господом нашим, через Которого всякий из верующих получает божественную благодать» (Прав. Исповед. кафол. Церкви. Часть 1-я, отв. на вопр. 99). 131 «Таинства слагаются из естественного и сверхъестественного 132 и не суть только знаки обетований Божиих. Мы признаем их орудиями, которые необходимо действуют благодатью на приступающих к оным» (Послание патриар. правосл.– кафол. Церкви. Член. 15) 133 Таинств семь: «крещение, миропомазание, евхаристия, покаяние, священство, честный брак и елеосвящение. Эти семь таинств соответствуют семи дарам Святого Духа. Ибо через эти таинства Дух Святой изливает дары Свои и благодать на души тех, кто пользуется ими надлежащим образом» (Правосл. Испов., Часть 1-я, отв. на вопр. 98). 134 Почему Господь благоволил сообщать верующим Свою Благодать через внешние средства?

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

81 Славянск. прииде и возсия, прошедшее пророчественное, в соответствие с словами: покрыет, явится, узрится, пойдут, следует переводить будущим. 82 На тебе, с греч. π σ точнее значит к тебе, для тебя, так как π с вин. пад. значит: а) о месте (на вопрос куда)? – к, в, на, б) о цели – к, для, за (за чем?). 83 В этом то, конечно, смысле Иисус Христос и называется светом и светлостью Иерусалима (свет твой, светом твоим, светлостию твоею)·, в таком же смысле нужно понимать и выражения: на тебе (т. е. на Иерусалиме) явится Господь и слава Его на тебе узрится. 84 Как здесь – приидоша, так и выше – прииде и возсия (пророчественные прошедшие, в соответствие с другими словами: явится, узрится, пойдут, на руках возмутся следует переводить в будущей форме. 86 В настоящем месте по славянскому тексту слова: благовестити нищим стоят в связи не с предыдущим пред сим словом – помаза, а с последующими – посла Мя. Но как по греческому и русскому тексту в данном месте, так и по славянскому и русскому в евангелии от Луки слова: благовестити нищим стоят в связи с словом – помаза. Эту же связь удерживаем и мы. 87 Лицо, Которому усвояется помазание и посольство в мир Мессии, у пророка ясно не указано; но из других мест Писания вполне ясно, что это принадлежит Богу Отцу. Так в одном из псалмов помазание Мессии вполне ясно усвояется Богу Отцу: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой ( Пс. 44:8 ). Св. апостол Павел говорит: Егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего (единороднаго) рожденнаго от жены ( Гал. 4:4 ср. Рим. 8:3 ). 88 По мнению некоторых, слова этого стиха (как и подобные им выше – Ис. 58:12 ) относятся к восстановлению опустошенных городов палестинских после возвращения евреев из плена при Зоровавеле, Ездре и Неемии; но так могут думать, по словам бл. Иеронима, только приверженцы убивающей буквы (см. толков. на Ис. 58:12 ). 90 Все последующие пастыри церкви были рукополагаемы на это служение апостолами, а потом и дальнейшими их преемниками, как совершается это и теперь. 91 Некоторые в этих словах пророка видят пророчество о возвращении евреев из плена и о вторичном завладении ими землею обетованною, которую они в первый раз наследовали при Иисусе Навине, но которой лишились потом за свои грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

11; Иоил 3. 1). Отдаленное указание на К. Г. можно усмотреть в словах из завещания 10-го сына Асира, содержащих предсказание о пришествии Всевышнего, Который посетит землю и «сокрушит главу змия в воде» (ср.: Пс 73. 13) (Test. XII Patr. X 7. 3). В христ. части апокрифа «Сивиллины книги» (CAVT, N 274; ок. 150 г. по Р. Х.), включающей т. н. гимн Христу (II-III вв. по Р. Х.- OTP. Vol. 1. P. 406), описание К. Г. содержит поэтическую аллюзию на погружение в воды Иордана: «…воскрес Он во второй раз во плоти, когда он омывался водой Иордана… избегнув огня, Он увидел Духа, сходящего на белых крыльях голубя» (Sib. VI 3-7). В др. отсылке к К. Г. не используется нормативный глагол для обозначения крещения в смысле погружения, но говорится об «омовении» (от глагола πολοω): «Несчастная, ты не смогла узнать своего Бога, Который омылся в потоке Иордановом и на Кого Дух опустился как голубь» (Sib. VII 66-67). Упоминание о крещении как о «погружении» (βπτισμα) встречается в словах ритуальной молитвы позднего происхождения (II в. по Р. Х.- OTP. Vol. 1. P. 408-409), к-рая также содержит одну из древнейших аллюзий на явление в К. Г. огня: «Как Отец породил тебя как Слово, так и я послал птицу - слово, вестника быстрого слов, окропляя чистыми водами твое крещение - из огня которого ты явился…» (Sib. VII 82-84). Тема явления света или огня в К. Г. в дальнейшем подробно раскрывается в богословии ранней Церкви. В др. месте впервые встречается выражение «просвещение» для обозначения К. Г.: Христос пришел к творению, «просвещая водою» (Sib. VIII 271), при этом Он называется «дарующим радость света для тех, кто были призваны к двенадцати источникам» (очевидно, речь о 12 апостолах) (Sib. VIII 245-247). В гностической лит-ре отдельные элементы евангельского сюжета о К. Г. получали смысловое наполнение, далекое от церковной традиции. Согласно свидетельству сщмч. Иринея Лионского, гностик Керинф , излагая распространенную в гностических кругах версию о природе Христа, учил, что посредством крещения от Иоанна простой человек Иисус был приуготовлен «низшей премудростью» для соединения с небесным Христом, посланным на землю божественной премудростью ( Iren.

http://pravenc.ru/text/Крещение ...

5:16 . 75 См.: Ремезов А. Жизнь Христа в трактации современного русского художника. Серг.Посад, 1915. 76 Лк 7,34 . 77 Эккерман И. Разговоры с Гете. Пер. с нем. М., 1934, с.847. 78 Мф 5,15 . 79 См., напр., пасха, маммона, эпфатах (эффафа), талита кум (талифа куми), Авва, корван, бар, рака. Предсмертный вопль Христа есть арамейский вариант строки из Пс 21 . Необходимость учить вере на арамейском языке была осознана уже книжниками, которые создавали арамейские переводы Библии (таргумы). О Гиллеле сказано, что он “изъясняет на языке простого народа” (Талмуд, Баба Меция, 104а). Впрочем, все это не означает, что древнееврейский был забыт. Его учили все, кто получал образование и читал Библию. На нем продолжали писать книги и слагать молитвы. 80 Флавий И. Иудейская война, III,10. 81 1Ин. 2:1 . Из Каны Мария последовала за Сыном в Капернаум ( Ин. 2:12 ), но, вероятно, оставалась там недолго. В последний раз перед долгой разлукой Она видела Иисуса, скорее всего, в Кане ( Ин. 4:46 ). Ее не было среди женщин, сопровождавших Христа во время Его проповеди. 82 2Ин. 2:1-11. 83 3Ин. 10:10. 84 См.: Мф. 20:20 ; Лк. 8:3 ; Мк. 14:5; 15,40,41 . О зажиточности семьи Иоанна, мать которого помогала общине, говорит хотя бы тот факт, что Зеведей (Забдий, или Заведей) имел наемных работников ( Мк. 1:20 ). Есть все основания полагать, что общность имущества первой Церкви в Иерусалиме ( Деян. 2:44-45 ) была установлена по образцу апостольского братства. Название “назореи” (евр.ноцрим) как обозначение христиан впервые появляется в Деян. 24:5 . Свое происхождение оно, вероятно, ведет от слова Ханоцри (Назарянин). Замечание Мф. 2:23 объясняется, быть может, созвучием слов Ханоцри и Нецер (Отрасль); ср. Ис. 11:1 . 85 Это арамейская транскрипция слова “Воанергес” ( Мк. 3:17 ). Причина прозвища может быть объяснена эпизодами вроде того, что приводится у Лк. 9:51-56 . “Некнижным простецом” называет Иоанна Лука ( Деян. 4:13 ). На знакомство апостола с кругом ессейских идей указывают все писания, носящие его имя.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/3

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010