65 Ср. Or., Cels. 4.63: р. 334.18=PG 11, 1132А. 66 Мф. 12:45. 67 Понятие «приобретенное» (πκτητον) восходит к Платону и является синонимом слова «сущность» (οσα). Вещи природные, естественные (τ φσει ντα) противопоставлены вещам не природным, приобретенным (τ πκτητα). Палама говорит здесь о вещах, противных совершенной человеческой природе, то есть привнесенных в ум врагом. 68 То есть все страсти (досл. «от дурной чеканки»). 69 Противопоставление телесного и душевного в материи восходит к Филону Иудею: δυς δ παθητς κα διαιρετς λης (De spec. legg. 3, 180) и святоотеческому языку не свойственно. Возможно также влияние рассуждения Никиты Стифата, который говорит о «вещественной двоице неразумной части души» (О рае, § 32). Согласно античному учению о душе это гнев и вожделение. 70 Ср. Пс. 37:14. 71 То есть нетварными божественными энергиями. 72 Ср. Dion. Аг., d. n. 134, 11: τελς δ ν τος τελεοις ς περτελς κα προτλειος. 73 Досл. «со всех ног». 74 Ср. Песн. 1:3; Ис. 61:10. Ср. тж. Plot., епп. 6, 7: 32, 31-32 (δναμις ον παντς καλο νθος στ, κλλος καλλοποιν: «итак, потенция всякого блага есть Цветок, Красота, производящая благо»). Говоря о том, что внутренний человек должен «благорасположить к Первообразу» свою красоту, Палама призывает монашествующих «понравиться» Богу, «украсив» себя духовным цветением ума. 75 Пс. 83:6. 76 Ср. Xenoph., Сугор. 3, 3, 69. 77 Ср. Dion. Аг., d. n. 1.4 (=PG 3, 592С). 78 Arist., de an. 428а. 79 Пс. 75:5. 80 Ср. Мф. 8:12; Мф. 22:13 etc. Ср. § 47. 81 Ср. Лк. 10:42; Кол. 1:12. 82 Из описаний Святой Горы Иоанна Комнина (нач. XVIII в.) и Макария Тригониса (1772 г.) выясняется, что пещера преподобного находилась в южной части полуострова, между Великой Лаврой и скитом св. Анны. Подробнее о локализации этого места см. у А. Риго (Rigo 1999, pp. 43-45). 83 Палама развивает «змеиную» тему Николая Монаха, превращая в змея самого лукавого. 84 Исх. 17:8 sqq. 85 Амалик — родоначальник амаликитян, традиционно символ плоти, восстающей на дух: «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль; а когда опускал руки свои, одолевал Амалик... брань у Господа против Амалика из рода в род» (Исх. 17:8-16). Таким образом, Палама сравнивает здесь прп. Петра с Моисеем.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1319

Ср. Мф. 24, 15–19. Мк. 13, 14–18. Лк. 21, 20–21. Пс. 120, 1. Мф. 6, 2. Слова прп. Ефрема Сирина, которые любил повторять прп.Амвросий Оптинский (см. Монахиня Мария (Добромыслова). Жизнеописание оптинского старца Никона. Козельск, 1996, с. 7). Св. мч. Трифон (ум. в 250 г.) — уроженец Фригии. Имел дар исцелений, которым пользовался для обращения в христианство язычников. Был подвергнут тяжким пыткам и казнен языческим правителем восточной провинции Акилином. Память 1 февраля. Трифон (Туркестанов, 1861–1934) — с 1901 г. епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, с 1916 г. находился на покое. С 1923 г. — архиепископ, с 1931 — митрополит. См. о нем: Афанасьев В. Пустынник на миру//ж. «Литературная учеба», 1995 кн. 1, с. 132–191. Пс. 138, 15. Пс. 107, 3. Мф. 5, 48. См. Деян. 20, 7–12. Пс. 36, 31. Мф. 11,12. См.: Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. М., 1992, с. 84–85. Мф. 5, 3–11. Иеромонах Макарий (Чельцов) — в Оптиной пустыни до ее закрытия был старшим рухольным. После ссылки жил в г. Белеве Тульской области, где и скончался в 1939 г. Схимонахиня Августа (в миру Лидия Васильевна Защук, 1871–1938) духовная дочь прп. Нектария. Петербургская журналистка; после закрытия Оптиной пустыни организовала здесь музей, которым заведовала по благословению прп. Нектария. Незадолго до кончины прп. Анатолия (Потапова) приняла от него постриг в схиму с именем Августа. Арестована в декабре 1937 г. в Белеве вместе с последним оптинским настоятелем свщмч. Исаакием (Бобриковым). После двухнедельных пыток они были расстреляны 8 января 1938 г. (н. ст.) См. о ней: Цветочки Оптиной пустыни.…/Сост. С. Фомин. М., 1995, с. 165. Пс. 102,5. 1 Кор. 3, 16. Сергий (Страгородский, 1867–1944) — с 1901 по 1920 гг. управлял Ямбургской, затем Финляндской (с 1905 г.), Владимирской и Шуйской (с августа 1917 г.) епархиями. 28 ноября 1917 г. возведен в сан митрополита. В 1920 г. уклонился в обновленчество, в 1924 принес покаяние Патриарху Тихону. В том же году был назначен митрополитом Нижегородским, в 1926 г. был арестован, в марте 1927 освобожден. С декабря 1925 г. — Заместитель Патриаршего Местоблюстителя. 29 июля 1927 г. подписал знаменитую Декларацию (о которой здесь и идет речь), заявлявшую о лояльности Церкви к существующей власти. С 1934 г. Блаженнейший митрополит Московский и Коломенский. С 1 января 1937 г. — Местоблюститель Патриаршего Престола. 8 октября 1943 г. избран Патриархом Московским и всея Руси. См. о нем: «Журнал Московской Патриархии», 1994

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

На утреннее собрание, на рассвете, приходили все монахи одного мон-ря, вечернее правило совершалось в каждом из «домов» отдельно. Кроме этих служб монахи имели индивидуальное молитвенное правило, к-рое исполнялось ночью, за нек-рое время до утреннего собрания. Богослужение состояло из многократного повторения простой схемы. Назначенный брат, стоя на амвоне, читал отрывок из Свящ. Писания, остальные слушали сидя, занимаясь рукоделием. После окончания чтения начиналась молитва: все вставали, осеняли лоб «печатью Крещения», т. е. крестным знамением, и, простирая руки в форме креста, произносили молитву, написанную в Евангелии, т. е. «Отче наш» . Осенение себя крестным знамением следовало совершать всякий раз, когда давался сигнал к молитве или коленопреклонению во время общей молитвы. О. обращает особое внимание на то, что при совершении крестного знамения нельзя опускать руку к устам или к бороде, но нужно поднимать ее только ко лбу со словами: «Мы запечатлеваем себя». После чтения Молитвы Господней монахи вновь осеняли себя крестным знамением, падали ниц, молча молились и по знаку поднимались, снова осеняли себя крестным знамением и произносили «молитву Евангелия», затем садились, и начиналось следующее чтение по той же схеме. О. отмечает, что, стоя на коленях, нельзя поднимать голову, поскольку в этом проявляется отсутствие страха Божия (Reg. 7-10// Lefort. 1956. Vol. 1. P. 84). Он также приводит примеры заключительных тайных молитв, произносимых мысленно: «Господи, вложи страх перед Тобой в наше сердце, чтобы мы трудились для вечной жизни и чтобы мы боялись Тебя»; «Очисти меня, Господи, от тайных моих [грехов] и удержи раба Твоего от чуждых [помыслов]. Если не будут они господствовать надо мной, то буду я непорочным и чистым от великого греха» (ср.: Пс 18. 13-14); «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (ср.: Пс 50. 12) ( Orsies. Reg. 6// Lefort. 1956. Vol. 1. P. 84). После того как дан сигнал садиться, следует осенить себя знамением креста и внимательно слушать читаемые тексты Свящ.

http://pravenc.ru/text/2581571.html

Согласно иудейской апокалиптике на небе существует храм, подробно описанный в видениях пророка Иезекииля ( Иез.40–44 ), который является прообразом храма земного. При этом небесном храме находится жертвенник всесожжений и золотой жертвенник воскурения ( Откр.8:3 )» Души мучеников находятся под жертвенником всесожжений, наподобие крови жертвенных животных, которая сливалась «к подножию жертвенника всесожжений» ( Лев.4:7 ). Следует также помнить, что по представлениям того времени в крови находится душа. Отсюда и строгий запрет на употребление крови в пищу: «Душа всякого тела есть кровь его, она душа его; потому… не ешьте крови ни из какого тела… всякий, кто будет есть ее, истребится» ( Лев.17:14 ). Здесь в Библии под «душой» понимается не некая особая субстанция, как у древних греков, но жизненная сила, присущая живому существу, или попросту жизнь. Таким образом, мученики – жертвы Богу. Таково было убеждение и апостола Павла, который, готовясь к принятию мученического венца, писал: «я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало» ( 2Тим.4:6 ; ср. Флп.2:17 ). Души мучеников находятся под небесным жертвенником, в непосредственной близости к Богу. Для этого их положения решающим является не то, что они закланы (это слово, отсутствующее в Синодальном переводе, тоже говорит о жертвенности). Они близки к Богу, потому что они были «за слово Божье и за свидетельство, которое они имели». Все эти мученики – христиане, даже если здесь не говорится о «свидетельстве Иисуса» ( Откр.1:9 ), ибо они называют своими «сотрудниками и братьями» именно христиан. В жалобном вопле мучеников «доколе?» слышится отголосок многих псалмов: Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лице Твое от меня? Доколе врагу моему возноситься надо мною? ( Пс.12:2–3 ; ср. Пс.78:5 ; Пс.79:5 ; Пс.84:6 и т. д.) Вопль мучеников о мести кажется странным и противоречащим заповеди Иисуса о прощении. Но эта странность несколько сглаживается, если подумать о том, что здесь речь идет отнюдь не о чувстве мстительности Иоанна или мучеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

37 Таковы, например, пословицы: гневайся да не согрешай (ср. Пс 4:5); истина от земли, а правда с небеси (ср. Пс 84:12); коли не Господь созиждет дом, то всуе труд (ср. Пс 126: 1). — Русские народные пословицы и притчи. М., 1848 . С. 70, 158, 176. См. также с. 6, 31, 33, 81, 115 – 116, 265, 325, 334 – 335, 394. 39 В известном “ правиле ”, называемом в древних рукописях правилом святых Апостол и святых Отец “о книгах их же подобает чести и внимати и их же не внимати ни чести не подобает ” , между ложными писаниями, которые не должно чи­тать в церкви, упоминаются “ составленнии мирстии псальми, яже суть кресту твоему водруждьшуся гря­дите двои (то есть два псальма, начинающиеся словом грядите ) и ангелскы вопием ” (по ркп. Сбор. Солов. библ. 802. С. 21). К сожалению, по такому крат­кому указанию нельзя определить, что это были за псальми ; но по крайней мере видно, что сочинения, носившие такое имя, появились у нас рано и были очень распространены. Указанное правило, в котором о них говорится, встречается в требниках Киприана и Макария, в древних Кормчих и в так называемой Кирилловой книге. 41 Кроме того, в старинных рукописных сборниках встречается множество самых разнообразных сочинений, которые составлены под влиянием Псалтири и других священных книг древними нашими грамотниками и давно уже ожидают строгого разбора, потому что они послужили основанием разных суеверий, встречающихся в простом народе, и особенно в большом ходу у раскольников, которые читают их наряду с книгами Священного Писания. В одном сборнике (Солов. библ. 934) есть “сказание о псалтыри, како составися Давидом Царем”. В нем между прочим говорится, что пророк Давид написал всех псалмов 365. Он сам долго дивился тому, откуда есть ему разум тако писати, пока наконец один его царедворец случайно не заметил и не открыл ему, что подле него в то время, как он пишет, сидит невидимы й им ангел и сказывает ему на ухо то, что он должен писать. Желая в этом удостовериться, пророк приказал бросить псалмы в море в ящике, залитом оловом, полагая, что если псалмы угодны Богу, то ящик сам выплывет из моря. Однако ж ящик сам не выплыл и пробыл в море 80 лет, и его вытащили оттуда вместе с рыбою рыболовы уже при Соломоне. Ho вместо 365 псалмов в ящике ока­залось только 153 псалма, которые Соломон и проповеда мирови и положиша в соборной церкви славити Вышняго. Во время одного пожара в Иерусалиме псалмы затерялись снова, и Ездра, собиравший их потом, нашел уже только 150 псалмов. Впоследствии на том месте, где были найде­ны 153 псалма, Апостолы по повелению Спасителя закидывали мрежи и уловили 153 рыбы, и, как Давид и Соломон наполнили весь мир псалтырным учением, так и Апостолы наполнили весь мир Божества и правыя веры. Вероятно, основываясь на этом сказании, многие раскольники верят, что мы имеем неполное число псалмов, и повсюду стараются отыскать полную Псалтирь.

http://pravmir.ru/upotreblenie-knigi-psa...

1575. Ср.: Пс. 52. 4. 1576. См.: Быт. 41. 56. 1577. См.: Кол. 2. 3. 1578. Ср.: 1Петр. 1. 7. 1579. См.: 1Петр. 1. 18–19. 1580. О том, что первым услышал о запасах хлеба в Египте именно Иаков, свт. Амвросий подробно говорит в Iacob 2. 8. 36. — Примеч. ред. 1581. Ср.: Прем. 4. 8; Притч. 16. 31. 1582. См.: Рим. 11. 1; Флп. 3. 5. Сравнение патриарха Вениамина с ап. Пав­лом традиционно в патристической литературе (св. Ипполит Римский, Тертуллиан), уст. Амвросия см также: patr. 12. 57–58. 1583. См.: Деян. 9. 1 – 19 1584. См.: 1Кор. 15. 8–9. 1585. Христос сравнивается с хлебом, пшеничным зерном, в чем прослежи­вается параллель с Евангелием, ср.: Ин. 6. 33–51. 1586. О нечистоте осла см.: Лев. 11; Втор. 14. 3. В Евангелии Спаситель въез­жает на осле в Иерусалим, см.: Мф. 21. 7–9; Мк. 11. 7–10; Лк. 19. 30–36; Ин. 12. 14–15. — Примеч. ред. 1587. См.: Быт. 43. 1 и след. 1588. См.: Быт. 29. 32, где Лия говорит: Господь призрел на мое смирение. 1589. Палла (Palla. Р. 385, n. 50) в качестве источника этимологии имени Иуда указывает на Быт. 29. 35, когда Лия, родив Иуду, говорит: Теперь я восхвалю Господа. В тексте употреблен глагол confiteor, который можно перевести и как «исповедовать свою веру» — отсюда восхвалять Бога, — и как «исповедовать свои грехи». Свт. Амвросий интерпретирует слова Лии в соответствии со своим повествованием. Далее в тексте (14. 84) свт. Амвросий толкует имя Иуды как «исповедание ошибки». — Примеч. ред. 1590. См.: Быт. 49. 3. 1591. Иуда — прообраз Христа (3. 13). 1592. См.: Еф. 5. 2. 1593. См.: Быт. 43. 11. 1594. См.: 1 Петр. 2. 4–5. Указание на миссионерское служение ап. Павла, см. ниже. 1595. Смирна или мирра — благовонная смола. Стакти (греч. капля) — аро­матическая смола. Кассия — коричное дерево. 1596. См.: Числ. 17. 8; Иер. 1. 11 – 12. И жезл Аарона и жезл Иеремии ин­терпретировались как образы креста уже у Оригсна (hom. in Num. 9. 7) (см.: Palla. Р. 387, п. 53). 1597. См.: Быт. 43. 15. 1598. См.: Пс. 11.7. 1599. См.: 1Тим. 5. 17. 1600. См.: Быт. 42. 8.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

71 Ср.: Мф. 24, 15. 72 См. Житие преподобного Саввы Освященного. 73 Исх. 19, 18. 74 Ср.: Исх. 3, 12. 75 Ср.: Пс. 54, 10. 76 Притч. 6, 5. 77 Документ, подтверждающий и регламентирующий права мо­наха на жизнь в афонской келье. Выдается монастырем, на террито­рии которого келья расположена. Под «кельей» в этом и подобных случаях имеется в виду небольшое отдельно стоящее здание, часто с храмом, где обычно живут от одного до пяти монахов. В настоящем издании слова «келья» и «калива» за незначительностью различий между ними употребляются как синонимы. 78 См. Старец Паисий.  Отцы-святогорцы и святогорские исто­рии. 79 Выражения самого Старца. 80 Ежегодно избираемый насельник скита, которому поручаются ключи от соборного храма и заведование общими скитскими делами. 81 См. Старец Паисий Святогорец.  Слова. Т. IV. 82 Ин. 2, 25. 83 Эта каливка сохранилась до сих пор: возле старого соборного храма Иверского скита, в нескольких метрах от источника основа­теля скита — святого преподобномученика Иакова. 84 Письменное разрешение Священного Кинота Святой Горы на сбор милостыни в афонских монастырях, скитах и кельях. 85 В данном случае: монастырь, расположенный на частной зем­ле и пользующийся почти полной независимостью от епархиаль­ного архиерея. 86 См. Старец Паисий.  Отцы-святогорцы и святогорские исто­рии. 87 См. Старец Паисий.  Отцы-святогорцы и святогорские исто­рии. 88 Город в Фессалии. 89 Произнесено 23 июня 1984 года. 90 Выборный орган, координирующий действия двадцати афон­ских общежительных монастырей. 91 См. Старец Паисий.  Отцы-святогорцы и святогорские исто­рии. 92 Высокое деревянное кресло с подлокотниками, в котором мож­но как стоять, так и сидеть. 93 Феотокарион  — сборник богослужебных канонов в честь Пресвятой Богородицы, составленный преподоб­ным Никодимом Святогорцем и впервые изданный в 1766 году. Со­держит шестьдесят два канона, написанных двадцатью двумя песнописцами разных эпох. 94 Ср.: Пс. 87, 7. 95 См. Старец Паисий Святогорец.  Преподобный Арсений Каппадокийский.

http://pravmir.ru/249925/

Богоявления. В дни Ветхого Завета Его присутствие проявлялось в пламени и облаках дыма ( Быт.15:17 ; Исх.3:2; 19:9,16; 33:9 ; Пс.77:14; 98:7 ); в бурях и грозах ( Иов.38:1; 40:1 ; Пс.17:10–16 ) и в тихом веянии ветра ( 3Цар.19:12 ). Он символически обитал среди херувимов ( Пс.79:2; 98:1 ). До воплощения Христа особое место среди богоявлений – это явления Ангела Господня ( Исх.3:2 ; см. также Быт.16:7–14; 31:11,13; 32:28 ; 2Цар.24:16 ; Зах.1:12 ). Хотя Он и назван ангелом, Он говорит как Бог, действует как Бог, принимает поклонение как Бог . Он даже называется Богом. По мнению христианских экзегетов, этот Ангел – второе лицо Троицы (ср. Мал.3:1 ) 83 . Иисус Христос. Вне всякого сомнения, величайшее откровение Бога – вочеловечивание Господа нашего Иисуса Христа. Оно свидетельствует о Боге ( Ин.1:14 ), открывает Его природу ( Ин.14:9 ), Его силу ( Ин.3:2 ), Его мудрость ( Ин.7:46 ), Его славу ( Ин.1:14 ), Его любовь к нам ( Рим.5:8 ). Воплощение возвещает вечную жизнь, «которая была у Отца» (см. 1Ин.1:1–3 ). Мы получаем откровение и через деяния Христа ( Ин.2:11 ), и через Его слова ( Мф.16:17 ). Записанное божественное Откровение (Священное Писание и Священное Предание) 84 . Божье Слово, записанное Моисеем и пророками, стало тем средством, с помощью которого Бог открывал Себя и Свои намерения об Израиле и других народах. Бог желал, чтобы будущие поколения людей читали и слушали эти книги, и через них познавали Его как своего Спасителя и Царя. Повинуясь Его Слову, они могли получить Его благословения ( Втор.4:5–8 ; Нав.1:8 ; Пс.1:1–3 ) и узнать о страшных последствиях уклонения от Него ( Втор.31:26–29 ; Ис.30:8–4 ) 85 . Пророки, когда говорили, а затем записывали Божию весть, верили, что они это делают не от себя, а от Бога. Именно эту мысль высказывает св. ап. Пётр: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Пет.1:19–21 ). Движимость Духом Святым – это Божие участие в изречении пророчества, Божие вдохновение. Отсюда возникает понятие о богодухновенности Священного Писания. Богодухновенность Священного Писания

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

13:3), апостол Павел говорит к галатам: Ходил я в Иерусалим, и предложил там благовествование… [Col. 1688] не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался (Гал. 2:2). [Даже] тот, кто говорил, что был научен не от человеков, но через откровение от Бога (ср. Гал. 1:12), тем не менее не считал недостойным советоваться с соучениками своими. Ведь он не доверял себе, боясь, как бы не напрасно пробежать поприще, которым он спешил (ср. Гал. 2:2). Мы же, толком не знающие, где право, а где лево (ср. Иона. 4:11), тем более нуждаемся в том, чтобы все делать с ведома духовных отцов наших, боясь примера Апостола, и потому со всяким усердием будем пользоваться советом, ни в чем не полагаясь на себя и не доверяя помыслам своим, но удостоверяясь советом и суждением отцов, [живших] прежде нас, чтобы не быть нам поруганными от лукавых бесов. Ибо они как хотят извращают вид событий, в особенности же для тех, кто не постигает их хитростей или на лук свой и мышцу уповает (Пс. 43:7). Посему через смирение найдет на нас благодать Святого Духа, как и Господь учил нас, говоря:Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить (Лк. 12:11-12). Ему же слава во веки. Аминь.    Ср.: Препп. Варсонуфий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни. Вопросоответ 532.    Ср.: Преп. Иоанн Лествичник. Райская лествица. 4, 6.    Ср.: Препп. Варсонуфий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни. Вопросоответ 59. Слово 84. О снах    Поскольку некоторые верующие совратились посредством сновидений с правильного пути, то ради этого напоминаем вам, возлюбленные, что не следует легко верить звездочетам и разнообразным сновидениям. Ибо они суть образы заблуждающегося разума, мечтания и насмешки лукавых бесов, чтобы обмануть нас и увлечь за их приманками, а дальше — чтобы увлечь человека к наслаждению, как говорит апостол Иуда Иаковлев о таковых: Так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят власти (Иуд.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

55 См.: Мень А. Вестники Царства Божия, rл.IV. 56 Мф 19, 16—22; Мк 10, 17—31; Лк 18, 18—30. Последняя фраза Иисуса отсутствует в канонических Евангелиях. Она взята из древнего Евангелия от Назарян. Иеремиас относит ее к разряду достоверных аграф (см.: Jeremias J. Les paroles inconnues de Jйsus. Paris, 1970, p.47—50). 57 Деян 20, 35. 58 Мф 25, 31—46. 59 Иак 5, 1—6. См.: Зейпель И. Хозяйственно—этические взгляды Отцов Церкви. Пер. с нем. М., 1913; Булгаков С. Очерки по истории экономических учений. М., 1918, с.122 сл. 60 Лк 12, 14. 61 1 Енох 84, 2; 90, 30; 92, 4; 103, 1; Вознесение Моисея, 10, 1—10. См.: прот.Смирнов А. Мессианские ожидания и верования иудеев около времени Иисуса Христа, с.418 сл. 62 Мф 5, 3—12. Как было уже сказано выше, идея «духовной нищеты» восходит к Ветхому Завету, где слова анавим и эбионим (бедняки) были часто синонимами праведников, возложивших все упование на Бога. Само выражение «нищие духом» впервые встречается в кумранских текстах (Свиток Войны, 14, 7). См.: Gelin F. Les pauvres de Yahvй. Paris, 1953, p.92—97. 63 Η βασιλεα το Θεο ντοζ μων στιν. Лк 17,20—21. Другой перевод — «среди вас». В учении пророков о Царстве Божием есть также два аспекта. С одной стороны, оно ожидается в грядущем (Соф 3, 15; Мих 4,1—4; Ис 2,1—4), а с другой — оно пребывает от века (Ис 6,5; Иез 8,19; Пс 92,1; 95,10). 64 Эта сторона евангельского учения тщательно рассмотрена английским экзегетом Чарлзом Доддом. См. его «The Parables of the Kingdom» (London, 1965). 65 Мк 4, 26—32; Мф 13, 31—33; Лк 13, 18—21. 66 Мф 11, 12. 67 Мф 7, 13—14; Лк 13, 23—24. 68 Евангелие от Фомы, 86. 69 Мф 5, 30; Мк 9, 43—47. 70 Мф 13, 44—46. 71 Ис 4, 3—4; 10, 20, ср.:Рим 9, 27; Гал 6, 16. 72 Мф 19, 28; Лк 22, 30; ср.Иак 1, 1. По–видимому, 24 старца, сидящие у престола Божия (Откр 4, 4), в Апокалипсисе Иоанна обозначают родоначальников ветхозаветной и новозаветной Церкви. Ср.Откр 21, 14, где сказано о «двенадцати апостолах Агнца». В Послании Варнавы об апостолах говорится: «их двенадцать во свидетельство колен Израилевых, которых тоже двенадцать» (8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010