По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды) . Примечание. «Ведомо же буди, яко от Недели святаго Фомы не бывает хлеболомление по благословении хлебов, за краткость нощи» (ср.: Типикон, гл. 50, «Неделя 3-я по Пасце, святых жен-мироносиц и Иосифа праведнаго», 2-е «зри»). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й: «Егда снизшел еси…» (единожды), тропарь праздника (Недели мироносиц), глас тот же: «Благообразный Иосиф…» (единожды). «Слава» – тропарь апостола, глас 3-й: «Апостоле святый и Евангелисте Марко...», «И ныне» – ин тропарь праздника (Недели мироносиц), глас 2-й: «Мироносицам женам…». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные (см. в Триоди). Полиелей. Величание апостола и избранный псалом. Примечание. Пение Непорочных вместо полиелея на воскресной утрене назначается Уставом в эту Неделю и в последующие воскресенья до отдания Воздвижения (21 сентября), кроме совпадения с воскресным днем полиелейного или бденного праздника. 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей. «Ангельский собор...». Ипакои, глас 2-й: «По страсти шедше…». Седален апостола по 1-м стихословии, глас 1-й: «Яко утро, благолепно возсиял еси миру…»; седален апостола по 2-м стихословии, глас 4-й: «Научився от Источника жизни…». «Слава» – седален апостола по полиелее, глас 8-й: «Идольскую гордыню низложив...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «В напасти многоплетенныя впад...» (см. 29 апреля, в службе Девяти мучеников Кизических, по 3-й песни канона) . Степенны – антифоны 2-го гласа. Прокимен воскресный, глас 2-й: «Востани, Господи Боже мой…». Евангелие воскресное 3-е. «Воскресение Христово видевше…» (трижды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…», «И ныне» – «Молитвами Богородицы…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…». Каноны: Пасхи со ирмосом и Богородичнами на 6 (ирмосы по дважды), апостола на 4 и праздника Триоди (Недели мироносиц) на 4.

http://patriarchia.ru/bu/2022-05-08/

2 Ср.: Типикон, 8 сентября, 2-я Маркова глава; 15 сентября, Маркова глава; 21 ноября, 2-я Маркова глава; 7 августа, 4-е «зри»; 16 августа; Минея общая, «Изъявление вкратце...»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86–95. 3 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 3-го гласа: «Тя, ходатайствовавшую...». 4 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор...». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей. 5 Согласно Марковой главе Типикона под 5 августа, при совпадении предпразднства Преображения Господня с Неделей, рядовые чтения понедельника, на который выпадает в этом случае сам день праздника, читаются накануне – под зачало с рядовыми чтениями воскресенья (см.: Типикон, 14 августа, «зри»; 5 августа, Маркова глава; ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 354). На основании указаний Типикона под 14 августа («зри»), можно считать допустимым чтение в совпавший с предпразднством Успения воскресный день Апостола и Евангелия дня и понедельника (под зачало). Учитывая практическое неудобство переноса рядовых чтений понедельника на предшествующий воскресный день, а также то обстоятельство, что указания Марковой главы Типикона под 5 августа имеют уникальный характер и относятся непосредственно лишь к богослужению предпразднства Преображения, распорядок литургийных чтений в официальном календаре и Богослужебных указаниях на текущий год приводится в соответствии с устоявшейся традицией, согласно которой рядовые чтения понедельника из-за совпадения с бденным праздником переносятся, по обычаю, на вторник. Целесообразность перенесения рядовых чтений понедельника (15 августа) на вторник (16 августа) подтверждается также их логической взаимосвязью и содержанием. 6 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 3-го гласа: «Тя, ходатайствовавшую...». 7 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор...». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

http://patriarchia.ru/bu/2023-08-27/

На входе – «…Воскресый из мертвых…». По входе – тропарь воскресный, тропарь Креста, тропарь мучеников; кондак воскресный. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак Креста . Поется Трисвятое. Прокимен и аллилуиарий – Креста и мучеников. Апостол и Евангелие – дня, Креста (под зачало) и мучеников. Причастен – Креста: «Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи», и мучеников: «Радуйтеся, праведнии, о Господе...». В этот день совершается чин малого освящения воды. По обычаю, освящение меда нового сбора (см.: Минея-Август. Ч. 1. С. 21–31). Примечание. По Уставу, освящение воды совершается на утрене после изнесения Креста, перед поклонением ему, или перед часами и Литургией (см. Типикон, гл. 48, 1 августа). На практике, освящение воды обычно совершается после Литургии. Примечание. «О посте Пресвятыя Богородицы подобает ведати: В пост Святыя Владычицы нашея Богородицы Успения 15 дней, кроме Преображения Христова, постимся до 9-го часа дне. Понедельник, среду и пяток – сухо ясти; и творим коленопреклонение, даже до причащения. Во вторник и четверток варение без елеа. В субботу же и Неделю варение со елеем, и вино пием; рыбы же не ядим до Успения Пресвятыя Богородицы, но токмо на Преображение Христово ядим рыбу, дважды днем» (Типикон, гл. 33). 1 О совершении богослужения в храмовый праздник Всемилостивого Спаса см.: Ванюков С., свящ. О богослужении в праздник Всемилостивого Спаса в Неделю//Богослужебные указания на 2012 год. М., 2011. С. 864–872. 2 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65, 782. 3 Там же. С. 65–67. 4 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 8-го гласа: «Иже нас ради…». 5 См. Типикон, гл. 17. 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей. 6 По обычаю, предстоятель творит Крестом крестное знамение в царских вратах. 7 На воскресной утрене в течение года по великом славословии поочередно поются два воскресных тропаря. Выбор тропаря зависит от гласа рядовой воскресной службы Октоиха: при воскресной службе 1-го, 3-го, 5-го и 7-го гласов поется тропарь, глас 1-й: «Днесь спасение миру бысть...», при воскресной службе 2-го, 4-го, 6-го и 8-го гласов – тропарь, глас 2-й: «Воскрес из гроба...» (ср.: Типикон, гл. 2-я; Часослов).

http://patriarchia.ru/bu/2022-08-14/

13 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 275–277; Минея общая, «Изъявление вкратце». 14 Прокимен Недели по Богоявлении совпадает с воскресным прокимном 1-го гласа, а аллилуиарий Недели по Богоявлении соответствует воскресному аллилуиарию 5-го гласа. 15 Ср.: Типикон, 7 января, 5-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 367–368. 16 В Марковой главе Минеи под 7 января сказано: «Причастен праздника и Предтечи…». По поводу этого выражения необходимо заметить, что, во-первых, оно не согласно с общим уставом о причастнах; во-вторых, в Типиконе (см.: 7 января, 5-е «зри») прямо сказано, что при указанном условии «праздника прокимен и причастен оставляется»; в-третьих, даже в Минее в следующей Марковой главе говорится, что причастен: «Хвалите Господа с Небес…, другий – святаго», и что причастен праздника (вместо причастна святого) поется только в том случае, если у святого нет причастна (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 368). 17 Ср.: Типикон, 7 августа, 4-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86, 783. 18 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 6-го гласа: «Благословенную нарекий…». 19 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей. 20 На воскресной утрене в течение года по великом славословии поочередно поются два воскресных тропаря. Выбор тропаря зависит от гласа рядовой воскресной службы Октоиха: при воскресной службе 1-го, 3-го, 5-го и 7-го гласов поется тропарь, глас 1-й: «Днесь спасение миру бысть...», при воскресной службе 2-го, 4-го, 6-го и 8-го гласов – тропарь, глас 2-й: «Воскрес из гроба...» (ср.: Типикон, гл. 2-я; Часослов). 21 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 275–277; Минея общая, «Изъявление вкратце». 22 Прокимен Недели по Богоявлении совпадает с воскресным прокимном 1-го гласа, а аллилуиарий Недели по Богоявлении соответствует воскресному аллилуиарию 5-го гласа.

http://patriarchia.ru/bu/2022-01-23/

102 Учение 12 апостолов, гл.8 (рус. пер. К. Попова , Киев, 1885). 103 1 Тим. 2:1; ср. Фил. 4:6. 104 Lange, I . Theologisch – homiletisches Bibelverk. Die Pastoralbriefe. v. con Oosterzee , Biel. u Leipz. 1874. S. 29. 105 Еф. 5:19 и Кол. 3:16. 106 Иак. 5:19. 107 Goltz E . Das Gebet in der ältesten Christentheit, Leipz. 1901, S. 183. 108 Ср. 1 Кор. 14:26: «егда сходитеся, кийждо вас псалом имать». 109 В древне-славянских апостолах: «в песнях и в хвалах и в гласех (или: славах) духовных». 110 Migne, Patr., s. gr. 62, col. 363. Богдашевский Д . Послание св. ап. Павла к Ефесянам, Киев 1904, стр. 621—622. 111 Goltz, D. Gebet 184. 112 Еф. 2:20. 113 1 Сол. 5:27. 114 Кол. 3:16. 115 Лк. 1:1. Смирнов , Богосл. апост. времени. Труды Киев Дух. Ак. 1873, II, стр. 96. 116 Иак. 3. 117 Евр. 13:7. 17; 1 и 2 Тим. и Тит. многие места. 118 Иак. 2:2—5. 119 Об Александрийский синагоге, построенной Осиею IV, Талмуд говорит: «там стояла 71 кафедра соответственно 71 старцы (синедриона) и стоили они 25 мириад. Молящиеся не сидели смешанно, но золотых дел мастера отдельно, серебрянных дел мастера отдельно, кузнецы отдельно, ткачи отдельно». Талмуд. Succa IV, I. 120 1 Кор. 14:16. Обе цитаты и у Дмитриевского А . Древне-иудейская синагога и ее богослужебные формы в отношении к древнехристианскому храму и его богослужебным формам (По поводу кн. А. Никитина под загл. Синагоги иудейские) Казань 1893. Авторитетнейший литургист в этой брошюре решительно отрицает, вопреки А. Никитину, какую-либо архитектурную зависимость христианского храма от синагоги, но допускает широкое влияние синагогального богослужения на наше: стр. 42 и д. 121 1 Кор. 16:13; 14, 35. 122 Фивейский М. свящ . Духовные дарования в первоначальной церкви. М. 1907, стр. 21—23. 123 1 Кор. 11:20. 124 Иуд. 12. 125 В параллельном месте 2 Петр. 2:13 вместо γαπαις стоит παταις (слав. «питающеся лестьми своими, ядуще с вами»); но ряд кадексов и так имеет γαπαις (Ватик. Вульг. перев. ефиоп. Пешито и др.). Batifoll (Agape в Etudes d’histoire et de théologie positive, Paris 1902), отрицающий существование агап, читает и в Иуд. 12 παταις (по нек. кодексам). Действительно, это единственное место в Н.З. и во всей тогдашней литературе, где слово γαπη имеет такой технический смысл. Везде в В.З., у LXX, в Н.З., у самого ап. Иуды (1 и 21 ст.) и у Филона (только один раз γαπη ) γαπη означает только любовь. Соколов П . Агапы или вечери любви в древне-христианском мире, Серг. пос. 1906, стр. 73—75.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

и. Законъ гдень непороченъ, бращай дшы: свидтельство Гдне врно, умдрющее младенцы. 8. Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых. 9. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи. 9 . (τ δικαιματα justitiae) Гдн, т. е. постановления богооткровенного права или закона, показывающие, что пред Богом праведно или неправедно, иначе повеления Господа (русск.) или заповеди ( Пс.102:18 сл.-гр.-лат. и русск.), из совокупности которых состоит божественный закон; все они вообще праведны (права) – вполне справедливы ( Втор.4:8 ), так как проистекают из самой сущности божественного права, благой и совершенной воли Божией ( Рим.12:2 ; Лев.19:2 ; 1Сол.4:3 ), и потому веселят сердце людей благочестивых, доставляя удовлетворение их нравственным потребностям ( Рим.7:22 ) и вливая светлое сознание правоты своей пред Богом ( Пс.32:21; 96:11 ). И каждая в частности заповдь Гдн, т. е. каждое отдельное постановление Закона Божия, особенно из числа 10 начертанных Богом на скрижалях Завета, которым по преимуществу усвояется это наименование, – свтла, отличается совершенной чистотой истины и справедливости содержащегося в ней учения веры и нравственности (ср. Пс.11:7 ), и потому, как духовный свет (ср. Притч.6:23 ; Пс.118:105 ), просвещает духовные очи человека, сообщая уму его ведение божественной истины и направляя волю его к добру. Страхъ Гдень чистъ, пребывай въ вкъ вка: сдьбы Гдни истинны, правданны вкп, 10. Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны; 10 . Страхъ Гдень – тот же богооткровенный закон, как научающий бояться Господа, т. е. благоговеть пред Ним, соблюдая заповеди Его ( Втор.6:1–2; 8:6; 10:12; 17:19 и др) или все вообще предписываемое законом богопочтение (ср. Ин.1:9 ; 4ар.14:28, 34–37). Он чист, т. е. чужд всяких примесей человеческого заблуждения, суеверия, грубости, безнравственности, обыкновенно отличающих языческие культы (ср. Рим.1:21–31 ), и потому не может подлежать изменениям и отмене, как подобные человеческие религии, но как вечная неизменная истина пребывает во век, никогда не утратит своей нравственной силы и значения ( Мф.5:17–18 ). Сдбы (старо-слав. выражение, – яснее: сды) Гдни – определения божеств. закона, вообще богооткровенный закон, как corpus juris divini, основаны на истине и справедливости и все вообще чужды всякой неправды ( правданны вкп).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Е.А. Авдеенко Кафизма XX Пс.143:7             Пошли руку Твою с высоты,                         отвори мне и избавь от вод многих,                         от руки сынов чуждых… «Отвори мне» – глагол паца передает такое действие, когда «отверзают уста» для того, чтобы поглотить ( Пс.22 /21:14); Давид просит: Ты мне отвори, Ты меня прими. «От вод многих» – от ада. «Сыны чуждые» – здесь не иноплеменники, но изменники; ср.: «сыны чуждые лукавствовали мне» – отрекались, лгали, притворялись, изворачивались, заискивали, раболепствовали ( Пс.18 /17:45). «Сыны чуждые» – «неверные иудеи и все, приступающие ко Христу с нечистым сердцем. Так и верующих мы называем «братьями» по признаку истины. Когда должно открывать истину, то различай своего от «чужого " » (ПсСвОт). Также «сыны чуждые» – демоны ( Пс.18 /17:46). Давид просит избавить его «от руки сынов чуждых» – как от ада (см. ст.11). Пс.143:8             …которых уста говорят пустое                         и которых десница – десница лжи. «Говорить пустое» шав – пустое от истины – ложь ( Пс.12 /11:3). «Десница» – обозначает здесь действие, которое человек считает правым-правильным. Иметь «десницу лжи» означает: стать совершенно лживым, полностью подменить правду ложью 616 . Давид повторяет свое прошение: Пс.143:11             Отвори мне и избавь меня от руки сынов чуждых,                         которых уста говорят пустое                         и которых десница – десница лжи. Пс.145:9             …путь нечестивых Он скривляет. В первом Псалме сказано: «знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет» ( Пс.1:6 ). «Знает Господь путь праведных» – означает, что на каждом отрезке пути, на каждом шагу (а слово «шаг» в еврейском языке – того же корня, что «блаженство») Господь проникнут человеком, а человек – Господом. «Путь нечестивых» – его Бог не знает (в библейском смысле слова «знать»), как говорит Жених в притче о десяти девах: «не знаю вас» ( Мф.25:12 ). Как «погибнет путь нечестивых», объясняет Псалом 145. Глагол ават имеет значение: искривлять, извращать – клеветать; «да постыдятся злонамеренные, ибо ложью оклеветали меня» ( Пс.119 /118:78). «Путь нечестивых», которые так кривили, извращали, коверкали, клеветали, Господь оставляет «кривым» – так «путь нечестивых погибнет». Еще одно выражение находит библейская мысль, что худшая доля для человека – остаться наедине со своей самостью. А.Е. Иванов 616 Раши считает, что пустота шав – это всего лишь напраслины, «что-то вроде невинной выдумки (МЛ); но те, кто подымают правую руку в клятве, уже не «напраслину» рассказывают… они ложью клянутся» (Раши). Читать далее Источник: Враги Давида и враги Мессии по книге Тегилим (Псалмы)/Е. А. Авдеенко. — М., 2014. — 464 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

720 B80 (555—556). 721 B80 (556). 722 B80 (558). 723 B80 (560). 724 Miller, [Notes], 373. 725 B80 (561). Ср. Apophthegmata, Arsenius 30 (PG 65,97 C). 726 ApGphthegmata, Arsenius 27 (PG 65,97. 727 B80 (564). 728 Говоря о молитвенном правиле, Исаак употребляет в качестве синонимов два греческих термина — kanvbn (правило) и nobmow (закон). 729 I/30 (136). 730 Т. е. молящийся. 731 Т. е. молитвы, которые обычно читаются в определенном количестве (молитвенные правила). 732 II/4,2—4. 733 II/4,5. 734 II/4,6. 735 II/4,7. 736 II/4,8—9. 737 Или «совершил огромное приобретение» (сир. tegurta — коммерция, торговля). Ср. 1 Тим. 6:6. 738 Ср. Пс. 15:6. 739 II/14,7. 740 II/14,7. 741 II/14,18. 742 Речь идет, опять же, о кратких молитвенных правилах, каждое из которых могло включать в себя псалом, молитву и серию поклонов. 743 Моисей Мурин был, вероятно, нубийцем или эфиопом. В VII в. Нубию и Эфиопию называли Индией. 744 II/14,20—22. 745 II/14,31—33. 746 II/14,33. 747 II/14,34. 748 Т. е. для монашества. 749 «Вселенским Собором» в собственном смысле в Восточно–сирийской Церкви называли Никейский Собор 325 г. Преп. Исаак ссылается на апокрифическое 54–е Правило этого Собора, предписывающее совершать семь служб в день. Ср. Главы о знании IV,24 («…семь служб, которые установлены правилами для спасения тех, кто борется с демонами…»). 750 II/14,35. 751 Имеется в виду 11–я Огласительная Беседа Феодора Мопсуестийского, посвященная молитве «Отче наш». 752 II/14,36—37. 753 II/14,38. 754 II/14,39. 755 Ср. подобные выражения в Пс. 9:2; 34:10; 118:10 и др. 756 Ср. Исх. 20:21. 757 II/5,1. 758 Ср. Пс. 98:5. 759 Ср. Пс. 24:7. 760 II/5,2. 761 II/5,3. 762 II/5,4—5. 763 Ср. Быт. 18:27. 764 II/5,8. 765 II/5,10—11. 766 II/5,12—13. 767 II/5,15. 768 II/15,18—19. 769 Ср. Пс. 42:3. 770 II/15,21. 771 II/15,26. 772 II/15,27. 773 Диавол. 774 Ср. молитву восточно–сирийской анафоры Феодора Мопсуестийского: «Твой покой и Твой мир да живет в Церкви во все дни мира. Гонения, волнения, споры, расколы и разделения да будут далеки от нее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

288 Св. Иоанн Златоуст . Беседа на Вознесение, 2 (50, 445). Ср. на 44 Псалом, 4(55, 189). Также вторую Беседу на Вознесение, 16(52, 789): «И вот – образ Адама, (некогда) погребённый во гробе, является уже не среди ангелов, но превыше ангелов (во Христе) восседает со Отцом, чтобы и нас посадить с Собой». Ср. и Омилия 34, 2 на 1 Послание к Коринфянам (61, 288). Ср. и прп. Иустин (Попович) . 293 Св Иоанн Златоуст . Омилия 5, 1 на Послание к Колоссянам (62, 332). Интересно заметить, что в Православной Церкви, в алтаре на Горнем месте, ставится Престол Божий – для епископа и сопрестолье – σνθρονον – для священников, которые сопрестольствуют, по святоотеческому Преданию, что означает нашу человеческую природу, сопрестольную Богу на небесах, что подчёркивает и эсхатологический характер Вознесения и святой Литургии. Вознесение Христово – изначальная, древнейшая фреска в куполе Церкви, позже названная Пантократор. 295 Омилия 3, 2 на Послание к Ефесянам (62, 26). Ср. и Омилию 4, 2 (62, 32): «Он нас и посадил (на Престол), ибо когда глава сидит, сидит вместе и тело». Ср. Икумений (повторяет св. Златоуста), На Послание к. Ефесянам 1, 22 (PG 118, 1185): «И Церковь потенциально посадил со Христом на тот престол (Божественный), ибо где глава, там тело». Сотериологический и экклесиологический характер Вознесения подчёркивает и свт. Феофан Затворник : «Может кто-то спросить: Даже если человек в Лице Господа стал выше всего, что мы от того имеем? Мы имеем то, что Бог, возвысив в Лице Господа нашу природу, не отторг Его от нас, но дал Его Главой Церкви. Если достоинство главы влияет на тело, тогда и возвышение главы одновременно возвышает и тело, то есть всех нас, верующих, которые составляют тело Церкви» (там, стр. 108). Ср. и Бобринский, статья νληψς в ΘΗΕ, т. 2, 504: «Иисус взошёл на небо не только как Первосвященник, но и как Предтеча за нас ( Евр. 6:20 ). Войдя в святую святых, вводит и нас за Собой в подобие Троической жизни, недоступную прежде для падшей человеческой природы, вводит нас в объятие Божественной славы. Так образуется одна торжественная лития (крестный ход) и одно облако свидетелей, которое возносится, сопровождая прославленного Христа ( Евр. 12:1, 23–24 ). Привилегированное место, где формируется эта лития (крестный ход) есть Церковь , Дом Божий, во главе которого Сам Первосвященник Христос ( Евр. 10:21 )».

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Полное Собрание сочинений, т. 2, 17–18; Ср. и П. Трембелас. Δογματικ, т. 2, 7: «И Искупление есть новое сотворение, ибо от Него пришло – новая тварь во Христе». 335 Учение о Церкви как о Теле Христовом представляет собой продолжение и откровение христологического догмата Халкидонского Собора. Поэтому верно замечает о. Георгий Флоровский : «Только из Церкви и из глубины опыта Церкви понимается догмат Халкидонского Собора в своей неизреченной полноте... И наоборот: только через Халкидонский догмат может быть понята богочеловеческая природа Церкви». Дож Отчий, «Путь». Париж, 7/1927, стр. 67. 341 Беседа о Евтропии, 6 (52, 402). Ср. На 44 Псалом, 10 (55, 199). Ср. И. Кармирис. Σμα Χριστο, στιν κκλησα, в " κκλησα«, 15–16, 1962, стр. 334. 343 Как видно и из контекста данного фрагмента, «строение» здесь значит не столько здание ( τ οκοδμημα), сколько труд по строительству и то, что получается в результате этого труда ( οκοδμησς κα τ οκοδομομενον) (ср. 1Кор. 14:26 ; 2Кор. 10:8, 12, 19 ; Еф. 2:21, 4:12, 16 ). Св. Иоанн Златоуст понимает здесь это слово в основном как строение (здание) – τ οκοδμημα (Омилия 8, 3 на 1 Послание к Коринфянам (61, 72), в то время как в других местах понимает его и как действие, строительство, и как то, что построено ( οκοδμησς κα τ οκοδομομενον). 344 Ср. св. Иоанн Златоуст . Омилия 8, 3 на 1 Послание к Коринфянам (61, 72): «Всё принадлежит Богу... Если же вы – Божия нива, то вам следует носить имя не возделывающих, но Божие, так как нива называется именем не земледельца, а господина её. “Вы Божие строение”. Также и строение принадлежит не строителю, а господину. Если же вы – строение, то вам не должно распадаться на части; иначе не будет и строения». 348 Омилия 8, 3 на 1 Послание к Коринфянам (61, 72). Ср. и Икумений (который повторяет Зластоуста), на 1 Послание к Коринфянам 3,10 (PG 118, 673): «Как мудрый строитель, положил основание, которое есть Иисус Христос». 351 Здесь мы не будем рассматривать в творениях апостола Павла и св Иоанна Златоуста вопрос о месте, занимаемом в Церкви святыми апостолами, и особенно «корифеями» – Петром, Иоанном, Павлом и др., но, надеемся, что это станет темой отдельного исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010