2486. Ср.: Мих. 5. 10. Образ квадриги (колесницы, запряженной четырьмя лошадьми, благими или дурными) часто встречается у свт. Амвросия (см.: Isaac 8. 65). — Примеч. ред. 2487. См.: Мих. 5. 11. 2488. Ср.: Пс. 44. 8. 2489. Ср.: Мих. 6. 14–15. 2490. Ср.: Мих. 7. 1–6, а также: Мф. 10. 36. 2491. Ср.: Ис. 40. 2. 2492. Ср.: Мих. 7. 17. 2493. Ср.: Мих. 7. 19. 2494. Ср.: Исх. 15. 10. 2495. См.: Еф. 6. 12. 2496. См.: Л к. 1. 78. 2497. Ср.: Мих. 7. 20. 2498. Дочерью Церкви свт. Амвросий называет душу, верную Богу. О движении верной души подробно святитель говорит в трактате «Об Исааке или душе». 2499. См. выше: epist. 18. 2500. Ср.: Деян. 17. 28. 2501. См.: Мф. 2. 14, 22. 2502. См.: Мф. 4. 1. 2503. См.: Мф. 4. 13–14. 2504. См.: Мф. 21. 1. 2505. См.: Мф. 11. 54. 2506. См.: Мф. 21. 17 и др. 2507. Ср.: Ин. 18. 1; 11. 12. 2508. См.: Мф. 27. 33; Мк. 15. 22; Ин. 19. 17. 2509. Эта же мысль повторяется в Isaac 8. 69, где слово castellum обозначает «селение, сельскую местность, поле», опосредованно — труд на земле (см.: Быт. 3. 17). — Примеч. ред. 2510. См.: Ин. 13. 1. 2511. См.: Мф. 14. 13–21; Ин. 6. 1–13. 2512. Ср.: Ис. 60. 9. 2513. Ср.: Мк. 4. 38–39. 2514. Ср.: Ин. 11. 1. 2515. Ср.: Ин. 11. 50, 53. 2516. Ср.: Ин. 12. 1. 2517. Ср.: 1Кор. 3. 16, 17. 2518. Ср.: Мф. 21. 15. 2519. См.: Рим. 10. 9. 2520. Ср.: 2Тим. 2. 3. 2521. Ср.: 1Кор. 15. 22. Также см.: Рим. 5. 12. 21. 2522. См.: Гал. 3. 18, 29; Еф. 1. 14, 18. 2523. См.: Гал. 4. 28, 23. 2524. См.: Гал. 4. 26. 2525. См.: Гал. 4. 27. 2526. Ср.: Быт. 17. 27. 2527. Ср.: Гал. 3. 18. 2528. Ср.: cxpl. ps. 1, 7. 2529. Ср.: 1Кор. 13. 13. 2530. См.: Еф. 6. 6; 2Кор. 9. 7. 2531. Ср.: Гал. 5. 1. 2532. Ср.: Гал. 3. 26; 4. 28. 2533. Ср.: Гал. 4. 31. 2534. См.: Еф. 1. 13. Уточнение свт. Амвросия, что знамение начертано in fronte, вероятно, указывает на литургическую практику spiritale signaculum (см.: sacr. 3. 2. 8, а также: Banterle. Р. 205, not. 2). 2535. Ср.: Быт. 27. 9–11. 2536. Ср.: 2Кор. 3. 6. 2537. См.: Гал. 3. 10. 2538. Ср.: Гал. 3. 14. 2539. Ср.: Исх. 32.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Что ты, Иудей, на это скажешь? Это говорит не Матфей, не Павел, но Давид, христос твой, изрекающий в отмщение за Христа страшные приговоры, и, подобно Иову, вам, говорящим против Праведного и Неложного, говорит как бы так: ты купил Христа, как раба; пришел на Него в сад, как на разбойника. Наконец, представляю пророчество о Христе и Соломоново, которое ясно и открыто возвещает о том, что постигнет Иудеев за учиненную ими наглость и дерзость против Начальника жизни, не только в настоящее время, но и в будущем веке. Пророк так говорит: «рекоша» нечестивые, «помышляющии» о Христе «неправо» (Прем. 2:1): «уловим праведнаго, яко непотребен нам есть, и противится делом» и словам «нашим, и поносит нам грехи закона, и возвещает разум имети Божий, и отрока» Божия «себе именует» (Прем. 2:12—13); потом прибавляют: «тяжек есть нам и к видению, яко неподобно есть иным житие его, и отменны стези его. В поругание вменихомся ему, и удаляется от путей наших, яко от нечистот, и блажит последняя праведных» (Прем. 2:15—16). И еще послушай, Иудей. Никто из праведников, ни из пророков, не называл себя сыном Божиим: а между тем Соломон далее как бы от лица Иудеев так говорит о сем Праведном, который есть Христос: «бысть нам на обличение помышлений наших» (Прем. 2:14), «и славится Отца имети Бога» (Прем. 2:16). «Увидим, аще словеса его истинна, и искусим, яже сбудутся ему. Аще бо есть истинный Сын Божий, защитит его, и избавит его от руки противящихся» (Прем. 2:17—18). «Смертию поносною осудим его, будет бо ему разсмотрение от словес его» (Прем. 2:20). Кроме сего о будущем веке говорит в Псалмах Давид: «тогда возглаголет к ним Христос гневом своим, и яростию своею смятет я» (Псал. 2:5). А в некотором месте и Соломон говорит о Христе и Иудеях, что когда Праведник станет с многим дерзновением пред лицем оскорбивших его и отметающих слова его, то «видящии смятутся страхом тяжким, и ужаснутся о преславном спасении его, и рекут в себе кающеся, и в тесноте духа воздыхающе: сей бе, егоже имехом некогда в посмех и в притчу поношения. Безумнии житие его вменихом неистово, и кончину его безчестну. Како вменися в сынех Божиих, и в святых жребий его есть? Убо заблудихом от пути истиннаго, и правды свет не облиста нам, и солнце не возсия нам. Беззаконных исполнихомся стезь и погибели, и ходихом в пустыни непроходимыя, пути же Господня не уведехом. Что пользова нам гордыня наша? ...Преидоша вся она, яко сень» (Прем. 5:2—9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3424...

Св. Епифаний цитирует ее учение о загробной жизни и мздовоздаянии праведникам ( Прем.3:6–7 ­­ Ерес. 64), о появлении на земле идолопоклонства ( Прем.14 ­­ Ancorat. t. 43, р. 20), о любви к мудрости ( Прем.8 ­­ Ancorat. t. 43, р. 93). – Цитируют различные изречения сей книги: святители Афанасий Великий (In arian. or. II. 32; Ad. Serap. ер. 1, 26; Fest. ер. 11, 8… и др.); Василий Великий (С. Evnom. 5; ер. 8, 10…), Григорий Богослов (Orat. 28,8); Златоуст (Hom. in. Gen. 11, 1; 22 , З)… Изречения книги: Бог смерти не сотвори ( Прем.1:13 ) и завистию диаволею смерть вниде в мир ( Прем.2:24 ) – принимаются всеми современными богословскими системами, как вывод из всего ветхозаветного вероучения (Епифаний. Ерес. 64. Климент Рим. 1Кор.3 гл. митр. Макарий. Догм, богосл. 2, 174 стр.). Учение книги о загробной жизни праведников и грешников ( Прем.3:1–10, 18–19; 4:7–20; 5:1–15 ) представляет значительное разъяснение всего ветхозаветного учения по этому вопросу и как очень поучительное часто читается за православным богослужением на паремиях (в память пророков и святителей и в парастасе). Изречение книги: беззаконие опустошает землю и злодеяние ниспровергает престолы сильных ( Прем.5:24 ), цитируется и служит темой неисчислимого множества моральных христианских суждений. На него также обращали внимание и часто цитировали отцы Церкви Киприан (Testim. lib. III, с. 15. Epist. ad. Demetr. с. 14. De immortalitate. 598 р.), Ипполит (Adv. Iudaeos. Μ. Χ, 795), Ириней (Прот. ерес. 4, 38 гл.) и Климент Александрийский (Strom. IV, 11; V, 14; VI, 11–12…). Выражение: в злохудожну душу не внидет премудрость ( Прем.1:4 ), также цитируется часто (Епифаний. Ерес. 64 и др.). И вообще все богословско-философские рассуждения автора, особенно в 1–9 глл., заключают чрезвычайно много поучительных мыслей, составляют возвышенные выводы из всего ветхозаветного мудрствования, и полезны для всякого читателя Библии, не только из оглашенных, но и верных и их богословски образованных учителей… За раскрываемое в ней возвышенное нравственное учение отцы Церкви называли книгу «сокровищницею добродетелей» (Синопсисы Афанасия и Златоуста).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

4 . «Безумные!» Это сильное обращение нечестных к себе показывает, как тяжело им сознавать свое заблуждение. «Жизнь его почитали сумасшествием» именно потому, что те блага, ради которых праведник переносил великие лишения и беды, нечестивым казались призрачными, они не верили в их реальность. «Кончину его бесчестною»; указание на позорную смерть, которую они готовили праведнику ( Прем. 2:20 ). Прем.5:5 . Как же он причислен к сынам Божиим, и жребий его – со святыми? 5 . «Сынами Божиими» и «святыми» в Библии нередко называются Ангелы ( Иов. 1:6, 2:1, 38:7 ; Тов. 8:15, 12:15 ), поэтому данное выражение, что «праведник причислен к сынам Божиим и жребий его – со святыми» понимают в том смысле, что он включен в общество Ангелов и в этом его высшее блаженство. Но нельзя забывать, что речь нечестивых V главы противопоставляется писателем их речи во II главе, и, в частности, данный стих отвечает 18 стиху той главы: он говорит о действительном исполнении того, чем всегда утешал себя праведник и в чем насмешливо сомневались нечестивые, поэтому выражение «сын Божий» нужно понимать в том же значении, как и во Прем. 2:18 . Праведник называется сыном Божиим в значении нравственном, как истинный чтитель Иеговы, и потому возлюбленный Богом. Прем.5:6 . Итак, мы заблудились от пути истины, и свет правды не светил нам, и солнце не озаряло нас. 6 стих является выводом из предшествующего. Видя прославленное состояние праведника, нечестивые сознают теперь заблуждение своей земной жизни. «Солнце не озаряло нас…» – речь не о физическом солнце, а о «солнце правды», в соответствии с предшествующим «свет правды» (см. Мал. 4:2 ). Прем.5:7 . Мы преисполнились делами беззакония и погибели и ходили по непроходимым пустыням, а пути Господня не познали. 7 . «Ходили по непроходимым пустыням». Это образ для развращенной жизни, когда человек удалялся от истинного своего блага (ср. Ис. 53:6 ). Прем.5:8 . Какую пользу принесло нам высокомерие, и что доставило нам богатство с тщеславием? Прем.5:9 . Все это прошло как тень и как молва быстротечная.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1. В арматуре по средине балдахина – «Вы же приидите семо сынове беззаконии, в чем услаждаетеся; и на кого изсунусте меч ваш?» Исаии гл. 57. ст. 3–4. 2. По правую сторону арматуры: «От лица бо неправды взяся праведный, и будет с миром погребение его». Исаии гл. 57, ст. 1–2. 3. По левую сторону: «Видите, како праведный погибе и никтоже не приемлет сердцем, и мужие праведнии вземлются, и никтоже разумеет». Исаии гл. 57, ст. 1. 4. С северной стороны, в средине балдахина: «Станет в дерзновении мнозе праведник пред лицом оскорбивших его; видящии смятутся и ужаснутся о преславном спасении его». Премудр. Солом. гл. 5, ст. 1–2. На правой стороне: «Убо заблудихом от пути истиннаго, беззаконных исполнихомся стезь, и правды свет не облиста нам». Премудр. Солом. гл. 10, ст. 6–7. На левой стороне: «И рекут в себе кающеся безумнии: житие его вменихом неистово и кончину его безчестну, како вменится в сынех Божиих». Премудр. Солом. гл. 5, ст. 3–5. Под балдахином на стене, к которой рака установлена своим возглавием, начертаны стихи: «Хотя кто прав, живет хоть свято. Но если злобствуют сердца, У них, как бы в закон принято. Того губити до конца, Пример тому моя кончина. Ей зависть с злобой есть причина, Я прав – тиранен, как злодей. От ближних сродных мне людей» 224224 . 3. Надписи на гробнице Благоверного князя Глеба, на первом клейме: «Угодниче Христов, Блаженный княже Глебе! Щит граду нашему, покров, Молитвенник о нас на небе, Скончавшийся во цвете лет младых, Приникни к нам от горных мест святых Сюда во храм священный, Останки где твои покоятся нетленны И присных где твоих почиют телеса, Владимиру краса И благочестия примеры. Се памятник тебе любви и веры Усердных верных чад, сынов! Угодниче Христов Прими его блаженный, И наш молебный слыша глас, О княже благоверный! Моли Творца о нас». На втором клейме: «Святый Благоверный Великий Князь Глеб родился от самодержавнаго Христолюбиваго Великаго князя Андрея Георгиевича Боголюбскаго в граде Владимире в лето от Рождества Христова 1155, поживе в добрых своих подвигах 20 лет, преставися в 1175 лето, в 20 день Июня, и погребен в сей соборной церкви Пресвятыя Богородицы честнаго славнаго ея успения златоверхия, на левой стране во гробе каменном, возле братий его Изяслава и Мстислава Андреевичев; преложены же быша нетленныя мощи его из каменнаго гроба в прежнюю серебряную раку и поставлены на месте сем в лето от Рождества Христова 1755, а в сию новоустроенную серебряную же раку преложены в лето 1818 месяца Июня 20 дня».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

У гробницы св. князя Георгия на стене в возглавии его утверждена следующая золотыми буквами надпись: «Желанье в варваре горело, Людей моих сжать, как траву, Мой жизни дух лишить и тело За тем мечем отнял главу: Но Бог мой дух за веру праву Жить вечно внес в небесну славу Главу ж, прильпнувшу к телу здесь Хранит чудесно и до днесь». Над балдахином 222222 , который был устроен над гробницею св. князя Георгия, в резных клеймах были утверждены надписи: с северной стороны в среднем клейме: «Сынов же твоих, ниже ядовитых змиев зубы одолеша: милость бо твоя прихождаше и исцеляше их. Премудр. Солом, гл. 16, ст. 10». На правой стороне от сего: «В память бо словес твоих бяху усечени и скоро исцеляхуся. Премудр. Солом, гл. 16, ст. 11». На левой стороне: «Ниже бо зелие ниже обязание исцели их, но слово Твое Господи, исцеляющее вся. Премудр. Солом. гл. 16, ст. 12». С южной стороны в средине: «Хранит Господь души праведных, из руки грешничи избавит их. Псалом 36, ст. 10». По правую сторону: «яко не оставиши души моея во аде, ниже даси преподобному твоему видети истления. Псалом 15, ст. 10». По левую: «Хранит Господь вся кости их – ни едина от них сокрушится. Псалом 33, ст. 21». 2. Надписи на гробнице Великого Князя Андрея Боголюбского – на первом клейме: «Бог дивный во святых Хранит вся кости их И ни единая от них не сокрушится, Да имя Божие святится. Зреть тленное нетленным существо Неверию соблазн, a вере торжество. Мы веруем и зрим обет Господня слова: Нетленна плоть твоя до днесь угодника Христова, Нетленна плоть твоя, Великий Князь Андрей, В защиту Русских стран, и в славу их царей. И здешних жителей в отраду. На утвержденье граду, В котором мирно ты княжил И мученически живот свой положил И возлетел в страны незримы. Приими от нас мольбы Боголюбивый! И к Богу принеси Живущему на небеси» На втором клейме: «Святый Благоверный Андрей первый Юрьевич Китай и Боголюбский, князь Вышеградский, потом Суздальский и Ростовский и наконец первый Великий Князь Владимирский и Новгородский, или Великороссийский, родился в Суздале 1110 года, великокняжеское титло и престол принял и перенес из Киева во Владимир с 1157 года Мая 19 дня, владел 17 лет и 11 месяцев и 10 дней. 1175 года Июня на 29 число в ночи злодейским образом от Московскаго дворянина Якима Степанова, сына Кучки, или Кучкова, своего шурина, убит в Боголюбове. Жил 65 лет, погребен во Владимире Июля числа в соборной церкви Успения Пресвятыя Богородицы златоверхой, им самим в 1158 году заложенной и созданной с великим украшением и богатством, на левой стороне в приделе Благовещения Пресвятыя Богородицы; торжество же памяти его совершается Июля в 4 день».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

жен и прочих святых безимянных, а со всеми и прежде всех, Пресвятую, превосходящую все Ангельские чины, Владычицу нашу и Богородицу, Приснодеву Марию» 634 . «Праздник Всех Святых, по словам Матфея Властаря , писателя века, есть как бы начаток всех праздников, которые совершаются в последующие дни года в честь каждаго из святых» 635 . В паремиях при Богослужении в неделю Всех Святых Церковь изображает спасительные плоды сошествия Св. Духа. В первой говорит о распространении познания и почтения Бога истинного, прежде Котораго не бысть ин Бог и по Нем не будет, Апостолами, которые и в паремии и в Евангелии называются свидетелями воскресшего Спасителя ( Исх.43:9–14 ). Во второй и третьей – о блаженной участи праведных, коих души в руце Божией и не прикоснется их мука (Прем. Солом.2:1–9), праведницы во веки живут, и в Господе мзда их, и попечение их у Вышняго. Сего ради приимут царствие благолепия и венец доброты от руки Господни, зане деснницею покрыет я, и мышцею защитит их (Прем. Солом.5:15–16). В Апостоле на литургии в неделю Всех Святых Церковь говорит об них, что они верою побеждали врагов внешних и сами себя; терпеливо переносили лишения, бедствия, озлобления мучения и самую смерть; для них и чрез них обильно совершались и совершаются благодатные знамения; их же не бе достоин весь мир ( Евр.11:33–12:2 ). Чтением Евангелия в неделю Всех Святых ( Мф.10:32, 33, 37–38, 19:27–30 ) Церковь свидетельствует, что все они суть истинные исповедники св. веры. По слову Господа: иже исповесть Мя пред человеки, святые во имя Господа оставляли все, что удаляло их от служения Богу и блаженного единения с Ним. И над ними исполняются слова Господа: исповем Его и Аз пред Отцем Моим Иже на небесех: Глава Церкви Иисус Христос исповедует пред Отцем Своим на небеси и устами Церкви исповедует их на земле предъ человеками. Недели по Пятидесятнице и вне Триоди Седмицею Пятидесятницы оканчивается триодь и начинается в Церкви новое проследование недель – вне Триоди. Они различаются главным образом по счету, в каком следуют одна за другою, и называются: первая неделя по Пятидесятнице, вторая, третия и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Мф.12:38 ; Мк.8:12 ). Так Он не исполнил желания сатаны ( Мф.4:3–7 ), фарисеев и саддукеев ( Мф.16:1 ), распинателей ( Мк.15:29–32 ). Если Господь не наказывает ругателей святых икон сейчас же по совершении или во время совершения ими злодеяния, то потому, что «долго терпит, не желая, чтобы кто погиб» ( 2Пет.3:8 ; ср. 2Пет.2:9 ). 21) К почитающим иконы относятся стих 17–19-й 13 гл. ( Прем.13:17–19 ). В указанном месте обличается идолопоклонник, обоготворяющий «бездушное» ( Прем.13:17 ), «немощное» и «мертвое» ( Прем.13:18 , ср. Прем.13:6 ) – «это кумир»), так как не имел «ведения о Боге» ( Прем.13:1 ). Мы просим о здоровье, о помощи и прочем не икону, а то святое живое лицо, которое изображено на иконе. Мы говорим: «святый угодниче! моли Бога о нас..», а не «святая икона, моли Бога о нас»! 22) Подножие ног Его – земля, а не ковчег (ср. Мф.5:35 ; Ис.66:1 ). В указанных местах земля называется подножием Божиим, а в других местах подножием Его – ковчег откровения (ср. Пс.79:2, 98:5, 131:7 ; 1Пар.28:2 ; 2Цар.6:2 ; 4Цар.19:15 ), которому поклоняться велит слово Божие ( Пс.98:5; 131:7 ). Земле не поклоняются (ср. Быт.3:17 ). 23) В Ветхом Завете было повеление об устройстве херувимов, но в Новом Завете такого повеления нет. Зачем давать новое повеление, когда существует ветхозаветное? Неужели и заповеди десятисловия нужно вновь давать? Непонятно желание сектантов. Важно, что повеление об устройстве икон херувимов Господь Иисус Христос не отменил (ср. Мк.11:11, 17 ). 24) Изображения херувимов на ковчеге были простым украшением. Изображения херувимов имели религиозное значение, почему и были только в скинии и храме, а во дворце царском их не было ( 2Пар.9:15–20 ; 3Цар.7:1–11, 10:16–21 ). Изображения херувимов, а не изображения цветов ( 3Цар.6:18 ), гранатовых яблок (7:18; ср. Исх.25:31 ), львов и волов ( 3Цар.7:25, 29 ), бывшие простыми украшениями, – являются местом особого присутствия Божия: «Я буду открываться тебе... посреди двух херувимов» ( Исх.25:22 ). «Когда Моисей входил в скинию...

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

9. Указание сторон на нарушение при допросе экспертов порядка, указанного в ст. 719, 720 и 724, должно быть подтверждено надлежащими доказательствами (77/95 о злоуп. в Моск. комм. ссудн. Банке). 10. Возвращение судом экспертов в совещательную комнату после заявления ими заключения и до допроса сторонами, в виду некоторых неточностей данного заключения, для соображения их отзыва с книгами, которые они должны были сличать, не составляет существенного нарушения, если притом стороны не делали возражений (77/95 о злоуп. в Моск. комм. сс. Банке). (Из судебн. устав. Имп. Александра II. с коммент. С. Г. Щегловитова). IX. Схема вопросов, по коим эксперту надлежит исследовать существо учения обвиняемых сектантов для решения вопроса о принадлежности их к штунде (Составлена в параллель с членами немецкого баптистического катехизиса, утвержденного на Гамбургской конференции 1849 г.) 1. Об источниках вероучения обвиняемых и символических книгах По вероучению немецких баптистов, согласно их катихизису: Член 1-й . О Слове Божиим свидетельствует о признании нем. баптистами только канонических книг Ветх. Зав. и Нов. Зав., и о не признании: 2 и 3 Ездры, Тов., Иудифь, Прем. Солом. и Сирах., посл. Иеремии, Варуха, 1–3 Маккав. У баптистов есть свой общепризнанный, утвержденный и для всех обязательный символ. : По учению русских штундистов: У штундистов нет определенного о сем учения, и они отрицают не только неканонические книги Ветх. Зав., но даже и некоторые Нов. Зав. (Иакова, 2Петра), в беседах же признают отрицаемые книги, так – об иконах особенно пользуются послан. Иеремии. Посему необходимо допросить сектанта: признает ли он послание Иеремии, пр. Варуха, кн. Прем Солом. Символов, одинаково всеми признаваемых и определенных, нет у штунды, и даже отрицаются такие вероизложения в принципе. 2. Как учат сектанты о Боге, во Св. Троице славном Член 2-й : бапт. кат. о Боге следует разбирать в связи с чл. 4-м: об искуплении: а) о Боге-Отце учат согласно с учением православия, но опущены некоторые свойства Божии: самобытность, неизменяемость, и не выяснено взаимоотношение Ипостасей и лиц Св. Троицы; б) о Боге-Сыне – в 4-м члене учат латинскому filioque: «Христос по воскресении послал нам Своего Св. Духа»; об искуплении сектанты учат правильно, но о воплощении: «Христос явился на земле в определенное от Бога время и соединил вечное свое Божество с человеческим телом», т. е. учат, что от Девы Марии родился простой человек, а не Богочеловек, иначе: ересь Нестория. Воскрес Христос в третий день.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Такое почитание св. креста имеет для себя твердые основания в слове Божием, которое свидетельствует, что крест Христов был предметом чаяния всех ветхозаветных праведников. Еще Авраам рад был видеть день, когда будет принесен в жертву единородный Сын Божий, и видел, когда приносил в жертву сына своего Исаака, и возрадовался ( Ин. 8:56 ). Когда израильтяне гибли в пустыне от укусов ядовитых змей, посланных на них Богом в наказание, то Моисей, по повелению Божию, повесил на дерево медного змея, и всякий, взиравший на этого змея с верой, исцелялся ( Чис. 21: 8–9 ; Прем. Солом. 16:6–7; сн. Ин.3:14; 12:32 ). Священные писатели и пророки называли крест Христов «благословенным» деревом (Прем. Солом. 14:7), прославленным подножием ног Господних ( Ис. 60:13 ). Сам Господь Иисус Христос смотрел на крест, как на орудие, посредством которого Он привлекает всех к се6е ( Ин. 12:32–38 ), и говорил, что второму Его пришествию на землю будет предшествовать знамение Сына человеческого – крест (Мф. 24:30). Апостолы же хвалятся крестом Христовым ( Гал. 6:14 ) и считают его средством умиротворения земного с небесным ( Кол. 1:20 ); слово о кресте называют «силой Божией и «благовествованием Христовым» ( 1Кор. 1:18 , Рим. 1:16 ); злых людей признают врагами креста Христова ( Фил. 3:18 ). Поэтому крест свято почитается с самых первых веков христианства, как об этом свидетельствуют древние писатели, напр., Игнатий Богоносец , писавший о кресте: «мой дух – в прахе перед крестом», и Иустин Философ , говорящий язычникам: «крест есть величайший символ власти и силы Христовой» (I апол., гл. 72). В конце II и нач. III вв. почитание креста было настолько распространено, что о нем знали язычники и издевались над христианами, называя их крестопоклонниками. Со времени Константина Вел. почитание креста еще более усилилось, а в VII в. оно было утверждено собором (73 пр. 6 всел. соб.). 638 Несмотря на это, сектанты отвергают почитание креста Христова, самый крест называют виселеций, плахой, дьявольским знаком и другими хульными и позорными именами и говорят, что почитание его хуже идолопоклонства.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010