С внутренней стороны речи пророка Осии проникнуты характером увещательным. Вместе с тем в них гораздо заметнее, нежели у Амоса, выступает религиозный элемент. Изобличая религиозные заблуждения своих современников, пророк Осия дает и положительные понятия о Боге, Его собственном существе и отношении к Израилю. Он отмечает, как главнейшие свойства Божии, Его святость и любовь. По нему – Иегова не хочет предаваться своему праведному гневу, потому что Он – Святой, всегда пребывающий среди Израиля ( Ос.11:9 ). Он не может разрушить Своего вечного завета с Израилем, хотя последний и изменил Ему (ср. Ос.8:12 ). Отношение Иеговы к своему народу вполне отеческое ( Ос.11 ); Он всегда, и только Он один, оказывал своему народу благодеяния. Доказательством этого по Осии служит вся предшествующая история Израиля: Иегова избрал его в Свой народ, возвеличил его, всегда руководил им и наставлял его. Иегова и Израиль стоят в таком отношении друг к другу, как два существа, исполненные взаимной любви и верности. В основе этих последних лежит завет Иеговы с Иаковом ( Ос.12:5 ), возобновленный затем в пустыне и закрепленный со стороны Иеговы постоянными и многократными явлениями благодеяний. Народ разрушил этот завет, но Иегова не уничтожит его за это, как Адаму и Севфим; это запрещает Ему сделать Его любовь, а равно и то, что Он не может предаваться Своему гневу так, как человек ( Ос.11:8–11 ). Кроме любви, как главнейшего свойства Божия ( Ос.1:6; 2:3; 3:2; 11:1,4 ), в речах Осии выступают и другие соподчиненные ему понятия: сострадание к своему народу ( Ос.2:21; 7:8 ), верность завету ( Ос.2:22; 12:1 ), – исполненный сожаления гнев и сердечная боль о неверности народа ( Ос.8:5; 11:8 ); даже суд и праведное возмездие Он производит как любящий ( Ос.2:12; 11:9 ); за это говорит Его деятельность во внешней природе ( Ос.2:10–15,20,23; 14:5–9 ), как и во всей истории Израиля ( Ос.12:6,11; 11:3,4 ). Но если Иегова стоит в таком внутреннем отношении к своему народу, то требует и со стороны последнего таких же отношений к Себе. Не жертвы, или праздники сами по себе, и не одни лишь внешние религиозные церемонии без соответствующего расположения сердца составляют условия истинного служения Иегове, а неуклонное исполнение нравственных обязанностей по отношению к ближним и проникновение внешнего служения Богу духом истинной любви и сердечной настроенности. Требование любви к Богу имеет в своем предположении у пророка истинное познание Его. Эти два понятия почти однозначущи у Осии: познать Бога значит любить Его; знанием Бога у него предполагается и действительное общение души с Господом. Поэтому-то пророк, у которого – скажем словами одного исследователя – любовь к Богу и к братьям горела столь чистым и живым пламенем, делает самое частое употребление из выражения «познать» – для обозначения истинных и самых близких отношений к Богу ( Ос.2:20; 4:6; 5:4; 6:3,6; 8:2; 13:5 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

При этом пророк не ограничивается, как раньше Амос, обличением угнетения сильными мира бедных, но и касается подробнее политики ( Ос.7:12 ), намекая в своей речи на преступные деяния Менаима, деятельность которого, он выражает в загадочной форме ( Ос.7:3–7 =образы булочника и накаливаемой печи). Неоднократно обличает пророк и священников за их поведение ( Ос.5:1; 4:6; 6:9 ). Священники вместо того, чтобы стараться удерживать народ от грехов, умножают последние, чтобы извлекать выгоды из жертв за грехи ( Ос.4:8 ); они желают, чтобы преступления умножались все более. За это они должны разделить наказание народа ( Ос.4:10 ). Всему же народу пророк угрожает, как высшим наказанием за грехи, прекращением жертв и священнодействий ( Ос.9:3–5; 3:4 ). Не говоря об особенных, обличаемых пророком, преступлениях отдельных личностей, заметим, что самый общий упрек пророка по отношению к израильтянам состоит в том, что среди Израиля вовсе нет богопознания ( Ос.4:1,6; 5:4 ; ср. 6:6). При более подробном исчислении пророком отдельных грехов, у него, как кажется, лежит в основании десятословие ( Ос.4:2 ; ср. 7:1). Преступления – по нему – тем непростительнее, что нравственное учение написано Иеговой в законах, которые, однако, отвергнуты народом, как ненужные ( Ос.8:12 ); равным образом пророк ссылается на видения и притчи прежних пророков, через которые Иегова хотел научить свой народ ( Ос.12:10 ). В виду этого, как грехи отдельных людей, так и всего народа и его руководителей, пророк выводит из недостатка познаний в законе и – недостатка верности Иегове. Как вывод из рассмотрения религиозно-нравственного состояния современников, у пророка является сознание того, что ни простой народ, ни его духовные вожди и вельможи не обнаруживают и возможности немедленного обращения к Иегове. Народ должен погибнуть, потому что улучшение и исправление его могло бы произойти только при следовании отвергнутому теперь закону, – а духовным вождям народа препятствуют в обращении их собственные преступления, проистекающие из высокомерия и направленные к осквернению Израиля ( Ос.5:1–5 ); поэтому-то они и должны быть наказаны прежде всего ( Ос.7:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

1 Ср. Лк. 11:47. 1619 Ср. Лк. 11:48. 1620 Ср. Исх. 20:5. 1621 Ср. Лк. 11:52. 1622 См. Ис. 7:9. 1623 Ср. Кол. 2:22; Ис. 29:13. 1624 Ср.: Ис. 29:13. 1625 См.: Лк.12:1. 1626 Конъектура Кройманна. Согласно рукописному чтению: «а не в отношении иного, в отношении которого лицемерие было бы допустимым». 1627 Вставка Кройманна. 1628 Ср.: Лк. 11:52. 1629 Ср.: Лк. 12:2. 1630 См.: Мф. 12:24. 1631 Ср.: Лк. 12:3. 1632 См.: Лк. 12:4. 1633 См.: Ис. 57:1. 1634 Си:.Лк. 12:5. 1635 Исправление Кройманна. В рукописи: «должны будут быть убиты перед людьми». 1636 Ср.: Лк. 12:4. 1637 См.: Лк. 12:9. 1638 Вставка Кройманна. 1639 Ср.: Лк. 12: И. 1640 См.: .Як. 12:12. 1641 Ср.: Числ. 22:1—6. 1642 Ср.: Числ. 23:7—10, 18—24; 24:1—9, 15—24. 1643 Ср.: Числ. 22:7—8, 15—19, 36—38. 1644 См.: Исх. 2:13—14. 1645 Ср.: Лк. 12:13—14. 1646 См.: Лк. 12:14. 1647 Т. е. Моисея, ср.: Исх. 2:14. 1648 Ср.: Пс. 113 112:7. 1649 Ср.: .Лк. 12:16—19. 1650 См.: Лк. 12:20. 1651 Вставка Кройманна. 1652 Ср.: Ис. 39:2, 5—7. 1653 Ср. Лк. 12:22. 1654 Ср. Лк. 12:23. 1655 Ср. Лк. 12:24. 1656 Ср. Лк. 12:27. 1657 Ср. Лк. 12:28. 1658 См.: Лк. 12:30. 1659 Там же. 1660 Пунктуация Кройманна. Согласно рукописи: «Если указывает на их Творца». 1661 Вставка Кройманна. 1662 Конъектура Кройманна. В рукописи: «знает». 1663 Ср.: Tert. Adv. Marc., IV, 29,2. 1664 См.: Лк. 12:31. 1665 Ср:.Лк. 12:36 сл. 1666 Т. е. выведение полного соответствия содержащегося в них образа его прототипу. 1667 Ср:.Лк. 12:36—37. 1668 Ср.: Л к. 12:35. 1669 Ср.: Л к. 12:36. 1670 Ср.: Лк. 12:39. 1671 Ср.: Лк. 12:40. 1672 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Творца». 1673 Ср.: Лк. 12:41—46. 1674 Вставка Кройманна. 1675 Игра слов: temperare temptant. 1676 Ср.: Лк. 12:47—48. 1677 Ср.: Лк. 9:54—55. 1678 Ср.: Быт. 19:24. 1679 Вставка Кройманна. 1680 См.: Пс. 97 96:3. 1681 См.: Ос. 8:14. 1682 См.: Иер. 4:4; ср.: 21:12. 1683 Интерполяция, по мнению Кройманна. 1684 Согласно другому, предлагаемому издателями, чтению: «Когда Он Содом и Гоморру спалил огненным ливнем, когда было пропето: Перед Ним пойдет огонь и сожжет врагов Его, когда Он угрожал через Осию: Пошлю огонь на города Иудеи, или через Исаию: Огонь возгорелся из негодования Моего — Он, пожалуй, не лжет. Если Он не Тот, Кто издал Свой глас из ежевичного куста, также пылающего, посмотри, на каком понимании огня ты оказываешься настаивающим».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

384 См:. Лев. 19:14,32; Притч. 24:21; 1 Петр. 2:17. 385 См.: Ис. 45:7. 386 Наказание смертью: человек вкусил запретный плод и, таким образом, не пожелал оставаться бессмертным. Имеется чтение «пожелал». 387 Ср.: Быт. 7:11—23. 388 Ср.: Быт. 19:24. 389 Ср.: Исх. 7:14—11:10. 390 Ср.: Исх. 4:21; 10:20. 391 Ср.: Исх. 5:2. 392 Ср.: Исх. 5:4. 393 Ср.: Исх. 1:11—14; 5:7—19. 394 Ср.: Исх. 32:35. 395 Ср.: 4 Цар. 2:23—24. 396 Интерполяция, по мнению Кройманна. 397 Ср.: Исх. 20:5; 34:7; Числ. 14:18; Пс. 109 108:14; Иер. 32:18 и в др. местах. 398 Кройманн так исправляет текст: «чтобы на весь род переходила как милость, так и немилость». 399 Ср.: Иер. 31 38:29; Иез. 18:2—4. 400 Конъектура А. Энгельбрехта. В рукописи: «всё Божье провидение определило». 401 Эти слова Кройманн помещает в конце 14-й главы. 402 Ср.: Исх. 15и в др. местах. 403 Ср.: 4 Цар. 19:16 и в др. местах. 404 Ср.: 2 Цар. 22:10 и в др. местах. 405 В сочинении «Против Праксея» 4 406 Лакуна, по мнению Кройманна. Пропущено слово со значением «будет тревожиться» или «будет приводиться в замешательство». 407 Интерполяция? 408 Ср.: Лк. 9:62. 409 Ср.: Мф. 5:45. 410 Ср.: Ос. 6:6; Притч. 21:3. 411 Ср.: Ион. 3:1—10. 412 Ср.: 4 Цар. 20:1—5. 413 Ср.: Дан. 4:31—33. 414 Ср.: 1 Цар. 14:38—45. 415 Ср.: 2 Цар. 12:13. 416 См.: Исх. 20:12—17. 417 Ср.: Исх. 21:1; Bmop. 15:12; Иер. 34:14. 418 Ср.: Лев. 25:4—6. 419 Вставка Кройманна. 420 Ср.: Втор. 25:4. 421 Конъектура Кройманна. В рукописи: «которое ересь жаждет?» 422 См.: Исх. 21:24. 423 Ср.: Исх. 21:25. 424 См.: Рим. 12:19; Евр. 10:30; ср.: Втор. 32:35. 425 A se tuta, — исправление Кройманна. В рукописи: astuta «лукавая»; имеется чтение aestuata «полыхающая». 426 Ср.: Лев. 11:1—47. 427 Ср.: Быт. 1:21—25. 428 Ср.: Числ. 11:4—8. 429 Frigescunt. Ср.: sine Сегеге et libero friget Venus «без Цереры (­ хлеба) и Либера (­ вина) хладеет Венера (­любовь)» (Ter. Eun., 732). 430 См.: Исх. 32:6. 431 Исправление Кройманна. В рукописи: «Наконец, чтобы человеку, приученному к необильной и неизысканной еде и не желающему впредь ничего слишком утонченного, легче было настроиться на пост в Боге».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

Мф. 3, 3 ; Лк. 3, 4–6 ; Мал. 3, 1 ; ср. Мф. 11, 10 ; Лк. 7, 27 ); предсказали и последующие события – бегство Богомладенца в Египет и возвращение в Иудею ( Ис. 19, 1–2 ; Ос. 11, 1 ), избиение Иродом вифлеемских младенцев ( Иер. 31, 15 ; ср. Мф. 2, 16–18 ), вселение Господа в Галилее ( Ис. 9, 1–2 ; ср. Мф. 4, 14–16 ), чудеса Его ( Ис. 35, 4–6 ; ср. Мф. 11,4–5 ; Лк. 7, 22 ), проповедь ( Ис. 61, 1–2 ; ср. Лк. 4, 18–19 ), торжественный вход в Иерусалим ( Зах. 9, 9 ; ср. Мф. 21, 4–5 ; Ин. 12, 14–15 ). Но с особенною подробностью представлены у пророков страдания Спасителя, прославление Его и те духовные блага, которые приобретены для верующих искупительною жертвою Его на кресте, а именно: злоумышление иудеев ( Ис. 3, 9–10 ), окаменение сердец их (6, 8–10; ср. Ин. 12, 39–40 ; Деян. 28, 25–27 ) и неблагодарность (1, 3–4), предание Господа за тридцать сребренников ( Зах. 11, 12–13 ; Иер. 32, 9 ; ср. Мф. 27, 7–9 ), оставление Его всеми, даже учениками ( Зах. 13, 7 ; ср. Мф. 26, 31 ), поругание, заплевания, заушения и биение ( Ис. 50, 6; 63, 1–2 ; ср. Мф. 26, 67; 27, 28–30 ; Мк. 14, 65; 15, 17–19 ; Лк. 22, 63–65 ; Ин. 19, 2–3 ), узы ( Ис. 3, 10 ; ср. Ин. 18, 12 ; Мф. 27, 2 ; Мк. 15, 1 ), гвозди ( Зах. 13, 6 ; ср. Ин. 20, 25 ), крест ( Иер. 11, 19 ), знамения при распятии (Иоил. 2, 31; ср. Лк. 23, 45 ), тьма ( Иоил. 2, 10 ; Амос. 8, 9 ; Зах. 14, 6–7 ; ср. Мк. 15, 33 ; Лк. 23, 44 ), воскресение мертвых ( Ос. 6, 3 ; ср. Мф. 27, 52–53 ), прободение ребра ( Зах. 12, 10 ; ср. Ин. 19, 37 ), погребение ( Ис. 57, 1–2 ; ср. Мф. 27, 58–61 ; Мк. 15, 43–47 ; Лк. 23, 52–53 ; Ин. 19, 38–42 ), место гробницы – вертоград ( Песн. 4, 12; 6, 10 ; ср. Ин. 19, 41 ), погребальная пещера, изсеченная в камне ( Ис. 51, 1 ; Плач. 3, 53 ; ср. Мф. 27, 60 ; Мк. 15, 46 ; Лк. 23, 53 ), воскресение ( Ис. 63, 11 ; ср. Евр. 13, 20 ; Ос. 6, 3 ), время воскресения ( Соф. 3, 7 ; Песн. 2, 11–12 ), жены-мироносицы ( Песн. 3, 1, 3–4 ; Ис. 27, 11 ), победа над адом и смертию ( Ос. 13, 14 ; ср. 1Кор. 15, 55 ), вознесение на небо ( Зах. 14, 4 ), прославление после уничижения и страданий ( Ис. 52, 13–15 ) по всей земле ( Зах. 14, 9 ) – иудеями ( Мал. 3, 3–4 ) и язычниками (1, 11), отмена Ветхого Завета ( Мал. 1, 10–11 ), установление Нового Завета ( Ис. 55, 3–4; 61, 8 ; Иер. 31, 31–34 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

344 Вставка Кройманна. 345 См.: Пс. 104 103:4. 346 Греческое слово διβολος означает «клеветник». 347 Ср.: Быт. 3:1. 348 Ср.: Быт. 3:4. 349 Ср.: Быт. 3:5. 350 Вставка Кройманна. 351 Ср.: Быт. 3:1. 352 Первый акт творения — создание идеального мира (Быт. 12:3); второй акт творения — создание реального мира (Быт. 2:4—25). 353 По словам Э. Эванса, идея, что животные из Быт. 2:18—20 суть ангелы, фантазия (fancy) Тертуллиана. 354 Ср.: Быт. 2:8. 355 Ср.: Лк. 10:18. 356 Ср.: Лк. 10:18; ср.: Ис. 14:12; Откр. 9:1. 357 A die conditionis conditus ut a bono conditore conditionum. 358 Ex quo apparuerunt laesurae tuae, — Тертуллиан не стремится к точному цитированию даже того библейского текста, который он сам только что приводил: donee inventae sunt laesurae tuae. 359 Ср.: Иез. 28:16. 360 Букв.: «отмеривает провиант». 361 Букв.: «Судией и суровым». Эти слова противоречат утверждению в Tert. Adv. Marc., II, 12, 3. 362 Отметим, что при полемике с еретиками, отвергающими мученичество, Тертуллиан, говоря о жестокости христианского Бога (crudelem deurn, qui non intellegit, credit — Tert. Scorp., 7, 5), делает Его образ похожим на образ Сатурна (См.: Stockmeier P. Gottesverstandnis und Sa-tumkult bei Tertullian/Studia patristica. 1979. Vol. 17. S. 830, 832). 363 Ср.: Быт. 3:16. 364 См.: Быт. 1:28. 365 Ср.: Быт. 2:20—22. 366 Ср.: Быт. 3:17. 367 Ср.: Быт. 3:18. 368 Ср.: Быт. 3:19. 369 Inmunis. Ср.: «без принуждения (inmunis) все давала земля» (Ov. Met., I, 101—102). 370 Ср.: Быт. 2:16. 371 Ср.: Быт. 3:21. 372 Два совмещенных варианта: 1) «ибо благость, если не управляется справедливостью, чтобы быть справедливой, не будет благостью», 2) «ибо благость не будет благостью, если будет несправедливой». 373 Ср.: Быт. 1:4. 374 Ср.: Быт. 1:5. 375 Ср.: Быт. 1:7. 376 Ср.: Быт. 1:10. 377 Ср.: Быт. 1:16. 378 Интерполяция, по мнению Кройманна. 379 Ср.: Быт. 2:9. 380 Ср.: Мф. 7:13. 381 Ср.: Ос. 6:6; Притч. 21:3; Мф. 9:13; 12:7. 382 Ср.: Иез. 33:11. 383 См.: Втор. 6:5; Мф. 22:37; Мк. 12:30; Лк. 10и в др. местах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

Потому же и средствами пророческого воздействия на современников теперь служат – не непосредственное вмешательство в различные дела государственной и общественной жизни, а свободное влияние на души людей посредством силы устного и письменного слова и проповедь покаяния, живая и сильная, способная трогать сердца. Но при этом деятельность пророков не была вполне отрешена от действительной жизни. Не отделяя дел «царства Божия» от дел мирских, пророки не замыкались перед событиями настоящего, а следили с величайшим пламенным интересом и пылкой любовью к отечеству за всеми судьбами народа. Всецело заботясь о духовных благах своего народа, они, как истинные патриоты, в пламенных речах убеждают народ к тому, чего требует его благо, а в минуты бедствий в утешение верным выражают мысли о будущем возвышении его. Проникая своим взором в ход настоящего, они своими советами и наставлениями внушают народу здравую национальную политику, – стремятся охранять самостоятельность народа, от которой они поставляют в зависимость обладание последним своими духовными благами, а потому предостерегают его от связей с иноземными народами, поднявшими теперь свою голову с севера и юга. Но именно в силу их внимания к обстоятельствам времени, от их проницательности не могло ускользнуть отчаянное положение их родного отечества, все внутренние и внешние опасности, грозившие ему скорым и неотвратимым падением. Вопреки чувственной беспечности народа и питавшим ее ложным пророкам, они ясно видят, что слабое государство не устоит под давлением иноземных побеждающих сил ( ; Ос.5:8; 9:13 ), и среди вихря страшных обстоятельств над ним совершатся суды Божии ( Ам.5:18 ); это будет наказанием за всё множество грехов Израиля ( Ам.2:4; 3:1 и др.). Но, конечно, Израиль, этот избранник Иеговы, Его любимый сын ( Ос.11:1 ), не должен погибнуть навсегда – в торжество язычникам ( Ос.11:8–10; 14:2,3 ; Ам.9:11–13 ); несчастия должны послужить к возрождению Израиля в новый народ ( Ос.13:13 ). Отсюда мысль пророков обращается к далекому будущему, к будущему прославлению Израиля по выходе его из горнила бедствий; а так как из всех предшествующих царей Израиля один лишь Давид вполне осуществил идею теократического царя, то все надежды будущего привязываются к его имени ( Ам.9:11 ; Ос.3:5 ; ср. 3Цар.11:39 ), с его именем связывается идея Мессии, в будущем царстве Которого объединятся и все языческие народы ( Ос.2:21; 14:2 ). Таким образом, возвещение будущего суда – «дня Иеговы» – и еще более отдаленного времени спасения Израиля – составляет основной тон всех пророческих возвещений этого нового периода пророческого служения вообще и последних пророков десятиколенного царства в частности. С указанными особенностями пророческого служения связано и появление пророческих писаний, вызванных главным образом необходимостью открыть, в виду наступающих судов Божиих, всему Израилю намерения Божии и показать в научение будущим поколениям истинность и верность Бога – Иеговы в Его обетованиях и угрозах.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Его сердце тесно срослось с царством израильским, – перед его глазами живо стоят все обстоятельства царства; его личная жизнь всецело поглощена жизнью его отечества, в судьбах которого он принимает самое живое участие. Говоря об Иудее в общих чертах и даже не назвавши ни разу Иерусалима, он в своих речах вращается всецело около Вефиля, Галгала, Сихема и Самарии, изображая в самых подробных чертах все обстоятельства жизни Израиля. От мрачного настоящего он возвращается к славному совне и печальному извнутри прошедшему состоянию Израиля, вспоминая о «днях Гивы», в которые Израиль также привлекал на себя божественный суд ( Ос.10:9; 11:1; 3:1 ). Любовь пророка к отечеству сказывается в его жалобном тоне, проникающем даже его проклятия народу своему ( Ос.9:14 ; ср. 11:8). Кроме тона и характера речей пророка Осии, за его происхождение из израильского царства говорят и отдельные места его книги: так, в Ос.6:10 , он говорит: «в доме Израиля я вижу ужасное»... чем, очевидно, указывает на свое непосредственное наблюдение; в Ос.7:5 он называет царя израильского «нашим царем», а страну Израиля обозначает, как свою страну ( Ос.1:2 ). По Эвальду, доказательство того, что пророк Осия был подлинным пророком десятиколенного царства, можно видеть и в том, что он столь часто, как никакой другой пророк, говорит о значении и силе пророков и считает их самой необходимой и самой прочной опорой государства ( Ос.4:5; 6:5; 4:12; 9:8; 11:2; 12:11,12 ), равно как таким доказательством служат и его отчаянные усилия спасти царство 306 . И в том – по Эвальду же – Осия есть подлинный пророк древнейшего типа и притом из десятиколенного царства, что вся его домашняя и общественная жизнь есть одно постоянное и цельное выражение его пророческих мыслей, которые он осуществляет фактически в знаках, или символах (брак 307 ). Предположение Эвальда 308 , что пророк после продолжительной деятельности в израильском царстве удалился для служения в Иудею, где и написал свою книгу, совершенно безосновательно: для изображения грехов Иуды, общих с грехами Израиля, незачем было пророку путешествовать в Иудею.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Нав. 3:7—17. Кройманн на основании 4 Цар. 2:14 (с учетом Ис. Нав. 3:15—17) предлагает такое исправление этого испорченного места: «Почитай, если угодно, и о том, как плащ (т. е. милоть) Илии стала мечом для разделения вод Иордана при переходе , чей натиск и бегзамирать в неподвижности при прохождении пророков, разумеется, учил и Иисус ». 1328 Ср.: Лк. 8:22—25. 1329 См.: Пс. 29 28:3. 1330 См.: Авв. 3:10, согласно Септуагинте. 1331 См.: Наум 1:4. 1332 Ср.: Лк. 8:30. 1333 Ср.: 1 Кор. 15:26. 1334 Ср.: Лк. 8:31. 1335 Бесы. У Тертуллиана анаколуф. 1336 Здесь Кройманн предполагает лакуну: «должно было бы, чтобы ». Перевод по рукописи может иметь такой вид: «то, о чем осведомлен Господин, стало бы известно уже и всей челяди в одном и том же мире и в пределах небесного свода, где стала обитать чуждая божественность». 1337 Конъектура Кройманна. В рукописи: «постольку, так как ее не существовало, демоны не знали никого иного, кроме Христа — их Бога». 1338 Пунктуация согласно Кройманну. Согласно рукописи: «Ведь они не просили бы у другого то, о чем помнили, что это им следует просить у Творца». 1339 Ср.: Лк. 8:32—33. 1340 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Иисус-Судия и Сын Бога-Мстителя». 1341 Ср.: Лк. 8:43—44. 1342 См.: Лк. 8:45. 1343 Там же. 1344 См.: Лк. 8:46. 1345 Конъектура Кройманна. В рукописи: «испытать». 1346 Добавление Кройманна. 1347 См.: Быт. 3:9. 1348 Ср.: Лев. 15:19—24. 1349 См.: Л к. 8:48. 1350 Вставка Кройманна. 1351 Конъектура Кройманна. В рукописи: «ведь». 1352 См.: Ос. 6:6; ср.: Притч. 21:3. 1353 Конъектура Кройманна. В рукописи: «во Христе, словно». 1354 Ср.: Лев. 12:4—6. 1355 1 Тертуллиан забывает о следующих словах Библии: Лев. 15:25—27. 1356 Конъектура Кройманна. В рукописи: «она же страдала кровотечением из-за болезни, для которой ». 1357 См.: Ис. 7:9. 1358 Ср.: Лк. 8:44. 1359 Ср. Лк. 9:1—2. 1360 Ср. Лк. 9:3. 1361 Ср. Пс. 147 146:9, Иов. 38:41. 1362 4 Ср. Лк. 12:27—28. 1363 Ср. Втор. 25:4. 1364 Ср. Лк. 10:7. 1365 Ср. Лк. 9:5. 1366 Ср.: Лк. 9:7—8. 1367 Конъектура Кройманна.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

2766. Очевидно, имеются в виду детали оснащения повозки, в которой предстояло ехать престарелому епископу. 2767. Ср.: Быт 1. 1 и след. 2768. Ср.: 2Кор. 4. 18. См. у Филона Александрийского (opif. mund. 2. 8–9). В этом письме свт. Амвросий помещает большие цитаты из этого сочинения Филона. 2769. Ср. у Филона (opif. mund. 3. 13). 2770. Ср.: epist. 29. 5. 2771. Ср. у Филона (opif. mund. 33. 100). 2772. Ср.: Ис. 11. 2–3: дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия, и исполнит его дух страха Божия. 2773. Имеются в виду семь дней творения. 2774. В Античности насчитывали семь «планет» — Солнце, Луна, Меркурий Венера, Марс, Юпитер, Сатурн. 2775. Ср. у Филона (opif. mund. 38. 113). 2776. Septentrio, чаще pl. septentriones, — созвездие Большой Медведицы. Само слово означает «семь быков», от архаического trio, onis; ср. у Варрона (ling. lat. 7. 74–75). 2777. Ср. у Филона (opif. mund. 39. 114). 2778. Ср. у Филона (opif. mund. 40. 117). 2779. Ср. у Филона (opif. mund. 40. 119). 2780. Ср. у Филона (opif mund. 41. 124). 2781. Имеется в виду Пасха, когда оглашенные принимали Крещение (см.: Banterle. Р. 303, not. 12). 2782. Ср. у Филона (opif. mund. 41. 125). 2783. Ср.: Кол. 2. 11, 12. Имеется в виду Крещение, заменившее ветхозаветное обрезание. 2784. Ср.: Быт. 17. 12. Речь идет о том, что обрезание младенца совершали на восьмой день. 2785. Хомер — мера объема, равная 220 литрам. 2786. Ср.: Ос. 3. 1. 2787. Ср. у Арнобия (adu. nat. 2. 70. 4). 2788. См.: Евр. 4. 7. 2789. Ср. у Филона, opif. mund. 39. 115: «Их восхождения и сокрытия для всех становятся причиной многочисленных благ. Ведь когда они заходят, вспахиваются борозды для посева, а когда собираются восходить, [тем самым] оповещают о жатве, а взойдя, поднимают радующихся земледельцев на сбор необходимых [плодов]». 2790. Имеются в виду младенцы Вифлеемские, убитые Иродом. 2791. Ср.: Мф. 27. 52. 2792. Ср. у Филона (opif. mund. 36. 105). 2793. Ср. у Филона (opif. mund. 35. 104). Ср. у Климента Александрийского (strum. 6. 16. 3–6).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010