⇒ плена (III,3 и IV), «был книжник, сведущий в законе Моисеевом, который дал Господь, Бог Израилев» ( 1Езд. 7:6 ). Именно он был тем, кто восстановил значение С.П. среди возвратившихся из плена евреев. Ездра зачитывал Закон перед собравшимся обществом израильтян: «и читали из книги закона Божия каждый день» ( Неем. 8:18 ). Смиренный страданиями и осознанием своей вины, народ испытал такое потрясение, слушая Закон, что плакал, и ему пришлось напоминать о «радости пред Господом» ( Неем. 8:9,10 ). Пр. Осия сказал народу, что тот будет истреблен за недостаток ведения (Закона) ( Ос. 4:6 ). Израильтянам было свойственно с годами забывать Божьи установления (напр., ⇒ праздник Кущей не праздновался надлежащим образом уже со времен Иисуса Навина, Неем. 8:17 ), и для того чтобы постоянно напоминать о них, Ездра ввел регулярное чтение ветхозаветных писаний (⇒ Ездра, IV,3), что продолжало практиковаться вплоть до новозаветных времен: «И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное» ( Неем. 8:8 ). Этим Ездра воплотил на практике указание, данное во Втор. 6:6–9.12 . Очистит. воздействие на богослужение и на обычаи народа не заставило себя ждать (⇒ Плен, V); е) отношение ветхозаветной общины к С.П. непревзойд. образом выражено в славословии из Пс 1 , т.е. во введении к 150 псалмам, которые могут быть названы сборником молитв как ветхозаветного общества Израиля, так и новозаветной Церкви: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых... Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет». Если сердце человека укореняется в Божьем слове через постоянное и любовное общение с Ним, то оно в полной мере испытывает скрытое целит. воздействие С.П. (ср. Иер. 17:7–10 ; Евр. 4:12 ), делающее его поистине плодоносным; 2) во времена НЗ (см. ниже, III,Б и В,1): а) ИУДЕИ во времена Иисуса практиковали в своих ⇒ синагогах введенное Ездрой чтение С.П. |
«А Я еще истребил пред ним“, с упреком говорит Господь, «Аморрея, коего рост равнялся высоте кедров, и который был крепок, как дубы, и истребил Я плоды его вверху, и корни его внизу, " совершенно, всецело уничтожил его вместе со пнем его и ветвями его (сн. Иез. 17. 9 ; Ос. 9, 16 ), «А Я еще вывел вас из земли Египетской и водил вас пустынею, чтобы дать в наследие землю Амморея " (2, 9. 10). Дважды повторенное выражение «а Я», придает особенную выразительность речи и служит к тому, чтобы яснее выставить противоположность между презрительным отношением Израиля к Богу с одной стороны и верности Иеговы Израилю с другой. Как пример этой верности Божией своему народу Сам Господь указывает на две милости, благодаря которым народ Израилев сделался народом самостоятельным и независимым,–а именно указывает на истребление прежних жителей Ханаана и освобождение Израиля из Египта и введение его в землю Обетованную чрез пустыни Аравийские. На эти же две милости в свое время указывал еще и Моисей народу в своих прощальных речах к нему, указывал с тою целью, чтобы возбудить народ этот к верному исполнению заповедей Божиих и к любви к Богу (Вт. 9, 1 – 6; 29, 1–8). В порядке указания Божиих милостей, милость, которая, по времени исполнения своего проявлена была народу позднее, поставлена здесь на первом месте, поставлена не потому, чтобы она была важнее милости, поставленной на втором месте, хотя и ранее проявленной, но потому, что пророк первоначально хотел показать то, что Иегова сделал ради Израиля, и потом уже то, что он сделал с самим Израилем,–и такой порядок принял для того, чтобы тем самым дать себе возможность в дальнейшей речи высказать не только то, что Господь сделал уже с Израилем, но и то, что Он продолжал делать для того же Израиля и в дальнейшие времена его существования уже в земле Обетованной. Истребление всех ханаанских племен земли Обетованной пред лицем Израиля пророк обозначает под образом истребления только одного племени Амморрейского потому, что племя это было самое сильное и могущественное между всеми другими племенами ханаанскими (ср. |
д) Апостол Павел поясняет, что эта вторая заповедь обобщает остальную часть Декалога, V-X заповеди: «Ибо заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого» и все другие заключаются в одном слове: «люби ближнего твоего, как самого себя» (Рим 13,9). Таким образом, говоря, что Он пришел не разрушить Закон, а его восполнить, Господь имел в виду прежде всего этический монотеизм — Декалог . Это «восполнение» заключалось в том, что к осуждению греховных поступков Он добавил осуждение греховных движений души и увенчал все новой заповедью о любви самоотверженной (Мф 5,17-28; Ин 13,34). Христос, по слову бл. Феофилакта, «в полном совершенстве начертал то, чего закон представлял одну тень. Подобно как и живописец не заглаживает начального очертания, но проявляет и дополняет его» (Благовестник. Казань, 1855, ч. 1, с.99). Суть второй половины Декалога не столько в конкретных заповедях, которые нуждались в дополнении и раскрытии, сколько в самой мысли, что милосердие угоднее Богу, чем жертва (ср. Ос 6,6; Мф 9,13). Декалог был условием Синайского Завета. «Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей, чтобы соблюдал заповеди Господа и постановления Его» (Втор 10,12-13). Когда позднее пример язычников увлекал израильтян на путь обрядоверия, пророки напоминали им об основах Моисеева Завета: О, человек! Сказано тебе, добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим. (Мих 6,8) 5. Книга Завета (Исх 21-23). Сборник гражданских и церковных законов, именуемый Книгой Завета (24,7) есть расширение и конкретизация Моисеева Декалога применительно к условиям раннего периода оседлой жизни Израиля. Раздел, относящийся к юридической области, содержит отголоски древневосточного права. Отсюда параллели между Кн. Завета и судебниками Хаммурапи, хурритов, хеттов и ассирийцев (см. приложение # 2). Как уже было отмечено, хотя эти правила утратили актуальность, сама идея законности в общественных отношениях сохраняет свое значение. |
Но наиболее ясно выражено ученее о бессмертии души в учительных и пророческих книгах ветхого завета. Так, Псалмопевец исповедует: Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня (48:16; сн. 15:9–10; 29:4). Екклесиаст говорит: и возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его (12:7; сн. Пс.145:4 ). В этих же книгах можно находить в довольно подробных чертах изображения шеола ( Пс.62:10 ; Иез.26:20 ; Иов.10:20–22; 26:6 ), общего для душ всех умерших места ( Пс.88:48–49 ; Иов.30:23 ; Притч.21:16 ), загробного их состояния ( Иов.3:17–19 ; Ис.38:18–19 ), как состояние сознательного ( Ис.14:9 ; Иез.31:3–18 ), мысль о неодинаковом, воздаянии праведным и грешным ( Прем.4:7, 10–11, 14 ; Иез.32:18–32 ; Пс.48:11–16 ), об освобождении праведных от уз ада ( Ос.13:14 ; Пс.16:15 ), о будущем суде ( Дан.12:2–4 ; ср. Прем.4:20; 5:1–7 ; Еккл.11:9; 12:14 ) и, по заслугам Искупителя, воскресение мертвых, когда души снова соединятся с телами ( Ис.25:8; 26:19 ; Пс.16:15 ; Иез.37 гл.; 2Мак.7:9; 12:43–45 ) 222 . В новом завете мыслью о бессмертии души проникнуто все учение. Основная истина христианства есть истина о том – что Бог есть Бог жизни: саддукеям, отвергавшим бессмертие души и воскресение, Господь говорил: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией…О воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых ( Мф.22:29–32 ). Спаситель побуждал к мужеству в борьбе с грехом тем, что убивающие тело не могут убить души ( Мф.10:28 ). В притче о богатом и Лазаре Он дает видеть, что по смерти как душа праведного Лазаря наслаждается покоем, так несчастная душа богача – жива, но волнуется скорбями ( Лк.16:19–31 ). Наградою за подвиги самоотречения, по Его же обетованию, будет блаженная вечность: ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную ( Ин.12:25 ; Мф.19:29 ). Победа Его – Царя нашего над смертью есть победа всех верующих: Я живу, и вы будете жить, говорить Он ( Ин.14:19 ). Сообразно с таким обетованием Спасителя апостолы выражали убеждение: Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный ( 2Кор.5:1 ; сн. Евр.13:14 ; Флп.3:20 ). Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение… имею желание разрешиться и быть со Христом ( Флп.1:21–23 ; сн. 2Кор.5:6–8 ). |
Блаженный Феодорит Кирский так комментирует его: «Поелику сказал: воззрят на Меня, Егоже прободоша, то, чтобы не подать мысли, будто бы против воли претерпел Он спасительное страдание, научает через пророка, что добровольно пришел и «смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп. 2:8). Посему-то пророческое слово изображает Божественное соизволение и показывает, что меч слышит сперва дозволение Отца, потом устремляется на Пастыря, а после Него на граждан, или по переводу Акилы, на соплеменников Его; потому что после Владыки устремлялся и на священных Апостолов и преемствовавших им проповедников» т. 30, с. 120]. И снова с этим поражением связано: «И будет на всей земле: две части будут истреблены и вымрут, а третья останется на ней. И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото; они будут призывать имя Мое, и Я услышу их и скажу: “Это Мой народ”, и они скажут: “Господь – Бог мой!”» (Зах. 13:9). «Сие предрек Бог и устами богомудрого Захарии, а именно, что две части истреблены будут за неверие, третья же, будучи пережжена в искушениях и оказавшаяся добротною, наименуется Его народом, Его именуя Господом и Богом. Сие говорит Бог и устами другого пророка: «и аще» будет число сынов Израилевых «яко песок морской, останок их спасется» (Ис. 10:22)», – пишет блаженный Феодорит т. 30, с. 121]. Диалог, который звучит в конце этого пророческого речения, несомненно, указывает нам на отношения Завета (ср. Ос. 2:23). И затем пророчество, которое читается в качестве паремии на праздник Вознесения Господня: «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая пред лицем Иерусалима к востоку» (Зах. 14:4). Однако в контексте речь идет о Дне Господнем: «Тогда выступит Господь и ополчится против этих народов, как ополчился в день брани. И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и половина горы отойдет к северу, а половина ее – к югу. |
Боже Великий! Душа моя томится и тоскует по Тебе: ищет Тебя постоянно, напряженно всматривается, чтобы видеть, и вслушивается, что бы слышать Тебя. В ожиданьи того, что скажешь Сам во мне Ты, – напряжены мои все чувства: и мысль моя исследует и испытует беспокойно явленья настоящих дней, ища в них след Твоей воли святой и ее направленье. О, дай мне познать Твою волю святую и следовать ей неуклонно до смерти. Во славу Твою! Господи! Издавна страна наша, ради православных верующих, в ней живших по заповедям Божьим, звалась Святою Русью. И вот, попущением Твоим, Господи, безбожники завладели Россией, и многолетне в народах наших насильно стало насаждаться безбожие. Люди утратили страх Божий, отступили от Христа Бога, отошли от Церкви Православной и стали жить нечестиво в плотских страстях, во вседозволенности: бесстыдно, развратно, беззаконно и преступно. Вся земля наша осквернена блудодеянием и нечестием живущих на ней (ср. Лев.19:29 ); «сильно блудодействует земля сия, отступив от Господа» ( Ос.1:2 ). «Отцы наши грешили; их уже нет, а мы несем наказание за беззакония их» ( Плач.5:7 ); «Нет уже пророка, и нет с нами, кто знал бы, доколе это будет» ( Пс.73:9 ). Некогда народу жестоковыйному говорилось: «накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя; итак познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего» ( Иер.26:19 ). «Горе нам, что мы согрешили!» ( Плач.5:16 ). Господи! «Услышь с неба, и прости грех рабов Твоих; и прости народу Твоему, в чем он согрешил пред Тобою, и все проступки его, которые он сделал пред Тобою» ( 3Цар.8:36, 50 ). «Хотя беззакония наши свидетельствуют против нас, ноТы, Господи, твори с нами ради имени Твоего» ( Иер.14:7 ). «Вот, мы идем кТебе, ибоТы – Господь Бог наш». Мы «сознаем, Господи, нечестие наше» ( Иер.3:22, 14:20 ). Мы повинны пред Тобою, Господи, не только в грехах личных, но и в тяжких общественных грехах. Когда оставались равнодушными свидетелями кощунственного от безбожников поругания и уничтожения святынь христианских и храмов; когда на проводившихся собраниях в предприятиях приветствовали, и тем самым попустительствовали кровавым расправам безбожных властей с верующими и неповинными людьми. |
Христианство рисуется у него величайшим осуществлением священных обетований и чаяний народа Божия и в своем историческом развитии утверждается на ветхозаветном основании 127 . Естественно, что здесь получают высшее освящение все преимущества богоизбранности чад Авраамовых. Для них бесспорно было божественное «усыновление» ( Рим. 9:4 ) по особой близости к Богу ( Исх. 4:22 ; Исх. 19:5 . Втор. 14:1–2 ; Втор. 32:6 ; Ос. 11:1 и др.), – и Всевышний «воспринял Израиля, отрока своего» ( Лк. 1:54 ), «посетил народ свой» (ср. Лк. 2:32 ) и «сотворил ему избавление» ( Лк. 1:68 ). Евреям принадлежали «слава» ( Рим. 9:4 ) соприсутствия Божия, – и в принесенном Богомладенце Симеон узрел спасение и славу народа своего перед лицем всех людей ( Лк. 2:31–32 ) согласно предречению пророка Аггея ( Агг. 2:9 ) о большем величии храма второго сравнительно с первым. Потомки Авраамовы были в «завете» с Иеговою, получили божественное «законоположение», обладали наилучшим средством для выражения своего благоговения в установленном «богослужении», были наделены всеми дарами высоких обетований ( Рим. 9:4 ), – и все это сбылось с пришествием «Святого Божия». Теперь Бог , «как говорил отцам, воспомянул милость к Аврааму и семени его до века» ( Лк. 1:54–55 ), «воздвиг рог спасения в дому Давида, отрока своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков своих» ( Лк. 1:69–72 ), когда в городе Давидовом родился Спаситель, Господь Христос ( Лк. 2:11 ), – утеха Израилева для всех, ожидавших избавления ( Лк. 2:25 , Лк. 2:38 ). Вместе с обещанием нашла тут свое осуществление и клятва, которою клялся Бог Аврааму ( Лк. 1:73 ). Равно не осталась без награды верность закону и богоучрежденному культу; – радостное благовестие прежде всего сообщается «священнику» Захарии, «служившему в порядке чреды своей» ( Лк. 1:8 ) и «ходившему по заповедям и уставам Господним беспорочно» ( Лк. 1:6 ), потом Симеону, «мужу праведному и благочестивому» ( Лк. 2:25 ), и Анне, которая не отходила от храма и благоугождала Богу постом и молитвою ( Лк. 2:37 ). |
Ефрем, любящий свободу будет в рабстве, пожнет плоды своих дел; ибо то самое, что Салманасар недавно сделал в Бет-Арбеле (в слав. Переводе над домом Иеровоамлим), скоро сделает и в Вефиле ( Ос.10:11–15 ). Господь вывел Израиля из Египта, милосердно руководил его, но испытал от него одно только непослушание, и поэтому предаст его ассирианам ( Ос.11:1–5 . ср. Мф.2:15 ). Вражеское оружие уничтожит все, на что только полагался Израиль, но тем не менее Господь не уничтожит свой народ, но наконец избавит его своею силою и восстановит его ( Ос.11:6–11 ). Израиль вероломен в отношении к Богу и к народам; вероломен и Иуда, за это они получат возмездие ( Ос.12:1–3 ). Израиль, подобно праотцу своему Иакову, должен обратиться от неправды и строгим наказанием снискать милосердие Божие ( Ос.12:4–6 ). Но народ усвоил ханаанские обычаи и охотно обманывает себя, несправедливо заключая от своего благосостояния к милости Божией, и от милости Божией к своей праведности ( Ос.12:8,9 ). Господь был верен своему народу со времен изведения из Египта; Он покровительствовал ему в пустыне, а теперь снова народ отведен будет в пустыню и поселен в кущах, как это предсказывают ему теперь пророки ( Ос.12:9–12 ). Как верен был Господь потомству Иакова, так оно неверно было к Нему; за это настанет теперь возмездие ( Ос.12:13,14 ). Грех приносил Ефрему смерть; но несмотря на это он продолжает грешить еще больше: за идолопоклонство его Господь изгонит его из своей земли ( Ос.13:1–3 ). Благость Божия научила его только высокомерию; теперь же Господь будет их врагом и все у них истребит ( Ос.13:4–6 ); не помогут народу ни цари его, ни князьи ( Ос.13:10,11 ), Наказание непреложно; это наказание будет муками рождения новой жизни и чем скорее обратится Ефрем, тем скорее откроется новая жизнь, ибо Господь не раскаевается в своих обещаниях, но теперь Ефрем должен подвергнуться смерти ( Ос.13:12–15 ср. 1Кор.15:54 ). Погибель Самарии, следовательно, решена, и как она будет ужасна ( Ос.14:1 )! Ho это должно побудить Израиля к покаянию и исправлению жизни ( Ос.14:2–4 ); Господь снова будет милостив к кающимся ( Ос.14:5 ). Народ снова будет рости и иметь доброе семя; пленники возвратятся в землю свою, будут умножаться, наслаждаться счастьем и славою ( Ос.14:6–8 ). Господь не вспомнит тогда больше об идолослужении, Он будет руководить и защищать Израиля и сделает народ свой плодородным ( Ос.14:9 ). Кто поймет и возьмет это во внимание, тот спасется ( Ос.14:10 )! Общий смысл пророчеств Осии |
В Ос 11. 1-11 речь Яхве начинается с рассказа о ранней истории Израиля (Ефрема): об избрании его Богом, исходе из Египта, заботе Бога о нем (Ос 11. 1-4). Израиль обвиняется в отступничестве и служении Ваалам, вслед. чего его постигнет опустошение и подчинение Ассирии. Заканчивается отрывок предсказанием возвращения из ассир. плена (Ос 11. 10-11), нек-рые экзегеты считают этот текст отражением более поздней редакции (см., напр.: Macintosh. 1997. P. 467). Третья часть Книги прор. Осии начинается с отрывка Ос 11. 12 - 12. 14 (12. 1-15). В нем речь Яхве чередуется с пророческой речью, в к-рой о Яхве говорится в 3-м лице. В отрывке Ефрем (Иаков) обвиняется в нечестии, дружбе с Ассирией и Египтом и в обмане. Ему предсказывается наказание. Также в Ос 12. 11(12) упоминается нечестие жителей Галаада, предсказывается разрушение жертвенников Галгала. В Ос 12. 6(7) содержится призыв Иакова к покаянию и обращению к Богу. Также в этом отрывке даны многочисленные ссылки на события Свящ. истории, упомянутые в Пятикнижии : «запинание» Иаковом Исава (Ос 12. 3(4), ср.: Быт 25. 26), борьба Иакова с Богом (Ос 12. 3-4(4-5); ср.: Быт 32. 24), его встреча с Богом в Вефиле (Ос 12. 4 (5), ср.: Быт 28. 10-22), бегство Иакова в Сирию, его женитьба, за к-рую он должен был пасти скот (Ос 12. 12(13), ср.: Быт 29), пребывание израильтян в Египте (Ос 12. 9(10)) и исход из него под предводительством Моисея (Ос 12. 13(14)) (подробнее см. в: Neef. 1987; Daniels. 1990; Holt. 1995). В отрывке речь идет также об Иудее, ее верности Богу (Ос 11. 12 (12. 1)), но и о гневе Бога на нее (Ос 12. 2(3)). Перикопа Ос 13. 1 - 14. 1 содержит речь Яхве, обращенную к Ефрему (Израилю). В ней вновь говорится о ранней истории Израиля: его пребывании в Египте и в пустыне (Ос 13. 4-6). Он обвиняется в высокомерии, служении Ваалу, поклонении идолам. Бог обещает Ефрему опустошение и разграбление, жителям Самарии - смерть от меча. В Ос 13. 10-11 говорится об исчезновении в Израиле царя и судей, а также дается ссылка на событие, упомянутое в 1-й Книге Царств (1 Цар 8),- введение в Израиле института монархии по просьбе народа. |
Вследствие того, что Израиль нередко называл Иегову «ваалом», он доходил до полного смешения Его с финикийским языческим богом. Пророк хочет устранить синкретизм этот требованием забвения самого имени Ваала: Израиль – брачная половина Иеговы – не должен больше называть Его , но . Этим пророк хочет установить непроходимую пропасть между религией Иеговы и натур-религией иноземных народов. Для достижения той же цели пророк борется против того заблуждения, что народ призывает, как Бога, «изделия рук своих» ( Ос.14:4 ; ср. Ос.8:2 ); при этом его нападения касаются не только образов Ваала, изготовленных из дерева и обложенных серебром и золотом ( Ос.8:4 ), но и образов тельца, под которыми Израильтяне почитали Иегову ( Ос.8:5,6; 13:2 ). Блудодействуя с ложными богами, Израиль блудодействовал и «с народами». Ложная политика, сношения вельмож и знатных с Ассуром и Египтом, есть третий великий грех , в котором обличает израильтян пророк Осия. Основанием этого блужения с ассирийским, или египетским любовником была отчасти надежда израильтян, что при помощи иноземцев они избегнут наказаний Иеговы и устранят произведенные разделением царства несчастные обстоятельства ( Ос.5:13 ); частью – высокомерие Ефрема ( Ос.5:5 ), полагавшегося на колесницы и военных героев ( Ос.10:13; 14:4 ) и желавшего играть важную роль между окрестными народами ( Ос.7:8,9; 8:8,9 ). И то и другое изобличает богопротивное настроение Израиля, тем более, что заключение союза с иноземцами было связано с ложью и обманом ( Ос.12:1; 10:4 ). Пророк называет эту политику глупою ( Ос.17:11,12 ), и за нее-то Ефрем, уже устаревший, смешивающийся с чуждыми народами и гибнущий через них ( Ос.8:8; 7:8 ), в наказание будет уничтожен Ассуром и Египтом ( Ос.9:3,4; 10:8; 7:16 ). При этом в предостережение Израилю перед смешением «с народами», пророк хочет особенно ясно выставить народу на вид его особенное положение перед Иеговой. Четвертое обвинение пророка касается нравственной порчи народа, которую он сопоставляет с блужением ( Ос.6:10 ), полагая причину её в отпадении от Иеговы и от законного царя. |
| |