«Да и Сын Твой прославит Тебя». Христос и ранее прославлял Отца Своего (ср.  Мф. 9:8), как и Отец прославлял Христа прежде (ср.  Ин. 12:28). Но прославление Христом Бога Отца не доведено еще до совершенной полноты, пока Христос еще находится на земле, в ограничивающих полное проявление Его славы условиях существования. Только тогда, когда Он уже с прославленной плотью Своей снова воссядет на Божественном престоле, и возможно будет полное раскрытие славы Его и Отца, которая состоит в привлечении ко Христу всех концов земли. Ин.17:2 .   так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. «Так как Ты дал Ему власть» правильнее, «сообразно с тем, что» ( καθσ). Христос здесь выясняет Свое право на такое прославление. Право это дает Ему величие порученного Ему Отцом дела спасения людей. «Над всякою плотью». Весь род человеческий, который здесь назван «плотью» по своей духовной немощи, по своему бессилию в деле устроения собственного спасения (ср. Ис. 40и сл.), отдан во власть Сына. Но, конечно, только с неба, с небесного престола Христос может эту власть осуществить, сделать действительной для бесчисленных миллионов людей, рассеянных по всей земле (а власть эта, раз она дана, не может, не должна остаться у Христа неиспользованной на благо человечества и на славу имени Божия). Следовательно, Господь имеет полное право и основание просить Отца о том, чтобы Он прославил Его и по человечеству высшей, небесной славой. «Да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную». Сейчас Христос сказал о том, что данная Ему власть над всем человечеством должна осуществиться. Но как, в каком направлении осуществится эта власть Он еще не определил. Она может сказаться и в том, что Христос спасет многих людей, но, несомненно, в силу той же власти Христос на последнем суде и осудит многих за их нежелание принять спасение из Его рук. Теперь Он говорит определенно, что спасение или, иначе,  «вечную жизнь» (ср.  Ин.3:15) Он хочет, согласно с волей Отца, дать не всем, а только тем, кого отдал, кого особенно привлек к Нему Отец как достойных спасения (ср.  Ин. 6:37, 39, 44, 65).

http://bible.predanie.ru/nedelya-7-aya-p...

Очистите (καϑαρσατε) руки, грешники, освятите (γνσατε) сердца двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач и радость – в печаль. 10. Смиритесь пред Господом, и Он вознесёт вас на высоту христианской веры и добродетелей (ср. 1:9). 8. Увещание против злословия и осуждения ближних 4:11–12. В связи с увещанием к смирению (4:10) апостол обличает грехи против него. Указание на противоположность между гордостью и смирением господствует в увещаниях до 5:12. Прежде всего, против смирения грешил всякий, злословящий брата, или судящий его. При этом вместо того, чтобы подчиняться закону и суд представлять Господу, люди становятся выше закона. И апостол, во-первых, даёт наставление таковым. 11. Не злословьте друг друга, братия, ибо кто без милости к брату злословит его или кто, превозносясь над ним, судит брата своего, тот злословит закон, нарушением закона милости показывая, что он непригоден для жизни, и судит закон, вместо того, чтобы подчиняться ему. А если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, а законодатель и судья людей. Но к этому ты не призван. 12. Единый законодатель и судья – Могущий спасти и погубить (ср. Мф. 10:28 ). А ты кто, который судишь ближнего? Ср. Рим. 2:1 , к форме речи – Рим. 9:20; 14:4 . Слав.: друга; Рус.: другого по L К Эфиоп. 9. Увещание против самонадеянного распоряжения течением своей жизни и своими делами 4:13–17. Во-вторых, против смирения грешили те, которые не смотря на то, что человеку не известно, какой вид примет его завтрашняя жизнь, в самонадеянности с уверенностью распоряжались своей жизнью и говорили о предприятиях на год, вместо того, чтобы помнить и исповедовать зависимость того и другого от Господа. Апостол обличает здесь, очевидно, торговцев. 13. Теперь послушайте вы, говорящие: сегодня или 101 завтра отправимся в такой-то город и проживём там один год, и будем торговать и получать прибыль, обличает апостол самомнение таковых, 14. Вы, которые не знаете, какова ваша жизнь будет завтра 102 , ибо ваша жизнь есть 103 пар (ср. Деян. 2:19 ): τμς, курение), являющийся на малое время, потом исчезающий (ср. Лк. 12:16–21 ; Притч. 27:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Не о всех вас говорю — речь о значении умывания ног прерывается мыслью о предателе, который исключил себя из общины, объединённой любовью к Иисусу. Я знаю, которых избрал — эти слова могут значить или “Я знаю, кого Я воистину избрал, и среди этих избранных нет Иуды”, или “Я знаю тех, кого Я избрал, и поэтому знаю, что Иуда, несмотря на то, что был избран Мной, предаст Меня”. Ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою — цитата из Пс 40:10, причём перевод с еврейского у Иоанна не совпадает с Септуагинтой. Глагол со значением ‘есть’ — то же самое mrugein, которое используется в отрывке о Хлебе Жизни (6:54–57), то есть может подразумеваться евхаристический хлеб, недостойным причастником которого при таком понимании стал Иуда. Поднял на Меня пяту — по-видимому, здесь идиоматическое выражение, которое означает ‘презирать, отвергать, насмехаться’. Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось — ср. 14:29. Слова Иисуса непонятны в тот момент, когда Он их произносит (см. ст. 7), но их вспомнят потом, и их смысл будет понят учениками благодаря действию Духа (14:26). Дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я — ср. 14:29; о выражении ™gu e„mi ‘это Я’, букв. ‘Я есмь’, одном из центральных в Евангелии от Иоанна, см. комментарий к 6:35 7 ; здесь оно без именной части сказуемого, как в 8:24, и отсылает к Ис 43:10 (чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я). К ст. 20 ср. Мф 10:40 и параллельные места. Принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня — и в миссии Иисуса, и в миссии Церкви миру открывается Сам Бог. Иисус совершает дела Отца (5:19), видеть Его — значит видеть Отца (1:18; 14:9), ученикам предстоит совершить дела ещё более великие (14:12), и их любовь друг к другу — откровение единства Сына и Отца (13:35; 15:9–10). Иисус возмутился духом — ср. 11:33 (восскорбел духом и возмутился); Додд усматривает тут отсылку к Пс 41:6. Засвидетельствовал — ср. употребление этого слова в 1:32 и 4:44. Предсказание о предательстве в Ин буквально совпадает с Мк 14:18.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

2.4. Но думаю, что повод для порочения Моисея предоставляют и те, кто, когда, например, читают книгу Левит или совершается чтение из книги Чисел, не показывают, как написанное «в загадках» должно понимать «явно» (ср. Чис.12:8 ), то есть не объясняют духовно то, что сказано в законе. Ибо те, кто слышат, как в церкви читают об обрядах жертвоприношений или о соблюдении суббот или о чем другом подобном, неизбежно раздражаются и говорят: «Зачем читать это в церкви? Что проку нам от иудейских наставлений и соблюдения предписаний отверженного народа? Все это относится к иудеям, и пусть они им и следуют!» И чтобы слушателям не случались подобные препятствия, нужно потрудиться и постараться обрести знание закона, чтобы понимать и объяснять читаемое согласно тому, что «закон духовен» (ср. Рим.7:14 ), дабы не дать повода неискушенным и неопытным через их ученость, а, вернее, праздность и нерадение, укорять Моисея; но обратимся к Господу, чтобы Он снял для нас «покрывало» (ср. 2Кор.3:16 ) буквы, дабы предстал перед нами Моисей не в искаженном обличье, но в славном и достойном, и тогда мы не только не станем укорять Моисея, но восхвалим и прославим его за величие его суждений. 2.5. «И воспламенился гнев Господа на них, и Он отошел. И облако отошло от скинии, и вот, Мариам покрылась проказою, как снегом» ( Чис.12:9–10 ). Гнев Господа воспламеняется на тех, кто клевещет и злословит. Однако в сказанном «И облако отошло от скинии, и вот, Мариам покрылась проказою, как снегом» следует обратить внимание на то, что сначала «отошло облако», а затем «Мариам покрылась проказою» (ср. Чис.12:10 ). Этим показано, что если в ком-то есть благодать Духа Святого и он клевещет и укоряет, то после этого осуждения она отходит от него, и душа его покрывается проказой. Ведь и эти первоначальные люди имели в себе благодать Божью, но когда отверзли они свои злоречивые уста на истинного Моисея, Господа нашего Иисуса Христа, «облако отошло» от них и перешло к нам, «на гору высокую», где Спаситель наш «преобразился», и «облако светлое осенило» учеников Его, «и се глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф.17:5 ). Так вот, после этого «Мариам покрылась проказою». Мариам стала прокаженной не тогда, когда облако присутствовало, но когда оно «отошло» (ср. Чис.12:10 ). Ибо пока Бог был с этими людьми, они не были прокаженными; но когда оно отошло, бесчестье покрыло лицо их. Так устрашимся же, как бы это облако не оставило нас из-за нашего злоречия, злодеяния и зломыслия; ибо когда благодать Божья отойдет от нас, явится в нас проказа греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

И потому предстоит Он «ныне за нас пред лице Божие» (ср. Евр.9:24; 7:25 ); Он стоит перед жертвенником, чтобы принести Богу за нас жертву умилостивления; и так как Он готов был подойти к нему, то сказал: «Не буду пить от лозы сей виноградной до того дня, когда буду пить с вами новое вино». И поэтому Он ожидает, что мы обратимся, последуем Его примеру, пойдем по Его стопам, и будет Он ликовать с нами и пить с нами вино в Царстве Отца Своего. А пока, так как «щедр и милостив Господь» ( Пс.102:8 ), Он «радуется с радующимися и плачет с плачущими» (ср. Рим.12:15 ) с еще большим чувством, чем Его Апостол. Особенно оплакивает Он тех, «которые согрешили прежде и не покаялись» (ср. 2Кор.12:21 ). Ибо не следует думать, что Павел скорбит о грешниках и плачет о согрешающих, а Иисус Господь мой удерживает слезы, когда приступает к Отцу, встает перед жертвенником и приносит за нас жертву умилостивления. Он приступает к жертвеннику, а не пьет вино веселья, ибо ощущает горечь наших грехов. Потому и не хочет Он один пить вино в Царстве Божьем; Он ждет нас, как и сказал: «До того дня, когда буду пить с вами новое вино» ( Мф.26:29 ). Вот и выходит, что мы, пренебрегая своей жизнью, отсрочиваем Его веселье. Он ждет нас, чтобы «пить от лозы сей виноградной». От какой лозы? От той, образом которой Он был: «Я есмь лоза, а вы ветви» ( Ин.15:5 ). Поэтому Он также говорит: «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» ( Ин.6:55 ). Ибо воистину «моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое» ( Быт.49:11 ). Что это значит? Он ожидает веселие. Когда Он его ожидает? Он говорит: «Когда совершу дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (ср. Ин.17:4 ). Когда Он совершит его? Когда соделает меня, самого последнего и грешнейшего паче всех человек, законченным и совершенным, – тогда совершит Он это дело. Ибо пока я остаюсь несовершенным, Его дело не совершено. И до тех пор, пока я не покорюсь Отцу, нельзя сказать, что и Сам Он покорился Отцу (ср. 1Кор.15:28 ). Не то чтобы Ему Самому необходимо стать покорившимся Отцу, но ради меня, в ком Он еще не совершил порученное Ему дело, сказано, что Он не покорился, ибо, как мы читаем: «Вы – тело Христово, а порознь – члены» ( 1Кор.12:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Но и ты, кто следуешь за Христом и подражаешь ему, если пребываешь в слове Божьем, если «о законе Его» размышляешь ты «день и ночь» (ср. Пс.1:2 ), если исполняешь Его повеления, всегда остаешься в святилище и никогда не выходишь из него. Ибо не в святом месте должно искать нам убежища, но в делах, в жизни и в нравах. И если они соотносятся с Богом, с Его повелениями, то даже если находишься ты дома, даже если на торжище – да что я говорю, на торжище – даже если сидишь в театре и усердно служишь слову Божьему, не сомневайся, что ты – в святилище. Или ты не веришь, что Павел, когда входил в театр или «в ареопаг» (ср. Деян.17:19 ) и во всеуслышание проповедовал афинянам Христа, был в святилище? И когда он проходил мимо капищ и идолов афинских, где нашел надпись «неведомому Богу», с которой он начал свою проповедь о Христе, «проходя и осматривая святыни» язычников (ср. Деян.17:23 ), был он в святилище, ибо имел священные помыслы. Так и всякий, кто после того, как обрел благодать Божию, наблюдает за собой, чтобы не совершать ему «убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства» (ср. Мф.15:19 ) и прочего подобного этому, но оставаться чистым от всякой заразы греха, не выходит из святилища и не «бесчестит святилище Бога своего», ибо на нем священный «елей помазания» Бога его (ср. Исх.29:7 и далее). Как может «елей», о котором написано в книге Исход, согласно буквальному пониманию, быть назван елеем Бога, если его изготовил аптекарь? Если же хочешь увидеть елей Бога, послушай, кто, по словам пророка, помазан елеем Бога; без сомнения, тот, о ком он говорит: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» ( Пс.44:8 ). Поэтому только «великий Священник» может быть помазан елеем Бога, и на Нем всегда будет священный «елей» Божьего «помазания». 5 . Но что прибавлено дальше? «В жену пусть берет девицу из рода своего; вдову, или отверженную, или опороченную, или блудницу, пусть не берет, но берет в жену девицу из рода своего; да не порочит он семени своего в народе своем, ибо Я Господь, освящающий его» ( Лев.21:13–15 ). И так как порядок всего изложения мы применили ко Христу, истинному «великому Священнику», посмотрим теперь, как следует понимать Его брак.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Представь себе человека, который молился Богу всегда (Ср. Деян.10:2 ), но не знал Того, Его же единым именем подобает спастися всем (Ср. Деян.4:12 ). И что же? Постоянная его молитва свела с неба ангела, и из язычника сделала христианина (Ср. Деян.10:48 ). И что удивительного в том, что сделала молитва с Корнилием; когда молитвою можно испросить на помощь более двенадцати полков ангелов (Ср. Мф.26:53 )? Молитва веры спасла народ, уже определенный Богом на истребление от лица земли. Шестьсот тысяч израильтян готовы были погибнуть в пустыне за идолопоклонство свое, и один только Моисей мог за них ходатайствовать; и вот он молится о спасении их. Но судьба их уже была решена, и Господь потому говорит Моисею; ныне остави Мя; возъярився гневом на ня, погублю их ( Исх.32:10 ). Погибель, кажется, неизбежна; однако Моисей не перестает просить, и что же опять производит неотступная молитва? И умилостивися, – сказано, – Господь о зле, еже рече сотворити людям Своим ( Исх.32:14 ). Вот что делает молитва , когда бывает настойчива! Потому и Господь притчею учит нас, представляя человека, пришедшего в полночь к своему другу и просящего взаймы три хлеба, и говорит: если не даст ради дружества, то по неотступности его, вставши, даст ему, сколько просит ( Лк.11:8 ). Такая усердная и постоянная просьба вдовы заставила и непреклонного судью сделать ей милость: накажу, говорит, врага ее, чтобы она больше не беспокоила меня (Ср. Лк.18:2–5 ). Слышишь, что говорит судья неправедный, – Господь поучает нас, чтобы мы не отступали от молитвы, – Бог ли, любящий правду, не защитит вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их ( Лк.18:7 )? Пусть кто почитает себя ни другом и ни рабом Христовым, но просто псом; и его усильная молитва будет исполнена, и притом еще с великою похвалою. Сему примером служит жена хананеянка, то есть богопротивного рода Ханова, которая шла за Иисусом и кричала: помилуй меня, Сыне Давидов! дочь моя жестоко беснуется. И не было ей никакого ответа. Заступаются ученики Христовы и говорят: отпусти ее, потому что кричит за нами.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010