Здесь проявляется ригоризм Тертуллиана-монтаниста.    Ср.: Быт. 1:28.    Интерполяция, по мнению Кройманна.    См.: Быт. 1:28.    См.: Исх. 20:14.    См.: Исх. 20:17.    Ср.: Лее. 20:11—12, 14, 17, 19—21.    Ср.: Лев. 20:13.    Ср.: Лев. 20:15—16.    Т. е. согласно монтанистам.    Is colliget, qui sparsit. Ср.: «Время разбрасывать камни, и время собирать камни (tempus spargendi lapides et tempus colligendi), время обнимать, и время уклоняться от объятий» (Еккл. 3:5).    В Библии нет соответствия этому пассажу (ср.: Мф. 3:10; Лк. 13:6—9). О любви Тертуллиана к примерам, заимствованным из сельского хозяйства (выше он сравнивал Маркионова бога с несуразным крестьянином, орошающим землю, которая не приносит плода, Tert. Adv. Marc., 1,28,4; см.: Tert. Adv. Marc., II, 4,2), см.: Тертуллиан. Апсшогетик. К Ска-пулеПер. с лат., вступ. ст., коммент. и указатель А. Ю. Братухина. СПб., 2005. С. 205—207, прим. 163.    В Писании говорится об обратном: Ин. 4:37—38.    См.: 1 Кор. 7:29.    Ср. выше: Tert. Adv. Marc., 1,28,2—3.    У Тертуллиана здесь получился, очевидно, невольно намек на серп Сатурна (ср.: Теп. Ad nat., II, 12,10—11, 14, 17).    Конъектура, которую предложил Келлнерус. В рукописи: «после вырубки».    Так в рукописи. Oehler предлагает конъектуру: «жатву, урожай».    См.: 2 Кор. 12:9.    Ср.: Исх. 1:22.    Конъектура Кройманна. В рукописи: «если бы выступил».    Конъектура Кройманна. В рукописи: «Ты заслуживал бы благодарности, о, богеретиков, если бы ты выступил против установления Творца " · Книга II 1. Благодаря случаю, приведшему к преобразованию этой небольшой работы (со слов о том, что с ней случилось, мы начали первую книгу), мы получили возможность, пересматривая направленное против Маркиона дело, касающееся двух богов, уделить каждому из них посвященный ему том в соответствии с разделением материала, устанавливая, что одного бога вообще нет, и утверждая, что другой по справедливости является Богом, поскольку так было угодно понтийцу: одного — ввести, другого — исключить.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

6—9). — Не пощадил (ср. ст. 4), как праведный Судия. — Первого мира: точнее — древнего мира, допотопного, или предпотопного. Мира вообще, а не человеческого только рода, ибо по суду Божию все живо истреблено было потопом. — В восьми душах: Ной, его жена, три его сына и три их жены. И в первом своем послании (3, 20) апостол выразительно указывает на малое число спасшихся с Ноем от потопа, и это малое число противополагается большому числу безбожных, как и вообще Писание всегда указывает, что мало спасающихся и избранных и в ветхозаветном, и в новозаветном домостроительстве спасения. — Проповедника правды: он (Ной) один противостоял древнему, ему современному, миру, возвещал его нравственную порчу и порочность и требовал перемены жизни, или покаяния. Правда здесь принимается в общем смысле послушания Божественной воле и благочестия. — Навел потоп: повествование об этом содержится в книге Бытия гл. 6 и далее.   6—8. Третий пример суда и наказания нечестивых и избавления благочестивых, — содомляне и Лот. — Города Содомские и Гоморрские: не только Содом и Гоморра, но и прочие города бывшей земли Содомской и Гоморрской, из коих более важными были Адама и Севоим, называются общим именем содомских и гоморрских; все эти города стали как бы нарицательными названиями вместо собственных. Все они со всеми жителями их были истреблены (Быт. 10:19; 19,24—25; Втор. 29:23). — Осудив на истребление, за их вопиющий на небо крайне неистовый разврат (Быт. 13:13; 18, 20; 19, 5 и далее; ср. Ис. 3:9; Иез. 16:49—50), превратил в пепел: усиленное выражение истребления страшным вулканическим извержением, которым они и всё, что в них, были разрушены (ср. Мф. 10:15 и прим.). — Показав пример и проч.: истребление нечестивых содомских городов нередко и в Ветхом, и в Новом Завете приводится в пример суда и наказания Божия за нечестие и разврат. — Лота избавил, чрез Ангела Своего (Быт. 19:15 и далее). Живя между ними: как странник, или пришлец (Быт. 19:9), ежедневно мучился, в смысле — постоянно, непрерывно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

620 О. Pfleiderer: Der Paulinismus, S. 22–23. 13. 78. 144–145; Das Urchristenthum, S. 164 flg.; The Influence of the Apostle Paul, p. 60–61. 621 Cp. к сему F. Weber, Die Lehren des Talmud: S. 46 (восполнение недостатка знания Торы); 49 (усиление своей молитвы заслугами предков); 50. 292 (капитал добродетелей, выплачиваемый в будущей жизни, и проценты, коими человек пользуется здесь – на земле); 53. 280. 313. 318 (святость праотцев – необходимое восполнение для слабых и [S. 56. 265] сообщает всему Израилю характер непорочности, поскольку [S. 282] это национальное достояние); 224 (смерть невинных детей избавляет грешных родителей); 352 (умершие вне Палестины будут воскрешены ради заслуг Моисея, погребенного за ее пределами именно с этой целью). 622 Pfleiderer, Das Urchistenthum, S, 170; см. F. Weber, Die Lehren des Talmud, S. 284=Jüdische Theologie, Lpzg 1897 (cp. стрн. 186, прим. 17), S. 296. 623 В своем Essai de critique littéraire et théologique под заглавием «Les apocalypses juives» (Paris 1892) Eugène de Faye не без основания полагает (p. 112 et not.), что вся раввинская теория оправдания и умилостивления имела национально-этический интерес – обеспечить спасение для всех членов дома Израилева. 624 Cp. Liber Esdrae quartus 8:29, где Салафиил просит Бога о помиловании по вниманию к тем, qui legem, tuam splendide docuerunt у O. Fritzsche, Libri V. T. pseudepigraphi, p. 48, и у Ad. Hilgenfeld Messias Judaeorum, libris eorum paulo ante et paulo post Christum natum conscriptis illustratus, Lipsiae 1869, p. 148. 628 F. Weber ibid., S. 299. 334=Jüdische Theologie, S. 312. 348. Ср. Fz. Delitzsch, Brief an die Römer, S. 81–82 (к 5:10). 629 F. Weber ibid., S. 252=Jüdische Theologie, S. 261–262. 409. Cp. A. Edersheim, The Life and Times of Jesus the Messiah, vol. I (London 1884: second edition), p. 509. 631 Достойно внимания, как понимали и высшие и низшие в Израиле свое избавление, если они говорили, что Христос должен спасти Себя сошествием со креста (Мф. 28:40 сл.). 632 Ср. Prof. Ernest D. Burton, Saul’s Experience on the way to Damascus в «The Biblical Worlds 1893 (Chigago), I, p. 14–15. Spiritual Development of St. Paul by the Rev. George Matheson, Edinburg and London 1892 (third edition), p. 34. Geschichie des jüdischen Volkes Zeitalter Jesu Christi von Prof. Emil Schürer, Bnd II (Lpzg 1886), S. 466. The Jewish and the Christian Messiah: A Study in the Earliest History of Christianity. By Vincent Henry Stanton. Edinburgh 1886. P. 122–125.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

31 В поздних изданиях этого перевода используется слово «старшие», но только в Откровениях по отношению к 24 старцам у Божьего престола. 32 Мне поручали также большинство исторических предметов, касавшихся правителей и истории Египта, Ассирии, Вавилона (только правителей), Me до–Персии и других стран. 33 Она занимала 27 страниц (с 322 по 348), В пересмотренном издании 1988 года она уменьшилась до 20 страниц, и это было самым крупным изменением в издании. 34 «Помощь в понимании Библии», сс. 326–328, 330, 331. 35 В 1978 году согласно финансовому отчету, представленному Правлению, капитал Общества составлял 332 миллиона долларов. 36 Рим. 1:14 . 37 См. Исх. 20:16 ; Лев. 19:16 ; Пс. 14:3 ; 1Пет. 2:21–23 . 38 Пр. 17:17. 39 2Кор.5:11, 12; 7:2, 3 . 40 Мф. 12:36, 37 . 41 См. Пс. 36:5–9, 32, 33 ; Рим. 12:17–21 ; 1Пет. 2:21–23 . 42 «Сторожевая башня» от 15 августа 1982 года, рассматривая слова апостола Иуды о тех, кто «злословят высокие власти» (буквально: «злословят славных» — прим. персв.), (ст. 8), утверждает, что в число этих «славных» входят «назначенные христианские надзиратели», и предупреждает об опасной «тенденции пренебрегать властью, данной Богом» (см. также выделенную информацию на с. 29 того же номера журнала). 43 См. книгу «Все Писание богодухновенно и полезно», изданную в 1963 году, с. 341. 44 Деян. 4:5–23; 5:17–40 . 45 Мф. 5:11, 12 ; ср. Иак. 5:10, 11 . 46 См. 1Кор. 11:1 ; Еф. 5:1 ; 1Пет. 2:21 . 47 Термин «верный и благоразумный раб» взят из притчи Иисуса в Мф. 24:45–47 ; число 144000 взято из Отк. 7:4 и 14:3. 48 См. Книгу года Свидетелей Иеговы за 1983 год, с. 31. 49 В то время членами корпорации являлись Натан Норр, Фред Франц. Грант Сьютер, Томас Салливан, Мильтон Геншель, Лайман Суингл, Джон Гро (эти семь человек являлись также директорами Общества Сторожевой Башни), далее Уильям Джексон, Лео Гринлис, Джордж Гэнгас, Реймонд Франц. Салливана, Гро, Норра, Сьютера и Гринлиса сейчас нет в живых. 50 Все Правление собирается каждую среду. 51 Высшее образование обычно не одобряется, потому что считается, что оно может привести к потере веры и что атмосфера в учебных заведениях побуждает к развитию безнравственности.

http://azbyka.ru/krizis-sovesti?full_tex...

Так и о Боге Отце говорит пророк: «яко да оправдишися во словесех Твоих» ( Пс.50:6 ). Ибо хотя Бог и не видит никакого плода от Своего о нас попечения, однако же со своей стороны исполняет все, дабы людям бесстыдным не оставить ни малейшего повода к безрассудным сомнениям» ( Злат.). «Когда уже, говорит, ни Иоаннова, ни Моя жизнь не нравится вам, и вы отвергаете все пути спасения, то Я – премудрость Божия – оказываюсь правым не пред фарисеями, а пред чадами своими, и вы уже не будете иметь оправдания... ибо Я со Своей стороны исполнил все; а вы неверием своим доказываете, что Я правил, как не опустивший ничего» (Феофил.). «Тогда начал укорять» и пр.: к укоризне, обращенной к «роду сему» ( Мф.11:16 ), Господь присоединяет укоризну в частности жителям тех городов, «в которых наиболее явлено было сил Его», т.е. необыкновенных действий, знамений и чудес, которые могли обратить к вере в Него сердца неверующих и пробудить в них покаяние, необходимое для вступления в царство Мессии. – «Хоразин, Вифсаида»: небольшие города недалеко от Капернаума; впрочем положение их в точности неизвестно, по крайней мере первого из них. – «Вифсаида» буквально значит дом ловли; по своему местоположению, кажется, на самом берегу (западном) Галилейского озера, городок, вероятно, производил обширную ловлю рыбы. Апостолы Андрей, Петр и Филипп были родом из этого города ( Ин.1:44 ). Городок этот отличается от другой Вифсаиды, названной Юлиею в честь Юлии, дочери Римского императора, и лежавшей в нескольких верстах к северо-востоку от Галилейского озера. О силах, явленных в Хоразине и Вифсаиде, в Евангелиях не сохранилось сказаний ( Ин.20:30 ). – «Тир и Сидон»: финикийские города, некогда богатые, великолепные, славившиеся особенно своею торговлею. Они расположены были по берегу Средиземного моря к северо-западу от Иудеи и потому хорошо были известны евреям. Из Тира Соломон получал большую часть материалов для постройки Иерусалимского храма ( 2Пар.2:11–16 ). Сидон первоначально входил в пределы колена Асирова ( Нав.19:28 ); но это колено никогда не смогло овладеть им ( Суд.1:31 ). Эти города были очень древни и славны по своей морской торговле. Жители их, известные своею роскошью, были некогда первыми морскими торговцами тогдашнего мира (ср. Ис.23 ; Иез.26:4–14 ). Впрочем блеск их значительно померк около времен Спасителя, сравнительно с прежним, под ударами Вавилонян, Египтян и Римлян, во исполнение древних иудейских пророчеств о них. – Даже и эти роскошные и порочные города, говорит Господь, покаялись бы и обратились к вере в Бога и обещанного людям Мессию, если бы в них соделаны были те необычайные дела, какие Спаситель совершал в помянутых городах галилейских. – «Во вретище и пепле»: вретище – широкая одежда из грубой ткани, одежда по преимуществу бедных. Ее надевали и богатые в знак печали и скорби; знаком того же служило посыпание пеплом или пылью головы ( Иов.1:20, 2:12 ; Иер.6:26 ). – Отраднее будет: см. прим. к Мф.10:15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Апостолы же и пр.: третья черта, касающаяся главных только представителей общества, это – сила проповеди апостольской о воскресении Господа Иисуса. Воскресение Господа – основание христианской веры ( 1Кор.15:14 ) и было основанием всей апостольской проповеди, как средоточный пункт всей проповеди. Посему выражение не означает, что апостолы проповедовали только о воскресении Христовом. Проповедь их была с великою силою: дарованной им по молитве их и всех верующих (ст. 29), вопреки угрозам и прещению синедриона. Четвертая черта: великая благодать была на всех их: т.е. не только на апостолах, но и на всех верующих. Под благодатью разумеется здесь не любовь народа к верующим (как в Деян.2:47 ), но благодать Божия, в высокой степени явленная в них и через них во всей жизни церкви ( 1Кор.15:10 ). Пятая черта – отсутствие в обществе бедных, нуждающихся в чем-либо необходимом для жизни внешней. Это было следствием, с одной стороны, братского общения имений (ст. 32), с другой – следствием учреждения под ведением апостолов общей кассы, из коей удовлетворялись потребности нуждающихся. – Ибо все, которые владели и пр.: собственно – кто (σοι) владел; мысли, что все непременно продавали, в выражении нет; представленный же далее пример (один) говорит, кажется, против всеобщности этого обычая. Вероятно, каждый по своей доброй воле (ср. Деян.5:4 ) продавал или не продавал имение свое, но так как дух этого первого общества был очень высок, то, вероятно, продававших было много. Из выручаемых таким образом денег и составлялась общая касса. – Продавая их: как не видно из текста, чтобы все продавали имения свои, так не видно и того, чтобы продающие продавали все, что имели, не оставляя ничего себе в собственность. Вероятно, каждый желающий внести в общую кассу продавал из имения своего что хотел. Значит, продавать ли – не продавать ли и сколько продавать было делом доброй воли и совести каждого и определялось степенью братской любви каждого; а так как эта любовь была сильна, то продавали многие и много и – из сей кассы давалось нуждающимся кто в чем нуждался. – Полагали к ногам апостолов: в полное их распоряжение и ведение. Апостолы, как учителя, представляются сидящими (ср. Лк.2:46 ; Мф.3:1 и прим.) и у ног их полагаются пожертвования. Можно предполагать, что это происходило в торжественных, может быть богослужебных собраниях общества, когда апостолы поучали верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Рим. 10:9), так что если Христос не воскрес, то тщетна и вера наша, тщетно и упование наше, тщетна и проповедь евангельская (1 Кор. 15:14, 17). В последнем случае выражение будет значить, что живость упования христиан, к которому они возрождены, основывается на воскресении Иисуса Христа, так что если бы Христос не воскрес, то упование это не было бы живым. Последняя мысль имеет свое основание в первой, как частная в общей или подчиненная в главной, а потому первое толкование должно быть предпочтено последнему, или, лучше, они должны быть взаимно соединены, как восполняющиеся. «Упование... живое. Откуда оно имеет жизнь? — От воскресения Иисуса Христа из мертвых. Ибо Он как Сам воскрес, так и приходящим к Нему чрез веру в Него дает тоже силу воскреснуть» (Феофилакт). К наследству и проч.: то есть христиане возрождены для получения наследства, которое созерцается в духе упованием живым. Образ речи взят с наследования древле евреями земли обетованной. Аврааму обещано было, что потомство его наследует эту землю (Быт. 15:18), и оно вступило в это наследие, как законные дети вступают в наследие отца. В Новом Завете этот образ употребляется для означения вечных духовных благ в Царстве Христовом, которые получат верующие во Христа и здесь, на земле, и там, на небе, если будут достойны сего (Мф. 5:5; 21, 38; Лк. 12:13), получат как чада Божии, а следовательно, и наследники (Гал. 4:7; Евр. 9:15; ср. Гал. 3:29). Впрочем, здесь по ходу речи разумеется, собственно, вечное блаженство в будущем Небесном Царстве Христовом (хранящемуся на небесах), поколику здесь, на земле, христиане — только странники и пришельцы, а там, на небе, будут полноправными гражданами (см. прим. к ст. 1), вступят вполне в наследство духовными сокровищами блаженства. Превосходство этого наследства, или сокровища, пред всяким земным наследством, или сокровищем, изображается следующими возвышенными чертами: 1) оно нетленное, оно не подвержено никакой порче и тлению и, следовательно, уничтожению, как всякие сокровища земные (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    17Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех. 17. Эти предостережения, обличения и увещания апостол заключает общею мыслию, что кто разумеет делать добро, но не делает, тот грешит и, следовательно, подлежит ответственности. Грех неведения освобождает иногда человека от ответственности и не вменяется ему, как бы не грех; но если человек знает волю Божию и не исполняет — он грешник ответственный. Это — то же, что говорил не раз Сам Христос (Лк. 12:47 и далее; Ин. 15:22; ср. прим.). Глава 5. Обличение богатых жестокосердых (1—6). Наставления: о долготерпении в злостраданиях (7—13), о елеопомазании (14—15), об исповеди (16—18), о обращении заблуждших (19—20).     1Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. 1. Послушайте вы, богатые и проч.: от купцов, торгующих и получающих прибыль (4,13), апостол обращается к богатым. Речь идет, как видно из дальнейшего, не о всех богатых, а только о жестокосердых и несправедливых в отношении к другим богатых, и речь к ним обращает апостол грозную; и по тону, и по выражению она имеет характер карательных речей ветхозаветных пророков. Эти богатые были ли члены христианского общества или неверующие иудеи, притеснявшие в делах обыденной жизни бедных христиан, принужденных работать на них? Вероятнее — первое, то есть что они были христиане, притеснявшие своих единоверцев, вероятнее — потому, что и выше, где говорится о богатых (1, 5, 9, 10, 27; 2, 2 и далее; 4, 1 и далее), речь идет также о христианах, хотя нет сомнения, что речь имеет свое полное значение и для неверовавших иудеев, потому что подобное отношение богатых к бедным (ст. 4, 6) противно не только закону христианскому, но и Моисееву. — Апостол в речи своей против богатых жестокосердых, во- первых, изображает суд Божий, грядущий на них (ст. 1—3), и, во-вторых, характеризует их поведение как основание, или причину, имеющего совершиться над ними суда (ст. 4—6).— Плачьте и рыдайте о бедствиях и проч.: это не слезы покаяния от сознания своих грехов (как 4, 9), а слезы страха и ужаса пред лицом грядущего суда Божия в грядущих бедствиях (как Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Лк.14:25–27 . «Не возненавидит отца своего» и пр.: подобное наставление у ев. Матфея выражено мягче ( Мф.10:37 ) – «кто любит отца или мать более, нежели Меня». Здесь у ев. Луки имеется в виду то же столкновение обязанностей естественной привязанности к родным и следования за Христом – в крайнем развитии, и потому выражения напряженнее. «Смотри же, в простоте своей и неопытности, не соблазнись этим изречением. Ибо Человеколюбец не бесчеловечию учит, не самоубийство внушает, но хочет, чтобы искренний Его ученик ненавидел своих родных тогда (только), когда они препятствуют ему в деле богопочтения, и когда он, при отношениях к ним, находит затруднения в совершении добра» (Феофил.). Если эти плотские привязанности представляют решительные препятствия к последованию за Христом, если надобно избирать или то или другое, то надобно решительно отказаться от первых, возненавидеть их ради Христа и, разорвав с ними все, решительно последовать за Христом. Ненависть есть чувство противохристианское, когда оно стоит в прямой противоположности с заповедью о любви; но не заключает в себе Ничего безнравственного, если она направляется против того, что решительно отклоняет человека от высшего его назначения, от спасения его собственной души. Самому Богу любви человекообразно приписывается ненависть ( Рим.9:13 ). – «И самой жизни своей»: собственно души своей ( ψυχ). Душа в противоположность духу ( πνε’υμα) берется здесь как начало греховное в человеке (ср. 1Кор.2:14–15 ), и это начало греховное, препятствующее человеку последовать за Христом и достигать нравственного духовного совершенства, должен возненавидеть человек, стремящийся к этому последнему. – «Кто не несет креста своего» и пр.: см. прим. к Мф.10:38 . Это наставление о самоотвержении, необходимом для последователей Христовых, Господь подтверждает приточными изречениями, взятыми из обыденной жизни: о желающем строить башню ( Лк.14:28–30 ), о войне между двумя царями ( Лк.14:31–32 ) и о соли ( Лк.14:34–35 ). Как и во всяких приточных изречениях, не каждая черта и здесь имеет существенное значение; важна собственно цель приточных изречений и общий смысл их.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

– Не положил (Бог) в этом свидетельстве своем о способности язычников к вступлению в царство Христово никакого различия между нами – христианами из иудеев и ими – христианами из язычников, даровав им Св. Духа, как и нам, и верою очистив сердца их, т.е. всю внутреннюю духовную жизнь их, так что нечистого, языческого уже не оставалось в них, принявших Духа Св. В этом выражении – верою очистив – ясное указание на глас Божий, бывший Петру в видении: что Бог очистил, ты не почитай того нечистым ( Деян.10:15 ). Бог очистил именно сердца язычников и очистил верой, а не внешним обрезанием, которое иудействующие хотели ввести в христианство как необходимое. Не обрезание значит нужно для очищения сердца, а вера; нравственная чистота сердца предполагает уже примирение с Богом и, следовательно, сие примирение совершается и помимо обрезания, которое, таким образом, и является для христиан из язычников совсем не нужным. «По вере одной, говорит, они получили то же самое… Это может научить, что нужна одна вера, а не дела (закона Моисеева) и не обрезание» (Злат., ср. Феофил.). – Если же так, что же вы ныне искушаете Бога и пр.: желание возложить иго закона Моисеева на христиан из язычников апостол называет искушением, как бы попыткой отклонить Бога от того способа принятия язычников в царство Христово, который Он принял и засвидетельствовал ясно дарованием им Духа Св. (ср. прим. к Мф.4:1 ). «Что искушаете Бога? Что не веруете, говорит, Богу? Что искушаете Его, как будто Он не силен спасти верою?» (Злат.). Под игом, которое желали иудействующие возложить на выи учеников, разумеется не обрезание само по себе, но весь закон Моисеев со всеми его правилами и предписаниями. Это иго апостол называет невыносимым, таким, которого не могли понести ни отцы наши, т.е. все предки настоящего поколения, ни мы, все обратившиеся ко Христу из иудеев, вместе и с иудействующими, теперь защитниками обязательности этого закона и в христианстве; не могли понести, т.е. не могли исполнить всех требований, правил и предписаний этого закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010