Во-первых, по свидетельству книги Деяний, действиями св. Филиппа руководил в данном случае Дух Божий ( Деян.8:29 ); во-вторых, в указанном месте вовсе не сказано того, о чем у нас идет речь, т. е. чтобы диакон Филипп изъяснил пророчество Исаии в смысле искупительных страданий Иисуса Христа, а просто сказано: «Филипп отверз уста свои и, начав от сего писания (ρξμενος π τς γραφς τατης), благовествовал ему (евнуху) об Иисусе», т.е. данное место послужило диакону Филиппу точкою отправления, поводом (а не темою) благовествовать об Иисусе Христе. – Чрезвычайно важно здесь иметь в виду то, что апостолы были все поражены смертью Иисуса Христа, и разбежались. Достаточно прислушаться к откровенной беседе двух учеников, на пути в Эммаус ( Лк.24:13–24 ), чтобы видеть, какой неожиданный удар нанесла вере учеников смерть Христа. В особенности режут по сердцу следующие слова: «А мы надеялись было, что Он есть тот, который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло» (т. е. умер Христос). Апостол Павел, который потратил столько времени и сил на то, чтобы убедить своих читателей из иудеев (и язычников) в важности и необходимости смерти Иисуса Христа, ни разу не сослался на учение ветхого завета о крестной смерти Спасителя, в особенности на классическое место из книги пророка Исаии. Наоборот, он прямо говорит, что распятый Христос для иудеев соблазн (σκνδαλος ср. 1Кор.1:23 ). Это понятно только в том случае, если иудеи не имели учения о страждущем Мессии. В таргумах Онкелоса и Ионафана, памятниках 1-го века по Р.Х. 57 , также не содержится учения о страждущем Мессии. – Но теперь естественно спросить: как же понимали Иудеи ветхозаветные пророчества о страданиях Мессии, в особенности Ис.8 о страждущем за людей рабе Иегове? Некоторые говорили, что иудеи относили это пророчество к пророку Илии (ср. Сх.48:10); другие думали – к праведникам вообще, для которых страдания являются путем к славе (ср. Дан.11:33–35, 12:3 ; Пм.2:12–16, 4–5). LXX по крайней мере в Ис.42:6–7, 49:6 под рабом Иеговы разумели народ Израильский 58 , Таргумисты Онкелос и Ионафан, признавая мессианский смысл за Ис.52–53 , допуская страдания Мессии, в смысле уничтожения его, уклоняются говорить об искупительных страданиях Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Думаю, что по этой причине апостол Павел говорит о таких нечистых животных: «С таким даже и не есть вместе» ( 1Кор.5:11 ). Но для того, чтобы сказанное яснее представилось твоему пониманию, возьмем пример из более возвышенного и, понемногу снижаясь, придем к более низшему. Господь наш и Спаситель говорит: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» ( Ин.6:53,55 ). Таким образом, Иисус есть целый из целого чистого, целая есть пища Его Плоти и целое есть питие Его Крови, все дела Его священны и все слова Его истины. Потому и Плоть Его «истинно есть пища» и Кровь Его «истинно есть питие». И поэтому пища и питие слова Его, как чистые пища и питие, насыщают и напояют весь род человеческий. Во вторую очередь после чистой пищи Его Плоти следуют Петр, Павел и иные апостолы; в третью – их ученики. И так всякий по величине своих заслуг или чистого восприятия дает чистую пищу своему ближнему. Те, кто не в состоянии услышать, отвергают или искажают услышанное, как и те, кто говорил: «Как Он может дать нам есть Плоть Свою? Кто может это слушать? И отошли от Него» ( Ин.6:52,60,66 ). Но вы, если являетесь сынами Церкви, если исполнены вы евангельскими тайнами, если в вас обитает Слово, ставшее плотью (ср. Ин.1:14 ), услышьте сказанное, ибо Господни слова сии, и неслучайно сказано: «Кто не разумеет, пусть не разумеет» ( 1Кор.14:38 ). Уразумейте, что они – образы Божественных Писаний, и потому исследуйте и воспринимайте сказанное не как плотские, но как духовные. Ибо если будете понимать реченное как плотские, то оно не напитает вас, но принесет вам вред. Итак, и в Евангелии есть «буква», которая «убивает» (ср. 2Кор.3:6 ). Такую букву мы видим не только в Ветхом Завете – и в Новом Завете есть «буква», которая «убивает» того, кто не понимает сказанное духовно. Поэтому если будете следовать букве, «если не будете есть Плоти Моей и пить Крови Моей», то буква убьет вас. Хочешь, покажу тебе букву Евангелия, которая убивает? Сказано: «У кого нет [меча], продай одежду свою и купи меч» ( Лк.22:36 ). Смотри: хотя эта буква евангельская, она «убивает». Если понимаешь ее духовно, то присутствующий в ней «дух животворит» (ср. 2Кор.3:6 ). И потому сказанное и в законе, и в Евангелии принимай духовно, ибо «духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» ( 1Кор.2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

И еще сказал:  обмакивающий со Мною  руку  в блюдо  ( Мк.14:20 ), так как было и то, и другое. Потом, в конце вечери,  взяв хлеб, сказал: приимите, ядите. Также и чашу, говоря: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета; сие творите в Мое воспоминание  (ср.:  Мк.14:22–24 ;  Лк.22:19–20 ;  Мф.26:26–28 ); впрочем, совершая это, и Сам ел и пил с ними. Обрати внимание, что Он называет Своим Телом хлеб, а не опреснок, поэтому да устыдятся приносящие для (евхаристической) жертвы пресный хлеб.  И после (сего куска)  хлеба  вошел в  Иуду  сатана  ( Ин.13:27 ), – искушавший его прежде (извне) теперь окончательно вселился в него. И выйдя, говорит (Евангелие), Иуда договорился с первосвященниками, что предаст им Учителя за тридцать сребреников (ср.:  Лк.22:3–5 ;  Мф.26:14–15 ). Перейдя на другую строну потока Кедрон, где был сад, Иисус вошел в него с учениками Своими. Он имел обыкновение часто приходить туда, почему  знал это место и Иуда  (см.:  Ин.18:1–3 ), который,  взяв отряд воинов,  пришел, и с ним множество народа, и, подойдя к Иисусу, дал им знак целованием. Так они условились, потому что много раз Христос, будучи преследуем, уходил незамеченным; как и здесь Он Сам первый вышел к ним, спросив:  кого ищете?  ( Ин.18:4 ), – и опять они Его не узнавали, но не из-за темноты, ибо были с горящими факелами и светильниками, говорит евангелист ( Ин.18:3 ), и в страхе  отступили назад и пали на землю  ( Ин.18:6 ); затем снова подошли, и Он Сам отвечал им:  это Я  ( Ин.18:8 ). Когда Иуда сделал им знак, Христос сказал:  друг, для чего ты пришел?  То есть  делай то, для чего ты пришел  (см.:  Мф.26:50 ). И еще (сказал):  как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня?  ( Мк.14:48 ;  Лк.22:52 ). Пришли же они ночью, чтобы не сделалось возмущения в народе. Самый пылкий – Петр извлек меч, так как на вечери они были приготовлены к этому, и ударив первосвященникова раба, по имени Малх, отсек ему правое ухо (см.:  Ин.18:10 ). Иисус знал, что первосвященники говорят, будто Он неправильно понимает и изъясняет закон, и потому запретил Петру, – ведь ученику духовного мужа не подобает применять оружие, – а Малхово ухо исцелил.  (Тогда воины и служители иудейские),  взяв Иисуса, привели Его, связанного, во двор первосвященника Анны, который был тесть Каиафе (см.:  Ин.18:12–13 ).

http://azbyka.ru/sinaksar-ksafnopul

14. Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, матерью Иисуса, и с братьями Его. Единодушно пребывали в молитве и молении: общее обозначение того духовного религиозного настроения, в каком находились ученики Господа после Его вознесения, как и в Евангелии от Луки ( Лк.24:53 ). Возвратились с Елеона они с радостию великою ( Лк.24:52 ), и эта радость выражалась в единодушии и молитве. Притом они были как овцы среди волков; молитва и единодушие необходимы были для них и посему. «Прекрасно! Молитва – сильное оружие против искушений. Этому они, с одной стороны, уже достаточно научены были самим Учителем, а с другой – к тому же их располагало и настоящее искушение; потому они и восходят на горницу, что сильно боялись иудеев» (Злат.). Наконец, молитва и моление были для них лучшим средством приготовления их к принятию обетованного им Духа и к исполнению того великого служения, на которое они призваны Христом. Вместе с апостолами упоминаются здесь жены; это, без сомнения те жены, которые сопутствовали Господу в Его путешествиях по Палестине с проповедью Евангелия и служили Ему имением своим, о коих повествует ев. Лука в своем Евангелии ( Лк.8:2–3 ), и которые пришли с Ним из Галилеи в Иудею на последний праздник Пасхи ( Лк.23:55 ; Лк.24:1 ). Между ними упоминает дееписатель выразительно о пречистой Матери Господа. Здесь были названы братья Господа (ср. прим. к Мф.1:25 ; Мф.13:55 и парал.), которые еще не так давно не веровали в Него, как Мессию ( Ин.7:5 и прим.), а теперь уже были в числе верующих. Были здесь, без сомнения, и другие верующие, о которых упоминается далее (ст. 16). 15. И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал: 16. (Было же собрание человек около ста двадцати) мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святой устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса. В те дни: между днем вознесения Господа и днем Пятидесятницы, в один из тех дней, когда было собрание учеников и последователей Господа (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

«И милость Его». Наряду со святостью, т.е. чистотой, праведностью, Мария ставит «милость» или милосердие Божие. Бог не только свят, но и благ, милосерд. «В роды родов» – по более правильному чтению: «в роды и роды» ( ες γενες κα γενες – по нашему греческому тексту ες γενες γενεν – до самых отдаленных поколений), т.е. передается от одного поколения к другому. Господь милостив к отцам, к детям, внукам и т.д. «Боящимся Его». Впрочем, Бог милостив к людям до тех пор, пока они боятся Его. Страх пред Богом это то же, что благочестие. Лк.1:51 .  явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; Лк.1:52 .  низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; Лк.1:53 .  алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; В третьей строфе Мария отдельными штрихами изображает всемогущество, святость и милосердие Иеговы, на которые Она только кратко указала в предшествующей строфе. (Здесь идут аористы, обозначающие, что говорящая представляет Себе при каждой отдельной фразе какое-либо событие из истории израильского народа.) «Явил силу мышцы Своей». У человека при борьбе действует мышца ручная. Бог также здесь представляется борцом, у которого необыкновенно сильная мышца (ср. Иов.40:4 ). «Рассеял надменных помышлениями сердца их». Надменные, гордые люди имеют в сердце или в душе своей много помышлений или великих замыслов, но Бог их рассеял, т.е. всех разогнал, когда они замыслили боговраждебное дело совершить общими силами. (Может быть, здесь подразумевается рассеяние народов во время Вавилонского столпотворения.) «Низложил сильных с престолов, и вознес смиренных». Сильные – это знатные и богатые люди, пользовавшиеся своими преимуществами во вред всему народу, а смиренные – люди низкого звания и бедные. Бог ставил последних на место первых. «Алчущих исполнил». Мысль та же, что и в предшествующей фразе. Блага здесь понимаются, несомненно, только материальные: этого предположения требует контекст речи. Лк.1:54 .  воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ин.18:4 .  Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ин.18:5 .  Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его. Христос не ожидает, когда Его найдут, а Сам выходит солдатам навстречу из того несколько уединенного места, где Он совершал Свою молитву (ср. Лк.22:41 ). Спокойствие, обнаруженное при этом Христом, евангелист объясняет тем, что Господь знал наперед все, что с Ним будет. Ин.18:6 .  И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю. Ин.18:7 .  Опять спросил их: кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея. Ин.18:8 .  Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут, Ин.18:9 .  да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого. Когда находившиеся по близости к Христу солдаты и служители синедриона услыхали из Его собственных уст, что пред ними стоит Иисус Назорей, то они испугались, отпрянули назад и повалились на землю. Вероятно, более всего испугались и произвели род паники служители – иудеи, которым, конечно, припомнились рассказы о чудесах Христа и которые могли опасаться, что Христос поступит с ними, как некогда пророк Илия поступил с воинами, пришедшими схватить его ( 4Цар.1:10 ). Иоанн отмечает при этом, что Христос требует, чтобы воины не трогали Его учеников: так исполнилось слово Его, высказанное в первосвященнической молитве ( Ин.17:12 ; ср. Ин.6:39 ). Причина, почему Христос не хотел, чтобы вместе с Ним взяли и учеников, была, конечно, в том, что они должны были продолжать Его дело после Него, да они еще и не были готовы к перенесению страданий. Ин.18:10 .  Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх. Ин.18:11 .  Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? Повторяя здесь рассказ синоптиков об отсечении мечом уха архиерейскому рабу, Иоанн прибавляет, что это сделал именно апостол Петр и что рабу было имя Малх (имя это не иудейское, а арабское, и, вероятно, этот раб был язычником). Замечание Христа апостолу Петру первой своей половиной сходно с тем, что имеется у евангелиста Матфея ( Мф.26:52 ), вторая же его половина хотя и содержит в себе мысль, подобную мысли, выраженной у Мф.26:54 , однако человеку, которому было известно о молитве Христа в Гефсимании, оно должно было напомнить именно то, что говорил в то время Христос ( Лк.22:42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разумеется, образ этого соблюдения существовал и среди иудеев и, установленный законом, исполнялся иудейскими первосвященниками. И хотя все это неукоснительно соблюдалось и все, чему учит закон, было совершено во всей полноте, священник не мог стать великим. Ибо как может называться великим священник, способный грешить? А что все были под властью греха, даже великие священники, мы видим из того, что закон повелевает первосвященнику «приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа» (ср. Евр.7:27 ). Так какой же он «великий», если подвержен греху? Потому мой великий Священник Иисус и «велик», что «не сделал греха, и не было лжи в устах Его» ( Ис.53:9 ); и «князь мира сего», придя к Нему, не нашел в Нем «ничего» (ср. Ин.14:30;16:11 ). Потому и архангел Гавриил, возвещая о Его рождении, сказал: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего» ( Лк.1:32 ). Грех делает человека малым и ничтожным, а добродетель – возвышенным и великим. И как от телесной болезни тело человека становится слабым и вялым, а хорошее здоровье соделывает его сильным и радостным, уразумей, что так и от недуга греха душа становится мелочной и низкой, а доброе здоровье внутреннего человека и дела правды соделывают ее великой и возвышенной. И по мере возрастания ее в добродетелях она обретает все большее величие. Так я понимаю написанное: «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и любви у Бога и человеков» ( Лк.2:52 ). Но так как всякий человек в детстве «преуспевает в возрасте», то что же здесь особенного написано об Иисусе? Я говорю это тебе, тому, кто услышал, что Иисус телесно «преуспел в возрасте». Уразумей, что Он «преуспевал в возрасте» души и она становилась великой вследствие совершаемых Им великих и славных дел. Наконец, Апостол, зная, что настоящий век должно воспринимать внутренним человеком, пишет: «Доколе все придем в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф.4:13 ). Телесное возрастание и увеличение в размерах не в нашей власти, ибо тело берет из порождающего его источника достаточно материала, чтобы стать либо большим, либо маленьким; у нашей же души есть свобода и возможность выбора – стать ей великой или малой.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

слова? Кто заставал его хотя бы за кратковременным посещением попоек, где просиживают часы за вином, на которых россказни 593 , беспорядки и болтовня? Но сидя дома и держа в руках попавшуюся книжку, он внимательно читал и возрастал, говоря по-евангельски, премудростью, и годами, и разумением (ср. Лк. 2:52 ), никогда при том не пропуская служб. Божественное же Писание он слушал, чувствуя его сердцем, то как Бог сказал Аврааму: Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего ( Быт. 12:1 ); то пророка Исайю: Выходите от среды их, и отлучитесь, и не касайтесь нечистого, и Я прииму вас (ср. Ис. 52:11 ); и снова глас Божий: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня, и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня ( Мф. 10:37–38 ); и опять-таки: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною ( Мф. 16:24 ); и вновь: Если кто приходит ко Мне и не отрешится от всего, что имеет, а притом и от самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником ( Лк. 14:26, 33 ). 6 Слыша эти и подобные слова, он сеял не их на дороге, то есть на поверхности разума, чтобы их топтали, и чтобы воздушные пернатые (то есть злые духи) подбирали и поедали их, и не на твердой почве окамененного (то есть нечувственного и сухого) сердца, чтобы в пору зноя (то есть искушения) они иссохли, не имея корня, и не среди терний житейских забот, где бы они задохнулись и не созрели – но на благой и тучной земле своего сердца, где они и дали плод Богу, тридцатикратный, шестидесятикратный и стократный, первое через добродетельное поведение его в мире, второе через безупречное подвижническое провождение иноческой жизни, а третье через исповедничество за веру и многие гонения, о которых я расскажу позже. Но нужно вернуться к нашему предмету. 7 Услышав же божественные изречения, как мы уже сказали раньше, что делает он и что задумывает? Переселяется умом и претворяется наилучшим творением, от одной силы перейдя к другой. И предпочтя большее меньшему, он размышлял, как достойно послужить Божеству. И узнав от господствующего разума, что путем безбрачной жизни, в которой нет смуты 594 , он мог бы очистить чувства и чисто общаться с Чистым, он поспешил порвать с миром и сродниться с Богом – и распрощавшись со всем, с отцом, друзьями, родными, ровесниками, сопричетниками, близкими, он излетел из родных мест и пришел к потоку, протекавшему к югу от того же города, к некоему старцу по имени Стефан, который там безмолвствовал, и стал его соратником и сподвижником, получая от него наставление в правилах иноческой жизни. 8

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7-9 («Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя? Он превыше небес,- что можешь сделать? глубже преисподней,- что можешь узнать? Длиннее земли мера Его и шире моря») ( Feuillet A. Le Christ, sagesse de Dieu. P., 1966. P. 299-300). Слова о сокрытой Премудрости Божией («Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: «уловляет мудрых в лукавстве их»» - 1 Кор 3. 19), к-рая явлена во Христе, иногда рассматриваются как аллюзия на Иов 5. 13: «Он уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным». Отдаленную аллюзию на слова Иов 13. 16 («И это уже в оправдание мне, потому что лицемер не пойдет пред лицо Его!») исследователи находят в словах апостола: «...ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа» (Флп 1. 19) ( Schaller B. Zum Textcharakter der Hiobzitate im paulinischen Schrifttum//ZNW. 1980. Bd. 71. S. 21-26). Предполагают также, что слова ап. Павла о глубине Премудрости Божией (Рим 11. 35-36: «Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава вовеки, аминь») являются аллюзией на Иов 41. 3 («Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом все Мое»), даже с учетом того, что в И. к. в этом месте говорится о бегемоте. Но уже в Таргуме на И. к. в Иов 41. 3 к евр. выражению   (предварил Меня) добавлены слова «в делах начала», тем самым все высказывание связывается с творением мира. Христианами это место понималось христологически - как указание на действующую при творении мира Премудрость ( Hanson. 1969/1970. P. 148; Hanson R. P. C. St. Paul " s Quotations of the Book of Job//Theology. Norwich, 1950. Vol. 53. P. 250-253). (Др. возможные аллюзии в НЗ: Мф 19. 26 на Иов 42. 2; Лк 1. 52 на Иов 5. 11; ср.: 12. 19; 1 Фес 5. 22 на Иов 1. 1, 8; 2. 3; 2 Фес 2. 8 на Иов 4. 9 (ср. также: Ис 11. 4; Откр 19. 15; Откр 9. 6 на Иов 3. 21).) В христианских апокрифах В «Видении апостола Павла» апостол, которого ангел подвел к реке (Visio Pauli.

http://pravenc.ru/text/578206.html

17–20. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь первый и последний и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти. Итак, напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после, сего. Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников, есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей, «И когда апостол пал как мертвый, к ногам Христа, Господь, укрепляя, сказал ему: не бойся, потому что Я, безначальный и бесконечный, пришел не умертвить тебя, но ради вас Сам был мертв и имею ключи ада и смерти – т.е. смерти телесной и душевной» 54 . Дважды вводимый здесь признак живый ( ζν) уже в Ветхом Завете усвоялся Богу, входя в состав пророческой клятвенной формулы жив Господь ( 3Цар.22:14 ; 4Цар.2:4 ), чем оттенялась противоположность Его бездушным и мертвым богам народов языческих. Как живый, Он непрестанно обнаруживает Свою Божественную деятельность в истории мира, бодрствует и промышляет о человеке, избавляет и спасает, умерщвляет и оживляет, поражает и исцеляет, совершает чудеса и знамения на небе и на земле ( Дан.6:27 , 1Цар.2:6–7 ; Втор.32:39 ). Так и в Евангелии Спаситель не раз указывал на Себя как на источник и принцип жизни (особенно в беседе с Марфою, передаваемой тем же Иоанном Богословом пред воскрешением Лазаря. – см.: Ин.11 -я гл.). Понятие царственного величия и могущества в Иисусе Христе изображается, далее, в словах: И имам ключи ада и смерти. Обладание ключами (ср. Мф.16:19 : ключи царствия; Лк.11:52 : ключ разумения; Откр.9:1 : ключ кладязя бездны и 20:1: ключ бездны) есть символ полной власти над известной областью, с правом открывать и закрывать доступ в нее. Ад в Священном Писании часто изображается в виде темницы или крепости с воротами и запорами (см.: Пс.9:14; 106:18 ; ср.: 1Петр.3:19 ), а смерть телесная, когда отверзает душе человека, не омытого Кровью Христа, врата адовы (шеол; см.: Пс.88:48–49 ), и сама у прор. Исаии называется вратами ада, вратами преисподней (см.: Ис.38:10 ). Отсюда и данный образ – ключи смерти и ада. Таким образом, всю эту речь явившегося Господа можно передать такими словами: «Я – твой всемогущий и вечный Творец и премудрый Промыслитель. Я вечен по Своему Божеству. Я испытал и общую всем людям участь смерти. Но Я воскрес Своею Божественною силою. Ради Своих добровольных страданий Я имею ключи ада и смерти, т.е. имею власть над тем и над другою, ибо победил диавола» 55 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010