5, 45), не презирает нищих душой (ср. Мф. 5, 3). 66. Ибо и им Он благовествует, как свидетельствует Он Сам, взяв [книгу] Исаии и прочитав: «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня проповедывать пленным освобождение и слепым прозрение»; «закрыв» же «книгу и отдав служителю, сел»; и когда все [очи] были устремлены на Него, говорит: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк. 4, 18–21 [Ис. 61, 1]).XI. 67. Нужно знать, что толиким Евангелием охватывается и всякое благодеяние, свершенное для Иисуса, как, например, [поступок женщины], творившей худые дела (ср. Лк. 7, 37), но раскаявшейся и смогшей благодаря искреннему удалению от зла возлить благовоние на Иисуса (ср. Мк. 14, 3) и распространить по всему дому запах мира (ср. Ин. 12, 3), обоняемого всеми, [находившимися] в нем . 68. Потому и написано: «Где ни будет проповедано Евангелие сие во всех народах, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф. 26, 13). Ясно, что к Иисусу относятся [благодеяния], свершенные для учеников Его. Ведь, указывая на испытавших добро, Он говорит его сотворившим: «Кому вы сделали это, то сделали Мне» (Мф. 25, 40), — так что всякое благодеяние, свершенное нами по отношению к ближнему, вносится в Евангелие, записываемое на небесных скрижалях и читаемое каждым, кто удостоен знания всего. 69. Но и с другой стороны часть Евангелия отведена для обличения согрешивших против Иисуса. 70. В Евангелие включены и предательство Иуды (Мк. 14, 10); и крики нечестивого народа: «Истреби от земли такого!» (Деян. 22, 22); и: «Распни, распни Его!» (Лк. 23, 21); и глумления увенчавших Его терниями (ср. Мф. 27, 29); и тому подобное. 71. Следовательно, можно заключить, что всякий предатель учеников Иисуса считается предателем Иисуса. В самом деле, Он [говорит] [пока] еще гонителю [христиан] Савлу: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» — и: «Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян. 9, 4–5). 72. Кто же те обладатели терний, которыми они увенчивают Иисуса, бесчестя [Его]? Это подавляемые «заботами, богатством и наслаждениями житейскими», которые, получив Слово Божие, «не плодоносят» (Лк.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Видишь, как велик в нас народ пороков? И если мы заслужим произнести слова Святого Духа: «Ради страха, Твоего, Господи, в утробе приняли мы и мучились в родах и родили; Дух спасения Твоего мы исполнили на земле» ( Ис.26:18 ) 12 , то тогда и другой народ, рожденный в духе, обрящется в нас. Ибо «плод духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал.5:22–23 ) и тому подобное. Как видишь, есть в нас и другой народ, но он – меньший, а тот, другой – больший. Ибо всегда плохих людей больше, чем хороших, и пороки более многочисленны, чем добродетели. Но если мы будем такими, как Ревекка, и сподобимся зачать от Исаака, то есть от слова Божьего, то «один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему» ( Быт.25:23 ) даже в нас, ибо плоть станет служить духу, а пороки уступят добродетелям. Далее сказано: «И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее» ( Быт.25:24 ). Это утверждение, то есть «настало время родить ей», почти не встречается в Писании и относится только к святым женщинам. Ибо это сказано о Ревекке, о Елисавете, матери Иоанна Крестителя (ср. Лк.1:57 ), и о Марии, матери Господа нашего Иисуса Христа (ср. Лк.2:16 ). Поэтому, как мне видится, подобное рождение обнаруживает нечто сверхъестественное, превосходящее возможности других людей. Видимо, когда говорится, что настало время, то это указывает на рождение совершенного потомства. 4 . «Первый вышел красный, весь, будто шкура, волосатый 13 ; и нарекли ему имя Исав. Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков» ( Быт.25:25–26 ). В другом месте Писания об этом сказано, что «еще во чреве матери запинал он [Иаков] брата своего» ( Ос.12:3 ), и свидетельством этого является то, что рука его сжимала пяту брата его Исава. Исав вышел из утробы матери «будто шкура, волосатый» ( Быт.25:25 ), а Иаков – чистый и гладкий. Поэтому Иаков и назван этим именем 14 , а Исав – как говорят те, кто толкует еврейские имена, – получил свое имя либо от красноты, либо от земли, то есть «красный» или «земной», или, как считают другие, его имя может означать «нечто созданное».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Мф.25:28 .  итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, (Ср. Лк.19:24 .) Ориген говорит: «Каким образом отнимается у кого-нибудь то, что было ему раньше дано, и отдается другому, деятельному, чтобы у него было больше того, что он уже приобрел, это нелегко объяснить». Дальше у Оригена следует аллегорическое и туманное объяснение. В духовном смысле, конечно, объяснение довольно трудно, но если мы будем держаться исторической или бытовой основы притчи, то объяснение не представится особенно трудным. У раба, который не отдал в рост данной ему суммы, как у недеятельного и ленивого, она отнимается. Это служит первым для него наказанием. Не принесший роста талант отдается первому рабу, а не второму, хотя и он также был добр и верен. Это надежнее. Все это так естественно и жизненно! Нет нужды, что у первого и без того много талантов. Силы его велики, и он может опять действовать и еще приобретать. Господин повсюду и везде расчетлив и отлично знает, как соблюсти свои интересы. Мф.25:29 .  ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; (Ср. Лк.19:25–26 .) Указывается своеобразная, но вполне жизненная и понятная причина того, почему отнимается последний талант. Она заключается не в том, что лукавый и ленивый раб не имеет таланта, а в том, что не имеет роста, прибыли. За этот недостаток прибыли отнимается у него и самый талант. Το δ μ χοντος, т.н. genitivus privativus (ср. Мф.13:12 и комментарии к этому стиху). Мф.25:30 .  а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! У Лк.19:27 речь совершенно о другом предмете. Последних слов «сказав сие... да слышит!», помещенных в русском и славянском текстах, нет ни в каких древних кодексах и переводах, и они должны считаться неподлинными. Справедливо указывают на разницу между речью к благим и верным рабам и к лукавому и ленивому. Там сам господин приглашает верных рабов войти в его радость; здесь, как в Мф.22:13 , выбросить негодного раба повелевает своим слугам. О тьме внешней и пр. см. комментарии к Мф.8:12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мф.24:25–26 . Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», – не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах», – не верьте; «Я наперед сказал»: уверение, что предсказанное непременно сбудется (ср. Ин.14:29 ), и предостережение быть бдительными и осторожными (ср. Мк.13:23 ). – «В пустыне, – в потаенных комнатах»: «не выходите, говорит, в пустыню; не входите во внутренние комнаты. Не сказал: отойдите и не веруйте, но – не входите и не исходите, ибо великий будет тогда соблазн по причине обольстительных знамений» (Злат.). И около того времени первого пришествия Христова иудеи ожидали, что Мессия явится совершенно неожиданно, может быть, выйдет внезапно из пустыни, почему лжепророки и уводили народ в пустыню (ср. прим. к ст. Мф.24:5 ), или, может быть, скрывается в потаенном месте и неожиданно выйдет оттуда (у Barnes). Мф.24:27–28 . ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы. «Как молния исходит» и пр.: «А как блистает молния? Она не требует вестника, не требует проповедника, но в малейшее мгновение является во всей вселенной (на всем горизонте) – и тем, кои сидят в домах, и тем, кои находятся во внутренних отделениях дома. Таково будет и пришествие Христово, которое вдруг явится везде по причине сияния славы» (Злат., ср. Феофил.). Таинственное пришествие Господа на суд с Иерусалимом при его разрушении было прообразом второго будущего Его пришествия на суд мира. «Во второе пришествие будет не так, как в первое, когда Господь переходил с места на место; тогда Он явится во мгновение ока» (Феофил.). – «Где будет труп» и пр. Относящие это изречение ко второму пришествию Господа в связи с предшествующим объясняют его так: «как молния является внезапно и всем бывает видима, так и пришествие Христово (второе) будет видимо для всех живущих в мире. И как на мертвый труп скоро собираются хищные орлы, так и туда, где явится Христос, придут все святые, парящие на высоте добродетелей, и вознесутся на облака, подобно орлам. Христос иносказательно именуется трупом, потому что Он умер за нас (Феофил., ср. 3лат., Иерон., Евф. Зиг.). Или так: труп есть образ духовно мертвых (ср. Мф.8:22 , Лк.16:24 ), которые подлежат суду Мессии и наказанию; и выражение – «соберутся орлы» означает то же, что сказано Мф.13:41 , именно: что Ангелы, которые имеют быть посланы Мессией, «соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную». Относящие это изречение ко времени разрушения Иерусалима под трупом разумеют Иерусалим и иудеев, а под орлами римлян, осадивших и взявших город, и смысл дают такой: Господь придет для суда над преступным народом, и, по Его мановению таинственному, римские войска со своими победоносными знаменами ринутся как хищные орлы на мертвый труп и растерзают его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

«И будете прогонять врагов ваших» ( Лев.26:7 ). Каких «врагов», если не самого дьявола и «ангелов его» (ср. Откр.12:7 ) и духов злобных, нечистых и бесовских (ср. Лк.4:33 )? Будем же преследовать их, чтобы изгнать их не только из себя, но и из тех, на кого они нападают, если только мы будем соблюдать Божественные наставления. Сказано: «И будете прогонять врагов ваших, и падут они пред вами смертью 87 » ( Лев.26:7 ). Если «Бог мира сокрушит сатану под ногами» нашими (ср. Рим.16:20 ), то «падут они пред [нами] смертью» ( Лев.26:7 ). Какой «смертью»? Мне думается, что нашей; ибо если мы умертвим «земные члены [наши]: блуд, нечистоту» (ср. Кол.3:5 ), если внесем эту смерть в наши члены, «то падут они пред нами». Как «падут они пред нами»? Если будешь ты праведным, то падет пред тобою неправедность; если целомудренным, то падет сладострастие; если благочестивым, то нечестивость сокрушится перед тобою. 7 . «Пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят многие тысячи» ( Лев.26:8 ). Кто эти «пятеро», которые могут прогнать «сто»? Число пять употребляется в отношении как славных, так и неправедных. «Пять было мудрых и пять неразумных» дев (ср. Мф.25:2 ). Так и число сто можно понимать в обоих значениях. Если будем мы из пяти славных, то есть из пяти мудрых, то прогоним сто неразумных. И если будем мудро и рассудительно сражаться за слово Божие, если будем благоразумно истолковывать, то посрамим и обратим в бегство множество неверных. Таким образом, как число пять обозначает и мудрых, и неразумных, так и число сто указывает на верных и на неверных. Так, в возрасте ста лет Авраам, как написано, вверил себя Богу и был оправдан (ср. Быт.21:5;22:12 ), и в то же время «столетний грешник будет проклинаем» ( Ис.65:20 ). И «пятеро» мудрых прогонят сто неверных, а сто верных, обозначенных не столько числом сто, сколько совершенством, «прогонят многие тысячи» неверных. Потому и изгонят верные учителя несметное число бесов, чтобы эти демоны не обманывали древним коварством вверенные учителям души.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Попробуем, однако, рассмотреть этот отрывок и раскрыть его смысл. Мы не можем сомневаться, что злословить Бога есть больший грех, чем упоминать Его имя. Остается показать, что принять грех и «понести» его есть более серьезное наказание, чем смерть. Смерть как наказание за грех очищает от самого греха, за который оно назначено. Таким образом, наказание смертью освобождает от греха, и не остается ничего, что можно было бы найти в Судный день и покарать вечным огнем. Но если кто-то принимает и несет в себе грех, то вина за него, не смытая наказанием, остается на нем и после смерти; а так как здесь он не расплачивается за совершенный грех временным наказанием, то там он претерпевает вечную кару. Ты видишь, насколько серьезней «понести грех», чем быть наказанным смертью. Ибо здесь смерть дается за провинность, а «Господь, праведный Судия» (ср. 2Тим.4:8 ), как говорит пророк, дважды за один и тот же грех не наказывает (ср. Наум.1:9 ); но, где нет освобождения наказанием, остается искупить грех только вечным неугасимым огнем. И чтобы показать тебе, что это так, мы можем привести свидетельства из Божественных книг о том, как патриархи Рувим и Иуда говорили со своим отцом Иаковом, когда они хотели взять с собой Вениамина и вести его в Египет, исполняя обещание, данное ими брату Иосифу (ср. Быт.42:20 ). Рувим говорит отцу так: «Убей двух моих сыновей, если я не приведу его [Вениамина] к тебе» ( Быт.42:37 ). Иуда же говорит: «Если не поставлю его пред лицем твоим, то останусь я виновным пред тобою во все дни жизни» ( Быт.43:9 ). Их отец Иаков, зная, что то, что пообещал Иуда, сказавший: «Останусь я виновным пред тобою», намного серьезней того, что сказал Рувим: «Убей двух сыновей моих», не поверил сыну своему Рувиму (ср. Быт.42:38 ), потому что он выбрал себе наказание легче. Иуде же поверил (ср. Быт.43:13 ), зная, что избрал он себе наказание более тяжкое (ср. Лев.24:15 и далее). Хочешь и из Евангелия узнать о том, что кто «понес грех свой» в этой жизни, тот уже больше не несет за него наказание; и, наоборот, для того, кто не «понес» его здесь, он остается там? Оно учит нас на примере нищего «именем Лазарь» и богача, которому патриарх Авраам сказал «в аде»: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» ( Лк.16:20–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

3.3. Ни о царстве Сигона, ни о царстве Моава не сказано, что в них не осталось ни одного живого. Ибо, возможно, они нужны нам, и кто-то из них требуется нам, чтобы в этой жизни упражняться в борьбе; «ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего» ( 1Кор.5:10 ). И все же от Васана, то есть от безнравственности, нам ничего не нужно, и не следует оставлять в ней ничего живого; но должны мы все уничтожить, разрушить все дела безнравственности; ибо ни в ком нечестивое не может быть достойным. 4.1. «И отправились сыны Израилевы, и остановились на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона. И видел Валак, сын Сепфоров» ( Чис.22:1–2 ) и остальное. Все историческое повествование о Валааме и его ослице преисполнено трудностей; однако его сокровенный смысл намного сложней, и я не знаю, легко ли будет объяснить хотя бы историческую канву. Давайте, однако, с Божьей помощью вкратце коснемся того, что сможем объяснить. 4.2. Война грозит тебе, о царь Валак, сын Сепфоров; «шестьсот тысяч» вооруженных воинов вторгаются в твои пределы (ср. Чис.26:51 ). Надлежало тебе подготовить оружие, собрать войско, подумать о боевом порядке, чтобы встретить противника во всеоружии, «пока тот еще далеко» (ср. Лк.14:32 ). А ты отправляешь «послов к Валааму» (ср. Чис.25:5 ), прорицателю, и приносишь ему дары и обещаешь еще больше и говоришь: «Приди, прокляни мне народ сей, который вышел из Египта» (ср. Чис.22:6,5 ). Тогда Валаам, как учит Писание, обращается к Богу, и Он не позволяет ему пойти. Но царь снова отправляет послов и, оставив оружие, все свои надежды возлагает на Валаама, что он придет, осыплет стрелами проклятий и поразит словами тех, кого войско царя не сумело одолеть (ср. Чис.22:8,12,15 ). Какое логическое последование имеет эта история, какой замысел показывает? Где и когда это слыхано, чтобы царь, которому грозит война, не помышлял об оружии, оставлял без внимания войско и искал убежища в словах гадателя или прорицателя? Вот почему должно нам снова и снова просить Бога ниспослать нам Свою благодать, чтобы смогли мы это объяснить не с помощью «иудейских басен» (ср. Тит.1:14 ), но разумным толкованием, достойным закона Божьего.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Он (Каиафа) сказал это со злобным помыслом, но благодать Духа уста его употребила для предсказания о будущем» (Феофил., ср. Злат.). Дьявол часто лживо извращает слово Божие и самосущую правду представляет ложью ( Быт. 3:4–5 ). Бог иногда посмеивается над дьяволом , влагая в уста его – отца лжи и его органов – поразительную истину (ср. Мк. 5:7 и прим.). – Умрёт за народ: в смысле умилостивительной жертвы за грехи народа, чего, конечно, нельзя предполагать в словах Каиафы; он думал предать смерти одного за весь народ ради политического его благоденствия, а Дух Святой этими словами прорёк другую величайшую истину, что один умрёт для искупления народа от духовной смерти и для духовной вечной жизни (ср. 6:51). И не только за народ, восполняет евангелист невольное пророчество Каиафы, но и чтобы рассеянных чад Божиих собрать воедино. Под рассеянными чадами Божиими надобно разуметь в противоположность народу, как национальности иудейской, язычников ( Лк. 2:32, 7:5 ; Ин. 18:35 ; ср. Злат., и Феофил.), а не рассеянных между язычниками иудеев (ср. прим. к 7:35). Господь принёс умилостивительную жертву за весь мир – иудеев и язычников; и те и другие по вере в Него делаются чадами Божиими. Образ речи пророчественный: «чадами Божиими наименовал их, как имеющих быть таковыми» (Евф. Зиг., ср. Рим. 9 и далее; Рим. 15:27 , Гал. 3:14 ; Еф. 1 и далее; Рим. 8 и далее; Рим. 11:25 и далее; Рим. 16 и далее; Еф. 3 и далее). Под собранием воедино чад Божиих разумеется собрание не в одно место, но собрание рассеянных в разных местах в одно общество по вере во Христа ( Церковь единая). Все верующие во Христа, всюду рассеянные между неверующими, составляют одно вообще христианское общество, одно духовное тело, коего глава Христос, а прочие – все члены его ( 1Кор. 12 и далее). 53. Ин. 11:53 . С этого дня положили убить Его. Мф. 21:38 . 54. Ин. 11:54 . Посему Иисус уже не ходил явно между Иудеями, а пошёл оттуда в страну близ пустыни, в город, называемый Ефраим, и там оставался с учениками Своими.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

5.2. Это, впрочем, относится не ко всем, но только к тем, кто по заслугам своим стал Иаковом и Израилем; таким был нищий, именем Лазарь, жизнь которого, несомненно, проходила в скорбях и печалях, однако богачу сказано: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» ( Лк.16:25 ). Таким образом, он – Израиль и Иаков, и его не коснулись скорби и печали. Богач, конечно, тоже был Израилем, но Израилем «по плоти»; ибо сказано ему, что у его братьев «есть закон и пророки; пусть слушают их» (ср. Лк.16:29 ). А так как он не был Израилем «по духу», то скорби и печали пришли к нему. 6.1. «Господь, Бог его, с ним, славные из начальников среди него 27 » ( Чис.23:21 ). Ибо Бог никогда не оставляет Свой Израиль. Посмотрим, что это за начальники, чье величие с Израилем. Величие начальников заключается в их силе, господстве и царстве. Но так как есть начальники, которые либо должны быть отстранены от власти, либо уже низвергнуты, и на их место поставлены истинные израильтяне, то все то величие, которое имели на небесах начальники, не сохранившие свою власть и оставившие «свое жилище» (ср. Иуд.1:6 ), получит Израиль и Иаков, который боролся и одолел (ср. Быт.32:28 ), и таким образом величие властителей будет с ним. 6.2. «Бог вывел их из Египта, слава единорога 28 у него» ( Чис.23:22 ). Несомненно, тот Израиль был выведен из земного Египта, а этот, духовный Израиль – из Египта этого мира, из царства тьмы, и слава его – как слава единорога. Говорят, единорог – животное, наименование которого отражает его внешность. Мы часто читаем об этом животном в Божественном Писании, особенно в книге Иова (ср. Иов.39:9–12 ), где глас Самого Бога показывает его силу и могущество, и, как и во многих других местах, это должно понимать как указание на Христа. В Божественных Писаниях мы часто встречаем слово «рог» в значении «царство», как и пророк говорит: «Он [рог] сломился, и вместо него вышли другие четыре: это – четыре царства» ( Дан.8:22 ). И, таким образом, словом «единорог», относящимся ко Христу, показано, что все, что Он есть, – это Его один рог, иначе говоря, одно Его царство. «Потому что [Отец] все покорил под ноги Его» ( 1Кор.15:27 ), доколе последний враг истребится – смерть (ср. 1Кор.15:26 ). Христос обладает единым царством всего, словно единорог, ибо, как сказано, «Царству Его не будет конца» ( Лк.1:33 ). Потому и сказано, что для него, то есть для духовного Израиля, слава его – как слава единорога. Ведь и Сам Господь говорит в Евангелии: «Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин.17:21 ). Израилю будет дана слава, подобная славе единорога, тем более что Христос «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» ( Фил.3:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Ин. 20:9 ; Лк. 24:8 Когда воскрес и пр. слова Господа о храме Тела Своего были тогда для самых учеников Его непонятны; они вспомнили о них и поняли их уже после, когда самые события объяснили их, события смерти и воскресения Господа (ср. Злат, и Феофил.). После воскресения Христова, когда Он отверз им ум разуметь писания ( Лк. 24:45 ) и, в продолжение 40 дней являясь, учил о Царстве Божием, они стали иначе, чем прежде, смотреть на казавшиеся им прежде тёмными места ветхозаветного писания, уразумели пророчества Его о страданиях и смерти Мессии и поверили писанию, т. е. местам пророческим о Его смерти и воскресении (например, Пс. 15 и далее. ср. Деян. 2 и далее; 13:35; Ис. 53 , ср. Деян. 8:35 ; Пс. 67 , ср. Еф. 4:8 ; 1Пет. 3 и др.) – И слову, которое сказал Иисус: т. е. слову Его о разрушении и восстановлении храма Тела Своего и другим подобным изречениям, в которых Господь говорил о своей смерти и воскресении. «И неудивительно, что не поняли слов Иисуса иудеи и ученики. Для них были два величайшие затруднения: одно – то, что дело воскресения очень неудобопонятно, другое – то, что живущий в теле есть Бог . Однако же после воскресения ученики поняли и поверили писанию» (Феофил., ср. Злат.). 23. Ин. 2:23 . И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его. Ин. 4:48 ; Лк. 8:13 ; Ин. 8:30 Когда Он был и пр.: евангелист различает пребывание Господа в Иерусалиме в продолжение праздника Пасхи от первого явления Его в храме; вероятно, это последнее произошло не в продолжение самого праздника, а пред праздником, когда готовились только к празднеству. Празднование праздника Пасхи продолжалось восемь дней, в продолжение которых Господь в Иерусалиме творил чудеса. Речь, очевидно, идёт у евангелиста о многих чудесах (хотя он и не повествует о них), и притом таких значительных, что многие уверовали чрез них во имя Его, т. е. признали Его за обетованного и пришедшего Мессию. 24. Ин. 2:24 . Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех Ин. 6:64, 21:17 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010