(Ср. Мк.10:41 ; Лк.22:24 ). Причиной негодования десяти учеников была просьба Иакова и Иоанна, клонившаяся к умалению прочих апостолов. Возникновение подобных явлений показывает, что ученики Христа даже в Его присутствии не всегда отличались любовью друг к другу и братским единением. Но в настоящем случае так было не от злобы, а скорее, по-видимому, от простоты, неразвитости и недостаточного усвоения учения Христова. Борьба из-за первых мест в новом Царстве, местничество, повторилась еще и на Тайной Вечери. Мф.20:25 .  Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; (Ср. Мк.10:42 ; Лк.22:25 ). У Луки совершенно в другой связи. У Марка речь сильнее, чем у Матфея. Вместо более однозначного «князья народов» ( ρχοντες τν θνν) у Марка ο δοκοντες ρχειν τν θνν, т.е. «думающие, что они начальствуют над народами, мнимые владыки». Мф.20:26 .  но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; (Ср. Мк.10:43 ; Лк.22:26 ). Противоположение тому, что сказано в предыдущем стихе. У «народов» так, а у вас должно быть совершенно иначе. Слова Спасителя отличаются высокой поучительностью не только для духовных, но и для всех властителей и начальников, которые обыкновенно желают обладать всей полнотой власти, вовсе не думая о том, что истинная (а не мнимая) христианская власть основывается только на услугах, оказываемых людям, или на служении им, и притом без всякой мысли о какой-либо внешней власти, которая приходит сама собою. Мф.20:27 .  и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; (Ср. Мк.10:44 ). Мысль та же, что и в стихе 26. Мф.20:28 .  так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. (Ср. Мк.10:45 ). Предлагается высочайший и всем знакомым с жизнью Христа понятный пример и образец. Христу служили и Ангелы и люди ( Мф.4:11, 8:15, 27:55 ; Мк.1:13, 31, 15:41 ; Лк.4:39, 8:3, 10:40 ; Ин.12:2, 26 ), и Он требовал и требует Себе этого служения и даже отчета в нем ( Мф.25:34–45 ). Но никто не скажет, что учение, раскрываемое в разбираемом стихе, противоречит собственному Его учению и поведению или не соответствует действительности. Напротив, кажется, что указанные места из Евангелий не только не противоречат, а только еще сильнее подчеркивают мысль, что Сын Человеческий пришел на землю только затем, чтобы послужить. На Его служение людям и они отвечали Ему в некоторых случаях полным любви служением, и, таким образом, будучи слугой, Он вполне был Господом и Учителем и Сам называл Себя так (см. особенно Ин.13:13–14 и др.). Но как все тут не похоже на обычное проявление власти со стороны разных властителей и князей мира сего!

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Христианство рисуется у него величайшим осуществлением священных обетований и чаяний народа Божия и в своем историческом развитии утверждается на ветхозаветном основании 127 . Естественно, что здесь получают высшее освящение все преимущества богоизбранности чад Авраамовых. Для них бесспорно было божественное «усыновление» ( Рим. 9:4 ) по особой близости к Богу ( Исх. 4:22 ; Исх. 19:5 . Втор. 14:1–2 ; Втор. 32:6 ; Ос. 11:1 и др.), – и Всевышний «воспринял Израиля, отрока своего» ( Лк. 1:54 ), «посетил народ свой» (ср. Лк. 2:32 ) и «сотворил ему избавление» ( Лк. 1:68 ). Евреям принадлежали «слава» ( Рим. 9:4 ) соприсутствия Божия, – и в принесенном Богомладенце Симеон узрел спасение и славу народа своего перед лицем всех людей ( Лк. 2:31–32 ) согласно предречению пророка Аггея ( Агг. 2:9 ) о большем величии храма второго сравнительно с первым. Потомки Авраамовы были в «завете» с Иеговою, получили божественное «законоположение», обладали наилучшим средством для выражения своего благоговения в установленном «богослужении», были наделены всеми дарами высоких обетований ( Рим. 9:4 ), – и все это сбылось с пришествием «Святого Божия». Теперь Бог , «как говорил отцам, воспомянул милость к Аврааму и семени его до века» ( Лк. 1:54–55 ), «воздвиг рог спасения в дому Давида, отрока своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков своих» ( Лк. 1:69–72 ), когда в городе Давидовом родился Спаситель, Господь Христос ( Лк. 2:11 ), – утеха Израилева для всех, ожидавших избавления ( Лк. 2:25 , Лк. 2:38 ). Вместе с обещанием нашла тут свое осуществление и клятва, которою клялся Бог Аврааму ( Лк. 1:73 ). Равно не осталась без награды верность закону и богоучрежденному культу; – радостное благовестие прежде всего сообщается «священнику» Захарии, «служившему в порядке чреды своей» ( Лк. 1:8 ) и «ходившему по заповедям и уставам Господним беспорочно» ( Лк. 1:6 ), потом Симеону, «мужу праведному и благочестивому» ( Лк. 2:25 ), и Анне, которая не отходила от храма и благоугождала Богу постом и молитвою ( Лк. 2:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

2) и чрез них всему миру возвестил величие и славу Божию ( Мф.28:19–20 ; Мк. 16:20 ). кд. Гда, восхвалите вс см прославите да убоитс же нег вс см 24. Боящиеся Господа! восхвалите Его. Все семя Иакова! прославь Его. Да благоговеет пред Ним все семя Израиля, к не уничиж, ниж негодова молитвы нищаг, ниж врат лиц сво и воззвахъ къ нем, услыша м. 25. ибо Он не презрел и не пренебрег скорби страждущего, не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал к Нему. Ст. 24–25 – слова благодарственного исповедания псалмопевцем имени Божия пред братиями. Для связи, которая в поэтической речи не всегда выражается внешним образом, пред этими словами подразумевать можно: «говоря». Созерцая в своем избавлении образ воскресения Христа Спасителя, псалмопевец смотрит на него не как на личное свое дело, но как на событие, имеющее важное значение для всего народа, и потому не от себя только лично прославляет Господа, но и всех богобоязненных Израильтян приглашает хвалить Господа и благоговеть пред Ним (= да убоитс же нег, ср. Пс.2:11 ) за то что Он не презрел и не пренебрёг скорби (слав.-гр.-лат. и халд. молитвы) страждущего (слав. нищаг – πτωχο, т. е. вообще бедного, несчастного ср. Пс.11:6; 13:6 и др.), не отвратил от него лица Своего, т. е. не лишил Своего благоволения (ср. Пс.4:76; 12:26 ), но услышал молитвенный зов его и даровал ему избавление. Гда – наименование избранного народа Божия (ср. Пс.113:17–19, 20–21; 117:2–4 ), но, в теснейшем смысле, имеющее в виду лишь истинно верующих израильтян, соблюдающих заповеди Божии (ср. на Пс.14:4 и 18:10), ибо не все те в истинном смысле израильтяне, которые по плоти происходят от Израиля ( Рим.9:6 ). Псалмопевец приглашает к прославлению Господа именно богобоязненных израильтян (ср. Пс.65:16 ), так как лишь они способны понять и оценить величие явления милости Божией ( Притч.28:5 ; Пс.118:74 ; 1Кор.2:14 ). Так и слово Евангелия возвещено было первоначально иудеям ( Мф.10:6; 15:24 ; Деян.1:8 ), и из них обращаемо было преимущественно к чаявшим утешения Израилева ( Деян.13:16, 26 ; ср. 10:35; Лк.2:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Слушая это, надо оставить все и идти вослед Его заповедей, " взяв крест, последовать Христу и учить делом презирать вещи плотские и как пекутся о душе, вещи бессмертной " (ср.Мф.10:38; тропарь преподобным). Взыскивающие Его идут за Ним, Сказавшим: Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. Ибо иго Мое благо и бремя Мое легко (Мф.11:28-29). И опять, называя блаженными нищих духом, Он обещает, что они увидят лицо Его; алчущим и жаждущим Он обещает, что они насытятся, а плачущим — утешение бесконечное (ср.Мф.5:3-6). Желая этого, они идут за сладким и добрым Пастырем и Учителем Христом, страдают ради Него и терпят многие муки, дабы принять совершенные венцы на небесах. Они заживо распинаются, отвергая свою волю, заклав себя добровольно Заклавшемуся нас ради; они оставили все, что в мире, говоря друг другу: Кто любит мир, в том нет любви Отчей, и мир проходит, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1Ин.2:15:17). Поэтому и я, грешный и ленивый и последний из всех монах Савва, умоляю, припадая, и вопию: братия мои и отцы, уподобимся тем прекрасным купцам, купившим себе пречудную вещь, ибо они отдали все свое имение и купили единственную бесценную жемчужину — Христа (ср.Мф.13:45). Поревнуйте мудрым девам, наполнившим свои светильники елеем и готовым выйти в радости к своему жениху (ср.Мф.25:1). Берегите себя, о возлюбленные мои, ибо я боюсь, и трепещу, и одержим страхом: как бы кто-то из вас не остался вне врат, подобно другим пяти девам, и как бы не услышали мы тот страшный и грозный ответ: Не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня (Лк.13:27;ср.Мф.7:23). Боясь этого ответа и желая, чтобы мы услышали тот прекрасный глас: Придите, благословенные Отца Моего (Мф.25:34); войдите в радость Господа своего (ср.Мф.25:21),- смирим себя здесь, чтобы вознестись там, восплачем здесь, чтобы утешиться там, взалчем и возжаждем здесь, чтобы насытиться там (ср.2Кор.11:7;Лк.6:21); будем бедными здесь, чтобы там обрести милостивого Бога.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=10&iid=101...

А хочешь знать, как совершилась в Нем двойная жертва, сообразная земному и подобающая небесному? Апостол в послании к Евреям пишет: «Через завесу, то есть плоть Свою» ( Евр.10:20 ). Но, с другой стороны, он называет внутреннюю завесу небесами, которые пронизывает Иисус, «чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (ср. Евр.9:24 ), как сказано, «всегда жив, чтобы ходатайствовать» за нас (ср. Евр.7:25 ). Поэтому если мы так понимаем две завесы, через которые Иисус входит, словно первосвященник, таким же образом должно нам понимать и двойную жертву, которой Он спасает и земное, и небесное. И так, то, что следует далее, видится более подобающим небесной жертве, нежели земной. 4 . Сказано: «И снимет кожу с жертвы всесожжения и рассечет ее на части; сыны же Аароновы, священники, положат на жертвенник огонь и на огне разложат дрова; и разложат сыны Аароновы, священники, части, голову и тук на дровах, которые на огне, на жертвеннике; а внутренности жертвы и ноги ее вымоет он водою, и сожжет священник все на жертвеннике: это всесожжение, жертва, благоухание, приятное Господу» ( Лев.1:6–9 ). Но стоит рассмотреть, как можно снять кожу с плоти Слова Божьего, названной здесь тельцом, и как священники могут разделить Его на части. Я думаю, что священник, который удаляет покров с тельца, принесенного в жертву всесожжения, и сдирает кожу, покрывающую его конечности, есть тот, кто снимает покрывало буквы (ср. 2Кор.3:14 ) со слова Божьего и раскрывает его внутренности, являющиеся частями духовного понимания; эти члены слова, осознаваемые внутренне, он кладет не в какое-нибудь скверное место, но в возвышенное и священное, то есть располагает их на жертвеннике, когда открывает Божественные тайны не бездарным людям, ведущим презренную земную жизнь, но тем, кто является жертвенником Бога, в котором всегда горит Божественный огонь, непрестанно пожирающий плоть. На таковых покоится рассеченный на части телец, принесенный в жертву всесожжения. Ибо тот «рассечет ее [жертву] на части», кто сможет объяснить по порядку и сказать с должным различением, какая благость есть прикоснуться «к краю одежды» (ср. Мф.9:20 ) Христа и омыть слезами ноги Его и отереть волосами головы своей (ср. Лк.7:44 ) и как еще более благодатно помазать маслом голову Его (ср. Лк.7:46 ) и припасть «к груди Иисуса» (ср. Ин.13:25; 21:20 ). Таким образом, объяснить причины каждой из этих различных степеней, сделав понятными одни для начинающих, иные – для тех, кто возрастает в вере во Христа, иные – для совершенных в своем познании, значит рассечь тельца на части.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

24 Ср. Лк 16:26: И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. 25 Греч. йsme d…kaion sumpaq»santa m»te tolm»santa dielqe‹n. Возможный вариант перевода этой фразы: Так что ни праведный не мог бы принять к себе [неправедного], почувствовав [к нему] сострадание, ни неправедный не осмелился бы перейти [к праведному]. В лат. переводе: Так что никто из праведных, побужденный милосердием, не мог бы туда перейти или быть принятым, ни какой-нибудь неправедный не дерзнул бы перейти. 26 См. Платон. “Тимей” 34с: “Бог сотворил душу первенствующей по своему рождению и совершенству, как госпожу и повелительницу тела”. О времени см. 37д – 38с. 27 См. Платон. “Апология Сократа” 41а: “В самом деле, если пребудешь в Аид, освободившись вот от этих так называемых судей, и найдешь там судей настоящих, тех, что, говорят, судят в Аиде, — Миноса, Радаманта, Эака, Трип­то­лема, и всех полубогов, которые в своей жизни отличались справедливостью, — разве это будет плохое переселение?”. 31 См. Ис 66:24: И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти. Ср. Мк 9:43–46. 32 Ср. гл. 1, где утверждается обратное о душах неправедных, находящихся в темной половине ада. Это противоречие объясняется тем, что в гл. 3 речь идет уже о душах, воссоединенных со своими телами после всеобщего воскресения. 33 Ср. Откр 22:5: И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их. 34 Ср. Откр 21:23: И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец. 36 Ср. евангельский эпизод с хождением Христа и апостола Петра по водам — Мф 14:22–33, Мк 6:46–51, Ин 6:16–21. 37 Ср. Откр 22:2: Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой.

http://pravmir.ru/cohranivshiysya-fragme...

Потому и сказано, что «жертва», приносимая «за грех», есть «святая святых» (ср. Лев.6:25 ). Если ты еще следишь за тем, что говорится, то мы дерзнем сказать нечто большее. А именно – что есть «жертва», приносимая «за грех» и «святая святых», как не Единородный Сын Божий (ср. Ин.3:18 ), Господь мой Иисус Христос? Только Он – «жертва за грех», и Он – «святая святых». Однако довольно трудно понять фразу «священник, совершающий жертву за грех, должен есть ее» (ср. Лев.6:26 ), ибо то, что, как сказано, должно быть съедено, по всей видимости, относится ко греху, как и в другом месте пророк говорит о священниках, что «грехами народа Моего кормятся они» ( Ос.4:8 ). Из этого также видно, что священнику должно съедать грех приносящего жертву. Часто мы на примерах из Священного Писания показываем, что Христос – тоже жертва, принесенная за грех мира и священника, приносящего жертву. Апостол объясняет это одним словом, когда говорит: «Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу» ( Евр.9:14 ). Таким образом, священник, который ест «грехи народа», есть Тот, о Котором сказано: «Ты священник вовек по чину Мельхиседека» ( Пс.109:4 ). Как Он ест грехи народа? Послушай, что написано: «Господь, Бог твой, есть огнь поядающий» ( Втор.4:24 ). Что поядает этот Бог-огонь? Будем ли мы столь маломысленны, что подумаем, будто Бог-огонь истребляет дерево, солому или сено (ср. 1Кор.3:12 )? Бог-огонь сожигает грехи человеческие, истребляет их, поглощает их, очищает их, как Он говорит в другом месте: «Огнем очищу тебя» 24 ( Ис.1:25 ). Это и значит есть грех того, кто приносит «жертву за грех», ибо «Он взял на себя наши грехи» ( Мф.8:17 ) и съел их и, словно огонь, поглотил их. И, напротив, тех, кто пребывает во грехе, как сказано, «поглотит смерть», ибо написано: «Смерть поглотит их» 25 ( Пс.48:15 ). Мне думается, что Христос в Евангелии сказал об этом: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» ( Лк.12:49 ). И моя земля будет сожжена Божественным огнем, чтобы не произрастали уже на ней «тернии и волчцы» (ср. Быт.3:18 ). Потому должно тебе уразуметь написанное: «Огонь возгорелся во гневе Моем и поядает землю и произведения ее» ( Втор.32:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Но послушаю, что скажет Господь Бог . Он говорит: не бойся, ибо Я искупил тебя; Мой ты, Я Бог твой, Спаситель (Ср. Исх.43:1, 3 ). Однако ж люди и самые лучшие несмысленны и медлительны сердцем, чтобы веровать всему, что возвещается от Бога (Ср. Лк.24:25 ); то вот и вопиешь опять: доколе, Господи, забудеши мя? доколе положу советы в души моей, болезни в сердце моем день и ночь ( Пс.12:1, 2 )? Глас же Господень подкрепляет: терпением вашим спасите души ваши ( Лк.21:19 ); претерпевый до конца, той спасется ( Мф.24:13 ). Значит, и святые спасались таким же образом, ибо слышим у пророка: страха ради Твоего во чреве прияхом и поболехом, и родихом дух спасения Твоего ( Ис.26:8 ). В Писании сказано: аще приступавши работати Господу Богу, уготови душу твою во искушение ( Сир.2:1 ). Значит, искушения неизбежны всякому рабу Господню. И блажен человек, который переносит искушение, потому что он, усовершаясь искушением, получит венец жизни ( Иак.1:12 ), Господь увенчает его милостию и щедротами (Ср. Пс.102:4 ). Потому не малодушествуй, раб Божий, но мужайся, да крепится сердце твое, и потерпи Господа (Ср. Пс.26:14 ). Терпит Господа тот, кто не унывает, но великодушно переносит искушения, какие посылаются для смирении его души. Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью ( Иак.1:14 ), для того, чтобы познавал, что он нищ, и слеп, и наг и окаянен (Ср. Откр.3:17 ) и, чтобы всем сердцем уповал на Бога (Ср. Притч.3:5 ). Посему с терпением будем проходить предлежащее нам поприще; ибо терпящие Господа изменят крепость, окрылатеют аки орли, потекут и не утрудятся ( Ис.40:31 ). Всякое наказание (вразумление, обличение) в настоящее время кажется печалью, но после наученным через него доставляет мирный плод праведности ( Евр.12:11 ). Потому не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он обличает тебя, ибо Господь наказывает всякого, о котором благоволит ( Притч.3:11, 12 ). Аз, их же люблю, обличаю и наказую ( Откр.3:19 ), – говорит Господь. Вот и Давид обличенный взывал: беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною ( Пс.50:5 ), и терпел всякие наказания великодушно.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Мф.22:21 .  Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. (Ср. Мк.12:17 ; Лк.20:25 ). Смысл ответа: служение кесарю не препятствует истинному служению Господу Богу. Мф.22:22 .  Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли. Мф.22:23 .  В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его: (Ср. Мк.12:18 ; Лк.20:27 ). В своих учениях саддукеи вообще придерживались мнений, противоположных тем, которые приняты были фарисеями, «они не верили ни в воскресение, ни в духов, ни в Ангелов, будучи противниками фарисеев» (Феофилакт). Беседа с саддукеями произошла в тот же день и, по-видимому, вскоре после беседы с фарисеями и иродианами о подати кесарю, а не в то время, когда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах (стих 15), как замечает Ориген . Мф.22:24 .  Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему; (Ср. Мк.12:19 ; Лк.20:28 ). Отвергая воскресение (ср. Деян.23:8 ), саддукеи старались подтвердить свое учение ссылкою на постановление Моисея относительно так называемого «левиратного» брака (от латинского слова «левир» – деверь), изложенное во Второзаконии ( Втор.25:5–10 ). У всех синоптиков в начале стиха повторение λγοντες (Марк – οτινες λγουσιν; Лука – ντιλγοντες) предыдущего стиха. Цитата не сходна по выражениям у всех синоптиков, отступает как от еврейского текста, так и от перевода Семидесяти. Мысль еврейского текста саддукеи выражают здесь весьма кратко и своими словами. Этот закон об ужичестве понятен и применялся на практике. Согласно ему, если кто-нибудь умрет, оставив жену, от которой не было детей, то жена его должна выходить замуж за брата его (так у Семидесяти и в Евангелиях, но в еврейском – за деверя, что, конечно, одно и то же; разница только в выражениях) и восстановить ему семя. πιγαμβρεειν – техническое слово для обозначения левиратного брака. Встречается в Новом Завете только здесь у Матфея. В Лев.18:16, 20:21 брак с вдовой умершего брата воспрещен. Но во Втор.25:5–10 указываются некоторые случаи, когда дозволялись исключения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мф.25:19 .  По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. (Ср. Лк.19:15 – выражения совершенно другие.) Ориген говорит: «Заметь здесь, что не к господину (рабы) идут на суд и чтобы получить достойное по своим делам, а господин приходит к ним». Господин рабов отправился в чужую страну, не дав рабам никаких поручений относительно своих денежных сумм. Об этом они должны были догадываться сами, как это видно из притчи. Двое догадались, что с них будет потребован отчет, и поступили благоразумно. Третий рассудил иначе. Выражение «по долгом времени» понимают в том смысле, что оно влияет на выражения, сказанные прежде о неожиданности и быстроте второго пришествия Господа, и говорят, что это последнее не следует понимать в абсолютном смысле. Non est absoluta celeritas adventus Domini (Бенгель). Некоторые думают, что, строго говоря, здесь нет речи о Страшном суде всеобщем, а о частном, когда Бог потребует отчета у каждого человека перед его смертью или во время ее. Можно, конечно, понимать слова Христа и в этом последнем смысле. Συναρει λγον – confert, vel componit rem seu causam. На русском передано это выражение точно, хотя и не буквально. Мф.25:20 .  И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Ср. Лк.19:16 . В древности деньги были дороги, и сто процентов на сто не было делом необычайным. Мф.25:21 .  Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Ср. Лк.19:17 . Под «многим» можно понимать все имущество, весь дом (ср. Евр.3:6 ). Выражения «добрый» и «верный» различаются; первое указывает на абсолютную доброту, доброту саму по себе, на внутренние достоинства раба, независимо от данного ему поручения; второе – на отношение его к господину и к его имуществу. Оба выражения различают как genus ( γαθς) и species ( πιστς) – род и вид. Под «радостью» нельзя понимать каких-либо торжеств или пиров, устроенных господином по случаю его возвращения, но просто радость самого возвращения, или же по поводу того, что при свидании с первым и вторым рабами все было, собственно, найдено благополучным, а убыток, причиненный ленивым рабом, с избытком покрывался прибылью, полученной другими рабами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010