Блаженный Иероним Стридонский , обращая внимание на слова « не знает Сего Человека », пишет: «Я знаю, что некоторые благочестивые под влиянием любви к апостолу Петру так изъясняют это место, что будто апостол отрекся не от Бога, а от человека, и что смысл [его слов] такой: “Я не знаю человека, потому что знаю [Его как] Бога”. Насколько такое толкование легкомысленно, благоразумный читатель понимает: они так защищают апостола, что Бога представляют виновным во лжи. Действительно, ведь если апостол не отрекся, то Господь произнес ложь, когда сказал: “Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня”. Обрати внимание: Он говорит: “отречешься от Меня”, а не: “от человека” » 545 . – С другой стороны, прими мы истолкование, с которым не соглашается Иероним, то мы потерям ценность урока, который можем вынести из раскаяния апостола Петра, так сильно отличающегося от раскаяния Иуды. И далее мы читаем: Мф.26:73–74 . «Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека». И далее мы читаем: Мф.26:74 . «И вдруг запел петух». Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Лука говорит, что Иисус воззрел на него ( Лк.22:61 ), то есть он не только отрекся, но и тогда, как пел петух, не вспомнил сам по себе, а надобно было, чтоб напомнил ему опять Учитель: взор служил ему вместо голоса. Так он был поражен страхом! Марк же повествует, что петух запел, когда Петр отрекся в первый раз; потом вторично запел, когда тот отрекся в третий раз ( Мк.14:68–72 ), – то есть, точнее, пересказывает о слабости ученика и об его оцепенении от ужаса; а Марк узнал об этом от учителя своего, так как был спутником Петра. Поэтому тем более надлежит удивляться ему, что он не только не скрыл падения учителя своего, но напротив. Потому-то яснее прочих и рассказал об этом, что был учеником » 546 . – Это и был стиль апостольский – ничего не скрывать о себе. Иногда грех или серьезная ошибка духовно великих людей обеспечивали им еще более высокий духовный рост и всегда создавали контраст между падением и восстанием. Сказано: «ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться» ( Лк.15:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Пс.77:60 .  отринул жилище в Силоме, скинию, в которой обитал Он между человеками; Пс.77:61 .  и отдал в плен крепость Свою и славу Свою в руки врага, «Отринул жилище в Силоме... и отдал в плен крепость Свою», т. е. Ковчег Завета, который для евреев служил знаком присутствия среди них Господа и с которым они выходили на войну. Здесь разумеется факт взятия филистимлянами Ковчега Завета в Азот ( 1Цар. 4:21, 5:1 ). Пс.77:63 .  Юношей его поедал огонь, и девицам его не пели брачных песен; «Девицам его не пели брачных песен» – в этой несчастной войне с филистимлянами так много погибло юношей, что не за кого было выходить замуж. Пс.77:64 .  священники его падали от меча, и вдовы его не плакали. «Священники его падали от меча» – разумеется смерть Офни и Финееса. Пс.77:67 .  и отверг шатер Иосифов и колена Ефремова не избрал, Пс.77:68 .  а избрал колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил. Такое поведение Ефремова колена было причиной отвержения его Господом, избравшим для Своего обитания гору Сион и колено Иудино. Пс.77:69 .  И устроил, как небо, святилище Свое и, как землю, утвердил его навек, «Устроил, как небо, святилище Свое». Скиния, построенная Давидом на Сионе, своей красотой, размерами и богатством превосходила скинию в Силоме, почему она и называется писателем сравнительно с первой – небесной. Пребывание Господа на Сионе – вечно, поэтому ни одно колено не должно мечтать о перенесении Кивота Завета когда-либо в другое место. Пс.77:70 .  и избрал Давида, раба Своего, и взял его от дворов овчих Пс.77:71 .  и от доящих привел его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Свое, Израиля. Пс.77:72 .  И он пас их в чистоте сердца своего и руками мудрыми водил их. В личности Давида отмечается простота его прежней жизни ( «взял от дворов овчих»), чистота нравственная ( «чистота сердца») и мудрость ( «руками мудрыми водил евреев»). Эти свойства противоположны тому, что обнаруживал Ефрем своим поведением – гордостью, непослушанием Господу и заботой о своем внешнем преобладании и властвовании над всем народом, почему избран и предпочтен ему Давид, умевший служить народу и понимавший, в чем его истинное благо.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

53 Правду невозможно обнаружить с помощью лжи. Откажись ото лжи, и то, что останется, будет Правдой. 54 Отбрось жалкую погремушку – ум, и обретешь разум, дабы «обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4: 23-24). 55 Покоришься миру – потеряешь его. Покоришься суете – потеряешь себя. 56 Никогда не делай себя вещью и рабом вещей, – и ты станешь Человеком, «ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12: 15). 57 Похорони свою душу, от которой ты устал, чтобы расцвел твой дух, которым ты будешь жить вечно. 58 Своим умом человек не может сохранить даже самого себя. 59 Чистоты сердца достигают с помощью Бога, а не с помощью своей чистоты. 60 Жизнь отвергает самолюбивых и гордых, и они сами себе служат наказанием. 61 Чем сильнее твое желание какой-либо вещи, тем дальше она от тебя в этом суетном мире. 62 Стремиться обладать земными вещами, значит – презирать свою собственную жизнь: «всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам» (Лк. 12: 30-31). 63 Если хочешь победить ложь и обман этого суетного мира, иди за Евангелием, и Оно приведет тебя ко Христу, Который обитает внутри тебя. 64 Без Бога нет ближнего, ближний может быть только на пути к Богу. 65 Любое знание тягостно и убивает душу, только познание Бога возвышает ее и спасает. 66 Храни мир своей души обеими руками: одной рукой не давай заботам нынешнего дня втянуть тебя в попечения о делах, а другой – не позволяй миру души своей убегать наружу, и так спасешься. 67 С Безмолвием говорят на языке безмолвия, но голос Безмолвия подобен раскатам грома. 68 Этот мир в одно мгновение возникает, и в одно мгновение умирает, но человек не успевает это заметить, ибо живет еще меньше этого мгновения. 69 Бог каждому человеку уже приготовил все для его Спасения, только часто сам человек не готов принять этот дар. 70 Раньше было мало книг и много спасающихся. А теперь – много книг, и кто скажет, как спастись?

http://isihazm.ru/?id=176

54 Распадаются и гибнут великие империи, а бедный всегда остается бедным. 55 Тогда бедняк радуется своей бедности, когда встречает грабителя. 56 Не соединяйся с собой, а соединяйся с Богом. 57 Чем больше говоришь, тем более холодным делаешь свое сердце. 58 Не ошибись! Ищи свою настоящую родину, которая тебя никогда не предаст, – неизреченный мир Христов: «о горнем помышляйте, а не о земном » (Кол. 3: 2). 59 С неба опустили золотую цепь. Ты ухватился за нее и, перебирая ее руками, звено за звеном, полагаешь, что притягиваешь эту золотую цепь к себе на землю. Но в действительности ты поднимаешься по ней и вместе с ней, ибо она сама поднимает тебя на Небо. Такова сила молитвы. 60 Многие люди ищут духовных утешений, и лишь немногие ищут Самого Бога. 61 Когда земное наше тело умирает и закрывает глаза, тогда открываются глаза души. Если сможем закрыть глаза души, тогда откроются духовные глаза – истинные глаза Божественного зрения. 62 Внутри духовного человека развивается иная жизнь, иное существо, непредставимое человеку мира сего: облекитесь «в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3: 10). 63 Пока люди всю жизнь ищут утешений, Бог ищет людей, которые искали бы только Его. 64 Чем больше люди исследуют, что такое святость, тем меньше становится святых людей. 65 Чем больше человек хочет познать Бога, тем больше он должен измениться внутренне: «более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3: 14). 66 Лучше оставить людей и искать самого себя, чем стремиться к людям и потерять самого себя. 67 Спасение слишком серьезно, чтобы разменивать его на пустяки. А жизнь не настолько значительна, чтобы верить ее лжи. 68 Самое лучшее, что должен хотеть ум, – это то, чтобы он ничего не хотел, кроме Бога. 69 Дурная мысль, если не быть осторожным, непременно доведет до гибели. 70 Отказ от дурной мысли, если быть решительным, непременно приведет к Богу. 71 Человек предназначен для неба, а он закапывает себя в землю. 72 К Богу прорваться невозможно, ибо Он Сам приглашает на встречу с Собой: «итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1 Пет. 5: 6).

http://isihazm.ru/?id=203

61. Может быть христианином тот, кто не верует в три Лица Божества? Кто не верует в три Лица Божества, тот не может быть христианином. Пояснения: I. Человеческий разум не постигает многих вещей ни в природе, ни во вселенной, а Бог, сотворивший вселенную и природу, гораздо больше природы; Он бесконечно возвышен над человеческим умом. В своем Послании к Римлянам апостол Павел пишет: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень?» ( Рим.11:33–34 ). II. Троичность Бога мы можем себе до некоторой степени, хотя и не вполне совершенно, представить в виде солнца: круг, видимый глазом, является источником света и тепла; далее в виде воды в трех ее состояниях – жидком, твердом (лед) и газообразном (пар). III. Пресвятую Троицу мы прославляем, когда осеняем себя крестным знамением, одновременно освящая при этом и себя. в) О невидимом и видимом мирах 62. Кто сотворил небо и землю? Небо и землю сотворил, создал Бог, а поэтому мы называем Его Творцом и Создателем. 63. Из чего сотворил Бог небо и землю? Бог сотворил небо и землю из ничего. 64. Как мы называем то, что Бог сотворил? То, что Бог сотворил, мы называем созданием или творением. 65. Как называется коротко небо и земля и все, что на небе и на земле? Небо и земля и все, что на небе и на земле, называется коротко миром, или вселенной. 66. Что мы знаем о мире? О мире мы знаем, что есть мир невидимый, или духовный, нетленный, и мир видимый, или материальный, тленный. 67. Для чего сотворил Бог мир? Бог сотворил мир для того, чтобы все, живущее в нем, Его прославляло и исполняло Его волю. 68. Как заботится Бог о мире? Бог заботится о мире таким образом, что им управляет. 69. Как мы называем попечение Божие о мире? Божие попечение о мире мы называем Божиим Промыслом, или Провидением. Пояснения: I. О сотворении мира говорится в первой фразе Священного Писания: «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ). II. Будем уповать на Божие Провидение; по словам апостола Павла, «Бог недалеко от каждого из нас, ибо мы Им живем и движемся и существуем» ( Деян.17:27–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

«Который, будучи Сиянием славы» ( Евр.1 :3a) Божественность Слова (Евр.1:3авс) Подобно тому, как Отец неизменен и остается всегда Тем, что Он есть, а именно Отцом, а не Сыном, подобно также Сын пребывает в том, что Ему свойственно, оставаясь всегда Сыном и не изменяясь в Отца, так что именно поэтому Он является сущим Отпечатком Ипостаси Отца 61 . И можно видеть у Него блистательную красоту превосходства и славы Родившего Его. Ибо Он есть Бог истинный от Бога истинного, Свет от Света, а также Жизнь от Жизни. И, по-моему, Он столь превосходит все творение, сколь Сам Отец. Ибо Он Несотворенный от Несотворенного, а не (находится) в числе приведенных в бытие из ничего. Ибо Слово было в начале, «и Слово было Бог» 62 . Как же нападающие на Божественные Писания могут говорить, что (выражение) «Он не был» 63 истинно по отношению к Нему? Ибо если Он сотворен, согласно им, то Он необходимо будет подчиненным со всеми другими, унаследует иго рабства и не будет никоим образом отличаться от Своих творений. С. 368 Итак, напротив, Он – Бог , поскольку происходит от Бога. Ибо он носит «все словом Своей силы» 64 . Ибо через Него все возникло, «и без Него ничего не возникло» 65 . И вновь Он Сам возносит все к непоколебимому постоянству. Мы говорили, что Бог пророчествовал древним через Моисея и пророков, а мы стали, согласно голосу пророка, учениками Бога 66 . Ибо мы имели в качестве Учителя Само Слово, (происходящее) от Бога, вочеловечившееся из-за нас, Творца веков, Сияние славы Отчей, Отпечаток Его Ипостаси 67 . Рассмотрев это периодически, мы добавим то, что из этого следует. А именно... 68 Будучи всемогущим Словом Бога Отца, «Он сказал, и они родились, Он заповедал, и они создались, Он их поставил вовек и в век века, повелел, и они не прейдут» 69 . Ибо, поскольку природа приведенных в бытие не обладает нетленностью, ни следовательно способностью быть постоянно тем же – ибо это свойство превышшей всего сущности – Он носит все «словом Своей силы» 70 . Ибо Он есть Слово ипостасное и рожденное от Бога Отца по природе, а Его Слово всемогуще и действенно 71 и Оно власть все легко осуществить. Страдания и возвышение Христа (Ebp.1:3de-4)

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Я не считаю, что так просто найти «посредника между Богом и людьми» 61 , ибо «не все те израильтяне, которые от Израиля» 62 , но те, которые в соответствии с именем ясно знают и само значение имени и являются умом, видящим Бога; и не все, называемые по имени Христа, в самом деле христиане: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, – говорит Христос, – войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего» 63 , как и еще говорит: «Многие в тот день скажут Мне: Господи! не Твоим ли именем мы бесов изгоняли? И Я скажу им: Аминь глаголю вам, не знаю вас, отойдите от Меня, делатели беззакония» 64 . Посему всем нам, братья 65 : и служащим посредниками для согрешивших, и самим желающим примириться с Богом  – надлежит быть внимательными, чтобы ни посредники не навлекли на себя гнев вместо мзды, ни преткнувшиеся и стремящиеся примириться [с Богом] не наткнулись на врага, убийцу и лукавого советчика вместо посредника, ибо таковые услышат с великой угрозой: «Кто вас поставил начальниками и судьями» над Моим народом?» 66 И снова: «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» 67 (бревно – это единичная страсть или некое вожделение, омрачающее око души). И еще: «Врач! исцели самого себя» 68 . И опять: «Грешнику же сказал Бог: «Что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, а сам возненавидел наставление и слова Мои бросил за себя?”» 69 . И Павел говорит: «Кто ты, осуждающий чужого слугу? Перед своим Господом стоит он или падает. Силен Бог чрез 70 раба Своего восставить его» 71 . Именно из-за всего этого я трепещу и дрожу, братия и отцы мои, и прошу всех вас, укрепляя через увещевание вас и самого себя, не относиться презрительно к сим божественным и страшным для всех таинствам, не играть с тем, с чем нельзя играть, не [делать ничего] против души нашей из-за тщеславия, славолюбия, корысти или бесчувствия (ведь бывает, что чужие помыслы принимаются ради того, чтобы называться «равви» или «отцами» 72 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

1Мак.2:51 . Помните дела отцов ваших, которыя они совершили в поколениях своих: и вы получите славу великую и имя вечное. 1Мак.2:52 . Авраам не в искушении ли оказался верным, так что это вменилось ему в праведность? 1Мак.2:53 . Иосиф в тесном обстоятельстве сохранил заповедь, и сделался владыкою Египта. 1Мак.2:54 . Финеес отец наш за то, что поревновал ревностию, получил завет священства вечнаго. 1Мак.2:55 . Иисус за исполнение поручения сделался судиею в Израиле. 1Мак.2:56 . Халев за верное свидетельство пред сонмом получил землю в наследие. 1Мак.2:57 . Давид за благость свою наследовал престол царства вечнаго. 1Мак.2:58 . Илия за то, что ревниво ревновал по законе, вознесен даже на небо. 1Мак.2:59 . Анания, Азария, Мисаил, по вере, спаслись от пламени. 1Мак.2:60 . Даниил за невинность свою избавлен от пасти львов. 1Мак.2:61 . Итак памятуйте из рода в род, что все надеющиеся на Него не изнемогут. 1Мак.2:62 . И слов мужа грешника не бойтесь, ибо слава его обращается в мотыль [Навоз] и в червя. 1Мак.2:63 . Сегодня он превознесен будет, а завтра не найдут его, ибо он обратился в прах свой, и помышление его погибло. 1Мак.2:64 . И вы, чада, укрепляйтесь и мужественно стойте в законе вашем, ибо им прославитесь. 1Мак.2:65 . А вот Симеон брат ваш. Я знаю, что он есть муж совета; итак слушайте его во все дни. Он вам будет вместо отца. 1Мак.2:66 . Иуда же Маккавей, этот крепкий силою от юности своей, будет у вас начальником воинства; и вы будете воевать, воевать – с народами. 1Мак.2:67 . Посему соберите к себе всех исполнителей закона, и отмстите за обиду народа вашего. 1Мак.2:68 . Воздайте воздаяние язычникам и соблюдайте повеления закона. 1Мак.2:69 . И благословил их, и присоединился к отцам своим. 1Мак.2:70 . Умер же он на сто сорок шестом году: и похоронили его сыны его в усыпальнице отцов его в Модеине; и оплакал его весь Израиль плачем великим. Глава 3 1Мак.3:1 . И стал Иуда, называемый Маккавей, сын его, на место его. 1Мак.3:2 . И помогали ему все братья его и все, которые пристали к отцу его, и воюя сражались за Израиля с радостию.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Ангел, являвшийся Давиду 59 , имел человеческий образ, был одет в льняную одежду и чресла его были опоясаны уфазским поясом; тело его – как хризолит, лицо – как молния, очи его – как горящие лампады, руки и ноги его – как блестящая медь полированная, и звук его слов – как голос шума. Святой Иоанн Богослов видел вокруг Престола Всесвятейшего четырех животных (которые, без сомнения, были четыре Ангела), у которых было множество очей спереди и сзади. «И первое животное... подобно льву, ...второе животное подобно тельцу, ...третье животное имело лицо, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг... ни днем, ни ночью они не имеют покоя, говоря: Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и будет 60 . Ангел, поставленный перед входом в земной Рай , был вооружен пламенным мечом 61 . Ангел, явившийся Валааму и грозивший умертвить у него ослицу 62 , Ангел, явившийся Иисусу Навину в равнине Иерихонской 63 , и Ангел-каратель, явившийся Давиду 64 – были также вооружены мечами. Ангел Рафаил, сопровождавший молодого Товию в Мидию, имел вид путешественника 65 . Лицо Ангела, которого видели святые жены при гробе Спасителя, который отвалил от этого гроба огромный камень и сидел на нем, было светло, как молния, и одежда его была бела, как снег 66 . Ангел, который, по сказанию книги Деяний апостольских 67 , освободил апостолов из темницы и заповедал им безбоязненно свидетельствовать о Христе во храме, явился также в человеческом образе. В высшей степени замечателен способ, как этот Ангел освободил апостолов из темницы: слуги, посланные первосвященником в темницу за тем, чтобы взять оттуда апостолов и привести их на судилище, нашли темницу запертой и стражей стоявшими у дверей ее, но, отворив ее, они не нашли в ней никого 68 . Каким образом Ангел мог вывести апостолов из темницы, не повредив дверей при этом, когда, кроме их, конечно, не было никакого другого выхода, и вывести так, что этого не заметили ни стражи, ни другие заключенные, это превышает наше разумение. Но это так же точно было возможно, как возможно было то, что Спаситель телесным образом восстал из гроба, не раскрыв его при этом и даже не повредив приложенной к нему печати, что Он прошел сквозь затворенные двери в комнату, в которой собраны были апостолы 69 , говорил со Своими учениками, шедшими в Еммаус, будучи не узнан ими, потом открыл им глаза и стал для них невидим 70 ; как возможно было то, что Он в продолжение сорока дней по Своем Воскресении являлся Своим ученикам, ел, пил и беседовал с ними; но при всем этом был видим только для тех, кому, по предопределению Небесного Отца, суждено было свидетельствовать о Его Воскресении.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010