Заключая завет с Давидом, Господь обещал ему, что его потомки и царство пребудут вовеки ( 2Цар. 7,12–16 ; 3Цар. 8,23–26 ; Пс. 88,28–38 ; Иер. 31,21.22 ), а Владыка из дома Давидова будет править всем миром (ср. 54,10). Христос пришел, дабы положить начало исполнению этих обетовании, которые ныне осуществляются в Его Церкви (см. ком. к 4,2; 7,14; 9,6; 11,1 –3). вам. Обетования завета, заключенного с Давидом, данный стих распространяет на всех приходящих к Богу. Христос Своим воскресением подтвердил действенность этих обетовании ( Деян. 13,34 ). 55 Я дал Его свидетелем. Самое большое свидетельство заключалось в том, что Иисус Христос, Который был «из дома Давида», воскрес из мертвых (43,10.12; 44,8; Деян. 13,34 ). вождем и наставником. См. 42,6; 59,16; Дан. 9,25 ; Евр. 2,10; 12,2 . 55 нечестивый... беззаконник. Господь требует от людей видимых проявлений веры и, в частности, раскаяния. к Богу нашему. См. ком. к 25,9. помилует... многомилостив. Заключая новый союз с людьми, Господь открывает им путь к милостям и благословениям завета ( Иер. 31,34 ). 55 Мои мысли не ваши мысли. Смысл этих слов, в частности, в том, что милости, о которых помышляет Господь, непостижимы для человеческого ума (64,4; 1Кор. 2,9 ; Еф. 3,20 ; Рим. 11,33 ). См. статью «Бог видит и знает: Божественное всеведение». 55 выйдете. Освобождение иудеев из вавилонского плена является прообразом духовного спасения всех избранных (48,20.21; 52,11.12). с миром. См. ком. к 26,3. горы... дерева. Все мироздание. 55 Вместо. Языком метафор Исаия говорит о смене наказания спасением (5,6;32,13;41,19). знамение вечное. См. Быт. 9,8–17 . Глава 56 5657,21 Пророк призывает Израиль к послушанию и вновь говорит о том, что Господь, верный данному обету, пребывает со Своим народом. 56 близко. См. 50,8; 51,5; Флп. 4,5 . 56 Блажен. См. Пс. 1,1 . субботу. Соблюдение всех условий завета ( Исх. 31,13–17 ) означает верность Богу и Его закону (58,13; Иез. 20,20 ). 56 иноплеменника. Т.е. не иудея. евнух. Закон Моисея не допускал этих людей в сообщество завета ( Втор. 23,1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

  Глава одиннадцатая 1 Ср.: Лк 24, 21. 2 Мал 4, 5—6; Мишна, Эдуйот, I, 5; VIII,7; св.Иустин. Диалог с Трифоном Иудеем, 8, 49. 3 Мф 17, 10—13; Мк 9, 11—13; ср.Мф 11, 14. 4 Мф 22, 1—14. 5 Лк 13, 23—28. 6 Мф 11, 21—24; Лк 10, 13—15. Содом и Тир в данном контексте означают предел нечестия. 7 См.гл.7, прим.10. 8 Лк 13, 31—33. Согласно некоторым толкованиям, три дня, о которых говорил Христос, — апокалиптический символ срока испытаний. Ср.Дан 7, 25, где сказано о трех этапах этого срока. 9 Мф 8, 19—20; Лк 9, 57—58. 10 Ин 7, 1—10. 11 Лк 13, 6—9. 12 Лк 9, 51—56. Лука относит этот эпизод к последнему путешествию Господа в Иерусалим. Однако тогда Он пришел из Заиорданья (через Иерихон). Прямой же путь из Галилеи вел через Самарию. Слова «Вы не знаете, какого вы духа» и далее — отсутствуют в древнейших рукописях, но смысл их вполне гармонирует с учением и стилем речей Иисуса. 13 Посещение Христом Иерусалима в праздник Кущей описано у Ин 7—8. Ряд толкователей выдвигал гипотезу, что диалоги, приведенные там, есть лишь иллюстрации к учению Иоанна о Боге–Слове. Однако в этих главах больше, чем в других местах Евангелия, подчеркивается человеческая природа Христа (напр., 8, 42—55). 14 О символике праздника Кущей см.: Мишна, Сукка IV,9; Троицкий И. Библейская археология. СПб., 1913, с.457 сл. 15 Выражение «Я есмь» (по–гречески γω εμ, по–еврейски «ани–ху» ) встречается в Ветхом Завете как эквивалент слова «Сущий» (напр., Ис 48, 12; 43, 10). О том, что имя Ани–ху произносилось во время богослужения праздника Кущей, говорит рабби Иегуда бен–Элай (II b.). (см.: Dodd Ch. The Interpretation of the Fourth Gospel, p.94—95). В Ин Иисус много раз относит это слово к Себе (6, 35; 8, 12; 10, 7, 9, 11, 14; 11, 25; 14, 6; 5, 1, 5). Однако подобные выражения есть и у синоптиков. (см.: Brown R. The Gospel According to John, v.III, p.533ff). 16 Ин 9, 1—41. 17 Ин 10, 11 сл. 18 Ин 10, 22 сл. 19 Лк 13, 34—35.   Глава двенадцатая 1 Ин 10, 40—42. 2 Лк 10, 1—16. Лука, который один повествует об избрании Семидесяти, относит его к последнему времени служения Христа, не давая, однако, более точных указаний. Поскольку после возвращения Христа из Голана в Галилею Его проповедь встретила сопротивление, можно предположить, что Семьдесят были избраны во время пребывания Господа в Перее. Выражение «вписаны на небесах» происходит от библейской символики. Подобно тому как в древних городах существовали списки жителей, так и «небесный Иерусалим» имеет свою «книгу жизни» (ср.Откр 13, 8), где вписаны имена верных (см.: Иер 22, 30; Мал 3, 16; Пс 86, 6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

58 ради субботы... во святый день. Суббота (в новозаветной Церкви воскресенье) день полного посвящения себя Господу. Соблюдение дня субботнего является знамением завета (см. ком. к 56,2). Глава 59 59 рука. См. ком. к 40,10. ухо. Господь слышит обращенные к Нему молитвы людей (30,19). 59 кровью... беззаконием. Делами рук своих люди навлекают на себя проклятие. ложь ...неправду. Ср. Мк. 7,21–23 ; Рим. 3,10–18 ; Гал. 5,19–21 ; 1Пет. 2,10–19 . 59 за правду... за истину. См. ком. к 1,21. 59 змеиные яйца... паутину. Эти сравнения относятся к тем, кто ради собственной выгоды нарушает законы Божиего Царства. 59 Паутины. Все усилия нечестивых в конечном счете оказываются напрасными ( Иов 8,14.15 ). 59 бегут... спешат. Из-за развращенности своих сердец нечестивые, не задумываясь ( Притч. 1,16 ), нарушают Божий закон и в результате несут миру вражду и хаос ( Рим. 3,15–17 ). 59 Пути мира. См. ком. к 26,3. суда. См. ком. к 1,21. 59 Потому-то. Плачевное положение Израиля подтверждает упреки, которые Исаия обращает к своему народу. 59 слепые. См. ком. к 29,18. 59 ревем... стонем. Ср. 38,14; Нав. 2,7 . суда. См. ком. к 1,21. спасения. См. ком. к 12,2. 59 преступления... беззакония. Исповедание грехов. 59 нет человека. См. Иез. 22,30 . Человек не в силах спастись без помощи Божией. мышца. См. ком. к 40,10. правда. Здесь это слово относится к спасительной победе, которую Господь одержит над злом (46,13; 51,6.8; 56,1; см. ком. к 1,21). 59 возложил на Себя... покрыл Себя. В образе Небесного Воина Господь приходит совершить то, что оказалось не по силам людям (42,13; 49,25; 52,10; Исх. 15,3 ). броню... шлем. См. Еф. 6,14–17 . 59 Искупитель. Пророчество Исаии о пришествии Искупителя Иисуса Христа приводит в своем послании апостол Павел ( Рим. 11,26.27 ). 59 завет. Господь заключает с людьми Свой новый завет (см. ком. к 42,6). с ними. Т.е. с теми обратившимися, о которых говорит ст. 20. Дух. Новый завет будет иметь силу благодаря действию Духа Божиего (4,4; 32,15–20; 44,3.4; Иер. 31,31–34 ; Иез. 37,1–14 ; Зах. 12,10 ) и, скрепленный словом Божиим и силой Его Духа, пребудет со всеми поколениями людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

293 Мф 8,19-20 ; Лк. 9:57-58 . 294 Ин 7,1-10 . 295 Лк 13,6-9 . 296 Лк 9,51-56 . Лука относит этот эпизод к последнему путешествию Господа в Иерусалим. Однако тогда Он пришел из Заиорданья (через Иерихон). Прямой же путь из Галилеи вел через Самарию. Слова “Вы не знаете, какого вы духа” и далее – отсутствуют в древнейших рукописях, но смысл их вполне гармонирует с учением и стилем речей Иисуса. 297 Посещение Христом Иерусалима в праздник Кущей описано у Ин 7-8 . Ряд толкователей выдвигал гипотезу, что диалоги, приведенные там, есть лишь иллюстрации к учению Иоанна о Боге-Слове. Однако в этих главах больше, чем в других местах Евангелия, подчеркивается человеческая природа Христа (напр., 8,42–55). 298 О символике праздника Кущей см.: Мишна, Сукка IV,9; Троицкий И. Библейская археология. СПб., 1913, с.457 сл. 299 Выражение “Я есмь” (по-гречески .… , по-еврейски “ани-ху”) встречается в Ветхом Завете как эквивалент слова “Сущий” (напр., Ис. 48:12; 43,10 ). О том, что имя Ани-ху произносилось во время богослужения праздника Кущей, говорит рабби Иегуда бен-Элай ( II в.). (см.: Dodd Ch. The Interpretation of the Fourth Gospel, p.94–95). В Ин Иисус много раз относит это слово к Себе (6,35; 8,12; 10,7,9,11,14; 11,25; 14,6; 5,1,5). Однако подобные выражения есть и у синоптиков. (см.: Brown R. The Gospel According to John, v.Ш, p.533ff). 300 Ин 9,1-41 . 301 Ин 10,11 сл. 302 Ин 10,22 сл. 303 Лк 13,34-35 . 304 Ин. 10:40-42 . 305 Лк 10,1-16 . Лука, который один повествует об избрании Семидесяти, относит его к последнему времени служения Христа, не давая, однако, более точных указаний. Поскольку после возвращения Христа из Голана в Галилею Его проповедь встретила сопротивление, можно предположить, что Семьдесят были избраны во время пребывания Господа в Перее. Выражение “вписаны на небесах” происходит от библейской символики. Подобно тому как в древних городах существовали списки жителей, так и “небесный Иерусалим” имеет свою “книгу жизни” (ср. Откр. 13:8 ), где вписаны имена верных (см.: Иер. 22:30 ; Мал 3,16 ; Пс. 86:6 ).

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/5

51 В частности, биологи-эволюционисты утверждают, что сейчас сохранилось лишь около 3% всех когда-либо существовавших на земле видов живых существ (Северцов А.С. Теория эволюции: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению 510600 «Биология». М., 2005. С. 3). 53 Так же понимает это место и блж. Феофилакт Болгарский , в контексте объясняя цитату из Пс. 94:11 : «Не может кто-нибудь сказать, что Давид говорит о покое субботнем. Ибо как говорит о нем, когда он был давно и когда мир с самого начала получил устроение? Ясно, что Давид говорит о каком-то другом покое. Этот покой относится к будущему, так как, очевидно, должны же кто-нибудь войти после этого» ( Феофилакт Болгарский , блж. Благовестник. Толкование на Апостол. Б.м., 2006. С. 768). Евфимий Зигабен аналогично толкует это место: «Хотя уже совершены были дела Его еще в начале мира, то есть: еще тогда настал покой от дел творения» (Евфимий Зигабен. Толкование послания апостола Павла к Евреям. Тула, 1897. С. 25). 54 Ср.: Мумриков О., иер. Концепции современного естествознания: христианско-апологетический аспект. Учебное пособие для духовных учебных заведений. Сергиев Посад – М., 2013. С. 117, 130, 157. Что характерно, отрицание явно еретических утверждений Т. де Шардена не приводит у о. Олега Мумрикова к отрицанию его основополагающей идеи о разворачивании творческого замысла во времени от «точки Альфа» до «пункта Омега». Ясно, что фактически при этом говорится о промыслительном действии Бога (см. с. 214–217). 55 Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. М., 2006. С. 40. 56 См. также: Буфеев К., прот. Православное учение о Сотворении и теория эволюции. М., 2014. С. 127–132. 58 Симеон Новый Богослов , прп. Слово 45, 2//Его же. Слова и гимны. Кн. 2. М., 2011. С. 16. Подробнее говорит об этом преподобный отец в главах 4 и 5 того же слова, например: «Вся тварь по повелению Божию имеет быть по всеобщем воскресении не такою, какою была создана – вещественною и чувственною, но имеет быть пересоздана и соделаться некиим невещественным и духовным обиталищем, превысшим всякого чувства» (Там же.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Епископы провожали туда идущего служить архиепископа. 43 Таблички — греки писали на внутренней стороне складывающихся навощенных табличек. 44 ...нисшел на землю не ради праведных... — парафраз. Марк 2, 16—17. 45 ...он разговаривал с самаритянской блудницей... — беседа Христа с самаритянской блудницей (Иоанн 4, 5 и сл.) касалась религиозных вопросов; в результате этой беседы грешница узнала в Христе Мессию и прославила его. 46 Ведь я — море прегрешений...— пример частого для агиографии обыгрывания этимологии личных имен: Пелагия (Pelagia), т. е. морская, называет себя морем (pelagos) прегрешений. 47 ...очисть меня в купели очищения...— окрести меня. 48 Если извлечешь драгоценное из ничтожного...— Иер. 15, 19. 49 Встань, дитя, для свершения заклинаний.— Акт заклинания демонов, одна из составных частей чина крещения: находящиеся вне церкви, по мнению ее прозелитов, находятся во власти дьявола и должны быть очищены. 50 Маргарито — ономастическая игра: margarito — по-гречески жемчужина. 51 Сарацины — арабы. 52 Гелиополь — сирийский город славился культом Афродиты. 53 Река слез твоих...— ср. Матф. 7, 26—27. 54 ...предал собственного господина.— Разумеется измена Христу его ученика Иуды, который предал своего учителя. 55 ...снимает крестильную одежду, которую носила...— принявшие крещение в течение недели носили белую крестильную одежду. 56 Стихарь — род длинной, до щиколоток, рубахи с вырезом по горлу и длинными широкими рукавами. Фелонь — широкая и длинная верхняя одежда без рукавов, носившаяся для защиты от дождя и холода. 57 ...подобно Марии...— имеется в виду Мария Магдалина, блудница, которая под влиянием проповеди Христа обратилась и стала его последовательницей. По воскресении, рассказывают Евангелия, Христос явился ей прежде, чем остальным. 58 Елеонская, или Масличная, гора находилась вблизи Иерусалима (позднее, когда город вырос, она вошла в его территорию). С нею связаны многие эпизоды жизни Христа: с Масличной горы он спустился в Иерусалим, на ней оплакивал судьбу этого города, с этой горой связываются преображение Христа, последняя ночь перед тем, как его предали, и вознесение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=932...

Но и тут надо помнить, что видя Бога «сзади», Моисей видел того же Бога, Которого не мог увидеть «в лицо» ( Исх.33:21–23 и Исх.34:5–7 ). Поэтому, поскольку Сам Бог открывает нам Свои имена, или мы именуем Его соответственно подлинным Его явлениям в мире, то они дают нам истинное богопознание, хотя и ограниченное мерою нашего восприятия. Тем более очевидным является молитвенное значение имени Божия. Уже во время Еноса «начали призывать имя Господне» ( Быт.4:26 ). Мы уже упоминали о великом значении имен Божиих для храмового благочестия 45 ; оно связано и с жертвоприношением 46 . Совершенно исключительный случай силы призывания имени Божьего рассказывается о пророке Илии 47 . «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется», – говорит прор. Иоиль ( Иоил.2:32 ) 48 . Бог отвращается от тех, кто не призывает Его имени ( Ис.64:7 ), и даже ненавидит их ( Иер.10:25 ; ср. Пс.78:6–7 ). Из последней глубины отчаяния должно призывать имя Божие 49 . «Вся внутренность» человека и «всякая плоть» должны благословлять святое имя Его 50 . Священники, не прославляющие всем сердцем имени Божия, подлежат божественному проклятию ( Мал.2:1–2 ). «Святить» имя Божие значит чтить Бога ( Ис.29:23 ). Поэтому Бог обещает верным: «для вас, благоговеющие перед именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» ( Мал.4:2 ). В учении об имени Божием Новый Завет следует Ветхому. К сожалению, мы не можем, по краткости статьи, на нем достаточно остановиться; укажем лишь на основные мысли… Именуемый почти отождествляется со своим именем, которое как бы всецело выражает его 51 . Замечателен текст Деян.4:12 , где имени Христову приписывается вся спасительная сила Христа 52 . Другие тексты говорят об имени Христовом, как о причине или предмете служения верующих 53 ; оно есть и предмет веры 54 . Очень часто в Новом Завете встречаются выражения «во имя» 55 , «ради имени» 56 и т.д. Много раз говорится в Новом Завете о действенной силе имени Христова 57 . Часто подчеркивается великое значение божественных и мессианских имен Христа 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

Ибо Господь отмщевает на Вавилоне, как прежде на Ассур, за свой народ; Он возвращает его и прощает ему все его грехи ( Иер.50:17–20 ). Вавилон злоупотребил дарованною ему от Бога властию и восстал против самого Господа. За это Господь наказывает его и отплачивает ему все то, что он делал другим ( Иер.50:21–30 ). Господь смиряет гордость Вавилона ( Иер.50:31,32 ). Избавитель Израиля сильнее, чем его притеснитель; Он посылает свой меч против всего великого и могущественного в Вавилоне; Он послал против него могущественное войско, которое истребит Вавилон ( Иер.50:33–46 ). Враги беспощадно нападут на жителей Вавилона, ибо Господь вспомнил о своем народе и мстит за него Вавилону; Господь отмщевает также за народы, которые Вавилон опаивал (от вина его пиша языцы...) и обольщал, и за это на него идет неисцельная погибель ( Иер.51:1–10 ); Мидяне назначены для совершения суда ( Иер.51:11–14 ). Иегова есть Господь, Творец всего, a идолы – ничто. Он сделал Вавилон орудием своего суда над народами и народом Божиим: поэтому Он воздаст за них, так как Вавилон угнетал народы, воздвигши против него эти же народы ( Иер.51:15–23 ). Вавилон разрушил Сион, за это Бог воздаст ему ( Иер.51:24–35 ). В отмщение за свой народ Господь упоит его, и он заснет и никогда не проснется: Господь поразит его жителей, опустошит страну и отнимет y Вавилона все, что он похитил ( Иер.51:36–44 ). Народы будут свободны ( Иер.51:45,46 ), но идолопоклоннический и гордый, возносившийся до небес, Вавилон падет ( Иер.51:47–58 ). Эта речь о погибели Вавнлона, записанная в книгу, должна быть передана Сарею, сопровождавшему Седекию в Вавилон. Там Сарея должен был прочитать пророчество на Вавилон, потом привязать к книге камень и бросить в Евфрате в знамение того, что так потонет Вавилон и не вынернет ( Иер.51:59–64 ). Прибавление гл. 52. Историческое повествование об исполнении предсказаний Иеремии о завоевании города, судьбе царского семейства, разорении и отведении в плен народа, похищении священных сосудов, наконец об облегчении участи Иехонии (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Ключевые слова этого послания – надежда на будущее, когда через 70 лет Бог возвратит Свой народ из плена (29:10). Вслед за посольством в Вавилон отправился и сам Седекия ( Иер.51:59 ). Произошло это в четвёртый год его царствования (593 г.). Лично ему или его посредникам удалось смирить гнев и рассеять сомнения Навуходоносора, так что в последующие годы после неудавшегося путча в Иудее царил мир. Но это событие не осталось без последствий: вавилонский царь наложил на иудеев и их союзников ещё более тяжёлое иго ( Иер.28:13–14 ). В поездке в Вавилон Седекию сопровождал его царедворец Сераия, который должен был заботиться о продовольствии и помещениях для царя и его свиты. По счастливой случайности Сераия приходился братом Варуха (ср. Иер.51:59 и 32:12). Варух же был писцом при Иеремии и записывал все предсказания пророка. И ещё одна миссия была у царедворца Седекии. Сераия вёз в столицу Востока письмо Иеремии (гл. 50–51). Только весьма смелый и близкий к пророку человек отважился бы на такой рискованный поступок – прочитать в самом сердце Вавилонской империи слова, предвещавшие её гибель: «О, ты, живущий при водах великих, изобилующий сокровищами! Пришёл конец твой... И воздам Вавилону и всем жителям Халдеи за всё то зло, какое они делали на Сионе... Вавилон будет грудою развалин... Толстые стены Вавилона до основания будут разрушены и высокие ворота его будут сожжены огнём... От шума взятия Вавилона потрясётся земля...» (51:13,24,37,58 и 50:46). В своём письме иудейским пленникам в Вавилонии Иеремия сообщает, что Израиль вновь поселится на своей земле, но только после того, когда Господь окончательно разрушит могучее царство, бывшее прежде в Его руках орудием наказания разных народов. И узнают народы земли, что как прежде Ассирия, так теперь Вавилон были лишь шахматными фигурами в руках Всевышнего. Израиль же признает в погибели Вавилона дело отмщения Божия за обиды, причинённые ему вавилонянами (51:35–46) и будет радоваться гибели этого страшного царства (51:47–58). Пророк ясно называет в письме и разрушителей столицы Древнего мира – царя Мидийского и его союзников (51:11).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Для ВЗ очень характерно отождествление И. с горой Сион, к-рая также именуется святой (Пс 2. 6). В Пс 48 Сион и И. предстают центром мира, местом встречи неба и земли (ср.: Иез 5. 5; 38. 12; подробнее см.: Clifford R. J. The Cosmic Mountain in Canaan and the Old Testament. Camb. (Mass.), 1972; Levenson J. D. Sinai and Zion: An Entry into the Jewish Bible. Minneapolis, 1985). В ВЗ часто говорится о том, что с Сионом или И. будут враждовать народы, но Сион и И. останутся непобежденными (Пс 46; Ис 29. 1-8). При этом указывается, что неприступность Сиона для врагов зависит от нравственного поведения избранного народа (Иер 7. 1-15; Пс 15; 24). Даже после разрушения И. оставался местом, на к-рое возлагались надежды об избавлении от плена (ср.: Пс 136. 5: «Если я забуду тебя, Иерусалим,- забудь меня, десница моя»). Утверждается обычай обращаться в сторону И. с молитвой (Дан 6. 10-11). Появляются пророчества о восстановлении И. Прор. Иезекииль уподобляет это восстановление новому исходу из Египта (Иез 20. 33-40; ср.: Ис 51. 10-11). В И. будет воздвигнуто вечное святилище (Иез 37. 26-28). Опустошенная земля И. станет Эдемским садом (Иез 36. 22-38). В пророческих книгах Сион приобретает черты небесной горы, к-рая превосходит все земные горы (Иез 20. 40; 40. 2; Ис 2. 2-4; Мих 4. 1-4). В видении Иезекииля И. оказывается переименован: «А имя городу с того дня будет: «Господь там»» (Иез 48. 35). У прор. Исаии восстановленный И. описывается как построенный из драгоценных камней (Ис 51. 11-12; ср.: Ис 13. 16-17). При этом для пророков характерно противопоставление нынешнего положения И., который уподобляется блуднице (Иер 2. 20-21, 32 сл.; 3. 1-13; Иез 16. 1-58) и называется «городом нечистым и оскверненным, притеснителем» (Соф 3. 1), его буд. величию и славе: «Так говорит Господь: обращусь Я к Сиону и буду жить в Иерусалиме, и будет называться Иерусалим городом истины, и гора Господа Саваофа - горою святыни» (Зах 8. 3). В межзаветной литературе На эволюцию образа И. в эллинистический период большое влияние оказали события, связанные с осквернением храма Антиохом IV Епифаном и последующими Маккавейскими войнами, в ходе к-рых в 164 г.

http://pravenc.ru/text/293782.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010