Иер.51:45 .  Выходи из среды его, народ Мой, и спасайте каждый душу свою от пламен­ного гнева Го­с­по­да. Ср. ст. 6. Иер.51:46 .  Да не ослабевает сердце ваше, и не бойтесь слуха, который будет слы­шен на земле; слух при­дет в один год, и по­том в другой год, и на земле будет насилие, властелин восстанет на властелина. Освобождение Израиля из плена будет сопровождаться тяжелыми политическими потрясениями; из года в год будут приходить страшные вести о разных катастрофах в политической жизни государств. Но для Израиля это будет только признаком приближающегося освобождения (ср. Мф 24.6 и сл.). Иер.51:50 .  Спасшиеся от меча, уходите, не останавливайтесь, вспомните издали о Го­с­по­де, и да взойдет Иерусалим на сердце ваше. Обращение к Израилю, накопившемуся в Вавилоне. Иер.51:55 .  ибо Го­с­по­дь опустошит Вавилон и по­ложит конец горделивому голосу в нем. Зашумят волны их как большие воды, раз­даст­ся шумный голос их. «Горделивый голос». Так пророк обозначает тот шум, ту суету, которая постоянно царила на улицах величайшего торгового города – Вавилона. Этот шум человеческих голосов будет заглушен шумом волн, надвигающихся на Вавилон, т. е. криками врагов, которые нападут на Вавилон. Иер.51:58 .  Так говорит Го­с­по­дь Саваоф: толстые стены Вавилона до основания будут раз­рушены, и высокие ворота его будут сожжены огнем; итак напрасно трудились народы, и племена мучили себя для огня. «Напрасно трудились народы». Над постройкою таких длинных стен, как Вавилонские, должны были работать десятки тысяч людей. Известно притом, что Навуходоносор выстроил внутреннюю стену Вавилона в 15 дней! Иер.51:59 .  Слово, которое про­рок Иеремия заповедал Сераии, сыну Нирии, сыну Маасеи, когда он отправлял­ся в Вавилон с Седекиею, царем Иудейским, в четвертый год его цар­с­т­во­вания; Сераия был главный по­стель­ничий. Сераия, как можно думать на основании Иер 32.12 был братом Варуха. Только близкий пророку человек мог взять на себя такую миссию, какая далее указана. Седекия на 4-м г. своего правления ездил в Вавилон, чтобы уверить вавилонского царя в своей преданности, ввиду тех слухов, какие могли дойти в Вавилон о его замыслах (см. Иер 27.1 и сл.). – «Постельничий» – правильнее: квартирмейстер, который должен был заботиться о продовольствии и помещении для царя и его свиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В отличие от сочинений языческих авторов в ВЗ, несмотря на редкие упоминания того, что болезнью может поразить человека сатана (Иов 2. 7; сходная мысль встречается и в иудейской лит-ре эпохи Второго храма, напр.: 1QapGen 20. 12-29; Юб 10. 7-13; Ios. Flav. Antiq. 8. 2. 5. 44-46), твердо проводится мысль, что над болезнью всецело властен Сам Бог, Который может послать ее человеку или целому народу в наказание за грехи (непослушание, противление и т. п.; ср.: Исх 4. 11; 15. 26; Втор 28. 21-22, 35, 58-61; Ис 19. 22; 45. 7; Ам 3. 6; Сир 38. 15). Исцеление также исходит от Бога (Сир 38. 9; Тов 11. 14; Втор 32. 39; Пс 6. 1-3; 37. 1-3; Прем 16. 12). При противлении Богу врачи бесполезны (Иов 13. 4), а исцеление невозможно (Иер 46. 11; 51. 8-9). Корень всех болезней, согласно кн. Бытие, заключается в грехе прародителей (Быт 3. 16-17). В НЗ богословское осмысление болезни содержится в Ин 9. 1-3: «И, проходя, [Иисус] увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для того], чтобы на нем явились дела Божии». Хотя в др. случаях говорится о влиянии демонов на появление болезни (напр., в Лк 13. 16 говорится о том, что сатана связал некую женщину болезнью на 18 лет), в Послании ап. Иакова подлинными причинами болезней называются человеческие страсти (Иак 1. 13-14), поэтому описанное в этом Послании исцеление от болезней через Е. неразрывно связано с освобождением от грехов и страстей. Проповедь Евангелия и исцеления Христос исцеляет слепорожденного. Икона-таблетка. Сер. XVI в. (НГОМЗ) Христос исцеляет слепорожденного. Икона-таблетка. Сер. XVI в. (НГОМЗ) Все чудеса, совершенные Господом Иисусом Христом во время Его земного служения, связаны с возвещением пришествия Мессии и наступлением Царства Божия. Чудесные исцеления больных были одним из мессианских знаков (ср.: Лк 7. 18-23; Мф 4. 23-24). Они указывали на то, что больной человек не проклят и не отлучен от общения с Богом. Через врачевание болезней Иисус Христос прикосновением восстанавливал принадлежность к народу Божию тех, кто считались ритуально нечистыми, т. е. больных и грешников (даже мертвых, оставаясь неуязвимым для фарисейской критики, поскольку мертвые воскресали). Тесная связь исцелений с верой и проповедью, о к-рой свидетельствуют Евангелия (о вере - Мф 8. 7-8; 17. 14-20; Мк 5. 23, 27-34; 10. 52; проповедь Царства в связи с исцелениями - Мф 4. 23 след.; 9. 35; Лк 6. 18; 7. 9; 9. 2, 11, 42-44 и др.), не имеет аналогов в Древнем мире. Как и проповедь Самого Спасителя, проповедь апостолов о приближении Царства Божия также сопровождалась совершением исцелений (Мф 10. 1, 8; Мк 6. 7-11; Лк 10. 3-9).

http://pravenc.ru/text/Елеосвящения.html

В Рим.11:17–24 язычники сравниваются с дикой маслиной в противоположность доброй маслине. В средиземноморском регионе маслины были одними из самых распространенных плодовых деревьев и важным источником доходов ( 1Цар.8:14 ; 4Цар.5:26 ). В Ветхом Завете Израиль изображается в образе масличного дерева: «Зеленеющею маслиною, красующеюся приятными плодами, именовал тебя Господь» ( Иер.11:16 ; см. также Ос.14:7 ). В этом образе выражаются его духовные благословения, благоденствие и красота (ср. Пс.51:10; 127:3 ). Поэтому в глазах Павла дикая маслина, приносящая небольшие и бесполезные плоды, символизировала бесплодность язычников. Теперь, однако, христиане из числа язычников привиты к плодоносному масличному дереву, то есть к (верующим) евреям. Кроме того, евреи относились к язычникам как к некому подобию псов, и именно так они названы в эпизоде с сирофиникиянкой ( Мф.15:26 ; Мк.7:27 ). Сказав: «Не бросайте святыни псам» ( Мф.7:6 ), Иисус, вполне возможно, имел в виду язычников. Более того, в иудейской литературе записано, что «как святая пища предназначена... не для псов, так и Тора предназначена... не для язычников» (Вавилонский Талмуд, Hagigah 13а). В Библии собака изображается крайне нечистым животным. Питаясь падалью, собаки бродили по полям и улицам городов в поисках пищи, не брезгуя отбросами и даже мертвечиной ( 3Цар.14:11; 16:4; 21:19, 23; 22:38 ; 4Цар.9:10, 36 ; Пс.58:7,15 ; Лк.16:21 ). Поэтому собака служила символом нечистоты ( Притч.26:11 ; ср. 2Пет. 2:22 ; Откр.22:15 ), а не привязанности и верности, как в современном западном обществе. В глазах евреев своим образом жизни язычники походили на собак: они жили без Торы и, главное, без законов чистоты ( 1Кор.9:21 ). Вместе с тем, любопытно отметить, что в Флп. 3:2 Павел презрительно назвал иудействующих «псами». Хотя и были «благоразумные язычники», которые, даже не имея закона, своими делами показывали, что он написан в их сердцах ( Рим.2:14 ), в целом слово язычник ассоциировалось у еврея с его самым злейшим врагом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Обрезание как выражение искренней веры . На этом фоне сильное впечатление производят обвинения в «необрезанности» в отношении Израиля. «Ухо у них необрезанное, и они не могут слушать», – пишет Иеремия о жителях Иерусалима ( Иер.6:10 ). Весь Израиль он обвиняет в том, что у него «необрезанное сердце», поэтому, независимо от совершения физического обрезания, израильтяне не отличаются от других народов, которые его не практикуют ( Иер.9:26 ; ср. Иер.4:4 ). Они столь же нечестивы и безбожны. Понимание, что внешнее послушание через совершение обряда обрезания не обязательно влечет за собой послушание сердца и что «необрезание» сердца приведет к потере заветных обетований, проявилось уже в Пятикнижии ( Втор.10:16 ; Лев. 26:41 ). Такое же обвинение против иудеев выдвинул Стефан ( Деян.7:51 ). Несмотря на такие намеки, ставящие под сомнение неэффективность обряда обрезания, многим ранним верующим было трудно отказаться от этого внешнего знака. Обрезание как выражение ветхого закона . Продолжив с того места, на котором он прервал Стефана ( Деян.7:58 и далее), Павел развил эту тему дальше, не только указав на необязательность обрезания ( Рим.2:25–29 ), но и предупредив (с язвительным юмором): «Берегитесь обрезания [katatome] потому что [истинное] обрезание [peritome] – мы, служащие Богу духом, и хвалящиеся Христом Иисусом» ( Флп.3:2–3 ). В другом месте он высказал даже пожелание, чтобы сторонники обрезания кастрировали себя ( Гал.5:12 По убеждению Павла, христиане обрезаны во Христе ( Кол.2:11 ), так как они получили от Духа новое сердце; и главным образом по этой причине Павел резко выступал против тех, кто побуждал язычников принять внешний знак обрезания ( Деян.15:1–29 ). «Во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь» ( Гал.6:15; 5:6 ). Итак, время и установление последующих заветов коренным образом изменили символику обрезания. Древний обряд стал основным знаком соблюдения завета. А после пришествия Христа обрезание служит символом несоблюдаемого закона, который не может принести спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Тот же пророк Осия, вещая от имени Бога и обращаясь к избранному народу, говорит: “Я Бог, а не человек; среди тебя — Святый” (Ос. 11. 9). Бог Сам так определяет Себя, и это означает, что святость — одно из важнейших определений Бога (Ср.: Лев. 11. 44–45; 19. 2; 20. 3, 7, 26; 21. 8; 22. 2, 32. Нав. 24. 15, 19. 1 Цар. 2. 2, 10; 6. 20. 2 Цар. 22. 7. 4 Цар. 19. 22. 1 Пар. 16. 10, 27, 35; 29. 16. 2 Пар. 6. 2; 30. 27. Тов. 3. 11; 8. 5, 15; 12. 12, 15. Иф. 9. 13. Иов. 6. 10. Пс. 2. 6; 3. 5; 5. 8; 10. 4; 14. 1; 15. 10; 17. 7; 19. 7; 21. 4; 23. 3; 26. 4; 27. 2; 32. 21; 42. 3; 45. 5; 46. 9; 47. 2; 50. 13; 64. 5; 67. 6; 70. 22; 76. 14. 77. 41, 54; 78. 1; 88. 19; 97. 1; 98. 3, 5, 9; 101. 20; 102. 1; 104. 3, 42; 105. 47; 110. 9; 137. 2; 144. 13, 21. Притч. 9. 10. Прем. 1. 5; 9. 8, 10, 17; 10. 20. Сир. 4. 15; 17. 8; 23. 9–10; 43. 11; 47. 9, 12; 48. 23. Ис. 1. 4; 5. 16, 19, 24; 6. 3; 8. 13; 10. 17, 20; 11. 9; 12. 6; 17. 7; 29. 19, 23; 30. 11–12, 15; 31. 1; 37. 23; 40. 25; 41. 14, 16, 20; 43. 3, 14–15; 45. 11; 47. 4; 48. 17; 49. 7; 52. 19; 54. 5; 55. 5; 56. 7; 57. 13, 15; 58. 13; 60. 9, 14; 63. 10–11; 65. 11, 25; 66. 20. Иер. 23. 9; 31. 23; 50. 29; 51. 5. Вар. 2. 16; 4. 22, 37; 5. 5; 20. 39–40; 28. 14; 36. 20–22; 39. 7, 25. Иез. 43. 7–8. Дан. 3. 52–53; 4. 5–6, 10, 14–15, 20; 5. 11; 9. 16, 20, 24. Иоил. 2. 1; 3. 17. Ам. 2. 7. Авд. 1. 16. Ион. 2. 5, 8. Мих. 1.2. Авв. 1. 12; 2. 20; 3. 3. Соф. 3. 11–12. Зах. 2. 13. 2 Мак. 8. 15; 14. 36; 15. 32. 3 Мак. 2. 2, 11, 16; 5. 8; 6. 1–2, 4, 17, 26; 7. 8. 3 Езд. 14. 22. Мф. 1. 18, 20; 3. 11; 12. 32; 28. 19. Мк. 1. 8, 24, 29; 12. 36; 13. 11. Лк. 1. 15, 35, 41, 49, 67, 72; 2. 25–26; 3. 16, 22; 4. 1, 34; 11. 13; 12. 10, 12. Ин. 1. 33; 7. 39; 14. 26; 17. 11; 20. 22. Деян. 1. 2, 5, 8, 16; 2. 4, 33, 38; 3. 14; 4. 8, 25, 27, 30–31; 5. 3, 32; 6. 3, 5; 7. 51, 55; 8. 15, 17–19, 39; 9. 17, 31; 10. 38, 44–45, 47; 11. 15–16, 24; 13. 2, 4, 9, 35, 52; 15. 8, 28; 16. 6; 19. 2, 6; 20. 23, 28; 21. 11; 28. 25. 1 Пет. 1. 12, 15–16. 2 Пет. 1. 21. 1 Ин. 2, 20; 5. 7. Иуд. 1. 20. Рим. 5. 5; 9. 1; 14. 17; 15. 13, 16. 1 Кор. 2. 13; 3. 17; 6. 19; 12. 3. 2 Кор. 6. 6; 13. 13. Еф. 3. 5; 4. 30. 1 Фес. 1. 5–6; 4. 8. 2 Тим. 1. 14. Тит. 3. 5. Евр. 2. 4; 3. 7; 6. 4; 9. 8, 14; 10. 15. Откр. 3. 7; 4.8; 6. 10; 15. 3–4; 16. 5).

http://mospat.ru/archive/86436-chto-my-z...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Справедливость, правда, правосудие (Justice) В современных переводах Библии слова справедливый, справедливо и справедливость встречаются около сотни раз – в подавляющем большинстве случаев в Ветхом Завете и лишь изредка в Новом Завете. Справедливость – понятие, связанное с законом, поэтому Божья справедливость раскрывается, в основном, в Ветхом Завете. В Новом же Завете человек оправдывается по Божьей милости. Справедливость – один из наиболее выдающихся атрибутов Бога в Писании. Бог раз за разом изображается эталоном справедливости и праведности, особенно в пророческих книгах ( Ис.28:6; 51:4–5; 61:8 ; Иер.9:24; 21:12 ; Иез.34:16 ). Справедливы и праведны все Божьи пути: «Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен» ( Втор.32:4 ; см. также Неем.9:13, 33 ; Ис.58:2 ; Ин.5:30 ; 2Фес. 1:6 ). В праведных должна отражаться Божья справедливость, ибо Господь любит правду ( Пс.36:28 ; ср. Быт.18:19 ; Втор.27:19 ; Иер.22:3 ). Образ настолько тесно связан с самой природой Бога, что «злые люди не разумеют справедливости, а ищущие Господа разумеют все» ( Притч.28:5 ). Справедливость нередко изображается синонимом беспристрастности, но чаще она приравнивается к праведности ( 2Пар.12:6 ; Неем.9:33 ; Иер.22:15; 23:5; 33:15 ; Иез.18:5 ). Наглядный пример этому – бедствия Иова. Из Писания мы знаем, что Бог всегда справедлив ( Втор.32:4 ), тем не менее Его отношение к Иову не беспристрастно – он страдает по Божьей воле, несмотря на свою праведность. Иов ничем не заслужил такого наказания, однако он переживает боль и потери. Но хотя Божий справедливый суд часто связывается с наказанием и гневом, важную роль в нем играет милость. Исаия пророчествовал, что «Сион спасется правосудием» ( Ис.1:27 ), а также: «Суд Мой поставлю во свет для народов. Правда Моя близка; спасение Мое восходит, и мышца Моя будет судить народы» ( Ис.51:4–5 ; см. также Иер.30:11 ; Иез.33:13–20; 34:16 ). Здесь справедливость связывается с искуплением и спасением, приносящими освобождение пленным и избавление угнетенным. Божья справедливость не бывает холодной, ибо Бог есть любовь. Она приносит радость ( Притч.21:15 ). В псалмах порой выражается восторженная радость от того, что Бог идет судить землю ( Пс.66:5; 95:12–13; 97:8–9 ). Прекрасным наглядным примером справедливости служит фигура Отрока в книге Исаии. Исаия пишет:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВТОРОЗАКОНИЕ последняя книга Пятикнижия Моисея, содержащая новую (по сравнению с кн. Исход ) редакцию текста Синайского завета и дополненное изложение заповедей Господа для нового поколения Израиля перед началом завоевания Ханаана. Наименование и место в каноне Наименование «Второзаконие» восходит к Септуагинте , где эта книга названа Δευτερονμιον, что в свою очередь является переводом евр.     (Мишне Тора) - изъяснение, повторение закона (ср.: Втор 1. 5: «за Иорданом, в земле моавитской, начал Моисей изъяснять закон сей»). Этим греч. названием книги пользовался уже Филон Александрийский (Legum Allegoriae III 174; Quod Deus sit Immutabilis 50); оно постоянно встречается с IV в. по Р. Х. в христ. рукописях Септуагинты. Евр. название книги - Элле хад-Деварим (Вот слова) или просто Деварим (Слова) - дано по ее начальным словам (ср. в Вульгате: Liber Helleaddabarim id est Deuteronomium). В.- единственная книга Пятикнижия, к-рая названа законом Моисея (ср.: «вот закон» - Втор 4. 44; «закон» - Втор 1. 5; 4. 8; 27. 3, 8, 26; 28. 58, 61; 29. 27; 31. 9, 11, 12, 24; 32. 46; «сия книга закона» - Втор 29. 20; 30. 10; 31. 26). Этот богодухновенный закон для жизни в новой земле дан самим Моисеем, к-рый не смог перевести Израиль через Иордан, и закон, т. о., фактически является заместителем Моисея, провозглашающего слова Божии (ср.: Втор 5. 4-5, 23-31). В рамках евр. канона В. не просто является дополнением к повествованию Пятикнижия о ранней истории Израиля, рассказывающим о становлении религии под водительством Моисея, но как закон Моисея служит герменевтическим ключом ко всему Пятикнижию, ибо содержит откровение о воле Бога всем последующим поколениям Израиля. В. важно для понимания канонического единства исторических и пророческих книг евр. Библии, указания на закон Моисея обрамляют книги пророков (Нав 1. 7-8; Мал 4. 4). Составители книг пророков, несомненно, считали последователями Моисея всех судей, царей, пророков, к-рые со времен Иисуса Навина до восстановления храма свидетельствовали о власти Бога над Израилем, согласно закону Моисея (ср.: Втор 18. 15-18 и Нав 23. 6; Суд 2. 16-22; 1 Цар 12. 13-15; 3 Цар 2. 2-4; 4 Цар 17. 13; 23. 24-25; Ис 2. 3; 51. 7; Иер 6. 19; 31. 33; Зах 7. 12; Сир 46. 1 - 49. 10). Время составления книги

http://pravenc.ru/text/160983.html

Глава 5 1 . И обратился я, и поднял глаза свои и увидел: и вот летящий серп. 2 . И сказал он мне: что ты видишь? И я сказал: я вижу летящий серп, в длину двадцать локтей и в ширину десять локтей. 3 . И он сказал мне: это – проклятие, выходящее на лице всей земли, ибо всякий вор будет наказан им 55 даже до смерти, и всякий клянущийся ложно будет наказан им до смерти. 4 . И Я наведу его, говорит Господь Вседержитель, и войдёт оно в дом вора и в дом ложно клянущегося именем Моим, и поселится среди дома его, и истребит его, и деревья его, и камни его 56 . 5 . И вышел ангел, говорящий со мною, и сказал мне: подними глаза твои и посмотри, что это выходит? И я спросил: 6 . Что это? Он сказал: это – выходит мера. И сказал: это – неправда их по всей земле 57 . 7 . И вот кусок 58 оловянный поднялся, и там сидела одна женщина среди меры. 8 . И он сказал: «Это – беззаконие», – и бросил её 59 в средину меры, и бросил оловянный кусок в уста её. 9 . И поднял я глаза мои и увидел: и вот выходят две женщины, и ветер в крыльях их, и они имели крылья, как крылья аиста 60 , и подняли они меру между землёю и между небом. 10 . И я сказал ангелу, говорящему со мною: куда они несут меру? 11 . И он сказал мне: устроить ей дом в земле Вавилонской и приготовить (место), и положат её там на её основу 61 . 55 Греч. κ τοτου – относим к ρ, потому что в след. 4 ст. ср. р. ατ – относится несомненно к ρ, стало быть, последнее признаётся средним родом; так понимают и толковники (Иерон., Феодор.). 58 Слав. талант, греч. τλαντον – круглый обрубок для веса, в виде нашей гири (Schleusner. 5. Р. 258). 61 Греч. τοιμασαν – слав. уготование, в синод. пер. основе. Так понимают греч. слово филологи (Schleusner. 2. Р. 541). Нечестие и беззаконие всей вселенной будет иметь средоточие в Вавилоне (ср. Ис.13–4 глл.; Иер.50–51 глл.) (Ефр. Сир., Феодор.). «И антихрист будет царствовать в земле Вавилонской» (Ефр. Сир.). «В Вавилоне находится жилище нечестия» (Иерон.). Читать далее Источник: Книги Ветхого Завета в переводе П. А. Юнгерова : В 3-х том. - Москва : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006-./Т. 2: Пророк Даниил. Малые пророки. - 2006. – 296 с./Книга пророка Захарии. 242-279 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Ключевые слова этого послания – надежда на будущее, когда через 70 лет Бог возвратит Свой народ из плена (29:10). Вслед за посольством в Вавилон отправился и сам Седекия ( Иер.51:59 ). Произошло это в четвёртый год его царствования (593 г.). Лично ему или его посредникам удалось смирить гнев и рассеять сомнения Навуходоносора, так что в последующие годы после неудавшегося путча в Иудее царил мир. Но это событие не осталось без последствий: вавилонский царь наложил на иудеев и их союзников ещё более тяжёлое иго ( Иер.28:13–14 ). В поездке в Вавилон Седекию сопровождал его царедворец Сераия, который должен был заботиться о продовольствии и помещениях для царя и его свиты. По счастливой случайности Сераия приходился братом Варуха (ср. Иер.51:59 и 32:12). Варух же был писцом при Иеремии и записывал все предсказания пророка. И ещё одна миссия была у царедворца Седекии. Сераия вёз в столицу Востока письмо Иеремии (гл. 50–51). Только весьма смелый и близкий к пророку человек отважился бы на такой рискованный поступок – прочитать в самом сердце Вавилонской империи слова, предвещавшие её гибель: «О, ты, живущий при водах великих, изобилующий сокровищами! Пришёл конец твой... И воздам Вавилону и всем жителям Халдеи за всё то зло, какое они делали на Сионе... Вавилон будет грудою развалин... Толстые стены Вавилона до основания будут разрушены и высокие ворота его будут сожжены огнём... От шума взятия Вавилона потрясётся земля...» (51:13,24,37,58 и 50:46). В своём письме иудейским пленникам в Вавилонии Иеремия сообщает, что Израиль вновь поселится на своей земле, но только после того, когда Господь окончательно разрушит могучее царство, бывшее прежде в Его руках орудием наказания разных народов. И узнают народы земли, что как прежде Ассирия, так теперь Вавилон были лишь шахматными фигурами в руках Всевышнего. Израиль же признает в погибели Вавилона дело отмщения Божия за обиды, причинённые ему вавилонянами (51:35–46) и будет радоваться гибели этого страшного царства (51:47–58). Пророк ясно называет в письме и разрушителей столицы Древнего мира – царя Мидийского и его союзников (51:11).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Для ВЗ очень характерно отождествление И. с горой Сион, к-рая также именуется святой (Пс 2. 6). В Пс 48 Сион и И. предстают центром мира, местом встречи неба и земли (ср.: Иез 5. 5; 38. 12; подробнее см.: Clifford R. J. The Cosmic Mountain in Canaan and the Old Testament. Camb. (Mass.), 1972; Levenson J. D. Sinai and Zion: An Entry into the Jewish Bible. Minneapolis, 1985). В ВЗ часто говорится о том, что с Сионом или И. будут враждовать народы, но Сион и И. останутся непобежденными (Пс 46; Ис 29. 1-8). При этом указывается, что неприступность Сиона для врагов зависит от нравственного поведения избранного народа (Иер 7. 1-15; Пс 15; 24). Даже после разрушения И. оставался местом, на к-рое возлагались надежды об избавлении от плена (ср.: Пс 136. 5: «Если я забуду тебя, Иерусалим,- забудь меня, десница моя»). Утверждается обычай обращаться в сторону И. с молитвой (Дан 6. 10-11). Появляются пророчества о восстановлении И. Прор. Иезекииль уподобляет это восстановление новому исходу из Египта (Иез 20. 33-40; ср.: Ис 51. 10-11). В И. будет воздвигнуто вечное святилище (Иез 37. 26-28). Опустошенная земля И. станет Эдемским садом (Иез 36. 22-38). В пророческих книгах Сион приобретает черты небесной горы, к-рая превосходит все земные горы (Иез 20. 40; 40. 2; Ис 2. 2-4; Мих 4. 1-4). В видении Иезекииля И. оказывается переименован: «А имя городу с того дня будет: «Господь там»» (Иез 48. 35). У прор. Исаии восстановленный И. описывается как построенный из драгоценных камней (Ис 51. 11-12; ср.: Ис 13. 16-17). При этом для пророков характерно противопоставление нынешнего положения И., который уподобляется блуднице (Иер 2. 20-21, 32 сл.; 3. 1-13; Иез 16. 1-58) и называется «городом нечистым и оскверненным, притеснителем» (Соф 3. 1), его буд. величию и славе: «Так говорит Господь: обращусь Я к Сиону и буду жить в Иерусалиме, и будет называться Иерусалим городом истины, и гора Господа Саваофа - горою святыни» (Зах 8. 3). В межзаветной литературе На эволюцию образа И. в эллинистический период большое влияние оказали события, связанные с осквернением храма Антиохом IV Епифаном и последующими Маккавейскими войнами, в ходе к-рых в 164 г.

http://pravenc.ru/text/293782.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010