Падший ангел старается обмануть и вовлечь в погибель иноков, предлагая им не только грех в разных видах его, но и предлагая несвойственные им, возвышеннейшие добродетели. Не доверяйте, братия, вашим помыслам, разумениям, мечтам, влечениям, хотя бы они казались вам самыми благими, хотя бы они представляли вам в живописной картине святейшее монашеское жительство! Если та обитель, в которой вы живете, дает вам возможность проводить жизнь по евангельским заповедям, если вы не низлагаетесь соблазнами в смертные грехи, то не оставляйте обители. Потерпите великодушно её недостатки и духовные, и вещественные, не вздумайте всуе искать поприща подвигов, недарованного Богом нашему времени. Бог желает и ищет спасения всех. Он и спасает всегда всех, произволяющих спастись от потопления в житейском и греховном море, но не всегда спасает в корабле или в удобном, благоустроенном пристанище. Он обетовал спасение святому апостолу Павлу и всем спутникам апостола. Он и дал это спасение, но Апостол и его спутники спаслись не в корабле, который разбило, а с большим трудом, иные вплавь, другие на досках и различных обломках от корабля (Деян. XXVII. 21-49.). О хранении себя от добра, принадлежащего падшему естеству человеческому Придет ли к тебе какая благая мысль? Остановись: никак не устремись к исполнению её с опрометчивостию, необдуманно. Ощутишь ли в сердце какое благое влечение? Остановись; не дерзай увлечься им. Справься с Евангелием. Рассмотри: согласны ли со всесвятым учением Господа благая мысль твоя и твое благое влечение сердечное. Вскоре усмотришь, что нет никакого согласия между евангельским добром и добром падшаго человеческаго естества. Добро нашего падшего естества перемешано со злом, а потому и само это добро сделалось злом, как делается ядом вкусная и здоровая пища, когда перемешают её с ядом. Хранись делать добро падшаго естества! Делая это добро, разовьешь свое падение, разовьешь в себе самомнение и гордость, достигнешь ближайшаго сходства с демонами. Напротив того, делая евангельское добро, как истинный и верный ученик Богочеловека, сделаешься подобным Богочеловеку. Любяй душу свою, сказал Господь, погубить ю: и ненавидяй души своея въ мире семь, въ животъ вечный сохранить ю (Иоанн. XII, 25.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Также сердечно благодарен я Преосвященному епископу Рыбинскому и Угличскому Вениамину. С Воскресенского собора, настоятелем которого владыка был в течение многих лет, началось мое церковное служение. А ныне, уже из-под его святительского омофора, я призываюсь «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28). С любовью вспоминаю обитель преподобного Сергия. Хотя не довелось мне быть насельником Троице-Сергиевой лавры, но долгое время я нес церковное послушание вблизи от нее, будучи насельником и настоятелем Данилова монастыря города Переславля. Ваше Святейшество! Сыновне благодарю Вас за великое доверие, честь и милость, оказанные мне через избрание на архиерейское служение. Ваше жертвенное служение будет для меня всегда тем примером, которому следует неустанно подражать. Прошу вознести Вашу Первосвятительскую молитву, а также всех боголюбивых архипастырей помолиться о том, чтобы стать мне, многогрешному, достойным делателем на ниве Христовой и пребывать непорочно «в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12). Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению).

http://patriarchia.ru/db/text/3330864.ht...

Англиканская церковь в обрядовой стороне крещения отчасти удержала главнейшие р.-католические особенности. Так, и в ней употребляется совершительная формула в первом лице, а относительно способа употребления воды правилами установлено троекратное погружение в воде, но в действительности часто совершается крещение чрез троекратное обливание и даже «есть обыкновение кропить крещаемого водою с пальцев» 136 . О внутреннем же существе этого таинства в «XXXIX членах» говорится: «крещение не есть только знак исповедания и отличия христиан от нехристиан, но и знак возрождения (signum regenerationis), чрез который, как чрез орудие (per instrumentum), приемлющие правильно крещение прививаются к церкви, обетования о прощении грехов и нашем усыновлении Богу Духом Св. видимо запечатлеваются (obsignatur), вера укрепляется и благодать возращается в силу молитвы к Богу» (XXVII чл.). Определению этому, очевидно, не достает полной определенности. Оно не исключает возможности понимания крещения (в виду данного в XXV чл. определения «знака» в таинстве, как efficax signum) в православном смысле, – в смысле действительного средства или орудия возрождена и благодатного усыновления Богу, особенно в виду содержания молитв в англиканском чинопоследовании крещения, но не устраняет со всею решительностью и т. н. «обсигнаторного» взгляда на таинство, по которому таинства суть лишь только печати благословений, принадлежащих воспринимающему их, как сыну благодати. К последнему пониманию могут располагать слова члена о крещении: «вера укрепляется и благодать возращается» 137 . Во всяком случае, данное в членах определение таинства крещения не может быть названо ни точным, ни полным. Миропомазание § 148. Понятие о таинстве миропомазания. Установление таинства I. В крещении человеку даруется освобождение или очищение от греха, но в природе оправданного остается след прежде созданных им в себе злых качеств, или злая «похоть». Она готова, пока он живет на земле, увлечь его ко греху ( Иак. 1, 14–15 ). Необходима поэтому для возрожденного чрезвычайная помощь Божия, вполне достаточная к полному осуществлению воли Божией и к самодеятельному очищению его от всех злых качеств или предрасположений, гнездящихся в духовной природе, не смотря на его оправдание пред Богом, подобно тому, как и в естественной жизни человека, по рождении, для поддержании бытия своего и возрастания, он имеет нужду в подкреплении посредством света, воздуха, движения и других внешних пособий. Такая помощь свыше, называемая в слове Божием даром Св. Духа, когда говорится не о чрезвычайных между христианами дарах, а о необходимой и присущей каждому христианину благодатной помощи в добре, – ( Деян. 2, 38 ), и подается таинственно в крещении оправданному и возрожденному чрез особое священнодействие, называемое миропомазанием (χρσμα, confirmatio), и в православной церкви совершаемое непосредственно после крещения 138 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Архив Пн Патриаршее поздравление архиепископу Вологодскому Максимилиану с 20-летием архиерейской хиротонии 10 апреля 2013 г. 10:30 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил  архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана с 20-летием архиерейской хиротонии. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Максимилиану, архиепископу Вологодскому и Великоустюжскому. Ваше Высокопреосвященство! Примите мои сердечные поздравления со знаменательной для Вас датой 20-летием архиерейской хиротонии. Вняв гласу Призывающего, Вы избрали нелегкий, но благодатный путь служения на ниве Христовой. Премудрый Промысл привел Вас в обитель Живоначальной Троицы, где Вы постигали богословские науки, навыкали молитве и послушанию. Приняв монашеский постриг и священный сан, Вы со тщанием исполняли возложенные на Вас различные обязанности, духовно возрастали под руководством опытных лаврских наставников. Господу Пастыреначальнику было угодно вверить Вам Свое словесное стадо, и уже долгие годы Вы совершаете ответственные епископские труды на Вологодской земле, где за прошедшее время немало сделано, дабы слово Божие росло и число учеников Христовых умножалось (см. Деян. 6:7). Во внимание к Вашему служению и в связи с 20-летием архиерейской хиротонии считаю справедливым удостоить Вас ордена святителя Макария, митрополита Московского, II степени. Предстательством Пречистой Девы Марии да обновит Всемилостивый Спаситель Ваши душевные и телесные силы и да ниспошлет Свою щедрую помощь в дальнейших трудах, сохраняя в добром здравии, мире и радости на многая и благая лета. С любовью во Христе +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению). 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/2885580.ht...

Архив Пн Патриаршее поздравление епископу Орскому Иринею с 50-летием со дня рождения 30 мая 2021 г. 11:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил епископа Орского и Гайского Иринея с 50-летием со дня рождения. Его Преосвященству, Преосвященнейшему Иринею, епископу Орскому и Гайскому Ваше Преосвященство! Христос Воскресе! Сими словами пасхального восклицания приветствую Вас и сердечно поздравляю с юбилейной датой в Вашей жизни — 50-летием. Возжелав поработать Дивному во святых Своих Богу (Пс. 67:36), в юном возрасте Вы получили образование в Московских духовных школах , принесли монашеские обеты и приняли священный сан. Вы исполняли различные послушания, в том числе трудились на преподавательском поприще. Премудрым промыслом Небесного Архипастыря Вы были призваны проповедовать Царствие Божие и учить о Господе Иисусе Христе (Деян. 28:31) в высоком епископском достоинстве. Без малого десять лет Вы совершаете архиерейское делание на Орской кафедре и проявляете попечение о всестороннем развитии епархиальной жизни. Во внимание к Вашим трудам и в связи с отмечаемым юбилеем полагаю справедливым удостоить Вас Патриаршей грамоты. Милосердный Господь да дарует Вам телесное здравие, душевный мир, мудрость, знание и разум (Притч. 2:6) и Свою неоскудевающую помощь в дальнейшем служении на ниве церковной. С любовью о Христе Воскресшем +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению). 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5811449.ht...

Многие из современных Иисусу Христу иудеев не признают Его за своего ожидаемого Мессию, так как будут руководиться ложными мессианскими представлениями. Неверие их превратится в злобу по отношению к Спасителю и они подвергнут Его крайнему унижению и позорной казни. Такое ужасное состояние Спасителя вызовет у людей чувство изумления и страха. Одни из них будут поражены чувством жалости к Страдальцу, другие объяты будут чувством жалости и чувством презрения к Нему, как, например, это было с Пилатом; у иных людей вид Страдальца вызовет насмешки; третьи, наконец, проникнутся чувством благоговения к Божественному Страдальцу, ибо сознают спасительное значение Его страданий. В таком широком смысле следует понимать предсказание пророка об изумлении людей, возбужденных к сему обезображенным видом Страдальца. Это подтверждается свидетельствами и учением новозаветных писателей св. апостолов, повествующих об истории страданий Спасителя (Лук. XXIII, 48: Мф. XXVII, 20; Uoah. XIX, 5 : 1Kop. I, 23 ), За страданиями Спасителя последует Его прославление и люди будут в такой же степени поражены новым чудом при виде Его славного состояния. Слава воскресшего Спасителя, как победителя смерти и ада, распространится не только в пределах Палестины между иудеями, но и по всей земле – между языческими народами, которые прежде не знали об Иисусе Христе. Последние представят собою более благоприятную почву для принятия веры Христовой и просвещения Его спасительным учением, чем еврск. ( Puмл. XV, 20–21 , Мф. X, 6; Деян. XIII, 46). Язычники даже в лице своих представителей царей обратятся ко Христу как своему Богу и с чувством смиренного благоговения припадут к стопам Его. LIII гл. 1 ст. Господи, кто верова слуху (проповеди) нашему и мышца (всемогущество) Господня кому открыся? Пророк обращается с вопросом от лица апостолов, которые, проповедуя слово евангелия среди иудеев, встретили со стороны их упорство и неверия по отношению к предмету благовестия ( Римл. Х, 8, 16 : Uoah. XII, 37–38 ). Под мышцею или всемогуществом Божиим разумеется откровение силы и славы Божией в мире чрез пришествие Спасителя, учение Его, искупительные страдания, воскресение и другие великие дела Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Архив Пн Патриаршее поздравление архиепископу Монреальскому Гавриилу с 55-летием со дня рождения 2 июня 2016 г. 14:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил архиепископа Монреальского и Канадского Гавриила с 55-летием со дня рождения. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Гавриилу, архиепископу Монреальскому и Канадскому Ваше Высокопреосвященство! Сердечно поздравляю Вас с 55-летием со дня рождения, а также с грядущим 20-летием архиерейской хиротонии. Нелегким был путь Вашего служения Церкви Христовой. Однако, видя перед собой вдохновляющие примеры стойкости духа и верности Православию подвижников русского зарубежья, Вы неизменно стремились со тщанием и ответственностью исполнять всякое возлагаемое на Вас послушание. Получив богословское образование в Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле и приняв священный сан, Вы немало потрудились на ниве Господней. Отрадно, что ныне во вверенном Вам церковном уделе на Американском континенте многое делается для развития епархиальной и приходской жизни, духовного просвещения и нравственного воспитания подрастающего поколения. Особые усилия Вы прилагаете к тому, чтобы «Слово Божие росло и распространялось» (Деян. 12:24), а свидетельство о Христе Распятом и Воскресшем было ясным и убедительным для наших современников. Во внимание к усердному служению и в связи с отмечаемыми Вами знаменательными датами полагаю справедливым удостоить Вас ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, II степени. Предстательством Богородицы да ниспошлет Вам Господь крепость сил и Свою благодатную помощь для дальнейших трудов во славу Святой Церкви. С любовью во Христе +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению). 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/4485269.ht...

2Тим.1:6 . «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез моё рукоположение». Объяснение. Утверждающие на основании этого текста, что у недостойных пастырей дар священства может потухнуть и исчезнуть, упускают из виду то обстоятельство, что недостойнейшего апостола Иуду Господь всё-таки послал к народу: Мф.10:4–5 . Из этого примера евангельского видно, что злая воля в человеке не может потушить полученной им силы Божией, т.е. дара священства, ибо как ни недостоин был Каиафа, но мог произнести пророчество о смерти Иисуса Христа за народ: Ин.11:51 . Тит . 1-я глава рисует образец пастыря, указанный апостолом Павлом. Объяснение. Если в православной Церкви и есть пастыри, не соответствующие этому образцу, то это несоответствие отдельных лиц не даёт ещё права осуждать всех пастырей; наши суждения, как и вообще о людях, часто бывают ошибочны: 1Кор.2:11 . Епископу предписывается с большой осторожностью относиться к обвинению на пресвитера: 1Тим.5:13 . Пастыри – люди подобострастные нам: 1Ин.1:8 ; Рим.7:14–25 . И апостолы не все были одинаково достойны, между ними был Иуда, о котором Спаситель знал, что он предаст Его, а прочие апостолы знали, что он был вор: Ин.12:6 , но Иисус Христос послал Иуду на проповедь: Мф.10:4–5 , стало быть, и об Иуде, как и о прочих, сказано: Слушающий вас Меня слушает: Лк.10:16 ; Ин.13:20 ; Мф.23:3 . 1Цар.10:1–10 . Здесь повествуется о помазании Самуилом на царство Саула, после чего Саул даже пророчествовал среди народа, но затем лишился помощи от Духа Божия ( 1Цар.16:14 ). Объяснение. Саул лишился Духа Божия за своё собственное противление воле Божией, и православные пастыри, за которыми Церковь усматривает тяжкие пороки и преступления против заповедей Божиих, лишаются ею (Церковью в лице архип. суда) своих степеней священства и теряют право на совершение священнодействий. Но из этих частных случаев нельзя выводить заключения, будто Церковь может лишиться всех пастырей, что все её пастыри за свои грехи могут лишиться благодатного дара священства. Христос и апостолы уверяют, что Церковь на земле будет существовать до второго Христова пришествия: Мф.16:18:28:20 ; Деян.20:28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Второй термин заглавия книги – догмат. В Ефес. 2, 15 ср. Кол. 2, 14 догматами названо учение Христа, Евангелие, частнее – средоточие Евангелия – десять блаженств Нагорной Проповеди, в соответствие десяти заповедям скрижалей, как средоточию ветхозаветного закона Моисеева, – вообще Евангелие или учение Христа (Barnabae epist. I. 6: τρα δγματ στιν Κυρου ζως λπς ρχ κα τλος πστεως μν, και δικαιοσνη κρσεως ρχ και τλος, γπη εφροσνης και γαλλισεως ργων δυκαιοσνης μαρτυρα – Ignatii epist. 1 рел. Magnes. XIII. 1: σπουδζετε βεβαιωθναι ν τα ς δγμασιν το Κυρου κα τνποστλων – учение Христа и апостолов, – Didach. XI. 3 τ δγμα το εαγγελου – подобное же Ориген , Василий Великий , Златоуст, Кирилл Алекс. др.), – постановление апостольского собора в Иерусалиме ( Деян. 16, 4 ), – Кирилл Иерусал. – учение в отличие от дел: τς θεοσεβεας τρπος κ δο τοτων συνστηκε δογμτων εσεβν κριβεας κα πρξεων γαθων – Оглас. Сл. IV. 2 Reischl, I. 90, – Василий Великий различает две части христианского учения: τ κηργματα κα τ δγματα, одни мы имеем в писанном учении, а другие мы приняли из апостольского предания, как переданные нам в таинстве, – эти умалчиваются, а те возвещаются, – эти суть всем возвещаемое и ясное учение христианское, а те суть священнодействия, коих смысл не для всех ясен – крестное знамение, молитвенное обращение на восток, слова призывания над евхаристийным хлебом и чашей благословения, благословение крещальной воды, елея помазания и пр. (О Святом Духе XXVII. ср. XXIX. 66 71, Magne gr XXXII. 185 sq. 200) – подобное же Евлогий Алекс. у Фотия (Bibl. cod. 230 ed. Bekkeri. p. 267 – 268);служителями Слова (апостолами) предано Церкви учение в виде догматов и проповедей, – различие такое: догматы возвещаются с прикровением и мудростью и часто нарочно облекаются неясностью, чтобы не выставлять святыни нечистым и не бросать жемчуг свиньям, – а проповеди возвещаются без всякого прикровения, и преимущественно те, кои относятся к числу заповедей и к соблюдению божественного страха, – но есть между догматами еще и некоторые наиболее таинственные, кои, так сказать, всецело умалчиваются и таинственно преподаются только тем, кои чрез живое слово имеют духовную мудрость предлагать это верным». (Preuschen, Hdw., – и Suicer, Thesaurus art. δγμα). Такая неустановленность древнехристианской терминологии требовала от автора точно определить понятие догмата в отношении к Церкви и тщательно отграничить это понятие от соприкосновенных с ним в экклесиологии: символа, канона, обряда, дисциплины.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Скачать epub pdf Часть 3. Благодать Божия как сила, вспомоществующая нравственному усовершенствованию XXVII. Дух благодати и действия ее в деле возрождения человека. Необходимость благодати в начале, продолжении и на высших ступенях нравственного совершенства. – Действия благодати в возрождении человека. – Участие самого человека в деле нравственного возрождения Выше было уже сказано, что как ни много дано для нашей нравственной жизни Спасителем нашим, однако дело нашего спасения требует участия еще особой Божественной помощи, которой бы совершалось самое усвоение верующими спасительных заслуг Иисуса Христа. Эта помощь и подается в благодати Божией, немощная врачующей и оскудевающая – восполняющей. Под словом благодать ( χρις, gratia, евр. gen, с суффиксом – geni и geset) в широком смысле можно разуметь всякую милость ( 2Кор. 9: 8 ; 1Петр. 4: 10 ), даруемую Богом человеку независимо ни от каких заслуг с его стороны ( Ефес. 2: 8–9 ; Рим.3: 24 ; 2Тим. 1: 3 ; Тит. 3: 5 ), и в особенности всё то, что относится к устроению спасения падшего человека через Иисуса Христа ( Лк.1: 30 ; 1Петр. 2: 19 ; Ефес. 1: 5–13 ; 2Тим. 1: 9 ; Тит. 2: 11; 3: 4 ); но в собственном смысле под благодатью разумеется та спасительная сила Божия ( Захар. 12: 10 ; Рим.1: 16 ; 2Кор. 12: 8–9 ; Колос. 1: 29 ; Ефес. 3: 20 ), которая подается по воле Бога Отца ( 2Тим. 1: 8–9 ; 1Кор.6: 19 ) через Сына в силу совершенного Им искупления ( Рим.5: 15, 21 ; 1Кор.1: 4 ; Ефес. 1: 5–6 ) во Св. Духе ( Тит. 3: 5 ). В силу такого участия всех трех Лиц Св. Троицы в раздаянии дара благодати последняя называется то благодатью Бога Отца ( 1Кор.1: 3; 3: 10 ; 2Кор. 1: 2; 6: 1 ), то благодатью Господа Иисуса Христа ( 1Кор.16: 23 ), то, наконец, силою Духа Святого ( Рим.15: 13 ; Гал. 4: 6 ). Так как, однако, субъективное спасение создается преимущественно деятельностью Духа Утешителя, то и благодать как сила, усвояющая человеку спасение, приписывается, главным образом, Св. Духу ( Деян.2: 38 ; 1Кор.6: 11 ; 2Кор. 1: 22 ). Есть моралисты (Пальмер), которые не хотят находить различия между благодатным действием Иисуса Христа и действием Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010