Нетленность всего первозданного мира Рассмотрим теперь святоотеческие размышления, начав со слов о рае преподобного Симеона Нового Богослова, которые мы приводили в предыдущей статье. В продолжении своего слова он пишет, что не только рай, но и весь мир изначально был создан нетленным : «Адам был создан с телом нетленным, однако же вещественным, а не духовным еще, и поставлен Творцом Богом как царь бессмертный над нетленным миром, не только над раем, но и над всем творением, сущим под небесами» . Далее преподобный Симеон говорит: «Видишь, что вся эта тварь в начале была нетленною и создана Богом в чине рая? Но после Богом подчинена тлению и покорилась суете человеков» . Свт. Иоанн Златоуст также учит, что только тогда «тварь сделалась тленною, когда тело твое стало тленным» . Преподобный Максим Исповедник говорит: «Грехом мир превратился в место смерти и тления» , «Через человека грех влечет к смерти всю тварь» . Древний апологет свт. Феофил Антиохийский говорит, что изначально все звери были добрыми, т. е. в мире не существовало хищничества (ср. Быт. 1:30). Он пишет: «Звери (θηρα) получили свое имя от того, что они одичали (απ το θηριοσθαι), а не потому, чтобы изначала были злыми или ядовитыми, ибо ничего злого не было изначала сотворено Богом, но все было прекрасно; грех же человека испортил их, ибо с преступлением человека и они преступили. Если владыка дома хорошо ведет себя, то необходимо и слуги живут благочинно, если же господин согрешит, то и слуги также будут грешить; таким же образом произошло и то, что с согрешением человека, который есть господин всего, и служащие ему твари уклонились к злу. Но когда человек опять возвратится в сообразное со своею природой состояние, тогда и те животные восстановятся в первоначальный образ кротости» . На изменение состояния всего мироздания после грехопадения указывается в Священном Писании, а именно в Божественном изречении: «Проклята земля в делех твоих» (Быт. 3:17). Преподобный Симеон Новый Богослов, толкуя это место, поясняет: «И не проклял Бог рая, так как он был образом будущей нескончаемой жизни вечного царства небесного. Если б не эта причина, надлежало бы проклясть его наипаче, так как внутри его совершилось преступление Адамово. Но Бог не сделал этого, а проклял лишь всю прочую землю, которая тоже была нетленна и все произращала сама собою, чтобы Адаму не иметь более жизни, свободной от утомительных трудов и потов» .

http://bogoslov.ru/article/6027304

Поэтому при анализе эсхатологических идей в кумранских рукописях следует различать эсхатологию в сектантских рукописях и в рукописях, называемых «несектантскими» и имеющих широкое происхождение из среды палестинского иудаизма периода позднего Второго храма. При этом, конечно, нельзя забывать о том, что понятие «секты» имело тогда значение «религиозное движение» и не исключало влияния на другие религиозные движения и широкие круги верующих. Библейские истоки Воззрение на мировую историю как линейный процесс, начавшийся сотворением мира и имеющий завершиться определенной целью, коренится в ветхозаветном учении. Для указания на эсхатологическую реальность в Священном Писании Ветхого Завета используются следующие выражения. [’ахарит найамим] «последние дни» могло означать, в библейском словоупотреблении, прежде всего, отдаленное будущее Израильского народа. Например, во Второзаконии Втор.31:29 , когда Моисей предсказывает, что израильтяне уклонятся от чистоты веры, или у Иеремии Иер.23:20 , обещающего от имени Божиего наказание иерусалимским лжепророкам, и в Иер.30:24 , где обещается возвращение из плена и восстановление давидовой династии, и в других местах у этого пророка ( Иер.48:47 и Иер.49:39 ), а также у Осии ( Ос.3:5 ). Однако более важным является иной смысл, присущий данному библейскому выражении. Взирая на события ветхозаветной истории с точки зрения Нового Завета, нетрудно видеть, что речь идет еще не об эсхатоне в нашем современном понимании – как конце человеческой истории, – а о периоде прихода Мессии. В частности, первое библейское употребление данного выражения в книги Бытия при благословении Иаковом своих сыновей ( Быт.49:1 ), затем – в пророчестве Валаама о приходе Мессии от Израиля ( Чис.24:14 ), во Второзаконии Втор.4:30 в речи Моисея народу Израилеву, в книгах пророков Исаии и Михея, описывающих образ горы Господней, которая возвысится над всеми народами, и под которой христианское толкование понимает предызображение Церкви ( Ис.2:2 ; Мих.4:1 ), указывает на мессианское время. Мессианское значение имеют «последние дни» и в книге пророка Даниила – как при истолковании сна Навуходоносора ( Дан.2:28 ), так и при символическом описании смены мировых империй ( Дан.8:19 ; ср. Дан.10:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Как в послании к Рим., так и в 1Кор., св. Павел называет себя κλητς πστολος. Значение κλητς точно раскрывается в словах: «(избранный) не человеками и не чрез человека» (Галат., 1:1). Убеждение в божественном происхождении своего служения было постоянно присуще ап. Павлу, и ап. всегда определенно и открыто свидетельствовал об этом. Призвание это обычно относится к обращению апостола, но в одном месте, по крайней мере, св. Павел исповедует, что божественное избрание и предуготовление его к сему служению началось «от утробы матери его». Следует заметить, что идея κλητς имела свои корни в Ветхом Завете и специально связана с пророческим служением (Быт., 12:1–3: Исх., 3; Ис., 6:8; Иерем., 1:4, 5 и др.). Глубокое и непоколебимое убеждение, что его служение основывается на божественном призвании, св. Павел сохранил до конца своей жизни без всякого омрачения и ослабления, – как это ясно видно из характера и обстоятельств всей его деятельности, а равно и из содержания всякого его послания (ср. особ. Деян., 23:30, 31; 2Тим., 4:17). Из того, что могло быть сделано для Христа, как бы ни мал был труд или обстоятельство, – ничто не могло казаться апостолу маловажным. Совершить все, что он мог для Онисима и Филимона, или написать послание сравнительно малой церкви в Колоссах, – было для св. Павла так же существенно, как написать послание церкви Римской или Ефесской, а также другим церквам «Асии». Идею всецелой преданности своему служению св. Павел выражает в тех наименованиях, кои он часто прилагает к самому себе. Таковы наименования – πστολος, δολος и δικονος, ςρμξ, πρεσβευτς, στρατιτης, γεωργς и др. Если Апостольг по – самой идей своей и призванию – суть «слуги Христовы» и «домостроители таин Божиих», то первое и основное качество их – «верность» (1Кор., 4:1–2), полная точность и совершенная неповрежденность в возвещении и выполнении божественной истины. В таком случае не остается места для мысли или заботы как-либо выставить на первый план и подчеркнуть значение своей личности или своих дарований, – все поглащается единой объективной целью. Имеется в виду лишь одно: исполнить волю Божию о спасении людей, так что служитель Христа становится и слугой приводимых им ко спасению. Всякие себялюбивые или своекорыстные настроения сами собою исторгаются с корнем при такой самопреданности истине.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/z...

«Пленил плен» – взял кого-то в совершенное пленение ( Чис.21:1 ). Кого пленил Господь, не уточняется, поскольку это относится и к тем, кого пленили, и к самому пленителю. «По преступлении Адамовом враг пленил нас и держал в своей власти, так что души человеческие, исходившие тогда из тела, отходили во ад, ибо рай был заключен. Когда же Христос «восшел на высоту» святого и животворящего Креста, то Он Своею Кровью избавил нас из плена, то есть обратно пленил нас, победив и низложив пленившего нас врага – диавола» (прп. Дорофей). Пс.67:19             …принял даяния в человечестве,                         чтобы также и упорствующие обитали, Господи Боже. «Даяния в человечестве» – бескровные жертвоприношения:        после Вознесения и Пятидесятницы «в человечестве» ( ба-адам ) происходят бескровные жертвоприношения, «даяния» – иные, чем полагалось приносить по Закону, – их Господь «приемлет» 360 . «Упорствующие» – часть определения «род упорный и мятежный» ( Пс.78 /77:8), первично – иудеи, затем и народы, забывшие Бога. Милость по отношению к ним состоит в том, что        «упорствующие обитают», поскольку Господь «принимает даяния в человечестве». Как об этом скзано в притче о плевелах. Плевелы (это «сыны лукавого») враг посеял между пшеницею (это «сыны Царствия»). Плевелы нужно оставить на поле: «чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, – оставьте расти вместе то и другое до жатвы» ( Мф.13:29,30,38 ). «В человечестве» сыны Царствия приносят бескровную жертву – «даяния», которые «принимает Бог»; между сынами Царства «обитают» и сыны лукавого – «упорствующие» 361 . Пс.67:22             Подлинно Бог сокрушит голову врагов Своих,                         темя власатое того, кто ходит в винах своих. Ср.: «обратится вред его на голову его, и на темя его злодеяние его сойдет» ( Пс.7:1 ). Зловредность человека обращается на его же голову, если этот человек усыновился диаволу, о котором Бога сказал, что нужно «блюсти голову» змея ( Быт.3:15 ). А на голове уязвимое место – макушка, «темя». Темя волосатое будет сокрушено у того, кто, как «назорей Божий», не стрижет волос ( Суд.16:17 ), а сам

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

В дальнейшем свидетельство об аде как о мрачном вместилище душ, находящемся во внутренности земли, получает развитие. Так, патриарх Иаков, охваченный скорбью из-за утраты любимого сына Иосифа, думая, что тот мертв, произнёс: «с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю » ( Быт.37:35 ). Равно и Моисей, возвещая близость наказания возглавляемых Кореем бунтовщиков, обозначил ад, как место, расположенное в недрах: «...если Господь сотворит необычайное, и земля разверзет уста свои и поглотит их [и домы их и шатры их] и все, что у них, и они живые сойдут в преисподнюю (во ад ), то знайте, что люди сии презрели Господа...» ( Числ. 16:30 ). Доказательством истинности слов Моисея стало исполнение этого грозного провозвестия: «Лишь только он сказал слова сии, расселась земля под ними; и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю (во ад) , и покрыла их земля, и погибли они из среды общества» ( Числ. 16:31–33 ). Псалмопевец, взывая ко Господу, просил у Него помощи и содействия, дабы не уподобиться нисходящим в ров (в греч. варианте: «λκκος» – ров, яма, погреб) ( Пс. 27:1 ), под которым понимается ад (ср.: преподобный Нил Синайский : «рвом пророк называет ад и греховную тьму» c. 275]). Пророк Исаия, предрекая участь нечестивого вавилонского царя и вместе с тем возвещая наказание того, кто будет стоять у него за спиной – сатаны, – также соотнёс ад с земными глубинами: «Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней » ( Ис. 14:15 ). Вообще же, по свидетельству Ветхого Завета, ад характеризуется как страна « тьмы и сени смертной» ( Иов. 10:21 ), страна мрака, «где нет устройства, где темно, как самая тьма» ( Иов. 10:22 ); как замкнутая область со множеством обиталищ душ, которые «подобны ложеснам» ( 3Ездр. 4:41 ), с местами для обрезанных и необрезанных, среди которых различаются более низменные и более возвышенные ( Иез. 32:18–23 ). Область ада подобна загону, где господствует смерть: «как овец, заключат их в преисподнюю, смерть будет пасти их» ( Пс. 48:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Господь Иисус благословил брак, в котором «двое становятся одной плотью», когда Своим присутствием со Своей Матерью Марией и учениками на бракосочетании в Кане Галилейской Он открыл Свою мессианскую славу в Своем первом публичном чуде, впервые пробудив веру Своих учеников ( Быт. 2:24 ; Ин. 2:1–11 ). Господь Иисус Христос отменил практику развода, которая была разрешена в Ветхом завете из-за «жестокосердия» людей, настаивая на том, что один единственный брак между мужчиной и женщиной был Божьей волей с самого начала ( Мк. 10:2–9 , Мф. 19:3–12 ). Он ясно заявил, что «всякий, кто разводится со своей женой, кроме как по причине любодеяния [porneia, то есть половой распущенности], делает ее прелюбодейкой; и всякий, кто женится на разведенной женщине, совершает прелюбодеяние» ( Матфея 5:32 ). Господь пошел еще дальше, заявив, что люди, которые смотрят на других, чтобы вожделеть их в своих сердцах, «совершили прелюбодеяние» (ср.: Мф. 5:27–30 ) Апостолы Христа повторяют учение своего Учителя, уподобляя уникальный брак между одним мужчиной и одной женщиной союзу между Христом и Его Церковью , которую они видят как само Тело Господа и Его невесту ( Еф. 5:21–33 ; 2Кор. 11:2 ). Осуждая тех, кто запрещает брак, как нечестивое установление, наряду с теми, кто оскверняет брак порочностью ( 1Тим. 4:3 , Евр. 13:4 ), апостолы восхваляют как «волю Божью», чтобы христиане, как пример для всех людей, воздерживались от половой распущенности [porneia] и знали, как вступать в брак «в святости и чести, а не в страсти похотения, как язычники, не знающие Бога». Они настаивают на том, что тот, кто пренебрегает этим [учением], «непокорен не человеку, но Богу, Который и дал Духа Своего Святаго» тем, кто верит ( 1Фес. 4:3–8 ). Мужьям заповедано быть главами своих жен, как Христос является главой Церкви. Они призваны любить своих жен, как самих себя, как Христос любит Церковь , принося себя в жертву своим невестам, как своим собственным телам. И жены призваны уважать и почитать своих мужей, поскольку Церковь посвящает себя Христу, с которым она тоже, как жена со своим мужем, является «одной плотью» ( Еф. 5:21–33 ; Православное последование венчания).

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/suzh...

С таким, в общих чертах, анализом Исход также даёт особую информацию об Аврааме и его потомках, информацию, указывающую на мудрость в том, чтобы принять сторону Господа. Он обещал Аврааму: «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя,… Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну» ( Быт.12:2-3 ). Он сказал Аврааму, что его потомки будут « пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут [сюда] с большим имуществом» ( Быт.15:13-14 ; ср. Быт.17:15-21 ; Быт.48:21 ; Быт.50:24-25 ). Израильтяне, которые являлись проблемой для фараона во времена Моисея проживали в Египте божественным произволением и египетским законопостановлением со времён Иосифа, и они умножались по предписаниям Сотворения и Потопа, и по обещаниям Бога праотцам Израиля. Вина лежит на фараоне и его людях. Также, цари в Книге Бытия инициируют стандарт поведения для  царей Исхода. В Книге Бытия фараон, царь Египта, и Авимелех, царь Герарский, каждый забирает Сарру в свой гарем ( Быт.12:10-20 ; Быт.20:1-18 ), и позже Ревекка оказалась в подобном затруднительном положении. Все три случая несли угрозу будущим матерям обещанных потомков, и все три царя действовали быстро для защиты Сарры и Ревекки, и интересов Авраама и Исаака, как только цари узнали, что случилось и как обстояло дело. Каждый царь понял, что об был предметом осуждения Господа. В каждом случае родоначальник ушёл с великим богатством ( Быт.12:16; 20:14-16; 26:12-14 ), как произойдет с израильтянами, даже если царям в Исходе не удалось содействовать интересам израильтян ( Исх.3:21-22 ; Исх.11:2 ; Исх.12:35-36 ). Помимо этого, цари Герара признали присутствие Господа с Его народом для благословления  — «с тобою Бог во всем, что ты ни делаешь», говорили они ( Быт.21:22 , ср. 26:28–29), и они заключили, что соглашение с Авраамом и Исааком в силу этого будет им выгодно ( Быт.21:23-24 ; ср. 26:28–31). Понятие присутствия Господа с Его народом становится ещё выраженнее в Исходе ( Исх.3:12 ; Исх.4:12, 15 ; Исх.17:7 ; Исх.33:12-16 ; Исх.34:9 ). Однако, вместо уважения к присутствию Господа, фараон высмеял идею ( Исх.10:10-11 ; ср. Исх.5:3-4 ). Другие связи между тремя рассказами Бытия и Исхода включают понятие страха Божьего ( Быт.20:7, 17 ; Исх.1:17 ; Исх.9:30 ), молитвы за иноземного царя ( Быт.20:7, 17 ; Исх.12:32 ; Исх.26:27 ; Исх.9:28-28-33 ; Исх.10:17-18 ; ср. Быт. 45:10 ) и использование , говоря об отправлении родоначальника с семейством и дарами ( Быт.12:20 ; Быт.26:27,29 ; Исх. 5:1-2 ; Исх.3:20 ; Исх.4:23 ; Исх.12:33 ).

http://azbyka.ru/ozhestochenie-serdca-fa...

Маханаим – впоследствии город убежища ( Нав. 21:36 ) упоминается не раз в истории Давида и Соломона ( 2Цар. 2:8, 17:24, 27, 19:32 ). Быт.32:3 . И послал Иаков пред собою вестников к брату своему Исаву в землю Сеир, в область Едом, Получив ободрение от небесных вестников-Ангелов (maleachim), Иаков посылает земных вестников (тоже – maleachim, почему раввины высказывали абсурдную мысль о посольстве Ангелов Иаковом) к Исаву, в Сеир. Последнее название, бывшее прозванием Исава (на основании внешнего вида его, Быт. 25:25 ), др. прозвание его – Едом ( Быт. 36:1 ), вероятно, ввиду случая с чечевицею ( Быт. 25:30 ), здесь употреблено пролептически (как в Быт. 14:6 ) о гористой и обильной пещерами территории троглодитов хореев, на восток от Иордана, позже занятой племенами Исава ( Втор. 2:12, 4–5, 8 ). Исав с семьею переселился туда позже ( Быт. 36:6 ), но, может быть, уже кочевал по своим будущим владениям, представлявшим удобства для его любезного занятия – охоты. Быт.32:4 . и приказал им, сказав: так скажите господину моему Исаву: вот что говорит раб твой Иаков: я жил у Лавана и прожил доныне; Названия: «господин» для Исава и «раб» для себя со стороны Иакова, получившего высшее благословение и господство над Исавом, – акт восточной вежливости (ср. Быт. 23:6 ; 1Цар. 24:9 ), а вместе с указанием на возможность подарков Исаву – и очевидное captatio benevalentiae. Быт.32:6 . И возвратились вестники к Иакову и сказали: мы ходили к брату твоему Исаву; он идет навстречу тебе, и с ним четыреста человек. На это приветствие ответа не было получено, напротив, получилось тревожное известие, что Исав идет навстречу с 400 мужей, – вероятно, из племени Измаила, с которым Исав уже ранее породнился ( Быт. 28:9 ). Быт.32:7–8 . Иаков очень испугался и смутился; и разделил людей, бывших с ним, и скот мелкий и крупный и верблюдов на два стана. И сказал [Иаков]: если Исав нападет на один стан и побьет его, то остальной стан может спастись. Боязнь Иакова, несмотря на божественные обетования защиты ( Быт. 28:13–15, 31:13 ), – на что не без основания обращали внимание уже иудейские толкователи – обнаруживает, конечно, несовершенство веры Иакова в Промысл Божий (вера его чрезвычайно уступала в силе и твердости своей вере Авраама Быт. 15:6 ). Соответственно этому он употребляет прежде всего чисто человеческое средство защиты ожидаемых враждебных действий от Исава. Можно думать, впрочем, что, кроме естественной привязанности к жизни и страха за себя и семью, внутреннее беспокойство Иакова вызывалось упреками его совести за обман его в отношении Исава. Этот высший мотив, естественно, обращает мысль Иакова к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В подкрепление устно передававшихся сведений о древнейших событиях, древние носители древних преданий, отдельные лица и целые народы, пользовались некоторыми особенными средствами, существенно к сему полезными. Такое значение, прежде всего, могли иметь собственные имена лиц, участвовавших в особенно важных в народной жизни событиях, и мест, на которых происходили подобные события. Библейские писатели нередко упоминают и даже сами выясняют историко-символическое значение многих имен древнейших лиц и мест. Например имя Ева значит: жизнь,– яко та мати всех живущих ( Быт.3:20 ); имя: Каин значит приобретение и выражает мессианскую, хотя и ошибочно приложенную к этому лицу, надежду ( Быт.4:1 ); такую же надежду выражало имя Ноя ( Быт.5:29 ). Историко-символическое значение придается именам Авраама, Сарры, Израиля, Иакова и многих других лиц древнейших времен. Вообще имена генеалогий допотопных и послепотопных патриархов ( Быт. 5 и 10 гл.) изъясняются современными толковниками в историко-символическом смысле, как выражение верований и надежд, то оживавших, то потухавших, на будущее обетованное в первоевангелии спасение и Спасителя человеческого рода (ср. Keil und Delitzsch. Com. üb. Genesis). – Современные ученые историки признают, что вообще и у всех народов, не только образованных, а даже и необразованных, имена предков имеют историко-символическое значение и заключают воспоминание об их выдающихся героических поступках. Они, посему, тщательно хранятся в народной памяти, составляют гордость и славу их часто очень неславных потомков, считающих однако же себя, по родству с ними, участниками их славных подвигов. – Такое же историческое значение имели и собственные имена мест, ознаменованных особо важными историческими событиями. Так, земля «скитания» Каина названа землей Нод, что значит: скитание ( Быт.4:16 ); первый город, построенный Каином, назван: Енох, по имени строителя – сына Каинова Еноха ( Быт. 4, 17 ). По именам сыновей и потомков сынов Ноевых названы были города и страны, в коих они поселились ( Быт. 10 гл.: Хуш, Мицраим, Ханаан – 6 ст., Ассур – 11 ст., Сидон – 15 ст. и мн. др.). Такое же историческое значение и в последующие времена получали имена разных городов и стран, в соответствие именам их владельцев. Так и евреи, особенно колено Даново, часто давали завоеванным городам свои новые имена вместо прежних хананейских имен ( Суд. 18 гл.). Историческое значение из патриархальных времен имели имена: Вирсавия ( Быт.21:31–34; 26:33 ), Иегова-Ире ( Быт.22:14 ), Вефиль ( Быт.28:19 ), Пенуэль ( Быт.32:30 ), Плач Египтян ( Быт.50:11 ) и мн. др. местности. – Этот обычай свойствен не только библейско-патриархальным временам и не только всем древним народам, но и современным образованным народам, чему примеры приводить излишне, да их и не перечтешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Другие стихотворные пассажи содержат проклятия змею, жене и Адаму (Быт. 3, 14-19), Хаму (Быт. 9, 25), Исаак проклинает Исава (Быт. 27, 39-40) и др. Стихотворной формой обладают благословения Симу и Иафету, произнесенное Ноем (Быт. 9, 26-27), Аврааму, произнесенное Мелхиседеком (Быт. 14, 19-20), Ревекке (Быт. 24, 60), Валаама Израилю (Числ. 23-24) и др. Стихотворную форму имеют, как известно, притчи, заключенные в книги премудростей — Притчей, Иисуса Сирахова, Премудростей Соломона, Екклисиаста, отчасти Псалтыри. Но краткие стихотворные притчи включены также в Пятикнижие и следующие за ним исторические книги. Среди них находится загадка Самсона, отгадка к ней и последующее его высказывание (Суд. 14, 14, 18), а также его притча (Суд. 15, 16). Притчей, т. е. высказыванием премудрости является пророчество Ревекке, произнесенное Господом: «Два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему» (Быт. 25, 23), также как характеристика Моисея (Числ. 12, 6-8). Истории патриархов — Авраама, Исаака, Иакова, а также сыновей последнего — относятся, по мнению Гункеля, к жанру саг. Эта литературная форма известна исключительно по древнеисландской литературе, где сагой называли устное прозаическое повествование об исторических лицах и событиях. Фиксации библейских саг служили, вероятно, сами сюжетные единицы и их последовательность. Этого было недостаточно для полной устойчивости традиции, и случались повторы одного и того же сюжета. Так, рассказ о жене, выдаваемой за сестру, встречается трижды, причем два раза он связан с Авраамом и один раз с Исааком, противником и Авраама, и Исаака оказывается один и тот же Авимелех, царь Геррарский (Быт. 12,10-20; 20, 1-18; 26, 6-14). Рассказ о продаже Иосифа в египетское рабство имел, несомненно, широкую популярность, так что внимательное чтение может выявить две его версии, смешанные между собою (ср.: Быт. 37, 2b, 5-11, 19-20, 23, 25b-27, 28b, 31-35 и Быт. 37, 3a, 4, 12-18, 21-22, 24, 25a, 28a, 29-30).

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/10/8...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010