Тот же пророк Осия, вещая от имени Бога и обращаясь к избранному народу, говорит: “Я Бог, а не человек; среди тебя — Святый” (Ос. 11. 9). Бог Сам так определяет Себя, и это означает, что святость — одно из важнейших определений Бога (Ср.: Лев. 11. 44–45; 19. 2; 20. 3, 7, 26; 21. 8; 22. 2, 32. Нав. 24. 15, 19. 1 Цар. 2. 2, 10; 6. 20. 2 Цар. 22. 7. 4 Цар. 19. 22. 1 Пар. 16. 10, 27, 35; 29. 16. 2 Пар. 6. 2; 30. 27. Тов. 3. 11; 8. 5, 15; 12. 12, 15. Иф. 9. 13. Иов. 6. 10. Пс. 2. 6; 3. 5; 5. 8; 10. 4; 14. 1; 15. 10; 17. 7; 19. 7; 21. 4; 23. 3; 26. 4; 27. 2; 32. 21; 42. 3; 45. 5; 46. 9; 47. 2; 50. 13; 64. 5; 67. 6; 70. 22; 76. 14. 77. 41, 54; 78. 1; 88. 19; 97. 1; 98. 3, 5, 9; 101. 20; 102. 1; 104. 3, 42; 105. 47; 110. 9; 137. 2; 144. 13, 21. Притч. 9. 10. Прем. 1. 5; 9. 8, 10, 17; 10. 20. Сир. 4. 15; 17. 8; 23. 9–10; 43. 11; 47. 9, 12; 48. 23. Ис. 1. 4; 5. 16, 19, 24; 6. 3; 8. 13; 10. 17, 20; 11. 9; 12. 6; 17. 7; 29. 19, 23; 30. 11–12, 15; 31. 1; 37. 23; 40. 25; 41. 14, 16, 20; 43. 3, 14–15; 45. 11; 47. 4; 48. 17; 49. 7; 52. 19; 54. 5; 55. 5; 56. 7; 57. 13, 15; 58. 13; 60. 9, 14; 63. 10–11; 65. 11, 25; 66. 20. Иер. 23. 9; 31. 23; 50. 29; 51. 5. Вар. 2. 16; 4. 22, 37; 5. 5; 20. 39–40; 28. 14; 36. 20–22; 39. 7, 25. Иез. 43. 7–8. Дан. 3. 52–53; 4. 5–6, 10, 14–15, 20; 5. 11; 9. 16, 20, 24. Иоил. 2. 1; 3. 17. Ам. 2. 7. Авд. 1. 16. Ион. 2. 5, 8. Мих. 1.2. Авв. 1. 12; 2. 20; 3. 3. Соф. 3. 11–12. Зах. 2. 13. 2 Мак. 8. 15; 14. 36; 15. 32. 3 Мак. 2. 2, 11, 16; 5. 8; 6. 1–2, 4, 17, 26; 7. 8. 3 Езд. 14. 22. Мф. 1. 18, 20; 3. 11; 12. 32; 28. 19. Мк. 1. 8, 24, 29; 12. 36; 13. 11. Лк. 1. 15, 35, 41, 49, 67, 72; 2. 25–26; 3. 16, 22; 4. 1, 34; 11. 13; 12. 10, 12. Ин. 1. 33; 7. 39; 14. 26; 17. 11; 20. 22. Деян. 1. 2, 5, 8, 16; 2. 4, 33, 38; 3. 14; 4. 8, 25, 27, 30–31; 5. 3, 32; 6. 3, 5; 7. 51, 55; 8. 15, 17–19, 39; 9. 17, 31; 10. 38, 44–45, 47; 11. 15–16, 24; 13. 2, 4, 9, 35, 52; 15. 8, 28; 16. 6; 19. 2, 6; 20. 23, 28; 21. 11; 28. 25. 1 Пет. 1. 12, 15–16. 2 Пет. 1. 21. 1 Ин. 2, 20; 5. 7. Иуд. 1. 20. Рим. 5. 5; 9. 1; 14. 17; 15. 13, 16. 1 Кор. 2. 13; 3. 17; 6. 19; 12. 3. 2 Кор. 6. 6; 13. 13. Еф. 3. 5; 4. 30. 1 Фес. 1. 5–6; 4. 8. 2 Тим. 1. 14. Тит. 3. 5. Евр. 2. 4; 3. 7; 6. 4; 9. 8, 14; 10. 15. Откр. 3. 7; 4.8; 6. 10; 15. 3–4; 16. 5).

http://mospat.ru/archive/86436-chto-my-z...

13 - на Мал 1. 2-3, в Рим 9. 25 - на Ос 2. 23, в Рим 9. 26 - на Ос 1. 10. В 1-м Послании к Коринфянам (15. 54-55) в качестве обоснования учения о воскресении из мертвых он цитирует текст Ос 13. 14, соединяя его с др. цитатой - из Ис 25. 8. В Еф 4. 25 цитирует нравственное наставление из Зах 8. 16. Прор. Аввакум. Роспись нефа мон-ря Грачаница. XIV в. Прор. Аввакум. Роспись нефа мон-ря Грачаница. XIV в. У евангелиста Луки тексты М. п. (пророков Осии, Иоиля, Амоса, Михея, Аввакума, Малахии) цитируются 7 раз: 3 раза в Евангелии и 4 раза в Деяниях св. апостолов. Исследователи полагают, что цитаты из Мал 3. 1 в Лк 7. 27 (речь Иисуса, ср.: Мф 11. 10 и Мк 1. 2) и Мих 7. 6 в Лк 12. 53 (проповедь Иисуса, ср.: Мф 10. 35-36) взяты из источника логий (Q) (см. в ст. Евангелие ). Согласно Лк 23. 30, текст Ос 10. 8 цитируется в пророчестве Иисуса о бедствиях, к-рые должны постигнуть Иудею. Отрывок Иоиль 2. 28-32 рассматривается в Деян 2. 17-21 как пророчество о сошествии Св. Духа на апостолов (речь ап. Петра). Согласно Деян 7. 42-43, слова Ам 5. 25-27 цитирует в своей обличительной речи первомученик Стефан. Согласно же Деян 13. 41, цитатой из Авв 1. 5 заканчивает свою проповедь в антиохийской синагоге ап. Павел. Согласно Деян 15. 16-17, ап. Иаков в речи на Иерусалимском Соборе апостолов рассматривал слова прор. Амоса (Ам 9. 11-12) как предсказание обращения язычников. Прор. Аггей. Мозаика купола пресбитерия в соборе Сан-Марко в Венеции. XII в. Прор. Аггей. Мозаика купола пресбитерия в соборе Сан-Марко в Венеции. XII в. Евангелие от Марка содержит 2 цитаты из текстов М. п. В Мк 1. 2 приводятся слова Мал 3. 1 (вместе с Исх 23. 20; ср.: Мф 11. 10; Лк 7. 27, возможно, источник Q). В Мк 14. 27 цитируется Зах 13. 7 (ср.: Мф 26. 31). Кроме того, встречается неск. реминисценций текстов М. п.: Книги пророков Захарии (Зах 9. 9-10 в Мк 11. 2; Зах 2. 6 в Мк 13. 27; Зах 9. 11 в Мк 14. 24), Малахии (Мал 4. 4 в Мк 9. 11-13), Иоиля (Иоиль 2. 2 в Мк 13. 19; Иоиль 3. 13 в Мк 4. 29). Евангелие от Иоанна содержит 2 цитаты из М.

http://pravenc.ru/text/2561750.html

Но он уклоняется от обличающих его и упорствует в своих грехах, поэтому суд должен наступить ( Ам.5:1–17 ). Последняя причина суда – всеобщая уверенность в безопасности. Одни желают пришествия дня Господня, не думая, что он будет для них днем погибели, так как они, хотя служат Богу жертвами, но нарушают правду и забывают, что Бог в начале не требовал жертв и однако сохранял народ ( Ам.5:18–27 , сн. Деян.8:43,44 ), – другие же день Господен считают далекими от себя, не обращают внимания, что некоторые царства погибли вокруг их и продолжают беззаконие. Они погибнут первые, когда Самария совершенно будет оставлена господом, когда злые люди пожнуть плоды своих дел ( Ам.6:1,2 ) и на самоуверенных и гордых прийдет тяжкое наказание ( Ам.6:3–14 ). III. Цель божественного суда, или спасительные намерения Божия (в трех видениях) 7:1–9:15. По молитве пророка, Господь устранил два наказания (саранчу и засуху) (ср. Ам.4:7,8 и Ам.4:9 ), и о теперь конец Его снисхождению ( Ам.7:1–9 ), потому что слова пророка подвергаются осмеянию, как будто он говорит против Израиля по внушению царя иудейского; за это он и возвещает строгое наказание ( Ам.7:10–17 ). Израиль созрел для плена ( Ам.8:1–3 ): земля полна угнетений ( Ам.8:4–6 ): войско неприятельское наводнит ее ( Ам.8:7,8 ). Идет горе на всякое веселие в неправде ( Ам.8:9,10 ), пока взалчут слова Божия ( Ам.8:11–14 ). Господь разрушит жертвенник (в Вефиле) и воздаст за беззаконие ( Ам.9:1 ); неизбежна погибель, которую Господь посылает на них; к чему прикоснется могущественная Его рука, то погибнет. Израилю будет не лучше, чем и другим народам ( Ам.9:2–7 ). Впрочем нужно решето, чтобы отделить благочестивых от нечестивых ( Ам.9:8–9 ). Гордое царство Иеровоама погибнет; но дом Давидов будет восстановлен из развалин (ср. Деян.15:16 ). Тогда наступит время, когда народ овладеет наследием своих врагов и будет наслаждаться богатым благоволением Божиим; народ возвратится в свою землю, устроится в ней и будет вечно и безопасно обитать на ней ( Ам.9:10–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Амос был пастухом в Фекое, на границе Иудейской пустыни (Ам 1:1). Он не принадлежал к пророческому сословию; Ягве взял его от его стада и отправил, чтобы он пророчествовал в Израиле (Ам 7:14–15). После краткого времени, которое он провел в святилище отступников в Вефиле (Ам 7:10 сл) и, вероятно, кроме того еще и в Самарии (ср. Ам 3:9; 4:1; 6:1), он был выдворен из Израиля и вернулся к своему прежнему занятию. Он пророчествовал во времена Иеровоама II (783–743 гг. до Р. Х.), — с человеческой точки зрения, в блестящую эпоху, когда Северное царство расширилось и разбогатело, но роскошь знатных глумилась над нищетою бедняков, а пышность богослужения скрывала отсутствие истинной веры. С простой, величественной прямотой и образностью кочевника Амос от лица Божия осуждает развратные обычаи горожан, социальную несправедливость, ложное обрядоверие, не вовлекающее сердца в богослужение (Ам 5:21–22). Ягве, Всевышний Господь мира, карающий народы (Ам 1–2), грозит суровым судом Израилю, потому что богоизбранность обязывает его к наивысшей праведности (Ам 3:2). День Господень (это выражение впервые появляется здесь) 6 будет мраком, а не светом (Ам 5:18 и сл). Кара будет ужасающей (Ам 6:8 и сл) и, осуществляя ее, Бог призовет некий народ (6:14), а именно ассириян, которых пророк хотя и не называет, но преимущественно имеет в виду. Однако в книге пророка Амоса брезжит заря надежды, — перспективы спасения для дома Иакова (Ам 9:8), для “остатка” Иосифова (Ам 5:15; это выражение используется здесь впервые в пророческих текстах). Глубинное откровение Бога как Всемогущего Господа вселенной, Опоры праведности изрекается с незыблемой уверенностью, и при этом не создается впечатления, что пророк говорит нечто новое. Новизна заложена в той силе, с которой он заставляет вспомнить требования чистой веры в Ягве. Книга была передана нам в некоторой неупорядоченности; в частности, прозаический рассказ (Ам 7:10–17), находящийся между двумя видениями, лучше было бы поместить после них. Можно усомниться в идентификации некоторых кратких фрагментов как принадлежащих самому Амосу. Славословия (Ам 4:13; 5:8–9: 9:5–6) могли быть присоединены ради богослужебных чтений. Краткие предсказания против Тира, Едома (Ам 1:9–12) и Иудеи (Ам 2:4–5) относятся, видимо, к послепленной эпохе. Далее, оспариваются такие места, как (Ам 9:8б–10) и прежде всего (Ам 9:11–15). Не существует веской причины для того, чтобы сомневаться в подлинности первого из этих мест, но весьма вероятно, что второе из них включено в текст позднее. Но это не следует обосновывать включенными в него обетованиями спасения, которые изначально были темой пророческой вести (здесь, Ам 5:15 и в то же время у пророка Осии); скорее то, что сказано о “скинии Давидовой падшей”, о возмездии Едому, о возвращении и возрождении Израиля, имеет предпосылкой эпоху плена и (с некоторыми дополнительными доработками) может быть приписано второзаконнической редакции книги. Книга пророка Осии

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

Они думали, что живут согласно с законом Божиим. Поэтому, значительная часть обвинений пророка Амоса направляется на ложное служение Израиля Иегове. Из Ам.5:14 вытекает, что израильтяне с гордостью хвастались своим союзом с Иеговой, желали приближения «дня Иеговы» ( Ам.5:18 ) и надеялись, что он принесет им счастье, богатство и господство, не зная того, что он будет для них днем суда, а не благ ( Ам.5:18–20 ). Ссылаясь на изведение их Иеговой из Египта и на обетования Божии, израильтяне продолжали считать себя любимцами Иеговы, не смотря на свою порочность, и выражали уверенность в безнаказанности своих преступлений. Они думали, что одними лишь жертвами, без внутреннего обращения, может быть вызвано Его благоволение ( Ам.5:22 ). Поэтому они ревностно служили Иегове в Вефиле, Галгале, Вирсавии и Дане ( Ам.4:4; 5:5; 8:14 ), надеясь снискать себе тем Его милость, и, принимая к сведению обещания своих пророков о благах в «день Иеговы», с большим жаром совершали путешествия в указанные города, приносили бесчисленные и обильные жертвы ( Ам.4:4,5 ) и устраивали много торжественных праздников ( Ам.5:21–23 ). Амос резко обличает это внешнее благочестие, лицемерное богослужение и ложное богопочтение при всех святилищах и высотах ( Ам.7:9 ). Указывая на неугодность Иегове всех этих жертв и религиозных церемоний ( Ам.5:21,22 ), Амос говорит, что в Вефиле и Галгале только грешат ( Ам.4:4 ), а не ищут Иеговы ( Ам.5:4 ). Иегова хотел обратить к Себе народ великими бедствиями, но последние не достигли цели ( Ам.4:6–12 ) и потому Он угрожает теперь гибелью Израилю и всем его святилищам ( Ам.3:14; 5:5; 7:9; 8:10,13,14; 9:1 ), которую напрасно израильтяне будут стараться отвратить ревностным исканием слова Господа ( Ам.8:11,12 ). Изображая преступления израильтян и возвещая им гибель несомненную ( Ам.5:2 ) и безмерную ( Ам.5:3 ), пророк не оставляет и увещаний: гибель может и не совершиться, если израильтяне взыщут Господа. Потому пророк увещевает относительно истинного богопочтения и предостерегает перед соблазнами ложного, – убеждает злых искать добра и ненавидеть зло, и тогда Иегова может быть помилует остаток Иосифов ( Ам.5:4–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

В 4 главе Пророк обращает обличения к тем израильтянам, которые предавались беспечности потому, что имели средства к роскошной жизни. Виновницами роскоши были главным образом женщины самарянские, получившие власть над своими мужьями; посему, Пророк угрожает им страшною и неотвратимою погибелью ( Ам.4:1–3 ). Пророк обличает ложное и только внешнее благочестие, которым израильтяне думали загладить грехи свои ( Ам.4:4, 5 ), и потом перечисляет бедствия, который Бог посылал на них для обращения их к истинному богопочтению: голод ( Ам.4:6 ), засуху ( Ам.4:7, 8 ), созжение зноем полей, истребление саранчею виноградников, фиговых и оливковых садов ( Ам.4:9 ), язву египетскую, насчастные войны ( Ам.4:10 ), и вообще, бедствия, равные с теми, какие постигли Содом и Гоморру; но, не смотря на все это, израильтяне не обратились к истинному Богу. Бог чрез Пророка уже готов был возвестить конечное наказание безчувственному народу: сего ради сице сотворю ти исраилю, но останавливает грозное слово Свое, еще ожидая обращения Израиля; еще раз требует Пророк от него покаяния, представляя величие Бога, как Творца и Правителя вселенной ( Ам.4:12, 13 ). Но Амос видел, что жестоковыйный народ не обратится к своему Богу, и потому, продолжая свою речь, прерванную в конце 4 главы, предсказывает близкую и неминуемую погибель царства ( Ам.5:1 ). Погибель народа так близка, что Пророк начинает уже песнь плача о девице исраилеве, как о царстве уже упадшем ( Ам.5:2, 3 ). Потом Пророк указывает израильтянам средства, если они хотят отвратить страшное наказание, именно, оставить ложное служение тельцам и обратиться к законному служению Иегове; изображает веление и всемогущество Вседержителя; обличает их в жестокосердии и невнимании к советам людей благочестивых ( Ам.5:4–10 ), и в суетной надежд на свое богатство, снова убеждает к жизни благочестивой, яко да помилует Господь вседержитель остается Иосифова ( Ам.5:11–17 ). Конец пятой главы содержит обличение против тех, которые, не веря исполнению пророчеств Амоса, говорили как бы с насмешкою: пусть прийдет день суда Господня! Пророк предвозвещает им, что сей день Господень, день суда над народами, будет для них днем пагубы ( Ам.5:18–20 ). Другие надеялись на внешние дела благочестия: но Пророк возвещает, что Бог ненавидит и отвергает праздники их и праздничные собрания, всесожжения и разного рода жертвы, глас песней и пение органов ( Ам.5:21–23 ); все это, при недостатки внутреннего благочестия ( Ам.5:24 ), так же точно не может быть названо истинным богослужением, как и открытое идолослужение в пустыне Синайской. Посему, как тогда, за открытое идолослужение народ не удостоился вступить в землю обетования, так и теперь одно внешнее, и притом, незаконное, богослужение будет причиною того, что народ будет извержен из святой земли ( Ам.5:25–27 ) 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-pror...

Таким образом, требование обычной честности получает у пророка характер высшей справедливости, как расположения к ближнему, в силу которого люди не пользуются своими правовыми преимуществами, чтобы не погубить несчастных. Гораздо в большей мере возвышается над простой нравственностью, или над естественным правом, понятие «правды»; последняя по нему есть любовь к ближнему, сердечное расположено к человеку, сочувствие ему в нужде. Прочным основанием нравственности пророк считает богодарованный Израилю закон с ясно выраженной в ней волей Божией. В этом убеждает нас как обличение пророком преступлений Израиля, так и положительное упоминание у него о законе Господнем ( Ам.2:4 ). Главнейшие преступления Израиля, вызывающие божественный суд, каковы: торговля единоплеменниками ( Ам.8:6 ), жестокость и несправедливость по отношению к беззащитным в судах ( Ам.5:12,15 ), посещение безнравственных языческих празднеств ( Ам.2:7 ), удержание одежд бедных в качестве залога ( Ам.2:8 ), – представляют прямое нарушение определенных и ясно выраженных запрещений закона (ср. Исх.22:25–27 ). Потому-то и сами наказания возвещаются израильтянам во имя закона, а не во имя одного лишь прирожденного человеку чувства справедливости, – наказания за то именно, что они «отвергли закон Господень и постановлений Его не сохранили» ( Ам.2:4 ). Что касается отношения нравственных требований к личности человека, то пророк Амос решительно высказывается в пользу нравственного расположения; он требует любви к добру и ненависти ко злу, как главнейших условий угодности Иегове ( Ам.5:15 ), а не одного лишь внешнего формального исполнения предписаний закона (ср. Ам.5:21–23; 4:4,5 ). На это же указывает и требование пророка «взыскать Господа» ( Ам.5:6 ), не достигаемое даже самым ревностным исполнением обязанностей богопочтения при отсутствии внутреннего расположения. Равным образом, пророк обличает не только греховные дела, но и греховное расположение ( Ам.2:7; 8:4 ; ср. Ам.5:10 ). В зависимости от такого или иного расположения и поступки человека получают соответственный характер, вызывая соответствующее возмездие (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

В одних только США АМ имела к 1982 году свои клиники, детские сады, раздавала еду бедным в 38 городах. После падения коммунистических режимов в странах Восточной Европы и России АМ стала поставлять сюда гуманитарную помощь. Наибольшего успеха АМ добилась на территории Румынии. В 1990 году румынские власти зарегистрировали среди организаций, призванных оказывать помощь детям, «AMURT Romania» – «Всемирную команду помощи АМ в Румынии». Эта организация получила в свое распоряжение две школы-интерната и два детских дома для детей дошкольного возраста. В декабре 1993 года Румынская лига защиты прав детей (LDCR) начала расследование деятельности АМ. Вскрылись такие злоупотребления, как незаконный перевод детей по поддельным документам в приюты АМ, отказ от традиционных методов лечения, вовлечение детей в занятия кундалини-йогой. Сектанты, призывая имя Брахмана, проводили «духовное крещение» новорожденных детей. С пяти лет детей начинали обучать тантрической медитации, заставляли повторять мантры. С другой стороны, изображалось согласие с православной традицией: школьников водили по воскресеньям в церковь , несколько детей даже были крещены православным священником. Для сбора пожертвований АМ использовала в Швейцарии и Германии плакаты, которые изображали одного из румынских подопечных АМ и ссылались на приют АМ в Панатау (Румыния). Однако о том, что сбор средств проводит AMURT, не упоминалось, но указывалась несуществующая ассоциация «Leben fuer alle». Было обнаружено, что земля для строительства приюта в Панатау была приобретена сектой незаконно и что среди школьников этого села велась прозелитическая работа. В конце концов румынские газеты стали печатать разоблачающие АМ материалы, а по телевидению был показан портрет члена румынского отделения AMURT, который обвинялся в мошенничестве. В результате активность AMURT в Румынии упала, хотя марги пытались отрицать религиозный характер своей организации и затеяли против LDCR судебный процесс по обвинению в клевете. Для своего оправдания они предъявляли благодарственные письма, полученные ими за благотворительную деятельность от официальных представителей Сомали, Южной Африки, Хорватии, России, Румынии и других стран, причем письмо из Южной Африки было подписано президентом Нельсоном Манделой 775 . Кстати сказать, по словам бывшего директора российского филиала АМ, секта активно пользуется подкупом чиновников, что особенно эффективно действует в странах с невысоким уровнем жизни. 4. Наиболее громким преступлением АМ стало убийство 6 монахов-отступников

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

В более позднее время как в христ., так и в иудейском толковании Книги пророка Амоса тема грядущего суда и критика социальной ситуации постепенно уступают место теме спасения, предсказанного в конце Книги. Слова о восстановлении падшей скинии Давида в Кумранской общине были отнесены к «воинственному Мессии» и «Исследователю Закона» (4QFlor 1. 12f.). Критика существующего культа (Ам 5. 21-23) и почитания идолов (Ам 5. 26-27) толковалась ессеями, с одной стороны, как приговор, вынесенный иерусалимскому священству, с др.- как оправдание и обетование «общине нового Завета в земле Дамаска» (CD 6. 5, 19; 8. 21). В НЗ дважды встречаются ссылки на слова А.: в речи первомученика Стефана как доказательство отпадения народа Израиля от Бога и служения идолам (Деян 7. 42-43 цит. Ам 5. 25-27); св. ап. Иаков в своей речи на Иерусалимском соборе апостолов (Деян 15. 16-17) обетованием о восстановлении скинии Давидовой (Ам 9. 11-12) оправдывает необрезанных обращенных из язычников и предлагает не затруднять их путь к Богу, ведь между «всеми народами должно возвеститься имя Господа» (по LXX). Определенное сходство богословских тем (обличение богатых) можно найти в Послании св. ап. Иакова (Иак 2. 1-9; 5. 1-6 и др.). В дальнейшем в интерпретации Книги пророка Амоса акцент переносится на толкование предсказаний о грядущем суде (Ам 5. 6, 14-15) и обетовании о спасении (Ам 9. 11-15), к-рые нашли свое исполнение в Иисусе Христе. Блж. Августин изображает А. как того, кто пророчествовал о Христе и Церкви (5. 8; 9. 11-12; De civ. Dei. XVIII 28). В истории тринитарных споров большую роль сыграло патристическое толкование слов: «Ибо вот Он, Который образует горы и творит ветер, и объявляет человеку намерения его, утренний свет обращает в мрак и шествует превыше земли; Господь Бог Саваоф - имя Ему» (Ам 4. 13). Вариант этого текста в Септуагинте (слав. «Возвещаяй в человецех Христа Своего» (τν Χριστν Ατο)) использовался для обоснования учения о различии Сына и Отца ( Tertull. Adv. Prax. 28). Св. Григорий Богослов видел в этой фразе прежде всего указание на со-трудничество Отца и Сына в поддержании порядка сотворенного мира (Or. 30. 11). Св. Афанасий Великий использовал этот стих как доказательство против сторонников патр. Македония I, отрицавших божественность Св. Духа. Св. Афанасий не видел в тварном «ветре» (πνεμα) указание на Св. Духа, т. к. в Свящ. Писании используется определенный артикль, если речь идет о Третьем Лице Св. Троицы (Ep. Serap. 1. 3; De Sp. St. II 6). Св. Амвросий Медиоланский также считал, что в Ам 4. 13 речь идет не о Третьем Лице Св. Троицы, а о «громе» воплощения, о сыновьях грома (братьях Господних) и о небесном гласе Бога во время Крещения Господа (De Sp. St. II 6. 48, 54-57).

http://pravenc.ru/text/114574.html

Ам.4:5–6 ). «Обращение» понимается пророком как внутреннее перерождение, как нравственное преобразование внутренней природы человека, – что вытекает с несомненностью из пророческого изображения будущего царства Божия, в которое, по истреблении грешников, войдут только граждане с возрожденным сердцем и освященным Духом Божиим (ср. Ам.9:14,15 ). Главными побуждениями к добрым делам служат у пророка следствия тех, или других поступков. Все следствия праведности указывает пророк в кратком положении: «ищите Меня и будете жить» ( Ам.5:4 = Ам.5:14 ); злодеяние же неминуемо должны вызывать себе возмездие. Нравственные требования и угрозы пророк Амос высказывает во имя и по повелению Иеговы, Который является первоисточником нравственности, требующим строго-нравственного поведения и от человека. Амос таким образом поставляет в теснейшую связь нравственное, или благо, с идеей Бога. Поэтому требование «взыскать Господа» сменяется у Амоса другим требованием – искать блага. Кто ищет последнего, тот стоит в связи с Богом. Нравственное стоит в такой связи с существом Божиим, что сколь мало приятны Богу жертвы и праздники народа без нравственного расположения человека, столь приятны праведность и справедливость ( Ам.5:21–25 ). Потому-то и Бог представляется у пророка Амоса не столько как законодатель, сколько как охранитель закона правды и любви человека к ближнему, которые присущи всякому человеку и всякому известны. Представляя Иегову хранителем правды, Амос выставляет, как второе свойство Божие, Его силу и господство. Он господствует над природой и всеми народами ( Ам.6:14 ). Выражение страшной силы Иеговы пророк Амос представляет, сравнивая Его со львом ( Ам.1:2; 3:8 ), а господственное отношение Его к Израилю – посредством обозначения «Господь воинств» ( Ам.5:13,27; 6:8 ). В силу этого своего положения Иегова требует от Израиля служения Себе посредством праведных дел. Уклонения от последних порождают Его праведный гнев. Этот гнев тесно связан с сожалением Бога о своем народе ( Ам.7:3,6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010