– Кто ты, злосчастный, стремящийся нарушить распоряжения, а также и других побудить к злой смерти? Игнатий сказал: – Никто не называет Богоносца 1390 злосчастным, потому что далече бесы 1391 отстоят, от рабов Божиих. Если же ты зовешь меня злым для демонов, поскольку я ненавистен им, то я согласен. Ведь имея небесного Царя – Христа, я разрушаю их козни. (4) Траян сказал: – А кто такой богоносец? Игнатий ответил: – Имеющий Христа на груди. Траян сказал: – Значит, мы кажемся тебе не имеющими в уме 1392 богов, которых и используем как соратников против врагов? Игнатий сказал: – Ты заблуждаешься, называя языческих демонов богами, ибо один Бог, сотворивший небо и землю, и море и все что в них, и один Христос Иисус, Сын Его единородный, дружбе Которого я был бы счастлив. (5) Траян сказал: – Ты говоришь о распятом при Понтии Пилате? Игнатий сказал: – О распявшем грех вместе с изобретателем оного и осудившем всякую бесовскую злобу на попрание носящими Его в сердце. (6) Траян сказал: – Стало быть, ты в себе носишь Христа? Игнатий сказал: – Да, так как написано: « Вселюся в них и буду ходить » ( 2Кор.6:16 , ср. Лев.26:11.12 ). (7) Траян провозгласил: – Мы приказываем вести Игнатия, говорящего, что он носит в себе распятого 1393 , в оковах под стражей в великий Рим на снедение зверям для зрелища и услаждения народа. (8) Святой мученик, услышав это решение, с радостью возопил: «Благодарю Тебя, Владыко, что удостоил почтить меня совершенной к Тебе любовью, связав меня железными оковами вместе с апостолом Твоим Павлом». (9) Сказав это и с радостью возложив на себя узы, помолившись прежде о церкви и поручив ее со слезами Господу, словно замечательный овен 1394 -вожак прекрасного стада, он был повлечен звериной солдатской жестокостью 1395 , чтобы увестись в Рим в снедь плотоядным 1396 зверям. 3, (1). Итак, с большой охотой и радостью, желая страдания 1397 , он был отведен из Антиохии в Селевкию и оттуда отправлен морем. 1398 Достигнув с большим трудом города Смирны 1399 , он, с большой радостью

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

«Очистим... убо... себе... о, возлюбленнии... от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии» ( 2Кор.7:1 ), да и в нас вселится Бог – вечное Солнце, и так образ Его святый в нас изобразится. Солнечного света не вмещают дебелые и густые вещи, как то: земля, стены каменные и деревянные, и прочие; напротив того, стекло, чистая вода, хрусталь и прочее – вмещают; так ум, грехами и похотьми мира сего помраченный, не может вместить Божия просвещения. Ибо подобное в подобном вмещается. «Сего ради глаголет: востани, спяй и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос» ( Еф.5:14 ). Покайся и очисти душу покаянием и слезами; и отжени облак суетных твоих помышлений: и тогда просветит тя Христос» (Част. 10 в ст. «Солнце»). IV. Святитель Димитрий Ростовский учит: «Не уязвляйся сердцем в красоте лица тленныя плоти: трава бо есть, и сено, и гной.... Не любодействуй в сердце твоем с тварию, да не прогневаеши Господа, сотворшаго ю: малое бо приобретение, велика же тщета; малое веселие, велика же скорбь... Не буди обуреваем блудными помыслы и скверными похотьми и действы, да не от Бога отлучишися... Чистоту и целомудрие всем сердцем возлюби, да прилепишися чисто Чистому, чистоты и целомудрия образ из Себя показавшему... О, колико лучше и честнейшее чистотное по Боге ангельское житие, паче скотскаго сплетения!.. Наилучшее мирское по плоти житие не сравняется с чистотным ангельском целомудренным житием... Окаянная есть воистину сия похоть и любовь плотская, коей вслед шествует тяжесть. Суетна воистину та сласть, яже влечет за собой горесть. Суетна красота, яже в смрад и гной обращается, яже не даруя покоя, ни живота вечнаго, паче же – отъемлет (Алфав. духовн.). 6. Примеры святых, хранивших свое сердце в чистоте I. Высочайший и недостижимый для человека образ чистоты сердца представляет Богочеловек Иисус Христос. Св. апостол Петр говорит о Нем, что Он «греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его» ( 1Пет.2:22 ; ср. Ис.53:9 ). Иисус Христос – единственный пример на земле совершенной чистоты сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Объясн. В этих местах послания апостол внушает христианам не придавать особого значения людям гностико-иудейского направления: Кол.2:8:16 ; 1Тим.1:4 ; Тит.3:9 , которые держались предписаний Иудейства о пище и питии: Лев.5:2–3:7:19–25 . Ветхозаветный закон имел прообразовательное значение – был тенью будущего: ст.17. Тело, от которого падала эта тень, есть Христос. Ветхозаветные прообразы все на Него указывали и с Пришествием его должны престать. По своём соединении со Христом в одно тело: Рим.12:5 , вследствие своей смерти для стихий мира: Кол.2:20 , христиане и не должны держаться разных еврейских постановлений и следовать тому, что имеет один внешний вид мудрости: ст.23. Что касается до соблюдения постов христианских, то Сам Господь сказал: Придут дни и тогда будут поститься: Мф.9:15 ; ср. Мф.6:16–17 ; и как апостолы, так и христиане постились: Деян.13:2–3:27:9 ; 1Кор.7:5 . 1Тим.4:4–5 . «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвой». Объясн. В этих словах нет никакого основания к отрицанию постов, ибо апостол Павел сам великий постник: 2Кор.6:4–5:11:27 ; 1Кор.7:5 . Эти слова апостола направлены против еретиков апостольского века и обличают современных нам отступников от веры, запрещающих вступать в брак и пр., а не православных. Тит.1:15 . «Для чистых всё чисто; а для осквернённых и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть». Объясн. Кто хочет, чтобы для него, как чистого, всё было чисто, тот сначала навыкни и научись воздержанию, воздержанием очисти сердце и возвысь его над соблазнительностью внешних предметов, а это воздержание есть пост: 1Кор.9:25 ; ср. 2Кор.6:4:11:27 , Если кто считает пост для себя излишним, тот чрез это показывает, что мнит себя чистым, а на самом деле он не чист и пленён самомнением: 1Кор.8:9–13 . Ис.58:6–7 . «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетённых отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, а от единокровного твоего не укрывайся».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

И тот, кто знает, как показать, какими были истоки закона, что добавили к нему пророки и полноту совершенства Евангелия, или тот, кто может учить тем «молоком» слова, которым нужно питать младенцев во Христе, и той пищей, которой следует восстанавливать «немощного в вере», и даже той твердой пищей, которой должно утучняться атлетам Христа (ср. Евр.5:12,14 ; Рим.14:1,2 ), знающий, как различать все это духовным рассуждением, – такой учитель может считаться священником, который рассекает жертву всесожжения на части и кладет ее на жертвенник. А кто раскладывает на жертвеннике «дрова» (ср. Лев.1:7 ), возжигает и поддерживает на нем огонь, есть тот, чьи слова передают не только телесные добродетели Христа, но и Его Божественность. Ибо Божественность Христа свыше, и она возжигает этот огонь. Соответственно, Божественный огонь поглощает все то, что сотворил Спаситель во плоти, и восстанавливает до природы Своей Божественности. Однако этот огонь поддерживается приложенными к нему дровами; ибо Христос страдал во плоти на древе. Таким образом, когда Он был вознесен на древо, господство плоти закончилось; воскреснув из мертвых, Он вознесся на небо; и таким образом огонь обнаруживает Его природу. Поэтому и Апостол говорит: «Если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» ( 2Кор.5:16 ). Ибо, действительно, жертва всесожжения Его плоти, принесенная на древе креста, соединила земное с небесным, человеческое с Божественным. Слова повеления предписывают: «А внутренности жертвы и ноги ее вымоет он водою» (ср. Лев.1:9 ), образным пророчеством возвещая таинство крещения. Омывает внутренности тот, кто очищает свою совесть; моет ноги тот, кто принимает полноту этого таинства и знает, что «омытому нужно только ноги умыть» (ср. Ин.13:10 ) и что никто не имеет части с Иисусом, если Он не умоет ему ноги (ср. Ин.13:8 ). 5 . Если хочешь осознать все это в нравственном смысле, тогда есть у тебя «теленок», которого должно тебе принести в жертву. Теленок этот есть твоя весьма своенравная плоть.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

1, 2, 5, 9, 11). Они имели возможность убедиться, что его миссионерский труд не был бездейственным, то есть бессодержательным или нерезультативным. Наоборот, как поругание в Филиппах ( Деян. 16:19–24 ), так и противодействие в самой Фессалонике (ср.: 1:6; 2:14–16; 3:3,4) было мужественно встречено им. 3–6 Еще одним подтверждением честности миссионерской проповеди было то, что она не основывалась на заблуждении относительно Евангелия. Она не возникла в результате таких нечистых побуждений, как честолюбие или корысть, и не была попыткой лукавством склонить слушателей к принятию Благой вести (ср.: «лукавые делатели» во 2Кор. 11:13 ). Наоборот, миссионеры были, так сказать, испытаны Богом, прежде чем удостоиться принятия в число Его сил, и постоянно находились под Его присмотром. Поэтому они прекрасно осознавали необходимость соответствовать высоким Божественным стандартам и отвергали сомнительные способы убеждения (такие, как приукрашивание Евангелия для облегчения его принятия). Они стремились угождать Богу, а не своей аудитории, но не потому, что были безразличны к людям и их нуждам, а потому, что преуспеяние в человеческом смысле не было их целью. Поэтому они не прибегали к лести (словам ласкательства) и не притворялись, скрывая за высокими словами желание получить деньги с новообращенных (виды корысти). Еще одно обвинение могло заключаться в том, что они якобы искали славы от людей – как в лоне церкви, так и за ее пределами. Действительно, апостолы и миссионеры могли претендовать на определенные привилегии и даже права. Например, они имели право ожидать повиновения обращенных и удовлетворения церковью своих материальных нужд. Вероятно, здесь подразумевается главным образом первая из упомянутых привилегий. (Об отрицании Павлом второй привилегии см.: 2Фес. 3:9 ; 1Кор. 9:4–14 ; 2Кор. 11:7–12 ). Во всяком случае, миссионеры могли воспользоваться своим авторитетом (хотя это и противоречило бы принципу, провозглашенному Иисусом, Лк. 22:24–27 ), но они этого не сделали. 7 В сущности, они были тихи.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Πνεμα . Если σρξ есть та часть человеческой природы, которая сближает человека с животными, то дух, о котором скажем сейчас, представляет в человеке ту его сторону, которая приближает его к Богу. Первое есть отрицательное понятие, второе – положительное, и потому они безусловно противополагаются друг другу. Из сопоставления Еф.4:28 с Еф.4:24 ясно видно, что под πνεμα апостол разумеет сущность духовной природы, религиозно-нравственную его сторону, в которой заложен образ и подобие Божие. Πνεμα Θες ( Ин.4:24 ) говорит Спаситель, Κριος τ πνεμα στν ( 2Кор.3:17 ), говорит ап. Павел; сравним его выражение «ум Господень» ( Рим.11:34 ср. 1Кор.2:16 ). Ум представляется только силой Божественной природы, а дух – сущностью этой природы. Теперь понятно, почему именно в πνεμα человека, а не в νος или καρδα отражается образ и подобие Высочайшего Духа – Бога. Отсюда через πνεμα человек входит в мистическое общение с Богом, со Христом и Ипостасным Духом. ( Рим.8:16 ; 1Кор.6:17; 7:7 ). А так как Бог есть единственный источник истинного ведения и истинного добра, то дух человека есть высшая познавательная ( 1Кор.2:6–16 ; 2Кор.3:12–18 ; 1Кор.12:8 ) и практическая способность ( Рим.8:9 ). Сообразно с этим эпитет πνευματικς имеет три значения – озарённый Св. Духом ( 1Кор.14:37 ), проникающий в тайны боговедения ( 1Кор.2:15 ) и наконец, просветлённый нравственно ( Гал.6:1 ). Теперь понятно отличие νος от πνεμα. «Когда я молюсь на (незнакомом) языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой без плода» ( 1Кор.14:14 ). Человеческий дух, высший представитель человеческой индивидуальности, орган его самосознания ( 1Кор.2:11 ) может выходить за пределы собственной индивидуальности и сознания и сливаться с Божественным Духом, а ум, способность рефлексирующая, не может принимать участия в его единении с Богом ( 1Кор.14:14 ) 5 . В силу этой особенности πνεμα получает ещё метафизическое значение (всё Божественное в человеке) и с этой стороны отличается от «ума», понятия исключительно антропологического. Взаимная связь их устанавливается изречением Еф.4:23 τ πνεμα το νος, которое можно переводить «дух по уму, дух, проявляющийся в уме». Смысл места такой: πνεμα есть Божественная, богоподобная сторона природы, непосредственно соединяющаяся с Богом, проявляется и в практической и в теоретической жизни человека. С другой стороны νος имеет двоякое значение теоретического и практического начала человеческой природы с оттенком в последнем смысле. Апостол и говорит здесь о духе с этих двух сторон его. Он есть, таким образом, высшая сила, действующая через ум. Когда естественной человеческой индивидуальности надо приобщиться Божественной жизни, проводником в отношении к первой является νος ( 1Кор.14:15 и сл.). Так можно понимать значение понятия πνεμα по его содержанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Апостол ряд добродетелей представляет не так, чтобы каждая следующая вытекала из предыдущей, – все они составляют жизнь и проявление веры, – но даёт наставление христианам, чтобы каждая предыдущая добродетель не была без последующей, чтобы иметь вид истинной и полезной добродетели. В 8 и 9 ст. Апостол разъясняет отношение сказанного в 5–7 ст. к познанию христианами Бога Отца, призвавшего их в вечную славу свою (ср. 1Пет. 5:10 ), каковым познанием они усваивают себе благодатные дары во Христе (3 ст.) для достижения этой славы (4 ст.). 8. Ибо если эти (τατα) добродетели (5–7) у вас есть (налицо) и умножаются (πλεονζοντα, укрепляются, растут, ср. Рим. 5:20; 6:1 ; 2Кор. 4:15 ; Фил. 4:27 ; 2Фес. 1:3 ), говорит апостол, то это поставляет вас в отношении к познанию Господа нашего Иисуса Христа, в каковом познании осуществляется и познание Бога Отца, в разряд людей 332 деятельных и приносящих соответствующие плоды (бл. Феοфилакт). 9. Ибо если у кого нет этих добродетелей, тот слеп, близорук, видит только то, что вблизи (Еп. Михаил: и то плохо), знает, что он христианин, но забыл об очищении в крещении от своих старых грехов. Если бы он помнил, что он в крещении получил очищение от грехов, то его знание Христа было бы в нём живой силой и его вера раскрывалась бы и обнаруживалась бы в чистой от грехов и праведной, доброй, разумной, терпеливой, благочестивой и любвеобильной деятельности: его знание, которым он владеет, было бы деятельно и приносило бы плоды. 10. Посему, заключает апостол, не забывайте вашего очищения, а скорее приложите всё старание, братия, делать ваше звание и избрание во Христе 333 твёрдым; поступая так (5–7) вы никогда не преткнётесь 334 и не останетесь вдали от цели вашего призвания. 11. Ибо так, если вы будете поступать таким образом, вам Богом будет дарован (πιχορηγηθσεται в соответствие πιχορηγσατε 5 ст.) свободный от препятствий 335 вход, непреткновенный путь в вечное царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, которое откроется с Его пришествием.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Эта молитва по своей манере является характерной вступительной молитвой службы; в противоположность той, которая соответствует ей на Вечерне (гл. II, с. 16). она не является псалмической молитвой в собственном смысле этого слова. В дальнейшем мы увидим. что первые восемь молитв Утрени, сопровождая псаломные антифоны, развивают не псалмические темы. 2-ая молитва Утрени Молитва 2-го антифона Славянский Служебник: 1. От нощи утренюет дух наш к Тебе, Боже наш, зане свет повеления Твоя на земли= Ис. 26,9 ; ср. Пс. 62,2 . 2 .  Правду и святыню совершати во страсе Твоем вразуми ны ­ Ср. 2Кор. 7,1 : 3 .  Тебе бо славим, воистинну сущаго Бога нашего. 4 .  Приклони ухо Твое и услыши ны= Пс. 85,1 ; Пс. 16 ,6б, 5 .  и помяни, Господи, сущыя и молящыяся с нами вся по имени, 6 .  и спаси я силою Твоею. 7 .  Благослови люди Твоя и освяти достояние Твое= Пс. 27,9 ; ср. Пс. 28 ,11б. 8 .  Мир мирови Твоему даруй церквам Твоим, священником и всем людем Твоим. В. Яко благословися и прославися всечестное и великолепое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа...   Эта вторая молитва начинается с цитирования Исайи довольно близкого по смыслу к Пс. 62, 2 первого антифона. В палестинской монастырской службе, в употреблении сегодня во всей Византийской Церкви, Утреня- ρθρος также начинается после шестопсалмия песнью Исайи ( Ис. 26.9–10.11,15 ). поющейся весьма торжественно с чередованием Аллилуиа. Наша молитва и песнь Исайи монастырской Утрени- ρθρος; общим имеют только этот стих, который, с другой стороны, является классической темой как христианской, так и еврейской молитвы: физический свет как символ духовного света, являющегося откровением Бога: Тора для евреев, Христос для христиан 164 . Нет ничего удивительного, что две византийские традиции, т.е. константинопольская и палестинская, совпадают в принятии этого стиха Исайи. Во всяком случае мы полагаем возможным утверждать, что наша молитва не зависит ог палестинской традиции. Стих 3 подчеркивает факт единства Бога; тема естественная для христиан, но подсказывающая родство с исповеданием веры в Шеме Исраэл (Второзаконие, 6,4), ядре утренней и вечерней молитвы; Слушай Израиль: Ягве – наш Бог , Ягве – один 165 18.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2:36–58 Следующими перечисляются те, кто имел непосредственное отношение к отправлению храмового служения: священники (2,36–39), левиты (2,40), певцы (2,41), привратники (2,42), служители при храме (2,43–54) и слуги Соломоновы (2,55–57). 2:59–63 Последними перечисляются те, кто не мог доказать своей принадлежности к Израилю. Здесь опять сначала говорится о простых людях (2,60) и лишь затем о священниках (2,61). 2 исключены из священства. Чтобы иметь право называться священником, необходимо было доказать свое происхождение от Аарона ( Исх. 29,44 ; Чис. 3,3 ). 2 не ели великой святыни. Только священник и члены его семьи имели право употреблять в пищу часть жертвенного животного ( Лев. 22,10 ). с уримом и туммимом. Это средство, к которому прибегали при принятии важных решений ( Исх. 28,30 ), в данном случае было необходимо для доказательства священнического происхождения тех, кто сам его доказать не мог. 2 сорока двух тысяч трехсот шестидесяти. Такое же число переселенцев указано и в Неем. 7,66 . Число всех названных в гл. 2 переселенцев равно 29818, а в перечне у Неемии (гл. 7) 31089. Это можно объяснить либо тем, что при подсчете общего количества возвратившихся учитывались какие-то еще группы переселенцев, оставшиеся неназванными, либо ошибкой древнего переписчика. 2:68–69 доброхотно жертвовали. Первоначальный храм также был построен на добровольные пожертвования ( 1Пар. 29,1–9 ), а не посредством обязательной подати. Принцип, согласно которому надлежит по возможности подавать больше, нежели в обязательном порядке требуется от каждого, остается действенным и при строительстве новозаветного Царства ( 2Кор. 8,11 ). 2:70 Ср. ст. 1. Бог возвратил народ Свой в землю обетованную. Глава 3 36,22 Народ восстанавливает жертвенник и возобновляет жертвоприношения (3,1–6), а затем приступает к восстановлению самого храма (3,7 6,22). Вдохновленные пророками Аггеем и Захарией (5,1.2) и заручившись Божиим благословением (5,5), иудеи преуспевают в своем предприятии, несмотря на препятствия, чинимые соседними народами (4,1–24) и областеначальником Фафнаем (5,3 6,12).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

1Кор. 99, 88, 10, 28 ), 2) места, где ясно указывается на посредство Моисея при законодательстве, именно, Рим. 5:13–14 , по которым момент явления закона совпадает с временем Моисея, – 10:5: «Моисей пишет о праведности закона»; – 2Кор. 3:7,13 , где вспоминаются обстоятельства дарования закона чрез Моисея, также и Евр. 12:21 (ср. 3:2,3,5); 3) места, в которых говорится об евреях, как на роде Божием, имеющем преимущества пред остальными народами; таковы: ; Гал. 4:21; 5 :3 ; Флп.3:5,9 . и в посл. к евреям 9:19,22; 10:1,8 и др.; 4) места, где говорится о явлении закона в известный определенный исторический момент, как напр.: Рим. 5:13,20 ; Гал. 3:17,19,21; 5 ) места, контекст которых вынуждает понимать слово νμος в смысле закона Моисеева, именно: ; 1Кор. 9:8,9,20,21; 14:21,34 ; ; Еф. 2:15; 3:6 и др. Что же касается остальных случаев употребления слова νμος без приложения, то надобно заметить, что нет между ними ни одного места, которого нельзя было бы относить к закону Моисееву. Правда, в некоторых случаях, напр. Рим. 4:15; 5:13 , возможно и более широкое понимание νμος, но это происходит не столько от намерения апостола, сколько от сродства нравственного чувства и сознания язычников с законом Моисеевым. Но доказать, хотя бы в одном месте, необходимость более широкого смысла слова νμος – нельзя. По крайней мере мы не могли отыскать такого доказательства ни у одного из многих комментаторов, ни в самых посланиях Апостола. Это обстоятельство, как и то, что слово закон у современных Ап. Павлу евреев служило техническим термином для обозначения Моисеева закона, – этой альфы и омеги, как знания, так и жизни Евреев, – дает нам право думать, что вышеуказанное расширение понятия «закон», хотя и не извращает учения Апостола, однако служит не столько к раскрытию его, сколько к дальнейшему развитию и расширению. Основанные на таком расширении понятия попытки объяснить различие между νμος и νμος неудачны. Фолькмар 8 думает, что νμος обозначает закон Моисеев, а νμος – нравственное обязательство, закон вообще, причем указывает лишь два исключения из этого правила: Рим. 3:21 и 7:1–6.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010