Что касается левитов, то к ним принадлежали вообще потомки Левия от которого-либо из трех его сыновей: Каафа, Герсона и Мерари. Соответственно трем своим родоначальникам, левиты разделялись на каафитов, герсонитов и мераритов ( Чис. 3:14–39 ). Обязанности левитов, во время странствования евреев по пустыне, заключались в ношении скинии и ее принадлежностей, а со времени поселения в земле Обетованной – в помощи священникам при их служении, заключавшейся в исполнении черновых работ при скинии, поддержании в ней чистоты и ее охране. Со времени Давида обязанность левитов составляли также пение и игра на музыкальных инструментах во время общественного богослужения (ср. 1Пар. 23:27–32 ) и несение охраны ворот и дворов храма (Миддот I, 1). В исполнении некоторых черновых работ при скинии, а потом и храме, напр. ношении воды, рубке дров и под., левиты, со времени Иисуса Навина, пользовались трудами нефинеев, как назывались потомки гаваонитян, обращенные в слуг при скинии и храме (ср. Нав. 9:17–29 ; 1Ездр. 8:20 ; Неем. 9:3 ; иерусал. Горайот, 48, 2). Предельным возрастом, требовавшимся от левитов для вступления на действительную службу при скинии, во время Моисея было 30 лет ( Чис. 6:3 ), а при Давиде – 20 лет ( 1Пар. 23:24 ). Предельным возрастом, до которого они могли продолжать свою службу, было 50 лет ( Чис. 8:25 ) 449 . В исполнении священниками и левитами своих обязанностей при скинии и храме они соблюдали известную очередь. При Давиде как священники ( 1Пар. 24 ), так и левиты ( 1Пар. 23, 25–26 ) были разделены на 24 чреды, соответственно которым они несли свою службу при скинии, а потом при храме. Это деление, установленное при Давиде, сохранилось и после вавилонского плена ( Неем. 12 ; Лк. 1:5 ) 450 . § 112. Священные облачения, средства содержания священников и левитов Во время совершение богослужения священники надевали на себя хитон (кетонет), который опоясывали поясом (абнет) и ниже которого на свои чресла надевали надраги (микнасаим); на голову надевали кидар (мигбаат). Что касается левитов, то Пятикнижие не упоминает о том, что Моисеем было установлено особое для них облачение, но при Давиде, как видно из свидетельства Иосифа Флавия, были особые облачения и для левитов, по крайней мере для песнопевцев, – сделанные из виссона (Antiqu. jud. VIII, 3, 8). На ногах во время богослужения ни священники, ни левиты обуви не имели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Затем, отметим термин ll, который сближается с арабским alla=«нечто делать», новоеврейское ll – «обрабатывать». Обычно от него производят существительное all, арамейское melt (W.Gesenius, op.cit., s.587), арабское illa=«причина, повод». Глагол означает «заниматься чем-либо», особенно in malo sensu – о причинении какого-либо зла к.-л. ( Плч.1:22; 2:10; 3:51; 1:12 ) и т.п. При этом признак причинности в этом термине обосновывает употребление последнего в смысле плача, сетования. Существительное all употребляется (напр., Ис.20:3; 21:9; 24:14; 36:17, 19 ) нередко с прямым отношением деяний (Бога) к чудесам ( Ис.12:4 ; Пс.9:12; 76:12 и др. Ср. C.Siegfried und B.Smade, op.cit., s.519). Наконец, термин √pl, араб. fa’ala, означает – «делать», «приготовлять», напр., могилу (ср. Пс.7:16 ). О Боге ( Авв.1:5 ), – иногда о деле истребления врагов истинного богопочитания ( Пс.43:2 ) и др. (ср. подробно у W.Gesenius " а cit. Handwörterbuch, s.646). Существительное pal – напр., о чудесных действиях Бога ( Ис.5:12 ; Авв.1:5; 3:2 ; Иов.36:24 ; Пс.27:4 . Ср. подробно у C.Siegfried und B.Stade, op.cit., s.589). Глагол √br, по существу, заметно выделяется из указанных синонимов. Он служит преимущественным выражением идеи божественного делания ( Ис.40:28; 43:1 ; Пс.148:5 ; Исх.34:10 ; Чис.16:30 ; Иер.31:22 ; Мал.2:10 и др.), а также для обозначения, в строгом смысле, творческой деятельности или, как говорят, – creatio ex nihil [по Деличу (cit. F.Delitzsch. Commentar über die Genesis, s.91), br в форме Pi., как и индийское thwrc – kerent, первоначально означает «резать, рубить, раскалывать, отделять». Предшествующее действию вещество, таким образом, здесь не только не исключается, а непременно предполагается. Однако br – только о деятельности Бога. При этом нигде –с винительным вещества (d.Stoffes). В форме Qal – «творить» (и в отношении природы, истории – Исх.34:10 ; Чис.16:30 и духа – Пс.50:12 ), «призывать в бытие до сих пор не существовавшее». Из этого одного уже видно, что анализируемый термин должен обозначать божественную первоначальность как безусловную, и ее творение – как совершенно новое и Господом Богом установленное. (Ср. F.Delitzsch, op.cit., s.91). Это особенно ясно при употреблении нашего термина в Быт.1 . Ср. C.Keil, cit. Genesis und Exodus, s.19].

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Итак, посмотрим, что он должен бы делать сообразно с теми его качествами, который нам известны из рассказа 22–24 гл. «Честолюбие и корыстолюбие Валаама искали удовлетворения, – в котором им отказано было, по Божию действию, со стороны Моавитян, – у Израильтян, на благодарность которых он считал себя в праве рассчитывать. Он отправился тотчас в израильский стан, который был в недальнем расстоянии от того места, где он расстался с Валаком, но не нашел там ожидаемого приема. Моисей, который провидел его сердце, неправое в очах Господа, узнал, что благодарность принадлежим не ему, – который все сделал, чтобы исполнить желание моавитского царя (ср. выражение: и Господь не хотел послушать Валаама во Втор.23:6 ), – но Господу и обошелся с ним холодно, и таким образом было естественно, что страсть, которая им обладала и которая, все еще вызывая в его сознании слова Валака: я окажу тебе... великую честь... Чис.22:17 , побудила его искать новый путь ее удовлетворения... Едва ли можно себе представить, думает Генгстенберг, чтобы Валаам пропустил воспользоваться по-видимому таким удачным случаем добиться удовлетворения своей страсти – и почти так же убедительно, как прямое указание в пользу этого, говорить (по мнению упомянутого только что богослова) то обстоятельство, что содержание Чис.22–24 гл. можно производить только из сообщений, который он сделал старейшинам Израильтян» 405 . Но такое представление дела совершенно не согласно с показанием Чис.24:25 : и пошел обратно в свое место. Ибо если Валаам, расставшись с царем моавитским, пошел с горы Фегора в обратный путь, то конечно он пошел не на равнину Моава, где стоял стан Евреев, ибо это значило бы идти вперед, а не назад. Кроме того, и психологическое объяснение Генгстенберга невероятно. Обращение Валаама к Евреем едва ли мыслимо иначе, как при условии происшедшего вследствие пережитого испытания нравственного изменения, сердечного обращения и влечения веры. А этого, согласно всему изложенному, не было. Если честолюбие и корыстолюбие остались в нем несокрушенными, а даже увеличились вследствие обманутой надежды, то его настроение к Евреем, как виновникам неудачи, должно было превратиться в ненависть, а его общение с Иеговой навсегда рушилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

22:17–25 В жертву должны были приноситься животные без всякого порока. Это объяснялось тем, что Богу полагалось отдавать только самое лучшее ( Мал. 1,8 ): жертвы были святы, а святость олицетворялась совершенным телом (см. предписания священникам в 21,17–21). 22:23 В случае принесения необязательной «добровольной жертвы», одной из разновидностей мирной жертвы (гл. 3), животное могло быть с небольшими недостатками. 22:27–28 Убийство животного сразу же после его рождения означало неуважение к жизни и поэтому было несовместимо со святостью. То же относится к одновременному убийству животного и его детеныша (ср. Втор. 14,21; 22,6.7 ). Глава 23 23:1–44 Господь обращает внимание на календарь святых дней, предназначенный для мирян. Он рассказывает о том, что следует делать в различные дни. В Чис., гл. 28; 29 Он обращается со Своими указаниями к священникам, подробно останавливаясь на жертвах, которые нужно приносить в каждый из этих дней. 23:4–8 См. Исх.,гл.12;13. 23:9–14 Ср. 1Кор. 15,23 . 23:26–32 Ср. 16,2–34. 23:33–43 См. Втор. 16,13–17 . Еврейские ежегодные праздники. Глава 24 24:1–9 Моисей излагает требования Господа относительно елея для светильника 24:2 См. Исх. 25,31–40 . и хлебов для скинии. 24:5 В святилище напротив светильника находился стол. На нем раскладывались двенадцать хлебов, которые символизировали двенадцать колен Израилевых. Такое расположение хлебов и светильника говорит о том, что Израиль постоянно находится в свете Божией заботы и благословения. 24:10–23 Моисей подробно рассказывает об одном из случаев богохульства и о его гибельных последствиях. 24 родившийся от египтянина. После многих лет рабства, проведенных в Египте, такие смешанные браки были обычным явлением. 24 злословил. См. Исх. 20,7 . 24 положат руки свои на голову его. Это действие избавляло от вины, которая ложилась на всех, кто слышал богохульство. 24:17 Ср. Быт. 9,6 . 24 Око за око, зуб за зуб. Иначе говоря, наказание должно быть адекватно совершенному преступлению. Этот закон призван был обуздать чрезмерную мстительность ( Быт. 4,24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Разумеются, вероятно, землетрясения, сопровождаемые бурей, или ветры, дующие в пустыне и передвигающие с места на место горы песка. «Во время скончания», Сир.: «гнева», – разумеется гибель, постигающая грешников (ср. ст. 33 и 34). «Излиют крепость», с Гр. «силу» (70 поправляет: «гнев»), как и в Сир.: «обнаружат силу», значит, что карающая сила гибельных ветров проявляется только в указанное им от Господа время, – тогда именно, когда нужно нака­зать грешников; так, «Господь воздвиже ветр велий на мори, и корабль бедствоваше еже сокрушитися», когда Иона пытался убежать от исполнения Божия повеления ( Ион. 1:4 ). Сл. «совершать» (Остр, снова: «излеют») неточно передает Гр. κοπσουσιν «утолятся» или, по смыслу: «утолят», – гибельные ветры утолят гнев Божий, когда обрушатся на грешников, и те понесут заслуженное наказание; Сир.: «и успокоят дух Создавшего их». Далее перечисляются другие явления природы, которыми Господь наказывает грешников: огонь (ср. Исх. 9:23–24 , Пс. 17:15, 77:48 ), град (ср. Исх. 9:18 дал., Нав. 10:11 , Пс. 77:47–48 ), голод (ср. Втор.28:20 , 2Цар. 24:13 , Притч. 10:3 ), мор (ср. Втор. 28:21 , Иер. 29:18 , Иез. 7:15 ),затем: хищные звери (ср. Втор. 32:24 , Иер. 15:3 , Иез. 5:17 ), скорпионы и змеи (ср. Чис. 21:6 , Иер. 8:17 ) и наконец, меч отмщения, т.е. неприятельское нашествие (ср. Исх. 22:24 , Лев. 26:25, 33 Втор. 32:25 и др.). Вместо «град», χλαζα, в Гр. Гл. (248,296, Cpl.) ошибочно читается : θλασσα «море», вместо Гр. И Сл. «и глад и смерть» в Евр. Написано ошибочно: раъ вадабер «зло и мор», – вместо раъ следует читать раъаб «голод»; в Сир. также ошибочно: «и камни смерти» вместо «и голод, и смерть». Сл. и Гр. «вся сия» в 36 стихе, как и Сир., передают Евр. гамеллег «также и эти» или «и они», что здесь уместнее; переводы берут выражение из Евр. 38 стиха, где оно относится ко всему предшествующему «Зубы зверей» соответствует Евр. фразе хаййат шен «хищные звери», как в 12:13. 38. «Все они», перечисленные выше силы природы, «со­творены для своей надобности и соблюдаются в храни­лище до времени своего»; Господь хранить их до того времени, когда они потребуются Ему для исполнения Его праведного суда над людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

31:19–24. Очищение. Воины нуждались в очищении, так как осквернились через прикосновение к мертвым. Семидневный ритуал очищения воинов и захваченной на войне добычи полагалось совершать вне стана (ср.: Втор. 23:10–15 ), дабы не допустить осквернения остального народа (см.: Чис. 19:11–13,16–22 ). Для воинов очищение предполагало омовение ( Чис. 19:18,19 ) и мытье одежды (см.: Лев. 11:25,28 , а также «Свиток войны» из Кумрана). Трофеи очищались водой и огнем. Очищение металлов огнем встречается также в описании хеттских ритуалов, связанных с родами. 31:25–50. Правило дележа добычи. До сравнительно недавнего времени воинам платили из захваченной на войне добычи. На древнем Ближнем Востоке это стало священным правом. В текстах из Мари военачальники дают клятву, что не посягнут на добычу, полагающуюся их воинам. Боги также получали свою долю, которую собирали на поле сражения сопровождавшие войско жрецы. В данном случае дележ добычи предусматривает получение воинами в десять раз больше, чем гражданскими лицами, причем пятисотая часть доли войска отделяется Елеазару (и на содержание скинии), а пятидесятая часть доли гражданских лиц отдается левитам. Это сопоставимо с десятиной, выплаченной Авраамом Мелхиседеку в Быт. 14:20 , и с равными долями воинов и гражданских лиц при дележе добычи Давидом в 1Цар. 30:24,25 . 31:50. Золото на искупление. Перепись населения была в Древнем мире сравнительно непопулярна (см. коммент. к Исх. 30:11–16 ), и даже вызывала божественное неодобрение, так как могла свидетельствовать о человеческой гордыне и о недоверии к богам (см.: 2Цар. 24–17 о язве, посланной в наказание за исчисление народа Давидом). Согласно закону в Исх. 30:12 , когда бы ни проводилась перепись, за каждого исчисленного мужчину следовало заплатить выкуп. После исчисления войска, удостоверившись в том, что никто не был убит, военачальники заплатили выкуп золотыми украшениями, снятыми с мертвых тел. Выкуп избавлял от будущих поражений (см.: Чис. 8:19 ), а из золота изготовили священные сосуды для скинии, которые будут служить вечным напоминанием о победе и готовности народа повиноваться Богу. Вес этого золота составлял около 600 фунтов. 32:1–42 Колена, унаследовавшие Трансиорданию

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Рефасъ=Ват., Алекс. сп. и Альд. изд. Чтение Комплют. изд. Ισσα (ср. вульг. Iasa, также Остр. слав. «и на еса»), согласное в настоящем случае не только с евр., но и с сирско-гекзаплским чтением, согласно также с слав.-греч. чтением в Чис. 21:23  (Иассан=Ιασσαν, винит пад. от Ιασσα); Втор. 2:32 ; Нав. 13:18 ; Суд. 11:20 . Иер. 48:22 22. И на Девнъ, и на Нав, и на домъ 22. И на Дивон, и на Нево, и на Бет-Дивлафаим, 23. И на Кариафаим, и на Бет-Гамул, и на Бет-Маон, 23 . О Кариафаиме см. под Иер. 48:1 . – Вегамлъ упоминается только здесь. В Хавране, юго-восточной части заиорданской области колена манассиина, почти на самой границе с областию аммонитян, еще до сих пор видны развалины древнего города, у местных арабов называемые Эль-Джемаль. Если Джемаль есть тоже, что Гамул: то надо предположить, что этот город перешол во власть моавитян после того, как ассирийские цари выселили рувимлян, гадитян и половину колена манассиина из их областей в северные страны, подвластные Ассирии ( 1Пар. 5:26 ). Это был бы таким образом один из городов, «иже далече суть» ( Иер. 48:24 ). – Домъ Мановъ=Бет-Маон – город, иначе называемый Веф-Ваал-Меон ( Нав. 13:17 ), или Ваал-Меон ( Чис. 32:37, 38 ). В книге Иисуса Навина его местоположение указывается в «равнине» (ср. толков. Иер. 48:8 ), а в книге Числ он причисляется к городам, построенным рувимовым коленом. Иер. 48:24 24. И на и на Восра, и на вс грады Мавли, иже далече, и же близъ сть. 24. И на Кериоф, и на Восор, и на все города земли Моавитской дальние и ближние. 24 . упоминаемый также в Ам. 2:2 , очевидно, как один из значительнейших городов Моава, был, вероятно, тот самый город, большие развалины которого до сих пор видны на горе Аттаре (к востоку от Мертвого моря, на южном берегу реки Зерка-Маин, севернее Арнона, параллельно с ним, впадающей в море) и носят название По местоположению, он может соответствовать городу «Кириаде», который, по Евсевию, отстоял на 10 тысяч шагов от Медавы (к югу от Есевона, на большой дороге, см. выше) к западу. Его нужно отличать от Кариафаима ( Иер. 48:1, 23 ). – Восръ, отличный от эдомского города того же имени, вероятно, тожествен с городом, в других случаях называемым именем «Бецер» и полагаемым в области рувимова колена, также в «равнине» (ср. толков. Иер. 48:8 ; см. Втор. 4:43 ; Нав. 20:8, 21:36 ). Город этот нужно также отличать от «Бостры», города в Хавране, существование которого не восходит раньше царствования римского императора Траяна (98–117 гг.) и о котором, очевидно, не могло быть речи у пророка Иеремии. Предварительные замечания к толкованию стихов Иер. 48:26–30

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Проклят лживый. Законы, регулирующие добровольные жертвоприношения, требуют, чтобы приносимые жертвы были без изъяна. Здесь говорится о попытке обмануть Господа и о том, что произошло в период между обетом и его исполнение ( Пс. 75,12 ). Глава 2 2 Я пошлю на вас проклятие. См. Втор. 28,20 . прокляну ваши благословения. Это либо те благословения и материальные блага, которые были обещаны священникам, получающим десятину ( Чис. 18,21 ), либо благословения, произносимые священниками во время жертвоприношений ( Чис. 6,24–26 ). И то, и другое обернется проклятиями. 2 завет жизни и мира. Во Второзаконии главный упор делался на том, чтобы показать связь между покорностью воле Господней и жизнью. Преданность Богу ведет к полноте жизни. Некоторые комментаторы видят в словах «завет... мира» указание на завет с Финеесом, о котором говорится в Чис. 25,10–12 . 2 уста священника должны хранить ведение. См. Ос. 4,6 и Езд. 7,10 . Связь между истинным знанием Господа и наставлением в законе, которое дают священники, красноречиво выражена в 2Пар. 15,3 : «Многие дни Израиль будет без Бога истинного, и без священника учащего, и без закона». 2 вы уклонились от пути сего. См. Неем. 13,29 . Настроения и поведение духовенства подавали народу дурной пример. Священники пренебрегли своим истинным призванием в том, что касалось обучения народа и сохранения истинного знания. См. Пс. 1,6; 17,22.23 ; Рим. 1,5 ; Деян. 6,7 . 2 вы... лицеприятствуете в делах закона. Подосновой этого порицания служит представление о сущности Бога, Который «не смотрит на лица и не берет даров» ( Втор. 10,17 ; ср. Лев. 19,15 ). Возможно, дело обстояло так, что священники не применяли закон ко всем беспристрастно, но избирательно подходили к выяснению истины, когда дело касалось представителей богатых и влиятельных слоев общества. 2:10–16 Отсутствие надлежащей преданности Богу приводит к нарушениям во взаимоотношениях между людьми. Малахия сурово осуждает браки с идолопоклонницами в ст. 10–12 и разводы с женами-израильтянками в ст. 13–16. Неверность прогрессирует: начавшись с неверности Господу (осквернением завета, ст. 10), затем проявляется в вероломстве по отношению друг к другу (ст. 10) и, наконец, приводит к вероломству в отношении «жены юности» (ст. 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Тотчас по произнесении пред богом своей молитвы, пророк своим пророческим взором видит и исполнение этой молитвы со стороны Бога; он уже созерцает шествие Господа, как Грозного Судии на землю для совершения того суда 8 над боговраждебным миром, об ускорении которого молил Его пророк. Как древле, при Синае Господь сошел к Своему освобожденному из Египта народу, чтобы установить с этим народом Свой благодатный завет и утвердить а нем Свое царство; так Он и в последующее время явится в страшной славе Своего всемогущества, чтобы освободить свой народ из рабства мирской власти и сокрушить злодеев, которые стремились уничтожить окончательно страдальцев-праведников. Вот Он, как Господь и Управитель вселенной, «уже идет», созерцает пророк, «от Фемана, и Святый», не терпящий злодеяний, и потому злодеев истребляющий, «от горы Фарана» 9 . Все творение покрывается Его светом. «Его величие закрыло небеса и земля стала полна славы Его» ( Иов.40:10 ; Ис.6:3, 42:8 ; Чис.14:21 ). Пришествие Его с неба на землю «осияние Его», Его слава распространяется по земле, подобно свету восходящего солнца. Он является, как солнце, весь окруженный лучами, – «лучи у Него от руки Его», от обеих рук, или от обеих сторон Его. В этом свете, испускающем, как солнце, всюду от себя лучи, скрывается всемогущество Его. Свет, как и мрак (ср. Исх.20:21 , 3Цар.8:12 ; Чис.9:15 ), служит для Него одеждою (сн. Пс.103:3 ), покровом, в котором, Сам в своем существе невидимый, Он является миру для суда над ним ( Авв.3:2–4 ). «Пред Ним», как оруженосец ( 1Цар.17:7 ), или как скороход ( 2Цар.15:1 ) «идет зараза; а вслед за Ним», по Его стопам, как слуга, «следует язва» (собственно – горячка, ср. Втор.32:24 ). Наконец Он пришел и, как герой, готовый поразить своих врагов, «стал» в свою позицию. Видя Его в таком грозном положении, земля приходит в колебание; Он грозно «смотрит» и народы от этого взора приходят в трепет. «У Него пути вечные»; теперь Он пришел для спасения своего народа так же, как и издревле приходил для той же цели. И как при Синае, когда Он сошел с неба на землю во мраке, среди громов и молний и огня, горы колебались; так и теперь при Его появлении на земле «рассыпаются в прах», разрываются от ужаса на мелкие части «горы вечные», горы самые древние, и потому самые крепкие, существующие от начала ( Иов.20:4 ), образовавшиеся при создании земли ( Пс.89:2 ; Иов.15:7 ); и «древле», также от начала создания мира существующие холмы «опускаются», исчезают (ср. Наум.1:5 ; Мих.1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

13 кости Иосифа. См. Быт. 50,25 . 13 в Ефаме. См. ком. к 13,18. 13 облачном... огненном. Облако и огонь являются символами непосредственного Божиего присутствия (3,2 и ком.; 33,9.10; 40,34–38; Чис. 9,15–22; 11,25 ; Пс. 98,7; 104,39 ). Бог не только пребывает с Израилем, Он день и ночь ведет Свой народ. Глава 14 14:2 См. ком. к 13,18. Все перечисленные в этом стихе города находились к востоку от Раамсеса. 14 А Я ожесточу сердце фараона. См. ком. к 11,10. 14 колесницу. Богиня Анат «ведала» боевыми колесницами, а богиня Сехмет покровительствовала фараону в походах. 14 сыны Израилевы оглянулись. Ср. Быт. 19,17 . Повеление «Не оглядывайся назад!» в духовном смысле остается непреложным. Все дальнейшие проблемы народа Израилева (40 лет странствий в пустыне) связаны именно с тем, что они постоянно «оглядывались назад» на Египет и на все, что с ним связано. 14 сказали Моисею. Мятежное настроение и недовольство Израиля Божиим руководством являются постоянной темой книги Исход (15,21.24; 16,3; 17,2; 32,1). 14 не бойтесь. Господь, устами Моисея, учит Свой народ не страшиться человека ( Втор. 1,29 ), но бояться Бога ( Лев. 25,17 ; Втор. 6,13 ; Притч. 3,7; 24,21 ; Еккл. 5,6; 12,13 ). 14 Господь будет поборать. С этого момента Господь открывается Израилю как Муж брани, и именно в этом качестве Он воспевается в гл. 15. Израиль называл Господа «Бог воинств Израильских» ( 1Цар. 17,45 ), а также «Господь Саваоф», т.е. Господь небесных сил, Творец израильских побед. Существовало и более раннее повествование о завоеваниях Израиля под руководством Господа, которое называлось «Книгой браней Господних» ( Чис. 21,14 ). Богословская тема Священной войны (или войны Иеговы) находит свое выражение и в Ветхом, и в Новом Заветах. 14 вопиешь. Молитва Моисея была услышана. 14 подними жезл твой. Жезл Моисея, который принес Божий казни Египту, теперь принесет спасение израильскому народу. 14 Ангел... столп облачный. Ангел Господень отождествляется с присутствием Самого Бога в столпе облачном (23,20–22). В книге Бытие Ангел Господень непостижимым образом отождествляется с Самим Богом ( Быт. 16,7.13; 18,2.16.17.22; 21,17.19; 32,24.30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010