15–18 (См.: Пс. 113:12–16 ). Обращает на себя внимание, как процитированный материал обреает новое, очень важное звучание в ином контексте. Как уже отмечалось выше, в псалме Господь, Чья деятельность проявляется повсюду (5–7), противопоставляется идолам – изделиям человеческих рук, чья единственная «заслуга» – превращать в тлен поклоняющихся им (18). 19–21 Значение глагола «благословлять» здесь соответствует использованному в ст. 1–3 хвалите (см.: коммент. к Пс. 133:2–3 ). О народе Господнем см. также в Пс. 113:17–19, 117:2–4 . Здесь подчеркивается причина благословения: оно исходит от Господа, обитающего в Иерусалиме (21). Господь выбрал народ израильский, потому что такова была Его воля, Он избрал его для Себя (4) и пришел обитать среди Своих избранных (ср.: Еф. 2:18–22 ; 2Кор. 6:16 ). Псалом 135. Выбор Израиля: его корни в Господе Высшая реальность не в особом статусе Господа (1–3), не в Его творческих свершениях (4–9) и вмешательстве в историю (10–22), и даже не в Его благорасположении к Израилю (23–25), но в том, Кто Он есть, в Его вечной любви, ибо вовек милость Его. Именно эта фраза рефреном звучит во всем псалме. Его статус сам по себе вызывает благоговейный ужас; Его деяния Творца, чудодейственная сила Его свершений, Его могущество запечатлены в истории, Он контролирует весь ее ход; Его благость вызывает славословие и восторг. Но когда мы видим, что все это исходит из Его нескончаемой любви, которая являет себя во всемогуществе милосердия и в провидении, тогда это особенно побуждает нас воздать честь и поклонение Ему, вознести Ему свою хвалу и благодарность. Что значило бы для нас, что Он благ, велик и могуч как Творец и Господин истории, что Он наделял благами людей в давние времена, если бы эти Его деяния не определялись Его вечной любовью, которая и нас тоже приносит в теплые и крепкие объятия Такого Бога? Это позволяет нам, вместе со своими братьями и сестрами, совершавшими паломничество в ветхозаветные времена, проделать этот пройденный когда–то ими путь от Египта до земли обетованной и вместе с ними восславить каждую ступень Его великой любви, ибо вовек милость Его. Нет силы, способной противостоять Его всемогуществу (1–3; Рим. 8:31–39 ; 1Кор. 8:5,6 ; Еф. 1:19–22 ); мы в безопасности, потому что мир, в котором мы живем, – Его мир (4–9); мы тоже получаем искупление (10–15; Ин. 1:29 ; 1Кор.5:7 ; 1Пет. 1:18–21 ), пользуемся Его благодатью в разных обстоятельствах (16; Флп. 4:12–13,19 ), входим в наследство через Его победу (17–22; Кол. 1:12–14 ), дивимся Его не заслуженному нами выбору (23–24, 1Кор. 1:26–31 ) и едим свой насущный хлеб, взирая с благодарностью на руку, питающую нас (25), ибо вовек милость Его. Псалом 136. Странная песнь

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   Каким образом верующие спасаются от всего этого? Через Христа и во Христе. Отец так же заинтересован в превознесении Сына, как и в спасении погибающих (Ин 5:19—23, Флп 2:9—11, Кол 1:15—18, Евр 1:4—14); и утверждать, что избранные были предназначены для возлюбленного Сына, Христа, будет так же справедливо, как и то, что Христос был предназначен для возлюбленных избранных (Мф 3:17, Мф 17:5, Кол 1:13, Кол 3:12, 1 Пет 1:20, 1 Ин 4:9—10).    Наше спасение включает в себя, во-первых, то, что Христос умер за нас, а во-вторых, то, что Христос живет в нас (Ин 15:4, Ин 17:26, Кол 1:27), и мы, живущие во Христе, соединены с Ним в Его смерти и в Его жизни воскресения (Рим 6:3—10, Кол 2:12,20, Кол 3:1). Этот жизненно важный для нас союз, сформировавшийся в момент и в результате нашего нового рождения и поддерживаемый с Божьей стороны Духом, а с нашей стороны верой, предполагает, что мы находимся с Богом в отношениях завета, в смысле нашего вечного избрания во Христе (Еф 1:4—6). От начала было назначено, что Иисус станет нашим представителем перед Богом, нашим главой, и тем, кто понесет на Себе наш грех (1 Пет 1:18—20 ср. Мф 1:21), и мы были избраны для того, чтобы быть действенно призванными, подобными Его образу и прославленными Божьей силой (Рим 8:11,29—30).    Верующий спасен от греха и смерти, но для чего он спасен? Для того, чтобы и в земной жизни, и в вечности жить в любви к Богу, Отцу, Сыну и Духу, и к своим ближним. Источником любви к Богу является знание о Божьей искупительной любви к нам, а свидетельством любви к Богу является любовь к ближним (1 Ин 4:19—21). Цель Бога: сейчас и в будущем по-прежнему выражать во Христе Свою любовь к нам, а нашей целью должно быть неизменное выражение любви к трем Лицам единого Божества через поклонение и служение во Христе. Жизнь в любви и поклонении это наша надежда славы, наше спасение сейчас и наше счастье вовеки. Небесное царствование Иисуса     Описывая нынешнее пребывание Христа во славе, обычно говорят что Он «восседает на небесах». Новый Завет рисуя небесные деяния Иисуса, изображает Его готовым к действиям (Деян 7:56, Откр 1:12—16, Откр 14:1) ходящим среди Его народа (Откр 2:1) и устремляющимся на битву (Откр 19:11—16), но чаще всего нынешнее положение Христа выражается утверждением что Он сидит по правую руку Отца не отдыхая, но управляя. Это образ властвующего Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

(ср. Пс.49:14; 50:18–19 ; Евр.13:15–16 ; 2Тим.4:6 и др.). Эти добродетели требуют от христиан подвигов, усилий, чтобы совершая их, они как бы приносят жертву (ср. Рим.12:1 ; 2Тим.4:6 ), почему в переносном смысле называются (христиане) «священством святым». Следовательно, указанные слова апостола не дают никакого основания сектантам к отпадению их от православной Церкви. 4) Сектанты в оправдание нарушения единения с Церковью правосл. ссылаются на слова апостола: «ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» ( 1Кор.11:19 ). «Апостол говорит не о разномыслиях в догматах», – объясняет блаженный Феофилакт , – «но о таких разделениях, каково, наприм., относительно столов. Что же значит: надлежит? 41 Так как вы – люди, то дело возможное и неизбежное, что не все ходят право. Посему-то я и верю. Подобно и Господь сказал: «надобно прийти соблазнам» ( Мф.18:7 ), т.е. Поскольку в мире есть злые, то необходимо будут и придут соблазны. «Дабы (να) открылись между вами искусные» ( 1Кор.11:19 ). 42 Частица «дабы» означает здесь не причину, но следствие дела, как видно из многих мест. 43 Ибо, когда гордые не принимают за свой стол, тогда являются искусные, т.е. бедные, потому что они терпят презрение, а прежде сего терпение их не было видно. Или искусными называет тех, кто хранит еще обычай относительно стола; ибо не все же нарушали его. Итак, когда нарушители оказываются неискусными, оказываются искусными хранители». 44 Так как возникшие среди коринфян «разделения» ( 1Кор.11:18 ), «разномыслия» ( 1Кор.11:19 ) касались их благоповедения ( 1Кор.11:21 ), то апостол обличает их кротко – «не похвалю» ( 1Кор.11:22 ср. 1Кор.11:16 ). Когда же он говорит о догматических распрях, касающихся веры, то грозно обличает лжеучителей и их последователей ( Гал.1:8–9 ); называет то «псами» ( Флп.3:2 ), то «сожженными в совести» ( 1Тим.4:2 ), то «служителями диавола» ( 2Тим.2:26 ). О единении верующих, выражающемся в единомыслии религиозном учил и молился Господь ( Ин.10:16, 13:35, 15:4, 17:21 и др.), учил и молился апостол ( Еф.4:2–6 ; Рим 15:5–6 ; 1Кор.1:10 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

19 Причина этого первенства разъясняется далее: Богу было благоугодно, чтобы во Христе обитала вся Божественная полнота. Все Божественные атрибуты и свершения: Дух Бога, слово, премудрость и слава – все совершенно сочеталось во Христе. Эта полнота Божества, пребывающая во Христе телесно (ср.: 2:9), – вечный Его атрибут. В силу того, что Христос – посредник между Богом и человечеством и привел колоссян к взаимоотношениям со Своим Отцом, они не должны бояться этих высших сил, которые предназначены отныне управлять ими в повседневной жизни. И нам нечего бояться ныне тех же сил. 20 Кульминация этого фрагмента наступает теперь, когда речь заходит о примирении и умиротворении, которые пришли со смертью Христа. В начале раздела говорилось о том, что все сущее было сотворено Христом и для Него. Он – Господь творения. Однако еще не было сказано, что произошло со всем сущим с момента сотворения: единству и гармонии космоса нанесен мощный удар, и требуется снова восстановить эту гармонию (ср.: Быт. 3 ). Богу было благоугодно примирить с Собою все через Христа ( 2Кор. 5:19 ). Все небесное и земное должно быть восстановлено в первоначальном виде, в котором все находилось в момент сотворения. Вселенная управляется своим Господом, и вселенский мир восстанавливается Им. Понятия примирения и умиротворения (которые включают в себя уничтожение зла) рассматриваются как синонимы, описывающие могущественные деяния Христа в истории, совершенные Им через Свою жертвенную смерть на кресте ( Рим. 3:25 ; 1Кор. 11:25 ; Еф. 1:7 ). Мир, который принес Христос, может быть «принят добровольно или… навязан принудительно» (F. F. Bruce). Начальства и власти, которые одолел Бог (2:15), не с радостью подчинились Божьей благодати. Они были «умиротворены». Они продолжают существовать, ополчаясь на людей (ср.: Рим. 8:38–39 ), но они не могут окончательно повлиять на судьбу человека, который во Христе, и их уничтожение в грядущем гарантировано ( 1Кор. 15:24–28 ; см. коммент. к 2:15). Далее, на основании этих стихов нельзя предположить, что все грешники добровольно приняли мир, достигнутый посредством смерти Христа. Хотя все сущее в конечном итоге преклонится пред именем Иисуса и признает Его своим Господом ( Флп. 2:10,11 ), это не означает, что все совершат это с радостью. Ошибочно думать, что ст. 20 указывает на вселенское примирение, при котором каждая личность в результате будет радоваться благословению спасения. 1:21–23 Примирение: деяния Божьи и их принятие

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Отец Мой более Меня. Данное утверждение следует понимать в свете божественности Сына и Его равенства и единства с Отцом (1,1; 10,30; 14,9). Контекст указывает на то, что Сын стал «менее» Отца, добровольно сложив с Себя Свою славу, принадлежащую Ему как Божественному Сыну Отца, и пойдя в смиренной покорности воле Отца на воплощение в человеческое тело и на жертвенную смерть ( Флп. 2,6–11 ). 14 Я сказал вам. Исполнение пророчеств Иисуса подтвердит Божественный авторитет Его миссии (ср. Втор. 18,22 ). 14 князь мира сего. Сатана (ср. 12,31; 16,11). не имеет ничего. Эти слова в очередной раз утверждают безгрешность Иисуса (ст. 31; 8,29.46; 2Кор. 5,21 ; Евр. 7,26.27 ). Он единственный представитель человеческого рода, о котором могло быть сказано подобное. Глава 15 15:1–27 Эта Глава состоит из двух основных частей. В ст. 1–17 сдержатся рассуждения о виноградной лозе, а в ст. 18–27 предостережения относительно ненависти мира к последователям Христа. 15:1–17 Единство Примирителя Христа и Его искупленного народа изображается в Писании посредством символики, в частности: 1) фундамент и здание ( 1Кор. 3,11 ; Еф. 2,20–22 ); 2) виноградная лоза и ветви (15,1–17); 3) голова и тело ( 1Кор. 6,15.19; 12,12 ). 15:1–2 Образ виноградной лозы и ветвей является символом единства ветви могут «жить», только питаясь соком лозы (см. ст. 3). очищает. Убирает все лишнее и омертвевшее. Значение этого слова в данной метафоре Иисус поясняет в ст. 3. 15 просите, и будет вам. Эти слова Христа являются пояснением к 14,13.14. Исполнение молитвы верующего возможно, если верующий пребывает во Христе, а Христос словом Своим (и Духом) пребывает в верующем. 15 Тем прославится Отец Мой. Сын является славой Отца. Христос заповедает Своим ученикам прославить Отца Небесного. Это не означает, что Христос как бы перепоручил им то, что было Его уделом. Поскольку Христос верою вселяется в сердце человека и духовно там пребывает, то такой человек, составляя единство со Христом, вместе с Ним прославляет Отца. 15 пребудьте в любви Моей. То же, что «во Мне».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Логическим продолжением аргументации в пользу единства Бога является учение о Троице, изложенное в трактате «Против Праксеи», в к-ром Тертуллиан полемизирует с приверженцами модализма (см. ст. Монархианство ). Различие Божественных Ипостасей (substantia) Тертуллиан возводит к предвечному замыслу Бога о Сыне, Который первоначально был рожден «под именем Софии» и затем, при сотворении мира, стал Логосом (natiuitas perfecta sermonis dum ex Deo procedit), продолжением или эманацией Божественной сущности Отца ( Tertull. Adv. Prax. 7-8). Тринитарное учение Тертуллиана «носит скорее иоанновский, чем павловский характер», хотя в нем используются и выражения П. (Кол 1. 15; Флп 2. 6 - McGowan. 2013. P. 7-10). Однако под влиянием П. Тертуллиан связывает наличие Божественных Ипостасей с «планом» спасения человека, к-рому придается космическое значение (см.: Osborn. 2003. P. 121-133). Тройственное бытие Бога основано не на разделении природы (separatio, diuisio), а на ее «распределении» (dispositio, dispensatio - Tertull. Adv. Prax. 19. 8; 21. 3; 23. 4), к-рое Тертуллиан рассматривает как «распоряжение» Бога собственной природой (quam oikonomiam dicimus - Ibid. 2. 1; ср.: oikonomiae sacramentum, quae unitatem in trinitatem disponit - Ibid. 2. 4). Т. о., бытие Бога непосредственно связано с сотворением мира и искуплением человека, к-рые в соответствии с божественным «планом» осуществляются через Сына (a primordio omnem ordinem diuinae dispositionis per Filium decucurrisse - Ibid. 16. 7). Тертуллиан рассматривает бытие Бога в свете идеи рекапитуляции, восходившей к П. (Еф 1. 10; 3. 9), тем самым совмещая сотериологию П. с иоанновским богословием Логоса ( McGowan. 2013. P. 7-12). Воспринимая божественный «план» как неотъемлемую часть «правила веры» ( Tertull. Adv. Prax. 2. 1-2), Тертуллиан отстаивал единство и непрерывность истории спасения ( Bird. 2013. P. 19). Одним из элементов божественного «плана» был закон Моисеев, который носил временный характер, но в нем была заложена идея рекапитуляции всего сущего во Христе ( Tertull. Adv. Marcion. V 17. 1; ср.: Ibid. 19. 11). Т. о., вопреки Маркиону «план» спасения осуществлял один и тот же Бог, справедливый и в то же время милосердный (Ibid. 5. 13 - McGowan. 2013. P. 4-7) (о влиянии П. на пневматологию Тертуллиана см.: Wilhite. The Spirit. 2013).

http://pravenc.ru/text/2581793.html

Так в подлиннике (ошибочно). Аналогичные неточности встречаются в трактате неоднократно. 331 Ср. 1 Кор. 15, 31. 332 Ср. Пс. 136, 9. 333 Там же. 334 Там же. 335 Ср. Пс. 83, 6. 336 Букв. «беззаботного досуга», ¢mer…mnJ scolÍ. 337 Ср. Пс. 38, 13. 338 Ср. Мф. 5, 8. 339 Ср. Мф. 5, 10. 340 Перечисляются величайшие анахореты Востока IV—VI вв. 341 Ср. Мф. 17, 20; 21, 21. 342 Букв. «в очах и свете», отсылка к самому началу произведения. 343 Ср. Еф. 6, 16. 344 Ср. Рим. 13, 12. 345 Ср. Еф. 6, 14–15. 346 Ср. 1 Фес. 5, 8 и Еф. 6, 17 (Ис. 59, 17) (для «шлема» Каллист, цитируя по памяти, употребил синоним, не использованный в указанных ВЗ и НЗ местах). 347 Ср. Еф. 6, 15. 348 Ср. Пс. 67, 2—3. 349 Повторяя эти слова несколько раз в этой главе, Каллист использует один из самых любимых своих риторических приемов. Возможно, в данном случае он оглядывался на св. Василия Великого, выстроившего композицию беседы на «Внемли себе» (Соч. Т.2. СПб., 1911, с.91—99) на этой же ветхозаветной или на Пс. — Ефрема Сирина (12 глав на слова «Вонми себе»: Творения, т.1, слово 350 Ср. Ин. 1, 9. 351 Ср. Пс. 53, 6. 352 Ср. 2 Тим. 2, 3. 353 Традиционное типологическое толкование, встречающееся уже во 2–м веке у св. Иустина Философа (Диалог с Трифоном–иудеем, 115). 354 Букв. «поздний» (когда ужинают), потому «вечерний». Возможна богослужебная коннотация («свет невечерний»). 355 Ср. Ин. 4, 23—24. 356 Это место из Исаии используется в известнейшем песнопении Великого повечерия (называемого у нас в просторечии «ифимонами» по искаженному началу припева meq " ¹mîn, яко с нами Бог). Новая богослужебная аллюзия продолжает метафорический ряд. 357 Ср. Ос. 6, 6. 358 Ср. Флп. 3, 19. 359 Ср. Кол. 3, 2. 360 Ср. Ин. 14, 21—22. 361 Ср. 2 Кор. 6, 16. 362 Вариант перевода (у Кутсы): «в каковой любви». 363 Ср. 1 Ин. 1, 5. 364 Ср. 2 Кор. 6, 14. 365 Ср. с другим трактатом Каллиста «О божественном единении», 34 и 36. 366 Ср. Мф. 18, 10. 367 Букв. «сватом». 368 Фраза с последовательно запутанным синтаксическим рядом падежей и приложений допускает различные толкования. Указанные в скобках греческие слова не зафиксированы ни в одном словаре (нарах’ы?). 369

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=698...

Вот святые, которые перед нами, придет время — и будут перед нами и их иконы. Мы славим и благодарим Бога за то, что в разное время и в разных сословиях Он воздвигал людей, которые исполняли Его Завет. Но молясь святым, прибегая к их ходатайству, прося их заступничества, учась на примере их жизни, мы никогда не должны забывать, что спасение идет только от Господа, спасение всем — и святым, и грешникам, потому что Спаситель есть только один у нас Господь Иисус. Его силой живут и действуют святые, Его силой прощаются грешники, Его силой мы приходим к Богу и обретаем в Нем своего Господа. Святые — наши братья, святые такой же плоти и крови, как и мы, то, что они в своих немощах поднялись до праведности, для нас это урок и вдохновляющий пример. Но всегда надо помнить, что сам себя спасти человек не может, и они стали святыми не просто потому, что у них была такая сильная воля или такое стремление выполнять заповеди Божий, а силой спасающей благодати Христа–Спасителя, Ему и слава во веки. notes Примечания 1 См. Мф 13:47–48. 2 Пс 18:2. 3 1 Ин 5:19. 4 Ин 16:33. 5 Мф 11:28. 6 Ср. Ис 8:9–10. 7 Пс 26:1 (церк. — слав.). 8 Пс 18:2. 9 ср. Еф 5:14. 10 ср. Откр 3:16. 11 Ср. Мф 18:3. 12 Ср. Мф 18:19. 13 Ср. 1 Кор 6:9–10. 14 Мк 10:17. 15 Ср. Еккл 6:2. 16 Мф 19:21. 17 1 Фес 5:16. 18 Ос 13:14; 1 Кор 15:55. 19 Речь идет о двух ангелах, один из которых держит свиток со списком добрых дел, а другой со списком злых. Это образы Страшного Суда, обычно изображаемые на западной стене храма. 20 Пс 21:2. 21 Пс 129:1. 22 Ср. Иер 21:8. 23 Мф 15:22. 24 ср. Ев 13:8. 25 Ср. Мф 10:32. 26 Ср. Мф 5:16. 27 см. Мф 25:1–13. 28 ср. Тим 4:7–8. 29 Ср. Мф 11:28–29. 30 Ср. Ин 6:68. 31 1 Кор 4:16. 32 Флп 4:13. 33 Ср. Ин 14:12. 34 Гал 5:24 (церк. — слав.). 35 Лк 21:19 (церк. — слав.). 36 Ср. 1 Кор 10:31; Кол 3:17. 37 Деян 20:35. 38 Мф 16:18. 39 Мф 25:40. 40 Мф 6:22. 41 Пс 76:12 (церк. — слав.). 42 Деян 9:4. 43 Мк 6:37. 44 Ср. Мф 6:33. 45 Ср. Лк 5:33–35. 46 Ср. Ин 13:34. 47 Ср. Мф 25:1–13. 48 Ср. Деян 20:35. 49 Ср. Лк 20:38. 50

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Священник, наклоняя главу, делает возглас: Слава Отцу и Сыну и Св. Духу ныне… Клир: Аминь. Диакон: Помолитеся. Мир с вами. Священник молитву (Петровский А . Апост. лит., 61). 1874 Иез. 3:12. 1875 Никон Черногорец . Пандекты, сл. 29, 112 (217). 1876 Παπαδπουλος - Κεραμως Α . Αναλεκτα εροσολυμιτικς σταχυολογας . Πετροπ ., 1894. Π , 43. 1877 Рим. 8:26. 1878 См. Вступит. гл., с. 57. 1879 Дмитриевский Α . Τυπικα , 8б7, 872. 1880 Martene E . De antiquis ecclesiae ritibus. Antverpiae, 1737. T. III, p. 21. 1881 Никон Черногорец . Пандекты, сл. 29, л. 112 (207). 1882 Никон Черногорец . Пандекты, сл. 29, л. 112 (208): «начал старец пети слава Отцу с прочими» (иноками или молитвами?). 1883 Дмитриевский А . Что такое κανν τν ψαλμφδας …//Рук. для сельск. паст. 1889 г., 38, с. 70. 1884 Ис. 33:2; Вар. 3:1. Ср. Мф. 20:30; 15, 22. 1885 Апостольские Постановления. VIII, 9—10. 1886 Мф. 6:13. 1887 Лк. 11:2—5. 1888 «Учение 12 апостолов», 8. 1889 См. выше, Вступит. гл., с. 62. 1890 Рим. 11:36; Флп. 4:20. Ср. «Учение 12 апостолов», 1891 Посл. к Диогнету, 12. Акты св. Феклы, гл. 42. Goltz . Das Gebet in der altesten Christenheit. Leipz., 1901. S. 157. 1892 Рим. 11:36; 2 Кор. 11:31; Гал. 1, 5 и мн. др. 8. Еф. 3:21. 1893 Иуд. 25. 1894 2 Пет. 3:18; 1 Пет. 4:11; Рим. 9:5; Евр. 13:21. 1895 Гал. 1:5; 2 Тим. 4:18; Евр. 13:21. Ср. 1 Клим. 32, 38, 43, 45, 50; 2 Клим. 20. 1896 Еф. 3:21. 1897 Иуд. 25. 1898 Блж. Феодорит . Прот. ер. гл. 1. 1899 Goltz . Das Gebet, 159. 1900 Migne . Patrol curs, compl. s. lat., t. 66, col. 425. 1901 Ириней . Прот. ерес. 1, 3. 1902 Тертуллиан . О зрелищах, 25. 1903 Филарет (Гумилевский), архиепископ . Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви. Чернигов, 1864, с. 25. 1904 Ориген . О молитве, 33. 1905 Кан. Егип., 31. 1906 Кан. Иппол., 29. 1907 Дмитриевский А . Евхологион IV в. Серапиона, еп. Тмуитского. Киев, 1894. с. 18 и др. 1908 Василий Великий . О Святом Духе, 27. 1909 Baronius. с. Annales ecclesiastici. Colon. Agrip., 1624, III, 176. 1910 Блж. Феодорит . Церковная история. II, 24. Ср. рассказ в «Луге духовном»: Евсевий Раифский рассказывал Иоанну Мосху, что к нему пришел демон в образе монаха и на требование аввы сотворить обычную молитву при входе в келию пробормотал: «ныне и присно…»; когда же старец потребовал, чтобы он сказал полное славословие, и при этом произнес самое славословие, демон исчез, как от огня (Филарет (Гумилевский), архиепископ . Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви. Чернигов, 1864, 25).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

12)  Сикофанты – собственно, официальные осведомители в Афинах, в первоначальную обязанность которых входило пресекать незаконный вывоз фиг из города (откуда и само их имя), обычно шире, как здесь, профессиональный доносчик, клеветник. Ср. Плут. Жизнеоп . Солона 24 (рус. пер. М., 1994, т. 1, с. 107 и примеч. 40 на с. 666). 13)  См. Предисловие, с. 382. Приложение Некоторые параллели актов и апологии Аполлония и раннехристианской литературы 776 2 Диогн . 3, 4; Аристид , Апол . 1, 1; 15, S. 3 Терт . К языч . 1, 17. 4 Ерм . Вид . 1, 1; Зап . 4. 5 1 Клим . 21, 3; Игн. Ант. Еф . 15, 3; Полик. Смирн. Флп . 4, 3; Ерм . Зап . 3; Иуст . 1 Ап . 12, 1. 3. 6 1 Клим . 61, 1–2; Полик. Смирн. Флп . 12, 3; Иуст .: 1 Ап . 16, 5; 17; 2 Ап . 5, 5; Афинаг . Прош . 37; Феоф. Авт . 1, 11; 3, 14; Терт .: Апол . 30, 1; 39, 2 и др.; К Скапуле 2. Параллели из Мученичеств – Schwartz, р. 258, п. 14. 8 Аристид , Апол . 1, 6; Диогн . 10, 2; Афинаг . Прош . 13; «улыбнувшись»: ср. Мин. Фел . 37, 1 (horrorem carnificis irridens), Mart. Pionii 7, 5 греч. (7 лат.). 9 1 Клим . 28, 4; Аристид , Апол . 1, 6 S. Молитвы за императора: см. параллели к § 6. 14 2 Клим . 1, 6; Диогн . 2; Аристид , Апол . 13, 1; Афинаг . Прош. 15; Феоф . Авт . 1, 1. 10; 2, 2. 34; Мин . Фел . 23; Терт . Идолоп . 3. 15 Иуст . 1 Ап . 16, 6. 16а Иуст . 1 Ап . 9. 16Ь Диогн . 2. 17( G ) Феоф . Авт . 1, 10 (с примеч. Преобр.). ποδονπτα – hapax (Lampe), засвидетельствованы лишь ποδονιπτρ, ποδνιπτρα, ποδνιπτρον (TLG). Первый издатель отсылает (Acta S. Apollonii, p. 289, n. 3) к словарю Du Cange " a, s.v. ποδονπτα. У Du Cange " a (т. 1, стлб. 1190) ссылка только на нашу рукопись. 18 Редчайшее место. Судя по топографии А , имеет соответствие (Klette, S. 104–6, Anm.) только у Павсания (I, 24, 2: «Есть тут и бык, пожертвование (νθημα) совета с Ареопага, а с какой целью совет соорудил (νθηκεν) его, всякий при желании может сделать себе много догадок по поводу этого (πολλ δ» ν τις θλων εκζοι)», – перев. С.П. Кондратьева, греч. текст M.N. Rocha-Pereira, р. 53). С Мин. Фел . 28, 7 («которые закалаете и почитаете головы волов – boum capita – и баранов», – перев. Преобр.), кажется, не связано (контекст в «Октавии» – скорее егип. религия) (ср. Schwartz, р. 257).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/soc...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010