92 Что здесь (Деян. 14:23) речь идет о епископах, а не о пресвитерах (хотя первые называются именем пресвитеров при этом случае), это видно из того, что пастыри рукополагаются ап. Павлом и Варнавою для «каждой церкви», т. е. для церкви каждого города (Ср. Тит. 1:5). А для каждой городской церкви тогда ставились епископы, а не пресвитеры, ибо если бы для городских церквей поставлялись пресвитеры, то епископов оставалось бы поставлять разве только для деревенских церквей. То же самое видим и позже в течение двух веков. В мыслях св. Игнатия частная церковь и христианский город отождествлялись, без сомнения, потому, что в городе имелся епископ (к Рим. 9:3). Описывая одно «видение», Ерм рассказывает, что таинственную книгу из Рима посылают «внешним городам» (2, 4), конечно, потому, что там предстоятельствовали епископы. Игизипп, писатель конца II в., сказав, что он «беседовал с весьма многими епископами», поясняет, что так было в «каждом городе», разумеется, христианском городе (Евсевий . Церк. история. Кн. IV, гл. 22). Эта истина составляет достояние всех лучших церковных историков нашего времени. А. Гарнак рассуждает: «если какой город не имел епископа (во II и III вв.), то, значит, число христиан в нем — ничтожно» (Die Mission und Ausbreitung des Christentums in der ersten drei jahrhund., S. 336). 93 В русск. переводе слова «пресвитер» и «сопресвитер» переведены словами «пастырь», «сопастырь»; но это уж не перевод, а комментарий. По-славянски те We слова переведены: «старцы», «старец». Все же это ближе к оригиналу. 94 По поводу I Тим. 5:17 речь была выше. Здесь прибавим разве только то, что дальнейший стих (19): «обвинения на пресвитера не иначе принимай», по тесной связи с предшествующим (17), безусловно относится к тому же субъекту, котором идет речь в этом последнем стихе. 95 Zahn . Forschungen zur Geschichte des neutestam. Kanons. B. VI, S. 88. Leipz. 1900. (В статье: Die Presbyter in Asien nach frenäus). 96 Eusebii . Historia eccl. Lib. Ill, cap. 23. 97 Из этой-то книги мы раньше и приводили цитаты.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

Догматикой и этикой исчерпывается, так сказать, содержание Христова учения. Оба они глубоко взаимно связаны и взаимно обусловлены, отчего ни догматика без этики, ни этика без догматики существовать не могут. Ибо и вера без дел мертва ( Иак.2:26 ), и дела без веры мертвы ( Рим.4:2—3 ). Хотя и бесы веруют и трепещут ( Иак.2:19 ), но их вера бесполезна, так как она лишена добрых дел. Еретики тоже могут иметь некоторые внешне добрые дела, которые, однако, не спасают, так как не связаны с правильной верой. По толкованию свт. Феофана Затворника ( 1Тим.1:5 ), истинная, нелицемерная вера «обнимает все догматы; и они все действительно таковы, что коль скоро нелицемерно содержатся сердцем, то непременно вызывают чувства и дела любви и воодушевляют на них. Особенно таковы догматы о Промышлении, Искуплении и будущем блаженстве. Бог все видит и все, что по любви к Нему делается для братий, понимает так, как бы оно непосредственно делалось для Него. Верующий сему как не поспешит через руку брата вложить требуемое в руку Божию?.. Так любовь наитствуется, освящается, множится и укрепляется верою нелицемерною» 10 . Догматика и этика в полноте содержатся и осуществляются в лоне истинной Христовой Церкви, ибо она основана Господом нашим Иисусом Христом: 1) на истинном исповедании веры во Христа, засвидетельствованном св. апостолом Петром от имени всех апостолов ( Мф.16:16—18 ; ср. Ин.6:69 , и 2) на истинной нравственности, созидаемой на основе спасительной Божией благодати ( Тит.2:11—12 ), раздаваемой в Церкви. В таком всеобъемлющем смысле Христова Церковь называется «столпом и утверждением истины»//Тим.3:15). Она есть столп и утверждение истины, ибо, по словам свт. Феофана Затворника, она «есть Церковь Бога живаго, Который есть Бог истины, или самая истина. Поэтому все в ней истинно — истинно исповедание веры, истинно освящение таинствами, истинно облагодатствование, истинна жизнь по Богу. Богом в ней зиждемая, истинна помощь Божия, истинны обетования, оживотворяющие труждающихся в доме Божием, — все истинно в ней. В другом где-либо месте не ищи истины! Есть некоторые подобия истины и вне ее; но настоящая истина только в ней» 11 . «Церковь есть столп истины, как твердо и непоколебимо стоящая в истине и хранящая ее; она есть утверждение истины, как успокоительница умов, когда они взволнованы бывают прившедшею ложью» 12 .

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

Крещение – это не просто моральная перемена, которая происходит с человеком; оно – реальное событие смерти человека и его воскресения во Христе. Древняя Церковь называла всякого крещеного человека, достигшего на путях доброй христианской жизни духовных плодов богопричастности, воскресшим. Об этом нам свидетельствует и апостол Павел в Послании к Римлянам (обратите внимание – именно этот отрывок из Апостола читается при совершении Таинств Крещения и Миропомазания): «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим.6:3–11 ). Кроме того, Крещение становится для нас и новым рождением водою и Святым Духом для Царства Божьего. Сравнивая водное христианское Крещение одновременно и с физическим людским рождением и даже с древним созданием из земного праха первого человека – Адама, святитель Иоанн Златоуст говорит, что Крещение как «омовение возрождения (см. Тит.3:5 )… не просто очищает нас от прегрешений, но так, словно бы мы родились свыше. Оно действительно творит и устраивает нас свыше, созидая не из земли, как прежде (ср. Быт.2:7 ), но творя» в крещальной купели «из другой стихии, из водного естества». 65 Человек, находившийся прежде вне Бога и потому фактически не обладавший подлинным – духовным – бытием (ведь вне Бога не может быть никакой настоящей жизни), хотя и живший как плоть, но на самом деле пребывавший духовно «не сущим», истинно рождается, духовно созидается в крещальной купели.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Отвечая на этот вопрос это наше видение говорит, что души совершенных христиан после их смерти переселяются на небо. Иоанн созерцает их находящимися перед Бож. престолом и перед Агнцем, в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках. Предстояние перед престолом и перед Агнцем означает близость к Господу, как к источнику блаженства; белые одежды говорят об оправданности и нравственной чистоте, как условиях этой близости; пальмовые же ветви (φονικες), которые нужно уподоблять здесь не ветвям победы 457 , но ветвям праздничной радости ( Лев. 23:40 ; Ин. 12:13 ), означают блаженную радость перед престолом Всевышнего 458 . Все множество восклицало 459 : спасение (σωτηρα) Богу и Агнцу. Это восклицание не означает благодарения за избавление от земных скорбей и перенесение на небо 460 , ни благодарение за спасение мира – за искупление 461 , но ближе всего, сообразно с указанным значением пальмовых ветвей и в соответствие содержанию хвалы ст. 12, оно есть выражение чувства восторга перед Богом и Агнцем, спасающими мир многоразличными судьбами ( Пс. 3:9 ; Рим. 1:16 ; 1Тим. 2:3 ; Тит. 1:3 и др.). Великое множество спасенных христиан было неодиноким перед престолом в прославлении Господа. Здесь же Иоанн созерцает ангелов, и старцев, и животных. Все они в ответ на прославление святых спасенных, подтверждая его словом аминь, поклонялись перед Сидящим на престоле и Агнцем и с своей стороны возсылали им хвалу (подобно как 5:12) за их семь добродетелей и совершенств 462 . В заключение видения Иоанн сообщает полученное им самим объяснение его значения. Русский перевод 13 ст. «начав речь» (по-славянски – «и отвеща» – правильно) неверно передает мысль подлинника: πεκριθη – буквально: ответил. Хотя со стороны Иоанна и не было еще вопроса, но он, очевидно, предполагался, по ходу раскрытия видения (ср. Зах. 4:11 ). Иоанн, так сказать, затаил этот вопрос в своей душе 463 . Применительно к этому нужно понимать и последовавший ответ Иоанна старцу: «ты знаешь» (σ οδας). Его именно можно понимать так: ты знаешь, что я думаю по этому вопросу 464 , ибо хотя я и знаю, но ты знаешь много лучше, зачем же ты спрашиваешь меня? Скажи лучше сам мне 465 господин мой (κριος μο)! Употребление обращения: господин мой, не означает поклонения 466 Иоанна пред старцем, – это было бы противоречием идее поклонения одному Богу и не оправдывалось бы 19,20,22,9, но означает выражение обыкновенной почтительности ( Быт. 23:6 ; Лев. 12:11 и др.) спрашивающаго к отвечающему, – смиренного Иоанна к прославленному Богом старцу 467 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

   Такое действие Духа Святого в спасении человека и мира Спаситель предрек и обетовал Своим ученикам на Тайной Вечере. Тогда Он возвестил, что Дух Святой наставит и научит Его последователей всему спасительному (Ин.14:26), что Он пребудет в них во всех (Ин.14:17) и что Он будет свидетельствовать о Господе Иисусе Христе как единственном Спасителе рода человеческого (Ин.15:26, 16:13). Перед Своим Вознесением на небо воскресший Спаситель дал также понять Своим ученикам, что им нет спасения, пока не исполнятся они силою Святого Духа (Лк.24:49; ср. Деян.1:8).    Свое обетование ниспослать Своим последователям Духа Святого Спаситель исполнил. В День Святой Пятидесятницы Он Своим ученикам, Своей Церкви, ниспослал Святого Духа со всеми Богочеловеческими дарами. С тех пор Святой Дух присно обитает в Церкви, освящая и спасая Своей благодатной силой всех ее истинных членов. Ибо, по словам святого Иринея, «где Церковь, там и Дух Святой, и где Дух Святой, там Церковь и всякая благодать; а Дух есть истина». Апостол Павел благовествует Богочеловеческую истину; Бог Духа Святого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни (Тит.3:5—7).    Благодатью Святого Духа, присно пребывающего в Церкви, Церковь освящает и спасает каждого верующего. Освящает его и спасает через всё ей присущее: через каждую молитву, обряд, богослужение, а особенно через святые таинства. Потому как освящение человека, в первую очередь, принадлежит Духу Святому, то Дух Святой и именуется Освящающим. Разумеется, в освящении человека участвуют и Бог Отец, и Бог Сын, ибо всё в Церкви бывает от Отца через Сына в Духе Святом. Святой Афанасий Великий об этом пишет: «Благодать, подаваемая Святой Троицей, дается от Отца через Сына в Духе Святом».    Всё Христово носит Богочеловеческий характер. Потому и Церковь, учрежденная Богочеловеком, обладает Богочеловеческой всеполнотой и Богочеловеческими свойствами. Потому как Церковь — от Богочеловека, то она, прежде всего, — Богочеловеческая общность: общность Бога и людей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3464...

Единение между Отцом и Сыном является «сущностным и природным»: поскольку Сын извечно рожден от Отца, то «мыслится из Него и в Нем сущим, причем хотя и признается имеющим отдельное и особое личное бытие, однако же и представляется по прирожденному тождеству сущности как нечто единое с Люди же иноприродны Богу, хотя и созданы по Его образу и подобию. 2. Бог Сын О том, кем является Сын по отношению к Отцу, речь идет далее в анафоре:  …Отче Господа нашего Иисуса Христа, великаго Бога и Спасителя, Упования нашего, Иже есть образ Твоея благости, печать равнообразная, в Себе показуя Тя, Отца, Слово живое, Бог истинный, превечная Премудрость, Живот, Освящение, Сила, Свет истинный, Имже Дух Святый явися…  …Отче Господа нашего Иисуса Христа, великого Бога и Спасителя, Упования нашего, Который есть образ Твоей благости, отпечаток, равный Первообразу, в Себе являющий Тебя, Отца; Бог истинный, предвечная Премудрость, Жизнь, Освящение, Сила, Свет истинный, через Которого явился Дух Святой…         Приведенные здесь наименования Сына Божия заимствованы главным образом из посланий Павла и писаний Иоанна Богослова: Сын — великий Бог и Спаситель (Тит. 2:13), Упование наше (1 Тим. образ благости Божией (ср. 2 Кор. 4:4; Кол. 1:15; Евр. 1:3). Сын в Себе показует Отца (Ин. 14:9), Он есть Слово живое (Ин. 1:1; Евр. 4:12), истинный Бог (1 Ин. 5:20), предвечная Премудрость Божия (1 Кор. 2:7), Жизнь (Ин. 14:6; 1:14), Освящение (1 Кор. 1:30), Сила (1 Кор. 1:24), Свет истинный (Ин. Отметим также, что выражение «Бог истинный» применительно к Сыну Божию встречается в Символе веры. Почему в анафоре перечисляются все эти имена Сына Божия? На наш взгляд, потому, что анафора имеет ярко выраженный анти-арианский и анти-евномианский характер. Именно ереси Ария и Евномия, отрицавших — каждый на свой лад — равенство Отца и Сына и единосущие Сына Отцу, умалявших достоинство Сына по сравнению с Отцом, вызвали мощную волну богословских споров, в ходе которых выкристаллизовался христологический язык Церкви. И одной из задач, которую ставили перед собой противники обеих ересей, была систематизация того каталога наименований и определений, которые встречаются в Евангелиях и апостольских посланиях применительно к Сыну Божию. Подобного рода каталог мы находим уже у святителя Афанасия Александрийского:

http://patriarchia.ru/db/text/5414170.ht...

Такое действие Духа Святого в спасении человека и мира Спаситель предрек и обетовал Своим ученикам на Тайной Вечере. Тогда Он возвестил, что Дух Святой наставит и научит Его последователей всему спасительному ( Ин.14:26 ), что Он пребудет в них во всех ( Ин.14:17 ) и что Он будет свидетельствовать о Господе Иисусе Христе как единственном Спасителе рода человеческого ( Ин.15:26, 16:13 ). Перед Своим Вознесением на небо воскресший Спаситель дал также понять Своим ученикам, что им нет спасения, пока не исполнятся они силою Святого Духа ( Лк.24:49 ; ср. Деян.1:8 ). Свое обетование ниспослать Своим последователям Духа Святого Спаситель исполнил. В День Святой Пятидесятницы Он Своим ученикам, Своей Церкви, ниспослал Святого Духа со всеми Богочеловеческими дарами. С тех пор Святой Дух присно обитает в Церкви, освящая и спасая Своей благодатной силой всех ее истинных членов. Ибо, по словам святого Иринея, «где Церковь , там и Дух Святой, и где Дух Святой, там Церковь и всякая благодать; а Дух есть истина». Апостол Павел благовествует Богочеловеческую истину; Бог Духа Святого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни ( Тит.3:5–7 ). Благодатью Святого Духа, присно пребывающего в Церкви, Церковь освящает и спасает каждого верующего. Освящает его и спасает через всё ей присущее: через каждую молитву, обряд, богослужение, а особенно через святые таинства. Потому как освящение человека, в первую очередь, принадлежит Духу Святому, то Дух Святой и именуется Освящающим. Разумеется, в освящении человека участвуют и Бог Отец, и Бог Сын, ибо всё в Церкви бывает от Отца через Сына в Духе Святом. Святой Афанасий Великий об этом пишет: «Благодать, подаваемая Святой Троицей, дается от Отца через Сына в Духе Святом». Всё Христово носит Богочеловеческий характер. Потому и Церковь , учрежденная Богочеловеком, обладает Богочеловеческой всеполнотой и Богочеловеческими свойствами. Потому как Церковь – от Богочеловека, то она, прежде всего, – Богочеловеческая общность: общность Бога и людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Объясн. В этих местах послания апостол внушает христианам не придавать особого значения людям гностико-иудейского направления: Кол.2:8:16 ; 1Тим.1:4 ; Тит.3:9 , которые держались предписаний Иудейства о пище и питии: Лев.5:2–3:7:19–25 . Ветхозаветный закон имел прообразовательное значение – был тенью будущего: ст.17. Тело, от которого падала эта тень, есть Христос. Ветхозаветные прообразы все на Него указывали и с Пришествием его должны престать. По своём соединении со Христом в одно тело: Рим.12:5 , вследствие своей смерти для стихий мира: Кол.2:20 , христиане и не должны держаться разных еврейских постановлений и следовать тому, что имеет один внешний вид мудрости: ст.23. Что касается до соблюдения постов христианских, то Сам Господь сказал: Придут дни и тогда будут поститься: Мф.9:15 ; ср. Мф.6:16–17 ; и как апостолы, так и христиане постились: Деян.13:2–3:27:9 ; 1Кор.7:5 . 1Тим.4:4–5 . «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвой». Объясн. В этих словах нет никакого основания к отрицанию постов, ибо апостол Павел сам великий постник: 2Кор.6:4–5:11:27 ; 1Кор.7:5 . Эти слова апостола направлены против еретиков апостольского века и обличают современных нам отступников от веры, запрещающих вступать в брак и пр., а не православных. Тит.1:15 . «Для чистых всё чисто; а для осквернённых и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть». Объясн. Кто хочет, чтобы для него, как чистого, всё было чисто, тот сначала навыкни и научись воздержанию, воздержанием очисти сердце и возвысь его над соблазнительностью внешних предметов, а это воздержание есть пост: 1Кор.9:25 ; ср. 2Кор.6:4:11:27 , Если кто считает пост для себя излишним, тот чрез это показывает, что мнит себя чистым, а на самом деле он не чист и пленён самомнением: 1Кор.8:9–13 . Ис.58:6–7 . «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетённых отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, а от единокровного твоего не укрывайся».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Рим.5:21; 6:22; 6:23 ); «сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» ( Гал.6:8 ); «Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной ( 1Тим.1:16 ; ср.: 1Тим.6:12; 6:19 ); «в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен ( Тит.1:2 ; ср.: Тит.3:7 ); «ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию все до одного из Его разумных творений добровольно не откликнулся на Его любовь. На это можно возразить, что наделенные богоподобной свободной воли люди могут употребить ее на зло, отвергая все и любые попытки Бога – в этом и заключается сама суть ада, ибо человек сам лишает себя любви Божьей, а Бог не может и не хочет насильно навязываться человеку; 10 — сущность ада : ад — не наказание, которым карает нас Бог а состояние нашего ума, которое нас же и наказывает; Бог не запирает дверь перед теми, кто в аду, не лишает их Своей любви, но они сами по своей воле ожесточают свои сердца против любви; значит, пока божественная любовь окружает тех, кто аду, до тех пор остается для них и возможность однажды распахнуть свои сердца вездесущему состраданию. Но, опять же, с другой стороны, если находящиеся в аду сами мучают себя, отказываясь в упорстве ответить на Его любовь, то, значит, двери ада закрыты изнутри 11 , и по упорству человеческому они могут быть закрыты сколь угодно долго, вплоть до бесконечности; — нереальность зла : жизнь является благом, так как она есть Божий дар, и все, что существует, через проявления жизни сохраняет и связь с единственным источником бытия — Богом; значит, ничто из того, что существует, не может быть злом полностью и абсолютно; называть что-либо абсолютным злом было бы бессмыслицей, логической ошибкой, поскольку такие вещи совершенно нереальны и не могут существовать в действительности; даже дьявол все еще находится в отношениях с Богом, ибо он существует; таким образом, там, где есть жизнь, там есть и надежда, хотя бы и для дьявола 12 . Здесь можно сделать два возражения; во-первых, Бог наделил человека не только свободой воли, но и большой степенью субстанциональной независимости от самого Себя — иначе свобода воли была бы только красивым бантиком на горькой пилюле небытия. Бог не только дает возможность выбора пути (к Себе или нет), но и возможность вечного продвижения по каждому из этих путей; тогда вечное неприятие и убегание от Бога — это и есть вечный ад; во-вторых, из несубстациональности зла идея апокатастасиса напрямую никак не вытекает, это митр. Каллист, придя к совершенно другому выводу: «В конце Бог действительно станет “все во всем”, но не потому, что все разумные создания уже спасены, а потому, что в определенный момент закоренелые грешники просто перестанут быть. Отрезав себя от Бога, единственного источника жизни, они превратились в не-бытие» 13 (но и эта точка зрения ненамного лучше апокатастасиса).

http://azbyka.ru/o-posmertnoj-uchasti-lu...

2 в поношении. Безнравственное поведение называющих себя христианами, но таковыми не являющихся, порочит христианство среди неверующих. Христиане призываются к примерному поведению, дабы не служить препятствием делу благовестия ( 1Тим. 6,1 ; Тит. 2,5.9.10 ). 2 Бог ангелов согрешивших не пощадил. Смысл этого предложения спорен. Многие видят в нем аллюзию на грех «сынов Божиих» ( Быт. 6,1–4 ; ср. Иуд. 1,6 ). Другое предположение: эти слова относятся к падению злых ангелов прежде согрешения Адама и Евы, о котором говорится в Быт., гл. 3. Так или иначе, суть в том, что если Бог осудил падших ангелов, Он, конечно же, будет судить нечестивых людей. связав узами адского мрака. В оригинале: «вверг в артар». В греческой мифологии ад тартар был местом наказания душ нечестивых. 2 Ноя, проповедника правды. Имеются в виду либо его призывы к праведности, либо сама его жизнь, которая служила осуждением греха и являла его современникам образец праведности ( Быт. 6,9 ). 2 праведного Лота. Неожиданная характеристика, если учесть образ Лота в Книге Бытия ( Быт. 19,15.16.30–38 ). Вывод о праведности Лота мог быть сделан (самим Петром или небиблейской традицией) из того факта, что Авраам заступался за праведников в Содоме, после чего Лот был спасен ( Быт. 18,23–32; 19,16.17 ). 2 то, конечно, знает Господь. Смысл трех примеров в ст. 4–8 ясен: Бог несомненно осудит злых и избавит праведных. соблюдать ко дню суда, для наказания. Некоторые комментаторы видят здесь указание на предварительное наказание прежде окончательного Суда. Хотя таково самое простое прочтение фразы в соответствии с греческой грамматикой, большинство толкований объясняют это как эсхатологическое наказание в Судный день. Поскольку главная тема здесь несомненность последнего Суда, второе толкование представляется более ей соответствующим. 2 не страшатся злословить высших. Букв.: «хулить славы», что, вероятно, указывает на ангелов, будь то добрых или злых. Сказанное в ст. 11: «и ангелы не произносят на них укоризненного суда» (ср. Иуд. 1,10.11 ) указывает, что речь идет о злых ангелах. На предостережение об опасности попасть во власть злых духовных сил (ср. 1Кор. 5,5 ; 1Тим. 1,20 ) лжеучители, видимо, ответили насмешкой или даже отрицанием бытия дьявола и его демонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010