Философия ап. Павла с ее диалектическим противопоставлением Закона и Благодати есть только стремление раскрыть полноту этого открытия, этого «Откровения», воспринятого от Учителя. На это одно место мог бы опираться протестантизм со своим «протестом» против всяких внешних «дел закона» и против всяких внешних форм позитивной религии. Не у Павла мы находим впервые этот парадокс, это новое Откровение религии духа и благодати. Карл Барт строит на нем свой радикальный протест против всякой позитивной религии, неизбежно принимающей форму «Закона». Он истолковывает «Закон» у ап. Павла в этом широчайшем смысле, как совокупность всех религиозных установлений и учреждений, и релятивирует их все. 3. ЗАПОВЕДЬ ПЛОТСКАЯ И «СТЯЖАНИЕ ДУХА» Закон есть прежде всего норма внешнего поведения, получившая религиозное значение; это постановления: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся»… Зачем вы держитесь этих учений? — спрашивает апостол. «Никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой–нибудь праздник… или субботу». Все это лишь «заповеди и учение человеческое», «предание человеческое» (Кол. 2:20—23, 16, 8), «закон заповеди плотской» (Евр. 7:16), в спасительность которого могут верить лишь на плоть надеющиеся (Флп. 3:3, 4). Ритуальные законы всех религий, а особенно еврейской, поражают своим мелочным материализмом: «желающие быть под законом» «порабощают себя немощным и бедным вещественным началом» (Гал. 4:21, 9, 10), «наблюдают дни, месяцы, времена и годы»… решают вопрос о том, где и на какой горе молиться; и в конце концов думают о «стихиях мира», о земном, а не о горнем (ср. Кол. 2 и 3:2). Это суетная религия, «суеверие» (?????????????, superstitio. Кол. 2:23). Таким, на плоть надеющимся, противопоставляются «не на плоть надеющиеся», «служащие богу духом·» (Флп. 3:3), живущие духом (Гал. 5:22—25), водимые духом (ib., 18), возрожденные и обновленные Святым Духом (Тит. 3:5). Они и есть те истинные поклонники, которых по слову Христа ищет Себе Отец — поклонники в Духе и Истине. Но Дух Святой есть благодать, радость, красота (?????, gratia), утешение, исходящее от Отца и даруемое Отцом лишь тому, кто верит в Отца и идет путем Сына, иначе говоря, верить в Богосыновство Христа. Мы получаем от отца Благодать Духа Святого не иначе, как через Сына, «через Иисуса Христа, Спасителя Нашего», мы «оправдываемся Его благодатью» и «делаемся по упованию наследниками вечной жизни» (Тит. 3:5—7). Когда ап. Павел говорит о «возрождении и обновлении Св. Духом», он разумеет, несомненно, то второе рождение, рождение от Духа, без которого, по слову Христа, нельзя увидеть Царствия Божия (Ин. 3:3—9) 4. ПОКРЫВАЛО НА СЕРДЦЕ И ЖИЗНЬ В ДУХЕ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=738...

И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе (1Тим 3:16) Дух выступает как живой свидетель и соучастник домостроительства Сына (ср. Ин 15:26). Высокое значение Духа как свидетеля божественной реальности объясняется известной еще по Ветхому Завету священной ролью свидетельствования, которая состоит в том, что Свидетель объективизирует субъективную реальность, делает автономным то или иное событие от его причины или автора, тем заверяет его истинность. Потому именно ложное свидетельство (а не ложь вообще) поставлено среди грехов, запрещенных Десятословием (Исх 20:16), непосредственно Богом. Действие Духа Святого в пророках продолжается в Церкви, а именно в апостолах: которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым (Еф 3:5). В другом месте (1Тим 4:1) апостол Павел ссылается как на слова Духа на откровение, данное Христовой Церкви. Святой Дух осуществляет смотрение Божие о Церкви и направляет ее в соответствии с Божественным замыслом (1Кор 12:8-11), раздает дары и милости Церкви для плодотворной жизни и служения, содействием Духа осуществляется проповедь и умножение Церкви (1Фес 1:5). Проявления Духа в каждом человеке совершаются на благо всей Церкви, впрочем, равно как и общее проявление Духа в Церкви происходит на благо каждого верующего: каждому дается проявление Духа на пользу (1Кор 12:7). Но действия Духа по отношению к Церкви не исчерпываются дарами и общим смотрением. По посланиям апостола вполне выделяются ряд специальных действований или функций, которые Дух Святой исполняет в собрании верных: - учительская функция Духа Святого (1Кор 2:13, ср. Ин 14:26); - охранительная функция Духа Святого: храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас (2Тим 1:14, ср. Ин 14:26, где Дух истины также выступает Тем, Кто сохраняет истину Христову в Его учениках). - освящающая функция Духа Святого быть служителем Иисуса Христа у язычников и [совершать] священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно [Богу] (Рим 15:16); одно из исполнений этой функции есть то, что Дух действует в таинствах, а именно, совершает крещение (ср. Ин 3:6): Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом (Тит 3:5, 1Кор 12:13). Под воздействием нисшедшего Духа человек перерождается и становится новым творением (2Кор 5:17; Гал 6:15).

http://pravoslavie.ru/1519.html

1. Если Христос Спаситель Сам освятил и благословил брак как Божественное установление (Быт.2:18,22-24; Мф.19:4,5; Ин.2:1-2,11) и если Господь сам так любил малых детей (Мф.19:13-15; Мк.10:14; Лк.18:16), если, далее, святой Апостол учил о честном и непорочном христианском браке (Евр.13:4), проповедовал, что муж и жена христиане сочетаваются во образ союза Христа с Церковью (Еф.5:23-25,31,33) и прямо говорил, что " если женишься, не согрешишь " (1Кор.7:28; ср.: 1Тим.2:15), называя запрещающих вступать в брак " лжесловесниками, сожженными в совести своей " (1Тим.4:2-3), то что удивительного, если в самые первые времена веры нисколько не оспариваемым состоянием церковного клира в рассматриваемом отношении было состояние брачное, к тому же как определенно соответствовавшее иудейскому и, конечно, еще более языческому воззрению на брак. Юная христианская Церковь, состоявшая прежде всего из иудеев и затем из язычников, где состояния безбрачные были единичными исключениями, была заинтересована в данном случае, очевидно, первым образом уже только в том, чтобы определенно покончить с иудейской и языческой полигамией - многоженством и утвердить в церковном христианском обществе начала подлинно христианского брака как христианской моногамии. Только в связи с этой ясною задачею первенствующей Христовой Церкви и можно понимать, согласно святоотеческому толкованию, слова Апостола Павла в его послании к Тимофею (1Тим.3:2,12) и Титу (Тит.1:6) о том, что епископ (а равно пресвитер и диакон) " должен быть мужем единыя жены " , или оценивать, в частности, 4-е правило Апостольское, свидетельствующее о епископах древности, имеющих свои семьи. Не будем здесь повторять, например, мнений блаженного Иеронима и других отцов - мнений о том, что и сами Апостолы имели жен, исключая Иоанна и Павла (Толкование на послание Апостола Павла к Кор.11:2), и подобных: малоясные подробности не уясняют сильнее указанного общего бесспорного положения, которое в данном случае может быть выражено следующим образом: тайна священства догматически (Мф.19:4-5; 1Тим.3:2) ни в каком случае не исключает Таинства Брака (ср.: Епископ Никодим (Милаш). " Рукоположение как препятствие к браку " , стр.46), и потому отречение от брачной жизни в первенствующей христианской Церкви не было вменяемо всем членам клира, в том числе и епископам, в непременную обязанность, - и жизнь семейная не почиталась несовместимой с званием и обязанностями клирика Церкви, в том числе и епископа (ср.: Профессор Н.К.Соколов. " Из лекций по каноническому праву " . М., 1875. С.326).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/302/...

– А как же, – возразил Алексей Парфеныч, – пресвитеры иначе именуются у Апостола предостоятелями ? Да и вы назвали их священниками ? Значит, можно давать им разные имена... – Можно, без сомнения, но только такие, которые описывают права или обязанности именно пресвитеров, а не смешивают их с другими должностными лицами. Пресвитеров Апостол называет «предстоятелями», потому что за службой они стояли впереди христиан и во всех делах, где не было епископов, председательствовали . А назвал ли Апостол просвитеров хоть однажды диаконами? – Нет: пресвитер есть пресвитер, а диакон – диакон. Как у вас: староста – сам собой, а десятники – сами по себе... Последнее сравнение было особенно понятно народу. Послышались голоса: – Вишь, епископ и пресвитер – одно и тоже... Много чести! – Небось, десятский и земский – разные лица!.. – Путаются! – промолвил ближайший мой сосед, православный начетчик. Я продолжал утверждать, что епископ, и пресвитер – не одно и то же. – В посл. к Филиппийцам, – говорил я, – мы читаем: «смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас» ( Флп.3:17 ). Какой же «образ» имела Церковь Христова при Апостолах? В ней впереди всех находились Апостолы (чит. особ. Деян.15:2,4,6 ). За ними стояли пресвитеры (там же; Деян. 14, 23 и др.) и уже потом диаконы ( Деян. 6 гл. и др.). Были, значит, в Апостольские времена три степени (ср.: Деян.15:2 ; Деян.6:2–3 ; 1Тим.3:1,8 ) служителей алтарей Божиих. Эти степени – Апостолов, пресвитеров и диаконов – должны быть и в наши дни. Только, из смирения, преемников Апостольских Церковь именует «епископами», «блюстителями», а не Апостолами. Остальных же лиц она называет прежними именами. А если истребить Апостольскую степень из среды верующих, – тогда христиане будут жить не по образу Апостольской Церкви, а по своим вымыслам, – что – грех ( Кол. 2, 18 ; ср.: Гал. 1, 9 ). Наконец, и в посл. к Евреям написано: «без всякого прекословия меньший благословляется большим» ( Евр.7:7 ). А в посл. к Титу читаем: «для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» ( Тит.1:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Пребывает и будет: усиленное выражение, еще более усиливаемое словом вовек, неотлучно и навсегда. Без всякого сомнения апостол при сем имеет в виду слово Самого Господа о Духе истины, который пребудет с учениками Его и со всеми верующими ввек ( Ин. 14:16–17 и прим.; Мф. 28:20 ). – Да будет с вами и проч.: у апостола Петра в приветствиях читателям призывается на них благодать и мир ( 1Пет. 1:2 ; 2Пет. 1:2 ), в большей части посланий апостола Павла – так же, в некоторых же у него, как и здесь, – благодать, милость и мир ( 1Тим. 1:2 ; 2Тим. 1:2 ; Тит. 1:4 ). Благодать – совокупность всех сил и дарований духовных, потребных для преуспеяния в благочестивой жизни (ср. Еф. 2:4–10 ; Рим. 3:24 ); милость – милосердие, сострадание, или сострадательная любовь к бедному и смиренному человеку, которая так необходима ему во всех, даже возможно-высших степенях духовного совершенствования его ( Лк. 10:30–37 ); мир – успокоение в Боге духа, по примирении его искупительной жертвой Христа Спасителя (ср. 1Пет. 1:2 ). – От Бога, Который есть Отец и Господа Иисуса, и всех верующих, и от Господа Иисуса Христа, Богочеловека, искупившего мир и примирившего его с Богом. – Сына Отчего: «ибо один только Бог в собственном смысле есть Отец Сына» (Феофилакт). – В истине и любви: это – особенность в приветствии сего только апостола для обозначения и указания, в чем именно открывается в верующих и для чего даруется им благодать, и милость, и мир, – для укрепления и усовершения в духе их истины и любви; да будут истина и любовь пребывающим вечно началом их жизни и деятельности в совершенстве. 4 Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца. 5 И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга. 6 Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней. 4–6. Я весьма обрадовался и проч.: изъявлением сильной радости, без сомнения, вместе с благодарностию к Богу, начинает апостол свое послание, как нередко делает и апостол Павел ( Рим. 1:8 и далее; Еф. 1:3 и далее; Кол. 1:3 и далее).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

1 образ Бога невидимого. Для Павла вера в подлинное Божество Христа ( Рим. 9,5 ; Флп. 2,6 ; Тит. 2,13 ) имеет практическое значение: будучи Богом по природе, Христос открывает Бога, Который в полноте Своего величия невидим для очей и непостижим для разума ( 1Тим. 1,17; 6,16 ). Эта мысль имеет параллель в Ин. 1,1–18 и Евр. 1,3 . В случае же колоссян, как замечает Кальвин, главная мысль заключается в том, что «мы, таким образом, должны иметь попечение о том, чтобы не искать Его (Бога) где-нибудь в другом месте, потому что вне Христа все претендующее на то, чтобы представлять Бога, будет идолом» (Кальвин: Комментарий к Кол. 1,15 ). рожденный прежде всякой твари. Павел не говорит, что Сын был первым сотворенным существом (ср. ком. к ст. 17). Как и в ВЗ, где слово «первенец» означает сына, который является главным и основным наследником (напр., Исх. 4,22 ; Пс. 88,28 ), термин «перворожденный» употребляется в Послании к Колоссянам как титул, обозначающий положение. Поскольку Он особенно возлюблен Отцом (ст. 13) и именно в Нем, Им и для Него было создано все (ст. 16,17), Сын имеет власть над творением и обладает всеми правами на него. 1 все Им и для Него создано. Поскольку Христос одновременно и совершитель творения, и его цель, Он является Господом всего существующего, включая и ангельскую иерархию, которую, по мнению колоссян, якобы необходимо умилостивлять или почитать. Христос есть Господь ангелов, а не равный им. 1:17 Христос вне времени и пространства. Этот стих ясно выражает то, о чем неявно сказано в ст. 16: Христос существует «прежде всего» творения и к нему не принадлежит. 1 Глава тела Церкви. Павел касается этой темы во второй части рассматриваемого гимна, а более подробно разъясняет ее в Еф. 1,21–23 и 4,15; 5,23. начаток, первенец из мертвых. Воскресение Иисуса ознаменовало собой начало нового творения ( 2Кор. 5,17 ; Кол. 3,10 и ком.). Иисус начаток вообще, или начало всего, в т.ч. и первый восставший из мертвых. Христос открыл новый век, предсказанный ветхозаветными пророками ( Деян. 2,29–36; 13,32–35 ), основал Собою новое человечество, которое заменило ветхого человека в Адаме. Воскресение Христа является одновременно предвосхищением и залогом того воскресения, которое уготовано всем Его братьям и сестрам ( Рим. 8,29 ; 1Кор. 15,20–28 ; Евр. 1,6; 12,23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

А аще кто зело явится прекословен, и вам бы возвещать нам великому государю святейшему Никону, патриарху московскому и веса Русии. А аще ли ж таковым сам не запретит и нам не возвестит, таковыи о всяким неисправлении сам ответ даст в день праведнаго суда Христова. А я ж зде правилным судом от нас истязай немилостив будет. Сего ради, братие, завещанным внимайте да ж сохраняюще заповеди божия и предания святых апостол и святых богоносных отец злобы избывше с правдою поживем. О Христе Исусе Господе нашем, ему ж слава со безначалным его отцем и со пресвятым и благим и животворящим духом ныне и присно и во веки веков. Аминь. (ГИМ. Собр. А. С. Уварова. Ф. 17. Оп. 2. 54. Л. 1) Комментарии 1 . В этом месте дефект бумаги. Слово восстановлено по смыслу. 2 . «Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но странно любив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержен...» (Тит. 1:7-8). 3 . Буквы ки вписаны над строкой. Очевидно, таким образом переписчик внес некоторые орфографические исправления в оригинал. 4 . Далее цитируется 19-е правило Константинопольского собора. См.: Кормчая книга. М., 1653- Л. 153 об. четвертой пагинации (ср.: Patriarch Nikon on Church and State. Nikon " s Refutation/Ed. with introdaction and notes by Valerie A. Tumins and George Vernadsky. Berlin; New York; Amsterdam, 1982. P. 175). 5 . Очевидно, в тексте пропущена частица не, из-за чего смысл фразы не ясен. Следует читать: «Аще ж кто вопросит словесе божественых писанеи, да не от своего ума то сказовати, но яко ж церковнии светилницы и учители своии писании истолковашя». 6 . Кормчая книга. М., 1653- Л. 16 четвертой пагинации. 7 . Там же. Л. 154 об. 8 . Там же. Л. 19 об. 9 . Там же. Л. 59-59 об. 10 . Там же. Л. 63 об.-б4. 11 . Там же. Л. 215- 12 . Там же. Л. 214-214 об. 13 . Там же. Л. 12. Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла

http://sedmitza.ru/lib/text/443604/

( Гал.5:25 : «Аще живем духом, духом и да ходим»). Что же касается той степени интенсивности и успешности внутренней борьбы со грехом, которая характеризует духовно-зрелого христианина, и на которой только и может возникнуть «доброе» желание пастырского служения, то о признаках этого состояния дает нам совершенно определенное указание ап. Павел в посланиях к Тимофею и к Титу. Здесь указывается определенный круг добродетелей, характеризующий это состояние, который почти все пасторалисты признают за то, чем должен обладать каждый духовно-зрелый христианин. В первом послании к Тимофею ап. Павел пишет: «Епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, чистен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякой честностью, ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Надлежит ему иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть дьявольскую» ( 1Тим.3:1–7 ). В послании к Титу ап. Павел пишет: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил не доконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал; если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтоб он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» ( Тит.1:1–9 ). В обоих этих перечислениях ап. Павел имел в виду перечислить не все добродетели духовно-зрелого христианина (ср. Гал.6:22 ), а только те, наличие или отсутствие которых наиболее наглядно свидетельствует о том, что достиг ли тот или другой христианин того состояния духовной зрелости, только при котором желание пастырского достоинства может быть подлинным желанием «доброго дела», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

решают вопрос о том, где и на какой rope молиться; и, в конце концов, думают о «стихиях мира», о земном, а не о горнем (ср. Кол.2 и 3:2). Эго суетная религия, «суеверие» (θελοθρησκεα, superstitio. Кол.2:23 ). Таким, на плоть надеющимся, противопоставляются «не на плоть надеющиеся», «служащие богу духом» ( Флп.3:3 ), живущие духом ( Гал.5:22–25 ), водимые духом (ib., 18), возрожденные и обновленные Святым Духом ( Тит.3:5 ). Они и есть те истинные поклонники, которых по слову Христа ищет Себе Отец – поклонники в Духе и Истине. Но Дух Святой есть благодать, радость, красота (χρις, gratia), утешение, исходящее от Отца и даруемое Отцом лишь тому, кто верит в Отца и идет путем Сына, иначе говоря, верить в Богосыновство Христа. Мы получаем от отца Благодать Духа Святого не иначе, как через Сына, «через Иисуса Христа, Спасителя Нашего», мы «оправдываемся Его благодатью» и «делаемся по упованию наследниками вечной жизни» ( Тит.3:5–7 ). Когда ап. Павел говорит о «возрождении и обновлении Св. Духом», он разумеет, несомненно, то второе рождение, рождение от Духа, без которого, по слову Христа, нельзя увидеть Царствия Божия ( Ин.3:3–9 ). 29 4. Покрывало на сердце и жизнь в духе То, что здесь противопоставляется религии, признающей высшей ценностью «Закон», – есть иная и совсем иная ценность непосредственного мистического общения с Абсолютом, с Богом, со Св. Троицею; это то самое «вещей обличение невидимых» и «гипостазирование надежд» (λπιζομενον πστασις), которое an. Павел определяет, как веру. 30 «Закону» противопоставляется «вера», как непосредственное отношение между Богом и человеком, не через посредство приказов и запретов Закона, а в интимносердечном соприкосновении любви; с нею связано ответное воздействие Божества, дарующего радость (χρις), «благодать» и утешение Духа Св., творящего Царство Божие при сотворчестве, при «кооперации» человека. Таким образом, «закону» можно противопоставлять веру, благодать, стяжание Духа Св., любовь, Царство Божие. Система этих понятий, переходящих одно в другое, выражает новую систему ценностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

благодать... и мир. Благодать это милость Божия к грешникам, даруемая через Христа, а мир реальное состояние примиренности с Богом через Христа ( Рим. 5,1.2 ). 1 по великой Своей милости. Здесь подчеркивается, что основа спасения предваряющая любовь Божия. возродивший. Хотя это слово употреблено в НЗ только здесь и в 1,23, само понятие возрождения встречается часто (напр., Ин. 1,12.13; 3,3–8 ; Иак. 1,18 ; Тит. 3,5 ). к упованию живому. «Упование» (надежда), ключевое для всего послания слово (1,13.21; 3,5.15), в Библии всегда передает идею уверенного ожидания будущих благ на основе обетований Божиих. Определение «живое» указывает на бессмертный и непреходящий характер этого упования. 1 к наследству. Как дети Божий через рождение свыше, христиане наследники Божий и сонаследники Христу ( Рим. 8,16.17 ). Их наследство толкуется как полное спасение (ст. 5; ср. Евр. 1,14 ). 1 силою Божиею через веру соблюдаемых. Этот стих отмечает и первостепенное значение Божественной благодати, и важность человеческих поступков под ее воздействием (5,8.9; Еф. 6,16 ; Флп. 2,12.13 ). В основе греческого слова, переведенного по-русски «соблюдаемых», лежит понятие «охранять», «сторожить», напр., бдительно охранять страну, крепость и т.д. ко спасению. Т.е. к будущему окончательному освобождению от греха и полному наслаждению вечной славой (1,9; 4,13.14; 5,1.4). в последнее время. Второе пришествие Христово в знамениях Его силы и славы. 1 поскорбев... если нужно. Бог попускает или посылает испытания тогда и в той мере, в какой они необходимы для укрепления веры (ст. 7). 1:7 Изложение целей Божиих при испытаниях, упомянутых в ст. 6 (ср. Рим. 5,3.4 ; Иак. 1,2–4 ). испытанная вера ваша. Как люди посредством огня очищают драгоценные металлы, так Бог использует испытания, чтобы отделить подлинную веру от поверхностных ее выражений и, в то же время, укрепить эту веру ( Иов 23,10 ). к похвале и чести и славе. Конечное назначение испытаний получение венца славы (5,1.4). в явление Иисуса Христа. В Его Второе пришествие (ст. 5; 4,13; 5,1; 1Кор. 4,3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010