Одним из традиционных жанров древней христианской литературы был «Шестоднев» (по-гречески ξμερον) – трактат, составленный как толкование на первую главу книги Бытия. В этом просветительско-апологетическом жанре подвизались святители Василий Великий 33 , Амвросий Медиоланский 34 , Иоанн Златоуст 35 , Севериан, епископ Гавальский 36 , равноапостольный Кирилл Философ 37 и другие учителя Церкви. Византийский духовный автор VII века Георгий Писидийский 38 сочинил трактат «Шестоднев или в стихотворной ямбической форме. Наиболее популярным в славянских странах, в том числе на Руси, был «Шестоднев» Иоанна Экзарха Болгарского 39 , написанный в начале X века. Отметим, что чтение «Шестоднева» не только считалось благочестивым обычаем, но даже вменялось как обязательное уставное богослужебное требование. Так, в субботы Великой Четыредесятницы на утрене после 16-й кафизмы Типикон указывает: «И чтение в Шестодневе Златоустове», после 17-й кафизмы: «И чтение от Шестодневника Златоустаго первыя книги " 40 . Это означает, что ежегодно Великим постом, согласно Уставу, должен прочитываться «Шестоднев» святителя Иоанна Златоуста 41 . Такой была православная церковная традиция в прежние века. Сегодня по отношению к Шестодневу пророка Моисея авторов-эволюционистов можно разделить на три категории: 1) Те, кто считают, будто в природе реально происходила эволюция, а никаких библейских дней в действительности «не было». При этом дни творения рассматриваются ими как условность, чистая аллегория. Подобные богословы и учёные руководствуются принципом: «подстроим Библию под науку». Их трактаты можно классифицировать как написанные в жанре «анти-Шестоднев». 2) Исследователи, которые придают библейским дням некое вполне определённое значение – но иное, чем в Священном Писании и в традиции Святых Отцов. Такие богословы руководствуются принципом: «подстроим науку под Библию». Их трактаты можно классифицировать как написанные в жанре «псевдо-Шестоднев». 3) Авторы, которые пытаются создать модели «синтеза» эволюционизма и креационизма. Сохраняя дни творения «как написано в Библии », а миллиарды лет эволюции признавая «как учит наука», они действуют по принципу: «и те правы, и эти правы». Эти авторы руководствуются благим, но недальновидным намерением 42 уравнять два источника знаний – Божественное Откровение и достижения падшего человеческого разума.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Обязательность проповедания слова Божия, т. о., вытекает из понимания проповедничества как одного из видов деятельности Церкви в мире. На это указывают богослужебные уставы, относящиеся к общественному богослужению. Так, в древнем Уставе прп. Пахомия Великого говорится об обязательном церковном проповедании слова Божия 3 раза в неделю ( Барсов. 1886. С. 8), а действующий в РПЦ Типикон рассматривает проповедь наряду с чтением Свящ. Писания, молитвословиями и песнопениями как элемент правосл. богослужения. I. Подготовка к проповедническому служению. Звание проповедника слова Божия требует от пастыря соответствующих знаний, а следов., и предварительной подготовки. Вопрос о необходимости предварительной подготовки к проповедническому служению положительно решается на основании Свящ. Писания. Из евангельской истории известно, что Христос Спаситель, посылая апостолов на проповедь, наставлял их относительно особенностей их буд. служения (Мф 10. 5-42). Так поступали и апостолы, заповедуя своим последователям дело евангельской проповеди. В апостольских Посланиях к Тимофею и к Титу запечатлены руководственные наставления ап. Павла, содержащие учение о достойном прохождении пастырского и проповеднического служения в Церкви Христовой. «Вникай в себя и в учение,- пишет ап. Павел Тимофею,- занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя» (1 Тим 4. 16). Слова «вникай в себя и в учение» указывают на необходимость созидания высоких нравственных и умственных качеств пастыря-проповедника. Для духовного руководства паствы от проповедника слова Божия требуются глубокие и многообразные познания в соответствующей сфере человеческой жизни. «...Особенно в многочисленном собрании людей всякого возраста и разных способностей, которое, подобно многострунному органу, требует неодинаковых ударений, трудно, говорю, найти слово, которое бы всех наставляло и озаряло светом знания» ( Greg. Nazianz. Or. 2. 39),- восклицает свт. Григорий Богослов . Св. отец удивляется тем, кто с дерзновением, без соответствующих знаний, приступают к «раздаянию слова» (Ibid. 35). Поэтому «не знающему ни того, что должно говорить, ни того, что должно делать, лучше учиться, нежели, не зная, учить» (Ibid. 47).

http://pravenc.ru/text/166109.html

981 В связи с этим нелишне упомянуть недавно опубликованное сочинение Ф. Б. Успенского «Скандинавы. Варяги. Русь» (М., 2002), несколько разделов которого (с. 139–264) как раз и посвящены становлению различных аспектов почитания нетленных останков современников в качестве святых мощей как на Руси, так и в Скандинавии. 984 Холостенко Н. В. Мощеница Спаса Черниговского//Культура Средневековой Руси. М., 1974, с. 199–202, рис. 2; Николаева Т. В., Недошивина Н. Г. Предметы христианского культа//Древняя Русь. Быт и культура. М., 1997, с. 171. Табл. 99, 2,4–5, 6, 7; Рыбаков Б. А. Русское прикладное искусство X–XIII вв. М., 1971, с. 78, рис. 100; Николаева Т. В. Прикладное искусство Московской Руси. М., 1976, с. 52, 97–98, рис. 16; Николаева Т. В. Произведения мелкой пластики XIII–XVII вв. в собрании Загорского музея. Каталог. Загорск. 1960, с. 24, рис. 2; Попов Г. В., Рындина А. В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV–XVI вв. М., 1979, с. 541–544, 1; Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. М., 1986, 7, с. 130–134; с. 134–135; с. 136–139; 10, с. 140–141; 23, с. 178–180; 24, с. 181–184; 25, с. 184–185; 26, с. 185–186; 28, с. 188–189; 38, с. 208; 39, с. 209; 40, с. 210–211; 52, с. 225–226; 53, с. 227–228; 54, с. 228–229. 985 Мансветов И. Д. Митрополит Киприан в его литургической деятельности. Историко-археологическое исследование. М., 1882. 988 Никольский К., прот. О службах Русской Церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. СПб., 1885, с. 257–286. 996 Лисицын М., прот. Первоначальный славяно-русский типикон. Историко-археологическое исследование. СПб., 1911, с. 100–102. 1000 Прилуцкий В., свящ. Частное богослужение в Русской Церкви в XVI и первой половине XVII в. Киев., 1912, с. 172–175. 1001 Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. Отд. III. Книги богослужебные. Ч. 1. М., 1869, с. 20. 1002 Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской духовной Академии. Ч. III. Отд. I. Казань, 1892, с. 35–44.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

См., например, месяцеслов из Типикона Sin. gr. 1096: Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Пг., 1917. Т. III (первая половина). С. 28–55. Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Киев, 1901, т. II. С. 19–39, 64–152. Пентковский А. М. Историко-литургический анализ повествования игумена Даниила «О свете небеснемъ како сходитъ ко Гробу Господню»//Богословские труды. Москва, 1999. Т. 35. С. 151–152, 154, 156. Papadopoulos-Kerameus A. Typikon tes en Hierosolymois ekklesiais. St. Petersburg, 1894. S. 201 (Analekta Hierosolymetikes Stachyologias II). Там же. C. 24, 201. Одним из первых на этот процесс обратил внимание Н. Ф. Красносельцев ( Красносельцев Н. Ф. [Рецензия на книгу]; А. А. Дмитриевский. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во Святом Иерусалиме IX–X веков. Казань, 1894//Византийский временник. СПб., 1895. Т. II. С. 641–642). Соколов И. Состояние монашества в Византийской Церкви с половины IX до начала XIII века (842–1204). Казань, 1894. С. 266–269, 277–281. Мансветов И. Д. Церковный устав (Типик), его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви. М., 1885. C. 76–79, 83; Taft R. The Byzantine Rite: a short history. Collegeville, 1992. P. 79–80. Адаптация Студийского синаксаря в палестинском богослужении, результатом которой стал Иерусалимский типикон, несопоставима по своей значимости с использованием отдельных элементов иерусалимского монашеского богослужения раннего периода (заимствование строя служб суточного круга богослужения и гимнографических материалов, не приведшее к изменению какого-либо из базовых параметров) при формировании студийской богослужебной традиции на рубеже VIII–IX веков в Константинополе. Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/443679/

См.: Канонник. М., 1994. С. 170. 19  Κωνσταντνου Πρωτοψλτου. Τυπικν εκκλησιαστικν кατ το φος της του Χριστο Μεγλης Εκκλησας. Εν Κωνσταντινουπλει, 1838. Σ. 158. 20  Иоанн Нейчев, свящ. Типикон. Стара Загора, 1909. С. 230. 21  Святогорский устав церковного последования/пер. с греч. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2002. С. 140. 22  Николаевич Василий, протоиер. Великий Типик (Устав Церкви). Белград, 1984. С. 168. 23  Иоанн (Маслов), архим. Обрядовые особенности покаянной дисциплины Древней Руси. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2006. С. 12. 24  Арсений (Швецов), еп. Уральский (старообрядческий). Краткий практический устав. Уральск, 1908. Л. 11 об. 25  Чиновник. Указ о звону и о чину в пост Великии и в Пятдесятницу до Недели всех святых; Голубцов А. П., проф. Чиновники московского Успенского собора и выходы Патриарха Никона. М., 1908. С. 88. 26  Голубцов А.П., проф. Чиновник новгородского Софийского собора. М., 1899. С. 159-160. 27  Там же. С. 1. 28  Голубцов А.П., проф. Чиновники холмогорского Преображенского собора. М., 1903. С. 72. 29  Стихира из службы Преображения Господня на «Господи, воззвах», на Слава; и ныне «Прообразуя воскресение Твое, Христе Боже…». 30  Тропарь из службы иконы Божией Матери, именуемой «Всех скорбящих Радости». 31  Голубцов А.П., проф. Чиновник нижегородского Преображенского собора. М., 1905. С. 40. 32  Парфенов А., свящ. Чиновник ростовского Успенского собора//URL: 33  Обиходник Троице-Сергиевой лавры. Рукопись. Ф. 304/I. 249. Л. 270 об.//URL: http://lib-fond.ru/lib-rgb/304-i/f-304i-249/. 34  «На Прежесвященнои братия ходят ко Святыни. На целовании ставят образ Пречистые Богородицы в трапезе на налои. И преж прощаются у власти или у попа. И пред образом кладут по два поклоны земных, и Спасов образ целуют в ногу, а образ Богородицы и Чюдотворьцев целуют в руку, и третеи поклон в землю жь» (Келарский обиходник Матфея Никифорова, старца Кирилло-Белозерского монастыря. 1655/1656 год. М., 2002. С. 99). 35  Обиходник Троице-Сергиевой лавры. Рукопись. Ф. 304/I. 249. Л. 418-421//URL: http://lib-fond.ru/lib-rgb/304-i/f-304i-249/. 36  Обиходник Иосифо-Волоцкого монастыря. Ф. 304/I. 739. Л. 89//URL: 37  Келарский обиходник Матфея Никифорова. С. 96. 38  Валаамский монастырь. СПб., 1864. С. 269-270. 39  Иоанн (Маслов), архим. Практическое руководство для священно-церковнослужителей при совершении богослужений в двунадесятые праздники, дни Постной и Цветной Триоди. Киев, 2007. С. 172. скрыть способы оплаты Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/151133.html

21. Америка и Австралия тогда еще не были открыты. 22. И теперь в Иерусалиме кружком на мраморном тротуаре и небольшой колонной в здании греческой церкви отмечается эта центральная точка земли. 23. Гейки, вып. 1-й, стр. 17 след. 24. «Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари» (Мк. 16:15); «Шедше научите вся языки» (Мф. 28:19). 25. Настоящий очерк составляет вступительную статью к имеющим следовать в дальнейших книжках описаниям мест Палестины, освященных празднуемыми событиями. 26. Неверность жены наказывалась смертью. 27. Притч. 31:13–24. 28. Исх. 12:44; 1Цар. 9:7–8; Притч. 17:2; Быт. 15:1. 29. Йелед – новорожденное дитя (Ис. 9:6), йонек – младенец (Ис. 9:8), олэл– дитя, начинающее требовать другой пищи, кроме груди матери (Плач 4:4), гамуль – отнятый от груди (Ис. 28:9), таф – дитя, цепляющееся за свою мать (Иер. 40:7), элям – дитя, становящееся сильным, наар – юноша, буквально «тот, кто пользуется свободой», и бахур – взрослое дитя (Эдершейм, т. I., стр. 380). 30. Талмуд (букв, с евр. учение) – это изложение раввинских правил жизни и веры. Начало его восходит ко временам вскоре после Ездры (IV в. до Р.Х.). Эти правила жизни сначала развивались, сохранялись и устно передавались путем предания, а впоследствии (окончательно около V-VI вв. по Р.Х.) были изложены письменно. 31. Толковый Типикон I, стр. 300–462. 32. Кекелидзе К., прот. Иерусалимский канонарь VII в. (грузинская версия). Тифлис, 1913, стр. 128. 33. Сергий, архиеп. Полный месяцеслов востока. Владимир, 1901, т. И, стр. 275. Kellner. Heortologie. Freib., 1901, р. 146. 34. Migne. Patrologia s. 1. 128, 897–898. Nilles N. Kalendarium manuale utriusque ecclesiae. Oenip., 1896,1, 272. 35. Marlene. De antiquis ecclesiae ritibus. Antv., 1737, III, 211. 36. Kellner H. Heortologie, 146; Alt. H. Das Kirchenjahr. Berl., 1860, 61. 37. Thomassin L. Traitü des festes. Paris, 1683, 409. 38. Migne. Patrologia, s. I. 141,320 и др. Kellner. Heortologie, 146. 39. Marlene E. De antiquis ecclesiae ritibus. Antv., 1735, III, 591-IV 382–383.

http://predanie.ru/book/220853-rozhdestv...

18. Откуда издан Pitra, Juris ecclesiae graecorum historia et monumenta I, 220. 19. Никон Черногорец. Пандекты, сл. 29, л. 208. 20. Арх. Амфилохий. Кондакарий в греч. подлиннике XII–XIII b. М. 1870, стр. 12. См. ниже «прп. Роман». 21. Описан проф. А. А. Дмитриевским в ст. «Что такое κανν τς ψαλμωδας, так часто упоминаемый в жизнеописании прп. Саввы Освященного?» Руковод. Для сельск. паст. 1889, 22. Еп. Софроний, Современный быт и литургия христиан инославных иаковитов и несториан. Спб. 1876, 293. Несториане ныне существуют в незначительном количестве в Урмии (в Персии); большинство из них приняло римо-католичество; часть православие в 1898 г.; остальные ранее растворились в мусульманстве. 23. Bona I. De divina psalmodia, Col. Agrip. 1677, p. 682. sq. 24. А. П. У. (архим. впосл. еписк. Порфирий Успенский). Вероучение, богослужение, чиноположение и правила церк. благочиния египет. христиан (коптов). Спб. 1856, стр. 47–88. 25. Кроме загранич. издания и в Записках Имп. Акад. Наук VIII, I, Тураев Б. Часослов эфиопской церкви, Спб. 1897; эфиопский текст с рус. переводом. 26. Болотов В. Часосл. эфиоп. ц. Б. Тураева, библиогр. зам. Хр. Чт. 1898, 2, 189. 27. Тураев Б. Абиссиния. Правосл. богосл. энциклоп. Спб. 1900 г. I, 61–70. 28. Bona, De divina psalmodia, 689. 29. Martene E. De antiques ecclesiae ritibus. Antv. 1736, III. 27. 30. Vita Caesarii I, 19. (Migne Patr. s. I. t. 67. 31. Григор. Тур. История франков. IX, 6. 32. Martene De ant eccl. rit. III, 48. 33. Amalarius. De eccles. officiis IV, 9. 34. Martene. De ant eccl. rit, III, 50. 35. На таком же месте утрени эти песни поются и у нас. 36. Grodegangus Met. Regula canonicorum c. 18. 37. Там же. 38. Как теперь у нас; в Римской Церкви теперь с утра. 39. Ср. «Свет Христов просвещает всех». 40. Ср. у нас предначинательный псалом. 41. Ср. у нас прокимен Господь воцарися. Martene, Deant eccl. ritib. III, 58. 42. Там же, 61. 43. Ср. у нас на 50 пс. Слава… Молитвами апостолов… И ныне… и опять 1-й стих псалма. 44. Martene, De ant. eccl. ritib. III, 29–30.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРЕЙСКИЙ ТИПИК предыдущая статья следующая статья печать библиотека 31 , С. 69 опубликовано: 4 сентября 2017г. КАРЕЙСКИЙ ТИПИК св. Саввы Сербского - см. Типикон св. Саввы Сербского . Рубрики: Типикон (Богослужебный устав) Ключевые слова: Типиконы Карейский типик святого Саввы Сербского - см. Типикон святого Саввы Сербского См.также: АДЕЛЬФАТ название различных форм дохода от монастырских владений в средние века БЛАГОВЕЩЕНСКИЕ ГЛАВЫ рубрики Типикона, регламентирующие совершение богослужения на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы «БОГ ГОСПОДЬ» песнопение утрени и молебна, состоящее из стихов Пс 117 ВЕЧЕРЯ слав. название вечерней трапезы Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/1681029.html

18. κτηχος 1677 г. 19. Полуустав 1672 г. 20. Триодь Постная 1672 г. 21. Типикон 1695 г. 22. Типикон 1700 г. 23. Каноны 1677 г. 24. Триодь Постная 1678 г. 25. Минея Общая 1687 г. 26. Октоих 1666 г. 27. Минея Общая 1674 г. 28. Требник 1680 г. 29. Акафисты (по каталогу дублетов Каноник?) 1672 г. 30. Служебник 1623 г. 31. Служебник 1633 г. 32. Amos Comemus, Orbis pictus. 1698 г. 33. Требник 1652 г. 34. Часослов 1688 г. 35. Пентикостарион 1692 г. 36. Требник 1689 г. 37. Цветная Триодь 1686 г. 38. Цветная Триодь 1707 г. 39. Пентикостарион 1699 г. 40. Анфологион 1701 г. 41. Триодион 1693 г. 42. Триодион 1696 г. 43. Триодион 1731 г. 44. Каноник 1636 г. 45. Шестодневец 1635 г. 46. Опыт Ирмолойного пения 1798 г. 47. Триумфальные врата 1721 г. 48. Последование молебных пений 1708 г. 49. Gualtperii, Grammatica graeca 1649 г. 50. Устав 1814 г. 51. Триодион 1688 г. 52. Минеи месячные 1666 г., сентябрь-ноябрь в 1-й книге. —68— 53–55. Минеи месячные 1689 г., сентябрь, октябрь, ноябрь. Три книги. 56–63. « « 1691 г., январь, март, апрель, май, июнь, июль, август, декабрь. Восемь книг. 64–68. « « 1692 г., февраль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь. Пять книг. 69–75. « « 1693 г., январь, март, апрель, май, июнь, июль, август. Семь книг. 76–77. « « 1704 г., сентябрь, октябрь. Две книги. 78–87. « « 1705 г., январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, ноябрь, декабрь. Десять книг. 88. « « 1721 г., сентябрь. 89–96. « « 1724 г., январь, февраль, март, апрель, май, июнь, октябрь, декабрь. Восемь книг. 97–100. « « 1747 г., февраль, август, сентябрь, октябрь. Четыре книги. 101. Чин присяги 1654 г. 102. Слова прот. Знаменского 1833 г., ч. 103. Грамота иерейская 1790 г. 104. Присяга священническая 1747 г. 105. Указ об уничтожении часовен 1722 г. 106. « о привесках к иконам 1722 г. 107. « о распубликовании предшествующего указа 1722 г. 108. « о плате бородачами 50 рублей 1722 г. 109. « о титуловании Св. Синода 1722 г. 110. « о возложении орденов на Платона 1797 г. 111. « о рассылке книг из Синодальной Типографии 1797 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Вы искали: «Типикон Великой ц». Такого документа нет в нашей базе данных. Возможно, он ещё не опубликован. Попробуйте воспользоваться полнотекстовым поиском . Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Типикон Великой ...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010