Серьезное влияние на разветвленность представлений о Е. т. оказывает возможность различного понимания самой «естественности», коренящаяся в разнице исходной интерпретации понятия «природа» в рамках религ. сознания и вне таковых. Для христианства природа человека есть творение Божие, хотя и искаженное в результате грехопадения, однако сохранившее заложенные в него Богом способности и дарования. В этом смысле «естественные способности» человека могут интерпретироваться как «изначальная благодать», что снимает резкость противостояния природы и благодати, естественного и сверхъестественного. Отсутствие единого и общепринятого определения Е. т. отчасти объясняется и тем, что рассуждения о ней оказываются полемически окрашенными и предлагаемые различными теоретиками определения нередко даже помимо их воли зависят от их общего отношения к религии и религиозному сознанию (ср.: Birckner H. J. Natürliche Theologie und Offenbarungstheologie: Ein theologiegeschichtlicher Überblick//NZSTh. 1961. Bd. 3. S. 279-295) Истоки рационального подхода к богопознанию, характерного для Е. т., прослеживаются уже в античности. Указывая на ограниченность человеческих способностей и недоступность для падшего человека полноты богопознания до пришествия Христа, христианство вместе с тем признает, что определенные элементы знания о Боге могли быть доступны даже в рамках древних языческих религий тем, кто активно стремился к такому богопознанию, в т. ч. на путях рационального постижения окружающего мира. Подтверждением такого подхода служат слова Книги Премудрости Соломона: «Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника... если они столько могли разуметь, что в состоянии были исследовать временный мир, то почему они тотчас не обрели Господа его?» (Прем 13. 1-9), а также свидетельство ап. Павла, к-рый говорил о язычниках: «Что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим 1. 19-20; ср. также: Деян 14. 17). В связи с этим особое значение в историческом развитии естественного богопознания приобретает т. н. философская теология античности, т. е. совокупность представлений о божественном, инспирированных не религ. воззрениями их авторов, а теми или иными философскими предпосылками, сформировавшимися при попытках теоретического осмысления мира.

http://pravenc.ru/text/190259.html

Мф. 5:21 . Вы слышали, что сказано древним: не убивай: кто же убьет, подлежит суду (Исх. 20:13) 22 . А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду: кто же скажет брату своему: рака 5 , подлежит Синедриону, а кто скажет: безумный, подлежит геенне огненной. 27 .Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй ( Исх. 20:14 ). 28 .А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. 38 .Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб ( Исх. 21:24 ). 39 .А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. А потому все остальное ветхозаветн. свящ. Писание (кроме прообраз.) сохраняет свою силу: Рим. 3:31 . И так, мы уничтожаем закон верою? Никак: но закон утверждаем. Мф. 5:17 . Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. 18 . Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. 2 Пет. 1: 21 . Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его Святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым. III. Для миссионерской полемики с сектантами о священном Писании Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование Иак. 1:17 . У Которого (Бога) нет изменения и ни тени перемены. Евр. 7:18 . Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности. Евр. 10:5 . Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне... Евр. 10:9 . Потом прибавил: вот, иду исполнить волю Твою, Боже. Отменяет первое, чтобы постановить второе. Примеч . Этими текстами свящ. Писания сектанты отвергают все ветхозаветное свящ. Писание Из предыдущих ст. 5–8 ясно видно, что здесь говорится об отмене многократных ветхозаветных кровавых жертв, вследствие единократного принесения Себя в жертву Самим Господом Христом. Но и св. апостолы пользовались не только каноническими книгами ветхого завета, но даже и неканоническими; это можно видеть из сопоставления следующих изречений: Иак. 1:13 ; срав. Сир. 15:12 ; Иак. 1:19 , ср. Сир. 5:13 , а потому приведенный текст нисколько не оправдывает сектантского суждения о свящ. Писан, ветх. завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

а) вникнуть в склонности, понятия, виды, свойства, узнать сердце всех тех людей, которых хочет мирить, чтобы направить разные силы души к одной своей цели – к миру; б) ему надобно взвесить все взаимные тяжести своих ближних, чтобы устранить их страсти, привычки, понятия; в) прежде всего нужно отвергнуться в таких случаях самого себя, не иметь в виду никаких собственных выгод, кроме блага и пользы ближних своих, чтобы при борьбе с самолюбием других его собственное самолюбие не умножило врагов и вражду. Отсюда открывается, как велико значение и заслуги миротворца в общежитии человеческом, и сколько бы потухало между людьми раздоров, сколько бы уменьшилось дел судных, сколько бы прекратилось бедствий, в которых страждут, как в пламени, не только лица, но и целые семейства, даже целые роды, если бы христиане заботились о примирении враждующих между собой. Посему миротворцам обещано Спасителем блаженство выше всех блаженств. «Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся» ( Мф.5:9 ). (См. слова Игнатия, арх. Донского, об обязанностях к ближним. Спб. 1846, стр. 136–148). IV. Награда миротворцам. Миротворцы нарекутся сынами Божиими: все верующие суть дети одного Отца Небесного ( Рим.8:17 ; Гал.4:5 ), но особенно миротворцы: «Бог есть Бог мира» ( 1Кор.14:33 ); те, кто производит мир между людьми, особенно в этом уподобляются Богу и в особенности достойны быть названы сынами Божиими. Они особенно уподобляются и Богочеловеку, пришедшему на землю именно для того, чтобы примирить Бога и людей, и в сем случае суть истинные чадца Богочеловека (ср. Зл. и Феофил.). «Миротворцы будут наречены сынами Божиими – это слово нужно понимать в том смысле, что они получат столь великую награду, которую могут получить от Отца Небесного только самые близкие лица 142 , потому что из всех христиан миротворцы самые близкие и присные Богу, как Его подражатели и Им возрожденные» (сост. по «Полн. собр. соч.» прот. И. Сергиева, т. 1, стр. 214; по «Нрав. богосл.» архиеп. Платона и другим источн.). 2. Важность заповеди о христианском миролюбии

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В этом отношении характерны слова предостережения, адресованные Господом ученику вместе с требованием вернуть меч на своё место: «взявшие меч, мечом и погибнут» ( Мф.26:52 ). Как представляется, лучший метод использования оружия в миротворческих целях — демонстративный, тот, посредством которого у потенциального противника даже и не возникает желания нападать. А.И. Исаенко, военный наблюдатель ООН в 1973–1976 гг. Beati pacifici quoniam fili Dei vocabuutur ( Mt 5,9 ). Слова «миротворец», «миротворческая деятельность» часто упоминаются в настоящее время в светской прессе. Что они означают с теологической точки зрения? Обратимся к церковнославянскому словарю. В нём говорится, что миротворец — тот, кто и сам не подает никаких поводов к раздору и несогласию, и других враждующих между собою примиряет и соглашает, уподобляясь по деятельности сыну Божию, примирившему небо с землею, Бога с человеком, он и называется сыном Божиим 1 . Рассматриваемая заповедь блаженства считается седьмой. Евангельские блаженства — девять заповедей, данных Иисусом Христом в Нагорной проповеди ( Мф.5:3-12 и Лк.6:20-23 ) и содержащих в себе существенные черты христианского учения. Блаженствами эти изречения Иисуса Христа названы потому, что в них содержаться не категорические повеления, а лишь указание тех наград-блаженств, которые даны будут от Бога обладающим тою или иною добродетелью. Подробные толкования евангельских блаженств даны отцами церкви: Григорием Нисским , Златоустом, блаженным Августином и другими 2 . В книге Толкование Евангелия за 1870 год даются некоторые экзегетические пояснения. Миротворцы: те, которые, живя в мире со всеми, употребляют свои средства, свое влияние, свои усилия для умиротворения людей в каких бы то ни было отношениях, предотвращают распри, раздоры, мирят противников и тому подобное 3 . Сыны Божии все верующие суть дети одного отца небесного ( Рим.8:17 ; Гал.4:5 ), — но особенно миротворцы. Бог есть Бог мира ( 1Кор.14:33 ); то есть, кто производит мир между людьми, особенно в сем уподобляется Богу и в особенности достойны быть названы сынами Божиими. Они особенно уподобляются и Богочеловеку, пришедшему на землю именно для того, чтобы примирить Бога и людей и — в этом случае суть истинные чада Богочеловека (ср. Златоуст). Нарекутся: то есть будут действительно таковыми.

http://azbyka.ru/mirotvorec

Не будем завязывать между собою болтовню, вызывать друг у друга улыбки, возбуждать друг в друге блудную любовь, не позволим своим лакомкам-очам любоваться красотою лиц, что вот-де у того оно – гладкое, у того – белое, а у того – румяное, у того такое телосложение, у того сладкая речь, красивая походка. Все это стрелы, копья и мечи диавола. Проразумевая все эти его обманы и обольщения, возлюбим душевную красоту и сольемся в духовной любви. Те, кои поставлены в распорядители (см. Рим. 13:2 ), хотя по внешности они должны держать себя повелительно, но по расположению пусть будут рабами своим подчиненным: таким путем они, по словам Господа, окажутся первыми 12 ( Мк. 10:43–44 ). Состоящие в подчинении должны все делать так, как будто им приказывает Сам Бог , – таким образом они станут блаженными и рабами Господа. Все виды монастырских работ и послушаний спасительны От здоровых Бог требует посильной работы: если не скрывать ее ложными отговорками 13 , то у нас ее достаточно для каждого. Но, с другой стороны, не следует из-за этого хвалиться собою, как будто вы исполняете что-то особенно важное, дабы не услышать: проклят человек, который надеется на силу мышцы своея (ср. Иер. 17:5 ). Больные должны проявлять благодарственное и ласковое расположение к тем, кто за ними ухаживает, – пусть они довольствуются тем, что им дают 14 , хотя бы то был даже один хлеб, ибо вы сами так обещали. Горе вам, если вы после такого обещания ропотом вовлечете себя в погибель! Вам же, ухаживающие за больными, если вы со страхом и трепетом исполняете свою работу, будет за то великая награда… 15 Что мне сказать о келарях? И они, если хорошо выполнят, что им приказано, возрадуются с первомучеником Стефаном. Равным образом и хлебопек, если он в полном порядке, усердно и строго выполняет свое служение, будет чистым хлебом 16 для Господа. Ты, огородник, если ведешь себя безмолвно, спокойно и смиренно, пожнешь благоплодие рая и станешь его жителем. Вместе со всеми упомянутыми лицами и даже предпочтительно пред ними пахарь 17 , если он изо всей силы отдается работе, здесь станет столпом и утверждением (см. 1Тим. 3:15 ) всего братства, а там будет пахать землю кротких (см. Пс. 36:11 ; Мф. 5:5 ), вечно живые колосья бессмертия с которой пропитают его во веки веков. И вообще, каждый, что бы он ни делал, – работает ли он в виноградниках, выжимает ли вино, плотничает ли, несет ли послушание привратника, служит ли на трапезе, шьет ли обувь, делает ли вообще что другое, – раз он исполняет свое дело по совести, ради одного только этого самого добра, удостоится той же участи. Увещание

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Трудности истолкования Относительно взаимоотношения Послания Иуды и Второго послания Петра см. Второе послание Петра. Введение: Трудности истолкования. Использование небиблейских и апокрифических материалов было главным препятствием для принятия этого послания в канон НЗ. Но в то время апокрифическая литература имела широкое распространение, и поэтому вполне понятно желание новозаветных авторов донести до своих читателей благовестие, используя общедоступный язык и систему образов. Ср. 2Тим. 3,8 ; Деян. 17,28 ; 1Кор. 15,33 ; Тит. 1,12 . Содержание I. Приветствие (1,1.2) II. Цель написания послания (1,3.4) III. Обличение лжеучителей (1,5–19) А. Три примера Божественного суда над нечестивыми (1,5–7) Б. Участь лжеучителей (1,8–10) В. Три примера Божиего суда над теми, кто вовлекает других людей в грех (1,11) Г. Аналогия с лжеучителями (1,12.13) Д. Пророчество Еноха о суде Божием над нечестивыми (1,14.15) Е. Аналогия с лжеучителями (1,16) Ж. Напоминание об апостольских предсказаниях о «ругателях» (1,17.18) З. Характеристика лжеучителей (1,19) IV. Увещания, обращенные к верующим (1,20–23) V. Заключительное славословие (1,24.25) Глава 1 1 Иуда. См. Введение: Автор. брат Иакова. См. Введение: Автор. призванным. Выражение, свидетельствующее о том, что только Бог в Своей неизреченной благости и суверенности может призвать ко спасению тех, кто избран Им. которые освящены Богом Отцем. Совершенное суверенным Богом призвание и избрание основываются на предвечной любви Отца к избранным Своим ( Рим. 8,28–39 ; Еф. 1,4.5 ). сохранены Иисусом Христом. Избранные устоят в вере потому, что Бог хранит их (ст. 24; Ин. 10,27–30 ; 1Пет. 1,5 ). 1 милость вам и мир и любовь. Иуда восполняет традиционное иудейское приветствие («милость и мир») глубоким христианским смыслом, добавляя слово «любовь». Милость Божия к грешникам и проистекающий от нее мир коренятся в Его Божественной любви, явленной во Иисусе Христе (ст. 1 и ком.; Ин. 3,16 ). 1 имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание. Хотя автору хотелось бы обратиться к своим читателям с вероучительным посланием, обстоятельства вынуждают его затронуть проблему, вызванную действиями лжеучителей (ст. 4). Неизвестно, было ли когда-либо написано послание, первоначально задуманное.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Что манна берется именно во образ или сень Христа и указывала на хлеб жизни, сама же она не была этим хлебом жизни, о сем мы уже говорили много. Подтверждает это кажется и Псалмопевец, восклицая в Духе: «хлеб небесный дал им, хлеб ан- —35— гельский ел человек» ( Пс.77:24–25 ). Может, пожалуй, казаться, что слова эти сказаны Духоносцем об Израильтянах, а в действительности это не так, но к нам, напротив, относится смысл изречения. В самом деле, разве не верх нелепости и неразумия – думать, что сущие на небе святые ангелы, хотя и получившие бестелесную природу, вкушают грубейшую пищу и нуждаются в помощи для поддержания жизни, каковой требует и это земное тело? Но ничего, полагаю, не воспрещает думать, что, так как они суть духи, то и могут нуждаться в таковой же пище, очевидно духовной и умственной. Почему же, однако, говорится, что хлеб ангельский подавался предкам Иудеев, если пророк, восклицая это, высказывает (как думаю) истину? Но очевидно, что если манна была прообразовательная во образ Христа, объемлющего и содержащего все к бытию, питающего ангелов и животворящего сущих на земле, то пророк указанное как бы в сенях называет истинным именем, невозможностью для святых ангелов вкушать земную пищу даже и против воли слушателей отвлекая их от грубой мысли, то есть о манне, и возводя к духовному разумению, то есть о самом Христе, Который есть хлеб и самих святых ангелов. Итак, евшие манну, говорит, умерли, очевидно, как не получавшие от нее причастия ни к какой жизни, ибо она не была действительно животворной, но только средством против плотского голода и имела значение прообраза истины. Восприемлющие же в себя хлеб жизни будут иметь наградой бессмертие и, совершенно освободившись от тления и всех зол его, возвысятся до вечного и бесконечного продолжения жизни по Христу. Этим рас- —36— суждениям нашим не представляет никакого препятствия то, что вступившие в общение со Христом все же должны вкусить смерть по долгу природы, потому что, подпадая общему этому концу, они хотя и подвергаются свойственному человеческой природе, но, как говорит Павел, «живут Богу» ( Рим.6:10–14:8 ср. Гал.2:17–21 ), (как таковые), кои должны будут жить (вечно).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Адам создан и возведен на вершину мироздания из «праха земного», - т. е. тело его состоит из тех же элементов, что и окружающая природа, - о чем напоминает имя! (ср. лат. homo от humus - «земля»), - но лишь ему одному непосредственно Богом вложена разумная душа («дыхание жизни»). Появление Духа Божия в человеке означает «прорыв сознания» из мира коллективной природной необходимости в царство разумной индивидуальной свободы и фиксирует онтологический разрыв между животным миром и человеком. Здесь нет противоречия эволюционной теории: носителем души могло стать любое живое существо, уже развившееся в лоне природы до уровня, на котором оно стало достойным принять в себя образ Божий, т. е. стать собственно человеком. «До того как Бог вдул в Адама душу, он был подобен животному» (Серафим Саровский). Место обитания Адама (первоначального человечества) - рай. Он - существо социальное, и его подруга Ева появляется как соучастник в «возделывании и хранении» мира. Получив бессмертие (Быт. 2, 9), люди находились в гармонии с собой (Быт. 2, 25) и окружающим миром; при этом они не могли посягать лишь на установленный Богом нравственный миропорядок, символизируемый «древом познания добра и зла» (2, 17). В течение своей жизни человек продолжает сохранять духовную связь с Творцом через послушание Его воле. При этом заповедь о древе познания нужна человеку для самоосуществления: он соединен с Богом отношением первичной и жизненной зависимости, которую его свобода должна выразить послушанием. Этот внутренний (а не внешний!) закон, начертанный в сердце человека (Рим. 2, 14 сл), - совесть, через которую Творец беседует со своим Творением, уравнивая его с Собой через дар абсолютной нравственной свободы. Адам мог возрастать, осуществляя в себе подобие Божие, только силой любви и доверия. Преодолевая в себе свое «я» (замкнутость и ограниченность), выходя из себя в любви к Богу и подруге, он постепенно находил и познавал «самого себя». Именно против этой духовной цельности («целомудрия») были направлены силы зла, уже появившегося в мире, и им удалось расколоть (развратить») сознание еще не укрепившегося в активной любви человека, внести ложь в отношения между Богом и человеком и лишить гармонии социальный и природный мир. Это катастрофическое событие, определившее всю последующую историю человечества, называется в библейском богословии «грехопадением».

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/7/17...

Преподобный Паисий Святогорец 4. Когда какой-нибудь человек позовёт тебя в дом и захочет угостить тебя стаканчиком вина или ракии, ты потом будешь всю жизнь ему благодарен. Так не должно ли тебе почитать Бога и чувствовать себя в долгу перед Тем, Кто дал тебе столько благ и взошёл на Крест ради любви к тебе? Равноапостольный Косма Этолийский 5. Скорби, искушения и утеснения очищают тебя, и ты ощущаешь близость Бога. Крест соделывает тебя смиренным и приносит воскресение. Разве ты не слышишь, что поется: " …се бо прииде Крестом радость всему миру " ? Старец Ефрем Катунакский 6. Жизнь по заповедям Христовым – воистину Голгофа. И это такой путь, что вступивший на него, если не будет побеждать молитвою все нарастающие трудности и отступит, вспять возвратится, то и там, куда он возвратился, то есть в мир (то есть жизнь по страстям), не найдет он радости той, какую имеют люди мира сего, не познавшие Бога. … Когда скорби души моей, все возрастая, достигли, кажется, апогея, тогда я не путем отвлеченных философских рассуждений, но живым и глубоким чувством сердца познал цену человеческой души, то есть что она дороже всего мира. Страдания столь великий плод приносят, что если бы мы были поразумнее, то не желали бы «сойти со Креста». Одному иеромонаху нашему явился во сне Господь, распятый на Кресте, и сказал: «С Креста не сходят, а снимают». И эти слова Господь повторил трижды. И затем видение кончилось. Архимандрит Софроний (Сахаров) 7. После того, как человек начинает разумевать место Креста в нашем бытии по Богу – иначе он «идет на крест» (Лк.14:27). Иначе он и понимает «крест». Сей последний воспринимается как зов Свыше от Отца Небесного (Ин.6:44; Ин.18:11). … В знак сего мы лобызаем крест, которым благословляет священнослужитель верующих в храме. Архимандрит Софроний (Сахаров) 8. Так благоволил о нас Отец небесный: все земнородные должны «взять крест свой», чтобы унаследовать жизнь вечную (ср.:Мф. 16:24–25). Уклоняющиеся от крестоношения – не избегнут рабства страстям и пожнут от плоти тление (Гал. 6, 8; Рим. 8, 13). Заповеданная любовь к Богу и ближнему исполнена глубочайших страданий, но им сопутствует небесное утешение (ср.:Мрк. 10:29–30): душу животворит тот мир, который преподал Господь апостолам пред своей Голгофой. Когда же дух человека вводится в сферу светоносной любви Бога и Отца нашего, тогда забываются все боли и душа неизъяснимо блаженствует (Ин. 12, 50, 17:3). Так женщина, «когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин. 16, 21). Так и еще более радуется христианин, когда в разуме и глубоком чувстве сознает себя рожденным в Боге для вечности.

http://pravoslavie.ru/111365.html

Что для христианства свобода? Это не идея, но внутреннее состояние – независимость от страстей и пребывание в любви. Христос помещает свободу глубоко в сердце человека и связывает ее с познанием истины: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Истина есть Сам Христос (ср. Ин. 14:6), а познание Истины – возрастание в любви ко Христу. Любящий Христа свободен во Христе, любящий грех находится в рабстве у греха. Свободы по ту сторону добра и зла не существует. «Где Дух Господень, там свобода», – пишет апостол Павел (2 Кор. 3:17). Истинная свобода действует исключительно в пределах благости Божией, потому что один Бог абсолютно свободен и имеет жизнь в Себе. Поэтому лишь Он дает и жизнь, и свободу. Свобода без христианской любви закономерно превращается в произвол и рождает зло, страдание, рабство. Человеческая воля не сможет остаться нейтральной. Отказавшись от Бога, она неминуемо окажется в рабстве страстей и греха, а грех работает только в программе уничтожения. Вавилонская башня «свободы от Бога» непременно разрушится. Парадокс, но факт: человеку всегда было тяжело носить свою свободу, данную Богом. История человечества – это многосерийная кинолента о том, как человек уходит от Творца в дальнюю сторону в поиске других хозяев. Поразительно, как богодарованная свобода часто переживается нами не как благословение Божие, а как тяжкий крест, который мы пытаемся сбросить при удобном случае. Мы и хотим, и не хотим сделаться свободными. Об этом нашем состоянии и говорится в утренних молитвах: «Или хощу, спаси мя, или не хощу, Христе Спасе мой». И апостол Павел писал: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19). Удивительным образом человек может сочетать в себе и стремление к Богу, и влечение ко греху; желание быть свободным и порабощенным. Любовь к Богу и склонность ко греху, желание чистоты и зараженность пороком спутаны в душе в такой узел, какой может быть развязан одним только Господом, Который «будет судить помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12). Потому Христос даже Ангелам запрещает делать разделение между пшеницей и плевелами, приказывая подождать до жатвы Страшного суда (ср. Мф. 13:30).

http://pravoslavie.ru/104876.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010