Ист.: SynCP. Col. 199-201; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 53-54; ЖСв. Нояб. С. 135-142. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 457; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 213; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 2. С. 80-83. О. Н. А. Гимнография Память М. м. указана в Типиконе Великой церкви , отражающем кафедральное богослужение К-поля IX-XI вв., под 7 нояб.; на Пс 50 назначается тропарь 1-го гласа Τς λγηδνας τν γων (    ); на литургии - прокимен Пс 67. 36, Апостол - Евр 12. 1-10, аллилуиарий Пс 33. 18, Евангелие - Мф 20. 1-16, причастен Пс 32. 1 ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 92). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, М. м. не упоминаются. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в., относящемуся к малоазийской редакции Студийского устава, память М. м. совершается 7 нояб.; богослужебное последование состоит из канона авторства Феофана Начертанного 2-го гласа, 4 стихир и седальна ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 308). В Мессинском Типиконе 1131 г. южноиталийской редакции Студийского устава память М. м. также отмечена под 7 нояб.: совершается рядовая служба без к.-л. особенностей (см.: Arranz. Typicon. P. 50). В древнейших сохранившихся греч. и слав. редакциях Иерусалимского устава (напр., см.: Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33), Типикон серб. архиеп. Никодима 1319 г. ( Миркович. Типикон. Л. 56б)) память М. м. помещена под 7 нояб. В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. под 7 нояб. излагается устав соединения службы М. м. со службой в честь прп. Лазаря Галисийского и с рядовой службой Октоиха; М. м. назначается отпустительный тропарь 4-го гласа Ο μαρτυρς σου, Κριε (      ). Такие же указания содержатся под 7 нояб. в московском первопечатном Типиконе 1610 г. и последующих (в т. ч. в современном); М. м. также поется кондак 8-го гласа       Последование М. м., содержащееся в совр. рус. и греч. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа Ο μαρτυρς σου, Κριε (      ); кондак 8-го гласа      (Минея (МП). Нояб. Т. 1. С. 189; ср.: Амфилохий. Кондакарий. С. 239); канон авторства Иоанна Монаха с акростихом Δξα κροτεσθω Χριστς τν Μαρτρων (Слава пусть возгремит Христос мучеников) 2-го гласа, ирмос: Δετε, λαο (    ), нач.: Δετε, πιστοπαντες (Приидите, верные все) (Μηναον. Νοεμβρος. Σ. 74-84); канон, составленный Иосифом Песнописцем , c акростихом           8-го гласа, ирмос:           нач.:        (Минея (МП). Нояб. Т. 1. С. 183-192; греч. оригинал этого канона известен по рукописям - см.: Ταμεον. Σ. 80); цикл стихир-подобнов; седален, светилен (разные в греч. и рус. Минеях).

http://pravenc.ru/text/2562904.html

Чудом благодатне вере и христолике и у Богочовечанско тело Христово, сви небески и чланови Цркве су сутелесници Христови ( Еф.3:6 ): бесмртни живот, благодат Светога Духа, су Богу и светима ( Еф.2:19 ), и опште собом као делови тела, као града – Небеског (ср. Евр.12:22–23 ), мати свима ( Гал.4:26 ). Но однос чланова Цркве према по вери: према то према оним преминулим члановима Цркве су благодатно-врлинским животом на постигли савршенство душе, због чега их Бог прославио; пак према осталим несавршеним члановима. Побожно се у молитве ом односу према христоликим личностима, у врлина, у смиреном светог живота и у молитвеном благодатне свете подвижнике вере, Црква их као Бога, као богоносце, као оне у Бог неисказано диван: «диван Бог у Светима ( Пс.67:36 ). благодатне подвиге на Црква их велича као неуморне трудбенике и Христова, као Христоносце, као оне у Христос живи и обитава (Ср. Гал.2:20 ; Ин.14:23 ; 1Кор.11:1; 4:16 ). У ствари, побожно ми га Богу у Богу у Светима обитава»; га Христу у Христу живи у светим душама. побожно и молитвено, ми их ни у ком не боготворимо, не као богове, као угоднике као као Христове, као Богу, као Богу, као сунаследнике Христове, као посреднике и заступнике наше пред Богом. То побожно ми им на разне начине: празника, храмова у име, на врлине и подвиге, молитвеним Божанска светост живота на Ради тога Бог и постао човек, да нам као Богочовек покаже како се може постати божански свет. чега? светих и светих врлина. Ради тога Бог и створио човека боголиким: да би за било природно живети у Богочовеку Господу Христу, у Богочовечанском телу Цркве, и тако постати божански свет. Та благовест кроз свето Свети апостол Петар, да буду свети као што и сам Бог и Господ Христос свет, благовести: По Свецу (то по Господу Христу) вас позвао, и ви будите свети у свему писано: будите свети, сам свет ( 1Пет.1:15–16 ; ср. Лев.11:45; 19:2 ). Сам следбеницима: Будите савршени, као што савршен Отац ваш небески ( Мф.5:48 ). Сав у срцу богочовечанских благовести Спасових свети апостол Павле благовести Сам Бог мира нека вас потпуно освети ( 1Фес.5:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

    23:34. Пророков, согласно Ветхому Завету, посылал Бог, или, согласно некоторым еврейским преданиям, премудрость Божья (ср.: Лк. 11:49). Здесь их посылает Иисус.    Евреи в основной своей массе верили, что деятельность истинных пророков прекратилась в конце ветхозаветной эпохи и возобновится только в конце времен. Здесь Иисус перечисляет некоторые духовные категории: пророков, мудрых (учителей мудрости) и книжников, которые будут разъяснять Писания (ср.: 13:52).    Распятие было самой жестокой казнью, которой подвергались преступники из низших слоев населения, не имевшие римского гражданства; всякий еврей, отдававший в руки римских палачей своего собрата, естественно, вызывал у народа отвращение. Публичная порка в синагоге была формой наказания членов еврейской общины, нарушивших закон (см. коммент. к 10:17); «из города в город» — см.: 10:23.     23:35. Пролитие крови было тяжким преступлением, ответственность за которое распространялась на все общество (Втор. 21—9). Отмщение брал на Себя Сам Бог (Втор. 32:43; Пс. 78:10).    В еврейской Библии иной порядок книг, чем в современных переводах Ветхого Завета. В ней Захария — последний мученик (2 Пар. 24:20—22), а Авель — первый, как и в наших Библиях (Быт. 4:8). Иудаистскаятрадиция дополняет рассказы о мученичестве обоих праведников, утверждая, что после смерти Захарии в храме появились потоки крови, которые не остановило бы умерщвление и тысяч священников (ср. также: Быт. 4о крике крови).    Убитый в храме Захария был сыном священника Иодая (2 Пар. 24:22), а не сыном Варахииным (Зах. 1:1), который жил гораздо позднее. Но Матфей использует принятую у еврейских толкователей методику сочетания ключевых слов, объединяя двух Захариев, ссылаясь на одного и намекая на Другого, как он проделал это с АмономАмо-соми АсойАсафом в родословии в гл. 1. (Предположение о том, что имя «Захария» указывает на еще одного пророка, принявшего мученическую смерть в 67 г. н. э., не имеет под собой оснований.)     23:36. Выражение «род сей» встречается также и в Мф. 11:16; 13:39,45; 16:4;см.коммент. к 24:34. Речь идет о поколении, которое увидит разрушение храма. О грехе, который лежит на всех поколениях, и о суде, который падет на самое виновное из них, см. в Иер. 16:10—13.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Ст. 22 Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления — праздник обновления, или ханука (hanukkah), — воспоминание о восстановлении и освящении храма в 165 г. до Р. Х. после его осквернения Антиохом Епифаном. Он начинался 25-го числа месяца кислев, приблизительно совпадающего с декабрём, и продолжался восемь дней (см. 1 Мак 4:36–59; 2 Мак 1:9,18; 10:1–8; Иосиф Флавий. Древности 12:316–325). По-видимому, имеется в виду праздник обновления, ближайший по времени к тому празднику кущей, о котором говорится в 7:2,37, то есть события четырёх глав Евангелия укладываются в два месяца. И была зима — поскольку ceimun могло значить не только ‘зима’, но и ‘ветреная погода’, это, может быть, объяснение того, почему Иисус на этот раз ходил в притворе Соломоновом, а не на открытом месте. Ст. 23 В притворе Соломоновом — ср. Деян 3:11; 5:12; согласно Иосифу Флавию (Война 5:184–185; Древности 15:396–401; 20:220–221), этот притвор располагался на восточной стороне храма. По Мк 11:27 Иисус ходил в храме непосредственно перед тем, как ответил на вопрос о Своей власти и рассказал притчу о злых виноградарях. Ст. 24 Тут Иудеи обступили Его — вряд ли следует тут видеть намёк на характерное выражение Псалмов (Пс 21:13 Множество тельцов обступили меня; Пс 117:10–11 Все народы окружили меня обступили меня и др.). Долго ли Тебе держать нас в недоумении? — что означает выражение a‡rein букв. ‘забирать душу’, с полной надёжностью установить невозможно, хотя некоторые параллели обнаруживаются у Софокла, Эврипида и в современном греческом языке. Оно может значить ‘держать в неизвестности, в неопределённости’ — в таком случае к Иисусу обращаются не прямые враги, а скорее люди, которые хотят узнать истину. Но оно же могло означать ‘мучить, причинять страдание’ — в таком случае Его противники раздражены тем, что не слышат прямых претензий на царское и мессианское достоинство, которые давали бы им достаточный повод для нападения. Третье значение — ‘отнимать жизнь’, то есть ‘убивать’, в этом контексте невозможно. Если ты Христос, скажи нам прямо — слово parrhs…v ‘прямо’ одно из важных у Иоанна, см. 7:4; 16:25,29. Несмотря на совпадение с вопросом синедриона у Луки (Ты ли Христос? скажи нам Лк 22:67), более близкой синоптической параллелью кажется рассказ Марка о суде у первосвященника: вопрос-вызов, обвинение в богохульстве и немедленное нападение (Мк 14:60–65). Мотив мессианской тайны присутствует и у Иоанна, хотя выражен иначе, чем у Марка: для своих овец Иисус — добрый пастырь и Мессия, прочие не могут услышать Его голос и уверовать; таким образом, то, что Он — Мессия, ясно для первых, но остаётся тайной для вторых.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

Первым свидетельством того, что дух человеческий ожил, служит появление у человека чувства покаяния. Ведь и Спаситель начал Свое служение проповедью покаяния, и первое слово Апостолов по принятии ими Святого Духа было призывом к покаянию. Но оживление души, свидетельствуемое ревностью о спасении, есть только начало духовной жизни. Покаяние отверзает в нас дверь дальнейшим действиям Духа Божия. Дух человеческий ожил, но и грех со страстями и похотями еще не умер. Начинается невидимая брань с грехом и злой силой, содействуемая молитвой о помощи: Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны; сравните Сердце чисто созижди и дух прав обнови (Пс 50:12). Долгое время человек, укрепляемый благодатию Святаго Духа, борется с грехом; иногда — всю жизнь. И если не ослабеет вера и ревность христианина о спасении, то наступает момент в духовной жизни, когда Дух Святый преобразует его в жилище Божие. Очищенная Святым Духом, душа светлеется Тройческим единством, не явлением только богоподобных свойств, но и живым соединением Бога с духом человека 3 . Очистительными действиями Духа Божия душа преобразуется в храм Бога (1 Кор 3:16; ср. 6:19). И таким образом человек достигает цели своего подвига, ибо “цель христианского подвига, — пишет проф. С. Зарин, — стремление к Богообщению и теснейшее единение с Богом” 4 . О сем разумеем, яко пребывает в нас (Бог), — учит апостол Иоанн, — от Духа, Егоже дал есть нам (1 Ин 3:24). Братие и сестры! Откликнемся же на зов Божий, выраженный словами святого апостола Павла: Созидаетеся в жилище Божие Духом (Еф 2:22), и будем почаще призывать на помощь Духа Святаго: “Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша”. Аминь. Проповедь в неделю первую по Пятидесятнице, Всех святых Дивен Бог во святых Своих. (Пс 67:36) В нынешний день Святая Церковь прославляет память всех святых, просиявших во всех концах Вселенной. Совершается эта память в воскресение после сошествия Святаго Духа, потому что все угодники Божии соделались святыми благодатию Святаго Духа.

http://pravmir.ru/propovedi-arhimandrit-...

Ин. 16:13. 403 Кирилл Александрийский, Толкование на Евангелие от Иоанна (16:13), 10, PG 74, 444В. 404 Дионисий Ареопагит, Послание 9, 1, Сочинения, С. 828 (р. п.: С. 829). 405 В издании Христу дается следующая ссылка: Иоанн Златоуст, Слово на сказанное Авраамом, 2, PG 56, 535. На самом деле должно стоять: PG 56, 555. Однако буквально данная цитата в тексте нами не обнаружена. 406 Василий Великий, Послание 52, PG 32, 396А. 407 См. выше, примечания 373 и 374. 408 Там же, 34, PG 75, 576С. 409 См.: Иоанн Дамаскин, Точное изложение. Кн. 3. Гл. 15; Кн. 4. Гл. 18. 410 Афанасий Великий, Sermo in annuntiationem deiparae (Sp.), PG 28, 924B. 411 Дионисий Ареопагит, О небесной иерархии, 4,1, Сочинения, С. 78 (р. п.: С. 79). 412 Иоанн Златоуст, Беседа 30 на Евангелие от Иоанна, 2, PG 59,174 (р. п.: Т. 8 (1). С. 193). 413 Иов. 38:1. 414 Иов. 40:6. В славянской Библии разбивка глав здесь отличается от Сегпуагинты, так что этот стих считается 40:1. 415 Иоанн Дамаскин, Точное изложение, 1, 8, op. cit., section 8,173 (р. п.: С. 21 (93)). 416 Григорий Богослов, Carmina dogmatica, 32 PG 37, 512Α. 417 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 34, PG 75, 577A. 418 Исх. 15:18. 419 Мф. 4:4. 420 Лк. 4:22. 421 Ин. 6:63. 422 Ин. 7:38. 423 Ин. 4:14. 424 Ср. Быт. 2:10 — Река же исходит из Едема. 425 Василий Великий, Contra Sabellianos et Arium et Anomoeos, 6, PG 31, 612 С (р. п.: Творения. Ч. IV. С. 486). 426 См.: Григорий Нисский, Великое огласительное слово, op. cit., 2, 28–31 (р. п.: Мистическое богословие Восточной Церкви. С. 312). 427 «ν κρισει τους λγους οκονομοντες» — парафраз Пс. 111:5: « устроить словеса своя на суде». 428 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 34, PG 75, 577D. 429 Там же, 609Α. 430 Пс. 67:8. В тексте Писания: внегда исходити Тебе пред людьми Твоими. 431 Григорий Богослов, Слово 31, 25, PG 36, 160D–161A (р. п.: Т. 1. С. 457). 432 Кирилл Александрийский, De incarnatione unigeniti, PG 75, 1241Α. 433 Иоил. 3:1. 434

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Что же теперь скажете вы, сектанты? Вам нужно нетление мощей... Так пожалуйста, поезжайте в Белгород и убедитесь в сей истине. Только не смейте тогда уже говорить, что мощей нет, ибо вы будете говорить, по своей сожженной совести, сознательную ложь. Когда нельзя возражать против нетления, говорят: какой же он святой, если он был весьма строг и притеснял духовенство!.. А что такое ревность по Бозе? — ведь он, святитель, с одной стороны весь жил в Боге, жил для Бога, а с другой — был архипастырь, начальник; он не мог терпеть измены Богу, он требовал от своих пасомых воздавать Богу должное, служить Ему со страхом и трепетом. Ревность по Бозе снедает Меня... (Ср.: Пс.68:10; Ин.2:17). Строгость святителя Иоасафа есть лишь еще одно из доказательств его близости и преданности Богу, каковы и все угодники Божии. Можно противоречить истине, можно отвергать благодать Божию, как это делают все отступающие от Православной Церкви, но народного чувства не обманешь, — оно всегда чует истину и своим стремлением к ней свидетельствует ее достоверность. Так было и в Белгороде. Когда объявлено было о прославлении святителя Иоасафа, народ с великою радостью и любовью воспринял эту весть и пошел толпою к новопрославленному угоднику. Нужно было видеть то воодушевление, те слезы умиления во дни белгородских торжеств, какие проявил здесь народ, чтобы невольно воскликнуть: поистине дивен Бог во святых Своих (Пс.67:36). О Спасителе сказано, что Он учил как власть имущий, а не как книжники и фарисеи (Мф.7:29). А как учили книжники и фарисеи? Разве их учение было неправильное? Нет, этого нельзя сказать. Сам Христос об учении книжников и фарисеев говорит, что их учение следует слушать, но только по делам их не подобает идти, очевидно, дела их были греховны. Из этого заключай, что сила влияния пастыря, учителя, проповедника на слушателей — в его жизни, нравственности. Чем эта последняя безупречнее, тем и проповедь его может иметь больший успех. Такой проповедник будет учить как власть имущий, а не как книжники и фарисеи. К нам, пастырям, духовным делателям, все это относится. Пошли же, Господи, нам не только знание Твоего Закона, не только умение учить других словами и писаниями, но дай нам прежде всего добрую жизнь, добрые дела, ибо Ты сказал: яко видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф.5:16).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

По благословению отца наместника была отслужена всенощная с акафистом Казанской иконе Божией Матери. Отец Евлогий сам возглавил службу и благосло¬вил каждую среду в память совершившегося чуда на повечерии читать акафист Казан¬ской иконе. Всенощное бдение окончилось в 22.30 (память преподобного Иоанникия Великого). А в 23.00 аналойная икона преподобного Амвросия начала источать благоухающее миро. Икона была написана для обители летом 1988 года студентом Московской Духовной Семинарии Николаем Чернышовым. Она находилась во Введенском храме со дня Успения Божией Матери. Благоухающее миро начало появляться на иконе в области сердца и руки со свитком, на котором написан текст: " Подобает убо нудиться возрастати в смирении " . В полночь был отслужен молебен преподобному Амвросию. Икона продолжала источать миро в небольшом количестве и ночью следующего дня. Некоторые из числа братии были свидетелями этого чуда. Капли мира появлялись почти мгновенно в тех же местах, где были замечены в первый раз. Благоухание ощущалось не всеми в равной мере и не постоянно, а как бы волнами. Подлинная святыня, совершающееся на глазах чудо почти невольно вызывает трепет, благоговение. Так было и здесь. При этом не было и малого проявления восторженности и болезненной экзальтации. Царил глубокий мир, тот " свышний мир " , которого мы просим в молитвах. Все ощущали это веяние духа хлада тонка (ср.: 3 Цар. 19, 12), в котором Своей благодатью является Бог, дивный во святых Своих (ср.: Пс. 67, 36). Миро источала икона, написанная современным иконописцем,— это явление в нашей Церкви совершенно уникальное и глубоко символическое. 3/16 июля 1989 года в монастырь были перенесены обретенные мощи Оптинского старца Нектария. 4/17 сентября 1989 года в Оптиной пустыни после литургии во Введенском храме готовилась съемка программы для фестиваля киноискусства в Амстердаме. На вопрос отца Сергия о его вере кинооператор ответил отрицательно. Было неясно, как строить рассказ о монастыре для неверующего, и отец Сергий пошел поклониться мощам преподобного Амвросия, чтобы тот сам все управил, а его вразумил, что делать и как говорить.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1307...

Здесь видно влияние Феодора Студита: φωστρα ειλαμπ τος ξ γνοας κα μαρτας νυκτομαχοσιν γνωριζμενον («Светильник вечносветлый, распознаваемый теми, кто борется с ночью неведения и греха». – TheodorusStudites. Epistula. 11. (Anastasio episcopo Cnosiae). 67. Fatouros. Vol. 1. P. 36). Ср.: ωσφ περιβοητς πανταχο… («Иосиф, восхваляемый повсюду»). AndreasCretensis. Encomium in s. Nicolaum//PG. 97. 1196. Редкое слово, обозначающее помощь. ωγ βοθεια] Hesychius. A 7744. Слово, употребительное в студийской среде. См. письмо Феодора Студита к Михаилу царю: κραται χερ το θεο σζοι σε, τν κοσμοπθητον κα θεοφιλ, τν βασιλα τν χριστιανν. («Крепкая рука Бога да спасет тебя, мировожделенного и боголюбивого царя христиан». – Epistula. 429, 45). Слово, нигде более не зарегистрированное. Буквально – от обстояния. Термин, типичный для Ареопагитик. Встречается также в кондаке на Иоанна Златоуста, приписываемом Роману Сладкопевцу: τος πντας φωταγωγν, δηγν κα συνετν («Всех световодительствующий, наставляющий и вразумляющий»). Romanus (Dub.). Hymn. 63. 4. 12. in Johannem Chrysostomum. Аллюзия на 22-й псалом: «Если и пойду посреди тени смертной (ν μσ σκις θαντου), не убоюсь зла». (Пс. 22: 4). Намек на избавление св. Николаем трех граждан и двух воевод от смерти. Буквально – световодительствующий». Participium Praesentis Activi. В Новом Завете образ звезды – христологический: «Я есмь звезда светлая и утренняя» (Откр. 22: 16); в гимнографии – один из символов Пресвятой Богородицы: χαρε, στρ μφανων τν λιον· («Радуйся, звезда, являющая Солнце») (Акафист, 1-й икос). См. RomanusMelodus. Hymnus in Joannem Theologum: το ς ν βυθ π ω λε α ς κα σκ τ καθε δοντα ς κα ζλ μαρτημτων κρατουμνους νελκυσας, νδοξε («Во глубине погибели и тьме спящих и бурей грехов одержимых, ты извлек, славнее»). Hymnus 60. 22. Пс. 22: 2. δι κα τ γεννμενον κ σο γιον κληθσεται υς θεο, σμμορφος, συνομοοσιος, συναδιος τ πατρ («Посему и рождаемое от Тебя святое наречется – Сын Божий, сообразный, соединосущный, совечный Отцу»). Gregorius Nyssenus. In Annuntiationem. L. 49.

http://pravoslavie.ru/61693.html

Додд и Барретт полагают, что вариант 6 из перечисленных выше, хотя и не имеет никакой манускриптной поддержки, заслуживает внимания, т. к. логично и красиво завершает ряд аргументов, доказывающих преимущества иудеев, которые в ст. 4 и 5 три раза вводятся с помощью относительного местоимения в родительном падеже ν: «которых усыновление», «которых отцы», «из которых Христос» – «Бог которых надо всем...» 578 . Джеймс Данн, признавая, как Барретт и другие, что синтаксис предложения говорит скорее в пользу отнесения бенедикции ко Христу, приводит три группы доводов против этого: а) в ходе аргументации ап. Павла перечисление благословений Израиля естественнее закончить бенедикцией Богу Израилеву («Бог надо всем» завершает перечисление Божиих благословений Израиля, данных ему ради всех людей; в указании на Мессию достигается кульминация перечня преимуществ Израиля, но характеристика Его как «Бога надо всем» была бы неожиданной для слушателей из евреев; если бы Павел хотел выразить контраст между земной и небесной природами Христа, он употребил бы антитетический параллелизм или противительный союз); б) отнесение бенедикции ко Христу подразумевает христологию, которую мы не находим у Павла; в) отсутствие христологического смысла в доксологическом заключении ко всему разделу (11:33–36) показывает, что Павел не хотел выходить из рамок обычного иудейского богословия 579 . Томас Шрейнер упоминает 7 доводов в пользу отнесения доксологии к Богу Отцу, некоторые из которых уже знакомы нам: 1) ελογητς= в Новом Завете относится только к Богу Отцу; 2) ап. Павел не называет Христа ϑες; 3) необычный порядок слов (ϑες после ελογητς) объясняется желанием Павла подчеркнуть Божие господство надо всем (ср. Пс.67:19–20 по LXX); 4) в несомненно Павловых письмах нет доксологий Христу; 5) ближайшая параллель – Еф.4:6 , где π πντων относится к Отцу; 6) заключительное обращение к Богу типично для еврейской письменности; 7) доксология в Рим.11:33–36 не относится ко Христу, значит, это верно и для Рим.9:5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010