И совершенный в сынах человеческих и мудрый не будет в состоянии иметь живой хлеб и небесный иначе, как чрез премудрость, увещевающую: «приидите, ядите мой хлеб». И так как есть богатство, о котором апостол сказал: «богатитеся в делах добрых» ( 1Тим.6:18 ) и в другом месте: «обогатистеся во всяком разуме» ( 1Кор.1:5 ): то следует знать, что муж мудрый может собирать это богатство не иначе как получив его от Господа, Которому принадлежит это богатство. О нем и в другом месте сказано: «искупление души мужа свое ему богатство» ( Прит.13:8 ). И благодати хотя бы и образованный муж обрести не сможет, если она не будет сопровождаться ведением и не будет дана от Бога. И Павел, зная это, сказал: «паче всех их потрудихся: не аз же, но благодать Божия, яже со мною» ( 1Кор.15:10 ) и еще: «и благодать его, яже во мне, не тща бысть». И, в заключение, неведомо для человека, когда придёт время, в которое последует различный исход и конец для всех. Это по смыслу таинственному (secundum αναγωγν). В более же простом смысле, этому месту соответствует послание к Римлянам: «ни хотящаго, ни текущаго, но милующаго Бога» ( Рим.9:16 ). А сказанное: «не у мудрых хлеб» ежедневно доказывается примером многих, которые, будучи весьма умными, нуждаются в необходимом. «Не у сведущих благодать». Ибо можно видеть, что в церкви процветают некоторые самые невежественные люди: они, приобретши себе самоуверенную осанку и бойкость языка, говоря не думавши, считают себя умными и образованными, особенно если получат благосклонность толпы, которая более услаждается и увлекается легкими фразами. И наоборот муж образованный скрывается в неизвестности, терпит преследования и не только не имеет благорасположения в народе, но чахнет от нужды и бедности. А это бывает потому, что все вращается в положении непрочном и в настоящем нет воздаяния заслугам, а в будущем. Вот еще какую мудрость видел я под солнцем, и она показалась мне важною. Город небольшой, и людей в нем немного: и подступил к нему царь великий, и обложил его, и построил против него машину большую.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ибо говорит так, как бы он совершил великое нечто: Господи, услыши голос мой! Феодорита: Сказав уши внимательны, сим он наименовал действие слуха и зрение: ибо только наши глаза имеют одну зрительную силу, и ушам дано действие одного слуха; а Бог какою силою слышит, тою же и видит, и которою видит, тою же и слышит. Ибо заметь, как сказано: уши внимательны (зорки) как бы одна и та же сила Божия была и слушающая и зрящая. 3. Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? Если, говорит, Господи, испытаешь и строго рассмотришь все беззакония людей, то кто из них перенесет испытание и исследование сие? Или кто окажется безвинным и чистым? Верно, никто. Так и Соломон говорит: кто похвалится, что у него невинное сердце? или кто скажет смело, что он чист от грехов (Прит. 20, 9)? и Павел также: все согрешили и лишены славы Божией (Рим. 3, 23), и еще: ничего за собою не знаю; но тем не оправдываюсь (1 Кор. 4, 4). Двойное же: Господи, Господи! есть выражение удивления великой любви к людям и благости Божией. Златословесного: Не возможно, не возможно никому, представляя с точностью отчет в делах своих, получить когда либо милость и человеколюбие. Феодорита: Если праведно судишь держать весы правды, то кто в состоянии будет вынести приговор, произносимый ею? Тогда неминуемо все должны ожидать погибели. Яко у тебе очищение есть. Яко (на греч.) поставлено вместо: действительно. Действительно, говорит, и истинно у Тебя, Господи, собственно, снисхождение и истинное помилование; потому то и снисходительно и человеколюбиво, а не строго Ты испытываешь грехи людей. То есть не в наших подвигах (говорит златый Святитель) но от благости, говорит, Твоей зависит избавление от наказания. Сие открывая и чрез пророка, говорил: Я есмь очищающий беззакония твои (Исаия 43, 25), т. е. это Мое дело, Моей благости, Моего человеколюбия. Посему твое ни сколь не достаточно к увольнению тебя от наказания, если не присоединится то, что зависит от Моего человеколюбия. Оригена: Находящееся у Господа умилостивление за беззаконие есть Христос: ибо Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего Мира (1 Иоан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

Из последнего может следовать крайне важный вывод: «Люди, вопреки воле Божией, хотят землю превратить в рай, уничтожить зависимость свою от природы, заставить ее с покорностью раба служить не только их нуждам, но и прихотям; но мудрость Божия на каждом шагу посмеивается над ребяческими усилиями нашими, направленными к сей цели, – и это для того, чтобы мы не привязывались к земле, не гордились нашими успехами и изобретениями в житейских делах, и помнили, что жизнь на земле дана нам не для блаженства, невозможного здесь, а для приготовления к вечности» 186 . Интересно следующее религиозно-психологическое наблюдение: у некоторых представителей европейской культуры мотивом увлечения буддизмом является гордыня 187 . Более того, страсть гордости близка и самому Будде. Какие психологические мотивы отвлекли внимание царевича Сиддхартхи от греха, как первичного зла, и чрезмерно приковал его только к последствию греха, к злу физических страданий? – Может быть, это была изнеженность царевича, ведшего жизнь полную чувственных наслаждений, или, скорее всего, гордость, мешающая осознать свою греховность 188 . Для борьба с гордостью необходимы: смирение, молчание и безмолвие, воспоминание о смерти, воздержание и молитва. Страх также является одной из страстей. Его можно подразделить на несколько видов. Так, по Иоанну Дамаскину : «страх разделяется на шесть видов: на нерешительность, на стыдливость, на стыд, на изумление, на ужас, на беспокойство» 189 . В Библии неоднократно упоминается «страх великий» ( Мар. 4, 41 ; Лук. 2, 9 ; Лук. 8, 37 ; Деян. 5, 5; 5, 11 ). А в последние времена «люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную» ( Лук. 21:26 ). Но христианин должен не смущаться ни от какого страха ( 1Пет. 3:6 ). К тому же, в христианстве, как в религии любви, страх должен подчиняться любви и заменяться ею: «в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» ( 1Ин. 4:18 ). Страху, как человеческой страсти, противопоставляется «страх Господень» ( 2Пар. 17, 10 ; Прит. 1. 29, 31 ; Деян. 9, 31 ; 2Кор. 5, 11 ) или «страх Божий» ( 2Пар. 20, 29 ; Рим. 3, 18 ; 2Кор. 7, 1 ). Повиноваться друг другу в страхе Божием призывает ап. Павел ( Еф. 5:21 ). В схожем смысле он использует слово страх и в других местах: «со страхом и трепетом совершайте свое спасение» ( Флп. 2:12 ); «приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом» ( Евр. 12:28 ). Страх Господень связан с мудростью: «страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла — разум» ( Иов. 28:28 ); «Начало мудрости – страх Господень» ( Пс. 110:10 ). Страх Божий необходим и для самопознания: «в страхе Божием будем внимательны к самим себе» 190 .

http://azbyka.ru/dushevnye-sostoyaniya-v...

Иисус Христос изображает благость Божью в прекрасном образе попечения Отца небесного о самых малых предметах в природе, каковы травка полевая и птичка воздушная ( Мф. 6:25, 30 ; Лук. 12:6 ) В отношении к человеку, благость Божья открывается по преимуществу в том, что Бог Отец послал в мир Единородного Сына Своего для спасения грешников: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин. 3:15 ). Таким образом воля Божья есть в сущности своей тоже, что любовь Божья. От этого свойства Божьего ап. Иоанн заимствует даже определение всего существа Божьего: Бог есть любовь ( Ин. 4:8,16 ). Это значит, что ни одно из известных нам духовно-нравственных качеств в человеке не отражает в себе в такой степени совершенств Божьих, как чистая любовь. И человеческая любовь насколько чиста, настолько же беспристрастна; она любит одно доброе, достойное любви, и отвращается от всего, что противно добру. Тем более всесовершенная любовь не может заключать в себе никакого пристрастия, но должна быть вместе и всесовершенной правдой. Поэтому любовь Божья не только не исключает в Боге праведности или правосудия, но и необходимо предполагает в Нем это свойство. Бог любит правду и ненавидит беззаконие ( Прит. 15 ,:9). Как Сам в Себе Он свят, то есть, всегда действует согласно со Своим законом совершенной деятельности, так и от разумных существ требует святости: будьте святы, как свят Я, Господь Бог ваш ( Лев. 19:2 ; 1Петр. 1:15–16 ). Воля Божья есть святость наша (Сол. 4:3). По любви своей Бог милосерд и долготерпелив к самым грешникам и дарует им все средства к исправлению, но пренебрегающих такими средствами и злоупотребляющих Его милосердием и долготерпением Он не оставит без соразмерного их преступлениям наказания. Не обманывайтесь, Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет ( Гал. 6:7 ). У Бога нет лицеприятия ( Рим. 2: 11 ). Всякому воздается или воздано будет по делам его. ( Мф. 16:27 ). Правосудие Божье также совершенно, как и любовь Божья.

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

Итак, все находящиеся на правой стороне, это те, которым говорится: Не будь слишком праведен ( Еккл.7:16 ); а на левой те, которые слышат: Пути левые – пути развращенные ( Прит.4:28 ); пожирающий огонь истребит [их]; а после уничтожения врагов и исчезновения их, Иерусалим, т. е. Церковь , снова получит прежнюю славу, и будет в своем положении; а палатки Иуды спасутся; собрания христиан будут распространены по всему миру; из них как бы из шатров и палаток мы желаем идти в тот дом, который не создан руками, и в небесный Иерусалим. Поэтому же жилища народа и всех, носящих имя Христиан и причисленных к простому народу, получат прежний мир, после того как владыки церквей будут осаждены и обращены в бегство, чтобы учители и наставники не воображали, что мир возвратился к церквам вследствие их учения и мудрости, а верили, что вследствие помощи от Господа. LXX: И будет в день тот, Я озабочусь удалить все народы, устремляющиеся против Иерусалима и излию на дом Давида и на жителей Иерусалима Духа благодати и милосердия. – В день тот, когда Господь будет покровительствовать жителям Иерусалима, Он озаботится сокрушить все народы, которые направляются против Иерусалима. Но сокрушит Он их не на погибель, а на возвышение, с тем, чтобы они перестали враждовать против Иерусалима и начали быть в числе жителей Иерусалима; действительно, если Он из ничего сотворил все, то, конечно, сотворил не для того, чтобы погубить, но чтобы сотворенное спаслось по Его милосердию. Посему и в [книге] Премудрости, приписываемой Соломону (если однако угодно кому принимать эту книгу) мы находим слова: Он создал, чтобы все было, и рождения мира спасительны, и не будет для них яда смертоносного. ( Прем.1:14 ). В самом деле, как Господь пришел, чтобы взыскать погибшее, и спас род человеческий, так и народы Он погубит только в том отношении, в каком они были народами враждебными. Потом следует: Излию на дом Давида и на жителей Иерусалима Духа благодати и милосердия. Об этой благодати писал и Павел: Благодать Божия излилась в сердца наши [или: ваши] чрез Духа Святаго, данного нам ( Рим.5:5 ) И в вышеназванном свитке [Премудрости] есть место: Что есть на небе, кто [это] исследует, если бы не то, что Ты дал Премудрость и послал Духа Твоего Святаго с высоты, и таким образом исправились пути живущих на земле, и люди научились тому, что угодно Тебе ( Прем.9:16–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Канон на великий Четверток Песнь 1-я. Ирмос. Сечением разделяется Чермное море и волнообильная бездна изсушается, соделавшись удобопроходимою для безоружных и в то же время гробом для вооруженных; посему воспевается богоугодная песнь: Христос Бог наш торжественно прославился. Сотворившая и сохраняющая все живущее, безпредельная Премудрость Божия создала себе жилище от чистой безмужной Матери; ибо облекшись в храмь телесный, Христос Бог наш торжественно прославился (Прит. 9:1; Иоан. 2:21). Преподавая таинство возлюбленным Своим, истинная Премудрость Божия уготовляет душепитательную трапезу и предлагает чашу безсмертнаго пития верным; приступим же благочестиво и будем взывать: Христос Бог наш торжественно прославился (Прит. 9:2; Матф 26:26). Внемлем все верные призывающей возвышенным гласом несозданной и самосущей Премудрости Божией; ибо она взывает: вкусите, и познав, что я Христос, восклицайте: Христос Бог наш торжественно прославился (Прит. 9:3; Псал. 33:9). Песнь 3-я. Ирмос. Будучи Господом и Создателем всего, безстрастный Бог уничижив себя возсоединил с собою создание, и сам себя предложил в Пасху тем, за которых готовился умереть, взывая: ядите тело Мое и утверждайтесь в вере (1 Кор. 5:7; Мф. 26:26). Искупительною для всего рода человеческаго собственною чашею напоил ты, Благий, учеников своих, наполнив ее веселием; ибо ты приносишь сам себя в жертву, взывая: пийте кровь Мою и утверждайтесь в вере (Прит. 9:5; Мф. 26:27). Безумный человек, находящийся между вами предатель, предсказал ты, Незлобивый, ученикам своим, не познает сего и как неразумный не уразумеет; но вы пребывайте во Мне и утверждайтесь в вере (Псал. 91:7; Иоан. 15:4). Песнь 4-я. Ирмос. Пророк, прозрев неизреченное таинство твое, Христе, провозгласил: крепкую и сильную любовь явил ты, Отец милосердый; ибо ты, Благий, послал единороднаго Сына для очищения мира (Авв. 3:4; Рим. 8:32). Шествуя на страдание, источившее всем потомкам Адама безстрастие, сказал ты, Христе, возлюбленным своим: с вами возжелал я причаститься сей пасхи; ибо Отец послал меня единороднаго для очащения мира (Лк. 22:15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3570...

Таких отвращается божественный апостол ( Рим. 16, 18 ) по множеству нечестия их, как написано: терние прозябает в руках праздных, и пути праздных исполнены терния ( Прит. 15, 19 ). Глава XI. Кто празднен, тот без дела и без пользы. Таковы пути всех тех, которые не трудятся, но охотятся словами и воображают себе, что это праведно и для них полезно. Труды таковых подобны вдовицам праздным и болтливым, которыя шатаются и обходят по домам ( 1Тим. 5 ) в болтливости своей, и охотятся словами праздными, и переносят из дома в дом в преувеличении многое без страха Божия, и вместе с тем, в бесстыдстве своем, говорят разныя слова, под предлогом научения. О если бы они были учители истиннаго учения, и были блаженны! Но они докучны, не понимая чего хотят, и утверждая чего нет, поскольку хотят быть учителями и хвастаются знанием того, что говорят, и торгуют нечестием во имя Христово. Это свойственно многим, но не подобает рабам Божиим. Они не слушают говорящаго: пусть не многие будут учителями между вами, братие, и не все будьте пророками. «Кто в слове не согрешает, сей совершен муж, силен обуздати» и поработити «все тело» свое ( Иак. 3, 1–2 ) и: если кто говорит, пусть говорит в слове Божием ( 1Пет. 4, 11 ). И: если есть в тебе разумение, преподай слово брату твоему, а если нет, положи руку твою на уста твои: ибо во время надо молчать, и во время говорить ( Еккл. 3, 7 ). И опять говорит: кто говорит в свое время, благо тому ( Прит. 25, 11 ). И еще говорит: да будут речи ваши основаны во благодати ( Кол. 4, 6 ). Дело человека – знать, каким образом предложить слово всякому человеку в своем месте. Кто говорит что ни попадет на язык, тот всегда заводит прения, и кто говорит излишния слова, умножает болезнь ( Сир. 20, 8 ), и скорый губами своими падает в злая ( Прит. 13, 3. 18 ; Еккл. 10, 12 ): ибо дерзостию языка приводит гнев, а неиспорченный (человек) хранит язык свой и соблюдает душу свою в живот ( Прит. 16, 26–27; 21, 23 ). Те, которые «благословением и благими словесы прельщают сердца незлобивых» ( Рим 16, 18 ), – ублажая их, обманывают их.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

1)    Апостол Павел в слух язычников так изображал благотворительный промысел Божий о всех людях : сотворил есть от единыя крове весь язык человечь, жити по всему лицу земному, уставив предучиненныя времена и пределы селения их . взыскати Господа, да поне осажут Его и обряшут, яко не далече от единаго коегождо нас суща. О нем бо живем, движемся и есмь ( Деян.17, 24–28 ). Разумное Божие яве есть в них . Бог бо явил есть им . Невидимая бо Его от создания мира помышляема видима суть и присносущная сила Его и божество , во еже быти им безответным ( Рим. 1, 19. 20 ). По сим словам Господь, несмотря на грехи человеков, близок ко всем человекам: всем благотворит ; Он расселил народы по лицу земли, определил каждому из них место и время, Им все живем, движемся и существуем, – и все это для того, чтобы люди искали Бога своего, по крайней мере осязали Его, если не способны видеть. Он вложил в душу способности познавать Его. Потому-то те из язычников, которые совсем теряли истинного Бога, безответны в своем нравственном положении. В других местах св. писание вручает во власть единого мироправителя Бога не только судьбу царств и народов ( Дан. 2,21 . Прит. 21,1 . Ис. 10, 15 . Иер. 18, 7 ), но и судьбу каждого человека ( Прит. 20, 21 . Иов. 31, 4 . Иер.10, 23 . Псал. 138, 3 . Быт. 50, 20 . Маф.6, 25–31); выполнение самых намерений, тем более дел, поставляет в зависимости от воли Божией ( Иак. 4, 11. 15 . 1Кор. 16, 7 . Рим. 1, 10. 15. 32 . Прит. 16, 1–3 . Иов. 5, 11–13 . Исх. 10, 7 ).– И оно же свидетельствует нам, что хотя времена язычников, по сравнению с временами христианства, были временами неведения, но и некоторые из язычников исповедывали: мы Его и род. Здравый разум не может отказаться от веры в промыслительную любовь Божию. -Обращаясь к судьбе рода человеческого, он не может не заметить особенно той поразительной истины, что если порча рода человеческого не достигает крайняго разрушительнаго степени, до какого она достигает в частных лицах и поколениях, – то это зависит от всемощной благой силы Промыслителя. Против сего зла промысл употребляет переселение народов; с сим переселением неразлучно бывает смешение племен, а с тем вместе порча одной нации останавливается действием начал нравственных и физических, заимствуемых от другой и так. образом, происходит взаимодействие сил в пользу человечеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Как говорит и Писание: никого не любит Господь, токмо сего, иже с премудростию пребывает ( Прем.7:28 ). Сия-то премудрость (слушание премудрых слов Господних) и устрояет, как сказано, други Божии и пророки. Так и Господь говорил ученикам Своим: вы друзи Мои есте ( Ин.15:14 ). Иже есть от Бога, глаголов Божиих послушает ( Ин.8:47 ). Те, которые не от крови только, не от похоти плоти, но и от Бога родились (ин.1:12, 13), которым дал Бог власть не именоваться только, но и быть чадами Божиими, когда приходят в возраст совершенного о Христе человека, те говорят Ему: Господи! к кому идем? Ты имеешь глаголы живота вечного. Таков был и Давид, для которого закон Господень был утешением и который потому просил: яви милость рабу Твоему, – не отнимай никогда от уст моих слова истины, – и давал такое обещание: вовек не забуду повелений Твоих; ибо Ты ими оживляешь меня ( Пс.118:92, 93 ). Но не таковы те, которые по уму своему все еще остаются, как глупые дети, – весьма неразумны и любят более слушать о суетном и толковать о делах человеческих. Ныне же подумаем и мы, братия, о том, что лучше – проводить ли время в суетных разговорах, или слушать о Божественном? Пересказывать ли друг другу о делах соседа, или беседовать о том, что Бог повелел нам делать, чтобы получить от Него жизнь и вечную радость? Ответом на сие, а вместе с тем и вразумлением может служить слово истины: оставляющий учение и завета Божественного забывший, постави дом свой при аде ( Прит.2:17 ). Божия же премудрость вещает: Мене же слушаяй, вселится на уповании и почиет без страха от всякого зла ( Прит.1:33 ). Не сообразуйтеся веку сему, – говорит еще нам Божественное Писание, – не живите сообразно с людьми мира, сынами века сего, которые уделом избрали здешнюю жизнь и помышляют только о земном и которых конец – погибель ( Фил.3:19 ); вы же преобразуйтеся обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая и полезная ко спасению ( Рим.12:2 ). К сему привлекает нас и премудрость Божия: вас, о человецы, молю, – возжелайте словес моих; возжелание премудрости возводит к Царству вечному ( Прем.6:11, 20 ). Оставите безумие, живи будете, да во веки воцаритеся ( Прит.9:6 ). Только бояйся Бога и держайся закона Его постигает премудрость ( Прем.1:4 ; Сир.15:1 ). Напротив же всех, отступающих от уставов Божественных, Господь низлагает, как сказано, и, как изгарь, отметает их ( Пс.118:119 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Притча дает также уразумети правду истинную (Прит. 1:3)… Но как есть правда, собственно в нас находящаяся, именно: присвоение каждому должного, и хотя мы не достигаем сего в точности, однако же, поступая с самым правдивым расположением, не уклоняемся далеко от цели, так есть правда, постигающая нас с небеси от праведного Судии, – правда то, исправляющая, то вознаграждающая, в которой многое для нас неудобообъяснимо по высоте заключающихся в ней определений. О ней, думаю, говорит псалмопевец: правда Твоя, яко горы Божия (Пс. 35:7). Итак, книга сия обещает эту подлинно истинную и Божию правду представить в ясности упражнявшимся в приточном учении… Поэтому уразумети правду истинную подлинно есть дело великого ума и самого совершенного сердца… А едва ли книга сия не обещает и того, что обучившийся притчам будет уже в состоянии заняться точным изучением богословия. Ибо истинная правда есть Христос, Иже бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление (1 Кор. 1:30). С познанием правды истинной сопряжено и то, чтобы суд исправляти (Прит. 1:3). … Поелику в нас есть какое-то естественное судилище, на котором различаем доброе и лукавое, то при избрании того, что делать, необходимо нам составлять правильные суждения о вещах и, подобно судье, который беспристрастно и со всею справедливостию дает приговор тяжущимся, доверять добродетели и осуждать порок… Когда каждая заповедь судится у тебя с противоположным ей пороком, тогда закону Божию доставляй победу над грехом… Если сделаешь, что в каждом деле будет препобеждать у тебя лучшее, то будешь блажен в день оный, егда судит Бог тайная человеком, по благовестию нашему между собою помыслом осуждающим или отвещающим (Рим. 2:16, 15), не пойдешь осужденным за преклонность к худому, но почтен будешь венцами правды, какими в продолжение всей своей жизни сам ты увенчивал добродетель. Сколько же благ доставит тебе книга Притчей, научающая знать истинную правду и суд исправляти? Что же еще, кроме сего? Сказано: да даст незлобивым коварство, отрочати же юну чувство же и смысл (Прит. 1:4).

http://sedmitza.ru/lib/text/431606/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010