Но вернемся к Исааку и выкопаем с ним «колодези воды живой». Даже если филистимляне противодействуют, даже если они спорят и бранятся, давайте упорно копать с ним колодцы, чтобы и о нас сказали: «Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя» ( Прит.5:15 ). И давайте выкопаем их столько, чтобы воды из этих колодцев разлились по улицам (ср. Прит.5:16 ), чтобы нашего знания Писаний хватило не только для нас, но чтобы могли мы учить и наставлять других, чтобы и люди пили, и скоты пили. Пусть слушают мудрые, пусть слушают неискушенные, ибо учитель Церкви должен «мудрецам и невеждам» ( Рим.1:14 ). Он должен дать напиться и людям, и скотам, ибо и пророк сказал: «Человеков и скотов хранишь Ты, Господи!» ( Пс.35:7 ). Просвещает нас и очищает наши сердца Сам Господь Иисус Христос Спаситель наш, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия XIV. На то, что Господь явился Исааку у колодца клятвы, и о завете, заключенном с Авимелехом 1 . Сказано в пророках от лица Господа: «Я говорил к пророкам, и умножал видения, и чрез пророков употреблял притчи» ( Ос.12:10 ). Это утверждение означает следующее: хотя Господь наш Иисус Христос един в Своей сущности и является никем иным, как Сыном Бога, тем не менее, Он предстает различным и многообразным в образах и символах Священного Писания. Например, насколько я помню, выше мы объясняли, что Исаак, когда его приносили во всесожжение, явился прообразом Самого Христа. Но Его символизирует и овен. Далее я скажу, что Он предстает в образе ангела, Который беседует с Авраамом и говорит ему: «Не поднимай руки твоей на отрока» ( Быт.22:12 ), ибо Он говорит ему: «Так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я благословляя благословлю тебя» ( Быт.22:16–17 ). Сказано, что Он – овца, или агнец, принесенный в жертву на Пасху (ср. 1Кор.5:7 ), Он предстает в образе пастыря доброго Своих овец ( Ин.10:11, 14 ; Евр.13:20 ), Его описывают как первосвященника, приносящего жертвы ( Евр.5:1–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

«Приказы командира не обсуждаются, а выполняются» – эта военная формула довольно точно характеризует и подходит для внутрикультовой ситуации Свидетелей Иеговы. Они верят, что «верный раб» не может быть не прав, а если не прав, то это дело Самого Иеговы, а не Его земных служителей. Свидетели Иеговы, подобно военным, находятся в полном распоряжении верного и благоразумного раба – командира в организации. И какие бы ошибки не совершались в руководстве Общества Сторожевой Башни, все должны бесприкословно исполнять, не сомневаясь в мотивах и последствиях. Многие Свидетели Иеговы уверены, что если они не будут проповедовать, то не спасутся, а чем больше они будет проповедовать, тем более вероятно и надежно, что они будет спасены и переживут Армагеддон. Косвенным образом количество часов, отданных для служения на дело организации начинает влиять на спасение. Выводы неутешительные. Человек должен надеятся только на Господа и верить только Ему:«и кто надеется на Господа, тот блажен». ( Прит.16:20 ); «Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование – Господь». ( Иер.17:7 ). Вместо этого Свидетели Иеговы надеются на собственные усилия и на организацию, которая ведет по «верному пути», заменяя собой руководство Святого Духа:«Кто надеется на себя, тот глуп» ( Прит.28:26 ); «проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою» ( Иер.17:5 ). Библия всегда напоминает нам, что прежде всего мы ответственны напрямую перед Богом, никто не в праве замещать Его функции и обременять других учениями человеческими: «Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу». ( Рим.14:12 ). Сладость гонений Ссылка на гонения – это один из встречающихся элементов в различных культах, предназначенный для утверждения собственного культа как истинной религии. Легко используя пророческие слова Иисуса Христа о гонениях, Свидетели Иеговы сопоставляют это с реально происходящими гонениями на себя. Поэтому Свидетели Иеговы считают, что таким образом Иисус пророчествовал именно о них, и, следовательно, именно они являются этой единственной истинной Божьей организацией.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Итак, истинная цель наказания есть справедливое возмездие, дабы «суд возвратился к правде» ( Пс. 93: 15 ), дабы «все заповеди Божии утвердились» ( Пс. 110: 8 ) и человек пожал то, что посеял ( Гал. 6: 7 ). Наказание есть божественная реакция против неправды греха; «ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» ( Рим.1: 18 ). Оно есть праведное воздаяние за грех, которое, падая на голову грешника, заставляет его вкушать плоды дел своих, и этим восстановляет нарушенный грехом нравственный миропорядок 732 . Что исправление виновного необходимо не входит в понятие о цели наказания, а имеет только побочное значение, это ясно видно из беседы Спасителя о последнем суде Его, где всем осужденным произносится приговор отвержения от лица Божия ( Мф.2: 41–46 ). Здесь нет речи об исправлении, а только о воздаянии. Но пока длится время благодати, время воспитательного промышления Божия о спасении человека (Иезек. 18: 23), без сомнения, наказание может иметь свойство и исправительной меры. «Сын мой! Не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» ( Евр. 1 :, 5–6. Ср. Прит. 3: 11–12 ). Тем не менее повторяем: наказание есть прежде всего праведное воздаяние за грех ( Рим.2: 5 ). Можно, конечно, сказать, что грешник носит свое наказание в себе самом, в том беспокойстве, в той тревоге, которая наполняет его сердце, и чем глубже впадает он в грех, тем более исполняется на нем изречение: «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое» ( Рим.2: 9 ). Но правосудие Божие проявляется и во внешнем состоянии человека, в тех превратностях жизни, которые в качестве наказания постигают его. Самое же страшное проявление наказующей правды Божией бывает тогда, когда грех сам становится возмездием за грех, когда Сам Бог предает людей их собственным грехам ( Рим.1: 26–28 ), ослепляет их глаза, окаменяет их сердца, так что они не видят своими глазами и не разумеют своим сердцем ( Ин.12: 40 ); мера их беззакония исполняется, и их постигают тем большие наказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

1.1. Те, кто выше, всегда принимают на себя грехи и ошибки тех, кто ниже. Ибо и Апостол говорит: «Вы, сильные, должны сносить немощи бессильных» ( Рим.15:1 ). Если израильтянин, то есть мирянин, согрешит, то сам он не может снять с себя грех – ему нужен левит, ему требуется священник, вернее, он взыскует чего-то более высокого – чтобы получить прощение грехов, ему необходим первосвященник. Если же проступок совершит священник или первосвященник, он сам может очистить свой грех, но только если он не согрешил против Бога; ибо прощения такого рода грехов, как читаем мы в букве закона, добиться не так легко. 1.2. Все это мы сказали в отношении того, что сегодня читалось нам: «И сказал Господь Аарону: ты и сыны твои и дом отца твоего с тобою понесете на себе грех святых» ( Чис.18:1 ). Этот отрывок можно истолковать так: «ты и сыны твои и дом отца твоего с тобою понесете на себе грех святых» свидетельствует о том, что первосвященник жертвует за грех каждого и очищает того, за кого он принес жертву. При этом мне не кажется избыточным упоминание о грехах святых, ибо это слово повторяется во многих местах Писания. И потому должно спросить, как получается, что святыми названы те, чьи грехи записаны. 1.3. Некоторые думают, что как только кто-то становится святым, то больше уже не может грешить и считается безгрешным. Это не так, ибо если бы святые не грешили, то не было бы написано: «Понесете на себе грех святых». Если бы святые были без греха, Господь не сказал бы через пророка Иезекииля ангелам, посланным покарать грешников: «Начните со святых Моих 23 ». Если святые безгрешны, как же тогда они первыми претерпевают наказания за грехи? Если бы святые были без греха, в Писании не было бы сказано: «Праведный в начале слов становится своим обвинителем» ( Прит.18:17 ). Если бы святые были без греха, апостол Павел не сказал бы, когда писал римлянам: «Ради пищи не разрушай дела Божия» ( Рим.14:20 ), тем людям, которым в начале послания он написал: «Всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым» ( Рим.1:7 ). И опять же Апостол, обращаясь к коринфянам, говорит: «Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа» ( 1Кор.1:1 ), и немного ниже: «Церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым» ( 1Кор.1:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

    «Плотские помышления суть вражда против Бога» (Рим. 8:7).     «Грех Иуды написан железным резцом, алмазным острием начертан на скрижали сердца их и на рогах жертвенников их» (Иер. 17:1).     «Облечется проклятием, как ризою, войдет оно, как вода, во внутренность его и, как слей, в кости его» (Пс.108:18).     «Да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью» (Рим. 6:12, 14).     «Тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8:20—21).     «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор.15:33). Малая закваска заквашивает все тесто» (Гал.5:9). Часть IV. Возрасты естественного человека...    Человек естественный, или внешний, по причине непрерывно действующей в нем плотской силы и бессилия духовного, нисходит во глубину зол (Прит.18:3) по степеням, или возрастам. Это явствует из постепенного его преуспеяния во зле, по слову апостола (2Тим.3:13); из постепенности наказаний, ему предназначаемых; из преемственности и постепенности всех вещей. Ибо все в мире, как удостоверяет опыт, растет; одни вещи видимым образом продолжают, а другие оканчивают свое бытие; посему и зло, в вещах и существах заключающееся, не может оставаться в одной и той же степени. Объяснение возрастов естественного человека    Объяснение возрастов, или степеней плотской силы мы встречаем в разных местах Св. Писания, как например: нечестивый «зачинает неправду, носит в себе болезнь и рождает беззаконие» (Пс.7:15), «беззаконие замышляет на ложе своем, становится на недобрый путь, не гнушается злом» (Пс.35:5), «ходит на совет нечестивых, останавливается на пути грешных и сидит в собрании развратителей» (Пс.1:1), как должно заключить по свойству противоположности состояний нечестивого и благочестивого человека. Сила плоти непрестанно растет, если нет к тому препятствий, а потому имеет почти бесчисленные возрасты. Но мы, чтобы сказать о сем предмете определеннее, рассмотрим здесь прежде всего три ее возраста, а именно: младенческий, юношеский, мужеский.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Поэтому, если мы доблестно сражаемся под водительством Иисуса, то должны отсечь от себя пороки и «мечом духовным» перерезать жилы всем коням сквернейших пороков. Однако мы должны также сжечь колесницы, то есть удалить от себя всякий дух высокомерия и гордыни, чтобы уже больше не полагаться на коней и колесницы, а призывать имя Господа Бога нашего (ср. Пс.19:8 ). И как мы исполним в себе сказанное, чтобы «не осталось никого дышащего» ( Нав.11:11 )? Посмотрим, кому повелением Господа запрещено дышать. Предположим, что в моем сердце поднимается гнев, но я сдерживаю свою ярость и не позволяю ей воплотиться в поступках – из-за страха или опасаясь будущего суда, но этого, как сказано, недостаточно; ты должен сделать так, чтобы не осталось в тебе места ни малейшему движению ярости. Ибо если душа вспыхивает и раздражается, даже если это не влечет за собой никаких действий, такое душевное волнение недостойно воина Иисуса. То же самое и в отношении сладострастия, уныния или любого другого порока. Ученик Иисуса должен поступать так, чтобы никакая страсть не дышала в его сердце, потому что если в нем останутся незначительный порок или привычка или помышление, со временем они будут незаметно возрастать и набирать силу, пока, наконец, не вернут нас на нашу «блевотину» ( Прит.26:11 ), и когда это происходит, «бывает для человека того последнее хуже первого» ( Лк.11:26 ). Об этом в Псалтири говорит и Пророк: «Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень» ( Пс.136:9 ). И, разумеется, этих вавилонских младенцев должно понимать не иначе, как «злые помыслы», которые смущают и приводят в замешательство наше сердце. Вавилон именно это и означает. Дурные помыслы, когда они только еще зародились и не успели обрести силу, необходимо схватить и разбить о «камень», который есть «Христос» ( 1Кор.10:4 ); их повелевается убить, чтобы в нас «не осталось никого дышащего». И если блаженно хватать и разбивать вавилонских младенцев о камень, убивая дурные помыслы сразу, как только они зародились, то так же надо понимать как блаженство и совершенство, если мы не оставляем в себе ничего языческого, что могло бы «дышать». 4 . Сказано: «Всех царей Иисус побил мечом» ( Нав.11:12 ). Во всех нас «царствует грех» ( Рим.6:12 ), во всех нас правили пороки и все мы были под властью греха, как и Апостол говорит: «Все согрешили и лишены славы Божией» ( Рим.3:23 ). Но у каждого был свой царь, который правил и властвовал над ним. Например, в одном основала себе царство жадность, в ином – гордость, в ином правила ложь, над иным владычествовало сладострастие, в ином царем был гнев. И поскольку это так и в каждом из нас царствует грех , поверь апостолу Павлу, сказавшему: «Да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его» ( Рим.6:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Так и соблазн принять участие в массовых антиправительственных выступлениях - кто-то покорится слову Божию “с мятежниками не сообщайся” (Прит.24:21), кто-то выстроит систему оправданий - и именно это и можно наблюдать чаще всего. Например, весьма изощренным перетолкованиям подверглись известные слова Апостола Павла в Рим 13. “Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь” (Рим.13:1-7) Одни писали о том, что, согласно конституции, высшей властью является народ, а не Янукович, и выступления против последнего от имени “народа” превосходно согласны со словами Апостола. Другие - что Апостол имел виду не то, что “всякая власть от Бога”, а что “только та власть, которая исполняет свою миссию наказывать злодеев и поощрять делающих добро - от Бога”, и, таким образом, здесь никак не может идти речи о злодейской власти Януковича. В самом деле, не может же Апостол требовать от нас покоряться Гитлеру или Сталину? А Янукович - это такой же Гитлер. Ну почти. По его приказу были зверски избиты студенты. Насилие “Беркута” против протестующих вызвало крайнее негодование - и сильное повышение эмоциональной температуры. Конечно, сторонние наблюдатели через какое-то время стали указывать на вопиющую бессвязность поведения сторонников Майдана. Очень скоро оказалось, что когда на востоке страны стали делать то же самое, что и в Киеве - захватывать административные здания - тот же текст Рим.13 приобрел самое прямое и буквальное значение, и Александр Турчинов, охотно снимавшийся то с автоматом, то за крупнокалиберным пулеметом, оказался начальствующим, который имеет полное право носить меч - и пускать его в ход.

http://radonezh.ru/analytics/opyt-posyus...

2 .2. Часто также мы ошибаемся в своих суждениях о счастье или несчастье наших ближних. Счастливым, например, называем какого-либо грешника потому только, что он богат, поль­зуется отличиями и почестями, предается удовольствиям. А того не знаем, что этот человек, может быть, терпит величайшие семейные бедствия, которые только прикрывает; что этот чело­век, может быть, несет крест от своих, раздирающих душу, страстей и пороков, изнуряющих его силы, подвергающих его различным болезням и преждевременно приближающих его к могиле; что он часто терзается мучениями совести, стыдом, страхом наказаний временных и вечных. Несчастным, напротив, называем какого-либо праведника потому, что он беден, не удостаивается мирских почестей, не наслаждается удовольствиями, – тогда как душа истинного праведника вовсе и не жаждет земных благ, которые, следовательно, и не могли бы составить для него счастья; а истинное счастье для правед­ника заключается – в сознании своей правоты и невинности, в спокойствии совести, в духовной радости ( Рим. 14:17 ) и в на­дежде удостоиться вечно-блаженной жизни за гробом. 2 .3. Если Бог действительно попускает нередко людям благочестивым терпеть на земле бедствия, то это для их же пользы. И, во-первых, нет ни одного праведника, который бы был со­вершенно чист от всякого греха ( Прит. 24:16 ; 1Иоан. 1:8 ): посреди бедствий и скорбей душа праведника очищается, как золото в горниле ( Прем. 3:6 ; 1Петр. 1:6–7 ). Во-вторых, бедствия и искушения более и более укрепляют праведников в добре, возвышают их нравственное достоинство, соделывают любовь их к Богу и добродетели чище и бескорыстнее, и открывают в них новые добродетели: терпение, великодушие, мужество и другие: и не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает ( Рим. 5:3–5 ); посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется ( 2Кор. 4:16 ). В-третьих, бедствия и искушения способствуют возвышению будущей славы праведников: ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия. И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его ( Прем. 3:4–5 ); ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу ( 2Кор. 4:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

2.2. Часто также мы ошибаемся в своих суждениях о счастье или несчастье наших ближних. Счастливым, например, называем какого либо грешника потому только, что он богат, пользуется отличиями и почестями, предается удовольствиям. А того не знаем, что этот человек, может быть, терпит величайшие семейные бедствия, которые только прикрывает; что этот человек, может быть, несет крест от своих, раздирающих душу, страстей и пороков, изнуряющих его силы, подвергающих его различным болезням и преждевременно приближающих его к могиле; что он часто терзается мучениями совести, стыдом, страхом наказаний временных и вечных. Несчастным, напротив, называем какого либо праведника потому, что он беден, не удостаивается мирских почестей, не наслаждается удовольствиями, — тогда как душа истинного праведника вовсе и не жаждет земных благ, которые, следовательно, и не могли бы составить для него счастья; а истинное счастье для праведника заключается — в сознании своей правоты и невинности, в спокойствии совести, в духовной радости (Рим. 14:17) и в надежде удостоиться вечно-блаженной жизни за гробом. 2.3. Если Бог действительно попускает нередко людям благочестивым терпеть на земле бедствия, то это для их же пользы. И, во-первых, нет ни одного праведника, который бы был совершенно чист от всякого греха (Прит. 24:16; 1 Иоан. 1:8): посреди бедствий и скорбей душа праведника очищается, как золото в гор н иле (Прем. 3:6; 1 Петр. 1:6—7). Во-вторых, бедствия и искушения более и более укрепляют праведников в добре, возвышают их нравственное достоинство, соделывают любовь их к Богу и добродетели чище и бескорыстнее, и открывают в них новые добродетели: терпение, великодушие, мужество и другие: и не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает (Рим. 5:3—5); посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4:16). В-третьих, бедствия и искушения способствуют возвышению будущей славы праведников: ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия. И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его (Прем. 3:4—5); ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу (2 Кор. 4:17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

    «Но они говорят: «Не надейся; мы будем жить по своим помыслам и будем поступать каждый по упорству злого своего сердца " " (Иер.18:12).     «Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью» (Еф.4:19).     «Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления (Прит. 29:1). Видел я нечестивца грозного, разросшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву; но он прошел, и вот нет его; ищу его и не нахожу» (Пс.36:35—36). Часть V. О зачатии и рождении сокровенного сердца человека...    Для удрученного отчаянием и бесчисленными скорбями естества человеческого «сокровенный сердца человек», зачинаемый и рождаемый в сердце, есть врачевство и утешение, чаяние всей видимой твари (Рим. 8:19—21), решительное стремление познавать и исполнять волю Божию и «цель искупления» нашего. Чтобы полнее изъяснить, каким образом новый человек зачинается и рождается в сердце, нужно раскрыть: возможность его зачатия и рождения; понятие о Зачинающем и Рождающем; самое действие зачатия и рождения. Возможность зачатия и рождения сокровенного сердца человека    Сердца всех людей, заключенных под грехом, могут быть открыты для зачатия и рождения в них нового, сокровенного человека, в каком бы состоянии они ни находились: неведения, как язычники (см. Деян.17:30), или нерадения, или неправоты, или рабства, или лицемерия, или самопрельщения, или ожесточения, и даже отчаяния. Возможность такого зачатия и рождения явствует из свойства благодати Божией, преизбыточествующей при умножении греха (Рим.5:20); из свойства духовного зачатия, которое объясняется в Св. Писании через уподобление огню, все истребляющему, и молоту, стирающему камни (Иер.23:29; Евр.12:29), узким вратам и тесному пути, вводящему в жизнь (Мф.7:13); из свойств плотского человека. Ибо никто до кончины своей не нисходит в совершенную глубину отчаяния; луч надежды не погаснет до тех пор, пока в жизни, подверженной переменам, остается еще возможность исправить и изменить собственное произволение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010