Не удалось извлечь искомое из базы (((

тексте. И мониста – бусы, ожерелья. Запстї то же, что «обручи» – здесь соответствует гр. τ περιδξια. И хджны усерзи – κα τ ντι; в русско-евр. волшебные привески. По смыслу евр. названия, это были амулеты (выделанные из драгоценных камней или другого какого-либо высокоценного материала). Последнее слово стиха по гр.-слав. переводу более соответствует первому русскому: серьги. В евр. тексте по русскому его переводу называются ещё: поясы – украшение девиц, особенно невесты ( Иер.2:82 ), и сосудцы с духами. 20–22. По русскому переводу: перстни (в слав. то же слово стоит в стихе предыдущем=по греч. τος δακτυλους) и кольца в носу. Соответствующих слов в славянском переводе нельзя указать. По слав. переводу ст. 20 слова: и «багряницы и пребагряная» соответствуют греческим κα τ περιπρφυρα κα τ μεσοπρφυρα=одежды или только обшитые по краям пурпуром, или сотканные отчасти из пурпура. По русскому переводу этим словам соответствуют слова ст. 21: верхнюю одежду и нижнюю (в евр. тексте множ. ч.), с евр. точнее – «дорогие или праздничные одежды (=одежды, которые часто снимают, щадят, берегут) и мантильи или накидки». Платки или шали, которыми покрывались евр. женщины (греч. τ πιβλματα в слав. не выражено). Утварь храмню – τ κατ τν οκαν, русск. кошельки, вернее карманы. Свтла Лакнска, – τ διαφαν λακωνικ=блестящие одежды. Соответствующее евр. по другим=зеркало (ср. Ис.8:1 ), – значение, в настоящем случае менее вероятное, потому что здесь речь об одеждах. В евр. тексте после слова стоит слово , в Суд.14:12–13 правильно переведённое словом σινδνες, в слав. «понявы». Слово происходит от корня, в арабском значащего: свешивать, спускать, чтобы прикрыть что-нибудь, и значит – нижнее платье, рубашка, надеваемая на голое тело. Русский перевод: светлые тонкие епанчи соответствует двум евр. . – – повязки на голове, тюрбаны (В Зах.3:5 слово это в единств. ч. значит – кидар первосвященника, между тем как в Моисеевых книгах то же значение имеет евр. , Исх.28:4:39 ). (ср. Песн.2:5, 7 : верхняя риза, ϑριστρον) – верхнее лёгкое платье. И вссоны, и синєты, и червлєницы (κα τ βσσινα κα τ ακνϑινα κα τ κκκυνα). По сравнению с Исх.28:15 и др. под. местами, в соответствие этим словам мы вправе ждать в евр. т. слов Здесь их однако же нет. И вссонъ со златом, и синетою претыканы – опять не имеют строго соответствующих себе слов в тексте еврейском. Тнчицы преиманы златом – слова, не имеющие строго соответствующих себе в евр. т. Греч. ϑριστρα κατκλιτα – буквально: летние платья (тонкие, лёгкие), накидываемые в то время, когда – в избытке неги – склоняются на сиденье или постели (св. Василий Вел.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Вместе с тем законом предписывалось соблюдение своего тела в чистоте, для чего всякое физиологическое состояние или физиологический акт, сопровождавшиеся загрязнением или осквернением тела, д. б. подлежать действию соответствующих законов об очищении и омовении ( Лев. 12:1–8; 15:1–33 ; Втор. 23:11–14 ; 2Цар. 11:4 ). Для совершения этих омовений служила обыкновенно вода, иногда смешивавшаяся со щелоком (бор, борит и нетер). Местом таких омовений служили или особые помещения при доме ( 2Цар. 11:2 ) или синагоге (миквы для женщин), или же речки, ручьи и источники. Евреи, страдавшие болезнями, требовавшими лечения минеральными водами, могли пользоваться для сего, источниками близ Тивериады (De bello jud. II, 21, 6) и Каллирое (ibid. I, 33, 5) 83 . Так как заражение нечистотой весьма часто происходит во время вкушения пищи и питья, когда люди близко соприкасаются, друг с другом и своими руками касаются как пищи, так и сосудов, в которых находится пища, то у древних евреев от приступавших к трапезе требовалось соблюдение законов о чистоте всего тела, в частности их головы, рук и ног. Для сего приступавшие к трапезе предварительно омывали руки и ноги, очищали голову и тело, иногда намазываясь при этом благовонными освежающими маслами ( Лк. 7:44–45 ). Для предохранения тела от вредного действия пыли, сухих и палящих ветров, вместе с тем для придания ему большей эластичности, благолепия и приспособленности к труду, евреи, по примеру других народов востока, намазывали его оливковым маслом ( Втор. 28:40 ; Мих. 6:15 ; 2Пар. 28:15 ; Лк. 7:44–45 ). Волосы составляли предмет особой заботы у евреев. Их считали признаком естественной силы и красоты, а посему не остригали. Острижение волос делалось или в виду особой необходимости, или же при исполнении некоторых обрядов ( Лев. 14:8 ). Вынужденное острижение волос считалось оскорблением человека (ср. 2Цар. 10:4–5 ), или же признаком его печали или болезни ( Ис. 15:2 ; Иер. 41:5; 48:37 ). Уход за волосами составлял особую заботу женщин, видевших в них свое естественное украшение ( Песн. 4:1; 7:6 ), почему острижение волос для женщины считалось позором (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

5. Итак, было бы очень полезно, чтобы юные не были сами себе законодателями на пути этой жизни; ибо жизнь наша не оскудела на образцы совершенств, и в настоящее время, как никогда, святость процветает и обитает в наших жилищах, чрез постепенное прирастание будучи доведена до высшей степени совершенства. Следующий по стопам таких (подвижников) может приобщиться этой святости, а идущий на запах этого благоуханного мира (ср. Песн.1, 2 ) может исполниться «благоухания Христова» ( 2Кор. 2,14–15 ). Как от одной горящей лампады пламя передается и всем прочим светильникам, которые соприкасаются с ней, и несмотря на это, первый свет не уменьшается, хотя чрез сообщение в равной мере передается и заимствующим свой свет от него, так и святость этой жизни преемственно распространяется от преуспевшего в ней на сближающихся с ним; ибо истинно пророческое слово, что общающийся «с преподобным, ...с неповинным» и «со избранным» и сам становится таким же ( Пс.17, 26–27 ). 6. Если же ты ищешь примет, по которым бы нельзя было обмануться в избрании для себя доброго примера, то изобразить их легко. Если ты увидишь мужа, который, стоя посредине между жизнью и смертью , из той и другой извлекает полезные для себя уроки любомудрия, так что в усердии к заповедям ни бездеятельности смерти не принимает, ни всею стопой во (владения) жизни не становится, поскольку в отношении к тому, в чем выражается плотская жизнь, он отрешился от «мирских похотей» (ср. Тит 2, 12 ) и остается не деятельнее мертвых, а в отношении к делам добродетели, по которым узнаются «живущие духом» ( Гал.5,25 ), является одушевленным, деятельным и сильным. Такого мужа поставь себе правилом в житии; такого Бог поставил образцом нашей жизни. Пусть он будет тебе образцом божественной жизни, как для кормчих – вечно сияющие звезды: подражай и старости его, и юности, или, лучше, подражай старости в (теле) юноши – и юности во время старости. Ибо ни время возраста, склонявшегося уже к старости, не ослабило в нем мужественной души, ни юность не была деятельной в деятельности того рода, какая свойственна юности, но какое-то было в нем удивительное соединение противоположностей того и другого возраста, лучше сказать – изменение свойств: в старости юношеская крепость сил к добру, а в цветущем (теле) юноши – неподвижность в отношении к злу. А если ты ищешь и желаний ( τους ερωτας), свойственных этому возрасту, подражай высочайшей и пламенеющей божественной любви к премудрости, в которой он с младенчества возрастал и до старости пребывал. Если же ты не можешь взирать на нее прямо, как больные глазами на солнце, то обрати взоры на подчиненный ей лик Святых, которые, сияя своею жизнью, представляют примеры подражания для людей всякого возраста. Их поставил Бог в образец для нашей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Песн.1:2 ), как «камень краеугольный» ( Еф.2:20 ). Но также и зверообразность Ему приписывают: придают Ему свойства и льва, и пантеры (см. Ос.5:14; 13:7 ), и говорят, что Он станет барсом и поднимающейся на дыбы медведицей (ср. Ос.13:7–8 ). Прибавлю и то, что представляется самым из всего недостойным и наиболее странным: сведущие в божественном передают, что Оно к Себе применяет даже облик червя (ср. Пс.21:7 ). Таким образом все богомудрые мыслители и толкователи тайного вдохновения начисто отделяют Святое святых от несовершенного и несвященного и в то же время предпочитают неподобную священнообразность, так как и божественное не оказывается при этом легко доступным для непосвященных, и любящие созерцать изображения божественного 68 не останавливаются на образах как на истинных, и так как божественное почитается с помощью истинных отрицаний и отличающих уподоблений последним из его отголосков 69 . Так что нет ничего неслыханного, если, по уже высказанной причине, и небесные существа воображаются с помощью кажущихся нелепыми неподобных уподоблений. Пожалуй, и мы не пришли бы ведь от недоумения к исследованию и к восхождению путем тщательного разыскания священного, не приведи нас в смятение нелепость 70 представляющих ангелов образов, не позволяющая нашему уму остановиться на лгущем формотворении, побуждающая отказаться от материальных пристрастий и приучающая священно устремляться вверх посредством видимого к сверхмирному. Столько нами сказано касательно материальной и представляющейся нелепой иконографии ангельских изображений 71 в священных Речениях; а далее нужно определить 72 , что, по нашему мнению 73 , представляет собой сама иерархия и какова польза от самой иерархии для иерархии удостоившихся. И пусть руководствует словом Христос, если можно мне сказать, мой, – вдохновение всякого разъяснения об иерархии. Ты же, дитя 74 , в соответствии с тем, что установлено святым преданием нашей иерарии, и сам подобающим священному образом слушай священно говоримое, становясь боговдохновенным от научения боговодохновенному, и, в сокровенности ума укрыв святое, сохрани его от несвященного множества 75 как единовидное.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

За чтение 70 говорят следующие соображения. «В первой половине стиха речь о внешнем виде колес, а во второй о конструкции их; посему чтобы получить гладкое предложение, нужно уничтожить в а mahasehem, а в b umarehem, по кр.м. в а прямо противное смыслу umahasehem» (Кр.). «Понимать ли active как «устройство», или passive как «состав», «свойство», ни одно из обоих не может быть сравниваемо с видом драгоценного камня» (Кор.). «Второй предикат – «как бы колесо было в колесе» – и первый – «как вид фарсиса» – явно различны и тем не менее мас. т. дает им два одинаковых субъекта. Mahaseh колес, их конструкция не может быть сравниваема с фарсиса; напротив, и в ст. 13. 26. 27; 8:2; 10:9 относится к блестящей поверхности» (Гитц.), «означает speciem et colorem» (Роз.). Вообще «стиль выиграет, если уничтожить с 70 эти слова» (Берт.). Если можно говорить о большей гладкости здесь 70 по сравнению с мас. т., то упрек этому последнему в «бессмысленности» (Кр.) не справедлив. Mahaseh, «как лат. opus, может означать и материю, из которой сделана вещь, тогда как mar’eh=species означает здесь цвет» (Мальд.). А если пророк хочет здесь сказать, что не только по цвету колеса походили на топаз, но что они как будто сделаны, высечены были из этого камня? «На первый взгляд кажется, будто в а речь только о виде, а в b об устройстве, но в действительности в обеих половинах стиха речь о том и другом и это чистый произвол, если 70 опускают в а umahasehem, а в b umarehem; ср. ст. 8. 11» (См.), где тоже можно заподозрить их в опущении слов. Припомним кроме того, что опущениям свящ. текст мог скорее подвергаться, чем прибавкам. Колеса сияли и сверкали (= ср. ст. 7 о меди, ст. 5 о chaschmal’e; не mar’eh; Акила – φθαλμσ) как . 10:9 точнее: как «камень tharschisch». Tharschisch упоминает в числе драгоценных камней и 28:13. Он был в нагруднике первосвященника первым в четвертом ряду ( Исх. 28:20 ==39:13). О высоком достоинстве этого камня говорит Песн. 5:14 : руки Возлюбленного «как бы обточены золотом, усажены mharschisch’eм», и Дан. 10:6 : тело явившегося пророку было, как tharschisch.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Этика, по мысли О., является 1-м этапом богопознания, понимаемого в широком смысле слова как процесс уподобления Логосу, соединения с Ним и через Него с Богом (см.: Lieske. 1938; Bertrand. 1951; Crouzel. 1961; Vakula. 2011). Сам Бог хочет, чтобы разумные творения познавали Его, ибо т. о. они удаляются от зла и становятся счастливыми ( Orig. Contr. Cels. IV 6). В «Комментарии на Песнь Песней» (In Cant. comm. Prol. 3. 1) О. предлагает видеть в 3 книгах царя Соломона 3 «общие дисциплины», или 3 части философии, благодаря к-рым человек познает мир и Бога: этику (Книга Притчей Соломоновых), физику (Книга Екклесиаста) и эпоптику (Книга Песнь Песней Соломона). Под этикой О. понимает ту часть христ. философии, к-рая учит человека жить честно и преподает ему правила для стяжания добродетелей; физика знакомит человека с природой вещей и учит вести жизнь в соответствии с природой; эпоптика (греч. ποπτικ - (мистическое) созерцание) на языке мистерий означает кульминационный пункт философской инициации, момент экстатического соприкосновения с божественным (ср.: Plat. Symp. 210a), соответствующий в христ. аскетической традиции этапу созерцания Бога ( Orig. In Cant. comm. Prol. 3. 3). Христианин, стремясь к богопознанию, призван в первую очередь научиться правильно жить: с помощью аскетических усилий очиститься от греха и стяжать добродетели, чтобы иметь возможность духовно созерцать сначала творения Божии и затем сверхчувственные реальности, полнота познания к-рых достигается лишь в эсхатологической перспективе (De princip. IV 4. 10; In Ioan. comm. I 16. 93; XIII 10. 58; In Is. 7. 1; In Ier. hom. 8. 7; In Jesu Nav. 6. 1), когда в человеке будет преодолено состояние грубой телесности (Exhort. ad martyr. 13; Contr. Cels. VII, 33; In Rom. comm. III 2; VIII 11). Прежде чем устремляться к познанию Бога, человек должен познать самого себя, свое нравственное состояние (пребывание в падшем состоянии), а также, насколько это возможно, свою природу (In Cant. comm. II 5. 1-40; ср.: Песн 1. 8). Последнее - удел совершенных, духовный дар (1 Кор 12. 8), к-рый человек получает от Бога по мере очищения от греха.

http://pravenc.ru/text/Ориген.html

8 укреплял источники бездны. См. Быт. 7,11; 8,2 . 8 я была... художницею. Премудрость предстает творческим началом созидания (ср. Исх. 31,3 , где словом «искусство» переведено древнееврейское слово «хокма» мудрость). 8 веселясь... радость. Премудрость здесь отражает удовлетворение Божие при виде Своего создания, которое было «хорошо весьма» ( Быт. 1,31 ). 8 блаженны. См. ком. к 3,13. Божие благословение, являясь противоположностью Его проклятию, представляет собой одно из понятий завета (см. Втор. 28,1–14 ; статью «Божий завет милости»). Употребленное здесь древнееврейское слово служит для описания того, как мудрость вознаграждает преданных ей людей (3,13–18). 8 бодрствуя каждый день у ворот моих. Эти слова изображают ученика, жаждущего всякого мудрого слова, у дверей дома своего наставника. 8:35 Значение благ, которые предоставляет мудрость, здесь приравнивается к значению самой жизни. Быть живым, в свою очередь, означает состоять в нерасторжимой связи с Богом, человечеством и всем творением (см. ком. к 3,2.18). благодать от Господа. Вверяя свою жизнь истинной мудрости, человек достигает расположения Божия. 8 ненавидящие. Ненавидеть премудрость значит ненавидеть саму жизнь (см. ст. 35) и, следовательно, любить смерть. Глава 9 Глава 9 9:1–18 Глава повествует о соперничестве мудрости и безрассудстве, представляя их в образах женщин, каждая из которых зовет в свой дом. Призывы мудрости (ст. 1–6) и безрассудства (ст. 13–17) отделены друг от друга фрагментом, который несколько нарушает целостность главы и вводится для того, чтобы подробнее рассказать о гостеприимстве премудрости (ст. 5) и описать тех, кто посещает оба дома. 9 семь столбов. Возможно, эти слова несут некий не дошедший до нас символический смысл. 9 растворила вино. В те времена вино разбавляли водой и добавляли в него пряности (см. Песн. 8,2 ). 9 слуг своих. Премудрость посылает своих слуг, чтобы созвать всех, кто откликнется на зов жизни. с возвышенностей. Приглашение обращено ко всем, кто его слышит (ср. Ис. 52,7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

3:11. Увенчала мать в день бракосочетания. Во время брачной церемонии жених и невеста увенчивались венцами ( Ис. 61:10 ; ср.: Есф. 2:17 , где царь возлагает царский венец на голову Эсфири и делает ее царицей). О том, чтобы сын увенчивался матерью, в библейском тексте нигде больше не говорится, хотя, если рассматривать этот эпизод в контексте мудрого правления Соломона, здесь можно усмотреть связь с «прекрасным венком», возложенным Премудростью на своего избранника ( Прит. 4:9 ). Мать пользовалась в семье непререкаемым авторитетом и играла главную роль в том, что касалось сердечных дел. 4:1–7. Описание тела возлюбленной. Киль отмечает, что большая часть описаний сосредоточена на динамике, движении, а не на внешнем сходстве. Так, глаза похожи на голубиные не по очертаниям, но они действуют как голуби (см. коммент. к 1:15). 4:4. Столп Давида. Как явствует из египетских «Любовных песен» и скульптурных изображений (бюст Нефертити), длинная шея у женщин была в моде. Таким образом, сравнение со столпом Давида, вернее с крепкой и стройной башней Давида, здесь вполне уместно (см.: 7и сравнение со столпом из слоновой кости). Однако такого рода строение археологам неизвестно, и неясно, где оно находилось – в Иерусалиме или в каком-то другом городе. Значение имела даже не столько форма башни, сколько тот факт, что она была символом гордости и славы города. Этот образ не впервые используется в Библии для описания шеи (напр.: Пс. 74:5 ). 4:4. Щиты, повешенные на башне. Описание женской шеи продолжается сравнением щитов, которые украшают башню (ср.: 3Цар. 10:16,17 ), с ожерельем и нитками бус, которые носят богатые женщины или возлюбленные (см.: Прит. 1:9 ; Песн. 1:10 ; Иез. 16:11 ). В своем «Плаче о Тире» Иезекииль говорит, что щиты на стенах города придавали ему величие ( Иез. 27:10,11 ). 4:8. Вершина Аманы. Герой призывает свою возлюбленную спуститься к нему с недосягаемых вершин. Это метафора отражает страстное желание влюбленного быть рядом со своей возлюбленной, а не ее действительное нахождение в столь далеком месте. Амана – одна из вершин Антиливанских гор, вблизи истока реки Аман.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010