и не оставих его, Дóндеже введох его в дом матере моея и в чертог заченшия мя. Я не перестала искать Возлюбленного своего, доколе не ввела Его в разум – в сей дом матери и вины вех вещей – Премудрости Божией. Ибо разум есть как бы чертог и ложе Премудрости, коей тайны в себе заключает. Сия Премудрость зачала меня, потому что прежде создания мира зачала о мне благое намерение. Песн. 3:5 Заклях вас, дщери Иерусалимския, в силах и в крепостех сельных: аще подвижете и воздвижете любовь, Дóндеже аще восхощет. Сие уже в начале слова было истолковано ( Песн. 2:7 ). Ибо во второй раз Невеста нагалает клятву на дщерей Иерусалимских, чтобы они питали горячую любовь к Жениху. Но после сих слов ее, удивляясь ей, Божественные силы говорят: Песн. 3:6 Кто сия восходящая от пустыни, яко стебло дыма кадящее смирну и ливан, от всех благовоний мироварца? Как узрев Жениха восходящего на Небеса после победы Своей над диаволом и истребления смерти, удивляются Ему и вопрошают: «Кто есть сей Царь славы» ( Пс. 23:8, 10 ); так здесь пораженные красотой Невесты, вещают: «Кто сия восходящая от пустыни?» «Пустыней» называет человеческое естество, по причине прежнего нечестия. Восходит от пустыни, от бездны в высоту, от уничижения к величию. Далее – «яко стебло дыма». Смысл темен. Акила и Симмах пояснили, сказавши, яко подобие дыма от фимиама. Дым же от фимиама часто на воздухе образует «стебло» – «яко стебло дыма кадящее смирну и ливан, от всех благовоний мироварца». Показывают, с каким именно фимиамом сравнивает ее. Из Моисеева закона видно, что ливан предоставляется Богу ( Лев. 2 ), а смирной бальзамируются тела умерших (ср. Ин. 19:39 ). Почему они по справедливости уподобляют ее курению смирны и ливана, ибо она поклоняется Божеству и человечеству Жениха, признает предвечное естество и вкупе смерть Его. Притом из всех благовоний мироварца восхваляют смирну и ливан. Имеет Невеста и другие добродетели из Божественного Писания, так, как из цветника взятые, но смирна и ливан, то есть признание Божества и человечества Женихова все в ней превышает. Таким образом удивляясь красоте ее, показывают ей богатство Его:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Вместо Фалпиофа Акила положил – укрепления, и Симмах – высоты. Итак, как башня, Давидом сооруженная, превосходит других укрепления и величественно возвышается, так выя твоя ввыспрь поднята, не наклонена вниз, как у бессловесных, но пряма и тверда. На ней «висит тысяща щитов» и «вся стрелы сильных». Ты имеешь множество ограждений и разожженные стрелы лукавого погашаешь. Ты обеспечена силой Святого Духа и, обилуя стрелами сильных, удобно поражаешь неприятелей, обличая их или чрез Пророков, или чрез Апостолов, и открываешь их бессилие. Песн. 4:5 Два сосца твоя яко два млада близнца серны, пасомая во кринах, Песн. 4:6 дондеже дхнет день, и подвигнутся сени. Под сосцами паки мы должны разуметь источники учения, учения, которое каждому возрасту пристойное подает питание, одним млеко, другим брашно. Д «ва сосца твоя, яко млада близнца серны». Близнецам серны уподобляются потому, что мы еще здесь не все познаем, но как Апостол говорит: «От части бо разумеваем и от части пророчествуем» ( 1Кор. 13:9 ) Пасомые в кринах, питающиеся ароматной травой – учением Святого Духа, «дондеже дхнет день, и подвигнутся сени» – доколе не кончатся труды сей жизни, доколе не прейдет временное. Таким образом Жених, описавши красоту Невесты, говорит: Песн. 4:6 Пойду Себе к горе смирней и к холму Ливанску. Когда ты так прекрасна, так превосходишь всех, так уязвлена любовью ко мне, то Я претерпел смерть за тебя, «пойду Себе к горе смирней», но паки восстану, и взыду «на холм Ливанский. Пойду Себе к горе смирней и к холму Ливанску». Под смирной поки разумеется смерть, а под Ливаном – Божественное естество. Но почему же Он, говоря здесь о смерти, назвал её горой, между тем как Божество Свое уподобил холму? Великая в том важность и непостижимейшее таинство, что Бог , Существо неизмеримое, уничижил Себя и принял зрак раба (ср. Флп. 2:7 ). Но что Он по смерти паки прославился, это не столько заслуживает удивления. Итак, Он назвал смерть горой, потому что гораздо непостижимее и неудобнее Богу унизиться, нежели паки прославиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

В «Песни Песней» решается тот же самый вопрос, но только здесь это решение представляется в его идеально-нормальном, должном виде; и в первом явлении первого действия рисуется исторический момент религиозного состояния общества верующих из язычников и отношения их к народу Божию в том фазисе, в который вступили они во время Соломона. Возлюбленная изображает пред «дщерями Иерусалимскими» свое состояние и положение на родине, т.е. религиозно-нравственное состояние ищущих Бога истинного среди язычников, в таком виде: имея добрые стремления и неодолимое влечение к истине, она была очернена в своем заблуждающемся знании, ослеплена была духовно, именно испытательным исследованием природы, которая своею ослепительною красотою и подавляющим влиянием стихийных сил приводила лишь к неразрешимым естественным умом религиозным вопросам, – и вот, «солнце опалило ее» (Песн. 1:4-5; ср. Прем. 13:3-7). Ее вопросами и беспокойными требованиями недовольны были ее старшие братья от другого отца и, желая отучить ее от идеальничания, назначили чуждую для ее духа работу – стеречь их виноградники, причем она оказалась, конечно, плохим сторожем (Песн. 1:5): старшие братья от другого отца суть язычники, которые спокойно уже жили «по веку мира сего, по князю власти воздушные» (Еф. 2:2), совершенно подчинившись отцу своему диаволу (Ин. 8:44), и которые с неудовольствием и враждебно смотрели на тех в своей среде, которые не могли и не хотели удовлетвориться их религиозными миросозерцанием. Виноградники у этих братьев суть языческие религиозно-богослужебные культы, а поставление ими своей беспокойной сестры стражем в этих виноградниках изображает посвящение в тайны разных религиозных мистерий и языческих богословских систем. Но души с истинным религиозным чувством и с энергическою жаждою истинного боговедения не могли удовлетвориться мистериями и богословскими системами, часто безнравственными и прямо нелепыми, – и вот они продолжают искать истину и взывать с мольбою о помощи к неведомому Богу (Песн.

http://sedmitza.ru/lib/text/431621/

Отрасль (2) здесь обозначает «побег новой поросли», что однозначно с плодом новой земли. Смысл в том, что Израиль должен возродиться; когда Божий суд уничтожит всю его былую славу и останется лишь несколько выживших, на его корнях прорастут новые побеги. Имеется в виду обновленное общество, а впоследствии к этому будет добавлено, что один Человек Сам станет этой новой отраслью (ср.: Иер. 23:5 ; Зах. 3:8; 6:12 и подобное выражение в Ис. 11:1 ). В NIV затеняется индивидуализм ст. 3 (буквально «тот, кто останется… кто уцелеет… каждый, кто будет написан в книгу…»). Новый Иерусалим будет состоять из святых людей, чьи имена будут записаны в книге жизни (ср.: Исх. 32:32–33 ; Мал. 3:16 ; Отк. 20:12–15 ). Но ст. 5 показывает, что между членами этого общества будут существовать совсем иные отношения, чем те, которые описаны в 1:13, и увенчается это общество славой Божьей. Эта слава будет почивать на всей горе, а не только в святилище, как прежде, поскольку тогда все станут святыми. В гимне «Glorious things of thee are spoken», основанном на словах ст. 5 и 6, совершенно справедливо говорится о Божественном присутствии «ради славы и покрова» над Церковью и вокруг нее. Ср. ст. 6 с 25:4–5. 5:1–30 Виноградник, принесший дикие плоды Эту главу вполне можно рассматривать как отдельное законченное произведение. Тем не менее в ней немало общих с предшествующими главами элементов (о метафоре виноградника ср.: 3:14; о смирении гордых ср. 2:9 с 5:15), и она жестоко критикует некоторые из социальных грехов, с которыми мы уже сталкивались. Здесь пространное вступление книги подходит к своей кульминации. 5:1–7 Притча Это маленький шедевр. Начало его, напоминая песнь любви, привлекает внимание и будит воображение, думается, что виноградник, подобно обнесенному стеной саду из Песни Песней Соломона (напр.: Песн. 4:12–15 ), безусловно, будет говорить нам о невесте и ее красоте, сберегаемой для жениха. Однако слушатели скоро убеждаются, что ошиблись (3–4), и осознают, что, подобно Давиду перед Нафаном ( 2Цар. 12:1–7 ), они согласились выслушать обвинение против самих себя (ср. также: Мф. 21:40–43 ). В подлиннике в незабываемой последней строке этого фрагмента выдигается обвинение, язвительное, как эпиграмма (7). Двойная игра слов в ней не поддается переводу, но примерно ее можно перевести так: «И ждал Он правосудия, но вот – кровопролитие; ждал правды, и вот – вопль».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Лев.5:11 ). Мы уже говорили обо всем этом в предыдущей проповеди чтении, однако в прошлый раз мы не дали объяснений из-за нехватки времени; и я не думаю, что теперь будет излишним сказать об этом несколько слов, особенно для ревностно изучающих и тех, кто помнит предыдущие чтения, несмотря на наше желание обсудить только что прочитанное. 2 . И, прежде всего, мне бы хотелось посмотреть, что представляют собой те различия, где говорится, что одно должен приносить «человек», иное – «душа», иное – «священник помазанный», иное – «общество», иное – «одна душа из народа земли» (ср. Лев.1:2; 2:1; 4:3, 13, 22, 27 ). Мне думается, что «человек» относится к тому, кто сотворен по образу и подобию Бога (ср. Быт.1:26 ) и живет разумно. Поэтому он в качестве приношения Богу приводит «тельца», когда побеждает надмение плоти; «овцу» – когда исправляет свои неразумные и безрассудные порывы; «козу» – когда обуздывает сладострастие. Подобно этому, он приносит в жертву «две горлицы», когда не одинок, но соединяет свой ум со Словом Божьим в истинном браке; и поскольку говорится об одном виде птиц, то соблюдается непорочность этого брачного союза. Он также жертвует «двух молодых голубей» (ср. Лев.5:7 ), когда сам постигает тайну, о том, что глаза возлюбленного – «как голуби при потоках вод» (ср. Песн.5:12 ), а шея его – как горлица. Итак, эти жертвы приносит человек, как мы объяснили выше. Однако для «души» определены значительно меньшие жертвы. У нее нет ни тельца, ни овцы, ни козы, которых она могла бы привести к Богу; не может она найти и «двух горлиц или двух молодых голубей». У нее есть лишь тонкая «пшеничная мука», из которой приносятся «пшеничные хлебы пресные», испеченные «в печи», снятые «со сковороды» или с решетки, или из муки, смешанной с елеем (ср. Лев.2:4 и далее). Исходя из всего этого, мне думается, что под «душой» следует понимать того, кого Павел называет «душевный человек» (ср. 1Кор.2:14 ), который, даже если он не склонен ко греху и не стремится к пороку, тем не менее, не имеет в себе ничего духовного, ничего из того, что иносказательно понимается как плоть Слова Божьего.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Блажен (1) – имеется в виду находящийся под благословением Господа и, следовательно, нашедший исполнение своих желаний, обретший счастье. Эта мысль развивается в псалме в двух направлениях. 1) На персональном уровне и в настоящее время (2–4): успешный труд и благополучие и радость в семье. 2) На общественном уровне и в будущем (5–6): на протяжении всей жизни, в жизни общества и семьи. Секрет всего этого в личности: ст. 1 – всякий, ст. 4 – человек, т. е. в личности каждого человека. 1 Страх Божий (боящийся Господа) всегда ведет к праведному образу жизни (ходящий), к следованию путями Его. 2 Есть от трудов – картина, отражающая не только процветание, но и безопасность (ср.: Иер. 31:5 ). 3 Лоза – метафора плодородия и женской привлекательности (ср.: Песн. 7:8 ). Лоза… масличные ветви – обобщенный образ обильного Божьего благословения (ср.: Втор. 8:8 ). Пс. 125 – это мольба о благословении; в Пс. 126 утверждается, что для его получения мало упорного труда, но необходимо доверие Господу. В Пс. 127 желания, высказанные в Пс. 125 , находят свое исполнение, а также подтверждаются высказывания Пс. 126 : блажен (1) …блажен (2) …благословится (4) …благословит (5) – двойное подтверждение сказанного. Псалом 128. Праведность Прошлое учит нас (1–4), как решать современные и будущие проблемы (5–8). Этот псалом можно приложить практически к любому событию в печальной истории израильского народа. Но, хотя народу угрожали многочисленные бедствия (1: много теснили, ср.: Пс. 122:3 ), исторический урок прост: Господь праведен (4), и суду Его преданы не только угнетатели народа Божьего (3), ибо, открыв Себя ( Исх. 3:15; 6:6 ) как избавителя Своего народа и победителя его врагов, Он показывает, что никогда не меняет Своих требований. Враги могут взять в плен, но Господь дарует освобождение от оков притеснителей (4). И это отнюдь не воспроизведение истории в литературном жанре! Где могущественная египетская империя, которая захватила в рабство Израиль, или филистимляне, ассирийцы или вавилоняне? Ст. 5–8 можно воспринимать и как пророчество, и как молитву. В качестве молитвы они учат нас, как поступать в жизни, в качестве пророчества они показывают нам грядущее. Ненавидящие Сион (5) обречены: жизнь их скоротечна (6), неблагополучна (7), они станут изгоями в обществе и будут лишены благословения (8; ср.: Руф. 2:4 ). Псалом 129. Прощение

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Некоторые менониты, например, считают, что ездить на автомобилях и пользоваться разной электронной аппаратурой грех и, естественно, считают всех, кто ею пользуется, грешниками. Это делает сатана, чтобы обособить как-то секту, чтобы сектантам было от чего радоваться своей праведности. Давайте сейчас рассмотрим некоторые места Писания: действительно ли Библия запрещает пить вино? Неемия говорит, что за его столом питалось много народу и во время обеда «издерживалось множество всякого вина» (Неем. 5:18). Пророк Давид говорит, что вино веселит сердце человека вовсе не в отрицательном смысле (Пс. 103:15; ср. Ек. 10:19). Исаия от имени Господа призывает прийти и купить вино без платы (Ис. 55:1). Лемуил в притчах говорит: «Дайте сикеру 65 погибающему и вино огорченному душей» (Пр. 31:6). Соломон сравнивает уста своей возлюбленной с отличным вином (Песн. Песн. 1:1; 7:10), а значит он не только пил вино, но и хорошо разбирался в его качестве. Вино приносили также в жертву Богу (Числ. 28:7; Неем. 13:5). В Числ. 6:3-4 говорится, что назорей «...должен воздержаться от вина и крепкого напитка: во все дни назорейства своего...». Очевидно, что не назореям можно было пить вино. Также и Даниил говорит, что во время поста не употреблял вина, но когда он не постился, то он, конечно же, пил вино, иначе не было нужно говорить об этом (Дан. 10:3). Также и Христос пил вино и первое чудо совершил, превратив воду в вино (Мф. 11:19; Лк. 7:33-34; Ин. 2:3-11). Библия не осуждает употребление вина. Она осуждает пьянство, упивание, злоупотребление вином. Ведь не грех есть, но есть без меры, служить чреву - грех (Рим. 16:18; Фил. 3:19). Также не грех пить, но грех упиваться, становиться пьяным, когда ум уже не контролирует действия тела. Не пить совсем, естественно, тоже не грех, и многие аскеты воздерживались от вина совсем, и если у кого-то это слабость, то действительно, безопаснее вообще не пить, ведь по заповеди Христа, лучше отсечь от себя руку, если она нас соблазняет, чем с рукой быть ввергнутым в геенну.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=42

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010