Но против такого прочно укоренившегося вывода имеются серьезные возражения. ν π’ ρχς обычным пониманием противопоставляется остальным относительным предложениям, как указывающее на вечное бытие Логоса в противоположность Его явлению во времени; но тогда было бы написано: ν π’ ρχς, νυν δ μες κηκαμεν κτλ., или как-либо иначе, только во всяком случае противоположность была бы отмечена. С другой стороны, почему не сказано ς ν? При всех усилиях экзегеты названной категории не могут дать достаточно твердого, ясного и убедительного основания для среднего рода : Ин.4:22, 6:37, 17:2 не могут быть рассматриваемы, как примеры подобного употребления neutri у Апостола Иоанна, так как средний род для обозначения лица в других местах всегда имеет достаточные основания; напр., 1Ин.5:4 πν τ γεγεννημνον соединяет множественность в единстве; Лк.1:35 τ γεγεννημνον γιον – как βρφος; Ин.4:2 οκ οδατε и οδαμεν – как общее обозначение неизвестного самарянке. Если допускают, что обозначает не лице Христа, но Его существо, абсолютное, открывшееся во Христе божественное и т.п. 558 , то откуда это видно? Что касается ρχ, то без ближайшего определения оно употребляется и в относительном смысле, для обозначения начала того, о чем идет речь ( Лк.1:2 ; Ин.15:27, 16:4 ; Деян.11:15, 26:4 ; 1Ин.2:7 , ср. ст. 24; 1Ин.3:11 ; 2Ин.1:5–6 ), и в абсолютном, как условное обозначение первоначала всякого бытия, лежащего за пределами времени ( Ин.1:1 ; Мф.19:4, 8; ср. Ин.8:44 ; 1Ин.2:13–14 ). Поэтому точный смысл ρχ в каждом отдельном случае устанавливается на основании контекста. То же самое должно сказать и об π’ ρχς: оно большею частью употребляется в относительном значении ( 1Ин.3:8 : ποιν τν μαρταν κ το δαβολου στν, τι π’ ρχς διβολος μαρτνει; 1Ин.2:7 : γρφω μν... ντολν παλαιν, ν εχετε π’ ρχς: 1Ин.2:24 : κοσατε π’ ρχς; ср. 2Ин.1:6 ; 1Ин.3:11 : ατη στν γγελα, ν κοσατε π’ ρχς; cp. Мф.19:4, 8). Примером абсолютного значения π’ ρχς может служить 1Ин.2:13–14 : τν π’ ρχς.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Но будучи святыми и освященными, верующие тем самым выделены из мира, не от мира ( Ин.15:19 ), как и Христос не от мира ( Ин.17:16 ), ибо «имеют начаток Духа» ( Рим.8:23 ) и «приняли не духа мира, а Духа от Бога» ( 1Кор.2:12 ), «не приняли духа рабства... но Духа усыновления» ( Рим.8:15 ), «Духа истины, которого мир не может принять» ( Ин.14:17 ). Ранее и они были от мира ( Ин.8:23, 17:6 ; 1Ин.4:5 ; Еф.2:2 ), но стали не от мира, ненавистными миру ( Ин.2:15 ), позорищем мира ( 1Кор.4:9 ), безумием ( 1Кор.1:13 ), сором ( Иак.4:4 ). Но если мир ненавидит их, то эта ненависть стоит в связи с ненавистью к Спасителю, в этой ненависти обнаруживается их инородность миру ( Ин.15:18:19 ). Ненавидимые миром, они избраны Богом ( Ин.15:16, 19 ; Гал.1:15, 25 ; Мр.13:20 ; Ин.13:18 ; Деян.1:24 ; Деян.15:7 ; Иак.2:5 ; 1Кор.1:27, 28 ; Еф.1:4 ; 2Фес.2:13 ; 2Петр.1:10 ; 1Фес.1:4 ; Рим.9:11, 11:5, 28 . Рим.16:13 ; Рим.11:7 ; Кол.3:12 ; Откр.17:14 . Деян.9:15 ; 1Петр.2:9 ; Рим.1:1 ; 1Петр.1:1 ; Лк.20:16, 22:14 ; Мф.24:22 ; Мр.13:20 ; Мф.24:24 ; Мр.13:22 ; Мф.24:31 ; Мр.13:27 ; Лк.18:7 ; Рим.8:33 ; 2Тим.2:10 ; Тит.1:1 ) и притом прежде создания мира ( Еф.1:4 ), возлюблены Им и Христом ( 2Фес.2:16 ; Ин.13:1 ; Ин.3:16 ; Ин.13:24, 15:9, 17:23 ; 1Ин.4:11, 19 ; Еф.2:4 ; Еф.5:2, 5:25 ; Откр.3:9 ; Ин.14:23 ; Рим.9:25 ; 1Пет.4:11 ; Рим.11:28 ; 1Фес.1:4 ; Откр.20:8 ; Рим.1:7 ; Ин.14:21 ; Еф.5.1 ; Ин.14:21 ). Они остаются в мире ( Ин.17:15 ) и пользуются мирским, но, однако, как не пользующиеся ( 1Кор.7:31 ), потому что носят в себе нового человека ( Еф.2:15 ), облеклись в Него ( Еф.4:24 ; Кол.3:10 ), а кто во Христе, – тот новая тварь ( 2Кор.5:17 ) и ждут нового неба и новой земли ( 2Петр.3:13 ). Поэтому они – соль земли ( Мф.5:13 ; Лк.14:34 ) и свет миру ( Мф.5:14 ). Они – в мире, но мир не достоин их ( Евр.11:38 ). Но запечатленные обетованным Духом Божиим ( Еф.1:13 ), имея помазание от Святаго Духа ( 1Ин.2:20 ), представляя своим телом храм Святаго Духа ( 1Кор.6:19 ), верующие, хотя и не совершенные нравственно, должны заботиться, чтобы не оскорбить Святаго Духа ( Еф.4:30 ), соблюдать свой сосуд в святости ( 1Фес.4:4 , ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

55 Мф 3,7-9 . Здесь игра слов “банайя” и “абнайя” — сыновья и камни. 56 Мф 3,6 . 57 Мф 3,8,10 . 58 Флавий И. Арх. XVIII,5,2. 59 Лк 3,10 сл. 60 См. славянскую версию “Иудейской войны” Флавия, II,2. Присутствие ессея на Совете было вполне возможным. Некоторые из них жили в городах и пользовались влиянием. Ирод покровительствовал им. Одного из ессеев, Менахема, он даже сделал главой раввинского Совета (Флавий И. Арх. XV,10,5; Мишна, Хагига, II,2). 61 Название Бетавара (Вифавара, ср. Суд. 7:24 ) означает “Место переправы”, а Бетания (Вифания), как этот поселок назван в древнейших рукописях Ин, означает “Место корабля” (или лодки) – Ин. 1:28 . Не смешивать с Вифанией (Бетани), которая находилась около Иерусалима: название ее, по-видимому, означает “Дом бедняка”. 62 См.: Ин. 18:15 . Очевидно, Креститель выделял Андрея и Иоанна из числа своих учеников; см.: Ин. 1:38 . 63 См.: Втор. 18:15 . Об этом пункте иудейской эсхатологии см.: Трубецкой С. Учение о Логосе в его истории. М., 1906, с.282–284. 64 Флавий И. Арх. XVIII,5,2. 65 Ин 1,19 сл.; Лк. 3:16-17 ; Мф. 3:11-12 . 66 Мф 8,14-15 . Согласно Лк, мать Иоанна была родственницей Девы Марии, из чего можно было бы предположить, что Предтеча знал Христа с детства. Но этому противоречат слова пророка: “я не знал Его” ( Ин. 1:31 ). По-видимому, родители Иоанна умерли рано и, возмужав в пустыне, он не был знаком с Сыном Марии. Во всяком случае, слова “я не знал его” показывают, что пророк, если даже и слышал об Иисусе, в Его мессианскую тайну посвящен не был. 67 Ин 1,32-34 . 68 Мк 1,12-13 ; Лк. 4:1-13 ; ср. Мф. 4:1-11 . 69 1Ин. 1:29 сл. Из общего контекста Ин явствует, что это свидетельство Предтечи было произнесено перед уходом Иисуса в Галилею и, следовательно, уже после пребывания Его в пустыне. Фактически IV Евангелие начинает рассказ с событий, происходивших после крещения Христова и Его искушения от дьявола. 70 2Ин. 1:35 сл. 71 Мф 3,2 ; ср. Мф. 4:17 ; Ин. 3:26 . 72 Мф 14,23 ; Мк. 1:35 ; Лк. 5:16 . 73 Мк 4,38 ; Ин. 4:6 . 74 2Кор.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/3

Сюда же относятся Лк.17:20–21 : богообразное начало в человеке, дыхание Божие и образ Божий, коим осуществляется царство Божие и Христово, и Церковь , и Царство Небесное. Но в большинстве евангельских мест не выделяются особо соприкосновенные понятия Царства Небесного и Христова. «Царство Божие» в отличие от «царства небесного» имеет, во 1-х, предельность – временную. («В начале сотворил Бог небо и землю» Быт.1:1 , – «все чрез Него произошло» и «мир чрез Него произошел» Ин.1:3–10 , – «все Им создано» Кол.1:16 – начало царства Божия на земле, – и «небо и земля прейдет» Мф.24:35 ср. 5:18, – Мк.13:31 , – Лк.21:33 , – будет новое небо и новая земля и все новое 2Пет.3:10–15 , – Откр.21:1, 2, 5 ) и пространственную («пределы вселенной» Рим.10:18 ). И, во 2-х, тогда как «Бог есть свет и тьмы нет в Нем никакой» ( 1Ин.1:5 ) и «Он один только благ» ( Мф.19:17 ), – напротив в мире есть и тьма, в которой светит свет Логоса, которая Его не объяла ( Ин.1:5 ср. 8:12, – 12:35–46) и которая должна прейти ( 1Ин.2:8–11 ), – здесь временно владычествует и «миродержитель (тьмы) века сего, князь мира сего и начальник демонов ( Мф.9:34 др. Ин.12:31; 14:30 , –16:11, – Еф.6:12 ), «человекоубийца изначальный, лжец и отец лжи (лжеца – Ин.8:44 ), – здесь есть «вражда к Богу», состоящая в «любви к миру» и в «помышлении плоти», – есть «друзья мира и враги Бога» ( Иак.4:4 , – Рим.8:7 ), – «враги всякой правды» ( Деян.13:10 , не различающие добра от зла хулители Бога и Духа Божия ( Мф.12:31 ср. Рим.3:8 ), – «богоборцы» ( Деян.5:39 ) и «богоненавистники» ( Рим.1:10 ), – безумцы, говорящие в сердцах своих, что нет Бога ( Пс.13:1 ), – противники Бога, кои должны быть упразднены и подчинены под ноги Его. 0тсюда – потребность в спасении и Спасителе, – необходимость устроения на земле, в «Царстве Божием» нового и особенного царства Спасителя или «царства Христова – βασιλεα (το) Χριστο». Все как положительные черты, так и отрицательные стороны царства Божия есть и в Царстве Христовом, но к ним присоединяются здесь еще и другие, более частые и обособляющие Царство Христово от Царства Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

—304— лей имеем с γνω вместо πιγινσκει: Clem. Homil. 17, 4, – 18, 4. 13. 20 ed. Schwegl. 363. 383. 391. 397, – Маркосиане у Ирин. 1, 20. 3 ed. Stier. 222, – Иуст. Apol. 1, 63, otto 172, D ср. 174, В, – Клим. Алекс. Pott. 10. 109 425, 697. 866 – Ориген ed. Rue. 1, 643. e, 726. а, 2, 537. d, – 4, 284. b, 540, b дважды – Антиох. собор в посл. Павла Самос. у Routh’a 3, 290, – Евс. Dem Evang. 149. b, – 216, d, – C. Mrcl. 72. c (см. у Tregelles’a и Tischendorf’a). Нет, конечно, критико-тексуальных оснований предпочесть этот вариант (кроме авторитетов за первое чтение говорит и то, что оно нисколько не препятствуется и теологически, ибо πιγινσκει, как мы говорили, ближе и прямее относится не к Отцу и Сыну, а к „никто“ и „кто“=ни один человек, как в сир.). Однако ж он в высшей степени важен для нас тем, что вскрывает, так сказать, психологию древнехристианского обращения, с терминами γινσκειν и πιγινσκειν. Очевидно πιγινσκειν о Боге также мало соответствовало теологическому сознанию древних, как и например „разузнат Бог“ нескладно звучит для современного богослова. Поэтому же и существительное πιγνσις, как и глагол πιγινσκω, указывающие как бы на усиление акта познавания и на высшую ступень знания собственно человеческого ( Лк.1:4,22, 24:16,31 ; ср. 1Кор.14:37 , – особенно 2Кор.1:13–14,6:9 ), из 20 случаев ни разу не употреблено о Боге в Новом Завете. В Ветхом же Завете термин встречается только 8 раз, и ни разу – о Боге; тоже прилаг. πιγνμων – 4 раза, и ни разу о Боге. Вместо того у Ап. Павла употребляются о Боге всегда только простые: γινσκει в настоящем времени 1Кор.3:20 , – γνω – аор. В значении настоящего 2Тим.2:19 , – γνωσθντες π θεο в причастии страдального аориста с указанием на Бога, как действующий субъект Гал.4:9 , – тоже в 1Ин.3:20 : γινσκει πντα, – и постоянно, за исключением трёх вышеприведённых случаев, в евангелиях даже о Христе, хотя Его человеческая сторона допускала и употребление глагола πιγινσκειν: Мф.12:15,16:8,22:18,25:24,26:10 ; Мк.8:17 ; Лк.7:46 ср. 39; 16:15; Иоан. (πιγινσκω совсем не употребляется – и о человеке)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сир.1:22 : «…самое движение гнева есть падение для человека». Мф.5:22 : «...всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду»; Иак.1:20 : «ибо гнев человека не творит правды Божией». Сир.1:28 : «...не приступай к Нему с раздвоенным сердцем». Иак.4:8 : «Приблизьтесь к Богу… исправьте сердца, двоедушные». Сир.1:30 : «Не возноси себя, чтобы не упасть...». Лк.18:14 : «...ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет...». Сир.2:1 : «Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению». Мф.4:1 : «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола» (как раз перед началом Своего служения). Сир.2:5 : «ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, – в горниле уничижения» (ср. Прем.3:6 : «Он испытал их как золото в горниле...» и 3Езд.16:74 : «Тогда настанет испытание избранным Моим, как золото испытывается огнем»). 1Пет.1:7 : «дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемою золота...» (ср. Дан.12:10 : «Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении...»). Сир.2:8 : «Боящиеся Господа! веруйте Ему, и не погибнет награда ваша» (ср. ст. 6: «Веруй Ему…»). Ин.12:36 : «Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света»; Деян.16:31 : «...веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (ср. Евр.11:6 ). (Заметим: в Ветхом Завете нигде больше не встречается призыва «веруй» и «веруйте».) Сир.2:10 : «...кто верил Господу – и был постыжен?..». Рим.9:33 : «...всякий, верующий в Него, не постыдится». Сир.2:12 : «Горе... грешнику, ходящему по двум стезям!». Иак.1:8 : «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих»; Мф.6:24 : «Никто не может служить двум господам...». Сир.2:15 : «...любящие Его сохранят пути Его». Ин.14:15 : «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». Сир.3:1 : «Дети, послушайте меня, отца, и поступайте так, чтобы вам спастись». 1Ин.2:1 : «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали». Сир.3:6 : «Уважающий отца будет долгоденствовать...».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

«Господи, не надмевалось сердце мое, и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое» ( Пс.130:1 ) 12 . «Что заповедано тебе, о том и размышляй; ибо не нужно тебе, что сокрыто» ( Сир.3:22 ). «О человек! сказано тебе, что добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» ( Мих.6:8 ). «Ты заботишься и суетишься о многом», – говорит Христос, «едино же есть на потребу» ( Лк.10:41–42 ). «Ищите же прежде Царствия Божия, и правды его, и сия вся приложатся вам» ( Мф.6:33 ). Так, человек, включивший телевизор и часами просиживающий у этого ящика, открывает дом души своей для вторжения в него людей, часто чуждых и христианской жизни, и евангельскому учению Христову 13 , а вместе с ним входит суета и нечистота со страстями и пороками, которые, оседая в памяти картинами греховной вседозволенности, смущают своею нечистью его совесть и омрачают в нем чистоту жизни христианской. Известно: с кем поведешься, того и наберешься. «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» ( Пс.17:26–27 ). «Ибо какое общение праведности с беззаконием?» ... «Или какое соучастие верного с неверным?» ( 2Кор.6:14–15 ). «И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому 14 , и Я приму вас» ( 2Кор.6:17 ). Человек, провождающий свое время за телевизором, по насыщенности греховными речами и картинами не может и молиться Богу в «духе и истине» (ср. Ин.4:24 ); так как, даже произнося языком слова молитвы, он мысленно сердцем своим вспоминает и смотрит виденные в телевизоре картины и слышанные речи, и поневоле перемалывает усвоенные переживания и мысли отнюдь не благочестивые, не истинные, не богоугодные. «Господь Бог истина» ( Иер.10:10 ). Нам сказано: «Слово Твое есть истина» ( Ин.17:17 ). Так, зачем же нам, христианам, мысленно перемалывать все то, что не Божие, что от мира сего, что не содержит истины. «Весь мир лежит во зле» ( 1Ин.5:19 ). «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей; ибо все что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» ( 1Ин.2:15–16 ). Люди мира сего «умны на зло, но добра делать не умеют» ( Иер.4:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

5 . В какой мере могущественно пред Богом ходатайство святых? Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам ( Ин.15:5 ; ср. Ин.17:23–24 ). И ничего не будет невозможного для вас ( Мф.17:20 ). 6 . На чем основывается вера, что святые могут ходатайствовать пред Богом и по отшествии своем на небо? а) На том, что для Бога все (и умершие) живы ( Лк.20:18 ; Рим.14:8 ). б) На том, что и по отшествии на небо святые состоят в общении с нами: Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память ( 2Петр.1:13–15 ). Примечание. Под отшествием нужно разуметь отшествие на небо. Ср. 2Тим.4:6 . Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов… и к духам праведников, достигших совершенства ( Евр.12:23 ). в) На том, что на небе святые стоят в непосредственной близости к Богу и потому скорее нас могут умолить Его. Чит.: 2Кор.5:8 ; Флп.1:28 ; Откр.4:3–11 , Откр.7:9–17 . 7 . Святые действительно ходатайствуют на небе: Видение же его [Маккавея] было такое: он видел Онию – бывшего первосвященника, мужа честного и доброго, почтенного видом, кроткого нравом, видел, что он, простирая руки, молился за весь народ иудейский. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием, и сказал Ония: это – братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий (2Макк.15:12–14). И пришел иный ангел, и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу, и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом, и вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки ангела пред Бога ( Откр.8:3–4 . Ср. Откр.5:8 ; Вар.3:4 ). 8 . В Новом завете ходатайство Иисуса Христа не устраняет ходатайства святых угодников, хотя Он называется единым Ходатаем ( 1Тим.2:5 ; 1Ин.2:1 ): Иисус Христос ходатайствует, как Сын Божий и как Искупитель, Который претерпел за нас крестную смерть, и в этом смысле Он есть единый Ходатай: Един Бог, Един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех ( 1Тим.2:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В следующих местах нового завета говорится о явлении во славе Господа Иисуса Христа: Мф.24:30 ; Мф.25:31 ; Лк.17:24 ; Лк.17:30 ; Деян.1:11 ; 1Пет.1:7 ; 1Пет.1:13 ; 1Пет.4:13–18 ; 1Пет.5:4 ; 1Kop.1:7; 1Кор.4:5 ; 2Кор.5:10 ; 2Сол.1:6–10 ; 1Тим.6:14 ; 2Тим.4:1 ; 2Тим.4:8 ; Тит.2:13 ; Евр.10:37 . День явления Господа называется днем гнева, днем суда Божия, днем Господа: см. Мф.7:22 ; Мф.10:15 ; Мф.11:22 ; Мф.11:24 ; Мк.6:11 ; Лк.21:34 ; Деян.17:31 ; 1Ин.4:17 ; Рим.2:5 ; Рим.2:16 ; 1Кор.1:8 ; 2Кор.1:14 ; Флп.2:16 ; 1Сол.5:2 ; 1Сол.5:4 ; 2Тим.1:12 ; 2Тим.1:18 ; 2Тим.4: 8 ; тогда будет воскресение мертвых: Лк.14:14 ; Ин.11:24 ; Деян.24:15 . Остановим наше внимание на некоторых из этих мест. В евангелии от Луки читаем слова Самого Господа: «ибо как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой... И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческаго: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так же как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в тот день в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех: так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» ( Лк.17:24 ; Лк.17:26–30 ). Здесь бесспорно, речь идет о втором пришествии Господа, о дне суда и возмездия. И, предполагаю, что адвентисты не посмеют отвергнуть этого. Между тем, по адвентистскому учению до общего суда и явления Господа будут 1000 летнее царство праведных, и истребление на 1000 летний период времени грешных, после чего грешники будут еще жить, воюя против святого града. А в речи Господа сказано, что жизнь на земле будет идти обыкновенным порядком, как во дни Ноя и Лота до того дня, когда придет возмездие в день явления Господа. Спросят: быть может, у Луки 17, 30 ( Лк.17:30 ) разумеется открытие 1000 летнего царства, когда «один возьмется» – для этого царства, – а «другой оставится» для истребления огнем и серой (ср. Лк.17:34 )?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

О, печальная истина! И неужели же не разумеют все делающие беззаконие, что они все сидят во тьме и сени смертной ( Мф.4:16 ), все находятся в преддверии ада? – и земля со всеми на ней обитателями есть не иное что как царство тьмы, страна духовного мрака, или темница душ наших. И хотя свет истины воссиял для всех, но человецы, – по слову Писания, – возлюбиша паче тьму, неже свет ( Мф.4:16 ). И вот все приверженные к земле сидят в стране и сени смертной ( Лк.12:15 ). И кто им может открыть глаза, чтобы обратились от тьмы к свету, перешли из-под власти сатаны в Царствие Божие? Сам Господь открывает им, хотя они и не верят Ему; а Он возвещает ясно, перечисляет всех погибающих подробно, совершенно верно говорит, что предстоит неизбежное горе всем – смеющимся, насыщенным, богатым и славным на земле, всем миролюбцам или любителям благ века сего. А потому и говорит нам, как не хотящий погибели грешников: смотрите, берегитесь любостяжания ( Лк.12:15 ); не собирайте себе сокровищ на земле ( Мф.6:19 ); и, указывая на них, как на причину сердечного отвращения от Бога и душевной погибели, сказал: идеже бо есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше ( Мф.6:21 ). И еще возвестил, что трудно и сколь трудно богатому войти в радость вечную, и объяснил – почему. Ясно представил и самую причину, – потому что, как говорит, – двум господам, противным друг другу в требованиях, каковы Бог и богатство, никто не может служить. Господь требует нестяжания; а другой господин принуждает постоянно искать одной прибыли. И вот человек, который удостоился чести такой, что учит его Сам Бог, и остается неразумен, делается произвольно подобен животным, которые погибают (Ср. Пс.48:21 ). А что действительно все неразумные люди погибнут, это видно из того, что они свидетельства Господня не приемлют сердцем, а тем самым и выказывают, что они не почитают Его праведным в словах, но лживым (Ср. 1Ин.5:10 ), как говорится в Писании. Но кто так не почтителен к Богу, тот весьма похож на тех, кои, презирая учение Господне, взывали: кто может Его послушати? (Ср. Ин.6:60 ) и о Нем Самом говорили: неистов есть ( Ин.10:19 ). У таких же людей так огрубело сердце, что они уже никак не могут уразуметь и обратиться с покаянием, чтобы Господь исцелил их. Таким образом и погибают все неразумные люди, – хотя им и говорит Господь: почему вы не понимаете речи Моей? Если Я говорю истину; почему вы не верите Мне ( Ин.8:43, 46 )? И сбывается на них слово Писания: слухом услышите, и не имате разумети ( Ис.6:9 ). А таких людей много, очень много, – так что и самым лучшим из нас можно сказать слова Господни, сказанные Им ученикам Его: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки ( Лк.24:25 ), – и что возвестил нам Сам Господь! Потому-то и апостол говорит нам: смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые. Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия ( Еф.5:15, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010