В основе нашей веры лежит Фаворские видение во Свете: «...мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: „Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение4. И сей глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе» (2 Пет. 1:1618). И сие событие затем в веках повторялось и повторяется в различных условиях и обстоятельствах, но неизменно как бытийное причастие Божественной жизни. Святой молитве должна сопутствовать святая жизнь. Если мы отступаем от духа любви Божией, то лишаемся единящей нас с Богом молитвы. Когда же с любовью терпим все извне падающие на нас испытания и вовсе не хотим обвинять никого и ничто, кроме как нас самих, тогда молитва углубляется, и в сердце появляется новая сила надежды. Бог есть любовь, и путь к Нему через любовь, которая спасает и нас, и содействует тем, что живут с нами, войти в область Света нетленного. Сей Свет учит нас всякого человека встречать как неповторимую и непреходящую ценность, за которую умер Христос на Кресте. Такое расположение к людям вносит в сердце мир даже тогда, когда кругом нас царит смятение. И все же от большой любви сердце всегда болит, помня, «что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8:22). В состоянии нашего падения, которое стало для нас «естественным», мы можем вынести только некую небольшую долю страданий. И когда эта доза страданий достигает высокой меры, то мы становимся на край смерти. И многие умирали от страданий или кончали самоубийством. Но есть в человеке духовная сила, приходящая свыше, когда он становится способным выносить несравненно большие страдания. Это особенно важно для священника, совершающего Литургию. Если священник стремится войти в Литургию возможно полнее, то это значит, что он стремится к молитве за весь мир, уподобляясь Христу, молящемуся в Гефсиманском саду, перед Крестом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3950...

В сложившейся неразберихе каждый сам строит для себя непротиворечивую картину мира. Кто-то считает предательством Христа требование дезинфицировать лжицу. Кто-то, наоборот, радуется, что становится нормой то, что раньше делали на свой страх и риск отдельные священники (например, причащали с одноразовой ложечки больных раком детей с нулевым иммунитетом). Параллельно с этим формируется целый спектр идей об особенностях эпидемиологии в храме (от невозможности заразиться вообще до учения о том, что вирус в Чаше не умрет, но вернется к своему первозданному райскому состоянию и не будет никого заражать). Некоторые видят в эпидемии происки властей, стремящихся построить электронный концлагерь. Другие предлагают в своих квартирах подражать подвигу святых отшельников. Но удивительно, что очень редко пытаются увидеть за этим руку Божию.  Пророк Исайя. Фреска. Сербия, 1618 г. Библейские пророки видели волю Бога даже в обычных для того времени нашествиях иноплеменников. А сегодня большая часть христианского мира лишилась возможности посещать храм. Причем именно во время Великого поста и на праздник Пасхи. Сложно здесь не увидеть воплощения слов пророка Исайи , которые мы любим повторять друг другу в начале Великопостного периода: «Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их» (Ис 1:12–14). За что же Господь изгоняет нас из храмов? Вспомним, что Мария Египетская стала преподобной как раз благодаря тому, что Бог не пустил ее в храм. Почему же нас не пустили в храмы? Что в нашей жизни мы должны изменить? Как понять, чего от нас действительно ждет Господь? Да, последние десятилетия строилось «по три храма в сутки». Но произошло одно посещение Божие (так раньше называли бедствия), и эти храмы оказались не нужны. Более того, они стали обузой, как тот «тяжелый панцирь, дар царя», ставший виновником гибели Ермака Тимофеевича. Храмы, как и любая недвижимость, требуют денег на содержание и ремонт. А увеличение числа храмов за последние десять лет не увеличило числа воцерковленных православных. Прочим же православным храм интересен только как поставщик религиозных услуг. Нет услуг — нет денег, и приходская экономика начинает трещать по швам. 

http://blog.predanie.ru/article/koronavi...

В то время ученики не поняли слова сего; но позднее смысл его для них вполне открылся и евангелисту он предносился уже ясно. Этот же закон, которым определилась последовательность указанных событий и который выражался в приведенных словах Господа Иисуса, – этот же закон символически представлен событием преображения, что и составляет смысл этого события. На «святой» горе преображения Господь Иисус явился Своим ученикам в велелепной славе, Он в то время принял от Бога Отца честь и славу, и апостолы были очевидцами Его величия ( 2Пет. 1:1618 ). В сиянии Его славы явились также величайшие представители Ветхого Завета, Моисей и Илия, и беседовали с Ним. О чем же они беседовали? «Об исходе Его, который Ему предстояло совершить в Иерусалиме», т.е. о Его грядущих страданиях. «Видение» было для апостолов в высшей степени поучительно. Они ждали славы Христа, участия в Его величии? Он обладает славою, Он есть тот, кто может дать им внешнее величие; но не для того послан Он Отцом Небесным. Сияние божественной славы «страшно» для человека. Он пришел для того, чтобы дать людям вечную жизнь, внутреннюю духовную славу, чтобы дать им блага не бессмертия и не плотского воскресения, а блага духовного воскресения. Чем было для галилеян насыщение немногими хлебами тысяч народа, чем были для иудеев последовавшие затем символические действия Его на праздниках кущей и обновления, тем было событие преображения для апостолов 125 . И в том было внутреннее отличие апостолов от народа, что народ ожесточился, а ученики верою перешли от видимого к невидимому. Воспитанный жизнью и учением Христа, апостол Петр и позднее писал о славе Христа, последующей за Его страданиями, и призывал верных участвовать в Христовых страданиях, чтобы возрадоваться и восторжествовать в явление Его славы ( 1Пет. 1:11; 4:13 ), но он разумел уже славу воскресения из мертвых ( 1Пет.1:21 ) и, приравнивая всякую внешнюю человеческую славу к цвету на траве, быстро опадающему ( 1Пет.1:24 ), говорил о блаженстве в страданиях за правду ( 1Пет.3:14 сл.)...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Жившие с ним братия принимали пищу не прежде, как приобщившись Евхаристии Христовой. Это делали они в девятом часу дня. По принятии пищи они садились слушать его, и он поучал их всем заповедям до сумерек. После того одни из них удалялись в пустыню и там читали наизусть Священное Писание целую ночь, другие оставались там, непрестанно восхваляя Бога песнопениями до наступления дня. Я сам своими глазами видел, как они начинали с вечера свое песнопение и не переставали петь даже до утра. А многие из них только в девятом часу сходили с горы и, приняв Евхаристию, опять восходили на гору и довольствовались одною духовною пищею до другого девятого часа. Так поступали многие из них в течение многих дней. При всем том они, как можно было видеть, радовались, живя в пустыне, никто не укажет здесь, на земле, подобной радости и веселия телесного. Между ними никого не было скучного и печального. Если бы кто и показался когда печальным, авва Аполлос тотчас спрашивал его о причине скорби и открывал, что было у каждого в тайне сердца. " Не должно, говорил он, на пути спасения скорбеть тем, которые имеют наследовать Царство Небесное; пусть стенают язычники, плачут иудеи, скорбят грешники, а праведники должны радоваться. И если помышляющие о земном в земном находят радость, как же нам, удостоенным толикой надежды, не радоваться непрестанно, когда и апостол побуждает нас всегда радоваться, непрестанно молиться, о всем благодарить (ср.: 1 Сол. 5, 1618) " ? Впрочем, кто может изобразить сладость бесед аввы Аполлоса и прочие его добродетели, о которых мы умолчали по причине их чрезвычайной чудесности, хотя и слышали от него самого и от других?! Часто, наедине беседуя с нами о подвижничестве, он говорил и о том, как принимать братию, то есть что должно кланяться приходящим братиям, ибо, говорил он, " ты кланяешься не им, а Богу; видя брата твоего, ты видишь Господа Бога твоего, и это приняли мы от Авраама (см.: Быт. 18) " . Еще говорил он, что должно братию усильно приглашать к успокоению этому научились мы у Лота, который принуди Ангелов (ср.: Быт. 19, 3). Еще: что монахи должны, если могут, приобщаться каждодневно Святых Таин, потому что, кто удаляется от Святых Таин, тот удаляется от Бога. Например, кто постоянно приобщается, тот всегда принимает в себя Спасителя, ибо Сам Спаситель говорит: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин. 6, 56). Итак, полезно монахам постоянно воспоминать спасительное страдание и ежедневно быть готовыми удостоиться принятия Святых и Небесных Таин, ибо таким образом мы удостаиваемся отпущения грехов. " Также непозволительно, говорил он, нарушать без всякой нужды всеобщие посты, ибо в среду Спаситель предан, а в пяток распят. Посему, кто нарушает пост, тот вместе с врагами предает и распинает Спасителя. Если в пост придет к тебе брат, имеющий нужду в успокоении, предложи трапезу ему одному; если ж ему не угодно, не принуждай, ибо все мы имеем общее предание о посте " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1973...

Ибо в одном месте Писания он говорит так: »Иисус преуспевал премудростию и возрастом и благодатию« 1612 ; и опять, что [младенец] «возрастал и укреплялся Духом, исполняясь премудрости» 1613 . Теперь же, имея намерение сказать яснее о предположенном, я предлагаю и то, что говорит священный Соломон к Богу: »Что на небесах, кто исследовал? Волю же Твою кто познал бы, если бы Ты не даровал премудрости и не ниспослал свыше Святого Твоего Духа? И так исправились пути живущих на земле, и люди научились тому, что угодно Тебе, и спаслись премудростью Твоею« 1614 . Видишь ли, до какой великой силы доходит премудрость при участии Духа? и как далеко от спасения идет тот, кто не стяжал мудрости и Духа от Бога и даже не руководится мудрым и причастником Духа? Если подобное написано о Спасителе, в котором обитала »вся полнота« 1615 божества, то, последовательным образом, не трудно будет понять и вообще относительно всего рода человеческого во всей его совокупности, насколько необходима мудрость с содействием Духа и сколько силы и успеха получает духовный мудрец от любодушного Бога, по Его милости «исследуя небесное» 1616 и доходя до познания »совета Всевышнего " 1617 , – удивительное дело, и, однако это действительно так. Но так как мы изложили столько на этот раз о созерцательном, то следовало бы сказать и не замедлить изложить, хотя несколько, и о созерцании и отчасти направить и как бы напитать мышление расположенного слушателя. Ибо Бог решительно повелевает мыслящим [людям] как щедро уделять, конечно, низшим, так от высших с благоговением получать то, что доступно из божественного просвещения и умственных сокровищ, к людям же равного положения относиться общительно и не тщеславно и вести с ними беседы об умственных предметах и о Боге. Ибо таким образом не только сияла бы очень явно правота и непогрешительность в Церкви Бога жива, но и преподобное прекраснейшее лице любви, признак учеников Христовых, воссиявало бы непрестанно в сердцах наших, готовое излиться через Святого Духа на нас для совершенной и простой любви Бога и людей, и таким образом мы бы проводили на земле жизнь ангеловидную, истинно блаженную, равно как и самую приятную, как приверженные к той божественной и боготворной двоякой любви, на которой «висят весь закон и пророки " 1618 , слаще которой для души нет решительно ничего другого, и в особенности тогда, когда она имеет свое происхождение непосредственно от созерцания и познания Бога и божественного, другими словами – от просвещающей благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Отрекся Петр, но в рыдании своем покаялся, и Господь не только спас его, но и даровал ему власть быть первоверховным апостолом Своим. Мытарь, во смирении своем не смевший «даже поднять глаз на небо, бия себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику»! И, очищенный смирением своим превеликим, «пошел оправданным в дом свой более, нежели» фарисей ( Лк. 18, 13–14 ), безумный в своей гордыне, от которой «рождаются самомнение, хвастовство, тщеславие и пагубнейшее всех высокомерие». Господь сказал притчу сию «к тем, кои уверены были в себе и не приписывали всего Богу, а посему и других уничижали»; Он говорит ее, чтобы показать, что «праведность, хотя бы она заслуживала удивления в прочих отношениях и приближала человека к Самому Богу, но если допустит до себя высокомерие, низвергает человека на самую низшую степень и уподобляет его бесу, иногда принимающему на себя вид равного Богу» 1615 . Смотри, душа моя, – этой гордыне ужасался Исаия: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы» ( Ис. 14, 12 ). Об этой гордыне Господь сказал некогда ученикам Своим: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» ( Лк. 10, 18 ), – тот, кто «был светом, Архангелом и денницею», теперь стал тьмою, «лишился славы, которую он имел, и чести», – ведь так он смутил умы людей, что «до пришествия Христова его чтили как Бога, а теперь он спал с неба, то есть перестали его почитать за Бога и думать, что он живет на небе» 1616 ! И каким простым оружием – сердечным смирением – оказалась эта гордыня побеждена! Но – как же трудно снискать нам в себе это оружие! Слезами омыла ноги Господу жена грешная – и сказано было ей: «прощаются тебе грехи, потому что возлюбила много» ( Лк. 7, 47–48 ), «то есть обнаружила великую веру» 1617 , за что и была помилована Христом со словами: «вера твоя спасла тебя, иди с миром» ( Лк. 7, 50 ). Хананея великой верой и надеждой своей добилась милости Господней: хотя Христос вначале и не отвеща ей словесе, хотя Он и сказал ей, в ответ на ее смирение и поклон: «несть добро отъяти хлеба чадом, и поврещи псом, так как Он несть послан, токмо ко овцам погибшым дому Исраилева». Настойчивостью своей просьбы, от которой «соскучили» даже ученики Христовы 1618 , верой и благоразумием своими 1619 добилась она того, в чем сначала ей было отказано, – «ибо и пси ядят от крупиц, падающих от трапезы господей своих». («Приметь здесь, – замечает блаженный толкователь, – что хотя и святые просят за нас, как за эту женщину – апостолы, но получаем наипаче тогда, когда сами за себя просим» 1620 .)

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

После сего половые части его совершенно умерли для любой деятельности и он даже во сне не чувствовал естественных движений тела. 1614 Достигшие такого состояния чистоты имеют одинаковое чувство при виде существ одушевленных и неодушевленных, словесных и бессловесных, облеченных во одежду или обнаженных от нее 1615 . Естественные влечения и ощущения изменяются в человеке тогда, когда к его духу прикасается Дух Божий. Ощутив прикосновение к себе Духа Божия, человек весь, со всеми помышлениями и чувствованиями, устремляется к Богу, утрачивая сочувствие не только к предметам плотского вожделения, но и вообще ко всем предметам мира сего. 1616 Такой уже не хочет заботится о своих плотских потребностях и готов лишь сидеть в углу, в упоении и восхищении. 1617 И тогда сбываются на нем слова Апостола: «Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» ( 1Кор. 6:17 ). И само тело его влечется туда, куда стремится дух, 1618 радуясь о Боге Живом ( Пс. 83:3 ). 2.4. Будущее состояние человеческой природы Еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему. 1Ин. 3:2 О будущем состоянии человеческой природы трудно говорить из состояния нынешнего. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно ( 1Кор.13:12 ). Нам недостает подходящих понятий и слов, чтобы уразуметь свойства будущей действительности. Мы знаем определенно только то, что у человеческой природы есть будущее, но каково это будущее знаем лишь отчасти ( 1Кор. 13:9 ). Знаем, что это будущее наступит после всеобщего воскресения, которое есть «вторичное воздвижение разрешившегося и умершего живого существа», 1619 но, что будет после этого, лишь догадываемся. Мы ждем, мы «чаем воскресения мертвых и жизни будущего века». Но скажет кто-нибудь: как могут воскреснуть мертвые, и в каком теле они явятся? Безрассудный! Ты же имеешь перед собой множество доказательств тому, например, то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет, ибо смерть ныне необходимый жизненный этап. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело ( 1Кор. 15:36–38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Характерным признаком любви к Богу служит то, что она является любовью к Богу во Христе Иисусе 300 . Христос умер за нас, изнемогающих грешников ( Рим.5:8 ). Им открыта и начата царственная жизнь, поглощающая смертное, побеждающая смерть и ад (Рим.5Ср. 1Кор.15:5455 ), и сообщена царственная сила, творящая это новое чудо жизни ( Рим.5:21 ). Но не соображения практического характера руководят христианскою любовью. Любовь Христа предваряет человека, наказывает и животворит его, зовет к наслаждениям в общении с собою. Это апостол Павел знал на собственном опыте. Любовь Христа только дает, ничего не принимая, и если требует своего признания, то в интересах самих любящих. Христос не себе угождал ( Рим.15:3 ). Он возлюбил людей, чтобы освятить их, изгнав из их жизни все ненормальное, и сообщить им новое пневматическое содержание, соделать их Церковью славы ( Еф.5:2627 ), и Его благодать просветляет внутреннего человека, обновляет его со дня на день и в горниле человеческих страданий подготовляет его метаморфозу, творит новое пневматическое тело ( 2Кор.4:1618 ). Любовь Христа пленяет своим самоотвержением, бескорыстием, своим неудержимым стремлением сообщать людям жизнь, дыхание и все и обеспечить им вечное радостное существование. Восхищенный любовью ко Христу сосредоточивает на Нем все свое внимание и пламенеет духом, как яркий пламень неугасающего костра. Плотское игнорируется, не замечается. Человек находится под определяющим влиянием прозрения в пневматический смысл своей жизни: любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего. Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем ( 2Кор.5:1416 ). Если Христос одна любовь к людям, то и жизнь людей одна любовь к Нему. Мы не знаем Христа по плоти, так как Он в теле славы, не воспринимаемом в обычных условиях человеческой жизни. Христос стал новою пневматическою, но живою личностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchenie...

Каноны Д. с. были одобрены Реформатской церковью Франции на Национальных синодах в Алесе (1620) и Шарантоне (1623), став обязательными для всех реформатских священнослужителей. Др. реформатские церкви признали каноны, но не предали им вероучительного авторитета Гейдельбергского катехизиса и Бельгийского исповедания. В наст. время каноны Д. с. приняты в качестве одного из вероучительных документов мн. протестантами: Христианской реформатской церковью в Нидерландах, Нидерландской реформатской церковью, Реформатской церковью в Юж. Африке, Христианской реформатской церковью в Сев. Америке и др. Лит.: Acta synodi… Dordrechti. Dort, 1620; Acta et scripta synodalia… Dordracena ministorum remonstrantium Herderwici. Dort, 1620; Kuyper H. H. De Post Acta of Nahandelingen van de Nationale Synode van Dordrecht. Amst., 1899; Wagenaar L. H. Van Strijd en Overwinning. De groote Synode van 1618 op " 19 en wat aan haar voorafging. Rotterdam, 1909; Knappert L. Geschiedenis den Nederlandsche Hervormde Kerk gedurende de 16e en 17e Eeuw. Amst., 1912; Kajaan H. De Pro-Acta Der Dordtsche Synode in 1618. Rotterdam, 1914; Nobbs D. Theocracy and Toleration: A Study of the Disputes in Dutch Calvinism from 1600-1650. L., 1938; Reitsma J. Geschiedenis van de Hervorming en de Hervormde Kerk den Nederlanden. Gravenhage, 1949; Rover P. A. De Strijdende Kerk. Groningen, 1960; Geyl P. The Netherlands in the 17th Cent. N. Y., 1961; The Rise of the Reformed Churches in the Netherlands: Crisis in the Reformed Churches/Ed. by P. Y. DeJong. Grand Rapids (Mich.), 1968; Klooster F. H. The Doctrinal Deliverances of Dort//Crisis in the Reformed Churches. 1968; Praamsma L. The Background of the Arminian Controversy (1586-1618)//Ibid.; Bangs C. Arminius: A Study in the Dutch Reformation. Abingdon, 1971; Dewar M. W. The British Delegation at the Synod of Dort 1618-1619//The Evangelical Quarterly. 1974. N 46. P. 103-116; Hoeksema H. C. Historical Foreword to the Acts of the Synod of Dordrecht//The Voice of Our Fathers. Grand Rapids, 1980; Alan P. F. S. The Great Debate. Baker, 1983; Schaff P. The Creeds of Christendom. 3 vol. Grand Rapids, 1983; Kuiper B. K. The Church in History. Grand Rapids, 1984; Пикирилли Р. Е. Кальвинизм, арминианство и богословие спасения. СПб., 2002.

http://pravenc.ru/text/180305.html

Азии. И. славилась красителями для тканей, наибольшее значение имело производство синей краски из листьев растения индиго, особо ценилась индиго из Сев.-Зап. Индии. В 2 местах на Коромандельском берегу производился также красный краситель. Добыча алмазов стала в XVII в. одним из важных производств. Особенно славились копи Голконды. Наиболее развитой отраслью инд. промышленности была текстильная. Производилось ок. 150 сортов различных тканей, гл. обр. хлопчатобумажных, а также шелковых и шерстяных и тканей из волокна кокосового ореха (койры). Проникновение европейцев Появление европейцев. Роспись стен дворца Говинд-Махала в Орчхе. 1618 г. Появление европейцев. Роспись стен дворца Говинд-Махала в Орчхе. 1618 г. С кон. XV в. в Юж. Азию начинают проникать европейцы. 20 мая 1498 г. эскадра Васко да Гамы, обогнув мыс Доброй Надежды, бросила якоря в порту г. Кожикоде (Каликут) в Керале, на зап. побережье И. Вскоре португальцы основали неск. факторий по обоим побережьям И., а также на о-ве Цейлон. Гоа стал адм. центром всех португ. владений к востоку от мыса Доброй Надежды. Португальские колонии в И. представляли собой отдельные анклавы на вост. берегу Африки, в устье Красного м. и Персидского зал., на побережье И. и Цейлона, на Малайском п-ове и в Китае. В XVII в. в прибыльной вост. торговле приняли участие также купцы из Нидерландов, Англии, Дании и Франции. Они основали Ост-Индские компании, получившие от своих правительств монопольное право на торговлю с Востоком. Между ними началась борьба, к-рая привела сначала к ограничению португ. проникновения в И., затем почти к полному вытеснению из этой страны голландцев и, наконец, к англо-франц. войнам. Центром франц. владений в И. стал Пондишери (Пудуччери), основанный в 1674 г. Опорными пунктами англичан на зап. побережье были Сурат (с 1613-1616), Бомбей (с 1668, ныне Мумбаи), на вост. побережье - Мадрас (с 1639, ныне Ченнаи), в Бенгалии - Калькутта (c 1690). Появление европейцев. Роспись стен дворца Говинд-Махала в Орчхе. 1618 г.

http://pravenc.ru/text/389577.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010