Установление Церкви. Основав Свою Церковь ( Мф.16:18; 18:1718 ), Господь Иисус Христос поставил для нее апостолов, дабы они проповедовали Его учение и совершали богослужение ( Ин.20:2123 ). Исполненные Духа Святого апостолы на место себя везде по городам рукополагали епископов, пресвитеров и диаконов ( Флп.1:12 ; Деян.6:6; 14:23 ). Поставленные апостолами епископы опять от себя рукополагали пресвитеров и епископов ( Тит.1:57 ) и так далее. Так дар священства, принятый от апостолов чрез святое рукоположение ( 1Тим.4:14 ), сохраняется в Православной Церкви Христовой до настоящего времени. Там нет истинной Церкви Христовой, где нет священства с истинно апостольским непрерывным рукоположением. Успение Божией Матери. Молится о нас Божия Матерь, молятся и святые праведники; пример – пророк Иеремия и первосвященник Ония ( 2Мак.15:1214 ). Господь милует грешников иногда только вследствие молитв святых о них, как это было, например, по молитвам праведных Авраама ( Быт. 20:7 ) и Иова ( Иов. 42:78 ). Посему и сказано, что наша молитва особенно сильна тогда, когда помогает ей молитва праведного ( Иак.5:1618 ). Обретение святого Креста Господня. До страданий Спасителя крест был орудием и знамением страданий; после же, когда на Кресте для нашего спасения пострадал Сам Господь Христос, Крест стал орудием и знамением нашего спасения. Это освятило Крест, и потому он дорог истинному христианину. В слове Божием о святом Кресте говорится: слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия ( 1Кор.1:18 ). Святым Крестом апостолы хвалятся ( Гал.6:14 ); он называется блаженным древом правды ( Прем.14:7 ; 1Пет.2:24 ); злые люди и отступники называются врагами Креста Христова ( Флп.3:1719 ). Из уважения и любви ко Христу распятому и Его святому Кресту, для исповедания Христа внешним образом пред людьми ( Мф.10:32 ) мы сами крестимся и крестим любезные для нас предметы. Сложение перстов для крестного знамения содействует нам к памятованию христианского учения ( Притч.7:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Творения. Ч.15. С.9798). Наконец, св. Василий Великий указывает и еще одно значение воплощения Сына Божия. Он пишет о монахах: " Они-то ясно показали жизни человеческой, сколько благ доставило нам Спасителево вочеловечение, потому что расторгнутое и на тысячи частей рассеченное естество человеческое по мере сил своих снова приводят в единение и с самим собою, и с Богом. Ибо это главное в Спасителевом домостроении во плоти - привести человеческое естество в единение с самим собою и со Спасителем и, истребив лукавое сечение, восстановить первобытное единство: подобно тому, как наилучший врач целительными врачевствами вновь связывает тело, расторгнутое на многие части " (Подвижнические уставы. 18). По мысли св. Василия, главный плод воплощения - восстановление первобытного единства человеческого естества. Если восстановится это единство, то, значит, должно образоваться некоторое и внешнее соединение людей, ранее разъединенных грехом. Об этом единении людей говорил и Христос, указывая его идеал в существенном единстве Лиц Пресвятой Троицы: Да будут едино, якоже и Мы (Ин.17:11). Эти слова Христос сказал в той молитве, которую вознес Он Небесному Отцу пред Своими страданиями, не только за учеников и апостолов, но и за всех тех, кто уверует в Него по слову их. Следовательно, Христос молился о Церкви. Церковь именно есть то единство человечества, о котором молился Христос и о котором говорит св. Василий Великий как о едином естестве. Вот почему и можно сказать, что то " главное в Спасителевом домостроении во плоти " , о котором говорит св. Василий, есть не что иное, как создание Церкви. Эту же мысль следует видеть и в словах Христа, сказанных в ответ на исповедание Петра. Симон Петр сказал: Ты Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: ...Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою (Мф.16:1618). На чем создана Церковь? На Петре, как утверждают католики? Но это не имеет никакого смысла. На исповедании Петра? Но ведь и бесы веруют (Иак.2:19), и они исповедали Христа, подобно апостолу Петру (см: Мф.8:29; Мк.1:24; Лк.8:28), а, конечно, они не в Церкви. Основанием Церкви можно признать самое воплощение Единородного Сына Божия, которое исповедал апостол Петр по откровению Божию, а не по откровению плоти и крови. Это-то воплощение Сына Божия и лежит в основании Церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/220/...

Аминь. XII. Первое послание м. Даниила Послание 1615 грешнаго и худаго инока Данила, милосию Божиею митрополита всея Руссии, в Володимерь, во обитель святаго чудотворца Николы на Волосове, во общий монастырь митрополии всей Руси, игумену Пафностию и з братею о благочинении 1616 и, крепости монастырскаго устава. Слово а. Благословение грешнаго и худаго инока Даниила милостию Божиею митрополита всеа Русии, в Володимерь во общий нашь монастырь на Волосово, великаго чудотворца Николы, игумену Пафнотью з братею. Восприях любовное ваше писание, и благоразумие 1617 и веры исполненое, ищуще от Мене недостойнаго и окаяннаго инока Данила пользующая к спасению душам, и аз, аще не достоин есмь, но елико по силе моей сказати божественная пасания противу коего ждо потребы должен сый, и 1618 яко и служение мое се есть обдержно ко всем, кольми паче к вам множаеми подобает, понеже и приснии 1619 мои есте возлюбленнии духовнии подвижницы. Глагол же писания вашего сицевой есть, что деи у вас не по обычаю общаго монастыря презвитиры и диаконы емлют по рукам милостыню лихоимству радующееся 1620 , а монастырскый устав разоряюще, и вы бы им тое воли не давали 1621 , а собирали бы есте что ни есть приносимое от христолюбцев в монастырскую казну без лукавства; а покоили бы есте всех безхитростно по писанному: возлюбиши искренняго своего яко сам себе (Мф.19:19) 1622 , да и приказывали бы есте 1623 старцем добрым духовным доходов монастырских беречи и у налоя стояти или старцу Васьану Внукову, да казначею Веньямину, да старцу Денисю Долгожданову, и аще кто иный к тому благостроин, точию не луквной без всякия хитрости, да бы кто не погибл ни в сии век ни в будущий 1624 , а за монастырь бы встречати и провожати приходящих без игуменскаго благословениа не исходил ни кто же, такоже и милостыню от приходящих христолюбцев сребра, и злата, и одежи и обуща не просил бы ни кто же 1625 развее милостыни, а кого лихоимствующаго уличат, или от презвитеров или от простых иноков ино того игумену прьвее казати на дине 1626 духовне, потом аще не исправитца, ино пред двема или треми послухи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

1606 В силу такого великого значения веры св. Амвросий на неё переносит те благодатные свойства, которые он приписывает Христову искуплению. «Вера, – говорит он, – умаляет грех, и потому Господь, отпуская грехи, говорил: »По вере твоей да будет тебе» ( Мф. 7; 13 ). 1607 Вера изгоняет из человеческого ума зловредных царей и делает их пленниками, 1608 она приносит человеку свободу, 1609 она очищает его от всякого греха, 1610 освобождает от вечной смерти, 1611 избавляет от гнева Божия и делает его причастником вечной жизни, 1612 «ибо, кто верует в Него (Христа), тот не будет осуждён» 1613 : из состояния греховности вера переводит человека в состояние оправдания и святости, 1614 она возвращает потерянный рай и небесное гражданство, 1615 – ибо «вера есть царство небесное и царство небесное есть вера» 1616 – она, как виноградная лоза приносит плод (плод этот есть воскресение 1617 ), она подаёт человеку сладость 1618  и радость 1619  и делает его блаженным. 1620 Как вера оправдывает человека, так неверие, наоборот, делает его виновным 1621  и осуждённым. «Кто не верит во Христа, тот уже осуждён, а, кто поверил, тот не будет судим». 1622 Кто отвергает веру, тот сам подвергает себя смерти. Кто совсем отринул Бога от своего сердца, тот мёртв, кто же отвергает Бога не вполне, тот полуживой. 1623 «Кто не поверил во Христа, тот всегда мёртв. Язычники, когда уверуют, оживляются чрез благодать, а кто падает, тот вновь оживляется чрез покаяние». 1624 В согласии с тем, что он говорил о вере в догматы, св. Амвросий, впрочем, утверждает, что не достаточно ещё верить, но нужно «верно верить». «В двери царства небесного войдёт не всякий, но только тот, кто верно верит (fideliter credit). 1625 «Где есть вера, – пишет св. отец в другом месте, – там мы имеем начало и конец. А где ересь (perfidia), там нет ни начала, ни конца. Церковь имеет начало и конец, ибо она имеет Христа, Который является началом и концом». 1626 Только вера поставляет нас пред Богом, неверие же делает нечестивых изгнанниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Священное Писание но ведь Христос ничего не писал! Однажды только сказано о Нем в Евангелии от Иоанна, что Он писал, но и в этот раз Он писал перстом (см.: Ин.8:6), и писал на земле. Основатели различных религий, родоначальники школ философских писали много, и писали охотно, а Христос ничего не писал. Это обстоятельство для христианина весьма характерно. Вся сущность дела Христова станет для нас ясна и понятна, если мы по достоинству оценим только тот факт, что Христос ничего не писал. Христос не писал Значит, Сын Божий и приходил на землю вовсе не для того, чтобы написать и дать людям какую-нибудь книгу. Неужели для написания книги нужно воплощение Единородного Сына Божия? Воплощение второго Лица Святой;Троицы нужно было для спасения людей. Книга, какая бы она ни была, спасти человечество не могла и не может. Христос не есть учитель, а именно Спаситель. Нужно было обновить истлевшее грехом человеческое естество, и начало этому обновлению положено самим воплощением Сына Божия. Величайший богослов II века св. Ириней Лионский говорит: " Если у вас возникнет такая мысль: что же нового принес Господь пришествием Своим, то знайте, что Он принес все новое тем, что Он принес Себя Самого и тем обновил и оживотворил человека " . (Против ересей. Кн.4. Гл.84, 1). Своим воплощением Сын Божий сделал людей причастниками Божественного естества и стал поэтому родоначальником нового человечества, в котором восстанавливается прежнее единство человеческого естества, разрушенное грехом. И это новое человечество Сам Христос наименовал Церковью. В 16 главе Евангелия от Матфея мы читаем о том, как апостол Петр от лица всех апостолов исповедал Христа воплотившимся Единородным Сыном Божиим. И Христос ответил Петру: На этом камне (то есть на Своем воплощении) Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф.16:1618). А разлучаясь и прощаясь со Своими учениками, Он обещал послать им иного Утешителя - Духа Святого, Который будет наставлять их во всякой истине и Который пребудет в ними вовек (см.: Ин.14:1617; 15:26; 14:26; 16:13). Об этом-то Духе Святом и говорится постоянно в Священном Писании, что Он оживляет Церковь, которая называется Телом Христовым. Дух Святой есть единый Источник всех духовных даров, которыми наделены члены Церкви (см.: 1Кор.12:411). Церковь живет, мыслит и преуспевает в совершенстве, руководимая Духом Святым. Только в Церкви отдельный человек получает все необходимые для своего нравственного возрождения силы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/242/...

Гвидо Рени. Апостол Иаков Великий. 1618–1622 На первый взгляд, Иаков достаточно скромен: его имя в Евангелии не фигурирует отдельно от других апостолов, а в событиях, где упоминается, он не выделяется особым образом. Не случайно среди трех самых близких учеников Иисуса (Петр, Иоанн и Иаков) о нем известно меньше всего. Однако он вместе с братом просит Христа дать им место справа и слева от Его славы, что вызывает возмущение у других учеников (см.: Мк 10:35–40), а, с другой стороны, демонстрирует желание братьев быть выше остальных. Спаситель напомнил вопрошающим о том, что славе предшествуют страдания (см.: Мк 10:38). Имя апостола дважды стоит на втором месте при перечислении апостолов: сразу после Петра. Это позволяет говорить о том, что Иаков был весьма влиятельным лицом среди учеников Христовых, возможно, вторым после верховного апостола. Подтверждают его важность среди других учеников упоминания в событиях, участие в которых принимали не все апостолы. Например, он был свидетелем Преображения Господа (Мф 17:1; Мк 9:2; Лк 9:28) и Гефсиманского моления (Мк 14:33). Иаков был испанским миссионером? Где проповедовал апостол — можно только догадываться. Разные апокрифические источники указывают самые разнообразные географические варианты: синагоги Иудеи и Самарии, Индию, Лидию. Нередко можно встретить упоминания о том, что Иаков проповедовал в Испании. Подтверждают это предание свидетельства, датируемые концом VII века и позже. Возможно, почитание апостола началось в Испании с того, что с Востока в Галисию были принесены частицы его мощей. А также в связи с его ранним почитанием в Сантьяго-де-Компостеле. За что был убит? Рака с мощами апостола Иакова в Компостельском соборе Единственный раз, когда имя апостола упоминается отдельно от остальных, — это история о его кончине. Он желал получить венец славы и получил его через чашу страдания (то, о чем говорил Спаситель в Мк 10:38). Иаков первым из апостолов принял мученическую смерть за исповедание веры. Он был обезглавлен мечом по приказу Ирода (племянника другого Ирода, который обезглавил Иоанна Крестителя). Более того, только его смерть среди всех апостолов отражена в Священном Писании (см.: Деян 12:1–3). По свидетельству раннехристианского богослова Климента Александрийского (150–215 гг.), Иаков настолько поразил своей верой человека, который привел его на суд, что приведший апостола попросил прощения у Иакова и был обезглавлен вместе с ним.

http://blog.predanie.ru/article/ne-samyj...

Более того, если мы говорим, что Иисус исполнил Свое служение, не прибегая к божественным способностям, то зачем вообще было нужно воплощение? Если Иисус прожил всю жизнь как обыкновенный человек, почему любой другой человек не мог сделать того, что сделал Он? И действительно, Движение Веры – в лице некоторых его проповедников, таких как Коупланд, – признает, что подобное решение проблемы в принципе было возможно. Предположение, что Иисус никогда не пользовался Своими божественными способностями, обычно основывается на неверном понимании отрывка Фил.2:67 , в котором говорится, что Христос «уничижил Себя Самого», принял образ раба и по виду стал как человек. Эти два стиха вызывают больше споров, чем любое другое место Нового Завета, в особенности Павловых посланий, а потому будет неразумно делать сомнительный богословский вывод из одного-единственного спорного мнения относительно того, что именно здесь хотел сказать Павел. Учитывая сложность вопросов, связанных с толкованием этого отрывка, я просто объясню, в чем, на мой взгляд, заключается его смысл. Говоря, что Христос «уничижил Себя Самого», Павел не имеет в виду, что Христос лишился Своих божественных свойств или перестал ими пользоваться. Скорее, апостол хочет сказать, что Христос сменил славный образ Божий – ослепительный, неприступный свет Своей божественной славы – на смиренный образ раба, вид обыкновенного человека. Однако прежний славный образ по-прежнему присутствовал во Христе, и во время Преображения Он позволил ученикам увидеть отблеск этой славы ( Мф.17:19 ; 2Пет.1:1618 ), но пока Христос жил на земле, эта слава, по большей части, была сокрыта от глаз мира. Наконец, теория о том, что Иисус никогда не использовал Свои божественные силы и пришел на землю не «как Бог», а как простой человек, в ряде моментов противоречит библейскому учению. Например, из Евангелий мы узнаем, что Иисус знал все ( Ин.16:30 ), делал то, что может делать только Бог, – например, прощал грехи, – и так далее. Иисус: первое из многих воплощений?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dvizheni...

57 Оксфордский (Collegii beatae Mariae Magdalenae 9) XII в. на перг. в л. 291 л. в одну кол. Недостает Мк.1:1–11 . 59 Кембриджский (Gonvillii et Caii collegii 403), XII в. на перг. в л. 238 л. в одну кол. 61 Дублинский (Collegii Trinitatis A. 4. 21–G. 97), XVI в. на бум. в л. 455. л. в одну кол. 63 Дублинский (Collegii Trinitatis A 18–D. 20), X–XI в. на перг. в л. 237 л. в одну кол. 64 Marchionis de Bute, XII–XIII в. на перг. в двух томах, 441 л. в одну кол. 69 Leicestrensis 20, XV в. на перг. и частью на бум. 213 л. в одну кол. 71 Лондонский (Lambethanus 528), XII в. на перг. 265 л. в одну кол. Текст, по Грегори, лучшей пробы. 73 Оксфордский (aedis Christi, Wakii 26–4), XII в. на перг. 291 л. в одну кол. 77 Венской придв. библ. (Nessel. 154, Lambec. 29), XI в. на перг. 300 л. в одну кол. 86 Пресбургский (Posoniensis lycaei Avgustani), X в. на перг. 280 л. в одну кол. 91 Perronianus (кардинала Перрония, † 1618 г.), X в. на перг. 102 . Под сим номером в каталоге Грегори значатся Ветстевиевские разночтения Ватиканского унциального (В) кодекса (на Мф.24 – Мк.8:1 ). 106 (Comitis de Winchelsea) X в. на перг. 114 Британскаго Музея в Лондоне (Harl. 5540), X–XI в. (по Шольцу XIII в.), на перг. 380 л. в одну кол. 116 Бритайского Музея в Лондоне (Harl. 5567), XII в. на перг. 300 л. в одну кол. 118 Оксфордский (Bodl. Misc. 13), XIII в. в 4-ку, на перг. 256 л. Текст, по Грегори, по большей части хорошей пробы. 121 Парижский (s. Genovefae А. о. 34–4. А. 34), 1284 г. па перг. 241 л. в одну кол. 126 Guelferbytanus 16. 6. Aug. в 4-ку, XI в. на перг. 219 л. в одну кол. 131 Римский (Vat. Gr. 360), XIV–XV в. на перг. 233 л. в две кол. Текст, по Грегори, хорошей пробы. 142 Римский (Vat. Gr. 1210), XI–XII в. на перг. 324 л. в одну колонну. 205 Венецианский (Marc. 5), XV-ro в. на перг. в двух томам, 441 л. в одну кол. 206 Венецианский (Магс. 6), XV в. 431 л. на перг. и бум., в одну колонну. 218 Венской придворной библ. (Ness. 23–1), XIII в. на перг. 623 л. в две кол. 229 Escurialensis/. IV. 21, 1140 г. в 8-ку, на перг. 296 л. Недостает Мк.16:16–20

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Л. 186. Слово 31-е на текст Лк. 7:36 и сл. говорено – въ цркви стго климента. Нач. Помышлющ мн о марьин Лат. слово 33. р. 1592. Л. 194. Слово 32-е на текст Лк. 15:1 и сл. говорено – в цркви стою мчнк. иоанна и павла. въ днь, недльныи. Нач. Лтныи днь, еже тл моем противно есть Лат. слово 34. р. 1600. Л. 209. Слово 33-е на текст Луки 21:9 и сл. говорено – въ цркви блженнаго мины. в днь памти его. Нач. ко далече града зашьл есмы. Лат. слово 35. р. 1612. Л. 217. Слово 34-е на текст Лк. 14:16 и сл. говорено – в цркви блженню апл филипиа, и икова. Нач. Се любима растоитъ, и раздлетс межд богатествомъ плотьнымъ и дховнымъ. Лат. слово 36. р. 1618. Л. 228 об. Слово 35-е на текст Лк. 14:25 и сл. говорено – въ цркьви стаго мчнка Нач. Аще поразмемъ любима, како и колико велика сть. Лат. слово 37. р. 1626. Л. 237. Слово 36-е на текст Мф. 22:1 и сл. говорено – в цркви блаженнаго климента. Нач. Поставъ (textum) стаго любима хщ аще мог вмал проглати. Лат. слово 38. р. 1634. Л. 251 об. Слово 37-е на текст Лк. 19:42 и сл. говорено – въ цркви блженнаго нарицаетс констнтина. Нач. краткое, стаго краткимъ словесе. аще что мог хощ проглати. Лат. слово 39. р. 1644. По окончании сего слова, на об. 261 л., приписано к нему и следующее по Лат. изданию 40 поучение р. 1652, только без начала. – Сим словом, как и в Латинском издании, заключаются поучения св. Григория на чтения из Евангелия. В заключение всего л. 275. приписан следующий отзыв о книге: источник сщ бо на мсте, и животны воды истачающ. тмже и хсъ пришедъ на стденецъ иковль: и вожжадас воды пити. и обрте жен самарныню, и реч к ней, даждь ми вод пити и азъ дамъ теб воды, и пити имши, к да во вки не вжаждеши. тмже книга источник есть подобна. еже аще кто со разгнвъ прочтетъ. напоитъ дш свою вчны жизни и живоносны воды. и в вки не вжаждешис. Сл. выше ркп. Исаака Сир. 131. л. 364.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

12 . Во времена Авраама началось богообщение верных с Богом – просили, взывали в молитве и в уме, и Бог отвечал, возвещал будущее и благословлял людей Своих. 13 . Ангелы Божии, ополчение их, охраняли Иакова, когда он с семейством и скотом от Лавана шел к отцу своему Исааку ( Быт.32:12 ). 14 . В борении Иаков говорил: Я Бога лицем к лицу видел, и сохранилась душа моя. И Бог благословил Иакова и сказал Бог: Отныне имя твое будет не Иаков, а Израиль ( Быт.32:2430 ). 15 . Многими дарами: скотом, воздаянием чести, милосердием и смирением – Иаков расположил сердце Исава, брата своего, к миру ( Быт.33 ). 16 . Бог часто являлся Иакову и говорил с ним, а Иаков в местах Богоявления ставил жертвенники и возливал на них елей, и освящалась земля ( Быт.28:18 ). 17 . Иаков скорбел, ибо не видел страха Божия в сыновьях своих: Симеон и Левий избили жителей Сихема за Дину и имели богов чуждых, и идолов, и серьги, и Иаков закопал их в землю, и продали Иосифа в Египет за двадцать сребренников ( Быт.34:2526; 35:4; 37:2628 ). 18 . Праведный Иосиф был угоден Богу, и ради его Бог благословил весь Египет, и он питал хлебом всю землю во время голода ( Быт.41:5657 ). 19 . Бог повелел Иакову идти в Египет, и семьдесят пять душ переселились: Рувин, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон – сыны Лии; Гад, Асир – сыны Зелфы; Иосиф и Вениамин – сыны Рахили; Дан, Неффалим – сыны Валлы ( Быт.46:827 ). 20 . Крест Христов прославил Иаков, ибо руки крестообразно возложил на Ефрема и Манассию, благословляя сыновей Иосифовых и десницею возвышая Ефрема, младшего сына ( Быт.48 ). 21 . Иаков пророчески возвестил, что от Иуды родится Христос и Он призовет народ Израилев и язычников в Виноградник Свой – Церковь – и Кровью Своею на Голгофе убелит, освятит души верных ( Быт.49:812 ). 22 . А из колена Дана будет змей на дороге, аспид на пути ( Быт.49:1618 ), законоположитель, судия на 3,5 года. 23 . О чудном Промысле Божием сказал Иосиф братьям своим: Вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро и сохранил жизнь великому числу людей ( Быт.50:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010