14. Но преумножилась благодать Господа нашего с верою и любовию, (которая) во Христе Иисусе: то есть преумножилась во мне та вера, которую я гнал, - и преизобильно излилась на меня любовь Иисуса Христа, Коего некогда я хулил. 15. Верно это слово и всякаго принятия достойно, что Иисус Христос пришел грешников спасти, как и Сам Он сказал: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Лк.5:32). На мне совершилось на деле слово Его, ибо я глава (первый из) грешников. 16. Но для того помилован я, чтобы во мне, чрез обращение меня, показала Иисус Христос все долготерпение Свое. Ведь если бы умертвил меня по требованию Своего правосудия в то время, когда я продолжал еще хулить Его, то как же бы обрела меня благодать Его? Но вот теперь призвал меня и возвеличил меня в Себе, чтобы сделать меня образцом грешников, кои имеют уверовать Ему, дабы и они, подобно мне, снискали себе жизнь вечную. 17. Царю же веков, соделавшему это со мною, живому, нетленному, непорочному и невидимому, давшему чрез Сына Своего откровение всем народам, Ему слава и честь во веки веков. Аминь. 18-20. Эту же заповедь, которую я теперь намерен письменно дать тебе, преподаю тебе, сын мой Тимофей, по предшествующим о тебе пророчествам, дабы воинствовал ты в них добрым воинствованием, для совершения добрых дел. Под пророчеством же надо разуметь: или то, что некий новозаветный пророк предвозвестил о нем, что он есть сосуд избранный (ср. Деян.9:15), - или же ему дано пророчество, - почему и заповедал ему, что вместе с данным ему пророчеством также и дела, соответствующие ему, подобало совершать в нем, то есть в той доброй вере, которую ты принял, - и святом уме, коим обладаешь. Это потому, что некоторые отрицают эти добрые дела, и не имеют чистого ума в отношении к Богу, и лишены самой веры. Из таковых один есть Именей и другой Александр. Отрицая добрые дела и не имея чистого ума, они лишены были и веры и не принимали ее. Или же они были верующими, но отвергая от себя добрые дела и чистый ум, лишились и самой веры, и впоследствии сделались даже сильными врагами веры. Прибавляет еще: коих я предал сатане, чтобы научились не богохульствовать. Как подверг он порицанию Варсуму, волхва и лжепророка, совращавшего с пути Божия, - и сказал ему: слеп будешь ты, и не увидишь солнца до времени (Деян.13:11), - так подобным же образом и тех (Именея и Александра) предал демонам, кои вошли в них; так что, подвергаясь увещаниям за прежние дела, совершавшиеся ими, - они отвращались от богохульства, коим осмеливались порицать Господа нашего и чад церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1078...

А подтверждение тому, что спасение зависит и от добрых дел, находим во множестве мест Писания, из которых особо отмечу: Мф. 16:27; 25:34–45; Ин. 5:29; Иак. 2:14–26; Рим. 2:6–13; 2 Кор. 5:10; 1 Тим. 6:18–19; Откр. 20:12–13. Сектант: Божественная благодать устраивает наше спасение сама, не оставляя возможности ей противиться, то есть действуя неотразимо. Поэтому здесь и речи нет ни о свободе, ни о заслугах человека. Это следует из притчи Спасителя, где господин повелевает рабу: пойди по дорогам и изгородям  и убеди придти, чтобы наполнился дом мой (Лк. 14:23), и из прямых Его слов: Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6:44). Священник: Вы, сектанты, и тут, выхватив из Писания две-три фразы, думаете, что постигли всё. Но оно ясно научает нас, что человек с самого сотворения увенчан от Бога свободной волей. Послушай Иисуса, сына Сирахова: Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его… Он предложил тебе огонь и воду: на что хочешь, прострешь руку твою (Сир. 15:14, 16), и еще: Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему (15:17). А  здесь  предостережение от лица Самого Бога: Вот, Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение вам будет, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего (Втор. 11:26–27). И далее: Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил  Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое (Втор. 30:19; ср.: Втор. 30:15). То, что воля человека свободна и участвует в его спасении, ясно и из этих слов Господа: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! (Мф. 23:37.) И через великого пророка Исаию говорит Он: Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас (Ис. 1:19–20). И богатому юноше Спаситель сказал: Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 19:17), а также: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах (19:21).

http://pravmir.ru/o-nashem-spasenii-dial...

Особенно яркий пример, иллюстрирующий сказанное, можно найти в сопоставлении судеб двух учеников, которых избрал Господь: святого апостола Петра и Иуды Искариота. Оба были призваны в числе первых и исполнили послушание Господу: оставили все и последовали за Ним (Мк 1:17; Мф 9:9; 16:24). Оставили всё? Да, внешне жизнь резко изменилась, прежние заботы, которыми только и жил человек и в которых находил единственный смысл существования: забота о пропитании, о семье, то есть о собственном благополучии, — все это уходит на задний план, не заполняет сердце, которое принадлежит теперь Богу, не отягощает ум ненужными хлопотами; человек живет, постигая на опыте заповедь Учителя: “Ищите прежде Царства Божия и правды Его и все необходимое приложится вам” (ср. Мф 6:31–34). Но греховные змеи, которые свивают гнездо в нашем сердце, притихнув только на время, постепенно дают о себе знать, да так незаметно начинают порабощать нас, что мы не чувствуем опасности, потому что, по словам святителя Иоанна Златоуста, не столько заботится диавол, чтобы грешили, сколько о том, чтобы не видели греха. И как же внимательны должны были быть особенно те, кто ходил пред воплотившимся Богом, кто постоянно находился близ Него. Здесь подстерегает опасный соблазн считать себя уже достойными высших небесных наград только за то, что теперь стали не такие, как все. Какая тонкая уловка лукавого: “Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди”, — слышим мы в молитве фарисея (Лк 18:11). “Вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?” — спрашивает апостол Петр (Мф 19:27). Иными словами, можно ли надеяться, что теперь мы будем всегда пребывать в Царстве Божием и обладать всеми его настоящими и будущими благами? Но Господь раскрывает тайну входа в Царство Небесное, уча, что этот путь — узкий, и войти в него может только тот, кто “умалился”, то есть стал меньше всех, стал самым последним, самым незначительным в глазах своих, в своем сердце, пред своей совестью. А такое познание приобретается лишь познанием самого себя, своих немощей, своей детской беспомощности что-либо сделать без Господа. Тот только и может узнать себя наилучшим образом, кто думает о себе, что он ничто. Да разве легко обрести такой образ мысли? На какие только ухищрения не пускается враг, чтобы сохранить свое “гнездо”!

http://pravmir.ru/ne-perestayu-besedovat...

Преподобный Серафим Саровский предупреждал и об опасности в христианской жизни руководствоваться чувствами, которые не научены навыком ума для различения добра и зла (Евр. 4, 14). «Умом, – говорил преподобный, – надо в сердце стоять». А те, которые не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют (Рим. 1, 28–32). Не видя в себе всего этого багажа грехов и не раскаиваясь в них, мы превозносимся над другими. В нашей проповеди нет веры Авраама и любви Христовой к ближним, она подобна молитве фарисея: «Господи, спасибо, что я не такой, как прочие люди» (ср. Лк. 18, 11). В этом смысле пленник не способен освободить пленного, и меркнет свет Христов в слове и жизни христианина. И, как мы прочитали далее, Авраам вооружается и берет лучших людей, в малом количестве, но лучших, и вызволяет из плена Лота и всех родственников. «Ведь он принял тех, – продолжает святитель Амвросий, – кого счел достойным принадлежать числу верных... Итак, Авраам победил благодаря тому, что заслужил это верой, а не многочисленным войском». Верой, а не многочисленным войском. Какие важные слова, подлинное духовное руководство в деле личного миссионерского служения и в миссии Церкви в целом, ее духовном, образовательном и просветительском служении. Не гнаться в этих вопросах за количеством, а радеть о качестве. О качестве преподавания и обучения в наших духовных школах. Образование и подготовка пастырей, миссионеров, катехизаторов, способных выйти на ниву проповеди этому миру о Христе, который может освободить наших соотечественников, в большинстве своем крещеных, а значит, тоже – рода христианского, братьев и сестёр во Христе, но плененных служению греху.

http://pravoslavie.ru/109893.html

Теперь в 20 гл. мы снова встречаемся с дьяволом, снова видим его в его отношении к христианской Церкви, хотя в отношении, рассматриваемом с другой стороны, – со стороны победоносной борьбы христиан против их исконного врага. Иоанн видит ангела, сходящего с неба. Он не придает этому ангелу никакого эпитета и не говорит, за кого можно принимать его; в греческом тексте не поставлено даже и определенного члена перед γγελος. Некоторые толкователи 1445 под ангелом разумеют Самого Иисуса Христа. Основанием своего мнения они выставляют во-1) то справедливое мнение, что Иисус Христос один только имеет ключи ада (1:18) и что Он только один есть победитель дьявола ( Мф. 12:29 ; ср. Евр. 2:14 ; 1Ин. 3:8 ; Кол. 2:15 ), а во-2) то обстоятельство, что ангел здесь изображается имеющим ключ от бездны, но не получившим его от кого-либо, как это прямо сказано о звезде-ангеле, открывшем кладязь бездны 9:1. Но почти все остальные толкователи 1446 считают этого ангела за обыкновенного ангела, как вестника и исполнителя Божией воли. И это тем более справедливо, что тайнозритель не придал ему никаких особенных атрибутов славы и величия, с которыми он описывал Самого Иисуса Христа (14:14) и даже ангелов важной миссии (10:1–2; 15:1). Миссия ангела (20:1) умалена даже и в самом тексте. В тексте ничего не говорится о борьбе явившегося ангела с дьяволом и о победе над ним; дьявол представляется уже обессиленным, уничтоженным и побежденным ранее 1447 . Ангелу в его исполнении миссии остается только связать дьявола и заключить в темницу, в бездну. Дракон, это – тот самый древний змей, дьявол и сатана, о котором была уже речь в 12:3–4, 7–9 и 13–17. Там победа ангелов над ним кончилась тем, что он вместе с своими приверженцами был изгнан с неба и потерял возможность доступа к престолу Божию для постоянной клеветы против людей. Тогда победа была достигнута, благодаря пролитой крови Иисуса Христа, которою воспользовались и ангелы и христиане. Теперь говорится о следствии этой победы. Побежденный дьявол не только изгнан с неба на землю, но даже низвержен и заключен в бездну. Бездна (9:1; 11:7; 17:8) – не место вечных мучений (19:20; 20:10), не ад, как местопребывание и состояние душ грешников до всеобщего суда ( Быт. 37:35 ; Лк. 16:23 ), но «собственное место» 1448 сатаны, «откуда он делает свои экскурсии на землю»; собственно это есть особенное свойственное злым духам состояние и положение связанности и стесненности, в котором они находятся в своей злой деятельности по отношению к людям 1449 ; «для духа бесплотного и узы должны быть невещественные» 1450 . Такая связанность и стесненность, начавшаяся для злых духов со времени связания их цепью, должна продолжиться в течение тысячи лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Явление Иисуса Христа апостолам Луке и Клеопе на пути в Эммаус. Трапеза в Эммаусе. Рассказ апостолов о встрече. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Явление Иисуса Христа апостолам Луке и Клеопе на пути в Эммаус. Трапеза в Эммаусе. Рассказ апостолов о встрече. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Большинство экзегетов древней Церкви не стремились определить личность таинственного спутника К., но отдельные авторы высказывали разные мнения на этот счет. Первая попытка идентифицировать неизвестного ученика принадлежит Оригену, к-рый полагал, что с К. по пути в Эммаус следовал Симеон ( Orig. Contr. Cels. II 62, 68; Idem. In Ier. hom. 20. 8). Это мнение разделял и свт. Кирилл Александрийский ( Cyr. Alex. In Luc.//PG. 72. Col. 944; ср. также: Basil. Magn. In Isaiam proph. 6. 187 [Dubia]). В связи с преданием о том, что Симеон был сыном К., эта идея представляется вполне логичной. Согласно Епифанию Кипрскому, спутником К. был ап. Нафанаил ( Epiph. Adv. haer. [Panarion] 23. 6). Т. зр. Оригена отражена в глоссе к Лк 24. 18 в библейском кодексе 949 г., Епифания - в кодексе IX в. ( Metzger B. A Textual Commentary on the Greek New Testament. L.; N. Y., 1975. P. 185). Блж. Феофилакт Болгарский (XI-XII вв.) приводит предание, согласно которому евангелист Лука и К. встретились с Господом ( Theoph. Bulg. In Luc. 1. 7//PG. 123. Col. 692). В совр. библейских исследованиях диапазон определения имени спутника К. весьма широк: к уже известным личностям из трудов древних авторов добавляются ап. Петр, диакон Филипп, Никодим или даже супруга К. ( O " Toole. 1992. P. 1063). Наиболее ранние сведения о К. в церковном Предании относятся к нач. IV в.: Евсевий Кесарийский со ссылкой на несохранившееся сочинение историка Егесиппа приводит предание, согласно к-рому К. был братом Иосифа Обручника ( Euseb. Hist. eccl. III 11) и был женат на Марии Клеоповой (Ibid. III 32), их сын Симеон был 2-м епископом Иерусалима и принял мученическую кончину (Ibid.

http://pravenc.ru/text/1841293.html

Лк.8:7 .  а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; Лк.8:8 .  а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Притчу о сеятеле евангелист Лука излагает сходно с Матфеем ( Мф.13:3–9 ) и Марком ( Мк.4:1–9 ), но с некоторыми сокращениями. Лк.8:9 .  Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Лк.8:10 .  Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Лк.8:11 .  Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; Лк.8:12 .  а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; Лк.8:13 .  а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; Лк.8:14 .  а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; Лк.8:15 .  а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Лк.8:16 .  Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Лк.8:17 .  Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы. Лк.8:18 .  Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь. Объяснение притчи см. в комментариях к Мф.13:10–17 ; Мк.4:10–25 . Евангелист Лука здесь более всего следует Марку. «Ученики» – двенадцать апостолов (ср. стих 1). «Так что» (стих 10) – правильнее: «чтобы» ( να ), см. Мк.4:12 . «Но, отходя» (стих 14). Правильнее было бы перевести: «ходя» или «живя» (в греческом тексте здесь стоит глагол πορεειν). Слова же: заботами, богатством, и наслаждениями житейскими, представляют собой определение к слову «ходя» или обозначение мотивов «хождения». Люди, следовательно, слушают слово, но в своей деятельности водятся другими факторами – заботами и т.д. и через это подавляются, как семена, растущие между тернами, и не достигают зрелости.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Согласно притче (Лк.15:11–32), у некоего человека было два сына. Младший сын попросил отца разделить им имение и, получив свою часть, ушел в другую страну, где промотал наследство, начал нуждаться, раскаялся и вернулся домой. Отец, радуясь его возвращению, приказал слугам заколоть откормленного теленка и устроить пир. Старший сын, вернувшись домой с поля и узнав от слуги о причинах веселья, не захотел принять в нем участия. В ответ на просьбу родителя присоединиться к общей радости он упрекает отца за то, что тот встретил младшего сына с не подобающей тому честью, которой никогда не оказывал ему. Отец мягко увещевает его радоваться возвращению брата домой. 1.1. Место притчи в Евангелии Непосредственно перед рассказом о блудном сыне Господь произносит еще две притчи – о потерянной овце (Лк. 15:4–7. Ср. Мф. 18:12–14) и потерянной драхме (Лк. 15:8–10), в которых на бытовых примерах повествует о радости человека, обретшего то, что он считал утраченным, и сравнивает эту радость с ликованием на небе о кающемся грешнике. Стоит заметить, что ранее этих трех притч Христос дает наставление «множеству народа», слушающему Его, о необходимости «отрешиться от всего, что имеет» (своих родных и самой жизни), о принятии своего креста и следовании за Ним (Лк. 14:25–35), т. е. о готовности к самопожертвованию ради Бога и истины. Все это Господь говорит во время последнего путешествия в Иерусалим, когда совершает «путь на Страсти». В хронологии евангельских событий притча занимает место между вторым (Лк. 9:43–45) и третьим предсказанием (Лк. 18:31–34) Христа о Своем будущем страдании и смерти. На будущую искупительную жертву Спасителя указывает и сама притча, в которой можно заметить прикровенный жертвенный контекст. 1.2. Структура притчи Вся притча делится на две части: а) события, связанные с разделом имения, уходом младшего сына и пребыванием его в дальней стороне (Лк. 15: 11–19); б) события после его возвращения домой (Лк. 15:20–32). В первой части смысловым центром повествования является младший сын. Во второй части читатель видит драму отношений отца со своими сыновьями: покаяние вернувшегося домой блудного сына, радость и милосердие к нему отца, недовольство старшего сына и попытка отца ввести в «дом веселья» сего осердившегося «праведника».

http://bogoslov.ru/article/6177711

Лк.20:18 .  Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. Лк.20:19 .  И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу. Притча о винограднике у евангелиста Луки стоит ближе всего к тому, как она изложена у евангелиста Марка ( Мк.12:1–12 ; ср. Мф.21:33–46 ). «Начал говорить Он народу» (стих 9). Согласно Марку, Господь сказал притчу первосвященникам, книжникам и старейшинам ( Мк.12:1 : «им»; ср. Мк.11:27 ), а не народу. Но евангелист Лука, вероятно, под «народом» понимает и первосвященников с книжниками и старейшинами. По крайней мере, и из его Евангелия ясно видно, что при произнесении притчи присутствовали и эти лица (ср. стих 19). «Слышавшие же это сказали: да не будет!» (стих 16). По-видимому, это были люди из среды простого народа, которые поняли, что Господь изображает в притче отношение к Нему со стороны представителей иудейства. Они говорят, что им не хочется, чтобы виноградари убили «сына», т. е. им жаль Христа. «Что значит сие...» (стих 17). Правильнее: что же в таком случае, если должно сбыться ваше желание «да не будет», должно означать изречение Писания «камень»? – т. е. в таком случае не исполнится воля Божия, изреченная обо Мне в Писании. «Всякий, кто упадет» (стих 18; см. Мф.21:44 ). «Ибо поняли» (стих 19). Кто? Народ или иерархи? Согласно евангелисту Луке, скорее, народ, который понял, что притча сказана об иерархах (ср. стихи 16–17). Евангелист как бы хочет сказать, что народ, понявший притчу, указывавшую на замыслы иерархов против Христа, был уже настороже, и этого-то боялись иерархи, почему и не посмели наложить на Христа руки. Лк.20:20 .  И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя. Лк.20:21 .  И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иисус не только послан к людям, но и Сам посылает людей для совершения Своего дела. ⇒ Ученики Иисуса – это те, кто находится при Нем и кого Он посылает ( Мк. 3:14 ) на проповедь, наделяя чудесной силой ( Мф. 10:5–8 ): «И послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных» ( Лк. 9:2 ). При этом Иисус посылал Своих учеников в определ. порядке: «Начал посылать по два и дал им власть над нечистыми духами» ( Мк. 6:7 ). Миссия посланников заключается в том, чтобы подготовить приход Самого Иисуса, проложить путь для Посланника Самого Бога, Иисуса Христа. Иисус посылает семьдесят учеников в города и селения, куда Он Сам намерен прийти ( Лк. 10:1 ). След., люди не вольны посылать благовестников Евангелия, это всегда совершает Сам Иисус Христос по воле Пославшего Его. Поэтому Иисус перед лицом великой жатвы Божьей не призывает людей к добровольному участию в ней, а говорит: «Итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» ( Мф. 9:38 ; Лк. 10:2 ). Сам Бог всегда остается Посылающим вестников. Он посылает в мир Своего Сына, Который посылает на проповедь Своих учеников: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» ( Ин. 20:21 ; ср. Ин. 17:18 ). В том, что вестники рассылаются «до края земли» ( Деян. 1:8 ), продолжается деяние Самого Бога. Поэтому НЗ содержит не только земную историю Иисуса, но также и историю, и послания первых вестников, которых Иисус вооружает властью Пославшего Его: они принимают силу Св. Духа ( Деян. 1:8 ). Иисус посылает им Утешителя ( Ин. 16:7 ), и они получают власть прощать или не прощать грехи ( Ин. 20:23 ). Не принимающий посланников Иисуса навлекает на себя суд Божий ( Мф. 10:14.15 ; Мк. 6:11 ; Лк. 10:10–12 ). Тот, кто не послан Иисусом, не может проповедовать, а без проповеди невозможны ни вера, ни спасение ( Рим. 10:13–15 ). Посланные становятся причастны к страданиям Иисуса, Он посылает их «как овец среди волков» ( Мф. 10:16 ; Лк. 10:3 ). Павел описывает страдания, которые ему пришлось претерпеть в его апостольском служении ( 2Кор. 11:22–30 ; ср. также Кол. 1:24 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010