Так как Иудеи считали постыдным вступать в брак с женщиной самарянкой, соблюдая пример Иуды, который устранил Шелу от Фа-мари ( Быт.38:11, 14, 26 ), потому и эта женщина, будучи совращена с пути, предавалась прелюбодеянию, ибо Христос сказал ей: «тот, которого ныне имеешь, не муж тебе» ( Ин.4:18 ). И так как женщина исповедала свои грехи, то ей поверили; ведь наше внимание привлекается 194 , когда раскрываются преступления; еще более (они поверили ей) потому, что видели, что они сами не знали того, что открыл ей Христос. Однако же благоразумно рассудили так и сказали: если бы Он был Христос, то не в одном (только) этом деле, но и во многих других показал бы Свою силу. И, действительно, Господь, исполняя желания их, во многих делах открыл им Свою силу ( Ин.4:40–41 ). Когда увидели эти чудеса и услышали о чудном и изумительном откровении, сделанном самарянской женщине, то поспешили предупредить повод к посмеянию со стороны Иудеев, которые стали бы говорить, что вера их основана была на исповедании прелюбодейной женщины. Посему сказали женщине: «уже не по твоим словам веруем в Него, но потому, что сами слышали Его учение и видели дела Его, потому что Он Бог, и узнали, что Он действительно есть истинный ...Христос» (ср. Ин.4:42 ). И подлинно, в познании нашем надлежит полагать основание нашей веры. «Отцы наши поклонялись на сей горе» ( Ин.4:20 ). Это сказала об Иакове и его сыновьях, потому что они поклонялись на горе Сихемской, или в Вефиле, или на горе Симгриацин 195 . Слова: " ни на горе сей, и ни в Иерусалиме буду т покланяться» (ср. Ин.4:21 ), означают то же, что и (слова): «на всяком месте, где вспоминают о имени Моем» (ср. Исх.20:24 ). Затем, так как женщина сказала: «Вы говорите, что только в Иерусалиме должно находиться место поклонения, а отцы наши на этой горе поклонялись», – дабы показать ей, что Бог не телесен, говорит: «истинно говорю тебе: ни на горе сей, и ни в Иерусалиме буду т покланяться... но... истинные поклонники будут покланяться Отцу чрез Духа Святаго в истине» (ср. Ин.4:21, 23 ). " Ни на горе сей, и ни в Иерусалиме буду т покланяться», – этим показал, что поклонение распространится по всей земле после того, как иссохнет смоковница, которая препятствовала поклонению 196 .

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

С этого момента печать Г. ложится на все человеческие деяния, а зарождающаяся история человечества будет протекать и завершится в эсхатологической перспективе под знаком Г. Появившийся Г. нарушает единство не только между Богом и человеком, но и между самими людьми. Разрыв происходит уже между Адамом и Евой (ср.: Быт 3. 12), распространяясь впосл. и на их детей. Убивая Авеля , Каин усугубляет этот разрыв (Быт 4. 8-9). История Авеля и Каина. Миниатюра из Слов Иакова Коккиновафского. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 35v) История Авеля и Каина. Миниатюра из Слов Иакова Коккиновафского. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 35v) Царство насилия вступает в свои права (Быт 4. 23-24). Г. переступает рамки семейных отношений и распространяется во всем народе. В то время когда Бог заключает завет со Своим народом (Исх 31. 18), последний изменяет Ему и избирает для себя в качестве бога «золотого тельца» (Исх 32. 1-8). С этого времени измены Богу будут сопровождать Израиль на протяжении всей его истории, создавая устойчивое сравнение народа с неверной женой, отказывающей своему Супругу, т. е. Богу, в верности (Ос 2. 2-13). Идолопоклонство прямо называется в Библии «блудодействием» (Исх 34. 15 слл.). Бог ревниво ограждает от него Свой народ. Уподобляясь супругу, Он осуждает веру в иных богов и определяет этот Г. не только как заблуждение, но и как неверность Ему. Однако неверность Богу проявлялась в народе и при отсутствии идолослужения. Она выражалась в совершении многочисленных Г., перечисление к-рых часто встречается в книгах пророков. «...Нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле,- сокрушался прор. Осия.- Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием» (Ос 4. 1-2). Все это вызывает у Бога священный гнев; библейские авторы неоднократно отмечают, что Г. народа «раздражают» и «прогневляют» Бога (3 Цар 14. 22; 16. 2), вызывают у Него скорбь (Быт 6. 6). Когда Господь увидел, «что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время», то, по выражению бытописателя, Он даже «раскаялся...

http://pravenc.ru/text/Грех.html

Вопль страдающего израильского народа дошел до Господа, и «вспомнил Бог завет Свой» (см. Исх.2:23–25 ), и призвал Моисея, и, явившись ему в огненной купине, сказал: «…иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед…» ( Исх.3:8 , см. также Исх.3:17, 6:4–8,13:5,11 ; Лев.20:24 ; Вар.1:20 ). «Во второй год, во второй месяц, в двадцатый день» (по выходе из Египта) сыны Израилевы отправились «из пустыни Синайской» и остановились через три дня в пустыне Фаран (см. Чис.10:11–13 ), граничащей с Землей Обетованной. Отсюда Моисей послал «соглядатаев» (разведчиков), как велел Господь: «…пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Ханаанскую, которую Я даю сынам Израилевым» ( Чис.13:2–4 ). Вернувшиеся через сорок дней представители всех колен Израилевых принесли с собою плоды той земли (виноград, смоквы, гранаты) и подтвердили: «в ней подлинно течет молоко и мед» (см. Чис.13:26-27 ). Однако земля эта оказалась населенной сильным народом, и потому многие из «соглядатаев» говорили: «…не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас» (см. Чис.13:29–34 ). Израильтяне восстали на Моисея, возроптали на Бога и отвергли дарованную землю, где — убеждены они были — их ждала погибель, и предпочли вновь стать рабами: «Не лучше ли нам возвратиться в Египет?» ( Чис.14:1–3 ). Иисуса же Навина и Халева, пытавшихся остановить их, «все общество» собралось побить камнями (см. Чис.14:4-10 ). И вот, будучи рядом с Землей Обетованной, сыны Израилевы потеряли возможность когда-либо ступить на нее. Так возвестил Господь через Моисея: «…в пустыне сей падут тела ваши, и все вы… от двадцати лет и выше, которые роптали на Меня, не войдете в землю, на которой Я, подъемля руку Мою, клялся поселить вас, кроме Халева, сына Иефонниина, и Иисуса, сына Навина; детей ваших, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу врагам, Я введу туда, и они узнают землю, которую вы презрели; а ваши трупы падут в пустыне сей; а сыны ваши будут кочевать в пустыне сорок лет, и будут нести наказание за блудодейство ваше, доколе не погибнут все тела ваши в пустыне; по числу сорока дней, в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши сорок лет, год за день, дабы вы познали, что значит быть оставленным Мною» ( Чис.14:29–35 , ср. Иез.20:15–17 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

4 . «Томились жаждою и воззвали к Тебе, и дана им была вода из утесистой скалы…» Ср. Исх. 17:1–7 ; Чис. 20:2–11 ; Втор. 8:15 ; Пс. 77:15–16, 104:41 . Писатель в данном месте (как и в 15 ст. X) представляет события в более светлом виде: по нему томимые жаждой евреи обратились за помощью к Богу («воззвали к Тебе») и получили воду; тогда как приведенные выше места пятокнижия говорят о малодушном ропоте евреев в этом случае на Моисея и Бога. Прем.11:5 . Ибо, чем наказаны были враги их, 5–16 . Сравнение совершенно противоположной судьбы израильтян и египтян в те древние времена. Прем.11:6 . тем они, находясь в затруднении, были облагодетельствованы: 5–6 . Положение: «чем наказаны были враги их (египтяне), тем они (израильтяне), находясь в затруднении, были облагодетельствованы», поясняется не только примером 7–8 ст.; но является главной темой целого отдела с XVI-XIX гл., где для обоснования этого положения из жизни обоих народов приводятся многочисленные факты. Значит, 5–6 ст. содержат общее положение, принцип, установленный писателем относительно событий излагаемой им эпохи. Смысл этих стихов поэтому не исчерпывается приводимым далее примером, на что отчасти указывает выражение: «находясь в затруднении» – более широкое, чем какое бы должно быть, если бы писатель имел в виду только нужду в воде, о которой говорится далее. Прем.11:7 . вместо источника постоянно текущей реки, смрадною кровью возмущенной, Прем.11:8 . в обличение их детоубийственного повеления, Ты неожиданно дал им обильную воду, 7–8 стихи содержат пример, подтверждающий высказанное в 2-х предшествующих стихах положение. Вода служила совершенно противоположным целям: египтяне были наказаны через воду «постоянно текущей реки», т.е. Нила, «смрадною кровью возмущенной», обращенной Моисеем в кровь, так что они не имели питьевой воды ( Исх. 7:19–24 ); израильтяне же, напротив, были подкреплены водою, которая для утоления их жажды была выведена из скалы (см. 4 ст.) ( Ucx. XVII , Чис. ХХ ). Так египтяне были наказаны «в обличение их детоубийственного повеления» ( Исх. 1:16 ), т.е. за их жестокое распоряжение об умерщвлении еврейских младенцев. Египтяне хотели пролить невинную кровь и за это они были наказаны также через кровь, таким образом, по мысли писателя, форма наказания стоит в тесной связи с преступлением. Здесь он приводит первый пример, что «чем кто согрешает, тем и наказывается» (17 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Далее говорится: «И приходили мужья с женами, и все по расположению сердца приносили кольца, серьги, заколки и браслеты» ( Исх.35:22 ). Видишь, как приносят дары Богу те, кто видит сердцем своим, кто обрел понимание в сердце своем, кто устремляет свой ум к слову Божьему? Поэтому они приносят дары и приносят, как сказано, «кольца, серьги, заколки и браслеты» своих жен. Мы часто указывали на то, что женщина, согласно иносказательному смыслу, означает плоть, а мужчина – рациональное понимание. Поэтому жены, подчиняющиеся своим мужьям, суть хорошие жены; хороша плоть, которая более не противится духу, но согласуется с ним и ему подчиняется. Потому и сказал Господь: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» ( Мф.18:19 ). Вот они и жертвуют «кольца, серьги, заколки и браслеты». Видишь, как Господу жертвуется слышание? Но Господу приносят и браслеты, обозначающие добрую и умелую работу, выполняемую через плоть. Все это приносит рациональное понимание. Но жертвуются и заколки. Заколки приносит тот, кто хорошо знает, как различать, что нужно делать, а чего следует избегать, что приятно Богу, а что противно, что справедливо, а что несправедливо. Все это – заколки, приносимые Господу. Женщины жертвуют Господу серьги, ибо они – мудрые женщины. Сказано ведь, что мудрые женщины приходили и делали все необходимое для одеяний первосвященника. Но женщины, отдававшие свои серьги, чтобы сделать золотого тельца, были глупы, те, кто от истины отвратили слух и обратились к басням (ср. 2Тим.4:4 ) и таким образом принесли серьги, чтобы отлить голову тельца. Однако в книге Судей мы находим и другого идола, изготовленного из женских серег. Итак, блаженны женщины, как блаженна плоть, которая жертвует Господу серьги и заколки и кольца и дела рук своих, совершаемые по заповедям Господа. 7 . Сказано: «Князья же приносили» ( Исх.35:27 ) дары. Какие же дары приносили князья? Они «приносили камень оникс и камни вставные для ефода и наперсника» ( Исх.35:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

4.6. Все это мы сказали как предисловие, чтобы могли мы обратиться к словам и делам Валаама; ибо между чародеями есть различия: одни обладают большей силой, другие – меньшей. Валаам был самым известным в искусстве чародейства и могущественным во вредоносных заклинаниях. Ибо он не обладал силой или искусством слова благословения, но использовал свое умение для проклятия; ибо демонов вызывают для проклятий, а не для благословений. И потому на Востоке все считали его как бы искусным в этом. Ведь если бы у него не было предшествующего опыта многократного отражения вражеского войска проклятиями, то, разумеется, царю и в голову бы не пришло, что словами совершается то, чего едва ли можно добиться мечом и войском на поле битвы. Итак, Валак, не раз имевший возможность на опыте убедиться в этом, отказывается от всех средств ведения войны и отправляет к нему послов, говоря: «Вот, народ вышел из Египта и покрыл лице земли, и живет он подле меня» ( Чис.22:5 ). 4.7. Я думаю, что царя побудило к этому что-то еще, ибо он, по-видимому, слышал, что сыны Израилевы имели обыкновение побеждать своих врагов не оружием, не столько мечом, сколько молитвой. Ибо Израиль не поднимал меча на фараона, но было сказано ему: «Господь будет воевать за вас, а вы будьте спокойны» ( Исх.14:14 ). И амаликитяне были повержены не столько силой оружия, сколько молитвой Моисея. Ибо «когда Моисей поднимал руки свои» (ср. Исх.17:11 ), Амалик терпел поражение; а когда расслаблял и опускал руки, побежденным оказывался Израиль. Валак, царь Моава, конечно, слышал об этом. Ибо написано: «Услышали народы и трепещут: ужас объял жителей Филистимских; тогда смутились князья Едомовы, трепет объял вождей Моавитских» ( Исх.15:14–15 ). Как видишь, произошло с ними то, о чем Моисей предсказывал в песне, когда израильтяне переходили Красное море. Итак, царь Моава прослышал, что этот народ побеждает посредством молитв и сражается со своими врагами не мечом, но словами уст своих. И, несомненно, именно поэтому он подумал и сказал себе: «Так как никакое оружие не может сравниться с молитвами и прошениями этого народа, то должно мне искать такие прошения и такое оружие, которое заключается в словах, и такие молитвы, которые могли бы превзойти их молитвы».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

1Мак.1:56 . и книги закона, какие находили, разрывали и сожигали огнем; «Книги закона…» – τ βιβλα το νμου, собственно, книги Моисея, Пятикнижие, хотя в широком смысле это может обозначать и вообще книги Ветхого Завета. 1Мак.1:57 . у кого находили книгу завета, и кто держался закона, того, по повелению царя, предавали смерти. «Книга завета» – βιβλον διαθιης – содержашая X Заповедей Божиих с изложением основных законов Израиля, данных при Синае ( Исх.20–23 , ср. Исх.24:7 ). Для более полного поражения и уничтожения иудейства гонению должна была подвергнуться вся священная литература евреев. 1Мак.1:58 . С таким насилием поступали они с Израильтянами, приходившими каждый месяц в города. «С таким насилием поступали они с Израильтянами, приходившими каждый месяц в города». Некоторые разумели здесь ежемесячный приход евреев в города для празднования новомесячий, чем и пользовались надзиратели царя, чтобы хватать и теснить этих ревнителей закона Моисеева. Другие толкователи придают определению «приходившими» страдательное значение, и разумеют здесь недобровольный приход их, а вызванный привлечением их к ответственности на местах за нежелание исполнить волю царя; другими словами это надо выразить так: «с таким насилием поступали они с израильтянами, арестовываемыми и приводимыми каждый месяц (для заключения в темницу и для расправы) в города (из окрестностей)». 1Мак.1:59 . И в двадцать пятый день месяца, принося жертвы на жертвеннике, который был над алтарем, «В двадцать пятый день месяца…» началось принесение языческих жертв на месте алтаря Иеговы. Эта число надо отличить от «15-го дня» того же месяца (Хаслева), когда только «устроили на жертвеннике мерзость запустения», т. е. языческий алтарь, но собственно принесение жертв началось с 25-го ( 1Мак.4:52,54 ; 2Мак.10:5 ). 1Мак.1:60 . они, по данному повелению, убивали жен, обрезавших детей своих, «Убивали жен, обрезавших детей своих…», – здесь нет нужды разуметь непременно собственноручное обрезание матерями своих детей вроде, напр., исключительного случая Исх.4:25 ; – речь идет просто о женщинах, позволявших обрезывать детей своих; настоящие совершители обрезания, подвергавшиеся той же печальной участи, упоминаются особо далее ( 1Мак.1:61 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010