Не удалось извлечь искомое из базы (((

8.1. Вернемся, однако, к нашей теме. Валаам докучает Богу, и тот, к которому пришел Бог , добивается у Него позволения пойти и проклясть сынов Израилевых и призвать демонов. Он седлает ослицу свою (ср. Чис.22:21 ), но его встречает ангел, охраняющий Израиля, о котором, как написано, Господь говорит Моисею: «Ангел Мой пойдет пред тобою» ( Исх.32:34 ). Итак, упорствующему позволено идти, но на пути его ослица сокрушает его; чародей видит демонов, но не видит ангела; а ослица видит (ср. Чис.22:23 ). Не то чтобы ослица достойна видеть ангела, ибо она недостойна, но чтобы сдержать Валаама, как сказано в другом месте Писания, «бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка» ( 2Пет.2:16 ). 8.2. Много уже было сказано об историческом повествовании, и поэтому в заключение скажем немного и об иносказании. Если увидишь, что противная сила воюет против людей Божиих, то поймешь, кто есть сидящий на ослице; а если размыслишь, как демоны склоняют людей ко злу, то уразумеешь, что это за ослица. Ибо так и в Евангелии ты поймешь, что Иисус посылает учеников за ослицей привязанной и молодым ослом с нею, и они отвязывают и приводят ослицу, чтобы Он сел поверх нее (ср. Мф.21:2 и далее). И, возможно, эта ослица, то есть Церковь , прежде несла Валаама, теперь же – Христа, ибо она отвязана учениками и освобождена из сковывавших ее цепей. Таким образом, Сын Божий восседает на ней и вместе с ней входит в небесный Иерусалим (ср. Евр.12:22 ), и так исполняется сказанное в Писании: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на подъяремном животном и на молодом осле» ( Зах.9:9 ). Подъяремным животным, то есть ослицею, пророк, без сомнения, называет уверовавших из иудеев, а молодым ослом – тех язычников, кто уверовал (ср. Деян.21:25 ) во Христа Иисуса Господа нашего, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия XIV. Еще о Валааме 1.1. Еще много остается нам объяснить из чтения о Валааме и его ослице; но так как длительность проповеди , которую читают в церкви для наставления слушающих, ограничена, то нам не хватит времени истолковать слова Писания так, чтобы ничего не осталось нерассмотренным, и все подробно объяснить, ибо такой подход скорее свойственен письменному толкованию. Поэтому мы снова обратимся к тому, что заслуживает изучения, и, размышляя о том, что мы можем истолковать, попытаемся разобрать его и вынести на широкое обсуждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

2:26, 28,29). Итак, от Духа Святаго получил повеление и сказал: «Ты, Господи, отпускаешь раба Твоего», как и там: «пока не увидишь Господа Христа». «И никто, — говорит, — не знает того, что в человеке, кроме духа человеческого, находящегося в нем; так и Божия никто не знает, кроме Духа Божия» (ср.: 1 Кор. 2:11). Не так, чтобы Дух Его был творением Его, но через это (место) Писание научает нас, что дух наш не есть что-либо чуждое нашей природе. «Кроме Духа, — говорит, — который из него, так и Бога никто не знает, кроме Духа Его, и Он испытывает глубины Его». Если скажут, что Дух испытывает для (собственного) научения, то пусть рассудят, что тот, кого кто-либо испытывает, меньше того, кто испытывает. Когда говорил: «идите во всю землю и крестите их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (ср.: Мф. 28:19), то не сказал: «во имя Отца, во имя Сына и во имя Духа», дабы показать, что они одной природы, так как одним именем наименовал три лица. «Вы, — говорит, — храм Божий, и Дух Божий обитает в вас» (ср.: 1 Кор. 3:16). Если мы храм, то каким образом являемся обителью Духа? Это разъясняет следующее изречение: «вы — храм Духа Святаго, Который обитает в вас» (ср.: 1 Кор. 6:19). И в Деяниях апостолов говорит: «потому что вы хотели искушать Духа Господня» (ср.: Деян. 5:9), и: «Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян. 5:4). Итак, Дух есть Бог, так как Он от Бога. Конечно, имя Бога применяется также и к людям, некоторые из которых названы богами, как и мы по благодати получаем и имя Отца и Сына. Имя Бога применяется к человеку, как (например) Моисей называется «Богом фараона» (Исх. 7:1). Но Духом живым Моисей нигде не назван. Писание не говорит о Еве, чтобы она была сестрой Адама или дочерью его, но что она из него. Так и о Духе Святом должно говорить не то, что Он сын или сестра, но что Он — из Него и единосущен Ему. А если тот, кто испытует, меньше того, кого испытует, то вот написано: «Испытующий сердца знает, какая мысль у Духа» (Рим. 8:27). Если так, то неужели Бог, испытующий Духа, меньше, чем Дух  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

des Herrn)», русский – «святыню Господню». Рейнке – «святилище (Heiligthum) Господне», Келер – «святыню», Грецов – «святыню Господню», Кейль – «святыню Иеговы», Гитциг – «посвященное Иегове», Эвальд – «святилище Иеговы», Пьюзей – «святость (holiness) Господа», Орелли – «святыню Иеговы», Велльгаузен – «святилище», Новак – тоже 1299 . Все эти различные переводы имеют основание в значении еврейского , и выбор какого-либо одного значения является уже делом комментария. Еврейское имеет четыре оттенка значения: 1, абстрактное значение – «неприкосновенность», «святость» (ср. Ам.4:2 ; Пс.88:36; 92:5 ; Исх.15:11 ); в этом значении в род. пад. оно равносильно прилагательному «святой»; 2, конкретное общее значение – «нечто святое», «святой предмет», «святыня» (ср. Лев.10:10 ; Иез.22:26; 42:20; 44:23 ); 3, индивидуализированное конкретное значение – «святилище», т. е. скиния или храм (ср. Исх.28:43; 29:30; 35:19; 39:1 ; Пс.19:3 ; 3Цар.8:4, 8 ); 4, нечто «посвященное», «святой дар» ( Втор.26:13 ; Лев.21:22; 22:2:3. 15 ; 3Цар.7:51 ; Иез.20:40 ). 1300 Как видим, все эти четыре значение различные переводчики и комментаторы и стараются усвоить слову в настоящем стихе. Для решения вопроса нам представляется самым надежным средством взять все встречающиеся в Библии случаи употребления глагола с и посмотреть, в какой мере это библейское словоупотребление благоприятствует такому или иному переводу и пониманию. Вот эти случаи. 1301 В книге Левит четыре раза: в 19:8; 21:12, 23; 22:15; первое место читается: «кто станет есть ее (т. е. мирную жертву на третий день), тот понесет на себе грех , потому что он осквернил святыню Господню ( ), и истребится душа та из народа своего»; второе: «и от святилища он (т. е. первосвященник) не должен отходить и бесчестить святилище Бога своего ( ), потому что освящение елеем помазания Божия на нем»; третье: «к завесе не должен он (т. е. священник, имеющий телесные недостатка) приходить, и к жертвеннику не должен приступать, потому что телесный недостаток на нем; и не должен он бесчестить святынь Моих ( ), потому что Я Господь, освящающий их»; четвертое: «не должны они бесчестить святынь ( )», – разумеются остатка жертв.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Ему «слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия III. О сказанном: «Я тяжело говорю и косноязычен» (Исх. 4:10) 1 . Когда Моисей был в Египте и «научен был всей мудрости Египетской» ( Деян.7:22 ), он отнюдь не был косноязычным и неречистым и говорил не тяжело (ср. Исх.4:10 ). Ибо когда речь шла о египтянах, его голос был звонким, а красноречие – бесподобным. Но как только начал он слышать глас Божий и воспринимать речь Бога, то почувствовал, что его голос глухой и слабый, а речь – медленна и тяжела. Когда стал он постигать то Слово, которое «было у Бога» ( Ин.1:1 ), то сказал, что он бессловесный. Но чтобы то, что мы говорим, стало понятней, обратимся к аналогии. Если разумного человека сравнить с бессловесными животными, хотя он может быть невежественным и неученым, по сравнению с теми, кто лишен разума и дара речи, он будет казаться красноречивым. И если сравнить его с людьми образованными, умеющими красиво говорить и постигшими всю премудрость, он будет казаться неречистым и безмолвным. Но если кто-то станет созерцать Само Божественное Слово и увидит саму Божественную Премудрость, каким бы мудрым он ни был, то признает, что в сравнении с Богом он – бессловесный скот, в гораздо большей степени, чем скоты по сравнению с нами. Так, несомненно, ощущал себя Моисей. И блаженный Давид созерцал и взвешивал себя на весах Божественной премудрости, когда сказал: «Я был невежда и не разумел; как скот был пред Тобою» ( Пс.72:22 ). И именно в этом смысле Моисей, величайший из пророков, сказал Богу, что он «не речистый» и косноязычен и тяжело говорит. Ибо все люди в сравнении с Божественным Словом должны считаться не просто неречистыми, но бессловесными. 2 . Моисей возводится в Божественное достоинство, так как он взошел к самопознанию, где сосредоточена большая часть мудрости. Послушай, сколь щедры и великолепны Его дары, ибо в тексте сказано: «Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить» ( Исх.4:12 ). Блаженны те, чьи уста отверзет Бог , чтобы они могли говорить.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Многое смирение мы видим и у внука Авраама, блаженного патриарха Иакова, тайнозрителя Божественных таинств, который был назван и Израилем, то есть избранным Божиим (см.: Быт. 32: 28), ибо и его слышим смиряющимся и говорящим, что он недостоин щедрот и благодеяний Божиих (см.: Быт. 32: 10). Великое смирение видим и у Иосифа, прекрасного и премудрого. Ибо, будучи продан в рабство братьями своими (см.: Быт. 37: 27–28), он не воспротивился им. А позднее, когда он растолковал сон фараона, то не похвалился своей мудростью и благодатию, данной от Бога, но сказал: Не я, но Бог даст ответ для спокойствия фараона (ср.: Быт. 41: 16). А когда Бог превознес его в великую славу и поставил начальником над всей старой Египетской и когда братья, продавшие его, пришли, чтобы купить пшеницы, он не только не возгордился и не отомстил им в злобе, но и принял их с великой любовью и порадовал большими дарами (см.: Быт. 45: 1–18). Великое смирение имел и досточудный и перенесший большие испытания Иов, который, увидев Бога, называет себя прахом и пеплом (см.: Иов. 42: 5–6). Смирение видим еще и у Моисея, который удостоился видеть Бога в пламени огня, когда купина горела и не сгорала (см.: Исх. 3: 2–3), и который был послан вызволить народ Израиля из рабства фараону. Однако он ради видения Бога и ради своего призвания и избрания не превознесся умом, но, считая себя совершенно недостойным такого призвания, говорит со смирением: кто я, чтобы мне идти к фараону, царю Египетскому, и вывести из Египта сынов Израилевых? (ср.: Исх. 3: 11). И даже исповедует свою немощь пред Богом, говоря, что он косноязычен и непригоден для столь великого служения (см.: Быт. 4: 10), и просит Бога послать другого вместо него. Великое смирение мы видим и у тех трех отроков, что были уведены в рабство в Вавилон вместе с пророком Даниилом и народом израильским. Они, хоть и были царского рода, жили в воздержании и девстве и питались одними овощами (см.: Дан. 1: 16). А когда увидели преславное чудо, совершенное Богом над ними, когда Он сохранил их невредимыми посреди огня в печи, раскаленной в семь раз более обычного (см.: Дан. 1: 19), то не вознеслись умом из-за этого преславного чуда и избавления своего, но с великим смирением сочли себя постыдными, и позорными, и недостойными раскрыть уст своих и славославить Бога, как написано: И ныне мы не можем открыть уст наших; мы сделались стыдом и поношением для рабов Твоих и чтущих Тебя (Дан. 1: 33). Затем, молясь, они говорят: Но в кротости и сокрушении духа да будем Тобою приняты (ср.: Дан. 1: 39).

http://pravoslavie.ru/43999.html

Значение имен невесток Ноемини понимается неодинаково. Орфа (евр. Orpah, LXX: Ορφ), по Мидрашу (s. 19), названа так потому, что поворотила спину (oreph) своей свекрови, т.е. оставила ее ( Руф.1:14 ; ср. Иер. 2:27 ); Гезениус производит это имя от арабского корня urf – «грива», Симонис сближает с ophrah – «лань». Руфь (евр. Ruth) в Талмуде (Baba Batra 14, b.) толкуется: «услаждающая» (от глагола ravah): «ибо от нее произошел Давид, который услаждал Святого псалмами»; в Мидраше (s. 19): «оказавшая внимание» свекрови (от глагола raah, видеть, воззреть); но наиболее принято (Гезениус, Гейгер, Филиппсон и др.) производство от геа – ближний, женский род reuth, ближняя (т.е. близкородственная, любящая в отношении Ноемини); последнее производство имеет за себя чтение сирского перевода (Reuth). Женитьбу на иноплеменницах и идолопоклонницах ( Руф. 1:15 ), запрещенную законом ( Исх. 34:16 ; Втор. 7:3 ), ср. относительно моавитян ( Втор. 23:3 , Суд. 10:6 ), таргум и вообще иудейское предание считает причиной ранней и бездетной смерти Махлона и Хилеона, хотя, ради высокого значения праматери Давида Руфи, полагает, что запрещение ( Втор. 23:3 ) принимать в общество Иеговы моавитян относится к мужскому полу этой народности; как видно из Руф. 1:16 , Руфь приняла веру Израиля уже по смерти мужа и по возвращении Ноемини в Вифлеем. Десять лет продолжался, вероятно, голод в Израиле, и столько же длилась супружеская жизнь сыновей Ноемини (ст. 4). Руф.1:6 .  И встала она со снохами своими и пошла обратно с полей моавитских, ибо услышала на полях моавитских, что Бог посетил народ Свой и дал им хлеб. Руф.1:7 .  И вышла она из того места, в котором жила, и обе снохи ее с нею. Когда они шли по дороге, возвращаясь в землю Иудейскую, После смерти Махлона и Хилеона семья обеднела. Тогда Ноеминь узнает, что Иегова, по мере верности или неверности Ему Израиля посылавший ему плодородие и голод ( Втор. 28:47–48 ), «посетил», «пакад», (ср. Быт. 21:1 ; Исх. 4:31 ; 1Цар. 2:21 ), т.е. милостью – дарованием урожая хлеба, и немедленно оставляет моавитскую землю и направляется, в сопровождении обеих невесток, в Иудею.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Весть Иоанна, обращенная к этим церквам, могла достигнуть не только жителей Малой Азии, но и других церквей, рассеянных по всему миру. Образ семи золотых светильников (12) вызывает ассоциации с семисвечником в святилище ( Исх. 25:31 ; Зах. 4:2 ); но здесь семь золотых светильников – это единый народ Божий, посреди которого стоит воскресший Господь. Таким образом, вся церковь представлена поместными церквами, конкретными общинами, каждая из которых находится в братском общении с Искупителем. Описание воскресшего Господа в ст. 13–16 созвучно с образами «Ветхого днями» в Дан. 7:9 и сильного «мужа» – ангела ( Дан. 10:5–6 ), которые призваны показать, что Господь владеет славой небес и обладает Божественной природой. Выражение подобного Сыну человеческому восходит непосредственно к Дан. 7:13 (а не к Евангелиям), где говорится, что «Ему дана власть, слава и царство» и Он, таким образом, представляет одновременно Бога и Его народ. Одежда, в которую Он облачен, – подир, опоясанный золотым поясом, – характерна для первосвященника (такую одежду носили израильские первосвященники; Исх. 28:4 ), хотя подобного рода облачение носили и высокопоставленные чины. Фраза глава Его и волосы белы, как белая волна вызывает прямую ассоциацию с описанием Бога в Дан. 7:9 . Применение к Христу атрибутов Бога – характерная особенность книги Откровение. Очи Его – как пламень огненный – прямая реминисценция, указывающая на фразу «очи Его как горящие светильники» в Дан. 10:6 и трогающая до глубины сердца, будучи проникновенным эпитетом Того, Кто судит мир. Голос Его – как шум вод многих – именно так сказано в Иез. 43:2 о вызывающем благоговейный ужас голосе Бога. Острый с обеих сторон меч, выходящий из Его уст, иллюстрирует, что Господь исполняет роль Судьи всего человечества, слово Которого обладает неодолимой силой. Таков Господь, Который держит в Своей правой руке семь звезд, то есть церквей; Он имеет власть не только судить зло, но и поддержать Свой народ (ср.: ст. 20). Чувства, которые испытал Иоанн, узрев в видении Господа во славе, подобны чувствам тех, кто пережил подобный опыт (ср.: Ис. 6:5 ; Иез. 2:1 ; Дан. 7:28 ). Я есмь Первый и Последний, и живой – раскрытие формулы «Альфа и Омега» в ст. 8 (ср. также: Ис. 44:6; 48:12 ), но применяется к Христу в свете Его смерти и воскресения. «Первый и Последний» воплощается, и умирает, и воскресает, и как живой Бог имеет власть над смертью и «адом», открывая двери вечного царства для всего человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

(Ст. 12–13). А опустившиеся руки и расслабевшие колени расправьте (ср.: Ис. 35:3), то есть стези ног ваших во время гонений на вас со стороны преследователей да не будут кривы, дабы хромое, то есть кто погрешает вследствие отрицания (веры), не падало (ср.: Притч. 4:26) и не радовало грех, но исцелялось, чтобы через исцеление его грех подвергся бы болезни (грех выбаливал). (Ст. 14). Мира достигайте со всеми в святости души вашей, без которой, как я выше написал вам, никто не может узреть Господа. (Ст. 15). Наблюдайте, чтобы кто из вас не лишился благодати Божией , которая излилась на нас чрез Евангелие Господа нашего. И чтобы какой-либо корень горечи, вверх возросши, то есть какая-либо (еретическая) секта, не причинил вам вреда, и чтобы многие не погибли из-за него. (Ст. 16). Да не будет кто из вас блудным и скверным, как Исав, который за одну снедь продал первородство свое (ср.: Быт. 25:33). (Ст. 17). Но если для него была заперта дверь, то для нас она не заперта. Знаете, что хотя и желал он унаследовать благословение, (но) был отвержен; ибо не обрел места покаянию. Раскаяние Исава и слезы его были не к тому направлены, чтобы оправдаться (стать праведным) более, чем брат его, но к тому, чтобы получить власть над братом своим. Потому, хотя со многими слезами домогался (благословения отца в первородстве), однако оно не было дано ему. Не оправдания искал он, как сказал, но преимуществ первородства. Ведь если бы он просил о том, чтобы быть больше брата своего в Царстве Небесном, то, конечно, ему в этом не было бы отказано. Но как он пренебрег полезным для души своей и просил более тучной земли, чем была у брата его, то и не получил оправдания, которого он совсем не просил, и был лишен того, что предвосхитил у него Иаков по вере своей (Быт. 27:34)  . (Ст. 18). Не приступили, говорит, вы к осязаемой горе, которая огнем пылала, — не к той, на которой был дым, мрак и буря и прочее, что совершилось на горе Синае (Исх. 19:16. Втор. 33:2). (Ст. 19–20). А как народ не мог стерпеть (того, что заповедуемо было), то просил, чтобы не продолжалось к нему слово (Исх. 20:18–19. Втор. 18:16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010