Даже если подходить к Д. с. а. со строгими критериями исторической достоверности, становится очевиден документальный реализм работы ап. Луки. В Д. с. а. упоминаются 32 страны, 54 города, 9 островов, 95 чел. названы по имени, детально описываются рим. и евр. институты власти, даются точные топографические и хронологические привязки событий и т. п. Так, описание путешествия ап. Павла из Троады в Милет (Деян 20. 13-15) содержит указание основных населенных пунктов на этом пути, хотя происшествий там не случалось. Такие точные описания пути встречаются неоднократно (13. 4; 19. 21-23; 20. 36-38; проблемы выбора дороги - 20. 2-3, 13-15; продолжительность путешествия - 20. 6, 15). В 27-й гл. Д. с. а., несмотря на обилие приемов художественного повествования, содержится детальное описание морского путешествия с использованием специальной терминологии. Точность в описании адм. устройства и институтов власти проявляется в том, что, напр., Филиппы названы «колонией» (16. 12), администрацию к-рой возглавляют преторы (στρατηγο) (16. 20; в синодальном переводе - воеводы). Во главе Фессалоники верно указаны πολιτρχαι (17. 6; в рус. переводе - городские начальники). Дееписатель использует точную терминологию для передачи названий рим. должностей, напр. проконсул называется νθπατος (13. 7-8; 18. 12). Описание первых лет жизни Иерусалимской церкви (прежде всего царившего в ней единодушия и обобществления имущества) (2. 42-47; 4. 32-35; 5. 12-16) после открытия и изучения жизни кумранитов более не может считаться идиллическим. К числу проблем, требующих экзегетических усилий, относятся хронологическая непоследовательность в речи Гамалиила (5. 33-39), расхождения в 3 повествованиях об обращении ап. Павла (9; 22; 26), нек-рые несоответствия в описании жизни и содержании проповеди ап. Павла в его Посланиях и в Д. с. а. Так, неск. отличаются оценка закона Моисеева (ср.: Рим 7. 5, 12, 14 и Деян 15. 10; но ср.: 1 Кор 9. 19-33 и Деян 16. 3; 18. 18; 21. 20-26; 24. 14), решение вопроса об оправдании делами закона (ср.: Рим 3. 28 и Деян 13. 38-39; но ср.: Гал 3. 19-21), естественное богословие (ср.: Рим 1. 18-25 и Деян 17. 22-31), отношение к ветхозаветным праздникам (ср.: Гал 4. 10 и Деян 20. 16) и к обрезанию (ср.: Гал 6. 15 и Деян 16. 3).

http://pravenc.ru/text/171799.html

359 Лев 3,17; 17,10,12-14 ; Втор. 12:16 . 360 Исх 24,3-8 ; Зах. 9:11 ; ср. Евр. 9:16-21 . 361 Песахим, X,5. 362 Прощальная беседа Христа с учениками на Вечери и после нее содержится в Ин. 13:31-38; 14,1-31 ; также в Мф. 26:30-35 ; Мк. 14:26-31 ; Лк. 22:31-38 . Самое раннее свидетельство о Евхаристии приведено в 1 Кор (ок.57 г.). Вариации в “установительных словах” показывают, что первые христиане придавали большее значение духу таинства, нежели точности словесных формул. 363 Песахим, X,4. 364 Беседа Христа с учениками на пути в Гефсиманию приведена в 15–17 гл. Ин. У синоптиков ее нет. Иоанново предание отразило те стороны учения Христа, которые в синоптическом – не сохранились. О причинах этого см. с. 365 Само слово “Гефсимания” (евр.Гат-шеманим) означает “Масличное точило”. Вероятно, в саду находилось устройство для выжимания оливкового масла. 366 Мф 26,36-46 ; Мк. 14:32-42 ; Лк. 22:40-46 ; Ин. 18:1-2 . 367 Мф 26,47-56 ; Мк. 14:43-50 ; Лк. 22:47-53 ; Ин. 18:3-11 . 368 Флавий И. Иудейская война (древнерусский перевод), IX,3. Часть четвертая. Через страдания и смерть к вечному торжеству Глава семнадцатая. Саддукейский трибунал Ночь и утро 7 апреля 30 г. Пятнадцать лет прошло с тех пор, как первосвященник Ханан бен Шет был смещен римлянами, тем не менее фактически все это время он находился у власти. Национальное правительство Иудеи поочередно возглавляли его сыновья и родственники 369 . Кайафа, зять Ханана, стал игрушкой в руках тестя. Влиятельный саддукейский клан подчинялся только прокуратору. В народе Ханан не завоевал популярности, архиереев вообще недолюбливали. Они же в свою очередь с подозрением относились к любым признакам оппозиции. Появление Иисуса в городе и встреча, устроенная Ему богомольцами, были расценены саддукеями как начало беспорядков, которые следует подавить в зародыше. Проще всего, казалось, было донести Пилату о новой мессианской секте и предоставить ему расправиться с Галилеянином. Но Ханан, видимо, боялся выпустить инициативу из рук и хотел действовать наверняка, подготовив заранее все улики. Чтобы арест Иисуса не выглядел самоуправством, о нем сообщили Пилату, и тот послал свой отряд в помощь храмовым служителям 370 . Эти меры предосторожности были вызваны опасением властей, думавших, что приверженцы Назарянина будут сопротивляться.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij?full...

в) прямо против второй завесы алтарь кадильный. сделанный из акации и обитый золотом (в 1 лок. длины и ширины и в 2 лок. высоты); он имел роги на четырех углах. На нем воскурялся фимиам ( Исх.30:1–8, 34–38 ). Какое назначение и таинственное значение имело святилище с его принадлежностями? – Святилище имело назначение для совершения служб Богу от особо освященных лиц ветхозаветной Церкви, жрецов, или священников ( Евр.9:6 ), которые обязаны были возлагать цред лицем Господа хлебы, зажигать светильник и кадить. Таинственное значение святилища такое: оно было образом христианского храма, куда все верующие, как «иереи Богу» (Ап.1:6), входят для участия в «трапезе Господней» ( 1Кор.10:21 ), для возношения молитв, – этого фимиама Богу (Ап.5:8 и 8:3), и для просвещения светом Христовым, чтобы и самим быть светом миру ( Ин.1:9 и Ап.21:23). 3. Святое святых. – Внутреняя завеса, или вторая, с вытканными на ней херувимами, отделяла от святилища внутреннюю, таинственную и священнейшую часть скинии, святое святых ( Исх.26:31–34 ). Здесь по средине стоял ковчег завета, или кивот свидения, род ящика, длиною в 2½ локтя (1 арш. 10¼ верш.), а шириною и высотою в 1½ локт. (15¾ верш.), сделанный из акации и обитый внутри и снаружи золотом. Сверху он покрывался золотою крышкою, называвшеюся очистилтцем – λαστριον, евр. каппорет ( Исх.25:10–24 ). К крышке прикреплены были два золотых изображения херувимов с распростертыми крыльями над каппорет. В кивоте хранились каменные скрижали, на которых начертаны были десять заповедей; посему он и назывался кивотом завета свиденя (свидетельства и откровения). Здесь же хранились сосуд, или стамна с манною и жезл Ааронов процветший ( Евр.9:4 ). Кроме того впоследствии Моисеем поставлен был рядом с ковчегом особый ящик со свитком закона (см. Вт.31:26). Какое назначение и таинственное значение имело святое святых с его принадлежностями? – Святое святых было особенным неприступным жилищем Иеговы, где Всевышний, восседая «на херувимах» ( Пс.79:2 ), имел подножием ног Своих святый кивот. Здесь Бог являлся в облаке и сообщал Свои откровения первосвященнику и подавал прообразовательно очищение людям. Святое святых было неприступным для людей местом, куда только один первосвященник однажды в год, в день очищения, входил с жертвенною кровию для очищения людских грехов 79 ( Лев.16:14–16 ср. Евр.9:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

31:33–34 Господь дарует Своему народу обновление сердца и души. 31:33 Новый завет Бог начертает на сердцах людских, тогда как закон ветхого завета был нанесен на каменные скрижали, помещенные в Святое Святых. Таким образом, в эпоху нового завета народ Божий не просто обретет ковчег хранилище закона, а сам станет этим ковчегом. См. статью «Божий завет милости». после тех дней. Т.е. по окончании плена. Из НЗ становится ясно, что приход этого времени возвестил Христос. вложу... во внутренность их и на сердцах их напишу. См. Пс. 36,31; 40,8 , Ис. 51,7 . Сердца и души людей поднимутся от пренебрежения законом к восхищению им. закон Мой. Господь обещает верной части Израиля, которая будет спасена от смерти во грехе, Свою помощь в исполнении закона. буду им Богом, а они будут Моим народом. См. Лев. 26,12 ; ср. 7,23. НЗ не отменяет ветхого, но обновляет его содержание и делает возможным исполнение его обетовании (см. ст. 31 и ком.). Новый Израиль есть «род избранных, народ святой» ( 1Пет. 2,9.10 ). 31:34 См. статью «Истинное богопознание». познайте Господа. Эти слова обобщают требования закона (см., напр., 22,16.17; 1Пар. 28,9 ). Ветхий Завет требовал от людей знания Бога, однако не предоставлял им основы для этого ( Втор. 29,4 ; ср. Ис. 6,9.10 ). ибо все сами будут знать Меня. В новом завете Бог сделает видимым то, что было заповедано в ветхом, и откроет Себя сердцам людским (24,7). потому что Я прощу. Обетования даются здесь как новое спасение, знаменующее прощение грехов (см. Евр. 10,1–17 ). не воспомяну более. Это обещание означает, что Бог впредь не будет судить Свой народ за его грехи, основываясь на условиях ветхого завета. Ветхозаветные жертвоприношения служили постоянным напоминанием о грехе ( Евр. 10,3.4.11 ). Выкуп за грехи будет настолько совершенным, что положит конец всем жертвоприношениям. 31 дал солнце... уставы луне и звездам. См. Быт. 1,14–18 . Отступничество Израиля навлекло Божий суды на само творение (см. 4,23–26 и ком.); незыблемость сотворенной Богом вселенной становится мерилом Его нового завета со Своим народом (см. также 33,20.21.25.26).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

49:21 Букв.: дает он речи изящные; перевод дан по друг. чтению. 405 а 49:22 Друг. чтение: Иосиф – сын дикой ослицы, сын дикой ослицы у источника, жеребята на склоне холма. Иаков, благословляя Иосифа на все дни его жизни, указывает на Бога как на источник этих благословений. 406 б 49:22 И ли: дочери. 407 49:26 Так в LXX; масоретский текст: благословения моих прародителей. 408 49:27 Букв.: делит добычу – воинственный характер, который умирающий отец видит в своем младшем сыне, позже проявил себя в его потомках (см. Суд 3:15; 1 Цар 11:6–11; 14:13–15). 409 49:28 Или: когда благословлял их. 410 49:29 Букв.: быть приобщенным к народу моему; см. примеч. к 15:15. 411 50:10 Букв.: до гумна Атады. 412 50:11 «Авель–Мицраим» переводится как скорбь египтян. 413 50:23 Букв.: сыновья Махира, сына Манассии, родились на колени Иосифа, что указывало на их усыновление Иосифом и получение особых прав наследования от него. 414 50:24 Букв.: Бог посетит вас; то же в ст. 25. 415 1:1 Букв.: со своим домом. 416 1:5 LXX: семьдесят пять; ср. Деян 7:14. 417 а 1:7 Букв.: кишели — здесь очевидная отсылка к Быт 1:20, 21. 418 б 1:7 См. примеч. к Быт 45:10. 419 1:8 Букв.: который не знал Иосифа. 420 1:10 Или: подчинят себе страну. 421 1:15 Из текста оригинала неясно, были эти повивальные бабки еврейками или египтянками, принимавшими роды у евреек, хотя имена этих двух (вероятно, старших среди прочих повивальных бабок) женщин семитские. 422 1:16 Букв.: увидите у опоры из камней, т. е. в то время, когда роженица еще тужится на подложенных под нее камнях. 423 1:21 Букв.: устроил их дома/ семьи. 424 2:2 Букв.: увидев, что он хорош; ср. Быт 1:31. 425 2:3 С м. примеч. к Быт 6:14. 426 2:7 Букв.: позвать. 427 2:8 Или: молодая женщина – евр. алма . Это слово встречается также в Быт 24:43 и Ис 7:14 в значении девушка на выданье, девственница. 428 2:10 Евр. Моше (от евр. маша – вынуть) . 429 2:13 Букв.: ближнего. 430 2:22 Гершо м созвучно евр. слову гер («чужеземец, пришлый человек»). 431 2:24 С м. примеч. к Быт 8:1. 432

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

34:14 Букв.: Которому имя. 729 34:20 Букв.: сломай ему шею; см. примеч. к 13:13. 730 34:21 И ли: прекращай ( работу) – тот же глагол, что и в следующем предложении. 731 34:22 Букв.: года. 732 34:24 Друг. возм. пер.: если. 733 34:25 См. примеч. к 23:18. 734 34:26 См. примеч. к 23:19. 735 34:28 Букв.: десять слов/ речений. 736 34:29 Или: скрижали Свидетельства; см. примеч. к 16:34. 737 34:32 И ли: завещал им привести себя в соответствие с тем… – из контекста видно, что речь идет о восстановлении отношений, вытекающих из Союза–Завета израильтян с Господом. 738 35:2 Т .е. в этот день полностью прекращается работа; евр. шабба т шаббато н. 739 35:6 Друг. возм. пер.: кожа животных морских – евр. неясен, то же в ст. 23. 740 35:10 Букв.: ( люди) мудрого сердца, т. е. способные принимать мудрые решения. 741 35:13 Букв.: хлеб ( перед) Лицом; см. примеч. к 25:30. 742 а 35:19 Или: вязаные/ сотканные одежды. 743 б 35:19 Букв.: облачения священные/ Святилища. 744 35:20 Букв.: вся община сынов Израилевых, так же, как в ст. 1 и 4 . 745 а 35:22 Букв.: кольца ( в нос) . 746 б 35:22 И ли: как жертву, приносимую с размахиванием, что и указывало на ее посвящение Богу. 747 35:30 Букв.: назвал по имени. 748 35:31 И ли: дал ему мудрость. 749 35:35 Или: искусного мастера. 750 36:1 Букв.: все мужи с мудрым сердцем, которым Господь даровал мудрость и понимание; см. примеч. к 31:3. 751 36:8 Букв.: он сделал их; ниже в евр. тексте этого рассказа все глаголы стоят в ед. числе, как указание на руководящую роль Бецалела. 752 36:9 Все размеры здесь и ниже такие же, как в гл. 25–30. 753 36:29 Или: к одному кольцу. 754 36:38 Или: соединения/ пруты. 755 37:24 Т алант — мера веса, около 34 кг. 756 38:8 Или: собиравшиеся (ср. 1 Цар 2:22). Евр. глагол цава («воевать», «нести службу») здесь может служить указанием на то, что служение Богу связано с духовной борьбой или войной. Стих 8 может быть истолкован и так: сосуд для омовений и подставку к нему сделал Бецалел из тех медных зеркал, которые были у женщин, собравшихся/ столпившихся у (тогда лишь только отмеченного места) входа в Шатер Откровения, чтобы там отдать свои зеркала. При таком понимании последние слова стиха говорят о немалом самоотвержении израильских женщин. 757

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Ср. обстоятельное рассуждение Дальмана (Die Worte Jesu, 219–224) о судьбе второго псалма в еврейской литературе. Он указывает, впрочем, что о помощи и милости, оказываемой Богом помазаннику Своему, говорится не раз (Ц. 2, 10; 2 Ц. 22, 51; Пс. 17, 51; 19, 7; 28, 8 и др.); но по буквальному смыслу этих текстов (каков бы ни был их «сокровенный» смысл) нельзя утверждать, чтобы в них безусловно разумелся грядущий Мессия. 424 Ср. Dalman 260 сл. 425 Dial. с. Tryph. 8. Ср. гл. 49: ...κα γρ πντες μες τν Xριστν νϑρωπον ξ νϑρπων προσδοκμεν γενσεςϑαι κα τν λαν χρσαι ατν λϑντα . 426 Ср. Деян. 10, 37–38. Ср. Epiph. haer. 30 (Hilgenfeld, Novum test, extra canon, recept. IV, 33). Аналогичное представление сказывается и в евангелии назореев (Hilgenf. IV, 15) ...factum est autem, quum ascendisset Dominus de aqua, descendit fons omnis spiritus sancti et requievit super eum et dixit illi: fili mi, in omnibus prophetis exspectavi te, ut venires et requiescerem in te и т. д. Тертуллиан adv. Marc. IV, 18, 2 также упоминает о представлении, согласно которому Мессия есть лишь человек, впоследствии получавший «дух своего Бога»; в этом смысле толковалось Ис. 11. 427 Ср. Bornemann, die Taufe Christi durch Johannes in der Dogmat. Beurteilung d. christl. Theologen d. vier ersten Jahrhunderte (1896), 19–41. 428 К тому же евр. бlm значит не παρϑνος, a νενις, «юница». Usener (Weinachtsfest, 1899, 70 сл.) стирается припоями, параллели из греческих мифов, что является грубой ошибкой. Единственный пример чудесного зачатия в позднейшей еврейской литературе мы находим в сказании о Мельхиседеке, сохранившемся в славянских текстах, изданных Тихонравовым (Памятники отеч. русской литературы 1, 26–31), и в продолжении слав. книги Еноха (по рукописи Е. Барсова, изд. М. И. Соколовым, гл. XXIII), см. ниже. О девстве матери Моисея в позднейшей евр. легенде см. Edersheim I, 188. Отрывок из (неизвестной нам) книги Баруха, цитируемой в Altercatio Simoni Judaei et Theophili Christiani – hic inctus meus... vulvae incontaminatae jaculatus (Gebhardt u. Harnack Texte u. Unters. 1, 3, стр. 25), – несомненно христианского происхождения. 429

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

32:36 Господь вновь говорит о неотвратимой участи Иерусалима. Непредсказуемость и неожиданность сказанного в ст. 26–35 объясняют слова ст. 27: «есть ли что невозможное для Меня?» (ср. ст. 17). 32:37 Иеремия вновь подтверждает данное Моисею обетование спасения из плена ( Втор. 30,3–5 ). 32:38 См. 30,22; 31,33. 32 вечный завет. Новый завет не может быть нарушен, поскольку он основан на искупительной жертве Христа (ср. Ис. 55,3 ). чтобы они не отступали от Меня. Благотворительность Божия, однако, не снимает с людей ответственности. 32 запечатывать и приглашать свидетелей. См. ст. 10. Глава 33 33 Который сотворил землю. См. ком. к 10,12. Власть Божия судить и спасать народы основывается на Его творении (32,17). 33 великое и недоступное, чего ты не знаешь. Ср. Ис. 48,6 , где о спасении говорится как о новом творении (см. Дан. 2,47 ). 33 голос радости... веселья... жениха... невесты. Ср. 7,34; 16,9. Эту радость принесет новый завет. 33:17 См. 23,5; 30,9. В основе этого стиха лежит 2Цар. 7,12–16 (ср. 3Цар. 2,4 ). Речь идет не о восстановлении царской власти, а об установлении царств Мессии. 33 у священников-левитов. Роль священников в соблюдении завета был особенно важна (Исх., гл. 28; 29; Втор. 10,8; 18,1 ); кроме того, Бог заключил с ними особый завет ( Чис. 25,12.13 ; 1Цар. 2,30.35 ). Обетование священнического служения не получило непосредственного исполнения, однако воплотилось в Самом Христе ( Евр. 5,6–10; 7,11–25 ). 33:20–21 завет Мой о дне ... о ночи. Рассматриваемая здесь незыблемость Божиих установлений представляет собой контраст с храмовой проповедью (7,1–15). Это постоянство становится осуществимым в новом завете. 33 неисчислимо... песок морской. В этих обетованиях царства Мессии исполняется то, что было обещано Аврааму ( Быт. 22,17 ; ср. 15,8). 33 народ этот говорит... Он отверг. Славу Божию составляют дела Его народа (ст. 9), и во времена нового завета эта слава возродится во всей своей полноте. 33 Авраама, Исаака и Иакова. В новом завете исполнится завет Божий с Авраамом, который распространится на все народы (см. ком. к ст. 22). Глава 34

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Под «жезлом», о сокрушении которого радовались филистимляне, некоторые исследователи разумеют Феглаффелласара, царя ассирийского, который умер приблизительно в одно время с Ахазом (ок. 728 г. до Р. X.): к Феглаффелласару более, чем к Ахазу, подходит название «жезла», который «поражал» землю филистимскую, – Ахаз не был таким жезлом, напротив, «унизил Бог Ахаза» вышеуказанным вторжением филистимлян в Иудею – 2Пар.28:19 ; равным образом, едва ли пророк назвал царя Езекию «аспидом из корня змеиного» (14:29; ср. 27:1; 11:8), – тем более, что пророк угрожает филистимской земле бедствием «с севера», т. е. из Ассирии (31 ст.) – Но жезлом, сокрушавшим землю фидистимскую, мог быть назван Озия или Иоафам ( 2Пар.26:6; 27:7 ); и радость филистимлян в таком случае состояла бы в том, что при Ахазе не было («был сокрушен») в земле иудейской поражавшего их жезла, что Ахаз был бессилен. Но не то будет, говорит пророк филистимлянам, со смертью Ахаза: тогда Господь утвердит Сион (32 ст.). II действительно, Езекия был опаснее для филистимлян, чем Ахаз ( 4Цар.18:8 ). Речь же об аспиде может обозначать общую мысль о вреде, какой потерпят филистимляне, и нет нужды относить к Езекии само название аспида. 100 Ср. подобные выражения в 11:8; 27:1; 13:22, «гиены» с евр. – змей; ср. 30:6; 34:15; 51:9... 59:5. 107 Ср. 17:10 «Бог – скала прибежища», ср 28:15–17. В этих местах та же мысль об «убежище» в «Сионе», устроенном Господом «для бедных» (ср 3:14–15; 10:2; 11:4), и, следовательно, нет никаких оснований в указанных словах пророчества усматривать мысли «третьеисаианские» и отрицать подлинность пророчества, как делает Дум. – Сомневаются еще некоторые в подлинности надписания на том, напр., основании, что пророчество (в 14:29) предполагает год смерти какого-нибудь ассирийского царя; но, говорят, (Гизебр 91 стр. и др.) из трех царей – Феглаффелласара ( около 727 года до Р. X.), Салманассара ( ок. 723 г.) и Саргона (ум ок. 705 г.) – здесь можно разуметь только второго: при Феглаффелласаре пророк не мог еще иметь такой ясной уверенности относительно спасения Сиона от Ассириян, как в 14:32, а при Саргоне филистимляне восстали против ассириян вместе с иудеями, – поэтому пророк не мог внушать филистимлянам «не радоваться» о гибели общего врага; если же пророчество произнесено в год смерти Салманассара, то надпись содержит хронологическую неточность (ибо Ахаз умер около 728 г., а не в 723 г) и потому неподлинна: ее заимствовал какой-нибудь читатель из стиха 29, думая, что под «жезлом», сокрушавшим землю филистимскую, следует разуметь именно Ахаза.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Религиозные общества в греко-римском мире регулярно устраивали свои собрания, обычно раз в месяц. Иудеи «диаспоры могли собираться в своих синагогах в любое время, но обязательно – каждую субботу (см., напр.: Деян. 13:14,42; 16:13 ). Христиане, по-видимому, собирались не менее одного раза в неделю ( Деян. 20:7 ; ср. также: Плиний, «Послания» 10.96, восприятие азиатских христиан начала II в. н. э. с позиций языческого правителя). Но преследования (ср.: Евр. 10:32–39; 12:4 ) привели к тому, что люди стали с опаской посещать даже домашние «церкви; римляне с подозрением относились к собраниям на дому, хотя проверить все дома на Востоке было невозможно, если только внимание к ним не привлекали доносчики. 10:26–31 Опасность отступничества Тот, кто не участвовал в истинном богослужении, кто не проявлял постоянства и стойкости в вере, может в конце концов духовно ослабеть и отпасть от веры. 10:26. В иудаизме издавна различали преднамеренные и непреднамеренные грехи ( Чис. 15:29–31 ; ср., напр.: Лев. 4:2,22 ); более осведомленный в каком-то вопросе подвергался более строгому наказанию, чем невежда. За непреднамеренные грехи приносились искупительные жертвы, но иудаизм учил, что за человека, который преднамеренно отверг авторитет закона Божьего, приносить жертвы бесполезно. (Таким людям, по убеждению многих иудейских учителей, требовалось не только «покаяние, но и смерть. Иудейские учителя также отмечали, что те, кто, согрешая, заведомо знал, что автоматически получит прощение, на деле не раскаялись по-настоящему, а потому прощения не получили.) Согласно «Свиткам Мертвого моря, легкие прегрешения человека требовали временного наказания, но осознанный мятеж против закона Божьего требовал исключения из общины. Грех в таком контексте считался нераскаянным, отступничеством (10:29). 10:27. Здесь автор использует язык, заимствованный из Ис. 26 – о Дне Господнем (к которому, как ожидается, верующие должны подготовиться, 10:25). 10:28 . Закон о свидетелях записан во Втор. 17:6,7 и 19:15; отступлению от послушания истинному Богу посвящены тексты во Втор. 13:6–11 и 17:2–7. Иудейские учителя признавали, что все согрешили в той илииной мере, но когда человек заявлял, что отвергает часть Слова Божьего, этот грех приравнивался к отвержению всего закона и рассматривался как вероотступничество.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010