Евхологий, которому посвящено немалое число публикаций в западной литературе 231 , был найден и впервые опубликован выдающимся русским литургистом А.А. Дмитриевским в 1894 г. 232 . В состав Евхология входят 30 молитв, относящихся к чинопоследованиям таинств Крещения, Миропомазания, Священства, Елеосвящения, а также к чину Божественной литургии, в том числе анафора, надписанная «Εχ προσφρου Σαραπωνος πισκπου» (Молитва приношения Сарапиона епископа) 233 . Это указание (а также ещё одно, находящееся в рукописи перед 15-й молитвой, где Сарапион назван епископом Тмуита) составителем Евхология называет Сарапиона 234 , епископа города Тмуит в дельте Нила – известного деятеля Александрийской Церкви середины IV в., друга свт. Афанасия Александрийского . Несмотря на высказывавшиеся в научной литературе сомнения в этой атрибуции 235 , внутренние данные текста, как показал М. Джонсон, ей не противоречат 236 . Итак, середину IV в. можно считать вполне надёжной датировкой для анафоры Евхология Сарапиона. Анафора имеет сложную, но логичную структуру. Содержание её следующее: I. Вступительный диалог в рукописи не приводится, после заголовка сразу начинается II. Praefatio, состоящее из: А. вводной фразы, которая содержит прославление Бога Отца; B. четырёх восхвалений, каждое из которых начинается со слова «ανομεν» («восхваляем»); С) заключительной фразы, которая состоит из богословского рассуждения о Лице Отца и указания на «πιδημα» («явление») Сына (что можно понимать как предельно краткий «рассказ» о домостроительстве спасения). III. Вслед за Praefatio в анафоре помещено Intercessio I, которое представляет из себя несколько ходатайственных прошений, развивающих мысли Praefatio. IV. Pre-Sanctus состоит из трёх фраз: А. вводной, основанной на цитате Еф. 1:21 237 ; B. ещё двух фраз, каждая из которых начинается со слов «Σο παραστκουσι» («Тебе предстоят»): 1 . основанной на цитате Кол. 1:16 238 и 2 . парафразирующей видение Исаии ( Ис. 6:2–3 ). В этой фразе, в частности, говорится, что два предстоящие Богу «τιμιτατα» («честнейшие», «досточтимейшие») серафима закрывают крыльями не свои лица, а «τ πρσωπον» («(определённый) Лик»).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

182 8 Swainson. The Greek Liturgies. P. 238 (Россанский кодекс); о том же – в Мессинском, но в более пространной редакции. 190 Рукопись под 140 хранилась до второй мировой войны в Дрезденской (бывшей) королевской библиотеке. Во время войны при разрушении библиотеки рукопись была значительно цовреждена огнем. Сохранившиеся полуобгорелые листы были реставрированы в типографии Гроттаферратского монастыря. Отдельные выписки из этой рукописи были опубликованы проф. А. А. Дмитриевским (Древнейшие типиконы). Я буду цитировать по упомянутому труду А. А. Дмитриевского . 194 Так называлось великопостное богослужение, совершавшееся между, третьим и шестым часами (по восточному времяисчислению), откуда происходит само название «тритекги». Это было богослужение, нарочито введенное для оглашаемых, как «младенцев по вере и незрелых по жизни во Христе» (Диаковский. Последование часов. С. 33–70). 197 Антиминсами византийцы называли переносные столики, на которых можно было совершать литургию. На них также полагали царские одежды и знаки отличия высших придворных чинов для их освящения патриархом или в храме Святой Софии, или во дворце (Беляев. Byzantina, I. С. 168). Второй антиминс – кресло, на котором патриарх сидел во время хиротоний, в данном случае благословляя просвещаемых. 204 Цит. по: Бенешевич. Очерки по истории Византии. Я буду пользоваться этим изданием, указывая в примечаниях Крумбахер и страницы книги (здесь с. 55). 219 Выписки из нее были опубликованы в трудах проф. А. А. Дмитриевского (Древнейшие типиконы; начало устава приводится в Описании, III). Критическое издание этого устава с комментариями в двух томах опубликовал проф. Восточного Папского института в Риме X. Матеос в 1962 году (Le Typicon de la Grande Eglise). Я буду пользоваться той и другой публикациями, как взаимно восполняющими одна другую. 228 Никифор Каллист Ксанфопул говорит, что это были еретики, восстававшие против Халкидонского Собора и существовавшие до времени Константина, сына императора Ираклия, около 640 года (ЦИ XVIII, 56). У Миня PG 157,472 (nota 39).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

А. А. Королёв Гимнография Память И. В. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 72-74) 21 окт.; указаны тропарь 2-го гласа Το σου σου, Κριε (Преподобного Твоего, Господи...), прокимен из Пс 115, Апостол - 2 Кор 9. 6-11 или Гал 5. 22 - 6. 2, аллилуиарий из Пс 96, Евангелие - Лк 6. 17-23, причастен из Пс 32. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 290), 21 окт. последование И. В. соединяется со службой Октоиха: на «Господи, воззвах» поются 2 цикла стихир-подобнов И. В., на стиховне к стихирам Октоиха добавляется самогласен И. В., указан отпустительный тропарь И. В. 8-го гласа      утреня совершается с «Бог Господь», поются 2 канона: Октоиха и И. В. (тропари последнего - дважды), указаны седален и кондак И. В., на стиховне утрени к стихирам Октоиха прибавляется стихира И. В. из числа подобнов; на литургии назначаются те же чтения, что и в Типиконе Великой ц., за исключением причастна и без иного Апостола. В др. важных редакциях Студийского устава - Евергетидском 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 297-298), Мессинском 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 41-42) и Георгия Мтацминдели сер. XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 238) Типиконах - 21 окт. последование И. В. также соединяется со службой Октоиха и содержит те же гимнографические элементы, хотя число и распределение стихир изменяются. На литургии могут назначаться иные прокимны, аллилуиарии, причастны, в Евергетидском Типиконе содержится иной Апостол - Гал 5. 22 - 6. 2, Евангелие во всех редакциях - Лк 6. 17-23. В одной из ранних рукописных редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. ( Lossky. Typicon. P. 178),- 21 окт. указаны для совершения службы И. В. на вечерне и литургии: отпустительный тропарь И. В. 1-го гласа Τς ρημου πολτης (Пустыни гражданин...); чтения на литургии те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе. В первопечатном греч. (Венеция, 1545) и московском (М., 1610) Типиконах 21 окт. шестеричная служба И. В. соединяется с последованием Октоиха: на «Господи, воззвах» стихиры И. В. исполняются на 6, славник на стиховне - самогласен И. В., указан отпустительный тропарь И. В. (тот же, что и в Типиконах студийской традиции); утреня совершается с «Бог Господь», поются 2 канона Октоиха и канон И. В. (на 6), в греч. богослужебных книгах И. В. назначаются стихиры на хвалитех, славник на стиховне утрени - самогласен И. В. Такой устав службы сохраняется в богослужебных книгах до настоящего времени.

http://pravenc.ru/text/389213.html

126). В списках этой литургии XV в. г. Одинцов заметил следующия новые молитвы: молитва входа: «Господи Боже, вход святый, иже на небеси крепостию своею обнови», молитва пред евангелием: «Господи Боже наш, преклонивый сердца наша в послушание божественных повелений», молитва во время херувимской песни: «Владыко Господи, посетивый нас милостию и щедротами» и молитва по поставлении даров: «Владыко животворяй, давый наслаждение жизни вечные человеком» (стр. 236). Чин литургии преждеосвящетых даров имеет не мало особенностей при сравнении его с чином настоящих служебников. Литургия эта совершалась кроме дней великого поста еще и в среду и пятницу сырной недели (стр. 238; Служ. ркп. XII–XIII в. Ослов, библ. 1016, л. 55). Как на время приготовления священнослужителей в памятниках ХУ в. указывается на пение «Лик небесный», во время которого священник с диаконом кланялись игумену, а затем делали поклон пред святыми дверями и входили в алтарь, где облачались в священные одежды с чтением тех же молитв, которые положены и на литургии Златоуста (стр. 238). Литургия преждеосвященных даров начиналась по памятникам XV в., возгласом: «Благословен Бог наш» (стр. 2–9). Обычай этот имел место и в практике древнегреческой церкви. Феодор Студит так объясняет его существование: «священник возглашает не Благословенно цацство» как знамение победы и нелицеприятного достоинства, но «Благословен Бог» как выражение смирения и несокрушимого моления (Ελογητς Θες λγων, ς ταπειντητος σμβολον κα κετερας παραθρστου) 269 . Во время предначинательного псалма священник читал молитву: «Благословен еси Господи, сведый ум человечь». Это в XIV в. (стр. 134), а в XV читали те три молитвы, которые ныне положено читать во время чтения кафизм и иногда: «Благословен еси Господи», и пятую и шестую нынешних служебников (стр. 289). Возглас: «Свет Христов просвещает всех» произносил диакон, имея в руках кадильницу и три свечи (стр. 68, 102), а с в. его стал произносить священник, стоя лицем на запад и крестообразно благословляя святую трапезу (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Порфирия, который знал его 234 и был осведомлен о мистическом его настроении 235 , но выбирал его для своей миссии едва ли главным образом не потому, что ему были известны также и его художественные таланты: способность к токарству, малярству и бисерным вышиваниям 236 , в чем он нуждался, лелея мысль о школе иконописи при миссии для арабов. Но полная противоположность характеров, воззрений и склонностей, на первых же порах их совместного существования в Иерусалиме, породила между начальником, арх. Порфирием, и его подчиненным, иеромонахом Феофаном, недоразумения и настолько шероховатые отношения, что последний отказывался некоторое время от исполнения научных поручений своего начальника и настаивал даже подать прошение об отставке 237 . «Душа моя расстроена от ваших разговоров с нами» 238 , прямо и откровенно заявил своему начальнику мистик по натуре иеромонах Феофан в объяснение своего непослушания и намерения покинуть службу в Иерусалиме 239 . Арх. Порфирию, однако же, удалось уговорить своего ближайшего сотрудника от этого намерения, и он, одумавшись, остался в Иерусалиме. Позже, когда арх. Порфирий и иеромонах Феофан пообжились друг с другом, поближе узнали один другого, отношения между ними установились настолько дружественные, что они вместе путешествовали на Синай и в монастыри свв. Антония и Павла Фивейского, в Афины и Италию, и, по возвращении в Россию, арх. Порфирий ходатайствовал перед начальством о награждении иеромонаха Феофана орденом св. Анны 2 степени 240 , а последний в свою очередь делал благоприятные отзывы в Петербурге о своем бывшем начальнике 241 . Вообще об арх. Порфирие следует сказать, что он был попечительный и рачительный о своих подчиненных начальник 242 . Благолепное богослужение миссии – было одною из первых ее задач, чтобы в этом случае служить образцом для греков и воздействовать на умы и сердца туземцев-арабов и иноземцев. «Богослужение в воскресные и праздничные дни совершаемо было нами, – пишет арх. Порфирий, – на церковно-славяском языке, по церковному уставу, чинно и применительно к греческому обряду, так что обедня начиналась очень рано.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Вернуться 19 Устав св. Феодора, в: Migne. 99. Р. 1704 и след., 1813 и след.; а также в: Дмитриевский. 1. С. 224–238. Введение. C. CVII и след.; ср.: Лисицын. С. 161 и след. Устав Алексия в: Голубинский. 1. 2 (2-е изд.). С. 494–507. Киево-Печер-ский патерик (1911). С. 24–26, 28, 14. Вернуться 21 Поучения Феодосия в: Пономарев. 1; об идентичности поучений ср.: Шахматов, в: ИОРЯС, 1893. С. 827–33; Никольский. Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений X и XI bb. СПб., 1906. С. 157–166. Вернуться 22 Патерик (1911). С. 26, 27, 29, 39, 41, 43. Лавр. лет. под 6559, 6582, 6583, 6599, 6604 гг.; Goetz. Das Kiever Höhlenkloster. Вернуться 24 Ср.: примеч. 4; Абрамович. С. 133 и след.; Schneider. Theodor v. Studion und sein Zeitalter (1892). S. 40. Вернуться 25 Аскетическую традицию св. Феодосия представляют подвижники: Никола Святоша, Прохор, Григорий, Спиридон, Алипий; ср.: Патерик. Гл. 20, 27, 28, 31. Вернуться 26 Лаврский тип жизни – возникновение этого типа монашества относится к началу IV века. Вначале это сообщества отшельников, которые жили в отдельных кельях и подчинялись настоятелю. Вернуться 27 Киновия – общежительная форма монашества. Все иноки равны в правах и обязанностях. Личного имущества нет – всё общее: стол, одежда. Плоды своего труда иноки предоставляют монастырю. Распорядок жизни подчинен жесткому уставу, который предусматривает дисциплину и подчинение настоятелю монастыря и его духовнику. Вернуться 28 Virago – мужественная женщина (лат.), «…ибо была телом крепка и сильна, как мужчина. Бывало, что кто-ли-бо, не видя ее, услышит, как она говорит, и подумает, что это мужчина». Вернуться 31 Соблазн аскетического отвержения культуры – несколько позже, в 1938 году, борясь с односторонними и излишне риторическими взглядами на культуру, присущими аскетически настроенным христианам, Г. П. Федотов писал: «Ничто подлинно ценное в этом мире не пропадает. Культура воскреснет, подобно истлевшему телу, во славу. Тогда все наши фрагментарные достижения, все приблизительные истины, все несовершенные удачи найдут свое место, сложившись, как камни, в стены вечного Града».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Скопчество было вторым препятствием и весьма сильным к вступлению в Лавру препод. Саввы. Так, однажды, по кончине патрикии Иулианны, ее евнухи явились к препод. Отцу со множеством денег и просили принять их в Лавру, но старец Савва отказал им в просьбе и лишь по знакомству, отправил их к блаж. Феодосию, потому что «он положил, чтобы ни одного безбородого человека или евнуха не принимать в свою Лавру. Ибо ему весьма не приятно было видеть женское лицо в каком-либо своем монастыре, и особенно в своей Лавре " (стр.238 ; pag. 338). Оскопившись себя уже в монашестве и по принятии в Лавру, препод. Саввы выгонял. Так, некто Иаков монах, «сильно искушаемый бесом», который «долгое время не преставал воспламенять его», «по неведению ли, или по забвению определений, содержащихся в божественных и церковных правилах», «взял нож и исказил себя». «Когда Освященный Савва узнал о сем поступке Иакова, то, по выздоровлении его, выгнал его из Лавры, как самоубийцу» (стр. 176; pag. 284). Удаляя из своей Лавры евнухов и безбородых, как напоминающий ему неприятный женский образ, препод, Савва, как мы видим из его устава, запретил вход женщинам в свои монастыри и лавры, и строго наказывал своих монахов даже за невольный взгляд на женщину. По рассказу его биографа, препод. Савва с неким своим учеником на пути от Иерихона к Иордану встретил однажды мирских людей, «между которыми была и красивая девица. Когда сии люди прошли мимо их, то старец, желая испытать своего ученика, сказал ему: какова эта девица, которая прошла мимо нас? Кажется она одноглазая? Брат отвечал ему: нет, отец, оба глаза имеет. Услышавши сие старец сказам ему: где же у тебя та заповедь, которая говорит «не останавливай взора твоего на ней и прельщайся ресницами ея» ( Прит. 6, 25 ). Ты любопытным взором можешь воспламенить в себе страсть. Теперь будь уверен, что ты не будешь жить со мною в келии, потому что ты не смотришь за глазами своими так, как должно» (стр. 186; pag. 293). Препод. Савва отослал от себя этого ученика в Кастеллию и принял его обратно в Лавру уже тогда, когда он «довольно научился всемерно наблюдать за своими глазами и бдеть над своими мыслями» (Ibid.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

16 Предположение об ином количестве поучений в составе «Большого катехизиса», а также мнения исследователей о порядке формирования «Большого» и «Малого» катехизисов – см.: Ищенко Д.С. Указ. соч. С. 157, 159–161; Fatouros G. TSE. 1. S. 17 О пользе своих наставлений прп. Феодор убеждает братию так: «...они [т. е. оглашения – К. В.] понемногу именно переводят и переносят ваши дорогие души снизу вверх, и особенно от земли на самое небо небесе (τν ορανν το οραν)», – см.: Θεοδ. Στουδ. Μεγ. κατχ. 2. 22//ПК. I. 71 (ПСТСО. Т. 5. С. 477). И там же ниже: «не нужно и говорить, что мы не выносим пользы из оглашений и что от поучений мы будто не двигаемся вперед. По благодати Христовой и по молитвам отца моего и вашего, мы на самом деле получаем и пользу, и преуспеваем, и успешно восходим на гору добродетелей, все просвещаясь, освящаясь и обоживаясь (θεοποιομενοι)», – см.: Θεοδ. Στουδ. Μεγ. κατχ. 2. 22//ПК. I. 72 (ПСТСО. Т. 5. С. 478). Из этих слов видно, что Студийский игумен оценивал свои оглашения как действенное средство на пути к достижению цели христианской жизни – обожению. 18 Здесь под «Уставом прп. Феодора» будем рассматривать богослужебно-дисциплинарную практику Студийского монастыря, основание которой традиция приписывает прп. Феодору, см.: Соколов И.И. Преподобный Феодор Студит , его церковно-общественная и богословско¬литературная деятельность. Исторический очерк//ПСТСО. Т. 5. С. 101. 19 Theod. Stud. Ттотблюац//PG. T. 99. Col. 1704–1720 ; рус. пер. см.: ТФС. Т. 2. С. 822–830; Др. редакцию см.: Дмитриевский А.А., проф. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Вып. 1–3. Киев, 1895–1917. Т. 1: Τυπικ. 1895. С. 224–238. Английский перевод с комментарием см.: Timothy Miller. Rule of the Monastery of St. John Stoudios in Constantinople//BMFD. Series Dumbarton Oaks Studies 35. Harvard University Press. Washington, DC. 2000 < http://www.doaks.org/publications/doaks online publications/tvpikaPDF/tvp010.pdf > (copied 17. 04. 2010). Обе версии Устава в русском переводе с примечаниями (научная редакция – П.К. Доброцветов), см.: «Ипотипосис» Студийского монастыря//ПСТСО. Т. 6. С. 513–535.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

(копт. чин Л. В. В. описан в разд. «Богослужение» ст. Коптская Церковь ). Дни совершения В доиконоборческую эпоху Л. В. В. была главным евхаристическим чином К-поля и совершалась в воскресные и праздничные дни всего года. Об этом свидетельствуют различные факты: в древнейших рукописях Евхология Л. В. В. выписана первой, до проч. литургий ( Jacob. 1968. P. 43-60); заамвонные молитвы (в тех рукописях, где имеется неск. таких молитв), предназначенные для Л. В. В., в ряде случаев обозначены как «воскресные» ( Parenti. 2001. P. 916-921); исторические источники, говоря о литургии К-польской Церкви, упоминают только Л. В. В. (письмо Карла Лысого клиру Равенны (см.: Ibid. P. 908-909), 32-е прав. Трул. и др.). Однако в X или XI в. обычной литургией К-поля и всего правосл. мира сделалась Литургия свт. Иоанна Златоуста, а Л. В. В. (к-рую прекратили выписывать первой) стала совершаться лишь 10 раз в год. Причины этой перемены, согласно Жакобу, лежали в краткости анафоры свт. Иоанна Златоуста по сравнению с анафорой Л. В. В.; в подтверждение своих слов исследователь ссылался на известный ответ прп. Евфимия Святогорца о достоинстве различных литургий ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 151). Уточняя мнение Жакоба, Паренти предположил, что вытеснение Л. В. В. Литургией свт. Иоанна Златоуста произошло только к XI в. по причине распространения в византийских монастырях практики ежедневного служения литургии ( Parenti. 2001). Иное объяснение предложил прот. С. Алексопулос. По его мнению, Л. В. В. могла быть оставлена монахами-иконопочитателями по причине того, что иконоборцы обращались к тексту анафоры Л. В. В. в своей аргументации - предположительно они могли истолковывать в свою пользу такие термины, как ναδεκνυμι и νττυπα (об этих терминах см.: Jugie. 1906; Peterson. 1927; Salaville. 1948); косвенным подтверждением тому служит цитирование отцами VII Вселенского Собора интерпретации термина νττυπα прп. Иоанном Дамаскином (подробнее см. разд. «Иконоборческое богословие Евхаристии и его опровержение» в ст. Евхаристия ). Прот. Стефан указывает, что в небольшом тексте под названием «О чине Божественной литургии, когда [какой] совершается» ограничение дней совершения Л. В. В. прямо приписывается патриархам-иконопочитателям: здесь говорится, что некогда Л. В. В. совершалась каждое воскресенье, но свт. Тарасий К-польский († 806), а затем свт. Никифор Исповедник († 828) оставили ее лишь для избранных дней года ( Alexopoulos. 2006). Впрочем, этот текст встречается лишь в составе поздних компиляций: среди правил, составленных не ранее XIV в., ложно приписываемых свт. Никифору I Исповеднику (RegPatr, N 407; текст: Pitra. Juris ecclesiastici. T. 2. P. 320-321), а также в написанном на о-ве Крит Типиконе Sinait. gr. 1109, 1464 г. (текст: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 237-238).

http://pravenc.ru/text/2110607.html

90 . Гротт. Γ β ΧΧΙ (XII-XШ вв.): а. испорченная в начале. б. – пронумерованы=«4» и т.д. в.=«мол. на заре 9 ». г. следует последование с ексапостиллария до просительной ектении. 91 . Софийск. сл. 518 (ГПБ) (XIII в.) (Веч.К?; Паннухис неполн.): а. «молитвы заутренние»: б. [I], в.=«мол. на Слава в вышних ». г. ектения и 92 . Синай 984 (XV в.)=Дмитриевский, II. 594 (Веч.К.): а. во время шестопсалмия. б. последование, не сопровождаемое какой-либо молитвой. Это обозрение рукописных евхологиев не претендует на то, чтобы быть полностью исчерпывающим. До этого далеко. Кто знает, сколько еще интересных рукописей ждут своего открытия и изучения. Мы полагаем, однако, что рукописи, которыми мы располагали, несмотря на очевидные границы изучаемых времен и мест, позволяют нам сделать довольно общий обзор. Пришел момент сделать некоторые выводы или, скорее, еще раз подтвердить те выводы, которые мы более или менее своевременно уже предварительно выдвигали в ходе этого изложения. Последним нашим свидетельством, не в смысле важности и не хронологически, будет снова Симеон, архиепископ Солунский († 1429). Мы уже обращались к нему по поводу Вечерни (гл. II, с. 30). Литургист, почитатель традиции и в то же время автор многочисленных реформ, несмотря на свое уважение к существовавшим типиконам, не боялся вводить новшества в типикон своего собора Св. Софии в Фессалониках и даже создавать молитвы, чтобы пополнить патриарший Евхологий 238 . Он освятил также введение палестинского Октоиха в соборнос богослужение и прибавил даже к нему свои собственные композиции. Здесь нас интересует прежде всего описание Песненной Утрени, сделанное Симеоном, совершаемой некогда, как и Вечерня, «во всех кафолических церквах империи» 239 ; мы попытаемся увидеть, в какой степени существует соответствие между этой службой XV в. и частью евхологиев, которые мы только что просмотрели, в особенности евхологиев групп АВ), которых мы отнесли к Евхологию Константинопольскому. Вот соборная Утреня из De Sacra Precamione Симеона 240 . Речь идет о воскресном ρθρος, но Симеон уточняет, что Утреня обычных дней не очень отличается от воскресной:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010