В этом правиле упоминается только епископ, получающий епископство через посредство светской власти, а в 29-м Ап. правиле упомянуты епископ, пресвитер и диакон, приобретающие за деньги духовный сан, и все погрешающие против предписания правила подвергаются извержению и отлучению. Вальсамон в толковании этих правил задает вопрос: как поступить с тем, кто при посредстве светской власти сделается пресвитером, диаконом, иподиаконом или чтецом, или, давши деньги, сделается иподиаконом, или чтецом? И отвечает: и они все подвергаются извержению или отлучению на основании последних слов 30-го Ап. правила, где сказано, что не одни главные виновники зла извергаются и отлучаются, но и сообщники их Примечания: 82. Об этом Беверегий в своем сочинении Codex can. ecles. primit. illustrat. (1. II, с.4 в конце) говорит: Et quamvis potestates saeculares apostolorum temporibus infestissimae essent christianis, neminem tamen latet, complures earum secundo tertioque aerae christianae saeculo illis favisse, quarum propterea ope nonnullos ecclesiasticas dignitates assecutos esse, plusquam verissimile est, vel potius certissimum. 83. См. что сказано о двойном наказании выше в толковании 29-го Ап. правила. 84. Аф. Синт., II,38; Синт. Властара, Е,19 (Аф. Синт., VI,272-273).  Правило 31. Аще который пресвитер, презрев собственного епископа, отдельно собрания творити будет, и алтарь иной водрузит, не обличив судом епископа ни в чем противном благочестию и правде: да будет извержен, яко любоначальный. Ибо есть похититель власти. Такожде извержены да будут и прочие из клира, к нему приложившиеся. Миряне же да будут отлучены от общения церковного. И сие да будет по едином, и втором, и третием увещании от епископа (II Всел. 6; III Всел. 3; IV Всел. 18; Трул. 31, 34; Гангр. 6; Сердик, 14; Антиох. 5; Карф. 10, 11; Двукр. 13, 14, 15). Если в каждом обществе должен соблюдаться строгий порядок, и каждый должен знать как свое место в этом обществе, так и свои обязанности и права для того, чтобы тем успешнее могла быть достигнута цель этого общества и утверждено согласие и мир, то тем более нужно сказать это о Христовой церкви на земле.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1311...

Для принимающих монашеский постриг существует, однако, ряд условий. Что касается возраста, то каноны дозволяют принимать для подготовления к постригу 10-летних (40 прав. Трулл. Соб.), а для произнесения самих обетов - 17-летних (18 прав. Вас, Вел.). В России же в синодальную эпоху государственное законодательство дозволяло постриг мужчинам не ранее 30 лет от рождения, а женщинам - 40 лет. Из этого закона допускались и отступления, но при рассмотрении ходатайств Святейшим Синодом. На учащихся духовных семинарий и академий этот возрастной ценз не распространялся. Им дозволялось принимать постриг в 25 лет. Не распространялся возрастной ценз и на вдовых священников. Другое условие - предварительный послушнический искус, который нормальным образом должен продолжаться 3 года, но в случае тяжкой болезни или для лиц, очевидно расположенных к иноческому житию, послущнический искус мог быть сокращен. (5 прав. Двукр. Соб.). Согласно указу Святейшего Синода от 25 мая 1832 г., лица, окончившие духовно-учебные заведения, и вдовые священнослужители освобождались от послушнического искуса. Необходимое условие для пострига - свободное и непринужденное стремление к иночеству. В 40-м правиле Трулльского Собора говорится, что «мы должны не без испытания безвременно приимати избирающих житие монашеское, но и в отношении к ним соблюдати преданное нам от Отец постановление: и сего ради должно приимати обет жизни по Бозе, яко уже твердый и происходящий от ведения и разсуждения...» В Российском законодательстве синодальной эпохи принуждение к монашескому постригу квалифицировалось как уголовное преступление. Обеты родителей, обрекающих своих детей на постриг, сами по себе, без согласия на то детей, признавались и в церковном, и в государственном праве не имеющими силы. В Византии и Древней Руси существовало ошибочное мнение, что принудительный постриг и даже только облачение в монашеские одежды (хотя бы и в шутку) делает монахом. Истории известно много примеров насильственных постригов государственных деятелей - политических соперников государя.

http://sedmitza.ru/lib/text/432398/

В частности, церковные правила безусловно преграждают доступ в клир за следующие деяния, выявленные или открытые собственным признанием виновного: а) за явное отпадение от христианства каким бы то ни было образом, даже если это было сделано по малодушию, только для вида, а не искренно, из страха перед мучениями, или по причине их тяжести; также - за явное отступничество от православной Церкви и переход в еретическое сообщество (I всел. 10; Афон. Вел. 2-е посл.); - б) за убийство. Каноны считают недостойным получения священства и того, кто причинил кому-либо смерть невольно, не только нанеся неосторожный удар без намерения убить, но и случайным образом: " он сделает себя нечистым через это нечистое дело " (Григ. Нисск. пр. 5), т. е. оно должно лежать тяжелым бременем на его совести (осквернять ее) и возбранять ему совершение священнодействий. Но убийство на войне врагов не вменяется в вину как убийство (Вас. Вел. 13), а считается делом законным и похвальным: " доблестные в брани удостаиваются великих почестей " (Афан. Вел. 1-е послание). Поэтому, исполнение воинской обязанности - поражение врагов на войне - не должно считаться препятствием к рукоположению в священные степени. (Впрочем, каноны не дают на это определенных правил). В римско-католич. Церкви прохождение военной службы или такой судебной должности, которая связана с вынесением смертных приговоров, является препятствием к получению священства. - в) За намеренное и добровольное, а не вынужденное болезнью или насилием, скопчество. Совершающий подобное преступление над собой считается самоубийцей и врагом Божьего создания, а над другими - убийцей (Апост. 22; I Всел. 1; Двукр. 8). - г) За всякого рода любодеяние (Апост. 17, 61). д) За кражу, клятвопреступление и вообще за тяжкие преступления и пороки, которые, будучи изобличенными, подвергают виновного уголовному наказанию или публичному покаянию перед Церковью (открытой епитимии), и таким образом роняют достоинство лица в глазах общества, колеблют доверие к нему. Искупление указанных грехов раскаянием и примирением впавших в них с Церковью не устраняет препятствий, созданных этими грехами, к вступлению таких лиц в клир. Эти грехи только тогда не препятствуют производству в церковные должности, когда они были совершены еще до крещения, которое вводит человека в новую жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Так, митрополитам было предоставлено право не только созыва областных Соборов и председательства на них, но и высшего надзора за церковными делами их округов; епархиальные епископы должны были считать своего митрополита своим главой и не имели права предпринимать без него ничего важного, превышающего их власть. (Апост. 34; Ант. 9). Он заботился о замещении вакантных епископских мест (IV всел. 25); утверждал избрание епископов (I всел. 4; Лаод. 12) и ставил их на должность с епископами своего округа (IV всел. 28); поставленный в епископы без разрешения митрополита не должен был оставаться епископом (I всел. 6). С его разрешения и с его грамотой епископ мог отправляться в путешествие вне пределов митрополии (Карф. 32). Митрополит принимал апелляции на суд епископа от его клира (Карф. 37 и 139) и обвинения на него (Карф. 28). Окружные епископы обязаны были поминать при священнослужениях имя своего митрополита, в знак их общения с ним (Двукр. 14). Но власть митрополита была ограничена местным Собором его округа (Апост. 34; Ант 9). До учреждения патриаршества, митрополит ставился Собором епископов округа (Сард. 6) и мог быть судим таким же Собором вместе с соседствующими митрополитами (III всел. 1). Некоторым епископам давался иногда титул митрополита без власти. Пользуясь правом чести, они должны были в порядке церковного управления подчиняться тому митрополиту, к округу которого принадлежали их епархии; напр., епископ иерусалимский, до возведения своего в патриаршеское достоинство, был в зависимости от кесарийского митрополита (I всел. 7)» (протоиерей В.Г. Певцов. Лекции по церковному праву). «Исторически первым епископским титулом являлся титул митрополитов. Митрополиты были епископами первенствующих городов провинций; под их председательством проходили епископские соборы. В 34м Апостольском правиле о них говорится так: «Епископам всякаго народа подобает знати перваго в них и признавати его яко главу…». Зонара в толковании на этот канон называет первенствующих епископов «архиереями митрополии», а митрополиями на административном языке Римской империи именовались центры провинций (по-гречески – епархий).

http://azbyka.ru/mitropolit

Ибо как Ахар оный взял из добычи, так и сии ныне берут из добычи: но тот взял вражеское, а сии ныне братним корыстуются. Пагубная корысть. (Ап. 72: Двукр. 10; Василия Вел. 61; Григория Нисск. 6, 8). Заклятой (ε) называет данное правило всякую вещь, которая не наша, а чужая, и которую мы присваиваем себе из своекорыстных расчетов. Этот термин св. отец употребил здесь по аналогии с фактом, имевшим место во времена Иисуса Навина. Когда осажден был Иерихон, Иисус Навин объявил, что все, что будете завоевано в этом городе, будет посвящено Богу. Однако, некий Ахар из завоеванного присвоил себе несколько драгоценных вещей. Когда же это было обнаружено, то он вместе с женою и детьми побиты были камнями, а все их имущество уничтожено. Еще более тяжкому наказанию должны быть подвергнуты, согласно настоящему правилу, те христиане, которые присвоили себе что-либо из военной добычи во времена натиска варваров, ибо Ахар присвоил себе вещи, принадлежавшие врагу, они же - братское имущество. Иными словами, тяжкому наказанию подлежат все те, которые что-нибудь из военной добычи присвоят себе, если присвоенное не принадлежало врагу; если же военная добыча принадлежала врагу, но предварительно было условлено, что вся она отдана будет церкви, следовательно, посвящена Богу, в таком случае лица, которые что-либо из этой добычи, путем кражи, присвоят себе, подлежат тоже тяжкому наказанию, но, все-таки, по мысли св. отца, не такому тяжкому как первые. Правило 4(5). Никто да не обольщает себя тем, яко нашел что либо: ибо не позволительно корыстоватися и найденным. Второзаконие глаголет: видев тельца брата твоего или овцу, заблуждающия на пути, да не презриши я: но возвращением возвратиши я к брату твоему. Аще же несть близ тебе брат твой, ниже увеси его, собери я внутрь дому твоего, и да будут у тебе, дондеже взыщет их брать твой, и отдаси их ему. Такоже сотвориши осляти его, и тако да сотвориши ризе его, и тако да сотвориши всему погубленному брата твоего: елика аще погибнут от него, и обрящеши я; тако глаголет Второзаконение (22:1-8).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1327...

Монашество. — Принятие в монашество. Никакой прежний образ жизни не препятствует христианину вступить в монашество, Шест. 43. Прилепляться Богу, через удаление от молвы житейской, весьма спасительно, Шест. 40. От поступающего в монашество должно принимать обет девства, Васил. 19, но с испытанием, Шест. 40. Возраст для обета. Шест. 40, Васил. 18. Игумен, постригающий прежде трехлетнего испытания, должен быть лишен игуменства, а принявший монашество прежде срока должен быть отдан в другой строгий монастырь, Двукр. 5. Трех летний срок искуса может быть сокращен по причине тяжкой болезни, и для человека, который и в мирском одеянии проводил жизнь монашескую, Двукр. 5. Никого не сподоблять монашеского образа без присутствия при сем лица, долженствующего принять его к себе в послушание, Двукр. 2. Священнослужитель, принимающий в монашество за деньги, должен перестать или быть извержен, а игумен не священнослужитель, и игуменья, должны быть изгнаны из монастыря и преданы в другой в послушание, Седьм. 19. Не должно принимать в монашество раба без воли его господина, Четв. 4. О принятии в монашество дев. См. Дева. — Образ Монашеской Жизни. Образ монашеской жизни досточтим, Двукр. 4. Монашествующие должны соблюдать безмолвие, Четв. 4, Седьм. 22. не выходить из монастыря без нужды и без благословения настоятеля, ни ночевать вне монастыря, Шест. 46. Должны пребывать в тех местах, в которых отреклись от мира, Четв. 4. Путешествующему монаху оказать странноприимство, но не должно принимать его в другой монастырь без воли его игумена, Седьм. 21. под страхом отлучения от общения церковного, Двукр. 4. Епископ каких-либо монахов, свидетельствуемых в благочестии, властен перевести в другой монастырь для благоустройства, или же послать кого из них в мирской дом, ради спасение живущих в нем, Двукр. 4. Монахам не ходить в гостиницу или корчемницу, кроме нужды в путешествии. Седьм. 22, Лаод. 24. Монахи не должны вмешиваться ни в церковные, ни в житейские дела, разве кому это дозволено будет от местного епископа, по необходимой надобности, Четв. 4. или когда епископ города поручит кому из них попечение о церковных делах или о сиротах и беспомощных, Четв. 3. Долго проживающие в городе, особенно в столице, без поручений от епископа, должны быть высылаемы к своим местам, Четв. 23. Не должны вступать в воинскую службу и мирские чины, Четв. 7. Монахи и монахини не должны жить в одном монастыре, ни беседовать друг с другом наедине. Монаху не спать в женском монастыре, и не есть вместе с монахиней наедине. Приносимое мужчиною к монахиням принимать их игуменией со старою монахинею, за оградою монастыря. Монах с монахинею — родственницею может беседовать в присутствии игумении коротко, Седьм. 20. Женщинам не спать в мужском монастыре, Шест. 47. Не быть женщине в мужском монастыре для служения, Седьм. 18.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

Многобрачие. Многобрачие есть дело скотское, и тяжелее блуда, Васил. 80. Епитимия многоженцам, Васил. 4,80. Могила. См. Гробокопатели. Молитва. Входящие в церковь должны пребывать на молитве до конца. Апост. 9. Ант. 2. Какие совершать молитвы? Карф. 116. Должны быть совершаемы молитвы, утвержденные на Соборе, собранные просвещеннейшими, Карф. 116. Кто говорит, что в молитве Господней “остави нам долги наша,” святые говорят не потому, что они грешны, а по смирению, анафема. Карф. 130. Клирики должны возносить на молитвах имя своего епископа, Двукр. 13, епископ — имя своего Митрополита, Двукр. 14. Митрополит, имя своего Патриарха, Двукр. 15. Молиться за отпадших от веры и после обратившихся — не вредно ни для кого, Петр. Алекс. 11. Кто быв вне себя, поднял на себя руки, за того может быть молитва и приношение, Тим. 14. Молитвенный Дом, не должен быть созидаем без воли епископа, Четв. 4. и если нет в виду потребного к совершению, Седьм. 17. Монастырь. — Созидание монастырей и зависимость их от Епископа. Созидание монастыря есть дело важное и достохвальное, но не должно быть без разрешения епархиального епископа, Четв. 4. Двукр. 1. и без подобающей молитвы. Двукр. 1. Освященный монастырь не должен делаться мирским жилищем, Четв. 24. Шест. 49. Монашествующие должны быть в подчинении у епископа града, а он пещись о монастырях, Четв. 4, 8. — Положение монастырей в отношении друг к другу. Не должно быть монастырям двойным, то есть мужскому и женскому вместе, Седьм-20. — Имущество монастыря. Имущество, принадлежащее монастырям, должно сохранять, Четв. 24, Шест. 49. Монастырских земель и угодий не должно продавать. В случае бесполезности земель можно отдавать их клирикам, а перекупленные от них должно возвращать монастырю, Седьм. 12. Монастыри, расхищенные и превращенные должны быть восстановлены, Седьм. 12, 13. Вещи и деньги, посвящаемые Богу приходящими в монастырь, должны быть по обещанию их, пребудет ли принесший в монастыре, или выйдет. Седьм. 19. Все, принадлежащее монастырю, должно вносить в книгу, Двукр. 1. Пожертвовавший имущество монастырю не может ни передавать его, ни распоряжаться им. Дв. 1.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

Карф. 120 О делегатах, посылаемых ко двору с представлением против донатистов и против язычников. Карф. 121 Об отношении епископа к решению церковного суда своей епархии (постановление данного правила недостаточно ясно). Карф. 134 О том, чтобы ни один епископ не простирал самовольно своих прав на какой-либо народ (территорию), находящуюся de facto под властью другого епископа. Карф. 135 О необходимости епископам употреблять все усилия для приведения донатистов в кафолическое единение и санкциях за небрежение об этом. Карф. 136 О том, что после суда избранных судей нельзя больше, под угрозой наказания, обращаться к высшему суду. Карф. 140 О возможности для епископа постричь в монашество девицу до наступления 25-летнего возраста, в случае когда её целомудрию угрожает опасность, или, когда, находясь при смерти, она сама, или ее родители, или опекуны, умоляют не дать ей умереть без иноческого чина. Карф. 142 О необходимости избрания заместителей в связи с тем, что многие епископы жаловались на затруднительность дальнейшего пребывания в Карфагене. Карф. 147 О хранении клириками тайны исповеди, выражающемся в лишении значения свидетельства епископа, в том случае, если он говорит, что некто исповедался ему в совершенном им преступлении, чего тот не желает признать. О том, что епископ, отлучивший кого-либо незаконно за тот грех, который он исповедал ему наедине, сам должен быть лишен общения со стороны других епископов до покаяния. Двукр. 1 О том, что монастыри могут быть основаны только с благословения епископа. О неприкосновенности монастырей и их имущества. Двукр. 3 Об отлучении для монахов, самовольно оставивших монастырь и игуменах нерадеющих об их возвращении. Двукр. 7 О запрете епископам употреблять доходы епископии на сооружение зданий для собственной надобности под видом монастырей. Двукр. 9 О запрете священнослужителям, под угрозой извержения, применять телесные наказания собственноручно или посредством других лиц. Двукр. 12 Об необходимости пресвитерам, служащим Литургию или совершающим Таинство Крещения в домовых церквях, под угрозой извержения не совершать этого без назначения епископа.

http://azbyka.ru/pravo/subject/episkop/

127 . Епископ, обособляющийся от епископата своей церкви и не возносящий за богослужением имени ее предстоятеля, подлежит церковному суду (Двукр. 14:15). 128 . Пресвитер, презревший своего законного епископа, обособившийся от него и священнодействующий самовольно, подлежит запрещению и церковному суду (Ап. 31, 39; VI Всел. с. 8; Ант. 2, 5; Карф. 10; Двукр. 13). 129 . Клирик, запрещенный в служении законной церковной властью, пренебрегший этим запрещением и продолжающий свое служение, подлежит церковному суду (Ап. 28; Ант. 4). 130 . Клирик, наносящий своей деятельностью вред делу церковному, подлежит запрещению и церковному суду (IV Вс. с. 18; VI Вс. с. 34). 131 . Клирик, отрекшийся от Христа, не восстанавливается в своем сане, хотя бы и раскаялся (Ап. 62). 132 . Клирик, повинный в тяжких грехах против целомудрия, преданный пьянству, занимающийся ростовщичеством, совершивший святотатство, вор, убийца – подлежит запрещению и церковному суду (Ап. 25, 27, 42, 44; I Вс. с. 17; Лаод. 4; Карф. 5, 19, 21; Двукр. 9:10). 133 . Клирик, не посещающий без уважительный причины богослужения и уклоняющийся от причащения, подлежит церковному суду (VI Вс. с. 80). 134 . Состоящие в клире, за исключением чтецов, не могут вступать в брак, а вступившие в брак после рукоположения – лишаются сана (Ап. 26; Неок. 1). 135 . Если жена священнослужителя ведет зазорную жизнь, нарушая чистоту брака, священнослужитель должен развестись с ней, в противном случае он подлежит запрещению в священнослужении (Неок. 8). 136 . Клирик, нанесший епископу оскорбление, подлежит церковному прещению (Ап. 55). В публикуемом экземпляре документов страница, содержащая параграфы 137–142, отсутствует. 143 . Принимать в монастырь и постригать в монахи надо после тщательного испытания искренности намерения поступающих (VI Вс. с. 40, 43; Двукр. 2:5). 144 . Монашеская жизнь должна регулироваться тщательно разработанным и утвержденным церковной властью уставом. IX. Суд церковный 145 . Ведению церковного суда подлежат: а) действия членов Церкви против православного учения, нравственности и церковного порядка; б) споры, иски и жалобы по церковным правам и отношениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Карф. 145 О том, что если кто-либо подаст одновременно несколько жалоб на клирика, и первая из них будет опровергнута, то не должно допустить обвинителя до подачи прочих жалоб. Карф. 146 Предписание не принимать в качестве свидетелей против членов клира всех тех лиц, которые лишены права подавать на них жалобы. Карф. 147 О хранении клириками тайны исповеди, выражающемся в лишении значения свидетельства епископа, в том случае, если он говорит, что некто исповедался ему в совершенном им преступлении, чего тот не желает признать. О том, что епископ, отлучивший кого-либо незаконно за тот грех, который он исповедал ему наедине, сам должен быть лишен общения со стороны других епископов до покаяния. Двукр. 9 О запрете священнослужителям, под угрозой извержения, применять телесные наказания собственноручно или посредством других лиц. Двукр. 10 Об извержении присвоивших или обративших в личное небогослужебное употребление алтарные священные сосуды или облачения, и отлучении так же использующих церковные вещи, находящиеся вне алтаря. Двукр. 13 Об извержении пресвитеров (и примкнувших к ним лиц), самовольно прервавших общение со своим епископом и переставших поминать при богослужении его имя из-за недоказанных преступлений последнего. Двукр. 17 О том, чтобы впредь никто из мирян, или монахов не был внезапно возводим на высоту епископства, но провел на всякой священнослужительской ступени положенное законом время. Феоф. 1 О том, как надлежит поститься накануне Богоявления, если таковое случится в воскресенье. Феоф. 5 О том, что преступление, совершенное до крещения, не принимается во внимание при принятии в клир, а совершенное после крещения, препятствует рукоположению. Феоф. 8 О том, что приношения для евхаристии, по употреблении нужного для таинства, должны разделять между собою принадлежащие к клиру. Кир. 1 О праве подсудимого на отвод судей по сомнению в их беспристрастии (дело еп. Петра). Кир. 4 О необходимости проверки ставленников на то, не состояли ли они в браке и не извержены ли из монастыря или иной епархии.

http://azbyka.ru/pravo/subject/prichetni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010