Слово называетеч ее началом путей, потому что таковая Премудрость делается некоторым началом и, как бы, начатками Бого–ведения. Усматривая эту тварную Премудрость в мир и в себе, человек постигает истинную Премудрость, а от неё восходит к Отцу (Ин. 14, 9; 1 Ин. 2, 23)»  . Слова: «Когда Он готовил небо, то Я с Ним была» (Притч 8, 27) Афанасий парафразирует так: «Все получило бытие Мною и чрез Меня; а так как потребно внедрить Премудрость в делах — γκτζεθαι σοφαν τος ργοις…, то, хотя по сущности пребывала Я со Отцем, однако же, по снисхождению к тварям, отпечатлевала свой образ в делах применительно к ним, чтобы целый мир был, как бы единое тело, не в разлад, но в согласии с самим собою. — Посему, — продолжает св. Отец, — все те, которые, по данной им Премудрости, правым умом взирают на тварей, — в состоянии и сами сказать: «По определениям Твоим все стоит» (Пс. 118, 91). А которые вознерадели о сем, те услышат: (далее приводится Рим 1, 19–25 о познании Бога чрез проникновенное созерцание твари)…. — И они постыдятся, слыша: «ибо когда мир своею Мудростью не познавал Бога в Премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1 Кор. 1, 21)»  . Тварная София, Божественное отпечатление твари есть «образ и сень Премудрости — δι " εκνος κα σκις της Σοφας, τς εν τοις κτισμασιν ουσης …»  . Но, осуществляемая, отпечатлеваемая в мире опытном во времени, она, хотя и тварная, предшествуешь миру, являясь пре–мирным ипостасным собранием Божественных перво–образов сущего. Св. Афанасий ссылается при этом утверждении на слова ап. Павла: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа» (Еф. 1, 3–4). «Итак, — говорит св. Афанасий, — как же избрал прежде, нежели получили мы бытие, если не были мы, как Сам сказал, предызображены в Нем — πως ουν ξελξατο, πριν γενεσθαι ημας, ε μη, ς αυτς ερηκεν, ν ατω μεν προατετυπωμνοι; — ?»  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Так что внимательно смотри, о ком в Евангелии написано, что они последовали за Иисусом, о ком – что они приступили [к Нему], о ком – что их привели; и кого разделяют на идущих впереди и сопровождающих; а из приступивших кто приступил к Нему, когда Он был в доме, а кто – где-либо ещё. Ибо соображая духовное с духовным (ср. 1Кор.2:13 ), благодаря внимательному изучению (κ τς παρατηρσεως) ты, пожалуй, найдёшь множество [вещей], достойных евангельской мудрости, которой свойственна точность (τς ν τος εαγγελοις κριβος σοφας) 202 . 19 . «Иисус же, призвав учеников Своих, сказал» [и так далее] ( Мф.15:32 ). Выше в рассказе о хлебах, похожем на этот, перед [умножением] хлебов, Иисус «выйдя, увидел множество людей и сжалился над ними 203 , и исцелил больных их. И когда настал вечер, приступили к Нему ученики Его, говоря: место это пустынное и час уже минул; отпусти их» 204 ( Мф.14:14–15 ) и так далее; теперь же после исцеления глухих и прочих Он жалеет народ, что уже три дня находится при Нём и нечего [ему] есть (ср. Мф.15:32 ). И там ученики просят за пять тысяч [людей] (ср. Мф.14:21 ), здесь же Он Сам говорит о четырёх тысячах (ср. Мф.15:38 ). И тех [людей], проведших вместе с Ним день, кормят вечером, а эти, о которых засвидетельствовано, что они находились при Нём три дня, получают по доле от хлебов, чтобы не «ослабели в дороге» ( Мф.15:32 ). И там ученики говорят, что у них только «пять хлебов и две рыбы» ( Мф.14:17 ), хотя Он и не спрашивает, а здесь, когда Он спрашивает, они отвечают про семь хлебов и немного рыбок (ср. Мф.15:34 ). И там Он велит народу присесть (νακλιθναι) на траву (ср. Мф.14:19 ), а не возлечь (ναπεσεν), – ведь и Лука написал: «Рассадите (κατακλνατε) их» ( Лк.9:14 ), и Марк говорит: «повелел им рассадить (νακλναι) всех» ( Мк.6:39 ), – здесь же Он не приказывает, но приглашает народ возлечь (ναπεσεν) (ср. Мф.15:35 ) 205 . Опять же, в том случае три евангелиста одними и теми же словами говорят, что Он, «взяв пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил» ( Мф.14:19 , Мк.6:41 , Лк.9:16 ); здесь же, как написали Матфей и Марк, Он «воздав благодарение (εχαριστσας), преломил» [хлеб] ( Мф.15:36 , Мк.8:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/komment...

Тварная София, Божественное отпечатление твари есть «образ и сень Премудрости – δι’ εκνος κα σκις τς Σοφας, τς ν τος κτσμασιν οσης». 603 Но, осуществляемая, отпечатлеваемая в мире опытном во времени, она, хотя и тварная, предшествует миру, являясь пре -мирным ипостасным собранием божественных перво-образов сущего. Св. Афанасий ссылается при этом утверждение на слова ап. Павла: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа» ( Еф.1:3–4 ). «Итак, – говорит св. Афанасий, – как же избрал прежде, нежели получили мы бытие, если не были мы, как Сам сказал, пред ызображены в Нем? – πς ον ξελξατο, πριν γενεσθαι ημας, ε μ, ς ατς ερηκεν, ν ατ μεν προστετυπωμνοι; –?» 604 А далее св. Отец выясняет, что именно на этом предызображении нас в Господе, на этом вечном корне нашем и основывается возможность «жизни вечной» для нас. 605 Таково воззрение на божественную сторону твари у Афанасия, – далее нежели кто бы то ни было отстоявшего от пантеистического смешения твари с Творцом. Всю жизнь свою положил он на окончательное изобличение еретиков, пытавшихся стереть грань между Творцом и тварью. Вот почему свидетельство Афанасия имеет для нас несравнимую значимость. Догмат единосущия Троицы, идея обожения плоти, требования аскетизма, чаяние Духа Утешителя и признание за тварью, пре -мирного нетленного значения – таковы лейт-мотивы догматической системы Афанасия, столь тесно вросшие друг в друга, что нельзя услышать один, чтобы в нем не открыть всех прочих. На этих же основных мотивах построена и вся настоящая книга, так что воистину можно сказать, что она исходит из идей св. Афанасия Великого . 606 София участвует в жизни Триипостасного Божества, входит в Троичные недра и приобщается Божественной Любви. Но, будучи четвертым, тварным и, значит, не единосущным Лицом, она не «образует» Божественное Единство, она не «есть» Любовь, но лишь входит в общение Любви, допускается войти в это общение по неизреченному, непостижимому, недомыслимому смирению Божественному.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Тварная София, Божественное отпечатление твари есть «образ и сень Премудрости — δι " εκνος κα σκις της Σοφας, τς εν τοις κτισμασιν ουσης …»  . Но, осуществляемая, отпечатлеваемая в мире опытном во времени, она, хотя и тварная, предшествуешь миру, являясь пре– мирным ипостасным собранием Божественных перво–образов сущего. Св. Афанасий ссылается при этом утверждении на слова ап. Павла: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира , чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа» (Еф. 1, 3–4). «Итак, — говорит св. Афанасий, — как же избрал прежде, нежели получили мы бытие, если не были мы, как Сам сказал, предызображены в Нем — πως ουν ξελξατο, πριν γενεσθαι ημας, ε μη, ς αυτς ερηκεν, ν ατω μεν προατετυπωμνοι ; — ?»  . «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира , чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа» (Еф. 1, 3–4). «Итак, — говорит св. Афанасий, — как же избрал прежде, нежели получили мы бытие, если не были мы, как Сам сказал, предызображены в Нем — πως ουν ξελξατο, πριν γενεσθαι ημας, ε μη, ς αυτς ερηκεν, ν ατω μεν προατετυπωμνοι ; — ?»  . А далее св. Отец выясняет, что именно на этом пред–ызображении нас в Господе, на этом вечном корне нашем и основывается возможность «жизни вечной» для нас  . Таково воззрение на Божественную сторону твари у Афанасия, — далее нежели кто бы то ни было отстоявшего от панфеистического смешения твари с Творцом. Всю жизнь свою положил он на окончательное изобличение еретиков, пытавшихся стереть грань между Творцом и тварью. Вот почему свидетельство Афанасия имеет для нас несравнимую значимость. Догмат едино–сущия Троицы, идея обожения плоти, требования аскетизма, чаяние Духа Утешителя и признание за тварью, пре–мирного нетленного значения — таковы лейт–мотивы догматической системы Афанасия, столь тесно вросшие друг в друга, что нельзя услышать один, чтобы в нем не открыть всех прочих. На этих же основных мотивах построена и вся настоящая книга, так что воистину можно сказать, что она исходит из идей св. Афанасия Великого  .

http://predanie.ru/book/183910-stolp-i-u...

Это «мирное устроение» есть небесная гармония, чувство последнего единства, которое переживается всеми мистиками. Оно невыразимо в понятиях, как музыка. Об этой гармонии ап. Павел говорит: «И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши…» ( Флп.4:7 ). Несотворенная красота, мир Божий, небесная гармония – воспринимаются «сердцем»; оно как бы слышит «гармонию небесных сфер». Если нужно еще пояснить, каким чувством воспринимается эта красота, то мы должны сказать – чувством любви: тот не воспринимает красоту, кто не любит красоту; тот не воспринимает музыку, кто не любит музыку; тот не воспринимает мудрость, кто не любит мудрость; и сама философия есть только любовь к мудрости, а т. к. на дне всякой мудрости лежит последняя тайна Божества, то всякая глубокая философия приводит к религии: «Возлюби Господа Бога твоего, всем сердцем твоим, всею душою твоею, всем помышлением твоим». Прежде всего следовательно, сердцем, а затем уже душой и помышлением. Мистическое соприкосновение с Божеством, познание тайн Божиих, в которых сокрыты сокровища премудрости и ведения (софии и гнозиса), возможна, по слову апостола Павла, только через посредство «сердец, соединенных в любви». В этом апостол видит смысл своего подвига, конечную цель своей проповеди : «Дабы утешились (να παρακληθσιν) сердца их, соединенные в любви, для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца Христа, в котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» ( Кол.2:2–3 ). Таким образом, «сокровища премудрости и ведения» (Θησανρο τς σοφας κα γνσεος πκρυφοι) постигаются не гнозисом холодного, отрешенного ума, а умом, стоящим в сердце, сердечным центром, имеющим прикосновение к мистерии Бога-Отца (ες πγνωσιν το μυστεσου το Οεο πατρς το χφιστο). И это мистическое постижение достигается не индивидуально, не в гордой изоляции философского разума, а соборно, «сердцами, соединенными в любви», соединенными для постижения тайн, для искания сокровищ премудрости, соединенными Эросом Софии.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Αρχεο «Ρπισμα σε ολκληρο το χριστιανισμ» κατ τον Μητροπολτη Ιλαρωνα η μετατροπ της Αγας Σοφας σε μουσουλμανικ τμενος 11 Ιουλου 2020 τος 13:36 Η μετατροπ του Ναο της Αγας Σοφας στην Κωνσταντινοπολη σε μουσουλμανικ τμενος εναι «ρπισμα σε λο τον παγκσμιο χριστιανισμ», δλωσε στο πρακτορεο ειδσεων TASS ο Πρεδρος του Τμματος Εξωτερικν Εκκλησιαστικν Σχσεων (ΤΕΕΣ) του Πατριαρχεου Μσχας Μητροπολτης Βολοκολμσκ Ιλαρωνας. «Μπορομε με διφορους τρπους να αποτιμομε την εσωτερικ πολιτικ κατσταση στην Τουρκα και εκενους τους παργοντες, οι οποοι παρακνησαν την τουρκικ ηγεσα να λβει ττοια απφαση. Αλλ η πνευματικ και πολιτιστικ κληρονομι λου του κσμου δεν πρπει να γνεται μηρος της τρχουσας πολιτικς καταστσεως. Κρμα, που η πολιτικ συγκυρα επικρατε του σεβασμο προς τις λλες θρησκευτικς παραδσεις. Η μετατροπ της Αγας Σοφας σε μουσουλμανικ τμενος εναι ρπισμα, το οποο η ηγεσα της Τουρκας κατφερε στην Ορθδοξη Εκκλησα και σε λο τον παγκσμιο χριστιανισμ», ανφερε ο συνομιλητς του πρακτορεου. Ενωρτερα, το Συμβολιο Επικρατεας της Τουρκας ακρωσε την απφαση της τουρκικς κυβερνσεως περ αποδσεως μουσειακο καθεσττος στο Να της Αγας Σοφας Κωνσταντινουπλεως. Αυτ μετδωσε την περασμνη Παρασκευ το τηλεοπτικ δκτυο CNN Turk. Ο Πρεδρος της Τουρκας Ρετζπ Ταγπ Ερντογν υπγραψε διταγμα, που επιτρπει στους μουσουλμνους την προσευχ στην Αγα Σοφα, το οποο επχει στο εξς καθεστς μουσουλμανικο τεμνους. Ο Μητροπολτης Ιλαρωνας σημεωσε τι αυτ η απφαση της πολιτειακς ηγεσας της Τουρκας δεν μπορε παρ να απογοητεει. «Ο Νας της Αγας Σοφας χτσθηκε τον 6ο αινα και αφιερθηκε στον Κριο Ιησο Χριστ, στην Θεα Αυτο Σοφα. Απ το 1934 και μχρι σμερα η Αγα Σοφα απολμβανε του μουσειακο καθεσττος, γεγονς, που παρεχε τη δυναττητα και σε χριστιανος και σε μουσουλμνους και σε εκπροσπους λλων θρησκειν να την επισκπτονται ακωλτως Για τους ορθοδξους χριστιανος η Αγα Σοφα εναι το διο, πως για τους καθολικος ο Νας του Αγου Πτρου στη Ρμη. Εναι νας νας-σμβολο και να απ τα μγιστα χριστιανικ προσκυνματα», πρσθεσε ο επικεφαλς του ΤΕΕΣ, υπογραμμζοντας τι οι χριστιανο δεν μπορον και δεν θα την αντιμετωπζουν με κανναν λλον τρπο. Календарь ← 23 Ιανουαρου 2024 τος © Patriarchia.ru , 2005 – 2024 Με την επιφλαξη παντς νομμου δικαιματος © Сделано в Κατασκευ απ Stack Group

http://patriarchia.ru/gr/db/text/5663296...

Αρχεο Ψφισμα της Κρατικς Δομας σχετικ με την εξταση απ τις Αρχς της Τουρκας του ζητματος αλλαγς καθεσττος του Ναο-μουσεου της Αγας Σοφας 8 Ιουλου 2020 τος 10:33 Στις 7 Ιουλου 2020 η Κρατικ Δομα (Κτω Βουλ) της Ομοσπονδιακς Συνλευσης της Ρωσικς Ομοσπονδας υιοθτησε κκληση προς τους βουλευτς της Μεγλης Εθνοσυνελεσεως (Κοινοβουλου) της Τουρκας σχετικ με την εξταση απ τις Αρχς της χρας του ζητματος αλλαγς του μουσειακο καθεσττος του Ναο της Αγας Σοφας. Την προηγομενη, στις 6 Ιουλου, εξαιτας της διαμορφωθεσης καταστσεως ειδικ δλωση κανε ο Αγιτατος Πατριρχης Μσχας και Πασν των Ρωσσιν Κριλλος. πως επισημανεται στην κκληση της Κρατικς Δομας, το ζτημα αυτ εναι ευασθητο για τους Ρσους πολτες.  «Το καθεστς μουσεου, το οποο χορηγθηκε στο συγκρτημα του Ναο το 1935, με απφαση του πρτου Προδρου της Τουρκας Μουσταφ Κεμλ Ατατορκ, επτρεψε να εξασφαλισθε η πρσβαση στο να για τον μγιστο αριθμ επισκεπτν, να επιδειχθε προσωπικς σεβασμς στην πνευματικ κληρονομι και τις πολιτιστικς παραδσεις των προγνων μας», επεσμαναν οι Ρσοι βουλευτς. Ο Νας της Αγας Σοφας, ο οποος κτσθηκε τον 6ο αι. εναι να μγιστο χριστιανικ προσκνημα. Εναι να κορυφαο μνημεο της βυζαντινς αρχιτεκτονικς, παγκσμιο αριστοργημα, το οποο εντχθηκε στον κατλογο της Παγκσμιας Κληρονομις της UNESCO και να απ τα πλον επισκψιμα απ Ρσους τουρστες αξιοθατα της Κωνσταντινουπλεως. Διαπιστνοντας τι τιμον βαθτατα το φιλικ χαρακτρα των ρωσοτουρκικν σχσεων, οι οποες εναι ιδιατερα σημαντικς για τους λαος των δο χωρν «τη δσκολη εποχ των αυξανμενων γεωπολιτικν και λλων αντιθσεων, που περιπλχθηκαν απ την πανδημα του COVID-19», οι βουλευτς της Κρατικς Δομας εξφρασαν την πεποθησ τους στην αναγκαιτητα «αναλψεως λων των δυνατν πρωτοβουλιν για την αποτροπ της βλβης, η οποα ενδχεται να προκληθε απ την εσπευσμνη αλλαγ του καθεσττος του μουσεου παγκοσμου εμβλειας». Επσης, κλεσαν τους συναδλφους τους απ τη Μεγλη Εθνοσυνλευση της Τουρκας να αναλσουν πολπλευρα την διαμορφομενη κατσταση και, κατ τη λψη της αποφσεως σχετικ με το καθεστς του Ναο-μουσεου της Αγας Σοφας, να επιδεξουν σοφα και να μην αναθεωρσουν την απφαση του ιδρυτ της σγχρονης Τουρκας Μουσταφ Κεμλ Ατατορκ, η οποα για πολλ χρνια μεττρεψε την Αγα Σοφα, που απκτησε το 1935 το καθεστς του μουσεου, σε σμβολο ειρνης και διαθρησκειακς ομνοιας. Календарь ← 23 Ιανουαρου 2024 τος © Patriarchia.ru , 2005 – 2024 Με την επιφλαξη παντς νομμου δικαιματος © Сделано в Κατασκευ απ Stack Group

http://patriarchia.ru/gr/db/text/5660589...

Αρχεο Μητροπολτης Βολοκολμσκ Ιλαρωνας: Οποιεσδποτε προσπθειες αλλαγς του υφιστμενου καθεσττος του ναο της Αγας Σοφας θα οδηγσουν σε διατραξη των διαμορφωθεισν στην Τουρκα διαθρησκειακν ισορροπιν 9 Ιουνου 2020 τος 11:52 Φβους για τη διατρηση του σημερινο μουσειακο καθεσττος του αρχαου ναο της Αγας Σοφας Κωνσταντινουπλεως (που κτσθηκε το πρτο μισυ του 6 ου  αι. μ.Χ.) προκλεσαν τα πρσφατα γεγοντα, ταν στις 29 Μαου 2020 μουσουλμνοι ηγτες ανγνωσαν το Κορνι μσα στο να. Σχολιζοντας στις 6 Ιουνου την διαμορφωθεσα κατσταση, κατπιν ερωτσεως της παρουσιστριας της τηλεοπτικς εκπομπς «Εκκλησα και κσμος» Αι.Γκρατσιβα, ο Πρεδρος του Τμματος Εξωτερικν Εκκλησιαστικν Σχσεων (ΤΕΕΣ) του Πατριαρχεου Μσχας Μητροπολτης Βολοκολμσκ Ιλαρωνας υπενθμισε τι απ το 1934, με απφαση του Κεμλ Ατατορκ το αρχιτεκτονικ συγκρτημα του ναο της Αγας Σοφας αποτελε μουσεο και απ το 1985 εντχθηκε στον κατλογο μνημεων παγκσμιας κληρονομις της UNESCO. «Για εκατομμρια χριστιανος παγκοσμως και ιδως τους oρθοδξους χριστιανος, αυτς ο νας αποτελε σμβολο του Βυζαντου και της Ορθοδοξας», τνισε ο ιερρχης. «Κτσθηκε τον 6ο αι. απ τον αυτοκρτορα Ιουστινιαν ακριβς ως ορθδοξος νας και κατστη χι μνον αρχιτεκτονικ θαμα της εποχς του, αλλ και ο κεντρικς ορθδοξος νας της Ανατολικς Ρωμακς Αυτοκρατορας. Για εμς, τους Ρσους, ο νας αυτς εναι αγαπητς για ναν επιπρσθετο λγο, επειδ εκε ακριβς ταν που οι απεσταλμνοι του πργκιπος Βλαδιμρου αισθνθηκαν την ρα της ακολουθας τι δεν γνριζαν αν ευρσκονταν «επ γης επ ουρανο», πργμα, που αποφσισαν να αφηγηθον στον πργκιπα Βλαδμηρο. Με το πρας αυτς της αποστολς ελφθη απ τον πργκιπα Βλαδμηρο η ιστορικ απφαση να βαπτσει το κρτος των Ρως». «Οποιεσδποτε προσπθειες αλλαγς του υφιστμενου καθεσττος του ναο της Αγας Σοφας, ο οποος αποτελε τρα μουσεο, θα οδηγσουν στην διατραξη εκενων των εθραυστων διομολογιακν και διαθρησκειακν ισορροπιν, που χουν διαμορφωθε ως σμερα», εναι πεπεισμνος ο Πρεδρος του ΤΕΕΣ. Ως εκ τοτων ο Σεβασμιτατος κ. Ιλαρωνας εξφρασε την ελπδα τι «αυτς ο νας θα παραμενει και εφεξς μουσεο, τι η πρσβαση σε αυτν θα εναι ελεθερη σε λους τους ενδιαφερμενους και τι αυτο του εδους περιστατικ δεν θα προκαλσουν διαθρησκειακ νταση». Календарь ← 23 Ιανουαρου 2024 τος © Patriarchia.ru , 2005 – 2024 Με την επιφλαξη παντς νομμου δικαιματος © Сделано в Κατασκευ απ Stack Group

http://patriarchia.ru/gr/db/text/5650075...

Насколько верны его доводы и каков вообще был приблизительный ход литературной истории Сказания на почве Византийской и Славяно-русской письменности, – эго мы попытаемся выяснить, привлекши к сравнению, кроме изданных текстов, и несколько других, доселе известных лишь в рукописях (см. Приложения). I. Греческие списки Сказания Греческие списки Сказания о создании храма св. Софии известны нам следующие: 1) Текст Анонима (cod. Regrus), напечатанный у Banduri, Imp. Orientale, t. I, Paris 1721 и перепечатанный Минем: Patrol., series graeca, t. CCXXII, p. 1290–1310. (A). 2) Текст Codicis Hist. ecclesiasticae et profanae, Венской Придворной Библиотеки, 88, лл. 238 и слл.: περ τς οκοδομς το μεγστου ναο τς γας Σοφας. (Β). Мне известно лишь начало – лл. 238 и 238 об. 7 3) Текст Сказания у Кодина: Cod. Script. Hist. Byzantinae, Georgius Codinus, Bonnae 1843, pag. 130–148: περ τς οκοδομς το ναο τς γας Σοφας. (Κ). 4) Имп. Публичной Библиотеки в Спб. Сборник 1602 года греч. CCCCLXXXII, в 8º, лл. 1–30 об.: περ τς γας Σοφας, κα πς κινθη Βασιλες κα τν κτισε, κα πς συνξοδον πσην ξοδον 8 ξοδασε, κα πτε κτσθη κα πς κλθη γα Σοφα (П 1 ). В основе всех греческих и славяно-русских сказаний о св. Софии лежит рассказ, принадлежащий Анонимному византийскому автору и напечатанный у Миня (Anonymi de antiquitatibus Constantinopolitanis liber quartus, continens historiam et descriptionem templi Sanctae Sophiae). В предисловии к сочинениям этого Анонима Migne дает о нем, со слов Бандури, следующие сведения: «Имя автора неизвестно, но очевидно, что жил он во время Алексея Комнена, так как его сочинения начинаются посвящением в ямбах Комнену. Можно предположить также, что он был монахом, так как он восхваляет щедрость и благоволение Алексея к монахам. Таким образом, он на 350 лет жил раньше Кодина; последний черпает у нашего историка многое, хотя во многом и расходится и при описании города придерживается другого порядка. Кодин обозревает здания Константинополя без всякого определенного порядка, не обозначает их местонахождения; наоборот, Аноним, разделив город на три части, описывает их по порядку… В четвертой книге Аноним говорит об основании храма св. Софии, при чем во многом расходится с изданным… Стиль Анонима разнообразен и неравномерен, потому, должно быть, что труд свой он нагромоздил заимствованиями у разных лиц, писавших о происхождении и древностях Константинополя, а также из более распространенных хроник, что впрочем было в обычае у писателей того времени». Затем приводится перечень авторов, первоисточников Анонима: Гесихий Милетский, Христофор Коптский, Теофан Кедрин и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первые два дара божественного Духа, почивающие на Мессии, составляют премудрость (σοφας) и разум. Премудрость (), по библейскому словоупотреблению, обозначает способность духа, посредством которой наилучшим образом определяются цели и избираются средства деятельности, согласные с религиозно-нравственными требованиями ( Иов. 20:3; 32:8, 18 ; Ис. 29:24 ). Вернейшим критерием для определения настоящего понятия может служить употребление сл. премудрость () в книге Притчей Соломоновых (гл. 1, 8, 9, 10, 11 и далее). Мудрость в смысле способности познавать метафизическую сущность вещей здесь постоянно заменяется мудростью в смысле религиозно-нравственного познания религиозно-нравственных целей и средств и всегда предполагает истинную религиозность и чистейшую нравственность. В 1 главе книги Притчей читаем напр.; начало премудрости () – страх Господень; доброе разумение у всех, водящихся им, а благоговение к Богу – начало разумения (ст. 7). В 10 главе той же книги находим: уста праведника источают мудрость (), «язык зловредный отсечется; уста праведных знают благоприятное, а уста нечестивых – развращённое“ (ст. 31–32). В 36 псалме встречаем тоже самое: уста праведника изрекают премудрость, и язык, его произносит правду, закон Бога его в сердце у него, не поколеблются стопы его“ (ст. 30–31). Но в приложении к личности Мессии премудрость () будет означать способность, посредством которой Он совершеннейшим образом знает неизвестные никому истины боговедения ( Ин. 1:18; 10:15 ) и тайны искупления ( Ин. 3:11–16 ). Несомненно, в таком смысле разумел σοφας Хριστο ап. Павел, когда писал в послании к Колосянам: “ν εσιν πντες ο θησαυρο τς σοφας κα γνσεως πκρυφοι“ ( Кол. 2:3 ). Разум () означает ту проницательность истинного мудреца, в силу которой последний строго различает истинное и полезное от ложного и вредного ( Притч. 9:6; 23:4 ; Ис. 29:24; 33:19 ) 97 . Здесь нужно соединять чисто теоретический элемент с практическим: определение добра и зла в нравственном смысле, полезного и вредного в субъективном мире человека и в объективной внешней действительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010