Проблемой ранней Церкви была внутрицерковная ситуация, выраставшая из фактического промедления парусии, а именно, нарастающее равнодушие прохладной веры и впадение в сонное состояние (ср. Евр. 5:11–12; 10:25,35–37; 12:12–13 ; Откр. 2:4; 3:15–16 ). Это охлаждение веры возникало не из разочарования в ожидании Второго пришествия, а из трудности длительное время находиться в состоянии первого энтузиазма, нести возложенную Господом на христиан задачу. Неверный раб «скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами» ( Мф. 24:48–49 ). И о пяти неразумных девах: «И как жених замедлил, то задремали все и уснули» ( Мф. 25:5 ). Для экзегезы требует разрешения вопрос о том, что означали эти притчи первоначально, в контексте Иисуса Христа. Существует два ответа на этот вопрос. Один, представленный в последнее время И. Иеремиасом (Gleichnisse, 60), утверждает, что притчи были направлены ослепленному иудейскому народу и его слепым вождям. Катастрофа придет внезапно, как вор в ночи, как жених в полуночи, как вернувшийся хозяин. Нельзя дать застать себя неподготовленными, врасплох. Но этот ответ упускает из вида то, что в притчах о парусии говорится не только о внезапности и неподготовленности, но и об ответственности за то порученное или вверенное, которое будет неожиданно востребовано. Притчи призывают так управлять или хранить вверенное, чтобы можно было в любой момент дать отчет. Но под вверенной ценностью Иисус Христос понимает не богатство, врученное Богом Израилю и его вождям. Он не призывает к неуклонному исполнению закона, врученного на Синае. Напротив, Иисус Христос призывает к ответственности за то, что открывается Его окружению ныне, в Его делах. Притчи направлены не Израилю в целом, но ученикам Иисуса Христа, Его последователям. Это ученики призываются хранить и умножать вверенное им до того дня, когда они должны будут дать отчет. Это будет день Сына Человеческого, он придет не предсказуемо, но неожиданно и внезапно.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Решившись предать Его, (Иуда) подошедшей толпе, намеревающейся схватить Иисуса, подал знак и сказал: «Кого я поцелую, тот и есть, возьмите Его» ( Мф. 26:48 ). Он, таким образом, сохранил в отношении к Нему некоторое чувство уважения: ведь если бы этого чувства у него не было, то тогда прямо без лицемерного целования он предал бы Его. Отсюда разве не ясно для всех, что в душе Иуды наряду со сребролюбием и со злым умыслом предать учителя было тесно связано чувство, произведенное в нем словами Иисуса, – то чувство, которое, – если можно так выразиться – заключало в нем еще некоторый остаток доброго расположения. В Писании мы читаем (Ср. Мф. 27:3–5 ): «тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел; пошел и удавился». Если сребролюбивый Иуда, крадущий милостыню, которую полагали в ящик ( Иоан. 13:29 ) в пользу бедных, возвратил тридцать сребренников архиереям и старейшинам из чувства раскаяния, то это несомненно является действием учения Иисуса, которого предатель не мог совершенно презреть и извергнуть. Да и выражение: «согрешил я, предав кровь невинную» – было, собственно, сознанием своей вины. Посмотри, какую жгучую боль произвело в нем раскаяние в совершенном преступлении: он не мог более выносить даже самой жизни, бросил в храм деньги, поспешно удалился (отсюда), ушел и повесился. И этим поступком он сам над собой произнес приговор и в то же время показал, какую силу имело учение Иисуса над Иудой, – этим грешником, вором и предателем, который все же не мог совершенно исторгнуть из своего сердца учение Иисуса, преподанное ему. И ужели единомышленники Цельса будут считать вымыслом все эти обстоятельства, которые доказывают, что отпадение Иуды, даже после совершенного им против учителя преступления, отнюдь не было полным? Ужели они будут выдавать за истину только тот факт, что один из учеников предал Его, и при этом добавлять к Писанию, что он предал Иисуса будто бы ото всей души? Ведь совершенно неразумно обосновывать доверие или недоверие к свидетельствам одних и тех же писаний на одном только чувстве ненависти.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/protiv_...

«Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы веруя в Сына Божия, имели жизнь вечную. И вот, какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда мы просим чего по воле Его, Он слушает нас; а когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего не попросили, – знаем и то, что получаем просимое от Него» ( 1Ин.5:13–15 ). Итак, мы увидели, что в Священном Писании нам дан пример того, что молиться можно и должно к Господу нашему Иисусу Христу как Богу. 3.10. Эмфатическое «ego» (Я) Иисуса Христа А вот примеры так называемого эмфатического ego (то есть такого произношения слова «Я», при котором слушатель мог понять, что говорящий – Кто-то Великий, власть Имущий). Христос Господь очень часто так употреблял слово «Я», подчеркивая самим произношением Свое Божество. О Божественной власти в словах Иисуса остались в Евангелии такие изречения: «И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» ( Матф.7:28–29 ), «И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники» ( Марк.1:22 ), «И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью» ( Лк.4:32 ). Ярче всего Божественное «Я» Иисуса проявилось в шести «антитезах», где Он, между прочим, отменяет и дополняет Богом же данный ветхозаветный закон (а кто, кроме Бога, это может делать?): «Вы слышали, что сказано древним...– А Я говорю вам...» – и т.д., см. Евангелие от Матфея 5:31 . Один из самых известных специалистов в области новозаветной науки Иоахим Иеремиас сказал, что Христово «Я» подчеркивало, «что говорящий сознает себя представителем Бога». Иисус фактически осознает Себя Богом: «Кто Меня принимает, не Меня принимает, но пославшего Меня» ( Мк.9:37 , неоднократно повторяется; Мф.10:40 ; Лк.9:48 ср. 10:16; Ин.12:44; 13:20 ). В трех притчах о потерянном ( Лк.15 ), в притче о добром работодателе ( Мф.20:1–15 ) и притче о двух молящихся ( Лк.18:9–14 ) Иисус оправдывает Свое поведение поведением Бога; он действует так, как если бы Он был заместителем Бога... Это эмфатическое ego проходит через все речения Иисуса, дошедшие до нас в предании. Оно не имеет параллелей в окружавшей Иисуса среде». (И. Иеремиас «Богословие Нового Завета»).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

18В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.    17—18. Связь дальнейшей речи с предыдущим такова: любовь, по которой Бог пребывает в сердце верующего и он в Боге, так высока в своем совершенстве, что достигает до дерзновения пред судом Божиим и из сердца верующего совсем изгоняет страх, как чувство, противоположное любви. — Любовь до того совершенства: любовь человека к Богу и ближнему и в той даже мере, когда и он пребывает в Боге и Бог в нем, имеет степени совершенства. На высокой степени совершенства она стоит, когда имеет дерзновение предстать в день суда пред страшным судищем Христовым. Это дерзновение состоит в непостыдном надеянии на оправдание пред Господом и вечное блаженство в Царстве Христовом (ср. 3, 21 и прим.; 2, 28; 5, 14). Такой высоты совершенства любовь наша, по милости Божией, достигает в нас тем, что мы поступаем в мире сем, в жизни сей, как Он поступал в продолжение земной жизни Своей, идем по стопам Его, по мере нашей веры подражаем Его примеру. «Как Он в мире был непорочен и чист... так и мы будем в Боге и Бог в нас. Если Он есть Учитель и податель нашей чистоты, то мы должны носить Его в мире чисто и непорочно... Если мы будем жить так, то будем иметь дерзновение пред Ним и будем свободны от всякого страха. Ибо, достигши добрыми делами совершенства в любви, будем далеки от страха» (Феофилакт). Тогда исполняется на нас великое слово Христово: будьте совершенны, как Отец, ваш Небесный совершен (Мф. 5:48), и это совершенство достигается и достигается любовию, насколько оно может быть достигнуто ограниченным человеком. В любви к Богу и ближнему примером должен быть для нас Христос, и любовь будет совершенна в нас (ст. 12). — В любви нет страха и проч.: все изречение этого стиха составляет как бы апостольское толкование изречения предшествующего стиха — совершенство любви до дерзновения в день суда, или даже одного слова — дерзновение. Страх есть в этом смысле понятие, противоположное понятию дерзновения, так как страх заключает в себе понятие муки или мучения, которое совершенно противно понятию любви; страх и любовь — понятия несовместимые.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В этом случае замечательно у Иоанна употребление слова „иудей“; он упо­требляет его не в географическом смысле, но в религиозном, называет „иудеями“ не жителей собственно иудейской страны, в отличии от галилеян, самарян, и т. п., но всех тех, которые внутренно были неспособны к уверованию во Христа, не могли сде­латься христианами и потому навсегда остались иудеями (в нашем теперешнем смысле). Характеристичен поэтому и самый взгляд евангелиста на иудеев, по которому они не веровали во Христа не по случайным каким-нибудь обстоятельствам, но потому, что были внутренно неспособны к такой вере. Вот почему они не уверо­вали бы во Христа и даже и в том случае, еслибы Он дал им и знамение с небес. – „Знаю вас, – говорит Христос иудеям, – вы не имеете в себе любви к Богу. Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной приидет во имя свое, его при­мете“ (Иоан., 5: 42, 43). Ясно, что такова была воля Божия, кото­рая определенно была высказана еще пророком Исаией (Исайя, 43:1, 6, 20). „Сколько чудес сотворил Он пред ними, – говорит еванге­лист, – и они не веровали в Него. Да сбудется слово Исаии про­рока: Господи! кто поверил слышанному от нас? И кому открылась мышца Господня? (Исайя, 53: 1). Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтоб Я исцелил их“ (Исайя, 6:10). И дей­ствительно, иначе было бы совершенно непонятно, каким образом иудеи оставались неверующими, видя дела Христа и слыша Его уче­ние. Непонятно было бы, каким образом они не поверили свиде­тельству уважаемого ими Иоанна Крестителя (5: 35; 10: 41; ср. Мф., 21: 26), который, отстранив от себя приписываемое ему мессианское достоинство, прямо указал им на Иисуса. Непонятно было бы, каким образом многие из иудеев не уверовали во Христа не потому, чтобы сомневались в истинности Его мессианского достоин­ства, а из простого страха перед фарисеями и римлянами (Иоан., 7: 13; 12: 42; 11: 48).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Все это мы говорим, потому что написано: «От Господа было то, что они ожесточили сердце свое и войною встречали Израиля и чтобы истреблены были» ( Нав.11:20 ). Поэтому блажен, кто крепко держит духовный меч и не убирает его от шеи тех врагов, которых мы упоминали выше, как и пророк Иеремия говорит: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно, и проклят, кто удерживает меч Его от крови!» ( Иер.48:10 ). Если это утверждение понимать буквально, то нам надлежит непрестанно проливать кровь. Иудеи, которые так и считают, и есть «плоть и кровь» ( 1Кор.15:50 ), становятся жестокими и беспощадными, говорят, что проклятие наложено на тех, кто перестал проливать кровь, и поэтому «ноги их быстры на пролитие крови» ( Рим.3:15 ). Таково, видимо, понимание тех, кто есть «плоть и кровь»; мне же пусть Господь даст никогда не пренебрегать делами Господа, «и меч духовный, который есть Слово Божие» ( Еф.6:17 ), не отнимать от крови сил противных и изничтожать их во всяком слушающем. И теперь они поражаются в вас, если слушаете сказанное и не совершаете дела их. 7 . Далее сказано: «Взял Иисус всю землю, как говорил Господь Моисею» ( Нав.11:23 ). Я не вижу, что Иисус, сын Навина, взял всю землю. Сколько он взял земли, которую захватили одни лишь иудеи? Но воистину всю землю взял Господь наш Иисус, ибо со всей земли от всех народов стекаются к Нему множество верующих. После того, как сказано: «Взял Иисус всю землю», добавлено: «И успокоилась земля от войны» ( Нав.11:23 ). Как же в отношении, по-видимому, Иисуса, сына Навина, сказано, что войны прекратились, если в то время войны почти не утихали? Это исполняется только в Господе моем Иисусе Христе. Ибо если ты, пришедший ко Христу и через благодать крещения получивший прощение всех своих грехов, считаешь, что в тебе плоть не враждует против духа, а дух не враждует против плоти (ср. Гал.5:17 ), то успокоилась твоя «земля от войны», и если носишь «в теле мертвость Господа Иисуса» ( 2Кор.4:10 ), то прекратились в тебе все сражения, и наречешься ты «сыном Божиим» ( Мф.5:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Из всего сказанного следует а., что евангелие от Луки есть единственное евангелие, которое в данном пункте следует считать евангелием Павловым, б., текст ап. Павла в данном случае является в евангелии от Луки с таким значением, что становится вероятным, что его (текста ап. Павла) влияние не ограничивается пределами данного отдела. Д. Евр.5:7 . «Он (Иисус Христос) во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами, принес молитвы и моления могущему спасти Его от смерти; и услышан (был – εσακουσθες) за Свое благоговение...». Всего естественнее эти слова относить к молению о Чаше в саду Гефсимании ( Мф.26:36–44 ; Мк.14:32–41 ; Лк.41–44 ). Особенно сильные выражения ап. Павла заставляют полагать, что и его евангелие содержит в себе столь же сильное описание факта; а слова ев. Луки «И находясь в борении, прилежнее молился; и был пот Его, как капли крови падающие на землю (ст. 44)» представляют, без сомнения, самое сильное описание моления о чаше. Не имеет ли отношения к словам: «услышан был за благоговение» только в евангелии от Луки упоминаемое явление ангела Иисусу Христу для укрепления Его? Е. Деян.13:27–30 ; 1Кор.15:3–4 . О страданиях, смерти, погребении и воскресении Иисуса Христа ап. Павел говорит в чертах, общих всем евангелиям; впрочем, слова Деян.13:27 (начальники... не узнав Его и осудив) могут иметь отношение к словам Христа: «не знают, что делают», приводимым только в евангелии от Луки (23:34). Ж. Деян.31 ст. «(По воскресении) Он в продолжении многих дней являлся тем... которые ныне суть свидетели Его пред народом (ср. Лк.24:48 )». 1Кор.15:5 «Он явился Кифе, потом двенадцати. 6. Потом явился более нежели пятистам братий (вместе) в одно время... 7. Потом явился Иакову, также всем апостолам». Из 24 гл. Л. неясно, в один день или в несколько, также однажды или несколько раз Христос являлся двенадцати. О явлении братиям более 500 и явлении Иакову не упоминает ни одно евангелие, но о явлении ап. Петру говорит только евангелие от Луки (24:34), которое и в данном пункте с большим правом, чем всякое другое, может быть названо евангелием Павловым.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство — для внешнего взгляда ученики Христовы составляют небольшую группу людей, слабую и беспомощную перед лицом опасности (ср. Мф 10:16: вот, Я посылаю вас, как овец среди волков; Деян 20:28–29; 1 Пет 5:2–3), призыв отбросить страх см., например, в 1:13,30; 5:10; в ВЗ — Быт 50:21; Тов 4:21. Ветхозаветный прототип образа стада и пастыря можно усмотреть в Зах 13:7. Те, кто решил во всем доверять Богу и живет надеждой на Его Царство, получают заповедь нового отношения к земному богатству: продавайте имения ваши и давайте милостыню. Сокровище ( qhsaurTj) неоскудевающее означает или содержимое небесных вместилищ неветшающих, или то же, что и вместилища, то есть ‘сокровищница’. О том, что раздавать милостыню означает запасать себе богатое сокровище, см. Тов 4:7–11; Сир 29:11–16. Пришествие Сына Человеческого (12:35–48) Освободившись от бремени чрезмерных забот о мирском благополучии через веру в отеческое Божие попечение и надежду на наступление Царства, ученики не должны поддаваться искушениям самонадеянности и лени, но разумно использовать время своей земной жизни для служения Богу и быть всечасно готовыми встретить пришествие Сына Человеческого. Поучение иллюстрируется двумя притчами. В первой из них сказано, что рабов, которых господин, придя, найдет бодрствующими, ожидает невероятная награда, о которой они не могли мечтать: сам господин станет служить им. Вторая притча содержит предупреждение тем, кто не готов к приходу Сына Человеческого: их постигнет ущерб, как хозяина дома, который не подозревал о приходе вора. На вопрос Петра, к нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем? Иисус отвечает, что Его слова обращены в первую очередь к тем из учеников, кто наделен пастырской ответственностью за других: они подобны домоправителю, которого господин поставил над слугами своими, и их награда или осуждение зависят от того, насколько добросовестно они исполняют его волю. По мнению Иеремиаса, притчи были обращены к народу и к противникам Иисуса, и их первоначальный смысл — призыв к покаянию перед скорым наступлением эсхатологической катастрофы.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

«Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день. Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить» ( Ин.12:48–49 ). Сам Иисус – это Слово, которое Он выразил всей Своей жизнью, и это слово – Его слово, и оно – свет и жизнь людей. Посему, читающий и слушающий слово Божие, – «Вождем и в слове и в жизни своей имей Христа – Слово, Который превыше всякого слова» (3, 280). Степень и глубина постижения человеком слова Божия всецело зависит от характера жизни самого человека. 10 Ибо чем он полнее осуществляет слово Божие в своей жизни, – то есть чем вернее воплощает его в жизни, – тем более глубоким будет и постижение им этого слова. Если же читающий (или слушающий) слово Божие сам живет вопреки ему – живет не духовной, но плотской жизнью, по стихиям мира (ср. Рим.8:5–8 ), то оно и не понимается им. И тогда сбываются над ним слова Писания, обращенные к тем, кои «своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи» ( Мк.4:12 ). Любовь Божия объемлет всех, и потому Бог с любовью направляет ко всем Свое Божественное Откровение. Его слово обращено ко всем без исключения: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» ( Мф.11:15, 13:9 ; Мк.4:9, 23 ). 11 Спаситель мира Христос дал миру не новое нравственное учение, но Самого Себя, а в Себе Самом – новую Жизнь, исполненную Божественной любовью. Единая, Неизреченная и Спасительная Любовь Божественная явила Себя в Иисусе Христе, Который на всех излучал Любовь, повсюду проповедовал словами Любовь, а затем и самим делом зримо запечатлел Любовь – вольным распятием на Кресте и смертью на нем во искупление мира. Евангелие Господа нашего Иисуса Христа есть радостная весть о спасении любовью Его. Евангелие – вечное благовестие Любви, которое Бог возвещает миру чрез Иисуса Христа и которое Спаситель повелел апостолам проповедовать «всей твари» ( Мк.16:15 ). Евангелие Христово ныне проповедуется в мире по всем континентам. «Во всю землю изыде вешание их, и в концы вселенныя глаголы их» ( Пс.18:5 ). Ныне более четверти населения Земли – христиане, принявшие Евангелие Христово и уверовавшие в Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Разделы портала «Азбука веры» Всесовершенство — сущностное свойство Божье (одно из «наиболее общих» сущностных свойств Божьих), выражаемое в том, что Бог безмерно обладает полнотой всех совершенств . Почему мы считаем Бога всесовершенным? Всесовершенство – одно из наиболее общих Божественных сущностных свойств. О Божественном совершенстве нам известно из Божественного Откровения. Так, обращаясь к ученикам с заповедью о совершенствовании, Господь Иисус Христос указал на Небесного Отца (Бога) как на Образец совершенства: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:48 ). Помимо свидетельства об общем совершенстве Вседержителя, Священное Писание содержит свидетельства о совершенстве отдельных, свойственных Богу качеств, например, о присущем Ему совершенном ведении ( 2Мак.6:30 ), о том, что «воля Божия, благая, угодная и совершенная» ( Рим.12:2 ), что радость Его совершенная ( Ин.17:13 ). От Бога, утверждается в Священном Писании, источается «совершенная благость и совершенная премудрость» ( 3Ездр.8:52 ), и вообще «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» ( Иак.1:17 ). Кроме того Писание свидетельствует о совершенстве Его установлений: «Закон Господа совершен» ( Пс.18:8 ; Ср.: 3Ездр.5:27 ); «Откровения Твои, которые Ты заповедал, – правда и совершенная истина» ( Пс.118:138 ). Между тем, Церковь Христова учит о том, что Бог не просто совершенен, а всесовершенен. Почему? Дело в том, что совершенства, которые присущи Богу-Троице, присущи Ему не в ограниченной мере, а безмерно: то есть Бог-Троица обладает всеми возможными совершенствами, причем, обладает всесовершеннейшим образом. Ведь Бог – в принципе беспределен; беспределен и в Своих совершенствах. Поэтому мы и говорим: Он – всесовершенен. Если Бог всесовершенен, то почему Он не создал человека неспособным ко греху? Вопрос о том, почему Бог не создал человека таким, чтобы он в принципе не был способен вершить зло , возникает у многих людей. Атеисты нередко используют этот вопрос для того, чтобы доказать несостоятельность учения Церкви о Боге, мол, если бы Бог и действительно был всесовершенным, он смог бы найти возможность создать человека настолько совершенным, чтобы тот никогда не стал грешником.

http://azbyka.ru/vsesovershenstvo

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010