все царствия мира; бойся, душа, сего обольщенья, трезвись, и Богу молись во всякое время. Горлица пустыннолюбивая, светильник Христов, глас вопиющего, - взывал, покаяние проповедуя; Ирод же с Иродиадой творили беззаконие. Смотри, душа моя, чтобы тебе не увязнуть в сети беззаконных, - но возлюби покаяние. В пустыню вселился благодати предтеча, и, слышав, стекались к нему вся Иудея и Самария, грехи свои исповедуя и очищаясь усердно; но ты, душа, не подражала сему. Брак честной и непорочное ложе - оба Христос их благословил, вкушавший плотию в Кане на браке и воду в вино претворивший, - показав это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась. Расслабленного Христос укрепил, взявшего одр свой, и юношу воздвиг умершего, сына вдовицы, и сотникова слугу исцелил, и самарянке открылся, - живописав тебе, о душа, Богу служение в духе. Кровоточивую исцелил Господь края одежды касанием, прокаженных очистил, слепых и хромых просветил и исправил, глухих и немых и согбенную словом уврачевал, - чтобы ты спаслась, душа окаянная. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.  Прославим Отца, Сына превознесём, с верою почтим поклонением Духа Божественного, - Троицу нераздельную, Единицу существом; поклонимся Свету Единому - и Триипостасному, Жизни Единой - и в трёх существующей Лицах, - Богу животворящему и просвещающему до концов вселенной. И ныне, и присно, и во веки веков, аминь.  Храни Твой удел, Пречистая Богородица, ибо в Тебе он верою царствует, в Тебе укрепляется, и Твоею победою всякое искушение одолевает, и вражескую отъемлет добычу, и послушание Богу проходит. Великий канон Андрея Критского, читаемый в среду первой седмицы Великого поста Песнь первая Ирмос: Помощник и Покровитель стал во спасение мне, Он — мой Бог, и прославлю Его; Бог отца моего, и вознесу Его, - ибо Он славно прославился. От юности преступал я, Христе, Твои заповеди; ими пренебрегая, со всякой страстию проводил жизнь мою, дремля духовно. Ныне же, Спасе, к Тебе взываю: хотя при кончине спаси меня. Перед вратами Твоими, Спасе,

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-pok...

Настроение духа, свойственное диаволу! 31. Темже снедят своих путей плоды и своего нечестия насытятся. Мысль сих слов та же, что в словах Апостола: «еже аще сеет человек, тожде и пожнет» ( Гал. 6:7 ). В чем нечестивые находили свое удовольствие, то будет причиной их погибели. Их погибель есть плод их путей, т. е. образа их жизни. Они питались нечестием как пищею, и теперь должны будут до дна испить чашу гнева Божия за пристрастие к этой пище. 32. Ибо, зане обидеша младенцев, убиени будут, и истязание (взыскание Божие) нечестивыя погубит. Казнь временная по приговору человеческого правосудия и вечная по суду Божию будет вполне заслуженным возмездием людям, которые обижали младенцев, – обижали людей невинных как младенцы, и как младенцы беспомощных и безответных. Ни невинность, ни беспомощность этих младенчествующих не возбуждали жалости в нечестивых кровопийцах, за что и с ними правосудие Божие поступит беспощадно. 33. Мене же слушаяй вселится на уповании (будет жить надежно) и почиет (будет спокоен), без страха от всякаго зла. Горе нечестивым, презирающим уроки Божественной Премудрости; но благо тому, кто слушается меня, говорит она: он будет жить надежно, т.е. безопасно под кровом Господа. Он будет спокоен, – его душевный мир не будет возмущаем страхом всякаго грядущего зла. Он уверен, что если и постигнет его зло, Божественная Премудрость обратит его в добро, и он, если не в сей, то в будущей жизни будет блаженствовать. Его духовного мира не будет смущать также благополучие нечестивых; он знает, как оно непрочно, тогда как «благочестие, – плод послушания Божественной Премудрости, – на все полезно, ибо с ним соединено обетование жизни настоящей и будущей» ( 1Тим. 4:8 ). III. Паримия в среду первой седмицы Великого поста. (Притч. II, 1–22.) В сей паремии идет речь о значении истинной мудрости в отношении к благочестию и добродетели. Гл. II, 1–2. Сыне, аще приим глагол моея заповеди скрыеши в себе, послушает премудрости твое ухо и приложиши сердце твое к разуму, приложиши же ю в наказание (в научение) сыну твоему.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Теряя целостность, мы теряем свою внутреннюю силу. А что же мы понимаем под целостностью? Не только определенный образ жизни, который помогает сохранять целомудрие в обычном, традиционном понимании этого слова. Целостность — это отсутствие двоедушия. Это отсутствие внутреннего разделения, когда человек думает одно, а говорит совсем другое, когда он представляет себя окружающим совсем не таким, каким он есть на самом деле. Мы нередко объясняем потерю человеческой целостности необходимостью «с волками жить — по-волчьи выть». Есть и другие пословицы, которые словно поощряют нас к двоедушию: быть одним с самим собой и совершенно другим — с окружающими нас людьми. Но это и есть потеря целостности. Очевидно, что с людьми незнакомыми мы ведем себя не так, как с близкими. Но это не значит, что вести себя с людьми неблизкими мы должны принципиально иначе. Если есть навык христианского общения с ближними, то его непременно нужно распространять и на дальних. Не может быть одной жизни дома, а другой — вне дома. Конечно, внешняя среда налагает на нас многие ограничения, и мы никогда не будем вести себя вне дома так же, как дома. Но не должно быть внутреннего разделения, не должно быть двух разных человек, не должно быть двуличия. Собственно говоря, заповедь целомудрия — именно об этом. Почему же мы относим ее в основном к плотским грехам? А потому что в плотском грехе это двуличие, эта двойственность приобретает свое максимальное выражение. Ведь чаще всего эти грехи связаны с обманом — обманом самых близких и родных людей, отца или матери, жены, мужа, детей. Грехом плотской нечистоты мы разрушаем свою внутреннюю жизнь, свою целостность. А целомудрие обеспечивает человеку внутреннюю силу. «Не устоит град, который разделится в себе», — хорошо известная пословица. Действительно, ни град, ни страна, ни коллектив, ни семья не могут устоять, если они разделяются. Если теряется целостность, всё становится уязвимым. Мы знаем, как даже небольшие страны одерживают победу над многократно превосходящим в силе противником, если они сохраняют свое единство, если они сплоченно отражают агрессию, — в истории много таких примеров. Но то же самое можно отнести и к личной, и к общественной жизни. Когда мы едины, у нас сила, мы способны отразить неприятеля, но, самое главное, мы способны защитить свою собственную жизнь — и семейную, и общественную, и государственную.

http://patriarchia.ru/db/text/5388955.ht...

Если человеку не удалось победить злой, греховный помысл и грех перешел в область чувств, то два рубежа обороны врагом захвачены, и бороться с греховными чувствами куда тяжелее, чем с греховными мыслями. Но есть и третья линия обороны — если не остановить воздействие греха на наши чувства, то грех захватывает и подчиняет себе нашу волю, и тогда человек совершает греховные поступки. Святые отцы обращают особое внимание на эту последовательность усвоения греха человеком и подчеркивают важность преодоления греховных мыслей, тем более греховных чувств. И почти единомысленно отцы свидетельствуют о том, что человек, вставший на путь греха, совершающий греховные деяния, потерпел поражение. Есть, конечно, возможность через покаяние смыть с себя греховную скверну. Но ведь каждый на своем опыте знает: если греховные деяния совершаются регулярно, постоянно, то возникает некая привычка ко греху, от которой невозможно избавиться ни исповедью, ни покаянием, ни долгими молитвами. С греховными помыслами следует бороться молитвой, и если помысл входит в наше сознание, нужно предать себя Господу, осенить крестным знамением, читать молитву Иисусову, не услаждая себя посторонними мыслями. Если мы научимся бороться с грехом в нашей личной жизни, в глубине нашей души, если мы будем давать отпор и злым, греховным помыслам, и греховным чувствам, и даже бороться с греховными навыками, с греховными поступками, то это будет великой битвой за жизнь, за собственную жизнь. А если подобного рода действия будут предприниматься людьми сообща, то это будет не что иное, как преодоление тяготения человеческого общества к распаду и уничтожению. Борьба с грехом — трудная борьба, и грех дело небезобидное, особенно тогда, когда огромные силы работают на то, чтобы представить грех как одну из моделей человеческого поведения, как одну из возможностей законного свободного выбора человека. Именно с таким выбором чаще всего и связывается неверное, искаженное представление о человеческой свободе. Только когда выбор в пользу греха оборачивается кровавыми преступлениями, общество содрогается от ужаса, но и тогда не видит подлинных причин тех страшных явлений, которые грех привносит в человеческую жизнь.

http://patriarchia.ru/db/text/2043577.ht...

Для поиска таковых обратимся к интересной рукописи первой половины XIV в., – когда-то она принадлежала Вологодской Духовной семинарии, а сейчас хранится в рукописном отделе РГБ (Вологодское собрание, Это – сборник канонов Триоди; по составу он является достаточно большой редкостью. Рукопись подробно исследовалась и частично опубликована Среди прочих канонов в ней содержится и Канон покаянный, певаем в среду вечер 5 недели. Творение Андрея епископа Критска, глас 6. Уже из заглавия видим, что в отличие от более поздней богослужебной практики Канон приурочен не к утрени четверга, а к вечерне среды пятой седмицы Великого поста. Второй особенностью текста Великого канона Вологодской рукописи является то, что он пелся с библейскими песнями, в отличие от привычного для нас припева: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Но главное, для чего обращаемся мы к этой рукописи, – то, что Великий канон в ней представлен в сокращенной редакции: последование представляет собой сочетание 9 ирмосов, 72 тропарей, 72 стихов-припевов, 9 Троичных и 9 Богородичных тропарей; все это разделено тремя стихословиями – седальном и кондаком с икосом – на 3 трипесенные части. Видимо, такой принцип композиционной организации текста подчеркивает утроенную троичность творения преподобного Андрея. Великий канон с библейскими песнями встречается в более ранних рукописях Триоди это связано с бытовавшим в то время Студийским уставом Канон Вологодской рукописи отличает заметная краткость, стройность и системность построения. Неизвестный редактор, следуя, видимо, принципу повествовательной сдержанности, а также закону художественной экономии и логической организации, сократил все девять песен покаянного гимна до взаимного равенства; в каждой, помимо ирмоса и Троична с Богородичным, осталось лишь по восемь тропарей «рыдания» Посмотрим, какие тропари из творения преподобного Андрея сохранил неизвестный редактор: это, без сомнения, поможет выстроить и изобразительный ряд, ведь тропари сокращенной редакции наиболее репрезентативны.

http://pravmir.ru/velikij-kanon-istoriya...

Мы получаем непосредственное доказательство Божиего присутствия, когда молимся, потому что молитва — это действие, имеющее обратную связь. Мы обращаемся к Богу с просьбой, и чем горячее и искреннее молимся, тем больше надежда на то, что будем услышаны, ведь Господь слышит наши молитвы. Это не значит, что Бог должен отвечать на любое наше вопрошание и на любую нашу просьбу. Очень часто мы просим Бога о том, что для нас неполезно, ненужно и даже губительно, — просто нам, находящимся во власти повседневных земных обстоятельств, с нашей колокольни кажется, что нужно непременно чего-то достичь или что-то получить, мы просим об этом Господа и не получаем. Но когда мы просим о том, что действительно нужно, Господь нам отвечает, и на этой обратной связи и основывается вера людей. Не будь ответа на нашу молитву, никакой религии бы не существовало, особенно в наше время, когда пронзительный человеческий ум проникает в тайны природы и открывает ее законы. Некоторые даже задаются вопросом: может быть, человечество когда-нибудь достигнет такого состояния, когда вообще все будет охвачено научным познанием? Такое трудно себе представить, учитывая масштабы вселенной, но, несомненно, живая вера в Бога никогда не исчезнет именно потому, что люди получают ответ в молитве. А как же нужно молиться? Есть много размышлений на эту тему, но, наверное, самые сильные слова принадлежат Иоанну Златоусту: «Молиться нужно так, чтобы всецело соединить в молитве напряжение и силу ума». Мы знаем, что когда человек концентрирует свое сознание, свой разум, он очень многого достигает. Собственно говоря, все те открытия, о которых мы говорим, это и есть результат колоссальной концентрации мысли. Вот для того чтобы наш посыл к Богу был силен, чтобы Господь нас услышал, мы должны всецело напрягать свой разум. Что это означает? Важно, чтобы в момент молитвы наша мысль не рассредоточивалась. Именно поэтому настоящая молитва длится лишь мгновения, когда наш разум и наше сердце, вся наша природа высекает некую искру, достигающую Божественного Престола.

http://patriarchia.ru/db/text/4403390.ht...

В мире рекламы человека спрашивают на самом высоком уровне, а ответ дают на самом низком. Человека спрашивают о смысле жизни, а в ответ предлагают выбрать между чупа-чупсом или сникерсом или какими-то иным вариантами наслаждений, причем наиболее животных наслаждений, животного кайфа. И когда человек это замечает, ему становится очень тоскливо жить. Он понимает, что у него есть иллюзия свободы, он может выбрать между марками холодильников, но между землей и небом выбора у него нет. В результате у земного ребёнка, подростка нередко в нашем обществе рождается мысль о самоубийстве . Потому что превращать себя в одну большую зону, которую все почёсывают, чтобы доставить некое наслаждение, он не хочет. На компромисс идти он не готов: он ещё маленький. Это взрослый способен: «Ну ладно, высшего смысла нет, но есть дача, карьера, работа, зарплата, положение в обществе…» В знак протеста наши дети прыгают с крыш домов. К сожалению, эпидемия самоубийств захлестнула не только Россию, но и Европу, благополучные страны. Потому что дети отказываются от роли юного гедониста, отказываются от роли объекта разных манипуляций. Протест совершенно правильный. Форма его неправильная… В эти дни —  понедельник, вторник, среду, четверг первой седмицы Великого Поста  — есть уникальная возможность к этим высшим смыслам прийти. Найти себя в бесконечной истории человечества, отображённой в Библии. Сказать себе, что каждый сюжет Библии, каждый поворот его становится поворотом в моей душе. И я начинаю плакать, как царь Давид, который предал на смерть воина, сам женился на его жене, а потом понял, что он сотворил и через пост и покаяние вернулся к Богу. Я начинаю скорбеть, глядя на поступки Каина, который ненавидел брата и потом убил его по зависти. Я узнаю себя во всех перипетиях истории нашего спасения. И голос Библии становится голосом моей души. Человек вместе с Библией проходит тот путь, который когда-то не прошёл Адам, но прошли потомки Адама. Путь ко Христу. Если мы будем, стоя со свечами в храме во время чтения Великого покаянного канона Андрея Критского, понимать те образы, те сюжеты, о которых идёт речь, то эти сорок минут, которые длится чтение канона, умножатся для нас на всю бесконечность этих сюжетов. И мы увидим, насколько другими глазами мы станем смотреть даже на свою собственную жизнь, на свою ситуацию, на свои ценности и приоритеты.

http://pravmir.ru/o-kanone-andreya-krits...

Аминь. Жало… смерти — грех (1 Кор. 15, 56). Слово по окончании литургии Преждеосвященных Даров в среду первой седмицы Великого поста в Успенском кафедральном соборе города Смоленска (8 марта 2006 г.) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Грех первых людей воздвиг средостение между человеком и Богом, человеком и природой, и те связи между ними, которые давали человеку полноту бытия и гармонию с миром, были разрушены. Мы знаем, что последствия первого греха были пагубны для всего человеческого рода: и первое на земле убийство, совершенное Каином, и последующее умножение греха в самых страшных его проявлениях, и все то беззаконие, зло, которое охватило весь человеческий род, — все это явилось следствием первородного греха, приумноженного деяниями людей, делавших выбор в пользу зла. И Господь наказывает человечество Всемирным потопом, который стирает грешников с лица земли, ибо невозможно было иначе смыть греховную скверну и остановить распространение зла. В святоотеческом наследии и литургическом предании Церкви вселенский потоп именуется водами очищения, потому что ими земля была очищена от торжества зла, от господства греха. Праведный Ной с семьей своей — женой, тремя сыновьями Симом, Хамом, Иафетом и их женами — взошел в ковчег, взяв с собой по повелению Божиему животных, дабы те, после прекращения потопа, могли продолжить жизнь, которая наполнила бы пределы земли и восстановила условия, необходимые для существования человеческого рода (Быт. 7, 7–9). Всемирный потоп очистил землю от греха, но гибель людей не была искупительной жертвой: грех был стерт с лица земли, но не уничтожен, он не был прощен, не был искуплен. Да и гибель грешников была вовсе не жертвой, а наказанием. Люди не раскаялись в содеянном зле, а потому и понесли наказание за грехи, которые совершили сами, умножая беззакония предшествовавших поколений. Грех распространился в роде человеческом, превзойдя опасные пределы. Когда вода схлынула и Ной с сыновьями вновь ступил на землю, жизнь человеческая продолжилась, однако и грех продолжал действовать в ней. Библия не повествует нам о всех человеческих преступлениях, она лишь говорит о наиболее значительных из них. Таким, в частности, был грех Хама, сына Ноя, который посмеялся над наготой своего отца и был осужден (Быт. 9, 21–27). Еще более трагическая страница человеческой истории — это строительство Вавилонской башни (Быт. 11, 4–9). Люди, став сильными и благополучными — у них появилось много скота, они научились использовать металл, делая из него оружие, — решили, не испросив на то Божиего благословения, построить большой город, а в нем как символ своего могущества башню высотою до небес , чтобы взойти по ее ступеням на самое небо и сделать себе имя , то есть уподобиться Богу в могуществе.

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

Иногда люди считают, что таким замером являются чувства. Доброе светлое чувство посетило человека после богослужения, он рад, что благодать Божия прикоснулось к нему, и это верно. Но благодать прикасается не по нашим заслугам, но по любви Божией к нас. Благодать коснулась и разбойника, который висел с правой стороны от Спасителя. Благодать коснулась и блудницы. Но ведь самый важный вопрос: что происходит после того, как благодать коснется? Мы переживаем душевный и духовный подъем, а потом возвращаемся к будням и все забываем, вновь делаем то, что делали раньше? Или мы отвечаем на эту Божественную благодать, коснувшуюся нас, нашими встречными усилиями, нашими размышлениями над собственными поступками и, наконец, нашим искренним покаянием? Подлинная религиозная жизнь всегда сосредоточена. Иногда нам говорят, что религия — удел слабых людей. Когда читаешь творения святых отцов, поражаешься их силе, мудрости, сосредоточению. Слабый — это тот, кто движется в общем потоке. Слабый — это тот, кто ни о чем не размышляет. Слабый — это тот, кто готов подписаться под любым решением. Слабый — это тот, у кого нет своей точки зрения, потому что массовое сознание подавляет его, и личность превращается в винтик, в гаечку. Как легко управлять подобными массами тем, кто желает управлять людьми злонамеренно! Религия — это дело сильных, потому что она требует самоконтроля, самоанализа, подлинного раскаяния. Попробуйте предложить на улице человеку неверующему, нецерковному раскаяться в своих поступках, — он не поймет, о чем речь, потому что глубоко убежден: то, что он делает, и есть правильно, а все остальное, что не соответствует его мыслям и делам, — ложно и плохо. В зависимости от эмоционального состояния человека его реакция на эту несхожесть с другими может быть от мягкой до самой радикальной. И мы видим, что происходит в жизни людей и народов, когда радикальное решение, лишенное всякого христианского сознания, одолевает верх, — тогда плохо становится окружающим, тогда разрываются общественные и человеческие связи, и люди теряют способность жить вместе.

http://patriarchia.ru/db/text/3593191.ht...

Чревоугодие — это страсть, на которую очень легко поддаться, потому что она связана с удовлетворением естественного инстинкта — чувства голода. Если человек этот инстинкт не удовлетворяет, он погибает. Голод — это сигнальная система организма, которая оповещает, что нужно вкусить пищи или испить воды, а если этого не сделать, то возникает опасность для здоровья и жизни. Человек чисто инстинктивно откликается на голос плоти и насыщается, ибо без утоления голода жизни быть не может. Однако естественное насыщение с легкостью превращается в страсть. Человек начинает получать удовольствие от самого процесса вкушения пищи, он требует все больших кулинарных изысков, ему мало обычного количества еды, и он невоздержанно насыщает свою плоть, разрушая здоровье и провоцируя другие страсти, — в первую очередь ту, что примыкает к чревоугодию, а именно страсть блуда. Последняя также тесно связана с человеческим инстинктом. Если бы у человека не было инстинкта продолжения рода, то, как и без вкушения пищи, не было бы человеческой жизни. Но если человек помрачается умом, отрекается от Богом благословенной священной миссии продолжения рода и наслаждается лишь удовлетворением инстинкта, опускаясь на животный уровень, то тем самым нарушается Божественная заповедь. Следующая страсть — это сребролюбие. Казалось бы, какая связь между блудом и сребролюбием? Прямая! Человек, живущий распутно, нуждается в деньгах, и нередко именно образ жизни толкает его к чрезмерному накоплению средств. Сребролюбие становится болезненной страстью, когда человек не думает ни о чем, кроме денег. Это тоже умопомрачение, ведущее в бесовский плен. Покоряясь страсти сребролюбия, человек отказывается от своего Богом данного предназначения и направляет все силы души и разума на то, чтобы иметь как можно больше материальных средств. А как следующая страсть — гнев — связана со сребролюбием? Связана, потому что сребролюбивый богач, используя свои деньги, может многого добиться. Это придает ему ощущение власти над другими, и тем самым снимаются всякие запреты в общении с людьми. У богатого человека, который может себе все позволить, чувство раздражения немедленно обращается в гнев, и мы знаем, как некоторые богачи в гневе доходят до совершения страшных преступлений. Конечно, это случается не только с богатыми, однако богатство может влиять на формирование неправильного отношения к людям и приводить к страшным проявлениям ярости.

http://patriarchia.ru/db/text/4821592.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010