В других Церквах Литургия Преждеосвященных совершалась только в некоторые дни седмицы, преимущественно в те, которые наиболее были чтимы по священным воспоминаниям. Таковы были два дня седмицысреда и пяток, из коих первый освящен воспоминанием о предании Спасителя на вольную страсть, другой – воспоминанием спасительных страстей Господних. Но если некоторые дни седмицы, по самому знаменованию их, избираемы были для совершения в оные Литургии Преждеосвященных, то прочие постные дни оставляемы были без Литургии, в том намерении, чтобы подвиги поста и покаяния служили в сии дни приготовлением к достойнейшему приобщению преждеосвященных Христовых Таин. Такое употребление великопостной Литургии преимущественно принято было в Церквах Палестинских, которые следовали древнему уставу св. Саввы Освященного. В сем уставе Литургию Преждеосвященных положено было совершать в среду и пяток. Никон Черногорец, живший в XI столетии и собиравший правила различных древних уставов, передает такое правило типика Иерусалимского: «в великуюж Четверодесятницу в первой убо седмици же даже до среды не творим службы Прежесвященные. За еже поститися всем по преданию, могущии же и даже до пятка» 170 . В списке богослужебного устава св. Саввы, по славянскому переводу XIV века, читаем: «подобает же ведати, яко не прияхом стваряти Прежесвященные до среды (так говорится в последовании первой седмицы), понеже по преданью святых Отец постятся братия вся до среды, могущии же и до пятка », а о пятке сказано: «И прочее свершают службу Прежесвященных. Причащающижеся вкушають укропа яноже в среду. Тоже стваряють во всем святом посте... Себо прияхом от Лавры св. Отца нашего Савы и от общего житья Богоносного Отца нашего Еуфимья Великого» 171 . Так как но обычаю Церквей Палестинских некоторые дни оставляемы были без Литургии Преждеосвященных на том основании, что назначались для более строгого приготовления к принятию святых Таин в другие дни, когда она совершалась: то совершение сей Литургии вообще не могло быть строго ограничено днями среды и пятка. Так уставу святого Саввы следовали обители Афонские, в которых, по словам Алляция, Литургия Преждеосвященных вообще совершалась только в среду и пяток 172 . Однакож, на первой седмиц, Литургия Преждеосвященных совершалась только в пяток, а в предшествующие четыре дня назначался пост без Литургии, подобно как в уставе святого Саввы, могущим соблюсти строгий пост в продолжении первых четырех дней, предоставлено было приступать к святым Тайнам на Литургии в пяток 173 . Равным образом по тем же побуждениям могли быть избираемы для совершения Литургии Преждеосвященных и никоторые другие дни, кроме среды и пятка. К числу таких дней по уставу св. Саввы принадлежал, наприм., четверток пятой седмицы: в том же славянском списке устава св. Саввы в последовании сего дня сказано: «и свершаеться Прежьсвященная, на нейже причащаемся святых Христовых Таин» 174 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

То есть одна из причин – подражание Христу, который также постился 40 дней. Очень часто задают вопрос относительно устава пищевого поста во Святую и Великую Четыредесятницу. Наибольшей строгостью отличасется первая седмица свв. постов. В дни, когда не положено никакой Литургии, даже Преждеосвященной (понедельник, вторник и четверток – совершенный пост, т. е. без какой-либо пищи и пития. В среду и пяток первой седмицы постная Литургия Преждеосвященных Даров – сухоядение (то есть пища, приготовленная без огня – овощи, фрукты, земные плоды, приуготовляемые Самим Богом, без участия человека). Дозволяется вкушать укроп (именно так по-славянски называется кипяток, подслащенный медом). В прочие дни Св. Четыредесятницы в понедельник, среду и пяток – сухоядение, во вторник ил четверток позволяется варенье без елея. В субботу и воскресенье позволяется варенье с елеем и вино; рыба не разрешается. Причем вкушение пищи в субботние и воскресные дни позволяется дважды. То есть, вообще говоря, субботние и воскресные дни Великого Поста не являются постными днями. Это хорошо видно на Богослужении. Будничное Богослужение Великого Поста очень сильно отличается от субботнего и воскресного Богослужений того же периода. Елей и вино разрешаются, по некоторым уставам, в четверток пятой седмицы поста ради последования, которое обыкновенно называется «Марииным стоянием» (чтение Великого канона). Несколько особняком стоят Лазарева суббота и Вербное Воскресение. Они отделяют собственно Великую Четыредесятницу от поста Страстной седмицы. В эти дни пост получает существенное послабление: в Лазареву субботу разрешается вкушение рыбной икры (значит, автоматически елея и вина), а в Вербное Воскресение, равно как и в праздник Благовещения, разрешается вкушение рыбы (следовательно, икры, елея и вина). Единственная оговорка: если Благовещение попадает на Страстную седмицу, то рыба не разрешается, а позволены только вино и елей. На Страстной седмице: понедельник, вторник и среда – сухоядение; Великий Четверток – по некоторым уставам сухоядение, по другим – елей и вино. Более обоснованной мне представляется вторая точка зрения, поскольку совершается полная Литургия, которая не очень вяжется с сухоядением.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Настали дни Великого поста, время особенное. И если мы в эти семь седмиц не поленимся, постараемся бывать в храме регулярно — мы многое узнаем, многое почувствуем глубже, чем раньше, многим обогатимся… Об особенностях великопостного богослужения расскажет наш постоянный проводник в этом мире доцент Саратовской духовной семинарии Алексей Кашкин. —Алексей Сергеевич, начнем именно с расписания — и с первой седмицы Великого поста. Почему вдруг утреня утром? Всегда ведь вечером, после вечерни. —В седмичные (будние) дни Великого поста богослужения суточного круга совершаются особым чином. Это отчасти связано с тем, что в первой половине дня не совершается Божественная литургия, отчасти с тем, что совершаемое по вечерам первой седмицы великое повечерие с каноном преподобного Андрея Критского — служба продолжительная и самодостаточная. На первой седмице с понедельника по пятницу утро начинается утреней, затем читается первый час, затем третий, шестой и девятый часы, изобразительны (напомним: молитвословие, совершаемое тогда, когда нет Литургии; как бы изображающее ее) и вечерня. А далее, во время других седмиц Великого поста, последовательность служб меняется: по вечерам совершается Великое повечерие, утреня и первый час, а по утрам — великопостные часы, изобразительны и вечерня. —Почему же в седмичные (будние) дни поста не совершается Литургия? —Это древняя практика, она связана с тем, что Литургия, Евхаристия — это торжество, это радость, а дни Великого поста, тем паче дни седмичные — это покаяние, скорбь падшего человека о грехах: все богослужения седмичных дней имеют покаянный характер. Кроме того, Евхаристия — это Божественная трапеза, а во времена первых христиан она была связана еще и с трапезой обычной, вполне земной. А в постный день по монастырскому уставу полагается только ужин, до вечера трапеза отменяется. Поэтому отменяется и Литургия. Единственное исключение — это совершаемая в среду и пятницу Литургия Преждеосвященных Даров, когда освящения (преложения хлеба и вина в Плоть и Кровь Господа) не происходит, но люди причащаются Святыми Дарами, освященными ранее на полной Литургии (подробнее на Литургии Преждеосвященных Даров мы остановимся в следующей беседе).

http://pravoslavie.ru/77630.html

Непосредственно за псалмами следует чтение великого славословия. После канона и «Достойно есть», Трисвятого по «Отче наш» хор поет: «Господи сил, с нами буди» (на 6 глас) со стихами. Затем читается «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время», «Честнейшую Херувим». И молитва святого Ефрема Сирина.    После Трисвятого по «Отче наш» — «Господи, помилуй» (12), «Нескверная, неблазная», «И даждь нам, Владыко» и прочее. Затем творится отпуст.    Устав великого повечерия во Святую Четыредесятницу излагается в Часослове, Следованной Псалтири и в Типиконе, гл. 49 («Последование 1 седмицы» под 25 марта ), а также в храмовых главах. ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ    1 часть. Священник в епитрахили перед царскими вратами при закрытой завесе творит начало: «Благословен Бог наш». Чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный» по «Отче наш», «Господи, помилуй» (12), «Приидите, поклонимся» и псалом 69 «Боже, в помощь мою вонми».    Псалом 69 читается здесь только в первые четыре дня первой седмицы Великого Поста, и после него читается канон святого Андрея Критского, разделенный на четыре части, читаемые соответственно в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы. Псалом этот читается также в начале третьей части Великого повечерия, а здесь, в начале, после «Приидите, поклонимся» читаются только 6 псалмов (читаются всегда).    Псалмы 4,6,12,24,30 и 90. «Слава, и ныне». «Аллилуиа» (3). «Господи, помилуй» (3). Хор: «С нами Бог, разумейте языцы» («громко и со сладкопением») со стихами и припевом: «Яко с нами Бог» (в Киево-Печерской Лавре «С нами Бог» читалось). Чтец: «День прешед, благодарю Тя, Господи», «Верую». Священник (перед царскими вратами): «Пресвятая Владычице Богородице» (с поклонами). Хор повторяет тропари. Чтец: Трисвятое по «Отче наш»; тропари — в понедельник и среду: «Просвети очи мои» и прочее, во вторник и четверг: «Невидимых враг моих» и прочее.    Субботнее великое повечерие (совершается в пятницу вечером) имеет свои особые тропари.    На повечерии в пятницу вечером 1 седмицы читается тропарь мученика «Велия веры исправления».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

Восшествие на престол по Календарю следовало бы праздновать 2-го марта; но так как этот день в сем году пришёлся в среду первой седмицы Великого поста, то празднование перенесено на следующий, т. е. на нынешний Воскресный день, или на неделю православия. Для чего перенесено? Для того, чтобы все знали, что господствующим настроением духа во дни первой великопостной седмицы должно быть чувство скорби и сокрушения о грехах, чувство покаянное, и что оно не должно быть ослабляемо другого рода чувством, которое свойственно празднующим такое великое событие, как восшествие на престол Главы государства, – чувством радости. Но, с другой стороны, надлежало дать возможность и этому святому чувству высказаться в надлежащей мере, и какое же время более благоприятно для сего, как не день Воскресный, по существу своему день духовной радости, невозбраняемой в сей день даже в Великий пост ? – Что касается до остальных седмиц Великого поста, то за исключением страстной, торжество царских великих дней совершается по Календарю, хотя бы оно пришлось в будни. Это, впрочем, не значит, что в подобном случае не должно иметь место великопостное покаянное настроение духа. Нет, оно не должно быть вытесняемо, а только умеряемо радостью царского праздника. Что покаянное расположение духа должно оставаться в нас при совершении великих царских празднеств в будничные дни помянутых седмиц Великого поста, это видно из того, что церковные службы в такие дни, допуская некоторые праздничные особенности, в тоже время не теряют великопостного характера. И это должно сказать не только о царских праздниках, но и о таком великом церковном празднике, как Благовещение. Если оно случится в один из будничных дней Великого поста, то в сей день не отменяются коленопреклонения, чтение молитвы Ефрема Сирина : «Господи и Владыко Живота моего», и триодные песнопения. Вообще вследствие того, что во дни В. поста господствующим настроением должно быть покаянное и скорбное, в эти дни даже чистые духовые радости допускаются в ограниченной мере, как это особенно открывается из устава относительно литургии. За исключением воскресных дней и суббот, в Великий пост не совершается полная литургия, потому что она есть выражение полного торжества нашего общения с Богом Спасителем нашим. Литургия Преждеосвящённых Даров, совершаемая по средам и пятницам В. поста, как литургия неполная, в значительной мере умеряет это духовное торжество, тем паче, что в первой части её дано не мало места покаянным коленопреклонениям при пении: «Да исправится молитва моя».

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Прилепимся же и мы к тем немногим и в отверзающиеся пред нами врата утесняющего поста вступим бодренно, не позволяя себе суемудрых толкований и своевольных уклонений от того, что узаконено так мудро и что так спасительно исполнилось и исполняется всеми, понимавшими и понимающими цель и цену жизни во плоти не ради плоти (Рим.8:12). Аминь. 6 февраля 1866 года Часть 5. В среду седмицы первой Великого поста В среду седмицы первой Великого поста (главное для нас дело есть очищение совести) Благодарение Господу, сподобившему нас еще дожить до святого поста и еще начать поприще спасительного говения! Но, братие, позаботимся и воспользоваться сею милостию как следует, чтоб она послужила нам во спасение, а не в осуждение. Цель говения нашего есть приготовление к неосужденному принятию Святых Христовых Тайн, к принятию Самого Господа, Который говорит: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин.6:56). Как Господь есть пречист, а мы нечисты, то приобщению Святых Пречистых Христовых Тайн предшествует у нас очищение совести и получение всепрощения в Таинстве Покаяния. Кто чист, с тем уже несомненно сообщится Христос Спаситель. Он любообщителен, Сам ищет общения с нами, и если не общится — причина сему наша нечистота. Стало, главное для нас дело есть очищение совести и получение всепрощения в Таинстве Покаяния. Вот на это и обратим ныне всю заботу и попечение. Очистится в совести и получит всепрощение тот, кто как должно покается. Спрашивается теперь: кто же как должно кается? Тот, кто познает свои грехи и сознается в них искренно, сознавшись, сокрушается о них и оплакивает их, сокрушившись же и оплакавши, полагает твердое намерение более не оскорблять Бога грехами своими, а, наконец, в сих расположениях смиренно исповедует все грехи свои пред духовником, чтоб получить разрешение в них и явиться к Чаше Господней оправданным и чистым пред очами Божиими. Все сие вам ведомо и было уже совершаемо вами неоднократно, так что и говорить вам о том нужно разве только для напоминания, что, несмотря на частое прохождение сего пути, он все останется тот же, другого нет, и если б кто стал изобретать новый, предпринял бы бесполезный труд.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2943...

В страстной четверток по «Благо есть» поется тропарь: «Егда славнии ученицы», а в страстный пяток – тропарь: «Искупил ны еси от клятвы. В субботы пения Постной Триоди, в которые не поется (а читается) великое славословие после «Благо есть» и «Отче наш» поется: в субботу первой седмицы Великого поста тропарь, на 2-й глас, св. Феодору: «Велия веры исправления» и Богородичен: «Вся паче смысла». В субботы 2-й, З-й и 4-й седмиц Великого поста, когда совершается служба за упокой, поются тропари: «Апостолы, Мученицы, Пророцы». На «Слава»: «Помяни. Господи, яко благ». На «И ныне»: Богородичен: «Мати святая неизреченнаго Света» (Тип., послед. субб. 2-й седмицы Великого поста и след.). Эти тропари поются после «Благо есть» и в другие субботы в году, если в них совершается служба за упокой (Тип., гл. 14), исключая суббот пред Неделей мясопустной и пред Пятидесятницей; тогда, по «Благо есть», поются тропари: «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй», на «Слава и ныне»: «Тебе и стену и пристанище имамы» (Тип., послед. мясопустной субб. и субботы пред Пятидесятницей). На той утрени, в которой поется великое славословие (а не читается), сряду после пении Трисвятого: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» и после тропаря бывает ектения: «Помилуй нас, Боже»; но на утрени, в которой славословие читается (а не поется), ектения: «Помилуй нас, Боже» следует после «Благо есть», «Трисвятого». «Отче наш» и тропаря 514 . В дни же поста эту ектению заменяет произнесение 40-а раз «Господи, помилуй». Дни, в которые возглашается «Господи, помилуй» 40 раз, вместо ектении «Помилуй нас, Боже», суть следующие: 1) Среда и пяток сырные. Но исключаются те случаи, когда в среду и пяток сырные случится: а) праздник Сретения (Тип., послед. 2-го февр., в среду сырную; там положены три поклона в конце утрени), предпразднство, попразднство и отдание его (1-го, 8-го февр.): б) день храмового праздника. Тогда по «Благо есть» бывает ектения: «Помилуй нас, Боже». 2) Вместо ектении произносится: «Господи, помилуй» 40 раз в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток Великой Четыредесятницы, исключая тех случаев, когда в эти дни бывает: а) Благовещение (Тип., послед.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Богослужение первой седмицы великого поста, не отличаясь существенно от богослужения прочих седмиц его, имеет некоторую особенность в чтениях и песнях, которые в эти дни преимущественно направлены к тому, чтобы, объяснив истинную цель и значение поста и указав в нем средство к освобождению от греха, положит доброе основание покаянию и обращению человека к Богу. Для этой цели в первые пять дней поста предлагается внимание верующих история мироздания и грехопадения, которая, с одной стороны, показывает, какого светлого блаженства лишился человек чрез невоздержание, а с другой – готовящимся к причащению крови и плоти Господней таинственно напоминает о необходимости совлечения греховного человека; ибо прародители, подвергшись греху, уже не могли вкушать плодов древа жизни. Далее, в продолжение тех же дней, мы слышим обличительный глас пророка Исаии против лицемерных постов и суеверного покаяния древнего Израиля: поста и новомесячий ваших и праздников ваших ненавидит душа Моя. Егда прострете руки ваша ко Мне, отвращу очи Мои от вас, и аще умножите моление, не услышу вас: руки бо ваша исполнены крове. Отъимите лукавства от душ ваших пред очима Моима, научитеся добро творити, взыщите суда, избавите обидимаго, судите сира и оправдите вдовицу ( Исх. 1:14–18 ). Эти мысли о сущности и цели поста полнее раскрываются в прекрасных стихирах, которые поются на вечерне в среду и пяток первой седмицы: приидите, вернии, делиим во свете дела Божии, яко во дни благообразно ходим, всякое неправедное спасение от себе ближняго отъимем, не полагающе претыкание сему в соблазн. Оставим плоти сладострастие, возрастим души дарования, дадим требующим хлеба и приступим Хрирсту, в покаянии вопиющещ: Боже наш, помилуй нас! К тому же смиренному покаянию призывают нас чтения из притчей Соломона, который завещавает стяжать прежде всего страх Божий, как начало христианского совершенства: начало премудрости страх Господень; указывает те врачевства, которыми можно исцелить душу, расслабленную грехом: милостыни и вера да не оскудевают тебе, обложи же я на твоей выи и напиши я на скрижали сердца твоего, и обрящеши благодать, и промышляя добрая пред Господом и человеки, буди уповая всем сердцем на Бога, о твоей же премудрости не возносися. Не буди мудр о себе, бойся же Бога и уклоняйся от всякаго зла. Тогда исцеление будет телу твоему и врачевание костем твоим ( Прит. 3:3–8 ); наконец, указывает те опасности, которых нужно остерегаться в деле нашего спасения: не соплетай на друга твоего зла... не враждуй на человека туне... не стяжи злых мужей поношения, не возревнуй путем их. Господь гордым противится, смиренным же дает благодать ( Притч. 3:29–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Священник: Мир ти. Диакон: Премудрость. Чтец же поет: Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Таже правый и левый лики, и весь предстоящий в церкви народ стоит дóндеже чтец пропоет, на коленях молящися. И по пропетии чтеца, первый лик поет тожде: Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Чтец же и другая страна лика, и предстоящий народ стоит на коленях, молящися. Таже чтец поет первый стих: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. И по пропетии стиха, поет вторый Лик: Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Тогда чтец и первый лик, и тоя страны предстоящий народ припадает на колена. Таже чтец поет вторый стих: Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих. И паки первый лик поет: Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Чтец же и вторый лик, и тоя страны предстоящий народ припадает на колена. Таже чтец поет третий стих: Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех. И паки вторый лик поет: Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Чтец же и первый лик, и тоя страны предстоящий народ паки приклоняет колена. Посем паки чтец поет: Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою. Тогда оба лика и весь в церкви предстоящий народ припадает на колена и стоит дóндеже чтец поет. Воставше же допевают на клиросе: Воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Посем три поклоны великия, и прочее последование Преждеосвященной литургии. Последование Великого повечерия в среду первыя седмицы Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Душе моя, душе моя, востани, что спиши? конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый, и вся исполняяй. Так как великий канон настраивает душу к покаянному молению, то он и читается в самом начале повечерия, а не в 3-й его части, где находится 69-й псалом: «Боже, в помощь мою вонми»: а потому и этот псалом в первые 4 дня 1-й седм. Великого поста читается в начале повечерия перед великим каноном (других канонов в 3-й части великого повечерия в указанные дни не положено). Повечерие первых четырех дней первой седмицы Великого поста называется «малым стоянием». Наименование: «стояние», указывает как на продолжительность совершения повечерия, так и на молитвенно-покаянный характер его, по каковым свойствам своим это повечерие особенно напоминает древние stationes. Малым же стоянием оно называется в отличие от Андреева или Мариина стояния (бываемого в четверток пятой седмицы) и великого (или утреннего служения в Великий пяток). Тому же повечерию усвояется еще наименование «мефимонов или ефимонов». Полагают, что это наименование произошло от слов: μεθ’ μν – с нами, каковые слова повторяются нисколько раз в песни пр. Исаии, даваемой на каждом повечерии. По мнению других, более правильной представляется другая этимология, которая производит слово; мефимоны или ефимоны, от φομνιον – припев; по этой этимологи изъясняемое наименование будет обозначать великие повечерия первой седмицы, который одни только имеют канон с умилительным припевом на каждом стихе. В настоящее время указанное наименование обыкновенно прилагается только к великим повечериям первых 4 дней 1-й седмицы св. Четыредесятницы. Ирмосы канона: «Помощник и покровитель» и проч., Уставом предписывается петь по 2-жды; «творим же на кийждо тропарь метания 3, глаголюще (тоже пред каждым тропарем) настоящий припев: Помилуй мя Боже, помилуй мя», а в конце каждой песни поется «Слава» перед троичным и «И ныне» перед богородичным; в среду же во 2-й песни пред богородичным («Пречистая Богородице Дево») поется («Пресвятая Богородице, спаси нас»); после 6-й песни поется кондак («Душе моя»), а перед ним: «Господи помилуй», 3-ды, «Слава, и ныне» (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010