Есть немало христиан, которые и в наше время, небогатое благочестием, время Четыредесятницы проводят согласно с уставом церковным и по внешнему поведению, и по внутренним, душевным расположениям. Но особенно строго проводили св. Четыредесятницу и страстную седмицу наши предки. По свидетельству очевидца 30 , в половине семнадцатого века в Москве так была проводима первая седмица великого поста: «с раннего утра понедельника до среды, в течение трех дней, не бывает у москвичей ни купли, ни продажи, не открывают никаких лавок, ни масляных, ни в особенности таких, где продаются съестные припасы. По обычаю, царь и царица постятся эти три дня, усердно посещают службы в церквах ночью и днем, предаваясь молитвенному бдению, совершая поклоны и соблюдая строгое воздержание, наконец, отстояв обедню в среду, царь разговелся сладким компотом, причем послал его для раздачи вельможам. Затем он опять постился от этого дня до позднего утра субботы, когда, отстояв обедню, приобщился св. Таин, вкусил антидор, и затем позавтракал. Во всю эту неделю никто не видит его лица. Так же поступают влечение этой седмицы его вельможи, неукоснительно посещая службы в своих церквах днем и ночью. Равно и все жители в течение ее не производят ни купли, ни продажи, но неопустительно присутствуют за богослужениями в своих приходских церквах. Царские ратники обошли питейные дома, где продают вино, водку и прочие опьяняющие напитки, и все их запечатали, и они оставались запечатанными до истечения пасхальной среды. Горе тому, кого встречали пьяным или с сосудом хмельного напитка в руках. Особенно строгий надзор бывает за жителями в течение первой недели поста, по средам и пятницам прочих седмиц, на страстной неделе и в первые четыре дня Пасхи, чтобы люди не пьянствовали, и пьяных бичевали без всякого милосердия и жалости. Царь со своими вельможами имеет обыкновение поститься на страстной неделе. Тогда он вкушает пищу только вечером в великий четверг по принятии св. Таин, и снова постится до навечерия Пасхи».

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Слово — это великий Божий дар, которым Бог украсил человека. Слово отличает нас от животного мира, потому что через слово мы общаемся друг с другом, передаем информацию, делимся мыслями, идеями, которые помогают человечеству двигаться вперед. А если слово пусто, значит, энергия, необходимая для его произнесения, уходит в пустоту. Наверное, многим из нас довелось испытать усталость, опустошение, раздражение из-за необходимости говорить пустые, никому не нужные слова. Пустота слова — это опасная сила, которая воздействует на людей, разрушая их внутренний мир. Как же нам избавиться от пустословия, которое мы чаще всего и грехом не считаем, хотя обычно оно занимает в жизни первое место, по сравнению с прочими грехами? Ведь больше всего человек грешит языком. Если представить, сколько внутренней энергии мы расходуем на пустые слова, станет ясно, какой ущерб пустословие наносит и тому, кто их произносит. Недаром в Слове Божием говорится: «Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих» (Пс. 140:3). Этими словами псалма мы обращаемся к Господу, чтобы Он оградил нас от пустых слов, от внешних влияний, разрушающих наш внутренний мир, и чтобы мы сами не были носителями опасных мыслей и слов, опустошающих человека. Единственным способом оградить себя от пустословия является молчание. Молчание — это очень ценная часть человеческой жизни. Когда мы молчим, мы можем думать, анализировать самих себя, окружающую нас действительность, людей, с которыми мы сталкиваемся. Мы можем делать выводы, которые помогут нам обустроить свою жизнь и правильно выстроить общение с другими. Где же и как учиться молчанию? Лучшее место, где мы поневоле молчим, — это храм Божий. Мы стоим часами, молчим и набираемся энергии, которую потом, к сожалению, часто растрачиваем в пустословии. Вот почему пребывание в храме является жизненно необходимым для человека. Здесь мы не только молимся Господу, не только слышим замечательные слова молитв, не только слышим дивную церковную музыку, не только созерцаем красоту икон, но еще и молчим. У нас появляется шанс о многом подумать, сконцентрировать свои силы, для того чтобы вести праведную жизнь, стараясь, в первую очередь, не разрушать свой внутренний мир пустыми словами. И да поможет нам Господь молитвами, пребыванием в храме Божием ограждать себя от порока пустословия! Аминь.

http://patriarchia.ru/db/text/5150356.ht...

Такое состояние на святоотеческом языке именуется бесстрастием, то есть возвышением над внешними обстоятельствами, когда им не под силу поработить внутренний, духовный мир человека. Всему этому можно и нужно учиться. Но для этого мы должны очень внимательно относиться к своей внутренней жизни, к своим мыслям и, конечно, к поступкам. А для того чтобы разобраться в самих себе, у нас должен быть выработан навык воспитания внутреннего человека с его мыслями и чувствами, должен быть выработан навык анализа тех событий, которые происходят в течение дня. Лучшим средством являются молитва и размышление в конце дня. Размышление о том, что произошло в течение минувшего дня, насколько обстоятельства коснулись сердца и разума, насколько они повлияли в худшую или лучшую сторону на жизнь каждого из нас. К сожалению, таким духовным анализом, такой оценкой жизни мы практически не занимаемся — даже вечером помолиться не успеваем. Ложимся в постель, в лучшем случае осенив себя крестным знамением, ссылаясь на усталость, на недомогание, Бог знает на что еще. Но если мы выработаем навык молитвы и оценки каждого прожитого дня пред лицом Божиим, пред своей совестью, то сделаем очень многое для того, чтобы жизнь наша до неузнаваемости изменилась. Не только потому, что оценка прожитого дня обогащает человека способностью к беспристрастному анализу, но и потому что такая оценка, полученная в молитве пред лицом Божиим, помогает нам обрести силы, чтобы преодолевать плохое и открывать сердце свое к добру. И да поможет всем нам Господь жить так, чтобы дня не проходило вне нашего духовного контроля. Нужно научиться жить так, чтобы за каждый день мы могли дать ответ Богу и своей совести. Для этого не требуется никаких особенных усилий, кроме одного — приучить себя к вечерней молитве и сопровождать молитву беспристрастным и тщательным анализом своего духовного состояния, беспристрастной и предельно честной оценкой самого себя и, конечно, искренней молитвой Господу о прощении наших грехов. Аминь. Рейтинг: 9.8 Голосов: 39 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

http://pravoslavie.ru/129086.html

Способность разума управлять чувствами, основывать действия на понимании Божественного промысла и воли Божией и является той силой, которая помогает человеку реально преодолевать скорби и все те тяжкие чувства, которые охватывают нас при жизненном неблагополучии. Мы живем в эпоху, когда так называемые стрессы, то есть негативная реакция человеческой психики на окружающий мир, начинают занимать очень большое пространство в нашей жизни. Существуют целые разделы медицины, посвященные тому, чтобы помочь человеку побеждать стресс. Но ведь не было у святых отцов никаких научных знаний о путях выхода из тяжких обстоятельств, однако великие подвижники жили так, что никакие самые суровые испытания не могли разрушить их внутренний мир.  Такое состояние на святоотеческом языке именуется бесстрастием, то есть возвышением над внешними обстоятельствами, когда им не под силу поработить внутренний, духовный мир человека. Всему этому можно и нужно учиться. Но для этого мы должны очень внимательно относиться к своей внутренней жизни, к своим мыслям и, конечно, к поступкам. А для того чтобы разобраться в самих себе, у нас должен быть выработан навык воспитания внутреннего человека с его мыслями и чувствами, должен быть выработан навык анализа тех событий, которые происходят в течение дня. Лучшим средством являются молитва и размышление в конце дня. Размышление о том, что произошло в течение минувшего дня, насколько обстоятельства коснулись сердца и разума, насколько они повлияли в худшую или лучшую сторону на жизнь каждого из нас. К сожалению, таким духовным анализом, такой оценкой жизни мы практически не занимаемся — даже вечером помолиться не успеваем. Ложимся в постель, в лучшем случае осенив себя крестным знамением, ссылаясь на усталость, на недомогание, Бог знает на что еще. Но если мы выработаем навык молитвы и оценки каждого прожитого дня пред лицом Божиим, пред своей совестью, то сделаем очень многое для того, чтобы жизнь наша до неузнаваемости изменилась. Не только потому, что оценка прожитого дня обогащает человека способностью к беспристрастному анализу, но и потому что такая оценка, полученная в молитве пред лицом Божиим, помогает нам обрести силы, чтобы преодолевать плохое и открывать сердце свое к добру. 

http://patriarchia.ru/db/text/5602252.ht...

Нередко человек проходит через жизненные испытания, которые сопровождаются повышенным стрессом. Люди по-разному реагируют на эти испытания. Некоторые отчаиваются, некоторые, лишенные веры и надежды, даже руки на себя накладывают, но на самом деле мы словно проходим через некую школу, а результатом может стать подлинная духовная жизнь.  Под воздействием испытаний возникает желание приобщиться к духовной жизни. Вот очень важное слово — «желание». Без желания не может быть никакого духовного совершенствования. Можно всю жизнь сознавать себя верующим человеком, но при этом не иметь желания овладеть навыками духовной жизни, войти в небесную реальность. Иногда нам помогают обрести духовность жизненные обстоятельства — чаще всего горе. Нам кажется, что горе и скорбь — это абсолютно отрицательное понятие, что нужно сторониться всего, что связано со скорбями. Действительно, у каждого есть чувство самосохранения, и каждый воспринимает скорбь как некую опасность для своего здоровья и даже для своей жизни. Но нередко именно через скорби человек открывает для себя горизонты духовной жизни, и это единственное, что его спасает. Не какие-то внешние обстоятельства, не добрые слова со стороны друзей, не помощь, которая оказывается, а именно обретение духовного измерения жизни дает великую силу человеку. Вырастают крылья, которые помогают подняться над повседневностью, подняться над скорбями, взглянуть на суету мира сего с высоты птичьего или, лучше сказать, ангельского полета. Тогда все, что казалось таким огромным, важным, так напрягающим силы ума, воли и чувств, вдруг меняет свои размеры и становится совершенно незначительным. И когда человек вырастает до осознания ничтожности всех трудностей пред лицом вечности, тогда он становится непобедимым.  Но есть и другая возможность, другое средство преодолеть тяжелые жизненные обстоятельства, то, что может действительно повредить нашему духовному, а иногда и физическому здоровью. Святые отцы говорили о таком состоянии, как укоренение ума в чувствах. Что значит укоренить разум в чувствах? Что значит проникнуть умом в чувства? Это значит подчинить разуму область чувств, среди которых и скорбь, и страдание. Но не просто человеческому разуму, а разуму, который пленен божественной истиной. 

http://patriarchia.ru/db/text/5602252.ht...

Не победив в себе по беспечности своей первых греховных помыслов — младенцев вавилонских, не разбив их о камень Имени Иисусова, Феофан был уведен ими в пленение вавилонское, не мог противиться им, по-рабски повиновался, делая то, что они ему внушали, т. е. мыслью всегда вращался около предмета страсти, учащая все более и более свои хождения в лавру, так что, наконец, находил предлоги ходить туда по два раза в неделю. Наступила первая седмица Великого поста. Хотя в эту седмицу всякие дела прекращаются, Феофан нашел благовидный предлог, чтобы идти в лавру, ибо один брат в скиту обещал укропу архимандриту лавры Нафанаилу и собрал его, Феофан же брался снести. Итак, в среду первой седмицы, прийдя в скит и нагрузив сумку свою укропом, Феофан пошел в лавру, стал подниматься вгору, но когда дошел до креста св. Нила, то вдруг услыхал за спиной громкие шаги нескольких человек, поспешно догонявших его и говоривших: «Оставим его идти вперед». Феофан подумал, что кто-либо из скитян вышел вслед за ним из скита и остановился, вспомнив, вероятно, заповедь святого, чтобы при совместном шествии в пути предоставлять предшествие спутнику. Феофан подождал, чтобы пропустить говоривших вперед, но оказалось, что никто не шел; Феофан продолжал путь, не вразумившись сим знамением, которое святой, по-видимому, нарочно дал, чтобы напомнить Феофану и о прочих данных им заповедях, которые Феофан готов был так тяжко нарушить. Когда Феофан дошел до моста Ямы, снова услыхал за собою топот, быстро оглянулся посмотреть, кто идет, но никого не увидал, и пошел дальше. Открывая ворота у подъема к келлии Спанон, что над самою пещерою преподобного Нила, он снова услыхал позади себя следующий разговор: «Вот когда дождались, наконец!.. Вот когда попался он нам в руки!» Феофан стал смотреть, но никого не увидал, и все-таки продолжал свой путь, спустившись на нижнюю дорогу. Дойдя до Плана, он вдруг упал на самом краю страшной пропасти, так что сумка его слетела с плеч и повисла над пропастью, зацепившись за камень. От страха угрожавшей смертельной опасности Феофан так ужаснулся, что у него помутилось в голове, сердце замерло; в это время он опять услыхал голос: «О, как хорошо! Так тебе и надо!»

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

Но ту пищу, которую блаженный предлагал странным и бедным, он оставлял в том же виде, в каком получал из трапезной. Для себя же приготовлял иногда галушки (клецки), или кашицу из манной крупы, или же лапшу. Все это было без соли и масла, а потому имело крайне отвратительный вкус. В общем Феофил употреблял мало пищи. В среду же и пятницу никогда ничего не вкушал, кроме половины маленькой чашки меду, разведенного холодной водой со льдом. Это составляло его пищу в субботу и воскресенье первой седмицы Великого поста и в субботу Страстной недели. В прочие же дни этой недели он не вкушал даже и воды. Чаю старец не употреблял, а вместо него отваривал мяту, которой выпивал после захода солнца до двух чашек, но всегда до половины, ибо другую половину сливал в горшочек и угощал странных. Черного хлеба блаженный не ел, а употреблял белый или ситный и только один мякиш, который выбирал щепотью... Но кроме всех этих привычек и странностей, была у блаженного еще одна оригинальная черта – это любовь и сострадание к животным и птицам. От ограды Китаевской пустыни до самого берега монастырского пруда тянулась небольшая площадка. Увидев ее без всякого применения, Феофил призвал одного крестьянина и, оделив его деньгами, сказал: – Привези с собою завтра соху: распаши здесь землю и посей конопель. – Нащо вам конопли, батюшка? – Птицы небесные будут летать и питаться. Крестьянин так и сделал, конопля выросла, и птицы целыми стаями прилетали сюда кормиться и плодиться... Когда же от находившейся в келье старца разной провизии и съедобных припасов завелось множество мышей, Феофил, выведенный из терпения их тайными ночными грабежами, задумал было их усмирить. – Поймай мне... начальника,– сказал он молодому клирошанину, подзывая его к себе.– Поймай – я тебе на булочку дам. – Как же его поймаешь, когда он в келье постоянно сидит... Попробуй, приступи, так палкою отдубасит – до самой смерти не забудешь, – с улыбкой отвечал старцу юноша, предполагая, что Феофил намекает на нелюбимого им начальника Иова.

http://pravicon.com/info-3800

Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Расслабленного укрепил Христос, взявшего одр, и юношу умершего воздвиг, сына вдовицы, и сотника слугу исцелил, и самарянке открылся, предначертав тебе, душе, служение Богу в духе. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Кровоточивую исцелил прикосновением края риз Господь, прокаженных очистил, слепых и хромых просветив исправил, глухих же и немых и согбенную исцелил словом; да и ты спасешься, окаянная душе. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Отца прославим, Сына превознесем, Божественному Духу с верою поклонимся, Троице Нераздельной, Единой по Существу, Свету и Светам, Жизни и Жизням, Животворящей и Просвещающей вселенную. И ныне и присно и во веки веков, аминь. Удел Твой храни, Богородительнице Пречистая, ибо в Тебе он царствуя, верою в Тебе и утверждается, и Тобою побеждает всякое искушение, и пленяет врагов, и живет в послушании. Великий канон Андрея Критского, читаемый в среду первой седмицы Великого поста Песнь 1 Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и вознесу Его славно бо прославися. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. От юности, Христе, заповеди Твои преступил, всю жизнь провел в страстях, небрежении и унынии; Ныне же взываю к Тебе, Спасе: Хотя при кончине спаси меня. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Поверженного меня, Спасе, пред вратами Твоими, хотя бы в старости не отринь меня во ад, непотребного, но прежде кончины, яко Человеколюбец, подай мне прегрешений оставление. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Богатство мое, Спасе, блудно расточив, не имею плодов благочестивых, и, алчущий, взываю: Отче щедрот, навстречу поспешив, Ты меня помилуй. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. В руки разбойников впал я помышленьями моими, весь от них уязвился ныне и покрылся ранами, но Сам мне представ, Христе Спасе, исцели меня. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Священник, увидев меня, прошел мимо, левит, видя в беде и нагого, презрел; но из Марии воссиявший Иисусе, Ты, представ, помилуй меня. Преподобная мати Марие, моли Бога о нас.

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-kan...

После травмы я восстановился в Свято-Тихоновском университете, а через 3 года, ровно в день ДТП, в среду первой седмицы Великого поста, меня рукоположили в дьяконы. Вот такое совпадение. – Так вы не были священником, когда попали в ДТП? – Да, я тогда еще не служил, только учился в Свято-Тихоновском университете и с большим сомнением размышлял о будущем священном сане. Мне нравилось учиться, а как будет дальше – не знал. После травмы у меня был академический отпуск один год, и так мне стало тошно и страшно без учебы… Но я тогда не мог быстро вернуться в жизнь, я жил с дырой в черепной коробке размером 7х14 см. Потом мне сделали костную пластику. Конечно, было тяжело учиться, но я сделал над собой усилие, много читал, хотя времени и сил было гораздо меньше, чем до травмы. Затем я начал служить рядом с домом, на проспекте Науки в Санкт-Петербурге. И туда, в храм, стал приходить Владимир – ему тогда было чуть больше 40 лет, он жил неподалеку, страдал ДЦП, у него были нарушения развития и интеллектуальное отставание. Он, как ребенок, жаловался, что его обижают родные, что у него отняли квартиру. Его было сложно понять, потому что речь его затруднена. Еще у него спастика конечностей, из-за чего ему и ухаживать за собой трудно. Я смотрел на него и видел себя. Как я не оказался на его месте – неизвестно. Проникся я к нему дружбой, уважением. Познакомились поближе, я даже пришел к нему домой, поговорил с его родными. Ситуация там была сложная. Раньше он жил с мамой в большой квартире на Васильевском острове, которая принадлежала маме. Мама умерла и завещала жилье родственнице, двоюродной сестре Владимира – с условием, что она опекает Владимира и помогает ему. Это было сделано для его блага, чтобы никто у него квартиру эту не отнял. Ну а родственники сразу же переселили Владимира к себе, а эту квартиру на Васильевском стали готовить к продаже. Но Владимир-то был там прописан. А это большая проблема при продаже. При этом он был дееспособен. Его попросили подписать какие-то бумаги, он подписал, а потом понял, что его обманули, был очень взволнован этой ситуацией, придумывал какие-то грандиозные прожекты, как ему вернуть квартиру, – на таком, знаете, детском уровне. Это еще сильнее расположило меня к нему, было его очень жалко. Родственники его не выгоняли, но жить с ним не хотели, потому что он писал на них жалобы в прокуратуру.

http://pravmir.ru/strah-vernutsya-v-inte...

Но нередко ведь бывает и так, что, впадая в уныние, в какой-то момент мы начинаем к этому унынию привыкать. У нас даже меняется выражение лица. Иногда встречаешь человека с печатью некой мировой скорби на лице и понимаешь, что это не сиюминутное состояние, а человек приобрел это выражение лица от постоянного уныния. Художник может даже выразить в красках, в портрете, как выглядит этот грех. Человек унывающий становится очень тяжелым для других, он пребывает в этом сне, в этой недееспособности и начинает пытаться опираться на других, как бы отбирая у них их собственную энергию, потому что ему энергии не хватает. Все это можно было бы отнести к разновидностям болезни, и, может быть, кто-то из медиков так и скажет: да, речь идет просто о болезни. А святые отцы говорят о грехе и, сравнивая этот грех с болезнью, предлагают вырвать его из своей души. И в самом деле, если глубже посмотреть в корень этого явления, то там, в основе этого душевного состояния человека, будет слабая вера. Не доверяет человек Богу. Он не может понять, почему он проходит через те или иные обстоятельства. А будучи расслаблен безделием, даже и не задумывается об этом, давая темным силам втянуть себя в страшную трясину, которая губит человека. Сильная вера, надежда на Господа испепеляет всякое уныние. Хотел бы посоветовать каждому, кто меня сейчас слышит: в момент, когда уныние вас будет посещать, скажите Господу простые слова: «На все воля Твоя — и горе, которым Ты меня посетил, и скорбь, и слабость моя душевная и телесная — Ты допустил все это, Господи. Помоги мне силой Твоей выйти из этого состояния». И обратитесь с искренней, сердечной молитвой ко Господу. Господь не бывает поругаем. В ответ на эту молитву человек, опускавшийся на колени в состоянии уныния и скорби, восстает преображенным. Иногда на это уходит некоторое время. Но нельзя терять веры в то, что все в руках Божиих — и наша жизнь, и наша смерть, и наше счастье, и наше горе. В этом сила верующего человека, который предает себя в руки Божии и через это обретает возможность стряхнуть с себя эту дремоту, порождаемую унынием, и работать как над самим собой, так и над решением тех проблем, которые могут быть причинами нашего уныния.

http://patriarchia.ru/db/text/4002150.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010