в феврале сделаны записи только под 1-м, 3-м и 11-м днями; в марте – под 15-м и 20 м днями; в апреле – под 7-м, 14-м и 22-м днями, а в мае – только под 3-м днем и т.п. Эти сокращения иногда доходят до того, что вместо записей за месяцы июнь и июль, стоит просто «Июнь и Июль« и затем непосредственно отмечено: »День 6-й«, но какого месяца, не сказано. Только после этого прибавлен лист серой бумаги с отметкой наверху карандашом: »К 16 полулисту« и затем следуют довольно краткие заметки под 8-м, 10-м, 12-м и 14-м днями июня; только под 31-м днем этого же месяца сделана довольно большая запись. После этого вставлена «Инструкция, утвержденная в 28-й день августа», с отметкой: «Получ. из св. Синода 9-го октября»; за ней следует небольшая заметка и потом: «Август» и далее »День 2-й». В декабре одна запись находится под тремя днями: «Дни 7-й, 8-й и 9-й». Записи кончаются маленькой заметкой под 26-м декабря: «Было последнее прощальное свидание мое с вселенским Анфимом и с фаворским Иерофеем», после которой записано: «Конец. Богу слава». Таким образом самый полный и подробный месяц по записям – январь. Но текст этого месяца, будучи почти одинаковым по обоим спискам, местами довольно значительно различается, так как беловой список не просто сделан с черняка, но во многих местах текст его впервые составлен, как это будет видно из сравнения при обозрении содержания. Содержание дневника этого года составляет рассказы о. Порфирия о пребывании его в России, – в Петербурге, до 14-го октября, о вторичном командировали его на Восток и о пребывании его в Константинополе с 25-го ноября по 26-е декабря. Дневник января месяца написан почти в том же тоне, как и вторая половина предыдущего года. – Под 7-м числом о. Порфирий описывает свой сон, который, по его мнению, был предзнаменованием того, что он был причислен к братству Сергиевой пустыни, под началом тамошнего игумена. Вот что между прочим он говорит по этому поводу: " Сон в руку . Челн мой ударился о подводный камень... недалеко до крепости...

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

 Относительно последовательного перечня первых преемников Евстафия между источниками существует некоторое разногласие – блаженный Иероним (Eusebi Chronicorum. А. 2345–2350. Ed. Schoene. II, 192 p.; русский перевод V, 395 стр.), называет Евлалия, Евсевия, Евфония, Флацилла. Филосторгий прежде Евлалия знает Павлина из Тира (III, 15. Ed. Bidez 45 S; русский перевод 346 стр.), бывшего в Антиохии 6 месяцев, Иерониму следуют блаж. Феодорит, Никифор Каллист и позднейшие хронографы. Le Quien, Lightfoot, Gwatkin считают Павлина не преемником Евстафия, а предшественником. Так понимают дело о Павлине свящ. Д. А. Лебедев – Антиохийский собор 324 г. и его послание к Александру Фессалоникийскому – Христ. Чт. 1911, июль-август, 853 стр. С. Л. Епифанович – Библиографическая заметка на труды свящ. Д. Лебедева  – Труды Киевской Дух. Акад. 1913, I, 132 стр. Проф. Бриллиантов А. И. К истории арианского спора до первого вселенского собора – Христ. Чт. 1913, июль-август, 890 стр. Но на основании слов Евсевия в его сочинении Adv. Marcellum I, 4. PG XXIV, col. 752–753 и Vita Constantini III, 59, 4. Ed. crit. Heikel Eusebius Werke I. B. Corpus de Berlin, t. VII, вопрос о Павлине, как предшественнике Евстафия, в свидетельстве Филосторгия, не устраняется (ср. Tillemont Memoires VII, 296–297; Cavallera cit. op. 68. Loofs RE 3 XII, 555). Сократ (I, 24) и Созомен, (II, 19. ср. III, 20. VI, 13), после отказа Евсевия, антиохийским епископом называют Евфония, причём Сократ добавляет, что до Евфония антиохийская кафедра пустовала 8 лет. Последнему сообщению Сократа можно противопоставить то, что еп. Флацилл, который, по хронологии Сократа, должен быть в Антиохии после 338 г., присутствовал уже на соборе в Тире в 335 г., как епископ Антиохии. По Тильмону, он в Антиохии был с 333 г. (Tillemont Memoires IV, 118; ср. VII, 299), Несторианские источники следуют ошибочно Сократу – Chronique Michele Syr. Ed. Chabot I, 263 p.; Hist. Nestor. I. PO. IV, 278 p.; Kitab-Alc-Unvan. Hist. Universelle II p. PO. VII, 551–552 p. Относительно цитации произведений Евсевия Кесарийского нужно заметить, что, по независящим от нас обстоятельствам, мы не могли сохранить единообразие в ссылках на новейшее издание его творений.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

Итак, какой же Синаксарь имеет в виду в Хиландарском Типиконе пр. Савва Сербский , Синаксарь, которым несомненно регулировалась богослужебная практика этого знаменитого святогорского монастыря? Более или менее категорический ответ на поставленный вопрос возможен ныне, благодаря находке нами в библиотеке Хиландарского монастыря цельной рукописи XIV века, с таким любопытным надписанием: « Синаар съ Бмь по типикоу име трпаре и мца до мца ауста». Настоящая рукопись 9 66 (70) в лист, 269 листов, нисана чётким почерком XIV века. Заглавный лист, первый, писан позднейшей рукой XVI века. Состав рукописи такой: Л. 1–79 Синаар Полный месяцеслов с сентября месяца по август с тропарями и кондаками святых и праздников, указываемых в Синаксаре. За месяцесловом следуют непосредственно тропари и кондаки для святой четыредесятницы и пятидесятницы, а затем замечание о посте св. апостолов, тропари по непорочных, воскресные тропари, ипакои и богородичны восьми гласов. Л. 79 об. Бгородичникь прстые Бце смыимь гласовомь. Л. 246. инока. и презвитера мнастыра нарицаема Хиландара. съписашесе канны. стмоу Симен. новмоу мроточцоу. и стлю Сав. срьвскыма. похвала препбномоу Сменоу. и блгодарнаа пнь стлю Сав. кан, общь стм Сменоу и стмоу Сав. Чтобы познакомиться с месяцесловом этого замечательного Синаксаря, мы выписываем из него памяти 22 дней месяца сентября, которые следуют в таком порядке: 1) преподобного отца Симеона столпника, святых 40 жен и память Иисуса Навина; 2) святого мученика Маманта, и преподобного Иоанна Постника ; 3) святого священномученика Аноима пикомидийского и преподобного отца нашего Феоктиста спосника великого Евфимия; 4) святого священномученника Вавилы и святого пророка и боговидца Моисея; 5) святого пророка Захария отца Предтечева; 6) память бывшего чудесе в Колосаих, иже в Хонех Архистратигом Михаилом и святого мученика Евдоксима; 7) предпразднство Пресвятой Богородицы и святого мученика Созонта; 8) Рождество Пресвятой Богородицы; 9) святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и святого мученика Севериана; 10 святых мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры; 11) преподобной матери нашей Феодоры александрийской; 12) святого священномученика Автонома. Сьси днь даваемь праздникь; 13) обновление Святого Воскресения Христа Бога нашего и святого священномученика Корнилия сотника, и предпразднство Честного и Животворящего Креста; 14) Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста; 15) святого великомученика Никиты; 16) святой великомученицы Евфимии; 17) святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии; 18) преподобного отца нашего Евфимия; 19) св. мученика Трофима, Савватия и Доримента (?) и 20) св. великомученика Евстафия и дружины его; 21) в си день отдавается празднику и 22) святого священномученика Фоки и святого пророка Ионы. В сей день поем апостолу Кондрату.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Также Король Сигисмунд Август все сие утвердил на Генеральном Сейме в Люблине 1566 г. Июля 15, а Владислав IV 1634 г. Октября 12. во Львове; также и Митрополит Михаил Рогоза на Синоде Брестском 1590 г. Июля 20 следующими словами: овшем (обаче) то им нынешним Листом подтвержаем и змоцняем: (уполномочиваем), мают они Крылошаны помененые (упомянутые) Львовские Закону святого Греческого и по них потомкове их, тых свобод, прав, вольностей своих от предка нашего и Его Королевской Милости, также и от нас им наданых оных ужываши (употреблять) объясняючи то, иж гды (когда) Владыка будь теперешний, альбо и напотом колижколвек (когда-либо) будучые Епископы з сего света зойдет (сойдет), будут вольны оны Крылошане весполь (обще) з Паны Земляны, з Паны Мещаны Львовскими сию Епископию зо всеми ей доходами и скарбы (сокровищами) церковными з часу зоистия (смерти) Епископа Львовского в моць (во власть) свою взяти, ужывати аж до року зупольного (целой год) никому не уступаючи, а выдержавши рок, Епископови нареченному, альбо и совершенному Владыце на он час, кому даст Бог , Галицкому и Львовскому зо всем в целости подати повинны будут: аде з доходов Епископских за держанья (во время владения) своего никому личбы (отчета) чинити не будут повинны. А если бы Епископ нынешний Львовский и по нем который Владыка будучий хотел сей привилей наш порушити, и то Крылошаном не полнити (не исполнять), да будет отлучен от Отца и Сына и Святого Духа проклят, и по смерти не разрешен; тожде имеет клятву Св. Отец Вселенских Седми Соборов И на тое дали есмо тым Крылошаном Львовским сей наш лривилей на пергамине писаный, а на твердость тоей речи (дела) до сего привилея нашего печать привесити есмо велели и рукою нашею власною (собственного) подписали. Писан в Бересте на Соборе нашем, року по нароженью Исуса Христа Сына Божия 1590 месяца Июня 20 дня. – Засим следуют подписи Михаила Митрополита и Епископов Кирилла Терлецкого, Луцкого и Острожского, Мелетия Хрептовича Володимирского и Брестского, Леонтия Пельчицкого, Пинского и Туровского, Дионисия Збируйского Хельмского и Бельского.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

На этой аудиенции Далмат передал импе­ратору послание отцов Собора, на котором председательствовал святой Кирилл, и сказал: «Справедливо ли это, благочестивей­ший Август, чтобы голос одного нечестивца (он обозначил этим именем комита Кандидиана) имел для вашей совести больше значения, чем голоса шести тысяч епископов, распространен­ных по всей вселенной, которые следуют учению отцов, собран­ных в Эфесе?» 647 . Далмат добился от Феодосия разрешения офици­альным посланцам Собора прибыть в Константинополь, чтобы со своей стороны доложить императору о происшедшем в Эфе­се. Это распоряжение было изложено в грамоте, которую Дал­мат взял с собой. При выходе из дворца его поджидали собравшиеся у ворот монахи и миряне. И все вместе они с зажженными свечами напра­вились в церковь Святого Мокия. По пути к процессии присоеди­нялись новые люди. Шествовавшие воспевали 150 псалом: «Хва­лите Господа во святых Его», а время от времени раздавались крики: «Анафема Несторию». В храме Святого Мокия было огла­шено послание отцов Собора во главе с архиепископом Кирил­лом. Затем архимандрит Далмат с амвона рассказал народу о сво­ей аудиенции у императора. Свою речь он закончил словами: «Я уверен, что император последует внушению Бога и святого Собора, а отнюдь не развращенным людям; итак, молитесь, бра­тья, за императора и за нас». В церкви снова раздался крик “ана­фема Несторию”» 648 . Такая реакция соответствовала настроению большинства жителей столицы. Константинопольская паства, в которой раньше было немало сторонников у Нестория, была им явным образом потеряна. Когда в Эфесе узнали о принятом императором решении, отцы Собора направили в столицу двух епископов из Египта: Феопемпта Кабазского и Даниила Дарнийского, позже в Константинополь прибыл синкел архиепископа Кирилла и его личный врач Иоанн. В свою очередь с посланием к императору от лица участников «собора Восточных» отправился комит Ириней. Император при­нимал тех и других, обсуждал положение дел с Собором в импе­раторской консистории, выслушивал противоречивые советы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

л. 11 об. От Матфеа святое благовествование, – начинается самый текст Евангелия, весьма близкий к употребляемому ныне. Главы – с показанием соответствующего повествования и других Евангелистов – и предисловия (Феофилактовы) помещены и пред прочими Евангелиями. В первом Евангелии глав 68, во втором 18, в третьем 83, в четвертом 18. После текста каждого Евангелия показано время его написания и число стихов. В конце Евангелия от Матфея л. 130: стихов 2600, издасться самым тем по летех осьмпх Христова вознесения; от Марка л. 214 об.: еже от Марка св. Евангелие издасться по летех десятых Христова вознесениа, стихов 1600; от Луки, л. 350 об.: стихов 2800, издасться по летех пятнадцатих Христова вознесениа; от Иоанна: еже от Иоанна благовествование издается по летех 32 Христова вознесениа, стихов 2300. После сей приписи в конце Иоаннова Евангелия помешена еше другая, встречающаяся под 16 и 68, именно: л. 448 об. От деянии св. и всехвальнаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Нач. Иоанн же простер руку ят мя (Прохора) и вьздвиже мя и рече ми: сяди одесную мене на земли. Кроме нынешних зачал и помянутых глав каждое Евангелие делится еще на пять отделений для чтения в каждый день недели, начиная с понедельника. О таковом чтении Евангелия, равно и Апостола, упоминает патр. константинополский Филофей в послании к ученику своему. См. 704 л. 318, 756 л. 19. В книге Старчество 808 л. 79 показан и Указ о (келейном) чтении св. Евангелиа, а затем и Апостола подобно тому, как пред чтением и по совершении, Псалтыри. За текстом евангельским следуют: л. 450. Сборник 12-тим месяцем, сказуя главы (или зачала) коемуждо Евангелию, избранным Святым и праздником. Месяцеслов, объемлюший не все дни, но только нарочитых Святых и праздников. Из русских и сербских Святых не упоминается ни одного, а из позднейших греческих и праздников: генв. 30, празднуем вселенских учителей св. триех святитель: Василиа Великаго , Григория Богослова и Иоанна Златаустаго; майя 9, пренесение честных мощий иже в святых отца нашего Николы; август 1, происхождение честнаго креста, и 16: память пренесение нерукотворенаго Образа Господа нашего Ис. Христа от Едеса в Царьград.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Только тяжко больные остаются и молятся дома. – Пойдем за народом в храм и посмотрим, что там совершается. Все двери, ведущие в алтарь, заперты и покрыты черною материей. Посреди храма стоит аналой с книгой страстей. Входят южными дверьми священники. Облачившись в восточной части храма, они выходят на средину и становятся вокруг аналоя. Начинаются часы. Но это не те часы (саасат), с которыми мы уже знакомы. В течение двух с половиной часов, которые длится служба каждого часа, всякий присутствующий в храме должен положить не менее 500 поклонов. Чтобы не сбиться в счете, поклоны отсчитываются по узлам четок, которые, нужно заметить, носят почти все абиссинцы – христиане. О начале и о конце службы каждого часа возвещает аккавесат (наблюдатель часов). Он следит, чтобы он длился не менее двух с половиной часов. Когда аккавесат возвестит, что служба часа окончилась, народ выходит из храма, но не на долго, только на полчаса. Затем снова начинается служба часов, длясь опять 2½ часа, по окончании которых опять получасовой отдых и т. д. В течение понедельника, вторника и среды страстной седмицы литургии не служатся вовсе, а только часы, которые в эти дни идут почти не- —244— прерывно. Трое суток к ряду народ молится в храме, кладя на каждом часе по 500 поклонов, т. е. в течение суток 4000, а в течение понедельника, вторника, среды и половины четверга 18000. Порядок страстного саасата следующий: на нём прочитывается вся псалтирь семь раз. В чтении её принимают участие все грамотные и те, которые знают её наизусть. Она распределяется по одному псалму между всеми чтецами. Чтецы читают все разом, так что вся псалтирь прочитывается в церкви минут в десять. Таким способом она прочитывается на каждом саасате семь раз. За Псалтирью следуют библейские чтения, которые на каждом саасате переменяются. Затем читаются молитвы с поклонами: это 1) молитва Троице, 2) Спасителю и 3) Божией Матери. После импровизированной молитвы священника и «Отче наш» в храме раздается вопль народа: rupi алайсон! (κριε λησον).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 6. Грамота германского императора Оттона I об учреждении магдебургской архиепископии (968 г.) В 968 г. германский император Оттон I с санкции папы Uoahha XIII учредил на базе монастыря св. Маврикия в Магдебурге на реке Эльбе архиепископию, в задачу которой входила миссионерская деятельность на славянских землях к востоку от германских границ. Грамота представляет собой, собственно говоря, послание к восточносаксонской знати, владения которой оказывались на территории новой митрополии. Текст сохранился в оригинале, но без заключительной части: нет визы нотария и даты. По содержанию он датируется октябрем 968 г. Издания: Грамота издавалась неоднократно. Важнейшие издания: DD Ott. I. N 366; UB Magdeb. 1. N 67; регест: Böhmer II/1. N 484. Литература: Об обстоятельствах учреждения и ранней истории Магдебургской архиепископии в целом, кроме литературы, приведенной в примечаниях, см.: Claude 1972. Во имя святой и неделимой Троицы. Оттон (Otto) 124 , милостию Божией император август, всем нашим подданным (fideles) 125 , именно епископам и графам, а также прочим землякам (comprovinciales) нашим 126 – вечного в Господе спасения и всяческого блага. Будучи убеждены, что распространение веры Господней служит на пользу и укрепление нашей державы, мы горячо стремимся споспешествовать ему всеми имеющимися средствами. Посему, намереваясь, как известно всем вашим милостям (vestrorum caritas) 127 , учредить в городе Магдебурге (Magadaburgensis civitas) 128 архиепископский престол 129 и, кроме того, находя настоящее время для свершения сего благоприятным 130 , мы, по совету досточтимого архиепископа Хаттона (Hatto) 131 и епископа Хильдеварда (Hildewardus) 132 , а также прочих наших подданных, постановили избрать архиепископом и митрополитом всего славянского народа (Sclavorum gens) по ту сторону Эльбы (Albia) и Зале (Saia), недавно обращенного к Богу или подлежащего обращению 133 , досточтимого мужа Адальберта (Adalbertus), некогда назначенного и посланного в качестве епископа и проповедника к ругам (Rugi) 134 , коего и направили в Рим для получения паллия 135 от господина папы 136 . И дабы подкрепить и утвердить это наше избрание, направляем его к вашим милостям в непременном желании, чтобы он, по избрании всеми вами как подачей голоса, так и поднятием руки 137 , воссел на своем престоле. [Следуют распоряжение о рукоположении Адальбертом подчиненных ему епископов новоучреждаемых епархий в Мерзебурге, Майсене и Цайце 138 , а также призыв к саксонской знати содействовать предприятиям нового архиепископа.]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12 Високос – испорченное латинское bissextilis – дважды шестой. Так назван был первоначально 46 год до Рождества Христова, потому что Юлий Цезарь, делая реформу современного ему календаря, прибавил в этом году после 6 марта второе 6-е число. Високосом, или Високосным годом, у нас называется год, содержащий в себе не триста шестьдесят пять, а триста шестьдесят шесть суток. Високосные годы повторяются через каждые три простых года. 13 Равноденствием называется тот момент в движении солнца, когда оно пересекает экватор, вследствие чего в это время день бывает равен ночи. В году бывает два равноденствия: весеннее (8 марта), когда солнце переходит из южного полушария в северное, в осеннее (10 сентября), когда оно переходит из северного полушария в южное. 14 В России первоначально первым месяцем гражданского года считался месяц март, но в 1343 году у нас было постановлено считать начальным месяцем года месяц сентябрь, по примеру Александрийской Церкви. В конце же 1699 года Петр Великий предписал начинать новый год вместе с другими европейскими народами – с января. 15 Наименование месяца сентября, так же как и марта, заимствовано нами от римлян. Римляне же дали ему такое название потому, что он был седьмым месяцем (September – от septem – семь) от первого, то есть марта. 16 Индиктом назывался у римлян пятнадцатилетний период сбора податей, разделявшийся на три срока по пяти лет в каждом. От индикта следует отличать индиктион – великий пасхальный круг в пятьсот тридцать два года. По истечении каждых пятисот тридцати двух лет все времена церковные, месяцы, дни и числа праздников, а также и фазы луны следуют в том же порядке, как и в предшествовавший период. 17 Октавиан Август – Римский император, царствовал с 43 года до Рождества Христова по 14 год по Рождестве Христовом. 18 Олимпиадами (λυμπις) – у греков называлась собственно единица времени, равнявшаяся четырем годам и составлявшая промежуток между празднованием Олимпийских игр (игры же эти получили свое название от горы Олимпии – места, где они происходили). Древние греки вели летосчисление свое по этим олимпиадам, причем основанием, или началом, летосчисления была первая Олимпиада, падавшая на 776 год до Рождества Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Август 24. Перенесение честных мощей иже во святых Отца нашего Петра Митрополита всея России нового Чудотворца. 76 26. В той же день празднуем последование похвально встретение иконы Владимирской Пресвятой Владычицы нашея Богородицы от нашествия безбожного Агарянского поганого Царя Темир Аксака. 77 Содержание приписки, сделанной на полях устава, мы уже видели в 1-м отделе Истории обители. 2. Беседы Евангельские, толкование Св. Иоанна Златоуста , в листе большого формата, писана полууставом мелким, красивым и убористым письмом, заглавные буквы и заставки киноварью, на 942 страницах, из коих до 547-ой следуют беседы на Евангелие от Матвея, а от 547 и до конца, на Евангелие от Иоанна; от Матвея 90 бесед написаны на 37 листах, а от Иоанна 88 на 32 листах. В начале тех и других бесед помещены изображения Св. Евангелистов, раскрашенные красками и золотом. Из предисловия видно, что книга эта «переведена бысть от Эллинского премудрейша языка на русский язык в лето 7032-ое в матери градов в преименитой и пресловущей Москве, при благоверном и благочестивом Великом Князе Василие Ивановиче всея Руси Самодержце во 20-е лето Господарства его и при Священном Господине Данииле Митрополите всея Руси, умышлением и промышлением, и проторы и повелением самого того Святителя, во второе лето Святительства его, разумом же и наказанием премудрейшего Максима, его же сам той Самодержец своим Царским посланием от Святые горы призва, мужа вельма мудра во всех трёх языцах, великом и риском и величайше мне русско не токмо, но и творити мирою и роски и ам вииски 78 и во всех благоискусна суща, и много от человек нынешнего времени отстояща мудростью и разумом и остроумием, его же и аз непотребный и неразумный в причастии словес был, ангельский хлеб присно ему ядущу, таков аз нарицаю божественных писаний прочитании питающихся (в конце), но молим вы и нас не забывайте пишущих сия и его же трудом и потом сия преведеся многогрешного инока Селивана обители Живоначальныя Троицы и Преподобного Чудотворца Сергия.»

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010