Разделы портала «Азбука веры» Саваоф (евр. «цеваот» буквально «(Господь) Воинств», множественное число от «цава» – воинства) – одно из имен Бога , подчеркивающее такое Его свойство, как всемогущество, а также то, что Он — Владыка мира. В Библии воинствами называются войска (например, в Исх.6:26 ; Чис.31:53 ), звезды и планеты, ангелы ( Втор.4:19, 17:3 ;  Дан.8:10 ; 3Цар.22:19 ; 2Пар.18:18 ; срав.  Ис.24:21 ). Имя Божие Господь Саваоф отражает Божественную власть над всеми силами земли и неба. Имя Божие Саваоф приложимо ко всем Лицам Святой Троицы, на что прикровенно указывает пророк Исайя: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! вся земля полна славы Его ( Ис.6:3 ). Если Господь — Всемогущий Бог воинств, то почему воинства беззаконников так часто побеждают Его рабов и угодников (праведников, святых)? В отношении созданного мира Всемогущество Божье проявляется в том, что никакое творение в отдельности, ни всё оно вкупе не в состоянии противодействовать Его святой воле ( Быт.17:1 ), причём творение не может не только препятствовать Богу осуществлять всё, что ни хочет, но даже и сколь-нибудь Его затруднять. Воинства нечестивцев, равно как и одиночные враги  Церкви  Божьей могут одолевать верующих только в той мере, в какой попускает Господь. Степень этого попущения  всегда зависит от общих и частных целей Вышнего Промысла , ведомых, в полноте, только Господу. Например, иногда Бог, попускает врагам одолевать верующих тогда, когда те, в силу различных причин, отступают от соблюдения требований Его нравственного закона. В этом случае нечестивцы могут использоваться как орудия Справедливого Божьего гнева . Вместе с тем, они могут служить к вразумлению, воспитанию, возвращению верующих в русло нормальной религиозно-нравственной жизни. Скажем, во времена Ветхого Завета, в период Судей, Бог попускал язычникам притеснять и одолевать сынов Израиля . Испытывая в бедствия и несчастья, и не имея сил самостоятельно оградиться от них, евреи начинали искать помощи и защиты у Господа и вновь обращались к истинной вере. Тогда Бог, по Своей милости, воздвигал им особых правителей, судей, через которых налаживал их социальную жизнь.

http://azbyka.ru/savaof

По прекрасному выражению, в Бозе почивающего, митрополита Филарета, через того же самого Моисея, через которого дана была заповедь, запрещающая идолопоклонство, было повелено Богом устроить изображения херувимов для скинии: «Сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки» (ковчега завета). Что же? И эти изваяния херувимов богохульцы-сектанты назовут идолами? Между тем, Господь повелел сделать искусной работой еще многих херувимов на завесе из голубой, пурпуровой и червленной шерсти и крученного виссона, которая, подобно нашему иконостасу, отделяла святое святых от святилища ( Исх. 26:31 ). Такие же изображения херувимов, по повелению Божию ( Исх. 26:1 ), были сделаны на десяти покрывалах крученного виссона, которые заменяли собою стены и крышу скинии. Молокане осуждают поклонение св. иконам н ношение их в торжественных крестных ходах: между тем, такое же почитание было оказываемо ковчегу завета с его херувимами, который для народа еврейского был видимым образом присутствия Самого невидимого Бога и потому, часто был именуем даже Господом. Во время странствования по Аравийской пустыне, как только нужно было поднимать в путь ковчег, Моисей, обращаясь к нему говорил: «восстань, Господи». А когда народ останавливался где-либо станом, Моисей, снова обращаясь к ковчегу, говорил: «возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым» (срав. Чис. 10:35–36 ). Неоднократно ковчег был носим и в торжественных процессиях (Срав. Нав. 6:5 ; 1Цар. 4:3; 14:18 ; 2Цар. 6:14–21 ). Соломон, устроивший храм по образу скинии, все занавеси и стены его украсил изображениями херувимов (срав. 3Цар. 6:27–29 ; 2Пар. 3:7–14 ). «И поставил он херувимов среди внутренней части храма... И на всех стенах храма кругом сделал разные изображения херувимов и пальмовых дерев». Так же описывает устройство храма Соломонова и пророк Иезекииль (41:17–20): «От верха дверей, как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи были разные изображения, сделаны были херувимы и пальмы: пальма, между двумя херувимами, и у каждого херувима – два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме – лицо львиное; так сделано во всем храме кругом. От пола до верха дверей сделаны были херувимы и пальмы, так же и по стене храма». Храм Заровавеля, разукрашенный Иродом, по свидетельству иудейского историка Иосифа Флавия, устроен был во всем, не исключая и изображений херувимов, подобен храму Соломонову, и даже превосходил его своим великолепием. В этом храме часто бывал для молитвы Господь наш Иисус Христос, и многочисленных изображений херувимов Он не удалил из него, даже в тот момент, когда очищал его от допущенных безобразий. Апостолы также часто молились в храме перед изображенными на завесе херувимами (Срав. Лк. 24:53 ; Деян. 2:46; 5:12, 17–19; 24:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

2) Из тех мест, где, напротив, Богу приписываются свой­ства, существенно принадлежащие только духу, как-то: а) самосознание и личность: Видите ныне, [видите,] что это Я, Я – и нет Бога, кроме Меня ( Втор. 32:39 , срав. Исх. 20:2–3 ); Я – Господь первый, и в последних – Я тот же ( Ис. 41:4 , срав. 48:12); Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель ( Апок. 1:8; 22:13 ); 6) разум: Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? ( Рим. 11:33–34 ); 225 в) свободная воля: Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах ( Пс. 134:6 ), и вообще Совершающет все по изволению воли Своей ( Еф. 1:11 ); 226 г) постоянная жизнь и непрестающая деятельность: Живу Я, сказал Господь: ( Иер. 22:24 ), живу Я вовек! ( Втор. 32:40 ); Отец Мой доныне делает, и Я делаю ( Иоан. 5:17 ), как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе (26), – соот­ветственно сему истинный Бог называется Богом живым, в отличие от всех богов ложных ( 1Фес. 1:9 ; 1Тим. 6:17 ; 2Кор. 3:3 ; Евр. 12:22 ; Иоан. 6:57,69 ). 3) Наконец, из тех мест, где Бог прямо называется Духом. Их только два; но оба равно ясны и определенны. Первое находится в беседе Спасителя с женой – Самарянкой: желая наставить ее, что не на Хоразине только, как думали Самаряне, или во Иерусалиме, как веровали Иудеи, где должно поклоняться Богу, а что грядет час, когда истинные поклонники поклоняться Ему во всяком месте, Христос сказал: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине ( Иоан. 4:20–24 ), и след., употребил слово “дух” в значении существа, не привязанного ни к какому месту, существа невещественного, вездесущего, разумно-нравственного. Другое ме­сто читаем в послании Апостола Павла к Коринфянам: Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода ( 2Кор. 3:17 ), где, очевидно, название “дух” употреблено также в самом строгом, подлинном, а не переносном смысле. Достойно замечания и то, что Апостол Павел называет Бога Отцом духов в противоположность отцам нашим по плоти ( Евр. 12:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Наконец, что Бог наказывает или накажет грешников за все их злодеяния, в подтверждение этого Священное Писание: а) представляет с одной стороны многократные опыты казни Божией, совершившиеся прежде, каковы: изгнание наших падших пра­родителей из рая, участь Каина, судьба Содома и Гоморры, всемирный потоп, смерть Богочеловека за грехи людей, а с другой – будущий страшный суд, где за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда ( Матф. 12:36 ), и нечестивые услышат тяжкий приговор нелицеприятного Судии: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( Матф. 25:41 ). Кроме того Священное Писание – б) свидетельствует, что Проклятие Господне на доме нечестивого ( Притч. 3:33 ; срав. 15:25), и обратит на них беззаконие их, и злодейством их истребит их, истребит их Господь Бог наш ( Пс. 93:23 ); в) называет Бога огнем поядающим: потому что Бог наш есть огнь поядающий ( Евр. 12:29 ; Втор. 4:24 ), и г) человекообразно приписывает Ему гнев и мщение: открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою ( Рим. 1:18 ; срав. Исх. 32:10 ; Числ. 11:10 ; Пс. 2:5,12; 87:17 ; Иов. 7:14 ); Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь ( Рим. 12:19 ; Евр. 10:80 ; Втор. 32:35 ); Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя ( Пс. 93:1 ). Святые Отцы и учители Церкви, когда рассуждали о правосудии Божием, между прочим, старались решать недоумения, обыкно­венно предлагаемые касательно этого свойства, каковы преимущественно два: Первое: как примирить правду в Боге, казнящую грешников, с Его бесконечной добротой? Некоторые из древних еретиков (гностиков), считая это непримиримым, вздумали при­знавать двух богов: бога верховного – благого, и бога подчиненного ему – правосудного. 361 Против такой мысли пастыри древ­ней Церкви замечали, что истинный Бог непременно должен быть вместе и благ и правосуден; 362 что благость Его – бла­гость праведная, и правда Его – правда благая; 363 что Он остается правосудным даже тогда, когда прощает нам грехи и милует нас; 364 остается и благим, когда наказывает нас за грехи, ибо наказывает, как Отец, не из гнева или мщения, а для исправления нас, для нашей нравственной пользы; 365 и след. самые казни Его суть более свидетельства Его отеческой доброты к нам и любви, нежели правды. 366

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Наконец, что Бог наказывает или накажет грешников за все их злодеяния, в подтверждение этого Священное Писание: а) представляет с одной стороны многократные опыты казни Божией, совершившиеся прежде, каковы: изгнание наших падших прародителей из рая, участь Каина, судьба Содома и Гоморры, всемирный потоп, смерть Богочеловека за грехи людей, а с другой — будущий страшный суд, где за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Матф. 12:36), и нечестивые услышат тяжкий приговор нелицеприятного Судии: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Матф. 25:41). Кроме того Священное Писание — б) свидетельствует, что Проклятие Господне на доме нечестивого (Притч. 3:33; срав. 15:25), и о братит на них беззаконие их, и злодейством их истребит их, истребит их Господь Бог наш (Пс. 93:23); в) называет Бога огнем поядающим: потому что Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12:29; Втор. 4:24), и г) человекообразно приписывает Ему гнев и мщение: открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою (Рим. 1:18; срав. Исх. 32:10; Числ. 11:10; Пс. 2:5,12; 87:17; Иов. 7:14); Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь (Рим. 12:19; Евр. 10:80; Втор. 32:35); Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя (Пс. 93:1). Святые Отцы и учители Церкви, когда рассуждали о правосудии Божием, между прочим, старались решать недоумения, обыкновенно предлагаемые касательно этого свойства, каковы преимущественно два: Первое: как примирить правду в Боге, казнящую грешников, с Его бесконечной добротой? Некоторые из древних еретиков (гностиков), считая это непримиримым, вздумали признавать двух богов: бога верховного — благого, и бога подчиненного ему — правосудного. Против такой мысли пастыри древней Церкви замечали, что истинный Бог непременно должен быть вместе и благ и правосуден; что благость Его — благость праведная, и правда Его — правда благая; что Он остается правосудным даже тогда, когда прощает нам грехи и милует нас; остается и благим, когда наказывает нас за грехи, ибо наказывает, как Отец, не из гнева или мщения, а для исправления нас, для нашей нравственной пользы; и след. самые казни Его суть более свидетельства Его отеческой доброты к нам и любви, нежели правды.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Не напрасно многие из самых язычников признавали Бога святым, эта истина доступна и для естественного разума. Если Бог есть существо совершеннейшее, то необходимо — и святое; а если не святое, то и не есть совершеннейшее: ибо святость в разумно-свободном существе есть первое из совершенств, а грех — первое и худшее из всех возможных несовершенств. Мы представляем также Бога существом досточтимым и достопокланяемым; но может ли разум наш признать достойным поклонения такое существо, которое не имеет святости? Мы сознаем в себе непреложный нравственный закон, который и сам по себе свят и от нас требует одной святости; но этот закон дан нам от Бога и есть выражение воли Его: не ясное ли свидетельство, что Бог любит одно святое, желает одного святого, и сам, значит, свят совершенно? 3. Бесконечная доброта Доброта в Боге есть такое свойство, по которому Он всегда готов сообщать и действительно сообщает своим тварям столько благ, сколько каждая из них может принять по своей природе и состоянию. Эта доброта ( αγαθτης , bonitas), по различию условий существ, на которые она действует, называется различно: называется благодатью ( χαρις , gratia), когда дарует блага тем, которые их не заслужили (Рим. 11:35; Еф. 2:5); милосердием ( λεος , οκτιρμς , misericordia), когда является на помощь бедствующим и нуждающимся (Лук. 1:72,78; 2 Кор. 1:3); долготерпением ( μακροθυμα , longanimitas), когда снисходит к грешникам и, ожидая обращения их, медлит их наказывать (Рим. 2:4; 3:25); милостью ( χρησττης , lenitas), когда уменьшает наказание за грехи (Рим. 11:22), и т. под. В Священном Писании находится бесчисленное множество мест, в которых изображается доброта Божия: а) вообще Бог именуется - аа) не только добрым, но и единым добрым: славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его (Пс. 117:1; срав. Пс. 33:9; 72:1; 85:5; 118:68; 134:3; 135:1); никто не благ, как только один Бог (Марк. 10:18); бб) не только щедрым и милостивым, но и Отцом щедрот: Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив (Пс. 102:8; срав. Исх. 34:6; Пс. 111:4; 144:8); Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения (2 Kop. 1:3);

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

На те же «предыдущие» законы ссылается Моисей и в 23 стихе той же главы: «берегитесь, чтобы не делать себе кумиров, как повелел тебе Господь Бог твой» (Исх.20:4); в 12 стихе следующей пятой главы: «наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь Бог твой» (Исх.20:8); в 16 стихе: «почитай отца твоего и мать твою, как повелел тебе Господь Бог твой» (Исх.20:12); в 17 стихе дальнейшей шестой главы: «твердо храните заповеди Господа Бога вашего, и уставы Его, и постановления, которые Он заповедал тебе»... То же и в 24 и 25 стихах той же главы (срав. 11:1; 18:16; 26и мн. др.). Вообще подобных ссылок на то, что уже давно «Господь Бог повелел и говорил» о повторяемых во Второзаконии постановлениях, во Второзаконии говорится много раз, эти постановления и предполагаются хорошо известными. Они, несомненно, в то время были известны из законов книг Исход, Левит и Числ; иного объяснения сему и не может быть. В соответствие этой общеизвестности законов, они излагаются в терминологии, нуждающейся в пояснениях, которые даются в предыдущих книгах. Например, в 16 главе излагаются законы о праздниках, нуждающиеся в значительных пояснениях. Так, в первом стихе читаем: «наблюдай месяц Авив и совершай пасху Господу Богу твоему.» Здесь не указывается в Авиве день празднования пасхи (14-й по Исх.12 гл.), и термин «пасха» в смысле праздника употреблен без пояснений, как всем известный, хотя сам по себе и не очень ясный; затем слово «наблюдай» (- храни), очевидно, также предполагает всем известное особое значение месяца Авива и нужду в «наблюдении» за этим месяцем. Во втором стихе читаем: «закалай пасху Господу Богу твоему.» Здесь термин пасха, употребляемый уже в значении пасхального агнца, очевидно, еще более неясен и нуждается в пояснении, хотя последнее здесь и не дается. Оно к обоим стихам заключается в Исх.12:1—12: «месяц сей (т.е. Авив или Нисан) да будет у вас началом месяцев...; в 10 день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам.» Затем подробно излагается приготовление и употребление этого агнца и в конце: «это — пасха Господу» (11 ст.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Поэтому здесь мы представим его только в кратко изложенной системе. Жидовствующие совершенно отвергают книги Нового Завета, как источник верований; они придерживаются лишь Св. Писания Ветхого Завета, но с особенным уважением относятся, впрочем, только к пятикнижию Моисея и псалмам Давида. В свое оправдание, они, обыкновенно, приводят такое рассуждение: «когда в доме есть старший, то меньшему не следует распоряжаться; стало быть, при существовании старого завета – новый неуместен» 210 . При этом, более сведущие из них ссылаются на те места в книгах Св. Писания Ветхого Завета, где говорится о неизменяемости Божьей и об установлении завета вечного. Из этих мест чаще всего жидовствующими приводятся следующие: Исх. 12:14 : «да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; как установление вечное празднуйте его»; Исх. 27:21 : «Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых»; Исх. 28:43 : «Это устав вечный, [да будет] для него и для потомков его по нем»; Лев. 6:18, 22 : «Это вечный участок в роды ваши из жертв Господних... Это вечный устав Господа»; Лев. 7:36 : «Это вечное постановление в роды их»; Лев. 10:9 : «Это вечное постановление в роды ваши». (Срав. 24:3). Кроме того, жидовствующие сектанты ссылаются еще на Пс. 88:4–5 ; Исх. 24:5; 55:3; 61:8 и не забывают слов Спасителя: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона» ( Мф. 5:17–18 ). Наконец, жидовствующие приводят в оправдание своего лжеучения и чисто практический мотив: ссылаются на то, что само русское правительство дозволяет печатать книги Ветхого Завета. «Если бы, – говорят они, – Ветхий Завет потерял свою силу и сделался не нужным, то правительство не дозволило бы печатать ветхозаветных книг» 211 . Отрицая всякое значение Св. Писания Нового Завета, и усвоив раввинское толкование ветхозаветных книг, жидовствующие сектанты с решительностью отвергают учение Православной Церкви о Боге, Троичном в Лицах.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

    П. Это правильно.     К. Убийцу закон наказывает смертью, и необузданную дерзость сдерживает воздаянием равного, и невыносимую ярость карает нестерпимым наказанием и чрезвычайными бедствиями, тщательно испытавши наперед намерение действующего; и если преступление совершено добровольно, то отъемлет милость. Он не дозволяет также, чтобы посрамляема была любовь друг к другу, обессиливаемая неблаговременностью и применением ее к тому, в чем она менее всего нужна, низводимая как бы до изнеженности: ибо он сказал так: «если кто с намерением умертвит ближнего коварно ..., то и от жертвенника Моего бери его на смерть» (Исх. 21:14). Если же вред потерпевшего насилие от биющего доходит только до изнеможения, то умеряет наказание и повелевает, чтобы тот вред был оплачиваем деньгами, ибо сказал еще так: «Когда ссорятся..., и один человек ударит другого камнем, или кулаком, и тот не умрет, но сляжет в постель, то, если он встанет и будет выходить из дома с помощью палки, ударивший не будет повинен смерти; только пусть заплатит за остановку в его работе и даст на лечение его» (Исх. 21:18-19). Это повелевает закон; Спаситель же, предлагая закон совершеннейшей Добродетели, говорит: «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф.5:39, срав. Лк. 6:29). О рабах же закон постановляет следующее: «если кто ударит раба своего, или служанку свою палкою, и они умрут под рукою его, то он должен быть наказан; но если они день или два дня переживут, то не должно наказывать его, ибо это его серебро» (Исх. 21:20-21). Итак, чрезмерный гнев он наказывает смертью: ибо Бог не допустил лишать и самой жизни находящихся в нашей власти и под игом нашим потому только, что мы, вследствие преобладания, стали их господами. Но он убеждает с гневом соединять и милость, определяя высшую кару убийце: «если они день или два дня переживут, — говорит, — то не должно наказывать его, ибо это его серебро: ибо он почти так говорит: случившееся с потерпевшим, после того как он некоторым образом оправился от повреждения, уже не есть дело гнева бившего его; потому что никто не захотел бы потерять собственного раба, которого купил за серебро и приобрел, отдавши за него деньги.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ стал есть и пить и встал играть ( Исх. 32:6 ). Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали и в один день погибло их двадцать три тысячи ( Числ. 25:1,2 ). Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей ( Числ. 21:6 ). Не ропщите, как некоторые из них роптали, и погибли от истребления ( Числ. 14:37 ). Все сие происходило с ними как образы (τποι в некоторых чтениях τυπικς); а описано в наставление нам, достигшим последних веков (ες ος τ τλη τν ανων κατντησεν) ( 1Кор. 10:1–11 ). Что в этих изречениях св. апостола заключается именно типологическое толкование, это мы уже доказывали раньше 277 . Основные же пункты типических соотношений событий историй ветхозаветных и новозаветных обстоятельств суть следующие в этом толковании. 1 . Очевидно, что св. апостол прямо берет событие изведения Израильтян из Египта под водительством столпа облачного ( Исх. 13:21–22 ) с Моисеем, как вождем во главе (сл. Деян. 7:35–36 с предшеств. и 13:17) и переход через Чермное море ( Исх. 14:22  сл. Деян. 7:36 , Евр. 11:29 ) и толкует оба события в связи как прообраз крещения новозаветного (βαπτζοντο, срав. 6, 11). «Облак древле и море», учит нас крещенных церковь , «божественного проображаху (προεικνιξον) крещения чудо, в них же древние крестишася исходяще законнии (собственно – в законодателя, т. е. Моисея – τ νομοθτ) люди; море же бе образ (τπος) воды и облак – духа, ими же совершаеми (τελμενοι) благословен еси, зовем, Боже во веки» 278 . Поясним учением св. отцов: «Что значит: крестились в Моисея? Как мы, верующие во Христа и воскресение Его, крещаемся для того, чтобы и самим иметь участие в тех же таинствах: так и израильтяне, полагаясь на Моисея, т. е. видя, что он первый вступил в море, решились и сами вступить туда же. А так как Апостол желает сблизить образ с истиной, то не выражается так, показывает и прообраз именем истины» 279 . «Море», частнее определяет прообразовательные черты бл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010